Движение отказа от сотрудничества (1919–1922)
Колониальная Индия | ||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
Часть серии статей о |
Индийский народ |
---|
Девиз: Джай Хинд |
Движение отказа от сотрудничества — политическая кампания, начатая 4 января 1921 года Махатмой Ганди с целью заставить индийцев отказаться от сотрудничества с британским правительством , с целью убедить их предоставить самоуправление . [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ]
Это произошло в результате того, что Индийский национальный конгресс (ИНК) отказался от поддержки британских реформ после принятия Закона Роулатта от 18 марта 1919 года, который приостановил права политических заключенных в судебных процессах по подстрекательству к мятежу . [ 4 ] и был воспринят индийцами как « политическое пробуждение » и как «угроза» британцами. [ 5 ] - что привело к резне в Джаллианвала Баге 13 апреля 1919 года. [ 4 ] [ 6 ]
Это движение было одним из первых организованных Ганди крупномасштабных актов сатьяграхи . [ 2 ] План Ганди по движению за отказ от сотрудничества включал в себя убеждение всех индийцев отказаться от любой деятельности, которая «поддерживает британское правительство, а также экономику Индии». [ 7 ] включая британскую промышленность и образовательные учреждения. [ 7 ] С помощью ненасильственных средств, или ахимсы , протестующие отказывались покупать британские товары, перенимали использование местных ремесел и пикетировали винные магазины. [ 8 ] В дополнение к пропаганде «самообеспеченности» путем раскручивания хади , покупки товаров только индийского производства и бойкота британских товаров, движение отказа от сотрудничества Ганди также призывало остановить запланированное расчленение Турции ( Движение Халифат ) и положить конец неприкасаемости . Это привело к публичным митингам и забастовкам ( харталам ), которые привели к первым арестам Джавахарлала Неру и его отца Мотилала Неру 6 декабря 1921 года. [ 9 ]
Движение за отказ от сотрудничества было одним из более широких движений за независимость Индии от британского правления. [ 10 ] и закончилась, как описал Неру в своей автобиографии , «внезапно» 4 февраля 1922 года после инцидента в Чаури Чаура . [ 11 ] Последующими движениями за независимость были Движение гражданского неповиновения и Движение за выход из Индии . [ 10 ]
Хотя это движение и задумывалось как ненасильственное, оно в конечном итоге было прекращено Ганди в феврале 1922 года после инцидента в Чаури Чаура . После того, как полиция открыла огонь по толпе протестующих, убив и ранив нескольких человек, протестующие последовали за полицией обратно в их участок и сожгли его, убив стрелков и нескольких других полицейских, находившихся внутри. [ 3 ] Тем не менее, это движение ознаменовало переход индийского национализма от среднего класса к массам. [ 2 ]
Факторы, ведущие к движению отказа от сотрудничества
[ редактировать ]Движение отказа от сотрудничества было реакцией на репрессивную политику британского индийского правительства , такую как Закон Роулатта от 18 марта 1919 года, а также резню в Джаллианвала Баге 13 апреля 1919 года.
Хотя Закон Роулатта 1919 года, приостановивший права политических заключенных в ходе процессов по подстрекательству к мятежу , [ 4 ] никогда не применялся и был объявлен недействительным всего несколько лет спустя, [ 6 ] это побудило Ганди задумать идею сатьяграхи (истины), которую он считал синонимом независимости.
Мотивация движения Ганди еще больше укрепилась после событий 13 апреля 1919 года , когда большая толпа собралась в Джаллианвала Баг возле Золотого храма в Амритсаре в знак протеста против ареста Сайфуддина Китчлью и доктора Сатьяпала . [ 12 ] в то время как другие приехали, чтобы посетить ежегодный фестиваль Байсахи . [ 13 ] Мирные жители были обстреляны солдатами под командованием бригадного генерала Реджинальда Дайера , в результате чего были убиты и ранены тысячи протестующих. Возмущение, вызванное резней, привело к тысячам беспорядков и новым смертям от рук полиции. Баг стал самым печально известным событием британского правления в Индии.
