Jump to content

Статья 15 Конституции Индии

Статья 15 Конституции Индии запрещает дискриминацию только по признаку религии, расы, касты , пола, места рождения или любого из них. Он применяет статьи 14 в конкретных ситуациях, запрещая классификации, сделанные на защищенных основаниях. общий принцип равенства [ 1 ] Запрещая дискриминацию на основе предубеждений, эта статья также является центральным вопросом в большом количестве судебных решений, общественных дебатов и законодательства, вращающихся вокруг позитивных действий, оговорок и квот. Согласно 103-й поправке к Конституции Индии , статья 15.

29 ноября 1948 года Учредительное собрание обсудило первую версию статьи 15 как статьи 9 пересмотренного проекта конституции 1948 года. Проект статьи 9 гласил:

(1) Государство не должно дискриминировать любого гражданина только на основании религии, расы, касты, пола или любого из них. В частности, ни один гражданин не может подвергаться какой-либо инвалидности, ответственности, ограничениям или условиям только на основании религии, расы, касты, пола или любого из них в отношении

(a) Доступ к магазинам, общественным ресторанам, гостиницам и местам общественных развлечений, или
(b) Использование колодцев, резервуаров, дорог и мест общественного отдыха, полностью или частично финансируемых за счет доходов государства или предназначенных для использования населением.

(2) Ничто в настоящей статье не препятствует государству устанавливать какие-либо специальные положения для женщин и детей.

Некоторые члены Ассамблеи хотели получить дополнительные защищаемые основания, включая запрет на дискриминацию по признаку семьи и происхождения. [ 2 ] Другие члены далее утверждали, что сады, дороги и трамвайные пути следует включить в число мест, куда запрещен отказ в доступе. [ 2 ] Однако Б.Р. Амбедкар , председатель Редакционного комитета, уточнил, что общий характер текста достаточен для того, чтобы охватить большое количество пространств, специально не включенных в статью. [ 2 ] Профессор К.Т. Шах, член Ассамблеи, предложил внести поправки в статью 2 проекта статьи, чтобы предусмотреть специальные положения для «зарегистрированных каст или отсталых племен в целях их преимущества, защиты или улучшения». Однако предложение было отклонено, поскольку Амбедкар заявил, что принятие поправки увековечит сегрегацию этих групп. [ 2 ] После дебатов и внесения поправок первоначальный текст остался практически нетронутым и стал статьей 15 Конституции Индии.

Пункты 1-2: Запрет дискриминации по защищенным признакам

[ редактировать ]

Первые два пункта статьи 15 запрещают дискриминацию «только по признаку» религии, расы, касты, пола, места рождения или любого из них. Интерпретируя фразу «только на основании», Верховный суд постановил, что значение имеет действие закона, а не мотив. [ 3 ] [ 4 ] Первоначально эта фраза интерпретировалась как означающая, что действие или закон, основанный на каком-либо основании помимо пяти охраняемых оснований, не будет запрещено. Например, в 1989 году Постановление, которое требовало от стюардесс национального перевозчика выходить на пенсию раньше или при определенных условиях, включая беременность или брак, было отменено лишь частично. Верховный суд постановил, что это была дискриминация не только по признаку пола, но и по другим соображениям, таким как условия труда и пути трудоустройства. [ 5 ] Это подверглось критике со стороны ученых и феминисток за неспособность принять во внимание социальную роль пола. [ 6 ] [ 7 ] Однако в 2007 году Суд признал, что дискриминация по признаку пола должна включать дискриминацию, основанную на стереотипах, связанных с полом, и отменил закон, запрещавший женщинам работать в помещениях, где продавались спиртные напитки. [ 8 ] Статья 15 с тех пор получила более широкое толкование и была использована для прочтения закона, который признавал половые сношения по обоюдному согласию между лицами одного пола преступлением как дискриминационные, [ 9 ] и обеспечивать защиту по признаку сексуальной ориентации и гендерной идентичности . [ 10 ] Суд также признал, что статью 15 следует толковать через призму интерсекциональности, принимая во внимание множественные и пересекающиеся идентичности. [ 11 ]

Общий запрет на государственную дискриминацию

[ редактировать ]

(1) Государство не должно дискриминировать любого гражданина только на основании религии, расы, касты, пола, места рождения или любого из них.

Пункт 1 статьи запрещает государству дискриминировать граждан по пяти защищенным признакам.

