Якобо Фичер
Хакобо Фишер ( русский : Яков (Хакобо) Фишер ; 15 января 1896 — 9 сентября 1978) — аргентинский композитор, скрипач, дирижер и музыкальный педагог российского происхождения.
Жизнь
[ редактировать ]Фишер родился в Одессе , в Российской империи , в семье Александра Фишера, тромбониста Одесского филармонического оркестра, и его жены Иенте Мирл (Елены) Гоц. [1] Он начал учиться игре на скрипке в пять лет, но его уроки были прерваны смертью матери. В 1903 году он смог возобновить занятия игрой на скрипке у Петра Столярского , а позже у М.Т. Хаита. С 1912 по 1917 год он был зачислен в Санкт-Петербургскую консерваторию , где продолжил обучение игре на скрипке у Сергея Коргуева и Леопольда Ауэра . Среди других его учителей были Василий Калафати , Максимилиан Штейнберг , Николай Черепнин и Николай Соколов .
3 июня (16 июня по григорианскому календарю) 1920 года он женился на Ане Аронберг, тогда студентке Одесской консерватории по классу фортепиано. За революцией 1917 года последовало ухудшение условий в Одессе, и поэтому, чтобы избежать голода и преследований, семья, включая его отца со второй женой, его младшего брата Рахмиэля (который был виолончелистом) и невестку - бежал из города, отправившись сначала в Польшу. В 1923 году они переехали в Аргентину, прибыли туда 10 февраля и в конечном итоге стали гражданами этой страны. У Хакобо и Аны было двое детей: сын Мигель, родившийся 24 июня 1923 года, вскоре после их прибытия в Буэнос-Айрес, и дочь Майра, родившаяся 7 февраля 1928 года. Ана Аронберг Фишер умерла 27 июля 1976 года. [2]
Фишер поселился в Буэнос-Айресе, где в 1929 году стал одним из основателей Grupo renovación . Позже, в 1947 году, он также был среди основателей Лиги аргентинских композиторов. [3]
Его карьера педагога началась с назначения в 1943 году профессором гармонии в Генеральной ассоциации музыкантов Аргентины. В 1956 году он получил должность преподавателя композиции в Национальном университете Ла-Платы , где в конечном итоге стал профессором, а в 1958 году он стал профессором композиции в Национальной консерватории Буэнос-Айреса и музыкальным советником Fondo Nacional de las Artes . В 1966 году он был назначен профессором композиции в Муниципальной консерватории Буэнос-Айреса Мануэля де Фалья, а в 1968 году он стал профессором инструментовки в театра Колон . Консерватории и институте [4] Среди его известных учеников Эмилио Каудерер , Марсело Коч , Ана Ругелес , Алехандро Виньяо и Эсекьель Виньяо .
Музыкальный стиль
[ редактировать ]На протяжении долгой и плодотворной карьеры Фишер использовал множество стилей и техник, включая неоромантизм , неоклассицизм , политональность , технику двенадцати тонов , сериализм и свободную атональность , никогда не ограничиваясь какой-либо одной методологией. [5] Его еврейское наследие особенно отражено в его ранних произведениях, хотя Вторая симфония, написанная в 1933 году, также использует эмоциональный и восторженный тематический материал на иврите в ответ на новости о нацистской кампании против евреев в Европе. [6] Этот аспект появляется и в некоторых более поздних произведениях, особенно в кантате «Кадиш» , соч. 112 (1969), тогда как русская традиция очевидна в двух операх Антона Чехова . [5] Французский импрессионизм и влияние Пауля Хиндемита присутствуют в музыке 1920-х и 30-х годов, а также в медленной части Сонаты для фортепиано № 1 1941 года, которая также напоминает Шарля Кехлина и Дариуса Мийо . [7] Позже он обратился к аргентинскому национализму, стимулированному литературой гаушеско в увертюре «Дон Второй Сомбра» (1954) (по роману Рикардо Гуиральдеса ), популярной городской музыкой в «Танго и милонгах» для фортепиано (1948–59), сельской народной музыкой в Тресе. danzas Populares и исторические темы в Седьмой симфонии, посвященной Революции независимости Аргентины . [5]
