Закон о праве на информацию, 2005 г.
Закон о праве на информацию, 2005 г. | |
---|---|
![]() Логотип РТИ | |
Парламент Индии | |
| |
Цитирование | Закон № 22 2005 г. |
Территориальная протяженность | Индия |
Принят | Парламент Индии |
Принят | ⊕15 июня 2005 г. |
Согласен на | ⊕22 июня 2005 г. |
Началось | 12 октября 2005 г. |
Статус: Действует |
Право на информацию ( RTI ) — это акт Парламента Индии , устанавливающий правила и процедуры, касающиеся права граждан на доступ к информации. Он заменил прежний Закон о свободе информации 2002 года . В соответствии с положениями Закона о праве на информацию любой гражданин Индии может запросить информацию у «государственного органа» (правительственного органа или «инструмента государства»), который обязан ответить оперативно или в течение тридцати дней. Если речь идет о жизни и свободе заявителя, информация должна быть предоставлена в течение 48 часов. Закон также требует, чтобы каждый орган государственной власти компьютеризировал свои записи для широкого распространения и активно публиковал определенные категории информации, чтобы гражданам требовалось минимальное обращение за официальным запросом информации. [1]
Законопроект о праве на информацию был принят парламентом Индии 15 июня 2005 года и вступил в силу 12 октября 2005 года. В среднем каждый день подается более 4800 заявок на получение права на информацию. За первые десять лет после вступления в силу закона было подано более 17 500 000 заявлений. [2]
Хотя право на информацию не включено в качестве основного права в Конституцию Индии , оно защищает основные права на свободу выражения мнений и слова согласно статье 19(1)(a), а также право на жизнь и личную свободу согласно статье 21, гарантируемые Конституцией Индии. Конституция. Органы власти в соответствии с Законом о праве на информацию 2005 года называются государственными органами. Сотрудник по общественной информации (PIO) или Первый апелляционный орган государственных органов выполняют квазисудебные функции по принятию решений по заявлению и апелляции соответственно. Этот закон был принят с целью закрепить фундаментальное право, закрепленное в индийской конституции – «свободу слова». Поскольку право на свободу слова подразумевается в праве на свободу слова и выражения мнений в соответствии со статьей 19 Конституции Индии, оно является подразумеваемым фундаментальным правом.
Раскрытие информации в Индии традиционно ограничивалось Законом о государственной тайне 1923 года и различными другими специальными законами, которые имеют преимущественную силу перед новым Законом о праве на информацию. [3] Право на информацию закрепляет фундаментальное право граждан Индии. RTI оказался очень полезным, но ему противодействует Закон о защите информаторов 2011 года . [4]
Законопроект о праве на информацию (поправка) 2019 года направлен на внесение поправок в разделы 13, 16 и 27 Закона о праве на информацию. Раздел 13 первоначального закона: Он устанавливает срок полномочий главного комиссара по информации и комиссаров по информации в пять лет (или до достижения 65-летнего возраста, в зависимости от того, что наступит раньше). [5] Наконец, в деле Ашвани К. Сингха от 20 сентября 2020 года зафиксировано, что право на информацию является фундаментальным правом. [6]
Объем
[ редактировать ]
Закон распространяется на всю Индию. [а] [7] Он охватывает все конституционные органы власти, включая исполнительную, законодательную и судебную; любое учреждение или орган, созданный или образованный актом Парламента или законодательного собрания штата. В Законе также определено, что органы или органы власти созданы или созданы по приказу или уведомлению соответствующего правительства, включая органы, «принадлежащие, контролируемые или в значительной степени финансируемые» правительством, или неправительственные организации, «в значительной степени финансируемые, прямо или косвенно за счет фондов».