Ганди, который был проповедником ненасилия , пришел в ужас. Он потерял всякую веру в доброту британского правительства и заявил, что сотрудничать с «сатанинским» правительством было бы «грехом». Аналогичным образом, идея сатьяграхи была впоследствии одобрена Джавахарлалом Неру , для которого резня также подтвердила «убежденность в том, что ничто, кроме независимости, не является приемлемым». [ 4 ]
Ганди черпал свою идеологию и вдохновение в продолжающихся движениях за отказ от сотрудничества, особенно в движениях Сатгуру Рам Сингха , который считается первым индийцем , который использовал отказ от сотрудничества и бойкот британских товаров и услуг в качестве политического оружия. [ 14 ] [ 15 ]
В ответ на резню в Джаллианвала Баге и другие виды насилия в Пенджабе движение стремилось обеспечить Сварадж , независимость Индии. Ганди пообещал Свараджу в течение одного года, если его программа отказа от сотрудничества будет полностью реализована. Другая причина начать движение отказа от сотрудничества заключалась в том, что Ганди потерял веру в конституционные методы и превратился из сторонника британского правления в противника, выступающего за независимость Индии от колониализма. [ 16 ]
Другие причины включают экономические трудности для простых граждан Индии, которые националисты объясняют экономической эксплуатацией Индии в условиях колониального правления, трудности, с которыми столкнулись индийские ремесленники из-за того, что британские фабричные товары заменили товары ручной работы, а также призыв на военную службу в британской индийской армии. собрать достаточно рекрутов во время Первой мировой войны . [ 17 ]
Движение
[ редактировать ]Движение за отказ от сотрудничества было направлено на то, чтобы бросить вызов колониальной экономической и властной структуре, и британские власти были вынуждены принять во внимание требования движения за независимость.
Ганди призывал к общенациональному протесту против закона Роулатта . Продвигая «самостоятельность», его планирование движения за отказ от сотрудничества включало в себя убеждение всех индийцев отказаться от любой деятельности, которая «поддерживала британское правительство, а также экономику в Индии». [ 7 ] включая британскую промышленность и образовательные учреждения. [ 7 ]
С помощью ненасильственных средств, или ахимсы , протестующие отказывались покупать британские товары, перенимали использование местных ремесел (прядение хади и т. д.) и пикетировали винные магазины. [ 8 ] Более того: [ 18 ]
- все офисы и фабрики будут закрыты;
- Индийцам будет предложено уйти из школ, спонсируемых Раджем, полицейских служб, вооруженных сил и государственной службы, а адвокатов попросят покинуть суды Раджа;
- был бойкотирован общественный транспорт и товары английского производства, особенно одежда; и
- Индийцы вернули почести и звания, присвоенные правительством, и ушли с различных должностей, таких как учителя, юристы, гражданские и военные службы.
Движение отказа от сотрудничества Ганди также призывало положить конец неприкасаемости .
Публичные митинги и забастовки ( харталы ) во время движения в конечном итоге привели к первым арестам Джавахарлала Неру и его отца Мотилала Неру 6 декабря 1921 года. [ 9 ] Призывы первых политических лидеров, таких как Бал Гангадхар Тилак (Экстремисты Конгресса), назывались крупными публичными собраниями. Они привели к беспорядкам или препятствованию работе государственных служб. Британцы отнеслись к ним очень серьезно и заключили его в тюрьму в Мандалае в Бирме , а В.Чидамбарам Пиллаи получил 40 лет тюремного заключения.
