Jump to content

Абхидхамматтха-сангаха

(Перенаправлено с Абхидхамматтхасангахи )

Абхидхамматтха -сангаха (Сборник вещей, содержащихся в Абхидхамме) — это палийское буддийское учебное пособие или сборник Абхидхаммы традиции Тхеравады . [1] Оно было написано шри-ланкийским монахом Ачарией Ануруддхой где-то между 8-м и 12-м веками. [2]

По словам Бхиккху Бодхи , « Абхидхамматтха-сангаха» является одним из наиболее важных текстов в традиции Тхеравады Абхидхаммы и представляет собой такое «мастерское изложение» Абхидхаммы, что «стало стандартным учебником для изучения Абхидхаммы во всех буддийских странах Тхеравады на юге». и Юго-Восточной Азии ». [3]

Как отметил Бхиккху Бодхи, Тхеравада Абхидхамма превратилась в сложную и обширную текстовую традицию, которая включала как и без того большую и сложную Абхидхамму Питаку , так и многочисленные комментарии экзегетов, таких как Буддхагхоша (которые занимают более 40 томов в издании PTS , написанном латинским алфавитом). ), затрудняло обучение новичков. Таким образом, возникла необходимость в кратких конспектах для обучения новичков. [4] Хотя для этой цели были написаны различные тексты, пятидесятистраничная сангаха стала самым популярным из таких текстов из-за «его замечательного баланса между краткостью и полнотой». [2]

Ачария Ануруддха не внес никакого нового содержания или доктрин в Тхераваду Абхидхамму в этом тексте, эта работа представляет собой сборник или учебник доктрин. Его источники включают Абхидхамма Питаку и Висуддхимаггу Буддхагхоши. Однако его организация и систематизация содержания Абхидхаммы уникальны и новаторские. По словам Джеффри Уэйна Басса, Ануруддха организовал текст с акцентом на области опыта ( авачара ), в которой может возникнуть данный тип сознания. Он представляет содержание Абхидхармы в виде многослойной схемы, которая отражает буддийское медитативное развитие (от обычных состояний ума к высшим состояниям джханы ). Таким образом, это также текст, который можно рассматривать как руководство к медитативным достижениям. [2]

Ануруддха также сократил учение Абхидхаммы, введя новые категории, такие как «универсальные» ментальные факторы ( саббачиттасадхарана ), что позволило ему представить материал в гораздо более короткой форме (в отличие, от Дхаммасангани например, ). Эта краткость облегчила запоминание и передачу и, вероятно, способствовала его популярности. [2]

Краткое содержание глав

[ редактировать ]

Абхидхамматтха -сангаха состоит из следующих глав: [4]

  • Глава I - Краткое изложение сознания ( пали : citta-sangaha-vibhāgo). Определяет и классифицирует 89 и 121 читту или тип сознания.
  • Глава II — Сборник психических факторов ( четасика ) или сопутствующих сознанию. В этой главе перечислены пятьдесят два ментальных фактора (пали: четасикас), или сопутствующих сознанию, разделенных на четыре класса: универсальные, случайные, нездоровые факторы и красивые факторы. [3] Он также углубляется в 89 классов сознания, качества материи, перерождение, медитативные упражнения и отношения между явлениями. [1]
  • Глава III - Разное, классифицирует читты и четасики по шести категориям: корень (хету), чувство (ведана), функция (кичча), дверь (двара), объект (араммана) и основа (ваттху).
  • Глава IV. Анализ познавательного процесса
  • Глава V. Отсутствие процессов
  • Глава VI - Краткое изложение материи (рупа) - перечисляет и классифицирует материальные явления и объясняет способы их возникновения.
  • Глава VII. Сборник категорий. Таким образом, дхаммы, изложенные в предыдущих главах, разбиты на четыре обширных рубрики: сборник омрачений; сборник смешанных категорий; сборник необходимых условий для просветления; сборник всего.
  • Глава VIII. Сборник отношений или обусловленностей. В нем анализируются отношения между дхаммами с точки зрения взаимозависимого происхождения , а также 24 условных отношения, изложенных в Паттхане .
  • Глава IX — Сборник предметов медитации, основанный на Висуддхимагге , посвящен сорока предметам медитации и стадиям прогресса .

Комментарии

[ редактировать ]

Из-за своей небольшой длины этот текст был труден для понимания, в связи с чем к нему были написаны различные комментарии: [4]

  • Абхидхамматтха-сангаха-тика , также известный как Порана-Тика, «Древний комментарий». Шриланкийский комментарий XII века, написанный старейшиной по имени Ачарья Нававималабуддхи.
  • Абхидхамматтха-вибхавини-Тика , написанная Ачарьей Сумангаласами, 12 век. Самый известный и широко используемый комментарий.
  • Леди Саядо «Параматтха-дипани-тика» (1846-1923), которая критикует Вибхавини-тику по 325 пунктам и вызвала много споров.
  • Анкура-Тика Вималы Саядо защищает мнение Вибхавини от критики Леди Саядо.
  • Наванита-Тика, написанная индийским ученым Дхамманандой Косамби , 1933 год. Названа «Масляный комментарий», потому что в ней объясняется Сангаха плавно и просто, избегая философских споров.
  • «Всеобъемлющее руководство по Абхидхамме» Нарады Тхеры , Бхиккху Бодхи и У Ревата Дхаммы включает введение на английском языке и пояснительные комментарии, а также многочисленные таблицы У Силананды . Он опирается как на Вибхавини-тику, так и на Параматтха-дипани-тику, сосредотачиваясь на их сходстве и взаимодополняемости, а не на их противоречивых моментах. Оно также основано на Висуддхимагге .

Переводы

[ редактировать ]

«Абхидхамматтхасангаха» была впервые переведена на английский язык Шве Зан Аунгом (между 1895 и 1905 годами), она была отредактирована и отредактирована г-жой К.А.Ф. Рис Дэвидс и впервые напечатана в 1910 году.

«Сангаха» также была переведена на английский язык Нарадой Маха Тхерой с пояснительными примечаниями. Американский монах Бхиккху Бодхи выпустил обновленную версию под названием «Полное руководство по Абхидхамме» с пояснениями каждого раздела Дост. У Ревата Дхамма и многочисленные диаграммы и таблицы, предоставленные Досточтимым. У Силананада. Дополнением к этому тексту является «Процесс сознания и материи» преп. Доктор Ревата Дхамма.

Другой перевод Сангахи, сделанный Рупертом Гетином и доктором РП Виджератне включает Абхидхамматтха-вибхавини комментарий Сумангалы к палийских текстов и был опубликован в 2002 году Обществом .

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б Хойберг, Дейл Х., изд. (2010). «Абхидхамматтха-сангаха» . Британская энциклопедия . Том. В: А-ак Байес (15-е изд.). Чикаго, Иллинойс: Британская энциклопедия Inc. стр. 31 . ISBN  978-1-59339-837-8 .
  2. ^ Перейти обратно: а б с д Джеффри Уэйн Басс (2006). Практичность Абхидхамматтха-Сангахи. Университет Теннесси, Ноксвилл.
  3. ^ Перейти обратно: а б Полное руководство по Абхидхамме.
  4. ^ Перейти обратно: а б с Бхиккху Бодхи; Всеобъемлющее руководство по Абхидхамме, с. 18.

Источники

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8048a236898976a6b1e9f192ba731c39__1714855860
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/80/39/8048a236898976a6b1e9f192ba731c39.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Abhidhammattha-sangaha - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)