Основные права в Индии
Основные права в Индии, закрепленные в части III (статьи 12–35) Конституции Индии, гарантируют гражданские свободы , позволяющие всем индийцам вести свою жизнь в мире и согласии как граждане Индии . [1] Эти права известны как «основные», поскольку они являются наиболее важными для всестороннего развития, т.е. материальными, интеллектуальными, моральными и духовными, и защищаются основным законом страны, т.е. конституцией. Если права, предусмотренные Конституцией, особенно основные права, нарушаются, Верховный суд и Высокие суды могут издать предписания в соответствии со статьями 32 и 226 Конституции, соответственно, предписывая государственному аппарату обеспечить соблюдение основных прав.
К ним относятся индивидуальные права, общие для большинства либеральных демократий , такие как равенство перед законом, свобода слова и выражения мнений , свобода ассоциаций и мирных собраний, свобода исповедовать религию и право на конституционные средства защиты гражданских прав посредством таких постановлений , как в качестве хабеас корпус . Нарушение этих прав влечет за собой наказание, предусмотренное Бхаратия ньяя санхитой , по усмотрению судебной власти . Основные права определяются как основные свободы человека , которыми каждый гражданин Индии имеет право пользоваться для правильного и гармоничного развития личности и жизни. Эти права распространяются повсеместно на всех граждан Индии, независимо от их расы , места рождения, религии, касты или пола . Они подлежат исполнению судами с учетом определенных ограничений. Права берут свое начало во многих источниках, включая Билль о правах Англии , Билль о правах США и Декларацию прав человека Франции .
Шесть основных прав: [2]
- Право на равенство (статьи 14–18)
- Право на свободу (статьи 19–22)
- Право на защиту от эксплуатации (статьи 23–24)
- Право на свободу религии (статьи 25–28)
- Культурные и образовательные права (статьи 29–30)
- Право на конституционные средства правовой защиты (статьи 32–35)
Права буквально означают те свободы, которые необходимы как для личного блага, так и для блага общества. Права, гарантированные Конституцией Индии, являются основополагающими, поскольку они включены в Основной закон страны и подлежат исполнению в суде. Однако это не означает, что они абсолютны или невосприимчивы к конституционным поправкам . [3]
Фундаментальные права индейцев также были направлены на устранение неравенства, существовавшего в социальной практике до обретения независимости. В частности, они также использовались для отмены неприкасаемости и, следовательно, запрета дискриминации по признаку религии, расы, касты, пола или места рождения. Они также запрещают торговлю людьми и принудительный труд . Они также защищают культурные и образовательные права этнических и религиозных меньшинств , позволяя им сохранять свои языки, а также создавать и управлять собственными образовательными учреждениями. Когда Конституция Индии вступила в силу, она фактически предоставила своим гражданам семь основных прав. Однако право на собственность было исключено из числа основных прав на основании 44-й поправки к Конституции в 1978 году. В 2009 году был добавлен Закон о праве на образование. Каждый ребенок в возрасте от 6 до 14 лет имеет право на бесплатное образование.
В деле Кешавананда Бхарати против штата Керала (1973 г.) [1] Верховный суд постановил, что основные права могут быть изменены парламентом, однако такие поправки не должны противоречить базовой структуре Конституции.
Происхождение
[ редактировать ]Первое требование основных прав появилось в форме «Законопроекта о Конституции Индии» 1895 года. Также широко известный как Закон Свараджа 1895 года, он был написан во время возникновения индийского национализма и все более громких требований индийцев о самоуправлении. Там говорилось о свободе слова, праве на неприкосновенность частной жизни, праве на франшизу и т. д. [ нужна ссылка ]
В последующий период были предприняты попытки обратиться к британскому правительству с просьбой предоставить права индейцам. Эти требования были высказаны в резолюции ИНК между 1917 и 1919 годами в нескольких отчетах и законопроектах.
В 1919 году Закон Роулатта предоставил британскому правительству широкие полномочия и разрешил бессрочный арест и задержание отдельных лиц, необоснованные обыски и аресты, ограничения на публичные собрания и жесткую цензуру средств массовой информации и публикаций. Общественное сопротивление этому акту в конечном итоге привело к массовым кампаниям ненасильственного гражданского неповиновения по всей стране с требованиями гарантирования гражданских свобод и ограничения государственной власти. На индейцев, стремившихся к независимости и собственному правительству, особое влияние оказала независимость Ирландии и развитие ирландской конституции . Кроме того, директивные принципы государственной политики, закрепленные в ирландской конституции, рассматривались народом Индии как вдохновение для независимого правительства Индии в комплексном решении сложных социальных и экономических проблем в огромной и разнообразной стране и населении.
В 1928 году Комиссия Неру, состоящая из представителей индийских политических партий, предложила конституционные реформы для Индии, которые, помимо призыва к предоставлению Индии статуса доминиона и выборов на основе всеобщего избирательного права, гарантировали бы права, считающиеся фундаментальными, представительство религиозных и этнических меньшинств, а также ограничивали бы полномочия. правительства. В 1931 году Индийский национальный конгресс (крупнейшая индийская политическая партия того времени) принял резолюции, взяв на себя обязательство защищать основные гражданские права, а также социально-экономические права, такие как минимальная заработная плата и отмена неприкасаемости и крепостного права . [4] Принимая на себя обязательства по социализму в 1936 году, лидеры Конгресса взяли примеры из Конституции Советского Союза , которая вдохновляла основные обязанности граждан как средство коллективной патриотической ответственности за национальные интересы и задачи.
Когда Индия получила независимость 15 августа 1947 года, задача разработки конституции нации была взята на себя Учредительным собранием Индии , состоящим из избранных представителей под председательством Раджендры Прасада . Хотя члены Конгресса составляли подавляющее большинство, лидеры Конгресса назначали людей разного политического происхождения на должности, ответственные за разработку конституции и национальных законов. [5] Примечательно, что Б. Р. Амбедкар стал председателем Редакционного комитета , а Джавахарлал Неру и Сардар Валлабхай Патель стали председателями комитетов и подкомитетов, ответственных за различные темы . Заметное событие этого периода, оказавшее значительное влияние на конституцию Индии, произошло 10 декабря 1948 года, когда Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла Всеобщую декларацию прав человека и призвала все государства-члены включить эти права в свои соответствующие конституции.
Основные права были включены в первый проект конституции (февраль 1948 г.), второй проект конституции (17 октября 1948 г.) и окончательный третий проект конституции (26 ноября 1949 г.), подготовленный Редакционным комитетом.