Почести
[ редактировать ]По одному источнику, «Героическая поэма» Фишера , соч. 7, выиграл первую премию на конкурсе 1928 года, организованном Ленинградской филармонией. [8] Однако более поздние исследования показывают, что первая премия не была присуждена, но его работа разделила вторую премию с Дмитрием Шостаковичем . [9] Он трижды получал премию муниципалитета Буэнос-Айреса: сначала в 1929 году за свой Первый струнный квартет, затем в 1931 году за «Суламиту», «Поэма де амор » для оркестра и, наконец, в 1941 году за свою Первую фортепианную сонату. [9] Его Второй струнный квартет был удостоен премии Кулиджа в размере 500 долларов в 1937 году на Фестивале музыки Панамериканы в Мехико, а его Третья симфония получила первую премию Национального комитета по культуре в Буэнос-Айресе в 1940 году. [10] В 1969 году Фичер был избран членом Национальной академии изящных искусств Аргентины. [5]
Другие призы включают в себя: [11]
- 1929 г. Премия Ассоциации оркестровых факультетов за патетическую увертюру , соч. 11
- 1932 г. Премия Ассоциации оркестрового факультета за три симфонических эскиза, вдохновленные Талмудом , соч. 17
- 1936 г. - вторая премия на конкурсе, спонсируемом Ассоциацией Идельсона в Йоханнесбурге, Южная Африка, за La rosa muerta, поэма для коро, миксто и фортепиано , соч. 34
- 1942 г. Премия коллекции Э. А. Флейшера за скрипичный концерт, соч. 46
- 1952 г. Премия Карлоса Лопеса-Бухардо Asociación Wagneriana за Четвертый струнный квартет.
- 1957 (сентябрь) Вторая премия на Межамериканском фестивале музыки, Монтевидео, за квартет саксофонов.
- Главный приз 1960 года «Полусотлетие Майской революции» за Симфонию № 7 « Майская эпопея» , соч. 92
- 1961 (ноябрь) Аргентинская премия Моцартеума (Национальная академия изящных искусств) за фортепианный квинтет.
Композиции
[ редактировать ]Перечислен по номеру опуса .
- оп. 1: Песни без слов (5), для фортепиано (1917, переработка 1949)
- оп. 2: Двухголосные инвенции (4), для фортепиано (1922, переработка 1949)
- оп. 3: Grave e presto , для скрипки соло (1923, переработка 1951)
- оп. 4: Прелюдии (5), для фортепиано (1924, ред. 1951)
- оп. 5: Сюита № 1 на популярные еврейские темы для оркестра (1924, переработка 1966)
- оп. 6: Сюита № 2, для оркестра (1926)
- оп. 7: Поэма героическая , для оркестра (1927, переработка 1934)
- оп. 8: Суламита , тональная поэма (по роману Алехандро Куприна) (1927, переработка 1960)
- оп. 9: Струнный квартет нет. 1 (1927, ред. 1947)
- оп. 10: Из стихов Эль-жардинеро де Р. Тагора (текст: стихи 16 и 42 Рабиндраната Тагора ), для камерного оркестра (1928)
- оп. 11: Патетическая увертюра (1928, ред. Исход , 1960)
- оп. 12: Две еврейские пьесы для скрипки и фортепиано (1928)
- оп. 13, нет. 1: Элегическая песня , для виолончели и фортепиано (1928)
- оп. 14: Три хора а капелла (текст: Рафаэль Альберти), для четырехголосного смешанного хора (1928–54)
- оп. 15: Соната №. 1, для скрипки и фортепиано (1929, ред. 1960)
- оп. 16: Сюита в стиле антигуо , для флейты, гобоя, кларнета, фагота, валторны и трубы (1930)
- оп. 17: Три симфонических эскиза, вдохновленные Талмудом (1930).
