Jump to content

Межиндивидуальные различия в восприятии

Межиндивидуальные различия в восприятии описывают влияние, которое различия в структуре мозга или таких факторах, как культура, воспитание и окружающая среда, оказывают на восприятие людей.Межиндивидуальная (отличающаяся от человека к человеку) изменчивость обычно рассматривается как источник шума для исследований. Однако в последние годы он стал интересным источником для изучения сенсорных механизмов и понимания поведения человека . С помощью современных методов нейровизуализации, таких как фМРТ и ЭЭГ , индивидуальные различия в восприятии могут быть связаны с лежащими в основе мозговыми механизмами. Это помогло объяснить различия в поведении и познании среди населения. Распространенные методы включают изучение восприятия иллюзий , поскольку они могут эффективно продемонстрировать, как различные аспекты, такие как культура , генетика и окружающая среда , могут влиять на поведение человека.

Оптические иллюзии

[ редактировать ]

Бистабильное движение

[ редактировать ]
Соотношение сторон > 1
Соотношение сторон < 1
Два бистабильных квартета движений с разным соотношением сторон

Квартет движений является бистабильным стимулом — он состоит из двух точек, меняющих свое положение от кадра к кадру. Это изменение положения может быть интерпретировано зрителями как горизонтальное или вертикальное движение, и этот опыт может переключаться во время просмотра между интерпретациями. В зависимости от соотношения сторон положения двух точек то или иное состояние воспринимается дольше или чаще. При соотношении сторон, равном единице, иллюзия смещена в сторону вертикального восприятия. Причиной этого может быть то, как человеческий мозг обрабатывает сигналы от обоих глаз в зрительной системе . Правая половина поля зрения глаза обрабатывается левым полушарием, а левая половина — правым. Стимул, перемещающийся вертикально, задействует только одно поле зрения и, следовательно, одно полушарие, тогда как стимул, перемещающийся вертикально из одного поля зрения в другое, задействует оба полушария и требует связи между ними. Задержка, вызванная этой дополнительной передачей сигналов, может быть причиной систематической ошибки. [1] Существуют также индивидуальные различия в восприятии квартета движений: некоторым людям требуется другое соотношение сторон, чтобы воспринимать обе оси движения, чем другим.Исследование с использованием диффузионно-тензорной визуализации также показало, что различия в структуре мозолистого тела, основного соединения между двумя полушариями, могут быть причиной этих различий. [2]

Оценка размера объекта

[ редактировать ]

Существует множество иллюзий, из-за которых объекты кажутся больше или меньше по сравнению с их реальными размерами. Двумя такими иллюзиями являются иллюзии Эббингауза и Понцо . Иллюзия Эббингауза заставляет точку казаться больше, потому что она окружена меньшими точками, в то время как иллюзия Понцо использует человеческую перспективу , заставляя точку казаться больше, потому что она кажется дальше. Шварцкопф и др. [3] обнаружили, что размер первичной зрительной коры (V1) влияет на величину этих иллюзий. Чем больше была площадь поверхности V1 испытуемого, тем меньше испытуемые попадались на иллюзию. Предполагается, что это связано с тем, что больший V1, выделенный для одной и той же части поля зрения, означает меньший эффект от более поздних зрительных областей фиксированного размера (которые отвечают за эффект иллюзии). [3]

Слуховые иллюзии

[ редактировать ]

Эффект Макгерка

[ редактировать ]

