Мари Менкен
Мари Менкен | |
---|---|
![]() Мари Менкен со своим 16-мм болексом | |
Рожденный | Мари Менкявичюс 25 мая 1909 г. Нью-Йорк, США |
Умер | 29 декабря 1970 г. Нью-Йорк, США | ( 61 год
Занятие | Режиссер-экспериментатор |
Супруг | Уиллард Маас |
Мари Менкен (урожденная Мари Менкявичюс ; 25 мая 1909 г. - 29 декабря 1970 г.) [ 1 ] был американским режиссером-экспериментатором , художником и светским человеком. Она была известна своим уникальным стилем съемок, включающим коллаж. [ 2 ] Она была одним из первых нью-йоркских режиссеров, использовавших ручную камеру, и обучала Энди Уорхола ее использованию. Ее фильм «Взгляд на сад» был выбран для сохранения в Национальном реестре фильмов Библиотекой Конгресса .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Мария Менкявичюс родилась в Бруклине , Нью-Йорк , 25 мая 1909 года в иммигрантов- католиков семье литовских . [ 3 ] Она училась в Нью-Йоркской школе изящных и промышленных искусств, а также в Лиге студентов-художников Нью-Йорка и оттачивала свое мастерство художника. Чтобы прокормить себя, она работала секретарем в Музее Соломона Р. Гуггенхайма, а затем получила стипендию от Яддо и переехала в северную часть штата Нью-Йорк. [ 4 ]


Профессиональная карьера
[ редактировать ]Для того, чтобы я снимал фильмы, нет никаких причин. Мне просто нравились твиттеры машины, и поскольку для меня это было продолжением рисования, я попробовал и мне понравилось. В живописи я никогда не любил уравновешенность и статичность, всегда искал то, что могло бы изменить источник света и позицию, используя блестки, стеклянные бусины, светящуюся краску, поэтому для меня было естественно попробовать камеру — но как дорого!
- Мари Менкен, ок. 1966. [ 5 ]
Менкен и ее муж Уиллард Маас основали уважаемую авангардную арт-группу, известную как The Gryphon Group. в середине 1940-х годов [ 6 ] Примерно в это же время Менкен, которому наскучила статичность красок на холсте, начал экспериментировать с пленкой. В 1945 году она выпустила свой первый фильм «Визуальные вариации на тему Ногучи» , получивший признание в кругах экспериментального искусства того времени. [ 2 ] Для этого, как и во многих своих более поздних фильмах, она использовала ручную 16-миллиметровую камеру Bolex с ручным заводом, что способствовало спонтанности и динамичности ее работы. «Ногучи» — это фильм без повествования , в котором быстрые, вырванные из контекста кадры скульптур Исаму Ногучи сочетаются с пронзительной, диссонирующей музыкой. [ 7 ]
Менкен и группа Gryphon Group начали снимать множество короткометражных экспериментальных фильмов примерно во время «Ногучи» выхода . Благодаря своему опыту работы в живописи она также начала экспериментировать с различными типами техник анимации, включая коллаж и покадровую кинематографию. [ 2 ]
Вероятно, ее самым известным фильмом является «Блокнот» (1962), который состоит из коротких фрагментов фильмов, снятых ею между 1940 и 1962 годами, соединенных вместе в медитативной манере. Менкен продолжала снимать фильмы, на которые повлияли и комментировали различные художественные движения, в которых принимали участие ее современники, включая абстрактный экспрессионизм в «Капах в полосках» (1963) и поп-арт в Энди Уорхоле (1964). [ 2 ]
Личная жизнь
[ редактировать ]В 1931 году она познакомилась с Уиллардом Маасом, профессором литературы в колледже Вагнера в Стейтен-Айленде . Они поженились в 1937 году, но это был непростой и нестабильный брак, который описывали как «череду драк и запоев». [ 8 ] Менкен и Маас жили по адресу Монтегю-стрит, 62 в Бруклине. Как основные члены Gryphon Group, они пользовались большим уважением в кругах экспериментального и авангардного искусства того времени. Менкен была известна своей связью со многими ведущими членами движения и влиянием на них, включая поп-художника Энди Уорхола , художника и режиссеров-экспериментаторов Кеннета Энгера и Стэна Брэкиджа . [ 9 ]