- оп. 18: Соната для флейты, альта и фортепиано (1931)
- оп. 19: Пьесы (3), для фортепиано (1932)
- оп. 20: Симфония №. 1 (Камерная симфония) (1932)
- оп. Сонатина, для саксофона, трубы и фортепиано (1932 21 : ) 21, паб. Буэнос-Айрес: братья Ортлли, без даты]
- оп. 22: Вариации на еврейскую популярную тему (1932)
- оп. 23: Прелюдии (3), для фортепиано (1932)
- оп. 24: Симфония №. 2 (1933)
- оп. 25: Colombina de hoy («Сегодняшний колумбиец», балет в 1 действии, сценарий Н. Евреинова), для двух фортепиано (1933)
- оп. 26: Los invitados (Гости, сценарий Б. Романова, балет в 1 действии), для оркестра и двух фортепиано (1933)
- оп. 27: Dos canciones (текст: Габриэла Мистраль ), для сопрано или тенора и фортепиано (ред. 1969)
- оп. 28: «Песни о любви» Иехуды Ха-Леви (7), для голоса и фортепиано (1934)
- оп. 29: Пьесы (4), для фортепиано (1934)
- оп. 30: Трио для скрипки, виолончели и фортепиано (1935)
- оп. 31: Прелюдия и фуга, для фортепиано (1935)
- оп. 32, нет. 1: Соната для флейты и фортепиано (1935)
- оп. 32, нет. 2: Соната, для кларнета и фортепиано (1937)
- оп. 32, нет. 3: Соната, для гобоя и фортепиано (1940)
- оп. 32, нет. 4: Соната, для фагота и фортепиано (1970)
- оп. 33: Восемь стихотворений (текст: Сезар Тьемпо) для голоса и фортепиано (1935)
- оп. 34: La rosa muerta (Мертвая роза), для смешанного хора и фортепиано (1936)
- оп. 35: Струнный квартет нет. 2 (1936)
- оп. 36: Симфония №. 3 (1938–40)
- оп. 37: Три гравюры , первая серия, для фортепиано (1938)
- оп. 38: Шесть басен , первая серия, для фортепиано (1938–40)
- оп. 39: Пять детских пьес для фортепиано (1940)
- оп. 40: Мельчор (балет в 3-х действиях, сценарий Сезара Тьемпо), для хора и 14 струнных (1938–39)
- оп. 41: Органильеро (Леонидас Барлетта), для баса с оркестром (1940–50)
- оп. 42: Три гравюры , вторая серия, для фортепиано (1941)
- оп. 43: Три танца в аргентинском популярном стиле , для фортепиано (1941)
- оп. 44: Соната №. 1, для фортепиано (1941)
- оп. 45: Семь песен Амадо Вильяра , для голоса и фортепиано (1941)
- оп. 46: Концерт для скрипки с оркестром (1942)
- оп. 47: Голондрина (балет в 3-х действиях, сценарий Леонидаса Барлетты), для оркестра (1942)
- оп. 48: Соната, для виолончели и фортепиано (1943)
- оп. 49: Соната №. 2, для фортепиано (1943)
- оп. 50: Струнный квартет нет. 3 (1943)
- оп. 51: Гаучо , сюита из партитуры к фильму, для камерного оркестра (1944)
- Оп. 52: Псалом CXIX и «Прахом ты будешь и прахом возвратишься» (текст: Леонидас Барлетта), для тенора, женского хора и фортепиано, органа или камерного оркестра (1944)
- оп. 53: Концерт №. 1, для фортепиано с оркестром (1945)
- оп. 54: Прелюдия, хорал и побег , для фортепиано или для камерного оркестра (1945)
- оп. 55: Соната, для арфы (1945)
- оп. 56: Соната №. 2, для скрипки и фортепиано (1945)
- оп. 57: Три сонета Леонидаса Барлетты , для низкого голоса и фортепиано.