Эффект Макгерка — это слуховая иллюзия, при которой люди воспринимают другой слог при представлении неконгруэнтной аудиовизуальной речи: воспроизводится слуховой слог «ба», а движение рта — «га». В результате слушатель воспринимает слог «да». Однако, по мнению Джентилуччи и Каттанео (2005), не все воспринимают эту иллюзию; этой иллюзии подвержены лишь от 26% до 98% населения. [4] Одной из психологических моделей, объясняющих межиндивидуальные различия в восприятии речи, является модель нечеткой логики восприятия речи. [5] Согласно этой модели, при обработке звуков речи осуществляется процесс категоризации. При прослушивании раздражителя анализируются особенности акустического сигнала. В дальнейшем этот сигнал сравнивается с признаками, хранящимися в памяти; наконец, звук классифицируется по категории, которая лучше всего подходит. Однако эта классификация может иметь размытые границы относительно категории, к которой принадлежит звук. В результате окончательное решение может зависеть от интеграции нескольких источников информации. При наличии эффекта Макгерка слуховой и зрительный компоненты речи перед объединением оцениваются отдельно. У тех, кто воспринимает эффект Макгерка, визуальная информация оказывает большее влияние на восприятие неоднозначной аудиовизуальной информации, и поэтому звук классифицируется как «да».

Многие исследования пришли к выводу, что областью, ответственной за восприятие этого явления, является левая верхняя височная борозда (СТВ) . [6] Эта область имеет решающее значение для мультисенсорной интеграции зрительной и слуховой информации во время восприятия речи. Более того, существует корреляция между активацией СТС и восприятием эффекта Макгерка. В этом смысле, если левая СТС правильно интегрирует несовпадающую аудиовизуальную информацию, воспринимается эффект Макгерка; если левая СТС не активна, зрительная и слуховая информация не интегрируются и, следовательно, эффект МакГерка не воспринимается.

В одном исследовании [6] зависящая от уровня кислорода в крови Функциональная магнитно-резонансная томография, (ЖИРНЫЙ фМРТ), использовалась для измерения активности мозга у людей, воспринимающих и не воспринимающих эффект МакГерка, при предъявлении конгруэнтных аудиовизуальных слогов, аудиовизуальных слогов МакГурка (слуховое «ба» + зрительное «га»). «, вызывающее восприятие звука «да»), и неконгруэнтные слоги, не относящиеся к Макгерку (слуховое «га» + визуальное «ба», вызывающее слуховое восприятие «га»). Исследователи обнаружили, что существует положительная корреляция между амплитудой ответа в левом STS и вероятностью восприятия эффекта Макгерка. Другими словами, субъект с самой слабой активацией STS к неконгруэнтной речи имел наименьшую вероятность испытать восприятие МакГерка; тогда как субъект с самой сильной реакцией STS имел самую высокую вероятность. [7]

Бошан и др. (2010) подчеркивают решающую роль левых СТС в аудиовизуальной интеграции. [8] Они применили одиночные импульсы транскраниальной магнитной стимуляции (ТМС) к СТС воспринимающих МакГерка во время предъявления стимулов МакГерка. Восприятие эффекта Макгерка снизилось с 94% до 43%, и испытуемые сообщили, что воспринимают только слуховой слог. Исходя из этого, Бошан и др. пришли к выводу, что левая СТС имеет решающее значение для аудиовизуальной интеграции и, следовательно, для восприятия эффекта МакГерка.

Более того, еще одно исследование [9] предполагает, что в основе межиндивидуальных различий в восприятии эффекта Макгерка лежат движения глаз испытуемого при рассматривании лица говорящего. Экспериментаторы провели исследование отслеживания движений глаз и измерили движения глаз участников во время просмотра аудиовизуальной речи. Они обнаружили, что люди, которые тратили больше времени на фиксацию рта говорящего, с большей вероятностью ощущали эффект Макгерка, чем те, кто редко фиксировался на рту говорящего.

