Випассана-нана
Випассана -нянас ( пали , сингальский : Видаршана-джняна) или познания прозрения практикующий буддийскую медитацию Випассана — это различные стадии, которые , как говорят, проходит («прозрение», «ясное видение») на пути к ниббане . [ 1 ] Этот «прогресс прозрения» ( Висуддхиньяна-катха ) описан в различных традиционных буддийских текстах комментариев Тхеравады, таких как Патисамбхидамагга , Вимуттимагга и Висуддхимагга . В текстах Сарвастивадина Абхидхармы «путь прозрения» (даршана-марга) является одним из пяти путей прогресса в дхарме и состоит из нескольких гьян, также называемых «моментами мысли».
вимуттимагга
[ редактировать ]« Вимуттимагга » («Путь к освобождению», 解脫道論) — раннее руководство по медитации, написанное арахантом Упатиссой, сохранившееся только в китайском переводе шестого века. Стадии прозрения, изложенные в Вимуттимагге, таковы: [ 2 ]
- Понимание (Гуангуань)
- Взлет и падение (взлет и падение)
- Растворение (滅)
- Страх, недостаток и разочарование (страх, недостаток и разочарование)
- Наслаждение освобождением и невозмутимостью (乐освобождение и невозмутимость)
- Соответствие (аналогично)
Подобное представление этих стадий можно найти в Патисамбхидамагге (датированной между III веком до нашей эры и II веком нашей эры), работе Абхидхаммы, включенной в пятую Никаю Палийского канона . В Патисамбхидамагге представлено всего 5 стадий. Первые три стадии одинаковы, а последние две — это «страх и неудобство» (бхайя и адинава) и «желание освобождения и невозмутимости по отношению к формациям» (мунчитукамьята и санкхарупеккха). [ 3 ]
Как описание последовательности различных эмоциональных стадий перед достижением цели, его можно связать с пятью стадиями горя , однако эти стадии не одинаковы.
Висуддхимагга
[ редактировать ]) Буддхагосы Висуддхимагга (Путь очищения (ок. 430 г. н.э.), хотя и находится под влиянием Вимуттимагги , разделяет знания прозрения еще на шестнадцать стадий: [ 4 ]
- Намарупа париччеда ньяна — Знание психических и физических состояний, аналитическое знание тела и ума.
- Пачкая париггаха ньяна — Проницательность в зависимости, знание причины и следствия между ментальными и физическими состояниями.
- Саммасана-ньяна — Знание трех характеристик психических и физических процессов.
- Удайабая ньяна — Знание возникновения и исчезновения. Сопровождается возможными мысленными образами/светами, восторгом , счастьем , спокойствием и сильной внимательностью, так что «не существует такого процесса тела и ума, в котором бы не участвовала осознанность». [ 5 ]
- Бханганьяна — Знание о растворении формирований, различимо только «исчезновение» или «уход».
- Бхаяньяна — Знание пугающей природы психических и физических состояний. Ум медитирующего «охвачен страхом и кажется беспомощным». [ 6 ]
- Адинава ньяна — Знание психических и физических состояний как дуккха . «Итак, он видит в это время только страдание, только неудовлетворенность, только несчастье». [ 7 ]
- Ниббида ньяна — Знание разочарования/отвращения к обусловленным состояниям.
- Мунчитукамаята ньяна — Знание Желания Освобождения, возникает желание отказаться от мирского состояния (ради ниббаны).
- Патисанкха ньяна — Знание повторного исследования пути. Это вселяет решение практиковать дальше.
- Шанкхарупекха ньяна относится к ментальным и физическим состояниям — Знание, которое беспристрастно .
- Анулома ньяна — Знание, соответствующее Четырем Благородным Истинам .
- Готрабху ньяна — Знание, свободное от обусловленных образований , «Знание зрелости».
- Магганьяна — Знание, благодаря которому омрачения оставляются и преодолеваются разрушением.
- Пхаланьяна — Знание, которое реализует плод пути ( ниббана ).
- Паччавеккхана ньяна — Знание, которое рассматривает все еще оставшиеся загрязнения .
Абхидхамматтха-сангаха
[ редактировать ]В Абхидхамматтха-сангахе (11-12 века), еще одном широко используемом буддийском комментаторском тексте, есть только десять познаний прозрения. [ 8 ]
- Понимание - столп
- Взлет и падение - удаабая
- Растворение - бханга
- Страх - Бхайя
- Недостаток - адынава
- Разочарование - ниббида
- Желание освобождения – мунчитукамьята
- Отражение - патисанкха
- Невозмутимость по отношению к формациям – санкхарупекха.
