Абхидхамматтха-сангаха
Абхидхамматтха -сангаха (Сборник вещей, содержащихся в Абхидхамме) — это палийское буддийское учебное пособие или сборник Абхидхаммы традиции Тхеравады . [1] Оно было написано шри-ланкийским монахом Ачарией Ануруддхой где-то между 8-м и 12-м веками. [2]
По словам Бхиккху Бодхи , « Абхидхамматтха-сангаха» является одним из наиболее важных текстов в традиции Тхеравады Абхидхаммы и представляет собой такое «мастерское изложение» Абхидхаммы, что «стало стандартным учебником для изучения Абхидхаммы во всех буддийских странах Тхеравады на юге». и Юго-Восточной Азии ». [3]
Обзор
[ редактировать ]Как отметил Бхиккху Бодхи, Тхеравада Абхидхамма превратилась в сложную и обширную текстовую традицию, которая включала как и без того большую и сложную Абхидхамму Питаку , так и многочисленные комментарии экзегетов, таких как Буддхагхоша (которые занимают более 40 томов в издании PTS , написанном латинским алфавитом). ), затрудняло обучение новичков. Таким образом, возникла необходимость в кратких конспектах для обучения новичков. [4] Хотя для этой цели были написаны различные тексты, пятидесятистраничная сангаха стала самым популярным из таких текстов из-за «его замечательного баланса между краткостью и полнотой». [2]
Ачария Ануруддха не внес никакого нового содержания или доктрин в Тхераваду Абхидхамму в этом тексте, эта работа представляет собой сборник или учебник доктрин. Его источники включают Абхидхамма Питаку и Висуддхимаггу Буддхагхоши. Однако его организация и систематизация содержания Абхидхаммы уникальны и новаторские. По словам Джеффри Уэйна Басса, Ануруддха организовал текст с акцентом на области опыта ( авачара ), в которой может возникнуть данный тип сознания. Он представляет содержание Абхидхармы в виде многослойной схемы, которая отражает буддийское медитативное развитие (от обычных состояний ума к высшим состояниям джханы ). Таким образом, это также текст, который можно рассматривать как руководство к медитативным достижениям. [2]
Ануруддха также сократил учение Абхидхаммы, введя новые категории, такие как «универсальные» ментальные факторы ( саббачиттасадхарана ), что позволило ему представить материал в гораздо более короткой форме (в отличие, от Дхаммасангани например, ). Эта краткость облегчила запоминание и передачу и, вероятно, способствовала его популярности. [2]
Краткое содержание глав
[ редактировать ]Абхидхамматтха -сангаха состоит из следующих глав: [4]
- Глава I - Краткое изложение сознания ( пали : citta-sangaha-vibhāgo). Определяет и классифицирует 89 и 121 читту или тип сознания.
- Глава II — Сборник психических факторов ( четасика ) или сопутствующих сознанию. В этой главе перечислены пятьдесят два ментальных фактора (пали: четасикас), или сопутствующих сознанию, разделенных на четыре класса: универсальные, случайные, нездоровые факторы и красивые факторы. [3] Он также углубляется в 89 классов сознания, качества материи, перерождение, медитативные упражнения и отношения между явлениями. [1]
- Глава III - Разное, классифицирует читты и четасики по шести категориям: корень (хету), чувство (ведана), функция (кичча), дверь (двара), объект (араммана) и основа (ваттху).
- Глава IV. Анализ познавательного процесса
- Глава V. Отсутствие процессов
- Глава VI - Краткое изложение материи (рупа) - перечисляет и классифицирует материальные явления и объясняет способы их возникновения.
- Глава VII. Сборник категорий. Таким образом, дхаммы, изложенные в предыдущих главах, разбиты на четыре обширных рубрики: сборник омрачений; сборник смешанных категорий; сборник необходимых условий для просветления; сборник всего.
- Глава VIII. Сборник отношений или обусловленностей. В нем анализируются отношения между дхаммами с точки зрения взаимозависимого происхождения , а также 24 условных отношения, изложенных в Паттхане .
- Глава IX — Сборник предметов медитации, основанный на Висуддхимагге , посвящен сорока предметам медитации и стадиям прогресса .
Комментарии
[ редактировать ]Из-за своей небольшой длины этот текст был труден для понимания, в связи с чем к нему были написаны различные комментарии: [4]
- Абхидхамматтха-сангаха-тика , также известный как Порана-Тика, «Древний комментарий». Шриланкийский комментарий XII века, написанный старейшиной по имени Ачарья Нававималабуддхи.
- Абхидхамматтха-вибхавини-Тика , написанная Ачарьей Сумангаласами, 12 век. Самый известный и широко используемый комментарий.
- Леди Саядо «Параматтха-дипани-тика» (1846-1923), которая критикует Вибхавини-тику по 325 пунктам и вызвала много споров.
- Анкура-Тика Вималы Саядо защищает мнение Вибхавини от критики Леди Саядо.
- Наванита-Тика, написанная индийским ученым Дхамманандой Косамби , 1933 год. Названа «Масляный комментарий», потому что в ней объясняется Сангаха плавно и просто, избегая философских споров.
- «Всеобъемлющее руководство по Абхидхамме» Нарады Тхеры , Бхиккху Бодхи и У Ревата Дхаммы включает введение на английском языке и пояснительные комментарии, а также многочисленные таблицы У Силананды . Он опирается как на Вибхавини-тику, так и на Параматтха-дипани-тику, сосредотачиваясь на их сходстве и взаимодополняемости, а не на их противоречивых моментах. Оно также основано на Висуддхимагге .
Переводы
[ редактировать ]«Абхидхамматтхасангаха» была впервые переведена на английский язык Шве Зан Аунгом (между 1895 и 1905 годами), она была отредактирована и отредактирована г-жой К.А.Ф. Рис Дэвидс и впервые напечатана в 1910 году.
«Сангаха» также была переведена на английский язык Нарадой Маха Тхерой с пояснительными примечаниями. Американский монах Бхиккху Бодхи выпустил обновленную версию под названием «Полное руководство по Абхидхамме» с пояснениями каждого раздела Дост. У Ревата Дхамма и многочисленные диаграммы и таблицы, предоставленные Досточтимым. У Силананада. Дополнением к этому тексту является «Процесс сознания и материи» преп. Доктор Ревата Дхамма.
Другой перевод Сангахи, сделанный Рупертом Гетином и доктором РП Виджератне включает Абхидхамматтха-вибхавини комментарий Сумангалы к палийских текстов и был опубликован в 2002 году Обществом .
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Хойберг, Дейл Х., изд. (2010). «Абхидхамматтха-сангаха» . Британская энциклопедия . Том. В: А-ак Байес (15-е изд.). Чикаго, Иллинойс: Британская энциклопедия Inc. стр. 31 . ISBN 978-1-59339-837-8 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Джеффри Уэйн Басс (2006). Практичность Абхидхамматтха-Сангахи. Университет Теннесси, Ноксвилл.
- ^ Перейти обратно: а б Полное руководство по Абхидхамме.
- ^ Перейти обратно: а б с Бхиккху Бодхи; Всеобъемлющее руководство по Абхидхамме, с. 18.
Источники
[ редактировать ]- Всеобъемлющее руководство по Абхидхамме Бхиккху Бодхи.
- АБХИДХАММАТТХА-САНГАХА , перевод Нарады Тхеры, Ваджирарама, Коломбо
- Руководство по Абхидхамме: Абхидхамматтха Сангха Бхаданты Ануруддхачарии