Другие слуховые иллюзии

[ редактировать ]
Представление круга класса высоты звука относительно высоты тона

Межиндивидуальные различия также были исследованы для парадокса Тритона иллюзии . В этой иллюзии испытуемый последовательно слушает два тона, разделенных полуоктавой . Каждый тон состоит из набора гармоник , имеющих октавное соотношение. Слушатель должен решить, имеют ли эти два тона нисходящее или восходящее отношение. По словам Дианы Дойч , [10] на восприятие тонов влияет язык, на котором говорит слушатель. Слушатель имеет круговое представление о высоте звуков, распространенных в его культуре, и на основе этого вырабатывает диапазон высоты своего разговорного голоса, определяющий ориентацию класса высоты звука по высоте; когда данный тон находится в этом диапазоне, он принимается за самую высокую позицию по кругу и в зависимости от второго тона человек воспринимает узор как восходящий или нисходящий. немецкий [10] обнаружил, что у жителей Калифорнии тон в самой высокой позиции круга высотного класса находится в районе C# и D, тогда как у людей из южной Англии он находится в районе G. Согласно этим результатам, Дойч предположил, что ориентация высотного класса Круг по высоте одинаков для лиц одной языковой группы и различен для лиц разных языковых групп.

Другая иллюзия, обнаруженная Дойчем, интерпретация которой зависит от межиндивидуальных различий, — это иллюзия фантомных слов . [11] Эта иллюзия состоит в непрерывном произнесении двух бессмысленных слогов. Чтобы испытать иллюзию, необходимо, чтобы слушатель сел между двумя громкоговорителями: один слева, другой справа. Слоги представлены смещенными во времени таким образом, что один слог исходит из левого динамика, а другой — из правого. Было показано, что через некоторое время люди начинают слышать слова. По мнению Дойча, воспринимаемые слова зависят от языка, на котором говорит слушатель, его знаний и ожиданий. По словам Шинн-Каннингема (2008), [12] когда информация неполна или противоречива, система восприятия часто заполняет эти пробелы правдоподобными интерпретациями и, таким образом, позволяет эффективно обрабатывать новую информацию.

Влияние культуры на восприятие

[ редактировать ]
Тест с рамочной линией

Несколько исследований показали, что различия между людьми играют значительную роль в определении того, как воспринимается стимул. Эти различия между людьми, в свою очередь, во многом зависят от собственного социокультурного контекста. Исследование показывает, что культурные факторы влияют на процесс восприятия не только на более низком уровне (например, восприятие объекта и распределение внимания ), но и на функции более высокого порядка (например, теория сознания и распознавание эмоций ). [13] [14] [15]

Две основные культуры, проанализированные в этих исследованиях, были в основном культурами Западной и Восточной Азии из-за значительных различий в социальной структуре и практиках. Западную культуру называли аналитической культурой, тогда как восточную культуру называли скорее целостной культурой. [16] Говоря более конкретно, индивидуализм и свобода являются преобладающими ценностями в западных обществах, которые, в свою очередь, требуют интерпретации объекта в его абсолютных терминах, независимо от его контекста. Напротив, восточная культура известна своим упором на коллективизм и взаимозависимость друг от друга, где интерпретация объекта часто связана с его контекстом. [17]

Пионерское исследование, изучающее эти культурные различия в зрительном восприятии, было проведено Китаемой и др. (2003). [15] Результаты этого исследования предоставляют поведенческие доказательства того, как культурные факторы влияют на зрительное восприятие и распределение внимания. В качестве испытуемых для исследования американцы и японцы были взяты . Зрительный стимул, предъявляемый испытуемым, представлял собой квадратную фигуру с линией, свисающей из центра (тест с линией в рамке). Первым было абсолютное условие, в котором задача заключалась в том, чтобы перерисовать линию в центре квадрата по его абсолютной длине в новый квадратный блок, независимо от его размера. Во-вторых, было относительное условие, в котором задачей было перерисовать линию пропорционально контексту нового квадратного блока. Результаты показывают, что американцы лучше справляются с абсолютной задачей, которая требует аналитической обработки стимула независимо от контекста, тогда как японцы лучше справляются с относительной задачей, которая требует целостной обработки стимула в зависимости от его контекста.