Значение и характеристики
[ редактировать ]Основные права были включены в конституцию, поскольку считались необходимыми для развития личности каждого человека и сохранения человеческого достоинства. Авторы конституции считали, что демократия бесполезна, если гражданские свободы , такие как свобода слова и религии, не признаются и не защищаются государством. [6] По их мнению, «демократия» — это, по сути, власть на основе мнения, и поэтому средства формирования общественного мнения должны быть закреплены за народом демократической страны. С этой целью конституция гарантировала всем гражданам Индии свободу слова и выражения, а также различные другие свободы в форме основных прав. [7]
Всем людям, независимо от расы, религии, касты или пола, предоставлено право обращаться в Верховный суд или Высокие суды с просьбой обеспечить соблюдение своих основных прав. Не обязательно, чтобы это делала потерпевшая сторона. Бедные люди могут не иметь на это средств, и поэтому в общественных интересах любой может начать судебный процесс в суде от их имени. Это известно как « судебный процесс в общественных интересах ». [8] В некоторых случаях судьи Высокого суда действовали suo moto самостоятельно на основании газетных сообщений.
Эти фундаментальные права помогают не только защищать, но и предотвращать грубые нарушения прав человека. Они подчеркивают фундаментальное единство Индии, гарантируя всем гражданам доступ и использование одних и тех же объектов, независимо от происхождения. Некоторые основные права применимы к лицам любой национальности, тогда как другие доступны только гражданам Индии. Право на жизнь и личную свободу доступно всем людям, равно как и право на свободу религии. С другой стороны, свобода слова и выражения мнений , а также свобода проживать и поселиться в любой части страны принадлежат только гражданам, включая граждан Индии-нерезидентов . [9] Право на равенство в вопросах занятости в государственных учреждениях не может быть предоставлено иностранным гражданам Индии . [10]
Основные права в первую очередь защищают людей от любых произвольных действий государства, но некоторые права подлежат принудительному исполнению в отношении отдельных лиц. [11] Например, Конституция отменяет неприкасаемость, а также запрещает нищенство . Эти положения служат сдерживающим фактором как для действий государства, так и для действий частных лиц. Однако эти права не являются абсолютными или неконтролируемыми и подлежат разумным ограничениям, необходимым для защиты общего благосостояния. Их также можно избирательно сокращать. Верховный суд постановил [12] что все положения Конституции, включая основные права, могут быть изменены, но что Парламент не может изменять базовую структуру конституции. Поскольку основные права могут быть изменены только путем внесения поправки в конституцию , их включение представляет собой проверку не только исполнительной власти , но также парламента и законодательных собраний штатов. [13]
Чрезвычайное положение в стране отрицательно влияет на эти права. В таком состоянии права, предусмотренные статьей 19 (свобода слова, собраний и передвижения и т. д.), остаются приостановленными. Следовательно, в такой ситуации законодательный орган может принимать законы, противоречащие правам, изложенным в статье 19. Президент может своим приказом приостановить также право обращаться в суд для обеспечения соблюдения других прав.
Право на равенство
[ редактировать ]Право на равенство является одной из главных гарантий Конституции. Оно воплощено в статьях 14–18, которые в совокупности охватывают общие принципы равенства перед законом и недискриминации. [14] и статьи 17–18, которые в совокупности отражают философию социального равенства. [15]
Статья 14
[ редактировать ]Статья 14 гарантирует равенство перед законом, а также равную защиту закона всем людям на территории Индии. Это включает равное подчинение всех людей власти закона, а также равное обращение с лицами, находящимися в аналогичных обстоятельствах. [16] Последнее позволяет государству классифицировать лиц в законных целях при условии, что для этого имеется разумное основание, а это означает, что классификация должна быть непроизвольной, основанной на методе разумной дифференциации между теми, кого стремятся классифицировать, а также имеют рациональное отношение к объекту, которого стремятся достичь с помощью классификации.
Статья 15
[ редактировать ]Статья 15 запрещает дискриминацию по признаку религии, расы, касты, пола, места рождения, а также пола или любого из них. Это право может быть реализовано как против государства, так и против частных лиц в отношении свободного доступа к местам общественных развлечений или местам общественного отдыха, частично или полностью поддерживаемым за счет государственных средств. [17] Однако государству не запрещается создавать специальные условия для женщин и детей или любых отсталых в социальном и образовательном отношении классов граждан, включая зарегистрированные касты и зарегистрированные племена . Это исключение предусмотрено в связи с тем, что упомянутые категории людей считаются обездоленными и нуждаются в особой защите . [18]
Статья 16
[ редактировать ]Статья 16 гарантирует равенство возможностей в вопросах занятости в государственных учреждениях и не позволяет государству дискриминировать кого-либо в вопросах занятости только на основании религии, расы, касты, пола, происхождения, места рождения, места жительства или дохода. Он создает исключения для реализации мер позитивной дискриминации в интересах любого отсталого класса граждан для обеспечения адекватного представительства на государственной службе, а также резервирования должности любого религиозного учреждения для лица, исповедующего эту конкретную религию. [19]
Статья 17
[ редактировать ]Статья 17 отменяет практику неприкасаемости в любой форме, делая ее преступлением, наказуемым по закону. Закон о защите гражданских прав 1955 года был принят парламентом для достижения этой цели. [15]
Статья 18
[ редактировать ]Статья 18 запрещает государству присуждать какие-либо звания, кроме военных или академических отличий, а граждане Индии не могут принимать звания иностранного государства. Таким образом, индийские аристократические титулы и дворянские титулы, присвоенные британцами, были отменены. Однако военные и академические гражданам Индии могут быть присвоены отличия. Награды Бхарат Ратны и Падмы Вибхушана могут использоваться получателем в качестве титула и, соответственно, не подпадают под конституционный запрет». [20] [21] Верховный суд 15 декабря 1995 г. подтвердил законность таких решений. [22]
Право на свободу
[ редактировать ]Право на свободу отражено в статьях с 19 по 22 с целью гарантировать права личности, которые создатели Конституции считали жизненно важными, и эти статьи также включают определенные ограничения, которые могут быть наложены государством на свободу личности при определенных условиях. . Статья 19 гарантирует шесть свобод в виде гражданских прав, которые доступны только гражданам Индии. [23] [24] К ним относятся свобода слова и выражения мнений , свобода собраний без оружия, свобода ассоциаций , свобода передвижения по территории нашей страны, свобода проживать и поселиться в любой части страны Индии и свобода заниматься любой профессией. Все эти свободы подлежат разумным ограничениям, которые могут быть наложены на них государством, перечисленным в самой статье 19. Основания для введения этих ограничений варьируются в зависимости от свободы, которую хотят ограничить, и включают национальную безопасность, общественный порядок, порядочность и мораль, неуважение к суду, подстрекательство к правонарушениям и клевету. Государство также уполномочено в интересах общества национализировать любую торговлю, промышленность или сферу услуг, исключая граждан. [25]
