Jump to content

Випассана-нана

Випассана -нянас ( пали , сингальский : Видаршана-джняна) или познания прозрения практикующий буддийскую медитацию Випассана — это различные стадии, которые , как говорят, проходит («прозрение», «ясное видение») на пути к ниббане . [ 1 ] Этот «прогресс прозрения» ( Висуддхиньяна-катха ) описан в различных традиционных буддийских текстах комментариев Тхеравады, таких как Патисамбхидамагга , Вимуттимагга и Висуддхимагга . В текстах Сарвастивадина Абхидхармы «путь прозрения» (даршана-марга) является одним из пяти путей прогресса в дхарме и состоит из нескольких гьян, также называемых «моментами мысли».

вимуттимагга

[ редактировать ]

« Вимуттимагга » («Путь к освобождению», 解脫道論) — раннее руководство по медитации, написанное арахантом Упатиссой, сохранившееся только в китайском переводе шестого века. Стадии прозрения, изложенные в Вимуттимагге, таковы: [ 2 ]

  1. Понимание (Гуангуань)
  2. Взлет и падение (взлет и падение)
  3. Растворение (滅)
  4. Страх, недостаток и разочарование (страх, недостаток и разочарование)
  5. Наслаждение освобождением и невозмутимостью (乐освобождение и невозмутимость)
  6. Соответствие (аналогично)

Подобное представление этих стадий можно найти в Патисамбхидамагге (датированной между III веком до нашей эры и II веком нашей эры), работе Абхидхаммы, включенной в пятую Никаю Палийского канона . В Патисамбхидамагге представлено всего 5 стадий. Первые три стадии одинаковы, а последние две — это «страх и неудобство» (бхайя и адинава) и «желание освобождения и невозмутимости по отношению к формациям» (мунчитукамьята и санкхарупеккха). [ 3 ]

Как описание последовательности различных эмоциональных стадий перед достижением цели, его можно связать с пятью стадиями горя , однако эти стадии не одинаковы.

Висуддхимагга

[ редактировать ]

) Буддхагосы Висуддхимагга (Путь очищения (ок. 430 г. н.э.), хотя и находится под влиянием Вимуттимагги , разделяет знания прозрения еще на шестнадцать стадий: [ 4 ]

  1. Намарупа париччеда ньяна — Знание психических и физических состояний, аналитическое знание тела и ума.
  2. Пачкая париггаха ньяна — Проницательность в зависимости, знание причины и следствия между ментальными и физическими состояниями.
  3. Саммасана-ньяна — Знание трех характеристик психических и физических процессов.
  4. Удайабая ньяна — Знание возникновения и исчезновения. Сопровождается возможными мысленными образами/светами, восторгом , счастьем , спокойствием и сильной внимательностью, так что «не существует такого процесса тела и ума, в котором бы не участвовала осознанность». [ 5 ]
  5. Бханганьяна — Знание о растворении формирований, различимо только «исчезновение» или «уход».
  6. Бхаяньяна — Знание пугающей природы психических и физических состояний. Ум медитирующего «охвачен страхом и кажется беспомощным». [ 6 ]
  7. Адинава ньяна — Знание психических и физических состояний как дуккха . «Итак, он видит в это время только страдание, только неудовлетворенность, только несчастье». [ 7 ]
  8. Ниббида ньяна — Знание разочарования/отвращения к обусловленным состояниям.
  9. Мунчитукамаята ньяна — Знание Желания Освобождения, возникает желание отказаться от мирского состояния (ради ниббаны).
  10. Патисанкха ньяна — Знание повторного исследования пути. Это вселяет решение практиковать дальше.
  11. Шанкхарупекха ньяна относится к ментальным и физическим состояниям — Знание, которое беспристрастно .
  12. Анулома ньяна — Знание, соответствующее Четырем Благородным Истинам .
  13. Готрабху ньяна — Знание, свободное от обусловленных образований , «Знание зрелости».
  14. Магганьяна — Знание, благодаря которому омрачения оставляются и преодолеваются разрушением.
  15. Пхаланьяна — Знание, которое реализует плод пути ( ниббана ).
  16. Паччавеккхана ньяна — Знание, которое рассматривает все еще оставшиеся загрязнения .

Абхидхамматтха-сангаха

[ редактировать ]

В Абхидхамматтха-сангахе (11-12 века), еще одном широко используемом буддийском комментаторском тексте, есть только десять познаний прозрения. [ 8 ]

  1. Понимание - столп
  2. Взлет и падение - удаабая
  3. Растворение - бханга
  4. Страх - Бхайя
  5. Недостаток - адынава
  6. Разочарование - ниббида
  7. Желание освобождения – мунчитукамьята
  8. Отражение - патисанкха
  9. Невозмутимость по отношению к формациям – санкхарупекха.
  10. Соответствие - анулома

Тексты Сарвастивадина Абхидхармы

[ редактировать ]

Абхидхарма Махавибхаша Шастра представляет «процесс прямого постижения четырех истин» следующим образом: [ 9 ]