В течение трех лет после принятия Конституции Верховный суд использовал статью 15, чтобы признать недействительным закон штата, который предусматривал выборы с отдельными электоратами для членов различных религиозных общин. [ 1 ] [ 12 ] Аналогичным образом, суды установили дискриминацию по признаку религии в соответствии со статьей 15 в контексте специальных положений для мусульман. [ 13 ] и резервирование места в законодательном собрании штата для одной религиозной общины. [ 14 ]

Верховный суд постановил, что статью 15, запрещающую расовую дискриминацию, следует читать вместе с Международной конвенцией о ликвидации всех форм расовой дискриминации . Это положение было использовано для того, чтобы поручить Союзу создать комитет по борьбе с расовой дискриминацией жителей Северо-Восточной Индии. [ 15 ] Некоторые суды связали расовую принадлежность с защитой зарегистрированных племен. [ 16 ] Суды иногда отменяли дискриминационные законы по признаку расы, например, в случае с законом, который требовал от членов определенного сообщества ежедневно явиться в полицию. [ 17 ] Суды также отменили дискриминационное законодательство по признаку касты, как в случае с уведомлением, которое освобождало всех жителей-хариджанов и мусульман от обязательного сбора в данной местности. [ 18 ]

Аналогичным образом, статья использовалась для признания недействительной дискриминации по признаку пола посредством законодательства, например, запрета владельцам собственности, владеющих собственностью. [ 19 ] или работать в помещениях, где подавали спиртные напитки. [ 8 ] Верховный суд истолковал понятие «пол» как включающее как «сексуальную ориентацию», так и «гендерную идентичность», что расширило защиту статьи 15 на геев , лесбиянок , бисексуалов и трансгендеров . [ 20 ] [ 9 ]

Как и другие охраняемые территории, «место рождения» также было источником некоторой двусмысленности. В 1955 году Верховный суд провел различие между «местом рождения» и «местом жительства», постановив, что дискриминация по признаку «места жительства» не запрещена прямо статьей 15. [ 21 ] В этом постановлении суд поддержал решение Государственного медицинского колледжа о взимании подушевой платы со студентов, проживающих за пределами региона, на том основании, что это решение является дискриминационным по признаку места жительства или постоянного места жительства, а не по «месту рождения». [ 1 ] Суд смягчил это решение в деле Прадип Джайн против Союза Индии . [ 22 ] постановив, что требования к месту жительства (хотя и не запрещены напрямую статьей 15 (1)) несовместимы с идеей национального единства и интеграции, и ограничили резервирование по месту жительства не более чем семьюдесятью процентами от общего числа мест на уровне MBBS. [ 23 ]

На протяжении большей части своей истории статья 15 не запрещала косвенную дискриминацию. Например, в 1951 году Высокий суд Мадраса постановил, что Постановление об эвакуации имущества 1949 года не нарушило пункт (1), хотя большинство лиц, затронутых этим постановлением, были мусульманами, поскольку действие постановления не ограничивалось только мусульманами на территории Мадраса. почва религии. [ 24 ] [ 23 ] Однако в 2021 году Верховный суд в деле «Подполковник Нитиша против Индийского Союза» признал недействительным внешне нейтральные критерии предоставления женщинам постов в постоянных комиссиях на том основании, что они являются косвенно дискриминационными. [ 25 ]

Горизонтальный запрет отказа в доступе

[ редактировать ]

(2) Ни один гражданин не может быть подвергнут какой-либо инвалидности, ответственности, ограничениям или условиям только на основании религии, расы, касты, пола, места рождения или любого из них в отношении (а) доступа к магазинам, общественным ресторанам , гостиницы и места массового отдыха; или (b) использование колодцев, резервуаров, купальных гатов, дорог и мест общественного отдыха, полностью или частично содержащихся за счет государственных средств или предназначенных для использования широкой публикой

В отличие от статьи 1, которая адресована государству, статья 2 устанавливает более широкий запрет на инвалидность, ответственность, ограничения или условия в отношении доступа к различным общественным местам и коммерческим учреждениям. В подпункте (а) слово «магазин» используется в широком смысле для обозначения помещений, где продаются товары в любом качестве, включая все, от парикмахерских до образовательных учреждений. [ 26 ] [ 23 ] Поэтому не может быть магазинов, общественных ресторанов или мест общественных развлечений, зарезервированных на базе какой-либо из охраняемых территорий. [ 23 ] Некоторые ученые утверждают, что определение «магазина» в подпункте (а) должно распространяться на все частные экономические рыночные операции, включая исключительные соглашения по аренде имущества. [ 27 ] Подпункт (b) касается использования колодцев, купальных гатов , дорог и мест общественного отдыха, полностью или частично поддерживаемых за счет государственных средств или предназначенных для использования широкой публикой. Соответственно, частные колодцы и резервуары не регулируются подпунктом (b), если только они не предназначены для использования населением. [ 3 ]

Пункты 3–6: Особые положения для малообеспеченных групп населения.