Ветераны, такие как Бал Гангадхар Тилак , Бипин Чандра Пал , Мохаммад Али Джинна и Анни Безант , категорически выступили против этой идеи. Всеиндийская мусульманская лига также раскритиковала эту идею. Однако молодое поколение индийских националистов было воодушевлено и поддержало Ганди, планы которого были приняты Партией Конгресса в сентябре 1920 года и запущены в декабре того же года. [ 2 ]
Ганди усилил это движение, поддержав современное ему Движение Халифат , мусульманскую кампанию за восстановление статуса Халифа и протест против расчленения Османской империи после Первой мировой войны . Таким образом, Ганди получил широкую поддержку со стороны индийско-мусульманских лидеров, таких как Маулана Азад , Мухтар Ахмед Ансари , Хаким Аджмал Хан , Магфур Ахмад Аджази , [ 19 ] Аббас Тьябджи , Маулана Мухаммад Алиджаухар и Маулана Шаукат Али . [ 2 ]
Выдающийся хинди писатель, поэт, драматург, журналист и националист Рамбрикш Бенипури , проведший более восьми лет в тюрьме, выступая за независимость Индии, писал:
Когда я вспоминаю эпоху отказа от сотрудничества в 1921 году, перед моими глазами предстает образ бури. С того момента, как я узнал об этом, я стал свидетелем многочисленных движений, однако могу утверждать, что ни одно другое движение не опрокинуло основы индийского общества в такой степени, как это сделало движение отказа от сотрудничества. От самых скромных изб до высоких мест, от деревень до городов, повсюду было брожение, громкое эхо. [ 20 ]
Удар и подвеска
[ редактировать ]Восстание стало полным шоком для британских властей и оказало массовую поддержку миллионам индийских националистов. Укрепилось единство в стране, было создано множество индийских школ и колледжей. Индийские товары поощрялись. [ 10 ] 4 февраля 1922 года произошла резня в Чаури Чаура , небольшом городке в округе Горакхпур , штат Уттар-Прадеш . Полицейский напал на добровольцев, пикетировавших винный магазин. Целая толпа собравшихся там крестьян направилась в полицейские човки (участок). Толпа подожгла полицейский чоуки , в котором находились около 22 полицейских.
Махатма Ганди чувствовал, что восстание отклоняется от курса, и был разочарован ростом насильственного характера движения. Он не хотел, чтобы движение переросло в состязание насилия, в котором полиция и разъяренная толпа нападают друг на друга взад и вперед, жертвами при этом становятся мирные жители. Ганди призвал индийскую общественность положить конец любому сопротивлению, продолжил пост и 12 февраля 1922 года прекратил движение за отказ от сотрудничества. Ганди также был твердым сторонником STS (борьбы, перемирия, борьбы). [ нужна ссылка ] Он считал, что после продолжительной борьбы должна наступить фаза отдыха, во время которой они смогут восстановить силы и снова стать более сильными и могущественными. [ нужна ссылка ] Хотя этот момент не упоминается, но каждое движение, возглавляемое Ганди, было им прекращено через год или два. [ нужна ссылка ]
Конец отказа от сотрудничества
[ редактировать ]Движение отказа от сотрудничества было прекращено после инцидента в Чаури Чаура. Хотя Махатма Ганди в одиночку остановил национальное восстание, 12 февраля 1922 года он был арестован. 18 марта 1922 года он был заключен в тюрьму на шесть лет за публикацию подстрекательских материалов. Это привело к подавлению движения, за которым последовали аресты других лидеров.
Хотя большинство лидеров Конгресса твердо поддерживали Ганди, решительные лидеры откололись, в том числе братья Али ( Шаукат Али и Мохаммад Али Джоухар ). Мотилал Неру и Читтаранджан Дас сформировали партию Сварадж , отвергнув руководство Ганди. Многие националисты считали, что движение отказа от сотрудничества не следует останавливать из-за отдельных случаев насилия, и большинство националистов, сохраняя доверие к Ганди, были разочарованы. [ 21 ]
Последствия
[ редактировать ]Приверженность Ганди ненасилию была оправдана, когда между 1930 и 1934 годами десятки миллионов людей снова восстали в Соляной Сатьяграхе , которая прославила дело Индии во всем мире своей безошибочной приверженностью ненасилию. Сатьяграха завершилась успехом. Требования индийцев были удовлетворены, и Конгресс был признан представителем индийского народа. Закон о правительстве Индии 1935 года также дал Индии первый опыт демократического самоуправления.
См. также
[ редактировать ]- Чампаран Сатьяграха (1917)
- Роулатт Сатьяграха
- Движение гражданского неповиновения (1930)
- Движение «Покиньте Индию» (1942)
- Бхуданское движение
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Культура и наследие - Борьба за свободу - Движение за отказ от сотрудничества - Познай Индию: Национальный портал Индии» . Knowindia.gov.in . Архивировано из оригинала 7 декабря 2017 года . Проверено 11 августа 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и « Движение несотрудничества ». Британская энциклопедия , 15 декабря 2015 г. Проверено 10 августа 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Райт, Эдмунд, изд. 2006. « Отказ от сотрудничества (в Британской Индии) ». Словарь всемирной истории (2-е изд.). Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780192807007.
- ^ Jump up to: а б с д Тхарур, Неру: изобретение Индии (2003), стр.26-36.