Свободы, гарантированные статьей 19, также призваны защищаться статьями 20–22. [26] Объем этих статей, особенно в отношении доктрины надлежащей правовой процедуры , активно обсуждался в Учредительном собрании. Утверждалось, особенно бенегалец Нарсинг Рау , что включение такого положения затруднит социальное законодательство и вызовет процедурные трудности в поддержании порядка, и поэтому его следует полностью исключить из Конституции. [27] Учредительное собрание в 1948 году в конечном итоге опустило фразу «надлежащая правовая процедура» в пользу «процедуры, установленной законом». [28] В результате статья 21, которая предотвращает посягательство государства на жизнь или личную свободу иначе как в порядке, установленном законом, до 1978 года толковалась узко как ограничивающаяся исполнительными действиями. Однако в 1978 году Верховный суд в деле Манека Ганди против Союза Индии распространил защиту статьи 21 на законодательные действия, постановив, что любой закон, устанавливающий процедуру, должен быть справедливым, справедливым и разумным. [29] и эффективное включение надлежащей правовой процедуры в статью 21. [30] В том же деле Верховный суд также постановил, что «жизнь» согласно статье 21 означает нечто большее, чем просто «животное существование»; оно будет включать право жить с человеческим достоинством и все другие аспекты, которые делают жизнь «осмысленной, полной и достойной жизни». [31] Последующее судебное толкование расширило сферу применения статьи 21, включив в нее ряд прав, включая права на средства к существованию, хорошее здоровье, [32] чистая окружающая среда, вода, [33] скорое судебное разбирательство [34] и гуманитарное обращение во время пребывания в тюрьме. [35] [36] Право на начальное образование стало одним из основных прав согласно статье 21А 86-й поправкой к Конституции 2002 года. [37] Статья 20 обеспечивает защиту от осуждения за правонарушения в определенных отношениях, включая права против законов ex post facto , двойное привлечение к уголовной ответственности и свободу от самообвинения . [38] Статья 22 предусматривает особые права арестованных и задержанных лиц, в частности право быть информированным о причинах ареста, консультироваться с адвокатом по своему выбору, предстать перед судьей в течение 24 часов после ареста, а также свободу не быть арестованным. задержан по истечении этого срока без постановления мирового судьи. [39] Конституция также уполномочивает государство принимать законы, предусматривающие превентивное заключение , при условии соблюдения некоторых других гарантий, предусмотренных статьей 22. [40] Положения, касающиеся превентивного заключения, обсуждались Учредительным собранием со скептицизмом и опасениями и были неохотно одобрены после нескольких поправок в 1949 году. [41] Статья 22 предусматривает, что если лицо содержится под стражей в соответствии с любым законом о превентивном задержании, государство может задержать такое лицо без суда только на три месяца, а любое задержание на более длительный срок должно быть санкционировано консультативным советом. Задержанное лицо также имеет право быть проинформированным об основаниях задержания и иметь возможность сделать заявление против него при первой же возможности. [42]
Право на информацию (RTI)
[ редактировать ]Право на информацию получило статус основного права в соответствии со статьей 19(1) Конституции в 2005 году. Статья 19(1) согласно которой каждый гражданин имеет свободу слова и выражения, а также право знать, как работает правительство, что роли, которые он играет, каковы его функции и так далее. [43]
Право против эксплуатации
[ редактировать ]
Право против эксплуатации, содержащееся в статьях 23–24, устанавливает определенные положения, предотвращающие эксплуатацию более слабых слоев общества отдельными лицами или государством. [44] Статья 23 запрещает торговлю людьми , делая ее преступлением, наказуемым по закону, а также запрещает принудительный труд или любые действия, принуждающие человека работать без заработной платы, когда он имеет законное право не работать или получать за это вознаграждение. Однако он позволяет государству вводить обязательную службу в общественных целях, включая призыв на военную службу и общественные работы . [45] [46] Закон о системе кабального труда (отмена) 1976 года был принят парламентом для введения в действие этой статьи. [47] Статья 24 запрещает использование детей в возрасте до 14 лет на фабриках, шахтах и других опасных работах. Парламент принял Закон о детском труде (запрет и регулирование) 1986 года, устанавливающий правила об отмене и наказании за использование детского труда, а также положения о реабилитации бывших работающих детей. [48]
Право на свободу религии
[ редактировать ]Право на свободу религии, закрепленное в статьях 25–28, предоставляет свободу вероисповедания всем гражданам и обеспечивает светское государство в Индии. Согласно Конституции, не существует официальной государственной религии, и государство обязано относиться ко всем религиям одинаково, беспристрастно и нейтрально. [49]
- Статья 25 гарантирует всем людям свободу совести и право проповедовать, исповедовать и пропагандировать любую религию по своему выбору. Однако это право зависит от общественного порядка, морали и здоровья, а также от полномочий государства принимать меры для социального обеспечения и реформ. [50] Однако право на размножение не включает в себя право обращать другого человека в другую веру, поскольку это было бы равносильно нарушению права другого человека на свободу совести. [51]
- Статья 26 гарантирует всем религиозным конфессиям и сектам, при условии соблюдения общественного порядка, нравственности и здоровья, управлять своими делами в вопросах религии, создавать собственные учреждения для благотворительных или религиозных целей, а также владеть, приобретать и распоряжаться имуществом в соответствии с с законом. Эти положения не умаляют права государства приобретать собственность, принадлежащую религиозной конфессии. [52] Государство также уполномочено регулировать любую экономическую, политическую или другую светскую деятельность, связанную с религиозной практикой. [49]
- Статья 27 гарантирует, что никто не может быть принужден платить налоги для продвижения какой-либо конкретной религии или религиозного учреждения. [53]
- Статья 28 запрещает религиозное обучение в образовательных учреждениях, полностью или частично финансируемых государством, а также в образовательных учреждениях, получающих помощь от государства. Государство не может принуждать кого-либо из их членов получать религиозное обучение или посещать религиозные богослужения без их согласия (или их опекуна). [49]
Право на неприкосновенность частной жизни
[ редактировать ]Конституция гарантирует право на жизнь и личную свободу, которая, в свою очередь, содержит конкретные положения, в которых эти права применяются и обеспечиваются:
- Защита в случае осуждения за преступления гарантируется правом на жизнь и личную свободу. Согласно статье 20, никто не может быть приговорен к наказанию, превышающему то, которое предписывает закон страны на момент совершения преступления. Эта правовая аксиома основана на том принципе, что ни один уголовный закон не может иметь обратной силы, то есть для того, чтобы деяние стало правонарушением, существенным условием является то, что оно должно было быть правонарушением юридически на момент его совершения. Кроме того, ни одно лицо, обвиняемое в каком-либо преступлении, не может быть принуждено свидетельствовать против самого себя. Под принуждением в этой статье понимается то, что по закону называется принуждением (нанесение телесных повреждений, избиение или незаконное тюремное заключение с целью заставить человека сделать что-то, чего он, возможно, не хочет). Эта статья известна как гарантия от самообвинения. Другой принцип, закрепленный в этой статье, известен как принцип двойной ответственности , то есть никто не может быть осужден дважды за одно и то же преступление, что было выведено из англосаксонского права. Впервые этот принцип был установлен в Великая хартия вольностей .