Частные организации
[ редактировать ]Частные организации не входят в сферу действия закона. В решении Сарбита Роя против Комиссии по регулированию электроэнергетики Дели , [8] Центральная информационная комиссия также подтвердила, что приватизированные коммунальные предприятия входят в сферу компетенции РТИ. [9] По состоянию на 2014 год под действие Закона подпадают частные учреждения и НПО, получающие более 95% своих средств на инфраструктуру от государства. [10]
Политические партии
[ редактировать ]Центральная информационная комиссия (ЦИК) постановила, что политические партии являются органами государственной власти и несут ответственность перед гражданами в соответствии с Законом о праве на информацию. CIC заявил, что восемь национальных партий - Конгресс , БДП , НКП , КПИ(М) , КПИ , БСП , НПП и AITC - в значительной степени финансируются косвенно центральным правительством и имеют характер органов государственной власти в соответствии с Законом о RTI в своей деятельности. общественные функции. [11] [12] Но в августе 2013 года правительство представило законопроект о праве на информацию (поправка), который исключит политические партии из сферы действия закона. В настоящее время ни одна партия не подпадает под действие Закона о праве на информацию, и было возбуждено дело о том, чтобы подчинить ему все политические партии. [13]
Поправка
[ редактировать ]Закон о праве на информацию 2019 года принят 25 июля 2019 года. [14] изменил условия службы CIC и комиссаров по информации в центре и в штатах. [15] Его критиковали за ослабление независимости комиссий по информации, а именно за предоставление правительству полномочий устанавливать срок службы и заработную плату комиссаров по информации. [16]
Решение Верховного суда
Верховный суд Индии 13 ноября 2019 года оставил в силе решение Высокого суда Дели, согласно которому должность главного судьи Индии подпадает под действие Закона о праве на информацию (RTI). [17]
Управление и процесс
[ редактировать ]Право на информацию в Индии регулируется двумя основными органами:
- Центральная информационная комиссия (CIC) - главный комиссар по информации, который возглавляет все центральные департаменты и министерства, со своими собственными сотрудниками по общественной информации (PIO). CIC находятся в непосредственном подчинении президента Индии. [18]
- Государственные комиссии по информации – государственные чиновники по общественной информации или SPO возглавляют все департаменты и министерства штата. Офис SPIO находится в непосредственном подчинении губернатора соответствующего штата.
Государственные комиссии по информации являются независимыми органами, и Центральная комиссия по информации не имеет юрисдикции над Государственной комиссией по информации. [18]
Сборы
[ редактировать ]Гражданин, желающий получить некоторую информацию от государственного органа, должен отправить вместе с заявлением ( почтовый перевод или DD ( требование ) или банковский чек) или судебную марку, подлежащую оплате бухгалтеру государственного органа, как плата, установленная за поиск информации. Если человек из неблагополучной общины, ему/ей не нужно платить. [19] От заявителя также может потребоваться оплатить дополнительную плату в счет стоимости предоставления информации, подробности которой должны быть сообщены заявителю PIO (сотрудник по общественной информации), как это предписано Законом о RTI. [20]
Цифровое право на информационные системы
[ редактировать ]Создан цифровой портал РТИ Portal . [21] шлюз для граждан для быстрого поиска информации о деталях первых апелляционных органов, PIO и т. д., помимо прочего, помимо доступа к раскрытой информации, связанной с RTI, опубликованной в Интернете различными государственными органами при правительстве Индии, а также правительствами штатов . Это инициатива Департамента кадров и обучения Министерства кадров, общественных жалоб и пенсий . [22]
Споры
[ редактировать ]Право на информацию в Индии погрязло в противоречиях, начиная от его использования в политических баталиях, запроса степени образования у политических соперников или случаев явного отказа предоставить информацию о громких проектах до обвинений в злоупотреблениях со стороны гражданского общества. [23] [24] [25] Реакция государства на RTI препятствовала праву граждан на информацию. [26]
Нападения на активистов РТИ и предложения по защите
[ редактировать ]Данные Инициативы Содружества по правам человека (CHRI) указывают на более чем 310 случаев. [27] по всей Индии, где люди подверглись нападениям, физическим или моральным преследованиям или повреждению их имущества из-за информации, которую они искали в рамках RTI. Данные свидетельствуют о более чем 50 предполагаемых убийствах и двух самоубийствах, которые были напрямую связаны с поданными заявлениями RTI. [28] Закон о RTI 2005 года применяется как к центральному правительству, так и к правительствам штатов. Он также охватывает действия и должностных лиц органов государственной власти.
