Jump to content

Золотой бюст Маркуса Аурелия

Золотой бюст Маркуса Аурелия
Материал Золото
Высота 33,5 сантиметра (13,2 дюйма)
Ширина 29,46 сантиметров (11,60 дюйма)
Масса 1,589 килограмма (3,50 фунта)
Созданный 176-180 г. н.э.
Обнаруженный 1939
Avenches / Aventicum , Швейцария
НАСТОЯЩЕЕ МЕСТО Банк хранилище кантонального банка Vaud

Золотой бюст Маркуса Аурелия был обнаружен 19 апреля 1939 года в Авенчесе , в Западной Швейцарии . Измерение 33,5 сантиметров (13,2 дюйма) высотой и весом 1,59 килограмма (3,5 фунта), это самый большой известный металлический бюст римского императора и считается одной из наиболее важных археологических находок в Швейцарии. Это среди шести известных золотых бюстов, сделанных в римский имперский период. [ 1 ]

Случайно обнаруженная во время раскопок канализации силового заповедника в Aventicum , бюст хранится для обеспечения безопасности в Banque Cantonale Vaudoise в Лозанне ; Копия выставлена ​​на постоянном выставке в римском музее в Авенчесе. Оригинал был выставлен лишь дюжину раз, в том числе две выставки в Avenches, в 1996 и 2006 годах. Бюст приписывается голдсмиту из области Aventicum, хотя редкость древних бюстов в драгоценных металлах предотвращает четкий анализ его стиля.

Первоначально идентифицированный как император Антонинус Пий , бюст чаще считается, что представляет своего преемника Маркуса Аурелия в его старости . Идентификация бюста, поддерживаемое изучением портретов римских императоров из периодических нумизматиков и бюстов императоров, не поддерживается повсеместно: археолог Жан-Шарль Балти считает, что бюст представляет императора Джулиана .

Черно -белая фотография двух мужчин, держащих статуэтку над отверстием.
Открытие золотого бюста в 1939 году.

Золотой бюст был обнаружен 19 апреля 1939 года в Avenches безработными работниками из Лозанны , участвующей в профессиональной программе [ N 1 ] Организованный Ассоциацией Pro Aventico, который управляет древним наследием города. Они находились под руководством кантонального археолога Луи Босстета, куратора римского музея Авенчеса Жюля Буркина и научного директора сайта Андре Раис с 21 октября 1938 года; Их миссия состояла в основном в раскрытии контура здания, прикрепленного к сихонскому колонне. [ 2 ] Именно во время раскопок канализации номер 1 сайта работник ударил по металлическому объекту своей кирпичкой; Бюст был в трубе, похоронен в иле и черной земле, и был почти полностью покрыт известняком . При весом около 1,6 килограмма (3,5 фунта) во время его открытия, бюст - это самая большая золотая находка в Швейцарии, и он был немедленно зарегистрирован нотариусом. [ 3 ] [ 4 ]

Бюст был выставлен на сайте Cigognier в течение нескольких дней после открытия. Эта новость очень быстро распространилась по всей Швейцарии, и бюст каждый вечер был перемещен в банк, чтобы предотвратить кражу. Посетители приехали со всей страны, чтобы восхищаться ею, и газеты со всего мира, такие как The New York Times или The Illustrated London , писали об этом. В период с 21 по 26 августа 1939 года бюст был выставлен в Берлине в рамках шестом Международного конгресса классической археологии. [ 5 ] Летом 1939 года он был одолжен Кунстхаусу в Цюрихе, а затем был отправлен в Швейцарский национальный музей для восстановления. Там были выставлены три гипсовые копии для выставок в Швейцарском национальном музее, Кантональном валютном музее в Лозанне и римском музее в Авенчес. [ 6 ]

Прежде чем вернуть бюст в Avenches, организации безопасности в римском музее в Авенчесах были оценены по просьбе Министерства образования и религиозных дел. Поскольку они считались неудовлетворительными, копия была помещена в музей. Оригинал был помещен в Banque Cantonale Vaudoise в Лозанне. Это решение оказалось правильным, так как в ноябре 1940 года и июле 1957 года было украдено две копии бюста. [ 7 ]