- Защита жизни и личной свободы также предусмотрена правом на жизнь и личную свободу. Статья 21 гласит, что ни одному гражданину не может быть отказано в жизни и свободе иначе, как в порядке установленном законом . Это означает, что жизнь и личная свобода человека могут быть оспорены только в том случае, если он совершил преступление. Однако право на жизнь не включает в себя право на смерть , и, следовательно, самоубийство или любая его попытка считается преступлением (попытка самоубийства, интерпретируемая как преступление, вызвала множество дискуссий. Верховный суд Индии вынес знаковое решение в 1994 году). Суд отменил статью 309 Уголовного кодекса Индии, согласно которой лица, пытающиеся покончить жизнь самоубийством, могли быть подвергнуты судебному преследованию и тюремному заключению сроком до одного года). [54] В 1996 году другое постановление Верховного суда аннулировало предыдущее. [55] Но с принятием Закона о психиатрической помощи 2017 года попытка самоубийства была декриминализирована. [56] «Личная свобода» включает все свободы, не включенные в статью 19 (то есть шесть свобод). Право на выезд за границу также подпадает под «личную свободу» в статье 21. [57]
- В 2002 году 86-й поправкой к Закону была включена статья 21А. Он сделал право на начальное образование частью права на свободу, заявив, что государство будет обеспечивать бесплатное и обязательное образование детям от шести до четырнадцати лет. [37] Через шесть лет после внесения поправки в Конституцию Индии Союзный кабинет утвердил законопроект о праве на образование в 2008 году. [58]
- Права лица, арестованного при обычных обстоятельствах, заложены в праве на жизнь и личную свободу. Никто не может быть арестован без объяснения причин ареста. В случае ареста человек имеет право защищать себя через адвоката по своему выбору. Также арестованный гражданин должен в течение 24 часов доставиться к ближайшему мировому судье . Права лица, арестованного при обычных обстоятельствах, не доступны иностранцу-противнику. Они также недоступны лицам, подпадающим под действие какого-либо закона, предусматривающего превентивное заключение . В рамках превентивного заключения правительство может заключить человека в тюрьму на срок не более трех месяцев. Это означает, что если правительство чувствует, что человек, находящийся на свободе, может представлять угрозу закону и порядку или единству и целостности нации, оно может задержать или арестовать этого человека, чтобы помешать ему/ей причинить возможный вред. По истечении трех месяцев такое дело должно быть передано на рассмотрение консультативного совета, за исключением случаев, когда конкретные законы парламента в отношении превентивного заключения не требуют проверки со стороны такого консультативного совета.
Культурные и образовательные права
[ редактировать ]Права в области культуры и образования, изложенные в статьях 29 и 30, представляют собой меры по защите прав культурных, языковых и религиозных меньшинств, позволяя им сохранять свое наследие и защищая их от дискриминации. [59]
- Статья 29 предоставляет любой группе граждан, имеющих собственный язык, письменность или культуру, право сохранять и развивать их и, таким образом, защищает права меньшинств, не позволяя государству навязывать им какую-либо внешнюю культуру. [59] [60] Он также запрещает дискриминацию любого гражданина при поступлении в любые учебные заведения, поддерживаемые или поддерживаемые государством, только по признаку религии, расы, касты, языка или любого из них. Однако это зависит от резервирования государством разумного количества мест для социально и образовательно отсталых классов, а также резервирования до 50 процентов мест в любом образовательном учреждении, управляемом сообществом меньшинства, для граждан, принадлежащих к этому сообществу. . [61]
- Статья 30 наделяет все религиозные и языковые меньшинства правом создавать и управлять образовательными учреждениями по своему выбору для сохранения и развития своей собственной культуры и запрещает государству при предоставлении помощи дискриминировать какое-либо учреждение на том основании, что им управляет религиозное или культурное меньшинство. [60] Термин « меньшинство », хотя и не определен в Конституции, был истолкован Верховным судом как означающий любое сообщество, численность которого составляет менее 50% населения штата, в котором оно стремится воспользоваться правом, предусмотренным статьей 30. претендовать на это право, важно, чтобы образовательное учреждение было создано и управлялось религиозным или языковым меньшинством. Кроме того, правом, предусмотренным статьей 30, можно воспользоваться, даже если созданное образовательное учреждение не ограничивается преподаванием религии или языка соответствующего меньшинства или если большинство учащихся в этом учреждении не принадлежат к такому меньшинству. [62] Это право зависит от полномочий государства устанавливать разумные правила, касающиеся образовательных стандартов, условий службы сотрудников, структуры оплаты и использования любой предоставляемой им помощи. [63]
Право на конституционные средства правовой защиты
[ редактировать ]Статья 32 обеспечивает гарантированное средство правовой защиты в форме самого основного права для обеспечения соблюдения всех других основных прав, а Верховный суд назначен Конституцией защитником этих прав. [64] Верховный суд наделен полномочиями выдавать предписания , а именно habeas corpus , mandamus , запрет , certiorari и quo warroto , для обеспечения соблюдения основных прав, в то время как высокие суды были уполномочены согласно статье 226, которая сама по себе не является основным правом. – выдавать эти прерогативные предписания даже в случаях, не связанных с нарушением основных прав. [65] Верховный суд обладает юрисдикцией обеспечивать соблюдение основных прав даже в отношении частных лиц, а в случае любого нарушения присуждать компенсацию пострадавшему лицу. Осуществление юрисдикции Верховным судом может также осуществляться suo motu или на основании судебного разбирательства, защищающего общественные интересы . Это право не может быть приостановлено, за исключением случаев, предусмотренных статьей 352, в случае объявления чрезвычайного положения. [64]
Статья 33 индийской конституции наделяет парламент полномочиями принимать законы, направленные на ограничение распространения основных прав на определенные группы, которые могут включать отдельных лиц в индийской армии и спецслужбах. [66] [67]
Статья 34 Конституции наделяет Парламент полномочиями предоставлять компенсацию государственным служащим или частным лицам, которые могли предпринять действия в отношении поддержания или восстановления порядка в регионах, где было введено военное положение. Это конституционное положение, по сути, наделяет парламент полномочиями освобождать этих лиц от любой юридической ответственности или последствий, вытекающих из их действий, предпринятых в контексте введения военного положения . По сути, он позволяет обеспечить правовую защиту и реабилитацию тех, кто участвовал в поддержании или восстановлении порядка в периоды действия военного положения. [68] [69]