- Соответствие - анулома
Тексты Сарвастивадина Абхидхармы
[ редактировать ]Абхидхарма Махавибхаша Шастра представляет «процесс прямого постижения четырех истин» следующим образом: [ 9 ]
Даршана марга (15 минут)
- духкхе дхармаджнянакшанти (苦法智忍) — Восприимчивость к знанию дхармы в отношении неудовлетворённости.
- духкхе дхармаджняна (苦法智) — знание Дхармы в отношении неудовлетворённости.
- духкхе анваяджнянакшанти (苦類智忍) — восприимчивость к знанию дхармы относительно неудовлетворительности, относящейся к двум высшим сферам существования.
- духкхе анваяджняна (苦類智) — знание Дхармы относительно неудовлетворительности, относящейся к двум высшим сферам существования.
- самудайе дхармаджнянакшанти (集法智忍) — восприимчивость к дхарма-знанию о происхождении неудовлетворённости.
- самудайе дхармаджняна (集法智) — Дхарма-знание о происхождении неудовлетворенности
- самудайе анваяджнянакшанти (集類智忍) — восприимчивость к дхарма-знанию о происхождении неудовлетворительности, относящейся к двум высшим сферам существования.
- самудайе анваяджняна (集類智) — Дхарма-знание о происхождении неудовлетворенности, относящейся к двум высшим сферам существования.
- духханиродхе дхармаджнанакшанти (восприимчивость) Восприимчивость к знанию дхармы прекращения неудовлетворённости.
- духханиродхе дхармаджняна (направление) Дхарма-знание прекращения неудовлетворения
- духханиродхе анваяджнянакшанти (滅類智忍) Восприимчивость к дхарме-знанию прекращения неудовлетворённости, принадлежащей двум высшим сферам существования
- духкханиродхе анваяджняна (滅類智) дхарма — знание прекращения неудовлетворительного, относящегося к двум высшим сферам существования
- духкхапратипакшамарге дхармаджнянакшанти (道法智忍) — восприимчивость, дхарма-знание пути прекращения неудовлетворённости.
- духкхапратипакшамарге дхармаджняна (道法智) — Дхарма-знание пути прекращения неудовлетворённости.
- духкхапратипакшамарге анваяджнянакшанти (道類智忍) — восприимчивость, дхарма-знание пути прекращения неудовлетворённости, относящейся к двум высшим сферам существования.
Бхавана-марга (16-й момент)
- духкхапратипакшамарге анваяджняна (道類智) — Дхарма-знание пути прекращения неудовлетворённости, относящейся к двум высшим сферам существования.
Абхидхарма-коса
[ редактировать ]Абхидхарма -коша Васубандху (4 или 5 век н.э.) перечисляет знания , обретаемые на пути освобождения согласно Сарвастивадину Абхидхарме : [ 10 ]
- Самврити-гьяна: мирское, общепринятое знание («касается всех»)
- Дхарма-гьяна (法智): знание дхарм («имеет своей целью страдания и т. д. Камадхату»)
- Анвая-гьяна (類智): умозаключенное знание («относится к страданиям и т. д. высших сфер»)
- Духкха-джняна (苦智): знание страдания (1-я Благородная истина)
- самудая-гьяна (2-я Благородная Истина): знание Происхождения (2-я Благородная Истина)
- ниродха-гьяна (滅智): знание прекращения или исчезновения (3-я Благородная истина)
- марга-гьяна (道智): знание Пути (Четвертая Благородная Истина)
- пара-мано-джняна (или пара-читта-джняна) (他心智): знание ума другого (имеет своей сферой независимый объект — один умственный фактор ума другого)
- кшайа-джняна (盡智): Знание разрушения («относительно истин, уверенности в том, что они известны, оставлены и т. д.»)
- анутпада-гьяна (無生智): Знание о невозникновении («является уверенностью в том, что их [истины] больше нельзя познать, отбросить и т. д.»)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Махаси Саядо, Прогресс прозрения
- ^ Аналайо, Динамика медитации прозрения Тхеравады.
- ^ Аналайо, Динамика медитации прозрения Тхеравады.
- ^ «Шестнадцать стадий прозрения» . Общество медитации Випассанадхура . Проверено 24 декабря 2023 г.
- ^ Махаси Саядо, Прогресс прозрения
- ^ Махаси Саядо, Прогресс прозрения
- ^ Махаси Саядо, Прогресс прозрения
- ^ Аналайо, Динамика медитации прозрения Тхеравады.
- ^ Чан, Ю-вин. «Английский перевод Дхарматрита-Дхина Сутры» (PDF) .
- ^ «Материалы для изучения Абхидхармакошы - Глава 7: Джняна (Знания)» (PDF) . Проверено 24 декабря 2023 г.