С момента своего кредита на Кунстхаус в Цюрихском , первоначальный золотой бюст Маркуса Аурелия был выставлен только в редких случаях: 1985 год в музее Шмутгена в Кельне, 1991 год в Швейцарском национальном музее в Цюрихе, 1991-1992 в Музее истории в Берне в Берне. , 1992 и 1996 год в Musée d'Art et d'Istoire в Женеве, 1993-1997 гг. Музей Кантональный д'Археологий и д'Ийстюар в Лозанне, 1995 в Венгерском национальном музее в Будапеште, 2003-2004 гг. В Национальном музее Дании в Копенгагене, 2018 год, в Палах-де-У Пойне в Лозанне и 2023 года в Гетти Вилле в Малибу. [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] Впервые он был показан в римском музее в Авенчесе в 1996 году для выставки под названием «Бронза и золото», и стал центральным элементом временной выставки 2006 года. [ 8 ] [ 11 ] Копия бюста является частью постоянной выставки музея на втором этаже. [ 12 ]

Место открытия

[ редактировать ]
Просмотр сверху поля с несколькими разрушенными стенами и двумя белыми столбцами.
Место сиджневого святыни, где был найден бюст в 1939 году.

Бюст был обнаружен на территории Aventicum в коммуне Avenches. Расположен в районе Брой-Виллли в кантоне Воуд , Avenches находится на высоте 478 метров (1568 футов) на изолированном холме к югу от равнины Брой, в 51 километрах (32 миль) к северо-востоку от Лозанны и 29 километров (18 миль. ) к юго -западу от Берна . [ 13 ] Aventicum является предком Avenches и расположен на склонах холма Avenches. [ 13 ] В течение своего расцвета, в первом веке нашей эры, в этой римской колонии население около 20 000 человек и была административной и политической столицей Helvetii . [ 14 ] Aventicum считается одним из самых богатых археологических мест в Швейцарии и является предметом систематических раскопок с момента создания Ассоциации Pro Aventico в 1885 году. [ 15 ] [ 14 ]

Это было темное время, когда наша сельская местность испытала угрозу и реальность вторжения. Первые два десятилетия (260-280) были самыми трагическими: первая волна инвазии Аламанни, жестоко прорвавшейся по швейцарскому плато. Aventicum был разграблен. Многочисленные сокровища, похороненные почти везде, когда варвары приближались к Медвежьим, но выразительно свидетельствуют о этих диких рейдах.

Луи Мейлан, наша римская земля , 1929. [ 16 ]

Территория Aventicum, которая охватывает 228 гектаров , включает в себя театр , ванны , амфитеатр и храм . [ 14 ] [ 17 ] Бюст был найден на месте раскопок храма, называемого «сиденом святилищем». Дендрохронологический . анализ фундаментальных грудов святилища датировался его строительством до 98 нашей эры В то время как император Веспасиан поднял Aventicum в звание колонии 20 лет назад, храм, вероятно, был построен во время правления Траяна . [ 18 ] [ 14 ]

Место Aventicum выделяется среди других подобных археологических мест для наличия большого количества бронзовых артефактов. Это было связано с разграблением города во время вторжения в Алеманни в третьем веке: многие жители, займиеся врасплох, не успели обеспечить свои вещи и спрятали их под землей. Пожары, возможно, также способствовали погребению драгоценных предметов. [ 19 ]

Название «Святилище сигонае» происходит из гнезда аиста на единственной колонке, все еще стоящей в здании. Название появилось впервые в 1642 году на гравировке Маттхауса Мериана , и гнездо было перемещено в 1978 году во время восстановления колонны. [ 18 ] Aventicum и Avenches берут свое имя от кельтской богини Aventia (или Avencia). [ 20 ]

Техника производства

[ редактировать ]

Оригинал

[ редактировать ]