- оп. 58: Сонеты (3) (Леонидас Барлетта), для голоса и фортепиано (1946)
- оп. 59а: Шесть басен , вторая серия, для фортепиано (1946, аранжировка камерного оркестра, соч. 59б, 1951)
- оп. 60: Симфония №. 4 (1946)
- вверх. 61: Серената, для струнного оркестра (1947)
- оп. 62: Интродукция и вечное движение , для скрипки и фортепиано (1947)
- оп. 63: Симфония №. 5 «Так говорил Исайя» (1947)
- оп. 64: Три еврейских танца для двух фортепиано (1947)
- оп. 65: Пьесы (3), для скрипки и фортепиано или оркестра (1948)
- оп. 66: Американские танцы (6), для фортепиано (1948, переработка 1959 года как Шесть танго и милонг )
- оп. 67: Гамлет , четыре симфонические части для оркестра (1948)
- оп. 68, нет. 1: Соната для флейты и кларнета (1949)
- оп. 68, нет. 2: Соната для флейты, гобоя и фагота (1950)
- оп. 68, нет. 3: Соната куатро для флейты, гобоя, кларнета и фагота (1950)
- оп. 69: Псалом радости , кантата (текст: Рафаэль Альберти), для сольных голосов, хора и оркестра (1949)
- оп. 69b: Увертюра к кантате «Сальмо де алегрия » для оркестра (1948)
- оп. 70: Две поэмы Лонгфелло , для голоса и фортепиано (1949)
- оп. 71: Соната №. 3, для фортепиано (1950)
- оп. 72: Соната №. 4, для фортепиано (1950)
- оп. 73: Струнный квартет нет. 4 (1952)
- оп. 74: Три десятых (текст: Мануэль Ф. Ругелес), для голоса и фортепиано (1952)
- оп. 75: Эль осо (Медведь, камерная опера, 1 действие, текст по А. Чехову , на испанском и русском языках) (1952)
- оп. 76: Пьесы (3), для альта и фортепиано (1953)
- оп. 77: Песни Параны (6) (Рафаэль Альберти), для голоса и фортепиано (1953)
- оп. 78: Сюита №. 3, для камерного оркестра (1953)
- оп. 79: Baladas del Paraná (4) (текст: Рафаэль Альберти), для голоса и фортепиано (1953)
- оп. 80: Соната, для альта и фортепиано (1953)
- оп. 81: Концерт №. 2, для фортепиано с оркестром (1954)
- оп. 82: Дон Второй Сомбра , увертюра для оркестра (1954)
- оп. 83: Два хора а капелла (текст: Франсиско Л. Бернардес, Нале Роксло) для смешанного хора (1955)
- оп. 84: Pedido de mano (Предложение, камерная опера, 1 действие, текст по А. Чехову, на испанском и русском языках) (1955–56)
- оп. 85: Концерт для арфы и камерного оркестра (1955)
- оп. 86: Симфония №. 6 (1956)
- оп. 87: Соната №. 5, для фортепиано (1956)
- оп. 88: Рапсодия, для хора и квартета саксофонов (1956)
- оп. 89: Квартет для саксофонов сопрано, альт, тенор и баритон (1957, также транскрипция для флейты, гобоя, кларнета и фагота или для струнного квартета)
- оп. 90: Ода свободе (текст: Хосе Исааксон), для рассказчика и оркестра (1957)
- оп. 91: Ми Алдеа (Мануэль Фелипе Ругелес), кантата для сопрано, альта, тенора и камерного оркестра (1958)
- оп. 92: Симфония №. 7 «Эпопея майо» (Майская эпопея, 1958–59)
- оп. 93: Соната №. 3, для скрипки и фортепиано (1959)
- оп. 94: Пять сонетов Шекспира (перевод текста: Мануэль Мухика-Лайнес), для голоса и оркестра
- оп. 95: Вариации и фуга на тему Моцарта , для оркестра (1961)
- оп. 96: Квинтет, для фортепиано и струнного квартета (1961)
- оп. 97: Соната №. 6, для фортепиано (1961)
- оп. 98: Праздничная увертюра для оркестра (1962)
- оп. 99: Токката, для фортепиано (1963)
- оп. 100: Пять стихотворений для голоса и фортепиано (1963)
- оп. 101: Соната №. 7, для фортепиано (1964)
- оп. 102: Пять любовных сонетов (текст: Мануэль Фелипе Ругелес) для голоса и фортепиано (1964)
- оп. 103: Концерт №. 3, для фортепиано с оркестром (1964)
- оп. 104: Четыре любовных сонета (текст: Мануэль Фелипе Ругелес) для смешанного хора (1964)