- ^ Вагнер, Ким. Амритсар 1919 (2019) стр.59
- ^ Jump up to: а б Вагнер, Ким. Амритсар 1919 (2019) с.243
- ^ Jump up to: а б с д Гош, Дурба (июль 2017 г.). «Реформы 1919 года: Монтегю-Челмсфорд, Закон Роулатта, Комиссия по тюрьмам и королевская амнистия» . Джентльмены-террористы . стр. 27–59. дои : 10.1017/9781316890806.003 . ISBN 9781316890806 . S2CID 157075881 . Проверено 4 сентября 2019 г.
{{cite book}}
:|website=
игнорируется ( помогите ) - ^ Jump up to: а б «Национализм в Индии» (PDF) . Индия и современный мир – II Учебник истории для X класса . НЦЭРТ. 2007. с. 38. ISBN 978-81-7450-707-5 .
- ^ Jump up to: а б Тхарур, Неру: изобретение Индии (2003), стр.41-42.
- ^ Jump up to: а б с Очерк движения за отказ от сотрудничества: данные
- ^ Неру. Автобиография (1936). стр.81
- ^ «Распространение ряда статей о беспорядках в Пенджабе, опубликованных Indian Mirror в форме брошюры, среди членов парламента и в Америке» . ИНДИЙСКАЯ КУЛЬТУРА . Проверено 25 марта 2024 г.
- ^ Индия и современный мир II . Индия: НСЕРТ. 2007.
- ^ «Рам Сингх | Индийский философ» . Британская энциклопедия . Проверено 14 июня 2020 г.
- ↑ Бюро информации для прессы правительства Индии, опубликовано 16 декабря 2016 г.
- ^ Бипан Чандра; Мукерджи, Мридула; Мукерджи, Адитья; Паниккар, Кандиюр Нараяна; Махаджан, Сучета (2016). Борьба Индии за независимость: 1857-1947 (изд. Нахдрука). Гургаон: Книги Пингвинов. ISBN 978-0-14-010781-4 .
- ^ Бипан Чандра; Мукерджи, Мридула; Мукерджи, Адитья; Паниккар, Кандиюр Нараяна; Махаджан, Сучета (2016). Борьба Индии за независимость: 1857-1947 (изд. Нахдрука). Гургаон: Книги Пингвинов. ISBN 978-0-14-010781-4 .
- ^ Звания, медали и ленты
- ^ Министерство культуры, правительство Индии. «Магфур Ахмад Аджази» . amritmahotsav.nic.in .
- ^ Бисвамой Пати, Лата Сингх, изд. (2014). Колониальный и современный Бихар и Джаркханд (Глава 7. Лата Сингх, Национализм в Бихаре, 1921-22: Картирование сопротивления со ссылкой на Суреша Шарму (ред.) Бенипури Грантхавали , том IV, 1998, стр.38) . Книги Примус . п. 264 (на стр. 127). ISBN 978-93-80607-92-4 .
- ^ Трабуле, Дэвид М. (1997). «Сатьяграха и ненасильственное сопротивление Махатмы Ганди» . Академические работы CUNY . Городской университет Нью-Йорка . п. 184 . Проверено 13 мая 2022 г.
Биография
[ редактировать ]- Джавахарлал Неру Автобиография . Издательство Оксфордского университета (1936)
- Тхарур, Шаши. Неру: изобретение Индии . Аркадное издательство (2003). Нью-Йорк. Первое издание. ISBN 9781559706971
- Джавахарлал Неру и Наянтара Сахгал . До свободы, 1909–1947: Письма Неру к сестре . Роли Книги (2004). ISBN 8174363475 ОСЛК 85772500
- Вагнер, Ким, Амритсар 1919: Империя страха и резня . Издательство Йельского университета (2019). ISBN 9780300200355
- Ананд, Анита, Терпеливый убийца: правдивая история о резне, мести и стремлении Индии к независимости , Саймон и Шустер (2019), ISBN 978-1-5011-9570-9
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Эндрюс, CF (1920). Несотрудничество . Мадрас: Ганеш и компания. Архивировано из оригинала 30 ноября 2013 года . Проверено 10 марта 2015 г.
- «Правительство Индии и первое движение за отказ от сотрудничества - 1920-1922» . Д.А. Лоу (1966)