Даршана марга (15 минут)

  1. духкхе дхармаджнянакшанти (苦法智忍) — Восприимчивость к знанию дхармы в отношении неудовлетворённости.
  2. духкхе дхармаджняна (苦法智) — знание Дхармы в отношении неудовлетворённости.
  3. духкхе анваяджнянакшанти (苦類智忍) — восприимчивость к знанию дхармы относительно неудовлетворительности, относящейся к двум высшим сферам существования.
  4. духкхе анваяджняна (苦類智) — знание Дхармы относительно неудовлетворительности, относящейся к двум высшим сферам существования.
  5. самудайе дхармаджнянакшанти (集法智忍) — восприимчивость к дхарма-знанию о происхождении неудовлетворённости.
  6. самудайе дхармаджняна (集法智) — Дхарма-знание о происхождении неудовлетворенности
  7. самудайе анваяджнянакшанти (集類智忍) — восприимчивость к дхарма-знанию о происхождении неудовлетворительности, относящейся к двум высшим сферам существования.
  8. самудайе анваяджняна (集類智) — Дхарма-знание о происхождении неудовлетворенности, относящейся к двум высшим сферам существования.
  9. духханиродхе дхармаджнанакшанти (восприимчивость) Восприимчивость к знанию дхармы прекращения неудовлетворённости.
  10. духханиродхе дхармаджняна (направление) Дхарма-знание прекращения неудовлетворения
  11. духханиродхе анваяджнянакшанти (滅類智忍) Восприимчивость к дхарме-знанию прекращения неудовлетворённости, принадлежащей двум высшим сферам существования
  12. духкханиродхе анваяджняна (滅類智) дхарма — знание прекращения неудовлетворительного, относящегося к двум высшим сферам существования
  13. духкхапратипакшамарге дхармаджнянакшанти (道法智忍) — восприимчивость, дхарма-знание пути прекращения неудовлетворённости.
  14. духкхапратипакшамарге дхармаджняна (道法智) — Дхарма-знание пути прекращения неудовлетворённости.
  15. духкхапратипакшамарге анваяджнянакшанти (道類智忍) — восприимчивость, дхарма-знание пути прекращения неудовлетворённости, относящейся к двум высшим сферам существования.

Бхавана-марга (16-й момент)

  1. духкхапратипакшамарге анваяджняна (道類智) — Дхарма-знание пути прекращения неудовлетворённости, относящейся к двум высшим сферам существования.

Абхидхарма-коса

[ редактировать ]

Абхидхарма -коша Васубандху (4 или 5 век н.э.) перечисляет знания , обретаемые на пути освобождения согласно Сарвастивадину Абхидхарме : [ 10 ]

  1. Самврити-гьяна: мирское, общепринятое знание («касается всех»)
  2. Дхарма-гьяна (法智): знание дхарм («имеет своей целью страдания и т. д. Камадхату»)
  3. Анвая-гьяна (類智): умозаключенное знание («относится к страданиям и т. д. высших сфер»)
  4. Духкха-джняна (苦智): знание страдания (1-я Благородная истина)
  5. самудая-гьяна (2-я Благородная Истина): знание Происхождения (2-я Благородная Истина)
  6. ниродха-гьяна (滅智): знание прекращения или исчезновения (3-я Благородная истина)
  7. марга-гьяна (道智): знание Пути (Четвертая Благородная Истина)
  8. пара-мано-джняна (или пара-читта-джняна) (他心智): знание ума другого (имеет своей сферой независимый объект — один умственный фактор ума другого)
  9. кшайа-джняна (盡智): Знание разрушения («относительно истин, уверенности в том, что они известны, оставлены и т. д.»)
  10. анутпада-гьяна (無生智): Знание о невозникновении («является уверенностью в том, что их [истины] больше нельзя познать, отбросить и т. д.»)
  1. ^ Махаси Саядо, Прогресс прозрения
  2. ^ Аналайо, Динамика медитации прозрения Тхеравады.
  3. ^ Аналайо, Динамика медитации прозрения Тхеравады.
  4. ^ «Шестнадцать стадий прозрения» . Общество медитации Випассанадхура . Проверено 24 декабря 2023 г.
  5. ^ Махаси Саядо, Прогресс прозрения
  6. ^ Махаси Саядо, Прогресс прозрения
  7. ^ Махаси Саядо, Прогресс прозрения
  8. ^ Аналайо, Динамика медитации прозрения Тхеравады.
  9. ^ Чан, Ю-вин. «Английский перевод Дхарматрита-Дхина Сутры» (PDF) .
  10. ^ «Материалы для изучения Абхидхармакошы - Глава 7: Джняна (Знания)» (PDF) . Проверено 24 декабря 2023 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9d9e8a41da6dff1a67b6782bb5d5840b__1722413040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9d/0b/9d9e8a41da6dff1a67b6782bb5d5840b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Vipassanā-ñāṇa - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)