Существует консенсус в отношении необходимости внесения поправок в Закон о праве на информацию, чтобы обеспечить защиту тех, кто ищет информацию в соответствии с Законом . [29] Азиатский центр по правам человека рекомендует включить в закон отдельную главу «Защита лиц, ищущих информацию в соответствии с Законом (RTI)».
Предлагаемые меры защиты включают:
- Обязательная, немедленная регистрация жалоб об угрозах или нападениях на активистов РТИ в Первом информационном отчете и направление таких РПИ перед мировым судьей или судьей района в течение 24 часов для выдачи указаний о защите лиц, находящихся под угрозами, и членов их семей, а также периодические рассмотрение таких мер защиты
- Проведение расследования угроз или нападений со стороны сотрудника полиции не ниже звания заместителя суперинтенданта полиции / помощника комиссара полиции должно быть завершено в течение 90 дней, и мы также используем RTI и получаем от этого выгоду.
Права интеллектуальной собственности
[ редактировать ]Многие члены гражданского общества недавно заявили о подрыве Закона о праве на информацию, время от времени ссылаясь на аргументы о правах интеллектуальной собственности со стороны государственных органов.
Наиболее примечательными являются:
- Право на информацию отклонено RBI по поводу демонетизации, ссылаясь на законы об интеллектуальной собственности. [30]
- Департамент ирригации штата Уттар-Прадеш отказал в праве на информацию после более чем 8 месяцев ожидания строящегося проекта развития набережной Гомти. Группа исследователей запросила отчет о воздействии на окружающую среду и проектный отчет о проекте, который отмечен негативным воздействием, растратой налоговых денег со стороны ученых-экологов, а также отчеты об исследованиях. [23]
Запретили подавать РТИ
[ редактировать ]Государственная информационная комиссия Гуджарата запретила 10 людям подавать запросы RTI, сославшись на то, что эти люди «преследовали правительственных чиновников», подавая многочисленные запросы с «недобросовестными намерениями». [31] Впервые в Гуджарате был введен запрет на подачу запросов RTI, отметила неправительственная организация Mahiti Adhikar Gujarat Pahel, также заявив, что ни одно положение закона не допускает внесения заявителей в черный список. [32]
Дебаты
[ редактировать ]Отказ от ИРТ
[ редактировать ]Ученые [ ВОЗ? ] утверждают, что первоначальное намерение Закона о праве на информацию сделать правительство прозрачным и подотчетным терпит неудачу, поскольку запросы RTI отклоняются, а бюрократические системы увязают в тысячах запросов. [33]
Многие RTI отклоняются, поскольку бюрократические требования (включая используемый технократический язык) при подаче заявок слишком обременительны и законны для обычных граждан. [34] [35] Шестьдесят процентов апелляций RTI, поданных комиссарам по информации в Дели, отклоняются по ряду причин, в том числе из-за того, что апелляции не напечатаны или написаны не на английском языке, или в них отсутствует указатель прилагаемых документов или список дат. [36] Этот бюрократический барьер, который особенно усугубляется для тех, кто не имеет доступа к высшему образованию или информации, делает право на информацию недоступным. Многим гражданам приходится обращаться к НПО, активистам RTI или юристам, чтобы подать свои RTI. [37]
Преимущества
[ редактировать ]Многие активисты рассматривают Закон о праве на информацию как окончательное освобождение от британского колониализма; они описывают закон о праве на информацию как «инструмент для расширения прав и возможностей рядовых граждан и изменения культуры управления, делая его прозрачным, менее коррумпированным, основанным на широком участии и подотчетным». [36] Они также отмечают, что запросы RTI предоставляют активистам стратегию и содержание по широкому кругу социальных вопросов, включая «земельные и экологические права, льготы по социальному обеспечению, работу финансовых учреждений, реформу финансирования политических партий, гражданскую инфраструктуру и даже государственно-частное сотрудничество». партнерства». [37]
Освобожденные организации
[ редактировать ]Согласно статье 24 Закона, разведывательные организации и организации безопасности, как центральные, так и государственные, освобождаются от действия Закона о RTI, за исключением случаев коррупции или нарушения прав человека. Такие центральные организации перечислены в приложении 2 Закона. [38] В расписание вносились поправки четыре раза: в сентябре 2005 г. [39] март 2008 г., [40] октябрь 2008 г. [41] и май 2021 г. [42]
- Разведывательное бюро
- Исследовательско-аналитическое крыло, включая техническое крыло, Авиационный исследовательский центр.