[ редактировать ]

Статья 15 в пунктах (3–6) допускает позитивную дискриминацию в пользу обездоленных групп. Эти положения существуют для того, чтобы позволить индийскому штату реализовать обширную программу позитивных действий .

Женщины и дети

[ редактировать ]

(3) Ничто в настоящей статье не препятствует государству устанавливать какие-либо специальные положения для женщин и детей.

Хотя статья 15 запрещает дискриминацию по признаку пола, специальные положения для женщин и детей допустимы. Государственные учреждения, созданные исключительно для женщин, или специальные места, отведенные для женщин в общественном транспорте или увеселительных заведениях, не нарушают статью 15. [ 28 ] Однако «специальное положение» не означает, что женщинам может быть предоставлено менее благоприятное обращение по гендерному критерию. [ 29 ]

Социально и образовательно отсталые классы

[ редактировать ]

(4) Ничто в настоящей статье или в пункте (2) статьи 29 не должно препятствовать Государству принимать какие-либо специальные меры для продвижения любых социально и образовательно отсталых классов граждан или зарегистрированных каст и зарегистрированных племен.

Бронирование в учебных заведениях

[ редактировать ]

(5) Ничто в настоящей статье или в подпункте (g) пункта (1) статьи 19 не должно препятствовать Государству принимать какие-либо специальные положения по закону для продвижения любых социально и образовательно отсталых классов граждан или для зарегистрированные касты или зарегистрированные племена, если такие специальные положения касаются их приема в учебные заведения, включая частные учебные заведения, независимо от того, получают ли они помощь или нет от государства, за исключением учебных заведений меньшинств, упомянутых в пункте (1) статьи 30.

Экономически более слабые участки

[ редактировать ]

(6) Ничто в настоящей статье или подпункте (g) пункта (1) статьи 19 или пункте (2) статьи 29 не должно препятствовать Государству совершать: (a) любое специальное положение для продвижения любых экономически более слабых слоев граждан, кроме классов, упомянутых в пунктах (4) и (5); и (b) любые специальные положения для продвижения любых экономически более слабых слоев граждан, кроме классов, упомянутых в пунктах (4) и (5), в той степени, в которой такие специальные положения относятся к их приему в учебные заведения, включая частные учебные заведения, независимо от того, с помощью или без помощи государства, за исключением учебных заведений меньшинств, упомянутых в пункте (1) статьи 30, которые в случае оговорки будут в дополнение к существующим оговоркам и подлежат максимум десяти процентам от общей суммы. мест в каждой категории.
Пояснение. – Для целей настоящей статьи и статьи 16 «экономически более слабыми слоями» считаются те, о которых государство может время от времени уведомлять на основании семейного дохода и других показателей экономического неблагополучия.

Пункт (6) был добавлен 103-й поправкой к Конституции в 2019 году. Это положение позволяет штату обеспечивать позитивные действия, включая оговорки для экономически более слабых слоев населения (EWS). Различные государства ввели схемы реализации оговорок для EWS на основании статьи (6). В 2021 году правительство Союза выпустило уведомление о введении резервирования EWS на вступительных экзаменах в аспирантуру. Это решение было оспорено в Верховном суде.

Оспаривание конституционности и решение Верховного суда

[ редактировать ]