Бюст был изготовлен из одного диска в форме листа золотого цвета с использованием техники Recoussé , хотя его размер предполагает, что он мог быть сделан из нескольких листьев. [ 21 ] [ 22 ] В 1940 году швейцарский археолог Пол Шазманн заявил, что «[...] почти невероятно, что работа такого размера должна состоять из одного листа [...]». [ 21 ] Эта теория часто подвергалась сомнению, но все проведенные анализы приводят к тому же выводу. [ 23 ] Он также не был растоплен, как доказано его худостью; Бюст был сформирован путем удара, и его толщина варьируется в зависимости от работы в разных точках на ее поверхности. [ 21 ] [ 24 ] Томографический анализ , проведенный в 2016 году, показывает, что ремесленник начал свою работу с самой узкой части бюста, шеи, и закончился туловищем. [ 24 ] Бюст изготовлен из 92% 22- каратного золота , а также содержит 2-3% серебра и 2-3% меди . [ 23 ] [ 25 ] Бюст имеет общий вес 1 589,07 грамма (56,053 унции) и объем 82,25 кубических сантиметров (5,019 куб. [ 24 ]

Первые копии бюста были произведены в штукатурке в ноябре 1939 года. Стены этих бюстов составляли 3 миллиметра (0,12 дюйма) толщиной, а позолота была выполнена с листом. Гипсовая копия, датируемая 1941 год, все еще демонстрирующаяся на кантонале Musée Monétaire в Лозанне в 2006 году, находилась в плохом состоянии сохранения, а красный покрытие применяется к бюсту до того, как показала позолота. [ 26 ]

Вторая серия копий была сделана в 1970 -х годах в бетакрилской смоле. Долговечность этих копий была поставлена ​​под сомнение Энн де Пури-Гизель, директор работы на месте Aventicum, потому что разложение бюстов со временем создало небольшие черные пятна на поверхности. [ 27 ] В 1992 году были сделаны новые копии для выставки «Золото гельветиан» в Цюрихе. Три модели были созданы с помощью гальванизации , используя силиконовую плесень. [ 28 ] Десять лет спустя правительство Vaud поняло, что плесень уже находилась в состоянии распада. Поэтому казалось, что для производства прочной формы, так что если оригинал был потерян, можно было бы сделать копии. Уолтер Фрей, куратор Национального музея в Цюрихе, является автором этого силикона «печати», сделанного в 2003 году. [ 29 ]

Описание

[ редактировать ]

Бюст составляет 33,5 сантиметра (13,2 дюйма) высокой и 29,46 сантиметров (11,60 дюйма) в ширину. Толщина его стенки варьируется от 0,24 до 1,4 миллиметра (0,0094 и 0,0551 дюйма), в то время как ее пропорции составляют около трех четвертей от взрослого мужчины. [ 30 ] [ 31 ]

Голова бюста прямой и, таким образом, представляет симметричный и жесткий аспект, не общий для древних бюстов, поскольку мраморные бюсты обычно немного поворачиваются в одну сторону. Сравнение с бюстом Маркуса Аурелиуса, содержащегося в музее Лувра , особенно в бровях, показывает, что золотой бюст был сделан на зеркальном изображении; Его пропорции обращены слева направо. [ 32 ] Различные части бюста вдохновлены моделями из разных периодов, как показано, например, ее узостью, которая напоминает более ранние работы. Волосы короткие и волнистые, стиль, датируемый первым веком нашей эры, и противоречат тому, что обычно известно о Маркусе Аурелиусе. Подбородок слегка треугольный, с очень круглым черепом и большим лобом, тогда как другие статуи Маркуса Аурелия представляют более вертикальное и прямоугольное лицо. [ 33 ]

Бюст представляет собой пожилого и бородатого человека, с двумя горизонтальными морщинами на лбу и темными кругами под глазами. [ 34 ] Мрачный взгляд на бюст проецирует торжественное выражение, которое чаще всего встречается в посмертных работах. Левый глаз немного выше, чем правый, нос имеет большие ноздри, а рот узкий. Шея гладкая и не показывает мускулатуру или морщины. Тело носит три слоя одежды, в том числе римский курас с горгоном в центре, и, на левом плече, палудаментум, изначально удерживаемой брошью , которая исчезла и, должно быть, был сделан из драгоценного камня. [ 35 ] [ 34 ] [ 36 ]

Во время его открытия бюст подал несколько вмятин. Рана его правой щеки и вмятина в затылке, исправленная во время восстановления бюста, вероятно, были нанесены во время его раскопок. Трещины в затылке и в волосах, отверстие в верхней части и разорванная часть под левым плечом имеют неизвестное происхождение. [ 34 ] [ 37 ] [ 38 ]