- Управление налоговой разведки
- Центральное бюро экономической разведки
- Управление исполнения
- Бюро по контролю над наркотиками
- Специальные пограничные силы
- Силы пограничной безопасности
- Центральная резервная полиция
- Индо-тибетская пограничная полиция
- Центральные силы промышленной безопасности
- Охранник национальной безопасности
- Ассамские винтовки
- Сашастра Сима Бал
- Главное управление подоходного налога (расследование)
- Национальная организация технических исследований
- Группа финансовой разведки, Индия
- Группа специальной защиты
- Организация оборонных исследований и разработок
- Организация приграничных дорог
- Секретариат Совета национальной безопасности (секретариат Совета национальной безопасности , в Секретариате Кабинета министров )
См. также
[ редактировать ]- Нападения на активистов RTI в Индии
- Национальная политика обмена данными и доступности – Правительство Индии
- Паринамика , бывшая организация за право на информацию среди граждан Индии.
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Ранее Закон J&K о праве на информацию действовал в бывшем штате Джамму и Кашмир. Однако после отмены большей части статьи 370 Конституции Индии Союзная территория Джамму и Кашмир (а также Союзная территория Ладакх ) попала под действие Центрального закона.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Норонья, Фредрик (2010). Доступ к знаниям: руководство для всех . Потребители Интернешнл. ISBN 978-0-9566117-4-1 .
- ^ Шарма, Нидхи (6 октября 2016 г.). «1,75 миллионов заявок на получение RTI, поданных с 2005 года: исследование» . Экономические времена . Архивировано из оригинала 8 апреля 2018 года . Проверено 7 апреля 2018 г.
- ^ Раджагопал, Кришнадас (14 марта 2019 г.). «RTI превосходит Закон о государственной тайне, - говорит SC» . Индус . Архивировано из оригинала 10 сентября 2021 года . Проверено 10 сентября 2021 г.
- ^ «Законопроект о защите информаторов, 2011 г.» . Законодательное исследование PRS. Архивировано из оригинала 16 августа 2018 года . Проверено 16 августа 2018 г.
- ^ «Разъяснитель: Законопроект о праве на информацию (поправка), 2019 г.» . Законодательное исследование PRS. 19 июля 2019 года . Проверено 19 апреля 2020 г.
- ^ Синха, Рошни (19 июля 2019 г.). «Разъяснитель: Законопроект о праве на информацию (поправка), 2019 г.» . Законодательное исследование PRS. Архивировано из оригинала 5 августа 2019 года.
- ^ «Люди J&K столкнутся с огромными трудностями при получении льгот в соответствии с Законом о центральном праве на информацию» . Ежедневный Эксельсиор . 11 августа 2019 года. Архивировано из оригинала 12 августа 2019 года . Проверено 12 августа 2019 г.
- ^ «Шри Сарбаджит Рой против Комиссии по регулированию электроэнергетики Дели» (PDF) . Центральная информационная комиссия. Архивировано из оригинала (PDF) 10 января 2017 года . Проверено 29 мая 2013 г.
- ^ «Изменения в статье о конфиденциальности Закона о RTI позволят коррумпированным бабу избежать общественного внимания: комиссар по информации». Архивировано 27 мая 2022 года в Wayback Machine The Economic Times.