Статья 35 Конституции Индии представляет собой положение, которое наделяет парламент исключительными полномочиями принимать законы по определенным вопросам, связанным с основными правами, такими как сохранение занятости в государственных учреждениях, применение основных прав к вооруженным силам, ограничение основных прав. права во время военного положения и наказание за нарушение основных прав. В нем также говорится, что любой закон по этим вопросам, действовавший до вступления Конституции в силу, будет оставаться в силе до тех пор, пока он не будет изменен или отменен Парламентом. Статья 35 также уточняет, что термин «действующий закон» имеет то же значение, что и в статье 372, которая касается продолжения действия существующих законов и их адаптации. Статья 35 была добавлена в Конституцию Учредительным собранием для обеспечения единообразия и последовательности законов, касающихся основных прав по всей стране. [70]
Статью 35 не следует путать со статьей 35А, которая представляла собой отдельную статью, которая наделяла законодательный орган штата Джамму и Кашмир (союзной территорией) полномочиями определять «постоянных жителей» штата и предоставлять им особые права и привилегии. Статья 35А была добавлена в Конституцию указом президента в 1954 году без каких-либо поправок со стороны парламента. Он был отменен другим президентским указом в 2019 году вместе со статьей 370 , которая предоставила Джамму и Кашмиру особый статус. [71] [72] [73]
Д-р Б.Р. Амбедкар хотел, чтобы в конституции были четко закреплены конкретные гарантии основных прав, чтобы их можно было легко обеспечить. Он разработал эту статью 32. [74] Б. Р. Амбедкар сказал:
«Если бы меня попросили назвать какую-то конкретную статью этой Конституции как самую важную – статью, без которой эта Конституция была бы ничтожной, – я бы не смог сослаться ни на одну другую статью, кроме этой (статья 32). Конституции и самой ее сути». [75] [74] [76] [77] [78] [79]
Во время дебатов в Учредительном собрании в декабре 1948 года д-р Бабасахеб Амбедкар заявил, что права, предоставленные Верховному суду этой статьей, не могут быть отняты, если не будут внесены поправки в саму Конституцию, и, следовательно, это «одна из величайших гарантий, которые могут быть предоставлены». обеспечивают безопасность и безопасность личности». [76] [78]
Право на конституционные средства правовой защиты существует для обеспечения соблюдения основных прав.
Право на неприкосновенность частной жизни
[ редактировать ]Право на неприкосновенность частной жизни защищается как неотъемлемая часть права на жизнь и личную свободу согласно статье 21, а также как часть свобод, гарантированных Частью III Конституции. Оно защищает внутреннюю сферу личности от вмешательства как со стороны государственных, так и негосударственных субъектов и позволяет людям делать автономный жизненный выбор. 24 августа 2017 г. Верховный суд Индии [80] [81] [82] [83] в своем вердикте «Право на неприкосновенность частной жизни» постановил, что:
«Право на неприкосновенность частной жизни является неотъемлемой частью права на жизнь и личную свободу, гарантированного статьей 21 Конституции».
Критический анализ
[ редактировать ]Основные права были пересмотрены по многим причинам. Политические и другие группы потребовали, чтобы право на труд , право на экономическую помощь в случае безработицы, старости и аналогичные права были закреплены в качестве конституционных гарантий для решения проблем бедности и экономической незащищенности. [84] хотя эти положения были закреплены в директивных принципах государственной политики . [85] Право на свободу и личную свободу имеет ряд ограничивающих положений и поэтому подвергается критике за неспособность контролировать санкционирование полномочий, которые часто считаются «чрезмерными». [84] Существует также положение о превентивном задержании и приостановлении основных прав во время чрезвычайной ситуации . Положения таких законов, как Закон о поддержании внутренней безопасности (MISA), Закон о вооруженных силах (специальных полномочиях) (AFSPA) и Закон о национальной безопасности (NSA), являются средством противодействия этим фундаментальным правам, поскольку они санкционируют чрезмерные полномочия с целью борьбы с внутренним и трансграничным терроризмом и политическим насилием без гарантий гражданских прав . [84] Фразы «безопасность государства», «общественный порядок» и «мораль» имеют широкий смысл. Значение таких фраз, как «разумные ограничения» и «интересы общественного порядка», не были четко определены в Конституции, и эта двусмысленность приводит к ненужным судебным разбирательствам. [84] Свобода собираться мирно и без оружия реализуется, но в некоторых случаях эти собрания разгоняются полицией с использованием несмертельных методов. [86] [87]
Свобода прессы не включена в право на свободу, которое необходимо для формирования общественного мнения и для того, чтобы сделать свободу выражения мнений более легитимной. [84] Использование детского труда на опасных рабочих местах сократилось, но их использование даже на неопасных работах, включая преобладающую их работу в качестве домашней прислуги, нарушает дух и идеалы Конституции. Более 16,5 миллионов детей трудоустроены и работают в Индии. [88] В 2005 году Индия заняла 88 место из 159 в зависимости от степени восприятия коррупции среди государственных чиновников и политиков во всем мире. В 2014 году Индия незначительно поднялась на 85-е место. [89] [90] право на равенство в вопросах, касающихся занятости в государственных учреждениях, не предоставляется иностранным гражданам Индии Согласно Закону о гражданстве (поправка) 2003 года, . [10]
Согласно статье 19 части III Конституции, основные права людей, такие как свобода слова и выражения, мирные собрания без оружия и создание ассоциаций или союзов, не должны затрагивать интересы суверенитета. [91] единство и целостность Индии. Слова суверенитет и целостность — это качества, которые индийский народ должен культивировать или подражать, как того требует Конституция, но не использовать в отношении территории Индии. Статья 1 части 1 конституции Индии определяет Индию (Бхарат) как Союз штатов. Короче говоря, Индия «это ее народ, а не ее земля», как это закреплено в Конституции.
Хотя быстрое судебное разбирательство является фундаментальным правом, [92] Дела, связанные с нарушением основных прав, требуют слишком много времени для разрешения Верховным судом, что противоречит юридической максиме « отложенное правосудие означает отказ в правосудии ». [93]
Поправки
[ редактировать ]Изменения основных прав требуют внесения поправки в конституцию , которая должна быть принята специальным большинством обеих палат парламента. Это означает, что поправка требует одобрения двух третей присутствующих и голосующих членов. Однако число членов, голосующих в поддержку поправки, не должно быть меньше абсолютного большинства от общего числа членов палаты – будь то Лок Сабха или Раджья Сабха .