Интерпретации

[ редактировать ]

Идентификация

[ редактировать ]

Вскоре после его открытия бюст был идентифицирован как представляющий Антонинуса Пия . Пол Шазманн, в 1940 году, отметил поразительное сходство с Маркусом Аурелием , приемным сыном и наследником Антонина. [ 39 ]

Две стороны золотой монеты. С одной стороны, бородатый мужчина изображен в профиле, а с другой - женщина держит персонал в одной руке и своего рода трезубеть в другой.
Aureus Маркуса Аурелия от 176 года.
Бюст бородатого мужчины с вьющимися волосами в тоге.
Статуя бородатого мужчины с вьющимися волосами на фреске.
Профиль бородатого человека на серой монете.
Бюст Антонина Пия, представление Маркуса Аурелия на дуге Маркуса Аурелиуса в Риме и бронзовой монеты Джулиана .

В поддержку своего вывода Шазманн сосредоточил свое исследование на нескольких римских императорах, поскольку в то время золото можно было использовать только для имперских представлений. [ нужно разъяснения ] Затем он изучал римскую монету и древние статуи императоров, хотя он знал, что в первом веке у них еще не было бороды. Адриан , Антонинус, благочестивый и Маркус Аурелиус, были наиболее вероятными кандидатами, хотя Адриана быстро отбрасывались из -за его физиогномических различий с двумя другими. Монеты оказали большую помощь в определении бюста; Римский император был одной из немногих древних фигур, которые очень часто появлялись на имперских монетах. [ 40 ]

Выражение лицевого бюста аналогично тому, которое обнаружено в рельефах арки Маркуса Аурелия в Риме (построено в 176 году), а также в серии монет, выпущенных между 170 и 180 годами. [ 41 ] Сегодня общепринято, что бюст представляет Маркуса Аурелия в последние годы своей жизни. Однако существуют некоторые различия с другими известными представлениями о Маркусе Аурелия: кроме различной прически, верхняя часть головы шире и ниже, чем в других бюстах и ​​в монетах императора. Предполагается, что дата производства упадет между 176 и 180 годами, но она не может исключить, что бюст является посмертной работой; Производство после смерти Маркуса Аурелия объяснила бы прическу бюста. [ 42 ] [ 41 ] [ 43 ]

Эта интерпретация не является единодушной. [ 42 ] В 1980 году французский бельгийский археолог Жан-Чарльз Балти предложил переосмысление бюста, утверждая, что он представляет собой римский император 4-го века Джулиан . На вывод Балти влияет фронтальный взгляд статуи и его прическа. [ 44 ] Ганс Джукер, швейцарский классический археолог , ответил на Балти год спустя, указав, что «фронтальность» статуи объясняется ее использованием как конец персонала и что прическа бюста в конечном итоге не похожа на любое известное Римский император -портрет, демонстрирующий местное производство, а не другую идентификацию. Джукер также отметил, что Джулиан никогда не изображался с морщинами и что то, как воспроизведенные глаза не соответствовали типичному стилю 4 -го века. [ 45 ]

По словам Энн де Пури-Гизель, некоторые комментаторы считают, что бюст был ложно связан с античности; Альтернативная гипотеза датирует бюст как средневековую работу. [ 46 ] [ 47 ] Эта идея, вероятно, возникла из -за того, что до 1939 года все головки драгоценных металлов обнаружили, датированные средневековьями. Определенное сходство, особенно с выражением лица, с реликварийным бюстом Святого Кандида в аббатстве Сен-Маурис в Вале придает этой теории, но их очень разные стили устраняют любые возможные сомнения; Древние художники известны своими натуралистическими портретами, с более реалистичными морщинами и волосами, в то время как средневековые портреты, как правило, проще и больше озабочены символизмом. [ 47 ]

Функция и происхождение

[ редактировать ]
Небольшое отверстие на краю бюста.
Заклепка отверстие на левой стороне Буста [ N 2 ]