Согласно документальному фильму « Заметки о Мари Менкен», снятому Мартиной Кудлачек в 2006 году, именно Менкен обучил Энди Уорхола использованию 16-мм болекса . [ 10 ] В фильме представлены ранее не публиковавшиеся кадры Менкена, найденные в подвалах и хранилищах, в том числе камеральная «дуэль» за Болексы между Менкеном и Уорхолом; эти двое сражаются на крыше здания в Нью-Йорке, смотрят друг на друга с помощью камер Bolex и танцуют кругами друг вокруг друга, скользя по крыше пентхауса Менкена. Позже Менкен появился в нескольких фильмах Уорхола, в том числе «Кинопробы» (1964), «Жизнь Хуаниты Кастро» (1965) и «Девочки из Челси» (1966). [ 11 ]
Стиль
[ редактировать ]В стиле живописи Менкена использовались нетрадиционные материалы, в частности светоотражающие материалы, такие как стекло, фосфоресцирующая краска и блестки. Она объяснила это своим желанием запечатлеть движение в своих картинах, что в конечном итоге повлияло на ее переход в кино, а также на акцент в ее фильмах на теме света. [ 5 ] Ее опыт в живописи проявился в ее более поздних экспериментах с анимацией, коллажем и покадровой анимацией. В ее фильмах заметно движение: либо медленное и медитативное, либо быстрое и судорожное. В отличие от многих других авангардных фильмов того времени, в ее ранних фильмах отсутствовал какой-либо очевидный символизм, и их можно было воспринимать исключительно визуально. [ 2 ] [ 12 ]
Питер Кубелка писал, что Менкен наилучшим образом использовал «кинопленку» и «переносит зрителя в новый мир… Никто до изобретения Болекса и его использования Мари никогда не имел в своем мозгу материала о мысли такого рода... Я думаю, что Мари научилась кинопроизводству, позволяя Болексу говорить . Ее фильмы - это экспедиции, как Колумб, в страну, которую она раньше сама не видела». [ 10 ]
Наследие
[ редактировать ]Менкена хвалят как одного из первых кинематографистов Нью-Йорка, который наделил портативную камеру элементарной свободой, когда она раскачивается и раскачивается по сцене. Впервые это было очевидно в «Визуальных вариациях Ногучи» (1945). Менкен снял этот фильм, работая ассистентом в студии у американского скульптора японского происхождения Исаму Ногучи. Размышляя о контексте, в котором был снят фильм, Менкен поделился:
Я работал над чем-то… для Ногучи, некоторыми спецэффектами для «Времен года» , балетом Мерса Каннингема на музыку Джона Кейджа , и пока я экспериментировал, у меня было преимущество осматривать студию Исаму ясным, беспрепятственным взглядом. Я спросил, могу ли я зайти и пострелять, и он ответил да. Я сделал это. И когда он увидел эти кадры, он был развлечен и обрадован. Я тоже. Это было весело. Любое искусство должно в каком-то смысле приносить удовольствие и доставлять удовольствие. [ 13 ]
«Визуальные вариации Ногучи» были попыткой Менкена «уловить летающий дух движения внутри этих [скульптурных] объектов». [ 14 ] Стремясь выразить свои чувства, глядя на скульптуры Ногучи, она начала танцевать среди них, фиксируя свои собственные движения, привязанности и ритмичные встречи с окружающей средой. Посмотрев фильм, Стэн Брэкедж сказал:
Визуальная вариация на тему Ногучи освободила многих независимых кинематографистов от идеи, которая была настолько сильной до того момента, что мы должны имитировать кадр голливудской тележки без тележек - что гладкая кастрюля и тележка были единственной приемлемой вещью. Свободные, раскачивающиеся и парящие ручные кастрюли Мари изменили все это для меня и для всего мира независимого кинопроизводства. [ 15 ]
Помимо ее обращения с камерой, Брэкедж и Йонас Мекас также прославляли Менкен как лучшего кинопоэта. В частности, для Брэхаге Менкен «сделал перевод поэтических возможностей на язык кино». Это историческая роль, которая, как утверждают некоторые (в том числе киновед Мелисса Рагона), ограничивает критический вклад практики Менкена, сводя его к средству контекстуализации (и укрепления) позиции Брэкеджа в истории экспериментального кино. Действительно, сама Менкен отреагировала на решимость Брэкеджа, напомнив ему, что «английской поэзии достаточно, чтобы прочитать ее за всю жизнь, зачем беспокоиться о попытках перевода с других языков?» [ 16 ] Но Брэкедж официально заявил: «Если есть один режиссер, которому я больше всего обязан в решающем развитии моего собственного кинопроизводства, то это Мари Менкен». [ 17 ]