Основные права и связанные с ними проблемы
[ редактировать ]Доктрина базовой структуры
[ редактировать ]Принимая решение по делу Голакнатха в феврале 1967 года, Верховный суд постановил, что парламент не имеет полномочий ограничивать основные права. Они были сделаны постоянными и неприкосновенными, отменив ранее принятое решение Верховного суда, подтвердившее право парламента вносить поправки во все части Конституции, включая Часть III, касающуюся основных прав. Вплоть до принятия 24-й поправки к конституции в 1971 году основные права, предоставленные людям, были постоянными и не могли быть отменены или ослаблены парламентом. 24-я поправка к конституции ввела новую статью – статью 13(4) – позволяющую парламенту принимать законы по вопросам части III конституции, используя свои учредительные полномочия в соответствии со статьей 368 (1) . В 1973 году конституционная коллегия Верховного суда в составе 13 членов также большинством голосов подтвердила действительность 24-й поправки к конституции. Однако он постановил, что базовая структура конституции , которая построена на базовом фундаменте, представляющем достоинство и свободу личности, не может быть изменена, и что она имеет «высшее значение» и не может быть разрушена посредством поправки к Конституции. [94] Многие конституционные поправки в Часть III Конституции были внесены, удаляя, добавляя или ослабляя основные права до вынесения решения по делу Голакнатха (конституционные поправки 1, 4, 7 и 16) и после того, как законность 24-й поправки к конституции была подтверждена Верховным Советом. Суд (поправки к Конституции 25, 42, 44, 50, 77, 81, 85, 86, 93 и 97).
Действительность статьи 31B
[ редактировать ]Статьи 31А и 31В были добавлены первой поправкой к конституции в 1951 году. В статье 31В говорится, что любые акты и постановления, включенные Парламентом в Девятый список конституции, могут иметь приоритет над основными правами, и такие законы не могут быть отменены или признаны недействительными по решению Парламента. судебной власти на основании нарушения основных прав. Таким образом, основные права, изложенные в Части III, не одинаково применимы в каждом штате/регионе и могут быть изменены путем внесения дополнений/удалений в Девятое приложение посредством конституционных поправок. В 2007 году Верховный суд постановил, что не может быть никакого полного иммунитета от судебного надзора за законами, включенными в Девятое приложение. Верховный суд также заявил, что он должен проверить законы, включенные в Девятое приложение после 1973 года, на предмет любой несовместимости с доктриной базовой структуры. [95]
Поправка к статье 31C
[ редактировать ]Раздел 4 42-й поправки внес изменения в статью 31C Конституции, отдав приоритет Директивным принципам (ранее применимым только к пунктам b и c статьи 39) над основными правами людей. В деле «Минерва Миллс против Индийского Союза» Верховный суд постановил, что поправка к статье 31C недействительна и находится за пределами правовых полномочий .
Право на собственность
[ редактировать ]Первоначально Конституция предусматривала право собственности в соответствии со статьями 19 и 31. Статья 19 гарантировала всем гражданам право приобретать, владеть и распоряжаться собственностью. Статья 31 предусматривала, что «никто не может быть лишен своего имущества иначе, как на основании закона». Он также предусматривал, что компенсация будет выплачиваться лицу, чье имущество было изъято для общественных целей.
Положения, касающиеся права собственности, неоднократно менялись. 1978 44-я поправка года исключила право собственности из списка основных прав. [96] В конституцию было добавлено новое положение, статья 300-А, которая предусматривала, что «никто не может быть лишен своей собственности иначе как на основании закона». Таким образом, если бы законодатель издал закон, лишающий человека его собственности, государство не было бы обязано выплачивать что-либо в качестве компенсации. Более того, потерпевший также не будет иметь права обращаться в суд в соответствии со статьей 32, поскольку право на собственность больше не является основным правом, хотя оно все равно будет конституционным. Если бы казалось, что правительство действовало несправедливо, это действие могло быть оспорено в суде потерпевшими гражданами до принятия поправки. [84]
Либерализация экономики и инициатива правительства по созданию специальных экономических зон привели к многочисленным протестам фермеров и призывам к восстановлению фундаментального права на частную собственность. [97] Верховный суд направил правительству уведомление с вопросом, почему это право не следует возвращать, но в 2010 году суд отклонил PIL. [98]
Право на образование
[ редактировать ]Право на начальное образование стало одним из основных прав в 2002 году согласно 86-й поправке 2002 года. [37] Однако это право было реализовано через восемь лет в 2010 году. 2 апреля 2010 года Индия присоединилась к группе немногих стран мира, где вступил в силу исторический закон, делающий образование основным правом каждого ребенка. [99]
Закон о праве детей на бесплатное и обязательное образование, как утверждается, приносит прямую пользу детям, которые не ходят в школу. Этот Закон предусматривает назначение учителей, имеющих необходимую вступительную и академическую квалификацию.
Бывший премьер-министр Манмохан Сингх объявил о реализации закона. Дети, которые либо бросили школу, либо никогда не посещали какое-либо образовательное учреждение, будут получать начальное образование, поскольку местные власти и правительства штатов будут обязаны гарантировать, что все дети в возрастной группе 6–14 лет получат школьное образование. Согласно закону, частные образовательные учреждения должны зарезервировать 25 процентов мест для детей из более слабых слоев общества. Союз и правительства штатов согласились разделить финансовое бремя в соотношении 55:45, в то время как Финансовая комиссия выделила рупий. 250 миллиардов к положениям для внедрения закона. Правительство Союза одобрило расходы в размере рупий. 150 миллиардов на 2010–2011 годы.
Комитет управления школой или местные власти будут выявлять детей старше шести лет, бросивших школу или не посещающих школу, и принимать их в классы, соответствующие их возрасту, после прохождения специальной подготовки.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ https://jobseek.buzz/2023/09/08/fundamental-rights-indian-constitution/ [ только URL ]
- ^ Конституция Индии — Часть III «Основные права» .
- ^ Тайал и Джейкоб 2005 , с. А-23.
- ^ Ганди, Раджмохан. Патель: Жизнь . п. 206.
- ^ «Сардар Патель был настоящим архитектором Конституции» . Rediff.com . Объединенные новости Индии. Архивировано из оригинала 5 мая 2006 года . Проверено 15 мая 2006 г.
- ^ Термин «штат» включает все органы власти на территории Индии. В его состав входят правительство Индии , парламент Индии , правительства и законодательные органы штатов Индии . Сюда также входят все местные или другие органы власти, такие как муниципальные корпорации , муниципальные советы, окружные советы, панчаяты и т. д. Чтобы избежать путаницы с терминами «штаты и территории Индии» , штат (охватывающий все органы власти в Индии) был написан с заглавной буквы, а термин «штат» был написан с заглавной буквы. (имеется в виду правительство штата) написано строчными буквами.
- ^ Ласки, Гарольд Джозеф (1930). Свобода в современном государстве . Нью-Йорк и Лондон: Харперы и братья.