- ^ Наяк, Н. Динеш (12 декабря 2014 г.). «Частные учреждения и НПО теперь подпадают под действие Закона о RTI: Уполномоченный по информации» . Индус . Архивировано из оригинала 24 декабря 2016 года . Проверено 15 марта 2016 г.
- ^ «Хуршид выступает с предупреждением по поводу решения РТИ» . Индус . Пресс Траст Индии. Архивировано из оригинала 10 июня 2013 года . Проверено 4 июня 2013 г.
- ^ «Политические партии под руководством RTI: Конгресс отклоняет приказ CIC» . Индуистская газета . Пресс Траст Индии. Архивировано из оригинала 27 октября 2013 года . Проверено 4 июня 2013 г.
- ^ Субрахманиам, Видья (12 августа 2013 г.). «Первая в истории поправка к историческому Закону о праве на информацию внесена в Лок Сабха» . Индус . Архивировано из оригинала 26 декабря 2018 года . Проверено 1 декабря 2014 г.
- ^ ПИБ. «Раджья Сабха принимает законопроект о поправках к RTI, 2019 г.» . Бюро пресс-информации правительства Индии. Министерство кадров, общественных жалоб и пенсий . Архивировано из оригинала 12 августа 2019 года . Проверено 12 августа 2019 г.
- ^ Рошни Синха (19 июля 2019 г.). «Разъяснитель: Законопроект о праве на информацию (поправка), 2019 г.» . Блог PRS . Архивировано из оригинала 12 августа 2019 года . Проверено 12 августа 2019 г.
- ^ Шоумоджит Банерджи (22 июля 2019 г.). «Решение Центра внести изменения в Закон о РТИ вызывает критику со стороны активистов» . Индус . Архивировано из оригинала 7 ноября 2020 года . Проверено 12 августа 2019 г.
- ^ «Офис CJI подпадает под действие Закона о RTI, поскольку Верховный суд оставил в силе постановление ХК Дели» . Проволока . Проверено 18 июня 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «FAQ | Центральная информационная комиссия» . cic.gov.in. Архивировано из оригинала 11 февраля 2017 года . Проверено 11 февраля 2017 г. .
- ^ [1] [ мертвая ссылка ]
- ^ «Руководство по Закону о праве на информацию, 2005 г.» (PDF) . Правительство Индии, Министерство кадров, общественных жалоб и пенсий, Департамент кадров и обучения. 28 ноября 2013 г. Архивировано (PDF) из оригинала 12 апреля 2015 г. . Проверено 30 мая 2015 г.
- ^ «РТИ Онлайн» . Архивировано из оригинала 7 декабря 2020 года . Проверено 15 декабря 2020 г.
- ^ «О портале РТИ» . rti.gov.in. Архивировано из оригинала 30 января 2018 года . Проверено 30 января 2018 г.
- ^ Jump up to: а б «Развитие набережной реки Гомти – Департамент ирригации отказал в информации» . Развитие набережной реки Гомти – Департамент ирригации отказал в информации . 9 декабря 2016 года. Архивировано из оригинала 11 февраля 2017 года . Проверено 11 февраля 2017 г. .
- ^ «Проблема со степенью премьер-министра Моди: ХК сохраняет приказ CIC о записях DU за 1978 год» . Индийский экспресс . 24 января 2017 года. Архивировано из оригинала 11 февраля 2017 года . Проверено 11 февраля 2017 г. .
- ^ Ганди, Шайлеш. «Право на информацию используется не по назначению, но те, кто это делает, составляют менее 5% от общего числа заявителей» . Прокрутка.в . Архивировано из оригинала 11 февраля 2017 года . Проверено 11 февраля 2017 г. .
- ^ Нигам, Шалу (2015). «Закон о праве на информацию: десять лет прозрачности или десятилетие двусмысленности» . ССНН 2653596 . Архивировано из оригинала 15 февраля 2021 года . Проверено 28 октября 2019 г.