В соответствии с этими выводами, Хедден и коллеги (2009) [18] использовали те же визуальные стимулы для исследования нейронной активности с помощью фМРТ. Участников исследования попросили оценить длину вертикальной линии, включая контекстную информацию или игнорируя ее. Результаты показали, что при выполнении задачи были задействованы отдельные области мозга, либо включающие контекстную информацию, либо избегающие ее, в зависимости от собственной культуры. Области, связанные с контролем внимания в лобной и теменной областях мозга, сильно активировались, когда испытуемые выполняли задачу, не соответствующую их культурным моделям. То есть активность в лобно-теменной области усиливалась, когда жителям Восточной Азии приходилось игнорировать контекстную информацию, в то время как аналогичное усиление происходило у американцев, когда им приходилось учитывать контекстную информацию. Эти данные показывают, что функции нейронных механизмов также в некоторой степени модулируются собственной культурой. [18]

Последующее исследование фМРТ, проведенное Гатчесом, Уэлшем, Бодуроглу и Парком (2006 г.). [19] подтвердил предыдущие выводы с помощью довольно сложного стимула, состоящего только из изображений предмета , предмета с фоновым изображением и только фоновых изображений без предмета. Это конкретное исследование было проведено на американцах восточноазиатского происхождения и американцах неазиатского происхождения. Хотя результаты обеих групп испытуемых были одинаково хорошими, активность задействованных областей мозга существенно различалась. Американцы неазиатского происхождения имели более высокую активацию в областях обработки объектов в вентральной зрительной коре во время задачи распознавания объектов, тогда как американцы восточноазиатского происхождения демонстрировали более высокую активность в левой затылочной и веретенообразной областях, которые связаны с перцептивным анализом.