- ^ « Бодхисаттва Гаутама против Субхры Чакраборти ; 1995 ICHRL 69» . www.worldlii.org, Всемирный институт правовой информации. Архивировано из оригинала 22 ноября 2005 года . Проверено 25 мая 2006 г. Так было в случае, когда был возбужден судебный процесс по делу об общественных интересах (дата вынесения решения 15 декабря 1995 г.).
- ^ Тайал и Джейкоб 2005 , с. А-25.
- ^ Перейти обратно: а б « Законопроект о гражданстве (поправки), 2003 г. » (PDF) . rajyasabha.nic.in/, Раджья Сабха. п. 5. Архивировано из оригинала (PDF) 25 апреля 2006 года . Проверено 25 мая 2006 г.
- ^ « Бодхисаттва Гаутама против Субхры Чакраборти ; 1995 ICHRL 69» . www.worldlii.org, Всемирный институт правовой информации. Архивировано из оригинала 22 ноября 2005 года . Проверено 25 мая 2006 г. Так было в случае, когда основные права были соблюдены в отношении частных лиц (дата вынесения решения 15 декабря 1995 г.).
- ^ Кешавананда Бхарати против штата Керала ; AIR 1973 SC 1461, (1973) 4 SCC 225 – В так называемом «деле об основных правах» Верховный суд постановил, что базовая структура Конституции Индии не подлежит изменению.
- ^ Тайал, Б.Б. и Джейкоб, А. (2005), История Индии, мировое развитие и гражданское право , стр. А-24
- ^ Басу 1993 , стр. 90.
- ^ Перейти обратно: а б Басу 1993 , стр. 93–94.
- ^ Басу 2003 , стр. 56–57.
- ^ Басу 1993 , стр. 90–91.
- ^ Басу 1993 , стр. 91.
- ^ Басу 2003 , стр. 133–134.
- ^ Басу 1993 , стр. 94–95.
- ^ Басу 2003 , стр. 164.
- ^ «БАЛАДЖИ РАГАВАН [В TC(C) № 9/94]СП АНАНД [В TC(C) N] (Решение Верховного суда от 15 декабря 1995 г.)» (PDF) . 1995. Архивировано (PDF) из оригинала 29 июня 2021 года . Проверено 17 июля 2020 г.
- ^ Басу 2003 , стр. 167–168.
- ^ «Право на свободу» . ГКБАСИК. Архивировано из оригинала 13 ноября 2013 года . Проверено 24 ноября 2012 г.
- ^ Басу 1993 , стр. 96–97.
- ^ Басу 2003 , стр. 167.
- ^ Остин 1999 , стр. 101–102.
- ^ Остин 1999 , стр. 104–105.
- ^ Басу 2003 , стр. 258.
- ^ Басу 1993 , стр. 105–106.
- ^ Басу 2003 , стр. 259.
- ^ Хосла, Мадхав (2011). «Обусловление социальных прав: уроки Индии» . Международный журнал конституционного права . 8 (4): 761. doi : 10.1093/icon/mor005 .
- ^ Нараин, Вринда. «Вода как фундаментальное право: взгляд из Индии» (PDF) . Обзор закона штата Вермонт . 34 : 920. Архивировано (PDF) из оригинала 25 июня 2020 года . Проверено 9 ноября 2015 г.
- ^ Гаур, К.Д. (2002). Статья – Закон и бедные: некоторые последние события в Индии (книга – Уголовное право и криминология) . Нью-Дели: Глубоко и Глубоко. п. 564. ИСБН 81-7629-410-1 . Архивировано из оригинала 20 мая 2021 года . Проверено 9 ноября 2015 г.
- ^ Плотина, Шубханкар (2013). «Уголовные права и конституционные нарушения: взгляд из Индии» (PDF) . Журнал Сингапурской юридической академии . 25 : 714–735. Архивировано из оригинала (PDF) 19 декабря 2014 года . Проверено 8 декабря 2014 г.
- ^ Басу 2003 , стр. 260–261.
- ^ Перейти обратно: а б с 86-я поправка к Закону 2002 г. Архивировано 9 декабря 2011 г. в Wayback Machine .
- ^ Басу 1993 , стр. 102.
- ^ Басу 2003 , стр. 282–284.
- ^ Басу 1993 , стр. 106.
- ^ Остин 1999 , стр. 110–112.
- ^ Басу 1993 , стр. 107.
- ^ «Главная страница: Центральная информационная комиссия (CIC) в Интернете» . rti.india.gov.in . Архивировано из оригинала 10 февраля 2016 года . Проверено 10 февраля 2016 г.
- ^ Басу 1993 , стр. 110.
- ^ Басу 1993 , стр. 110–111.
- ^ Басу 2003 , стр. 325.
- ^ Басу 2003 , стр. 326.
- ^ Басу 2003 , стр. 327.
- ^ Перейти обратно: а б с Басу 1993 , стр. 111.
- ^ Басу 2003 , стр. 327–328.
- ^ Басу 2003 , стр. 330.
- ^ Басу 2003 , стр. 336–337.
- ^ Басу 2003 , стр. 343.
- ^ Нандан Дж. (май 1994 г.). «Индийцы дают право на самоубийство» . БМЖ . 308 (6941): 1392. doi : 10.1136/bmj.308.6941.1392 . S2CID 71780228 . Архивировано из оригинала 21 мая 2008 года . Проверено 15 февраля 2008 г.
- ^ «Документ 3: Отмена и восстановление раздела 309 IPC - обзор Б.Р. Шармы, А. Шармы, Д. Хариша: Интернет-журнал судебной медицины Анила Аггравала: Том 7, № 1 (январь – июнь 2006 г.)» . Архивировано из оригинала 25 июля 2008 года.
- ^ «Законопроект о психическом здоровье, декриминализирующий самоубийство, принят парламентом» . Индийский экспресс . 27 марта 2017 г. Архивировано из оригинала 27 марта 2017 г. . Проверено 6 июня 2018 г.
- ^ Манека Ганди против. Союз Индии ; АИР 1978 SC 597, (1978).
- ↑ Законопроект о праве на образование. Архивировано 26 июня 2009 года в Wayback Machine .
- ^ Перейти обратно: а б Басу 2003 , стр. 345.
- ^ Перейти обратно: а б Басу 1993 , стр. 115.
- ^ Басу 2003 , стр. 346–347.
- ^ Басу 2003 , стр. 348–349.
- ^ Басу 2003 , стр. 354–355.
- ^ Перейти обратно: а б Басу 1993 , стр. 122.
- ^ Басу 1993 , стр. 123.
- ^ «Статья 33 Конституции Индии | Статья 33 на хинди» . Конституция Индии . 24 мая 2016 г. Архивировано из оригинала 3 сентября 2023 г.
- ^ «Статья 33 Конституции Индии» . Индийский Канун . Архивировано из оригинала 14 марта 2024 года.
- ^ «Статья 34 Конституции Индии» . Экзаменально . 3 марта 2023 г. Архивировано из оригинала 10 декабря 2023 г.