Различные партии оспорили 103-ю поправку в Верховном суде. [ 30 ] Они утверждали, что это нарушает основную структуру Конституции Индии , которая, по их мнению, не допускает оговорок по чисто экономическим критериям. 7 ноября 2022 года коллегия Верховного суда Индии в составе пяти судей постановила в деле Джанхит Абхиян против Союза Индии, что 103-я поправка не нарушает базовую структуру. [ 31 ] Судьи Махешвари, Триведи и Пардивала вынесли отдельные решения для большинства. Судья Бхат написал особое мнение от своего имени и от имени главного судьи У. У. Лалита, которое получило высокую оценку в прогрессивных кругах. [ 32 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с Сингх 2015 , с. 89.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д «Статья 15» . Конституция Индии . Центр юридических и политических исследований . Проверено 22 мая 2021 г.
  3. ^ Перейти обратно: а б Сингх 2015 , с. 91.
  4. ^ Штат Бомбей против Общества образования Бомбея , AIR 1954 SC 461 (Верховный суд Индии).
  5. ^ Air India против. Нергеш Мирза . 28 августа 1981 г. (Верховный суд Индии)
  6. ^ Атри, Шрейя; Пиллаи, Гаури (24 мая 2021 г.). «Феминистское переписывание дела Air India против Нергеша Меерзы AIR 1981 SC 1829: предложение о проверке дискриминации в соответствии со статьей 15 (1)» . Обзор индийского права . 5 (3): 338–357. дои : 10.1080/24730580.2021.1911475 . S2CID   236393149 – через Taylor & Francisco Online.
  7. ^ Бхатия, Гаутама (2019). «Половая дискриминация: Анудж Гарг и принцип борьбы со стереотипами». Трансформационная конституция . Издательство HarperCollins, Индия. ISBN  978-93-5302-684-4 .
  8. ^ Перейти обратно: а б Анудж Гарг против Ассоциации отелей Индии , (2008) 3 SCC 1 (Верховный суд Индии).
  9. ^ Перейти обратно: а б Навтей Сингх Джохар против Союза Индии . AIR 2018 SC 4321 (Верховный суд Индии). По состоянию на 30 марта 2022 г.
  10. ^ Сушма против комиссара полиции . (Высокий суд Мадраса)
  11. ^ Патан Джамал Вали против штата Андхра-Прадеш . 27 апреля 2021 г. (Верховный суд Индии)
  12. ^ Найн Сукх Дас против. Штат Уттар-Прадеш , AIR 1953 SC 384 (Верховный суд Индии).
  13. ^ Б. Арчана Редди против штата Андхра-Прадеш . 2005 (6) ALD 582 (Высокий суд Андхра-Прадеша).
  14. ^ RC Poudyal против Союза Индии . 1993 г. AIR 1804 (Верховный суд Индии).
  15. ^ Карма Дорджи против Союза Индии (Верховный суд Индии)
  16. ^ Махендра Сингх Дхони против штата Ассам. 1969 SCC OnLine Gau 20 (Высокий суд Гаухати)
  17. ^ Сангар Умар Ранмал против. Штат , AIR 1952 Sau 124 (Высокий суд Саураштры и Раджкота).
  18. ^ Штат Раджастан против Пратапа Сингха , AIR 1960 SC 1208 (Верховный суд Индии).
  19. ^ А. Крэкнелл против штата Уттар-Прадеш , AIR 1952 г. Все 746 (Высокий суд Аллахабада).
  20. ^ Национальное управление юридических услуг против Союза Индии , (2014) 5 SCC 438 (Верховный суд Индии).
  21. ^ ДП Джоши против штата Мадхья Бхарат , AIR 1955 SC 334 (Верховный суд Индии).
  22. ^ Прадип Джайн против Союза Индии , (1984) 3 SCC 654 (Верховный суд Индии).
  23. ^ Перейти обратно: а б с д Сингх 2015 , с. 90.
  24. ^ МБ Намази против Хранителя имущества эвакуированных , AIR 1951 Mad 930 (Высокий суд Мадраса).
  25. ^ Бхатия, Гаутама (26 марта 2021 г.). «Подполковник Нитиша против Союза Индии: Верховный суд признает косвенную дискриминацию» . Конституционное право и философия Индии . Проверено 23 мая 2021 г.
  26. ^ Индийская медицинская ассоциация против Союза Индии , (2011) 7 SCC 179 (Верховный суд Индии).
  27. ^ Бхатия, Гаутама (2016). «Горизонтальная дискриминация и статья 15 (2) Конституции Индии: преобразующий подход». Азиатский журнал сравнительного права . 11 (1): 14. doi : 10.1017/asjcl.2016.5 . S2CID   156659583 .
  28. ^ Сингх 2015 , с. 93.
  29. ^ Группа бортпроводников Air India. против Йешасвини Мерчант , (2003) 6 SCC 277, 302 (Верховный суд Индии).
  30. ^ «Резервация EWS: Молодежь за равенство против Союза Индии» . Наблюдатель Верховного суда . Проверено 30 марта 2022 г.
  31. ^ Раджагопал, Кришнадас (7 ноября 2022 г.). «Верховный суд большинством голосов подтвердил конституционную действительность квоты EWS» . Индус .
  32. ^ Котари, Джайна (22 ноября 2022 г.). «Особое суждение против разрушения равенства» . Индус .
  • Сингх, Махендра Пал (2015). Конституция Индии В. Н. Шуклы (13-е изд.). Восточная книжная компания. ISBN  978-9388822213 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a48abc8bc3303337ef8e60a058664f52__1719908220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a4/52/a48abc8bc3303337ef8e60a058664f52.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Article 15 of the Constitution of India - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)