  1. ^ Чаудхури, Ави (1991). «Метастабильная анизотропия движения». Визуальная нейронаука . 7 (5): 397–407. дои : 10.1017/s0952523800009706 . ПМИД   1764411 . S2CID   8996891 .
  2. ^ Генч, Эрхан (2011). «Межполушарные связи формируют субъективное ощущение бистабильного движения» . Современная биология . 21 (17): 1494–1499. Бибкод : 2011CBio...21.1494G . дои : 10.1016/j.cub.2011.08.003 . ПМИД   21885284 . S2CID   6584079 .
  3. ^ Jump up to: а б Шварцкопф, Д. Сэмюэл (2011). «Площадь поверхности человеческого V1 предсказывает субъективное восприятие размера объекта» . Природная неврология . 14 (1): 28–30. дои : 10.1038/nn.2706 . ПМК   3012031 . ПМИД   21131954 .
  4. ^ Джентилуччи, М.; Каттанео, Л. (2005). «Автоматическая аудиовизуальная интеграция при восприятии речи» Experimental Brain Research 167 (1), 66-75. МакГерк Х. и Макдональд Дж. (1976). Слышать губы и видеть голоса». Природа . 264 : 746–748.
  5. ^ Оден, ГК; Массаро, Д.В. (1978). «Интеграция признаковой информации в восприятие речи». Психологический обзор . 85 (3): 172–191. дои : 10.1037/0033-295x.85.3.172 . ПМИД   663005 .
  6. ^ Jump up to: а б Нат, Арканзас; Бошан, MS (2012). «Нейронная основа межиндивидуальных различий в эффекте Макгерка, мультисенсорной речевой иллюзии» . НейроИмидж . 59 (1): 781–787. doi : 10.1016/j.neuroimage.2011.07.024 . ПМК   3196040 . ПМИД   21787869 .
  7. ^ anathfMRI (18 февраля 2010 г.). «Эффект Макгерка: слуховое «ба» + визуальное «га» » – через YouTube.
  8. ^ Бошан, MS; Нат, Арканзас; Пасалар, С. (2010). «Транскраниальная магнитная стимуляция под контролем фМРТ показывает, что верхняя височная борозда является кортикальным локусом эффекта МакГерка» . Журнал неврологии . 30 (7): 2414–2417. doi : 10.1523/jneurosci.4865-09.2010 . ПМЦ   2844713 . ПМИД   20164324 .
  9. ^ Гурлер, Д.; Дойл, Н.; Уокер, Э.; Маньотти, Дж.; Бошан, М. (2015). «Связь между индивидуальными различиями мультисенсорного восприятия речи и движениями глаз» . Внимание, восприятие и психофизика . 77 (4): 1333–1341. дои : 10.3758/s13414-014-0821-1 . ПМЦ   4437244 . ПМИД   25810157 .
  10. ^ Jump up to: а б Дойч, Д. (1991). Парадокс тритона: влияние языка на восприятие музыки. Восприятие музыки, 8 (4), 335–347.
  11. ^ «Диана Дойч – Слова-призраки» .
  12. ^ Шинн-Каннингем, Б.Г. (2008). «Объектно-слуховое и зрительное внимание» . Тенденции в когнитивных науках . 12 (5): 182–186. дои : 10.1016/j.tics.2008.02.003 . ПМК   2699558 . ПМИД   18396091 .
  13. ^ Маркус, Хейзел Р.; Китаяма, Синобу (1991). «Культура и личность: последствия для познания, эмоций и мотивации». Психологический обзор . 98 (2): 224–253. CiteSeerX   10.1.1.320.1159 . дои : 10.1037/0033-295X.98.2.224 .
  14. ^ Масуда, Такахико; Нисбетт, Ричард Э. (ноябрь 2001 г.). «Посещать целостно и аналитически: сравнение контекстной чувствительности японцев и американцев». Журнал личности и социальной психологии . 81 (5): 922–934. дои : 10.1037/0022-3514.81.5.922 . ПМИД   11708567 .
  15. ^ Jump up to: а б Китаяма, С.; Даффи, С.; Кавамура, Т.; Ларсен, Дж.Т. (1 мая 2003 г.). «Восприятие объекта и его контекста в разных культурах: культурный взгляд на новый взгляд». Психологическая наука . 14 (3): 201–206. дои : 10.1111/1467-9280.02432 . ПМИД   12741741 . S2CID   13528749 .
  16. ^ Фриман, Дж. Б.; Правило: НЕТ; Амбади, Н. (2009). «Культурная нейробиология восприятия человека». Культурная нейронаука: культурное влияние на функцию мозга . Прогресс в исследованиях мозга. Том. 178. стр. 191–201. CiteSeerX   10.1.1.418.7949 . дои : 10.1016/S0079-6123(09)17813-5 . ISBN  9780444533616 . ПМИД   19874970 .
  17. ^ Нисбетт, RE; Пэн, К; Цой, я; Норензаян, А (апрель 2001 г.). «Культура и системы мышления: целостное и аналитическое познание». Психологический обзор . 108 (2): 291–310. дои : 10.1037/0033-295x.108.2.291 . ПМИД   11381831 . S2CID   17739645 .
  18. ^ Jump up to: а б Хедден, Т.; Мормино, ЕС; Амарильо, RE; Младший, АП; Шульц, АП; Беккер, Дж.А.; Бакнер, РЛ; Джонсон, Калифорния; Сперлинг, РА; Ренц, DM ​​(14 ноября 2012 г.). «Когнитивный профиль амилоидной нагрузки и гиперинтенсивности белого вещества у когнитивно нормальных пожилых людей» . Журнал неврологии . 32 (46): 16233–16242. doi : 10.1523/JNEUROSCI.2462-12.2012 . ПМК   3523110 . ПМИД   23152607 .
  19. ^ Гутчесс, А.Х.; Валлийский, Колорадо; Бодуроглу, А; Парк, округ Колумбия (июнь 2006 г.). «Культурные различия в нейронных функциях, связанных с обработкой объектов» . Когнитивная, аффективная и поведенческая нейронаука . 6 (2): 102–9. дои : 10.3758/cabn.6.2.102 . ПМИД   17007231 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 80997f4fa88eaa781d6ea637220a7b42__1710810540
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/80/42/80997f4fa88eaa781d6ea637220a7b42.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Interindividual differences in perception - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)