Вместо того, чтобы идентифицировать работу Менкена как поэтический перевод, Рагона утверждает, что «Лунная игра» и «Ночное письмо», в частности, исследуют живописные возможности работы со светом как материалом и целлулоидом как материалом/холстом. Для Рагоны кинематографические работы Менкена — это попытка раздвинуть границы живописи в сторону кинетики. [ 16 ]
В 2006 году Менкен лег в основу документального фильма Мартины Кудлачек «Заметки о Мари Менкен» . В фильме приняли участие Кеннет Энгер , Стэн Брэкейдж , Джерард Маланга , Йонас Мекас и племянник Мари Джозеф Дж. Менкевич. В 2007 году ее «Взгляд на сад» (1957) был выбран для сохранения в Национальном реестре фильмов Библиотекой Конгресса . [ 18 ]
Работы Менкен были включены в выставку « Женщины в абстракции» 2021 года в Центре Помпиду . [ 19 ]
Фильмография
[ редактировать ]Менкен был очень плодовитым человеком, а также работал над многими фильмами, приписываемыми группе Gryphon, ее членам и другим кинематографическим кругам. Таким образом, это лишь частичная фильмография. [ 11 ]
- Визуальные вариации на тему Ногучи (1945)
- Торопиться! Торопиться! (1957)
- Взгляд на сад (1957)
- Дуайтиана (1957)
- Музыка для глаз в красном мажоре (1961)
- Арабеска для Кеннета Энгера (1961)
- Блокнот (1962)
- Настроение Мондриана (1965)
- Энди Уорхол (1965)
- Борьба (1964)
- Лунная игра (1964–66)
- Капли в полосках (1961)
- Гоу-гоу-гоу (1962–64)
- Огни (1966)
- Тротуары (1966)
- Экскурсия (ок. 1968 г.)
- Уоттс с яйцами (1967)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Мари Менкен» . Британский институт кино . Архивировано из оригинала 18 мая 2021 года . Проверено 27 декабря 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и «О свете и легкости – Фильмы Мари Менкен» . Гарвардский киноархив . Архивировано из оригинала 25 февраля 2017 года . Проверено 18 марта 2015 г.
- ^ Суарес, с. 61
- ^ Суарес, стр. 61
- ^ Jump up to: а б Халлер, Роберт А. «Первый свет» , roberthaller.com; по состоянию на 18 марта 2015 г.
- ^ Суарес, стр.59
- ^ Ногучи , imdb.com; по состоянию на 18 марта 2015 г.
- ^ Суарес, с. 64
- ^ Суарес, с. 59
- ^ Jump up to: а б Кудлачек, Мартина (режиссер). Заметки о Мари Менкен (2006) .
- ^ Jump up to: а б Профиль Мари Менкен , imdb.com; по состоянию на 18 марта 2015 г.
- ^ Бреннан, Сандра. «Мари Менкен» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 12 июля 2012 года . Проверено 18 марта 2015 г.
- ^ Ситни, П. Адамс (2008). Глаза вверх тормашками: режиссеры-провидцы и наследие Эмерсона . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 24. ISBN 9780195331158 .
- ^ Блетц, Робин (2007). Женское экспериментальное кино: критические рамки . Дарем: Издательство Университета Дьюка.
- ^ Макдональд, Скотт (2001). Сад в машине . Лос-Анджелес: Издательство Калифорнийского университета. п. 60. ИСБН 9780520227385 .
- ^ Jump up to: а б Рагона, Мелисса (16 октября 2007 г.). «Swing and Sway; Кинематографические события Мари Менкен» . В Блаеце, Робин (ред.). Женское экспериментальное кино: критические рамки . Издательство Университета Дьюка. стр. 20–44. ISBN 978-0-8223-4044-7 .
- ^ Кудлачек, Мартина. «Заметки о Мари Менкен (2006)» . vev.io. Проверено 19 сентября 2018 г.
- ^ «Библиотекарь Конгресса объявляет выборы Национального реестра фильмов на 2007 год» . Библиотека Конгресса . Проверено 8 октября 2020 г.
- ^ Женщины в абстракции . Лондон: Нью-Йорк, Нью-Йорк: Thames & Hudson Ltd.; Thames & Hudson Inc., 2021. с. 170. ИСБН 978-0500094372 .
Библиография
[ редактировать ]- Суарес, Хуан А. (2009). Миф, материя, странность: кино Уилларда Мааса, Мари Менкен и группы Gryphon Group, 1943–1969 . Серая комната, (36), стр. 58–87.