- оп. 105: Симфония №. 8 (1965)
- оп. 106: Поэма для двух фортепиано (1966)
- оп. 107: Концерт для флейты и камерного оркестра (1968)
- оп. 108: Духовой квинтет (1969)
- оп. 109: Три стихотворения для сопрано или тенора и фортепиано (1969)
- оп. 110: Три песни для сопрано или тенора и фортепиано (1969)
- оп. 111: Прелюдия, сицилиана и фуга , для двух фортепиано (1969)
- оп. 112: Кадиш , кантата (текст: Арминда Ралески), для сопрано, альта, тенора и баса солистов, хора и оркестра (1969)
- оп. 113: Пять портретов , для фортепиано (1970)
- оп. 114: Три хора а капелла (текст: Альфонсина Сторни ), для смешанного хора (1970)
- оп. 115: Соната №. 8, для фортепиано (1971)
- оп. 116: Tre pezzi , для духовых инструментов и ударных (1971)
- оп. 117: Три песни для сопрано или тенора и фортепиано (1971)
- оп. 118: Введение ed allegro , для флейты, гобоя, фагота, фортепиано, скрипки и альта (1971)
- оп. 119: Прелюдии (4), для фортепиано (1971)
- оп. 120: Tres coros a cappella , для смешанного хора (1971)
- оп. 121: Аргентинское каприччио , для оркестра (1972)
- оп. 122: Соната №. 9, для фортепиано (1972)
- оп. 123: Симфония №. 9 (1973)
- оп. 124: Пять сонетов (текст: Кордова Итурбуру) для сопрано или тенора и фортепиано (1973)
- оп. 125: Четыре хора а капелла , для смешанного хора (1973)
- оп. 126: Три песни для сопрано и фортепиано (1973)
- оп. 127: Четыре пьесы для четырех солистов для флейты, гобоя, кларнета и фагота (1974).
- оп. 128: Концерт для виолончели с оркестром (1974)
- оп. 129: Пьесы (3), для фортепиано (1975)
- оп. 130: Драматическая увертюра для оркестра (1975)
- оп. 131: Симфония №. 10 (текст: Хорхе Луис Борхес ), для 2 сольных голосов, хора и оркестра (1976–77)
- оп. 132: Четыре стихотворения , для [?голоса и фортепиано] (текст: Арминда Ралески) (1977)
Работает без номера опуса:
- Лос-афинкаос , музыка к фильму (1941)
- Гаучо! , оценка фильма (1942)
- Синие пончо , музыка к фильму (1942)
- Полька, для фортепиано (1948)
- Разведение скаковых лошадей , музыка к документальному фильму (1953)
- Альгодон , музыка к документальному фильму (без даты)
- Primavera sin nieve , музыка к документальному фильму (без даты)
- The Bat , для голоса и фортепиано (текст: Альфонсо Феррари-Аморес) (без даты)
Дискография
[ редактировать ]- Южноамериканская камерная музыка . (Включает «Palabras a mámá» Фишера, соч. 33, № 2, из стихотворений Очо де Сезара Тьемпо , для голоса и фортепиано, а также произведения Фернандеса, Брока, Миньоне, Педрелла, Санта-Крус, Саса, Урибе-Ольгина и Вилла-Лобос). Ольга Аверино, сопрано; Альфредо Сен-Мало, скрипка; Фриц Мэгг , виолончель; Николя Слонимский, фортепиано. Запись на 78 об/мин, 4 звуковых диска: аналоговый, 78 об/мин, 12 дюймов. Columbia Masterworks M 437 (70714-D; 70715-D; 70716-D; 70717-D) [Бриджпорт, Коннектикут?]: Колумбия, 1941. Переиздано. с дополнительными материалами, такими как «Премьеры создания истории» . Запись LP 1 звуковой диск: аналоговый, 33 1 ⁄ об /мин, стерео, 12 дюймов Orion ORS 7150; ORD 7150. Лос-Анджелес: Орион, 1972.
- Произведения для скрипки соло аргентинских композиторов / Сочинения для скрипки соло аргентинских композиторов Том II. Фишера (Включает Grave y presto , соч. 3, а также произведения Джакоббе, Кэмпса, Гретцера, Абраса, Роэля и Бруно-Виделы.) Алехандро Драго, скрипка. Запись компакт-диска, 1 звуковой диск: цифровой, 4 3 ⁄ дюйма Традиция TR070427. [Буэнос-Айрес]: Традиция, 2007.