- ^ «Махараштра и Гуджарат — лидер по количеству нападений и убийств пользователей RTI» . Проволока . Архивировано из оригинала 8 апреля 2018 года . Проверено 7 апреля 2018 г.
- ^ «Махараштра лидирует в стране по числу нападений и убийств активистов RTI» . Таймс оф Индия . Архивировано из оригинала 1 июня 2018 года . Проверено 30 января 2018 г.
- ^ «Администратор | CauseListReportWeb» . ciconline.nic.in . Архивировано из оригинала 30 июля 2019 года . Проверено 30 июля 2019 г.
- ^ «Отказ RBI раскрыть подробности в рамках RTI — это чистое высокомерие, — говорит активист Шейлеш Ганди» . Первый пост . 31 декабря 2016 года. Архивировано из оригинала 11 февраля 2017 года . Проверено 11 февраля 2017 г. .
- ^ «Гуджарат: 10 людям запретили подавать запросы RTI; один из них оштрафован на 5000 рупий, впервые в истории» . Проволока . 9 августа 2022 года. Архивировано из оригинала 28 августа 2022 года . Проверено 29 августа 2022 г.
- ^ «Гуджарат: 10 людям запретили подавать запросы RTI; один из них оштрафован на 5000 рупий, впервые в истории» . Проволока . Проверено 18 июня 2023 г.
- ^ «Более 26 500 апелляций, жалоб на рассмотрении ЦИК: Центр» . Экономические времена . 21 июля 2022 г. ISSN 0013-0389 . Проверено 18 июня 2023 г.
- ^ Ти Джей, Шалин (1 мая 2017 г.). «Когда RTI труден?» . Интернет-блог РТИ . Архивировано из оригинала 10 мая 2021 года . Проверено 14 мая 2020 г.
- ^ «Право на информацию: плохое RTI и отставание в управлении» . Зонд . 24 января 2022 года. Архивировано из оригинала 26 января 2022 года . Проверено 26 января 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Шарма, Арадхана. «Государственная прозрачность после неолиберального поворота: политика, ограничения и парадоксы индийского закона о праве на информацию». PoLAR: Обзор политической и правовой антропологии , том. 36, нет. 2 ноября 2013 г., стр. 308–325.
- ^ Jump up to: а б Аникет Ага и Читрангада Чоудхури. Пестрое солнце: бюрократические встречи при применении Закона о праве на информацию в Индии. Том. 38, нет. 3, 2019, стр. 540–556.
- ^ Второе приложение к Закону об RTI. Архивировано 1 июля 2021 года в Wayback Machine , из Кодекса Индии.
- ^ «ГСР 347 от 28 сентября 2005 г.» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 5 августа 2021 года . Проверено 5 августа 2021 г.
- ^ «GSR 235(E) от 27 марта 2008 г.» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 5 августа 2021 года . Проверено 5 августа 2021 г.
- ^ «GSR 726(E) от 8 октября 2008 г.» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 5 августа 2021 года . Проверено 5 августа 2021 г.
- ^ «GSR 319(E) от 4 мая 2021 г.» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 3 августа 2021 года . Проверено 5 августа 2021 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Веб-сайты Министерства права на информацию и ссылки на них RTI Поиск
- Полный текст Закона о праве на информацию
- ОНЛАЙН РТИ
- CIC - Центральная информационная комиссия уполномочена принимать решения по жалобам и апелляциям, связанным с использованием Закона о праве на информацию 2005 года.
- CIC Online — новый веб-сайт Центральной информационной комиссии для подачи жалоб и апелляций, связанных с использованием Закона о праве на информацию, 2005 г.
- DoPT - Департаменту кадров и обучения Министерства кадров, общественных жалоб и пенсий поручено быть центральным агентством по Закону о праве на информацию 2005 года. Он обладает полномочиями устанавливать правила, касающиеся апелляций, сборов и т. д.
- Портал Закона о праве на информацию