Функция бюста не может быть определена с уверенностью. Поскольку он не может стоять сам по себе, он, вероятно, использовался на шесте. [ 43 ] Три заклепки, сделанные после создания статуи - одна спереди, два других на каждом плече - предполагают, что полюс был спрятан тканью. [ 48 ] Однако контекст остается неясным; Американский археолог Ли Энн Рикарди предполагает, что он использовался в качестве военного знака, но Aventicum не известен как военный город. [ 43 ] [ 49 ] Другое возможное объяснение состоит в том, что бюст использовался на праздниках, несущий на шесте в качестве парада, как изображено на фреске из римской виллы в Мейкирхе , в кантоне Берна . [ 43 ] [ 50 ]

Происхождение бюста часто считается « провинциальным », то есть, вероятно, из Avenches или окружающей среды. [ 51 ] Аргументы в пользу этой теории включают его головной убор кельтского стиля, тот факт, что источники золота были известны в Helvetia в первом веке нашей эры, и существование двух ювелиров - отец и сын - в Aventicum в том же периоде, что свидетельствует Погребальная стела с сайта. [ 51 ] [ 52 ] В результате, бюст иногда стигматизируется за его происхождение, часто синонимизируемое с низким качеством, в отличие от работ самого Рима. Тем не менее, отсутствие современных металлоконструкций делает невозможным определять происхождение бюста с какой -либо уверенностью. [ 51 ]

Прием и наследие

[ редактировать ]
Круглая золотая монета с облегчением в центре.
Памятная монета, выпущенная Swissmint в 2015 году на 2000 -летие Avenches

Копия бюста была представлена ​​Бенито Муссолини главой Департамента государственного образования в 1941 году, чтобы поблагодарить его за пожертвования в Кантональную библиотеку Воуд. Подарок также был сделан от имени Государственного Совета Воад и Федерального совета , призная «экономические услуги, которые Муссолини [только] оказался в Швейцарии». [ 26 ]

В 1944 году бывший владелец заговора «Сигогень» получил компенсацию за золотой бюст от Ассоциации Pro Aventico. Он основал свое требование на сервитуте, который оставался на его имени во время продажи, и предложил дело в административный суд штата Воуд. Применяя Швейцарский гражданский кодекс, суд объявил, что бюст является «объектом общественного интереса», что позволило ему стать частью коллекций государства. [ 4 ]

Археологические находки драгоценных металлов из древности редки, потому что большинство таких артефактов были переработаны в более поздние работы. Золотой бюст Маркуса Аурелия был первым древним золотым объектом, когда -либо найденным. По этой причине местная пресса назвала ее «самым важным римским объектом, когда -либо найденным в Швейцарии». [ 53 ] [ 54 ] [ 55 ] В 1965 году за ним последовали открытие в Греции, из 23-каратного золотого бюста септимиуса Северуса и различными другими артефактами, такими как глава римской статуи в золоте, используемой в реликварийной статуи Сэйнте Фой в Конки . [ 53 ] [ 54 ] На 33,5 сантиметра (13,2 дюйма), бюст Маркуса Аурелия также является крупнейшим из всех римских золотых бюстов, больше, чем у Септимиуса Северуса на 5 сантиметра (2,0 дюйма) и из лициния и (2,0 дюйма) и Лициния II (2,0 дюйма) и Лициния II ( Лициния II более чем на 20 сантиметров (2,0 дюйма) и личиния II более чем на 20 сантиметров 2,0 дюйма) и личиния II. 7,9 дюйма). [ 56 ]