- Musica Orquestal desde la Cancilleria Argentina / Оркестровая музыка Министерства иностранных дел Аргентины (1955) . Филармонический оркестр Буэнос-Айреса. Documentae Historicae Argentinae. Серия Histórica: Архивные спектакли. Серия двухсотлетия 1810–2010 гг. (Включает Сюиту Фишера из Эль-Гаучо , соч. 51, произведения Альберто Хинастеры, Вашингтона Кастро и других.) Комплект из 2 компакт-дисков, 2 звуковых диска: цифровой, 4 3 ⁄ дюйма . Традиция. [Буэнос-Айрес]: Традиция, 2010.
Ссылки
[ редактировать ]- Уильям С. Ньюман. 1950. «Соната Опус 44 Якобо Фичера; Соната Луиса Джаннео» (рецензия). Примечания , вторая серия 7, вып. 2 (март): 311–12.
- Панамериканский союз. 1956. «Якобо Фишер». В книге «Композиторы Америки: биографические данные и каталоги их произведений» / Композиторы Америки: биографические данные и каталоги их произведений 2:58–69. Вашингтон, округ Колумбия: Панамериканский союз, генеральный секретарь Организации американских государств.
- Сальгадо, Сусана. 2001. «Фичер, Хакобо». Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла . Лондон: Издательство Macmillan.
- Сальгадо, Сусана (арх.). 2010. « Коллекция Якобо Фишера ». Подарок Мигеля Фишера, 1998 г., обработка 1999 г.; документ впервые опубликован в 2005 году. Вашингтон, округ Колумбия: Музыкальный отдел Библиотеки Конгресса.
- Слонимский, Николай . 1945. Музыка Латинской Америки . Нью-Йорк: Компания Томаса Ю. Кроуэлла.
Сноски
[ редактировать ]- ^ Сальгадо 2010 , с. 3.
- ^ Сальгадо 2010 , стр. 3–4, 6–7.
- ^ Панамериканский союз 1956 , с. 58; Сальгадо 2001 .
- ^ Сальгадо 2001 ; Сальгадо 2010 .
- ^ Jump up to: а б с д Сальгадо 2001 .
- ^ Слонимский 1945 , с. 89.
- ^ Ньюман 1950 , с. 311.
- ^ Слонимский 1945 , с. 88.
- ^ Jump up to: а б Сальгадо 2010 , с. 4.
- ^ Слонимский 1945 , стр. 88–9.
- ^ Сальгадо 2010 , стр. 4–5.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Мид, Рита Х. 1982. «Латиноамериканские акценты в «новой музыке»». Обзор латиноамериканской музыки / Revista de Música Latinoamericana 3, вып. 2 (осень – зима): 207–28.
- Зипман, Борис. 1966. Хакобо Фичер . Аргентинцы в серии искусств. Буэнос-Айрес: аргентинские культурные издания.
Внешние ссылки
[ редактировать ]Архивы на | ||||
---|---|---|---|---|
| ||||
Как использовать архивный материал |
Тексты
[ редактировать ]- Коэн, Уоррен. 2009. « Якобо Фичер: Забытый оригинальный голос » Скоттсдейл, Аризона: Блог Музыкановой (16 декабря). (По состоянию на 9 декабря 2012 г.).
СМИ
[ редактировать ]- Якобо Фишер Симфония № 7, Эпопея майо . Оркестр MusicaNova (Скоттсдейл), Уоррен Коэн, дир.
- 1896 рождений
- 1978 смертей
- Аргентинские композиторы-классики
- Аргентинцы русско-еврейского происхождения
- Еврейские аргентинские музыканты
- Еврейские композиторы-классики
- Композиторы-классики XX века
- Двенадцатитоновые и серийные композиторы
- Музыканты из Одессы
- Одесские евреи
- Композиторы Буэнос-Айреса
- Эмигранты из Российской империи в Аргентину
- Евреи из Российской Империи
- Академический состав Национального университета Ла Платы
- Аргентинские композиторы-классики мужского пола
- Музыканты-мужчины 20-го века