- ^ «Статья 34 Конституции Индии: Ограничение прав, предоставляемых этой частью, пока в любой области действует военное положение» . Последние законы . Архивировано из оригинала 3 сентября 2023 года.
- ^ «Статья 35 Конституции Индии» . Индийский Канун . Архивировано из оригинала 14 марта 2024 года.
- ^ Статья 35А Конституции Индии.
- ^ «Статья 35 Конституции Индии | Статья 35 на хинди» . Конституция Индии . 24 мая 2016 г. Архивировано из оригинала 3 сентября 2023 г.
- ^ «Конституция Индии» (PDF) . Правительство Индии, Министерство права и юстиции, Законодательный департамент. стр. 5 и 33. Архивировано (PDF) из оригинала 29 декабря 2023 г. - через India Code.
- ^ Перейти обратно: а б Ачарьюлу, М. Шридхар (21 ноября 2020 г.). «Статья 32: Права для всех или для избранных?» . Проволока . Архивировано из оригинала 10 декабря 2020 года . Проверено 27 марта 2021 г.
- ^ Кришнан, Ревати (17 ноября 2020 г.). «Что такое статья 32, которая, по словам Амбедкара, является «сердцем» и «душой» Конституции» . Печать . Архивировано из оригинала 29 декабря 2020 года . Проверено 27 марта 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Разъяснитель ДНК: почему статью 32 называют «сердцем» и «душой» Конституции и ее постоянно меняющаяся интерпретация» . ДНК Индии . 18 ноября 2020 года. Архивировано из оригинала 26 ноября 2020 года . Проверено 27 марта 2021 г.
- ^ Ракшит, Нирмаленду Бикаш (1999). «Право на конституционную защиту: значение статьи 32» . Экономический и политический еженедельник . 34 (34/35): 2379–2381. JSTOR 4408327 . Архивировано из оригинала 25 мая 2020 года . Проверено 27 марта 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Пояснение: каковы были недавние замечания Верховного суда по статье 32?» . 19 ноября 2020 года. Архивировано из оригинала 28 апреля 2021 года . Проверено 27 марта 2021 г.
- ^ «Предупреждение Бабасахеба: в политике поклонение героям — это путь к деградации и возможной диктатуре» . 15 октября 2019 года. Архивировано из оригинала 27 февраля 2021 года . Проверено 27 марта 2021 г.
- ^ «Судья К.С. Путтасвами против Индийского Союза» . Архивировано из оригинала 16 января 2019 года . Проверено 16 января 2019 г.
- ^ «Судья К.С. Путтасвами (в отставке) и дело против Союза Индии и других организаций» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 23 сентября 2020 г. Проверено 17 июля 2020 г. Эта цитата носит временный характер.
- ^ «Судья К.С. Путтасвами (в отставке) и дело против Союза Индии и других стран» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 23 сентября 2020 г. Проверено 17 июля 2020 г.
- ^ «Судья К.С. Путтасвами (в отставке) и дело против Союза Индии и других стран» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 17 июля 2020 года . Проверено 17 июля 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Тайал Б.Б. и Джейкоб А. (2005), История Индии, мировое развитие и гражданское право , стр. А-33
- ^ Конституция Индии — Часть IV, статья 41. Директивные принципы государственной политики .
- ^ Старший инспектор оправдывает обвинение в лати. Архивировано 30 июня 2018 года в Wayback Machine во время протестов против резерваций в Индии в 2006 году.
- ↑ Обвинение Лати в Мумбаи. Архивировано 17 июня 2008 года в Wayback Machine во время протестов против резерваций в Индии в 2006 году.
- ^ «Детский труд в Индии» . Архивировано из оригинала 12 июля 2014 года . Проверено 27 июня 2006 г.
- ^ «Насколько коррумпирована ваша страна?» . 3 декабря 2014 г. Архивировано из оригинала 16 сентября 2018 г. Проверено 15 марта 2015 г.
- ^ Индекс восприятия коррупции , опубликованный Transparency International .
- ^ Суверенный означает обладание высшей или абсолютной властью.«В современных демократиях воля народа теоретически суверенна»синонимы: высший, абсолютный, неограниченный, неограниченный, безудержный, беспредельный, безграничный, бесконечный, окончательный, тотальный, безусловный, полный, полный, первостепенный; главный, главный, доминирующий, преобладающий
- ^ «2. Анализ правовой позиции Индии в отношении ускоренного судебного разбирательства в сравнении с задержкой судебного разбирательства | Статья 2» .
- ^ Ранджан, Браджеш (25 августа 2016 г.). «Что вызывает судебные задержки? Решения, размывающие сроки в Гражданском процессуальном кодексе, усугубляют проблему отсрочек» . Таймс оф Индия . Архивировано из оригинала 4 сентября 2017 года . Проверено 13 сентября 2017 г.
- ^ «Пункты 316 и 317 дела Кешавананда Бхарати против штата Керала (AIR 1973 SC 1461)» . 1973. Архивировано из оригинала 14 декабря 2014 года . Проверено 21 октября 2016 г.
- ^ «Законы о графике IX открыты для рассмотрения» . Индус . 2007. Архивировано из оригинала 1 октября 2018 года . Проверено 21 октября 2017 г.
- ↑ 44-я поправка к Закону 1978 г. Архивировано 24 августа 2018 г. в Wayback Machine .
- ^ Махапатра, Дхананджай (28 февраля 2009 г.). "Должно ли право на собственность вернуться?" . Таймс оф Индия . Архивировано из оригинала 4 марта 2009 года . Проверено 8 июля 2010 г.
- ^ «Суд отклоняет ходатайство о признании собственности фундаментальным правом» . Индус . Ченнаи, Индия. 19 октября 2010 года. Архивировано из оригинала 22 октября 2010 года . Проверено 4 ноября 2010 г.
- ^ «Образование теперь является фундаментальным правом каждого ребенка» . Индостан Таймс . 1 апреля 2010 года. Архивировано из оригинала 9 июля 2010 года . Проверено 8 июля 2010 г.
Источники
[ редактировать ]- Остин, Гранвилл (1999). Конституция Индии: краеугольный камень нации . Нью-Дели: Издательство Оксфордского университета . п. 390. ИСБН 0-19-564959-1 .
- Басу, Дурга Дас (1993). Введение в Конституцию Индии (15-е изд.). Нью-Дели: Прентис Холл Индии . п. 475. ИСБН 81-203-0839-5 .
- Басу, Дурга Дас (2003). Краткая Конституция Индии (13-е изд.). Нагпур: Wadhwa & Co. 1972. ISBN 978-81-8038-206-2 .
- Тайал, Б.Б.; Джейкоб, А. (2005). История Индии, мировое развитие и гражданское право . Издательство Авичал.