В 2015 году Swissmint выпустила памятные монеты, чтобы отметить 2000 -летие Aventicum. Золотой бюст Маркуса Аурелия был выбран для лица этих монет. С номинальным значением 50 CHF монеты изготовлены из золота (90%) и меди (10%) и веса 11,29 грамма (0,398 унции). [ 57 ] [ 58 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ В Швейцарии программы оккупации реинтегрируют безработных в активную жизнь.
  2. ^ Jump up to: а беременный в Бюст на этих фотографиях - это копия, выставленная в римском музее Авенчес.
  1. ^ de Pury-Gysel, Lehmann & Giumlia-Mayir 2016 , с. 477–493.
  2. ^ de Pury-Gysel & Brodard 2006 , p. 20
  3. ^ de Pury-Gysel & Brodard 2006 , p. 21-22.
  4. ^ Jump up to: а беременный De Pury-Gysel & Brodard 2006 , p. 37
  5. ^ de Pury-Gysel & Brodard 2006 , p. 25-26.
  6. ^ de Pury-Gysel & Brodard 2006 , p. 28
  7. ^ de Pury-Gysel & Brodard 2006 , p. 29
  8. ^ Jump up to: а беременный De Pury-Gysel & Brodard 2006 , p. 13
  9. ^ «Марк-Аурер играет« гостевые звезды »во Пале-де-Румане» . 24 часа (по -французски). 9 мая 2018 года. ISSN   1424-4039 . Получено 2021-03-14 .
  10. ^ «Найден в Avenches, драгоценный древний бюст Марка Ауреля, выставленного в Лос -Анджелесе» . rts.ch (по -французски). 2023-06-02 . Получено 2023-06-06 . Полем
  11. ^ "Aventicum - 2006 - Marc Aurèle" . aventicum.org (по -французски) . Получено 2021-03-08 .
  12. ^ "Aventicum - второй этаж" . Aventicum.org (по -французски) . Получено 2021-03-08 .
  13. ^ Jump up to: а беременный "Avenches (Commune)" . HLS-DHS-DSS.CH (по-французски) . Получено 2021-03-07 .
  14. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый "Aventicum - Histoire" . aventicum.org (по -французски) . Получено 2021-03-07 .
  15. ^ «Видимые и невидимые археологические места» . Vd.ch (по -французски) . Получено 2021-03-07 .
  16. ^ Schazmann 1940 , p. 70
  17. ^ «Святилище сиденье» . Фрибургский регион (по -французски) . Получено 2021-03-07 .
  18. ^ Jump up to: а беременный "Aventicum - Sanctuaire du Cigognier" . aventicum.org (по -французски) . Получено 2021-03-07 .
  19. ^ Schazmann 1940 , p. 69-70.
  20. ^ Иоланд Готтрокс (декабрь 1988 г.). «Исторические факты Avenchois» (PDF) . Муниципалитет-avenches.ch (по-французски) . Получено 2021-03-07 .
  21. ^ Jump up to: а беременный в Schazmann 1940 , p. 86
  22. ^ de Pury-Gysel, Lehmann & Giumlia-Mayir 2016 , с. 490-491.
  23. ^ Jump up to: а беременный De Pury-Gysel, Lehmann & Giumlia-Mayir 2016 , с. 489.
  24. ^ Jump up to: а беременный в De Pury-Gysel, Lehmann & Giumlia-Mayir 2016 , с. 490.
  25. ^ de Pury-Gysel 2017 , с. 36
  26. ^ Jump up to: а беременный De Pury-Gysel & Brodard 2006 , p. 41-42.
  27. ^ de Pury-Gysel & Brodard 2006 , p. 43
  28. ^ de Pury-Gysel & Brodard 2006 , p. 44
  29. ^ de Pury-Gysel & Brodard 2006 , p. 45-47.
  30. ^ de Pury-Gysel 2017 , с. 104
  31. ^ de Pury-Gysel, Lehmann & Giumlia-Mayir 2016 , с. 478.
  32. ^ de Pury-Gysel, Lehmann & Giumlia-Mayir 2016 , с. 479.
  33. ^ de Pury-Gysel, Lehmann & Giumlia-Mayir 2016 , с. 480.
  34. ^ Jump up to: а беременный в De Pury-Gysel & Brodard 2006 , p. 35
  35. ^ Schazmann 1940 , p. 72
  36. ^ de Pury-Gysel & Brodard 2006 , p. 62
  37. ^ de Pury-Gysel & Brodard 2006 , p. 40
  38. ^ de Pury-Gysel & Brodard 2006 , p. 61.
  39. ^ de Pury-Gysel & Brodard 2006 , p. 57
  40. ^ de Pury-Gysel & Brodard 2006 , p. 65-66.
  41. ^ Jump up to: а беременный De Pury-Gysel & Brodard 2006 , p. 73-75.
  42. ^ Jump up to: а беременный Марк, Жан-Ив (2015). Театры и убежища в новом мире: размышления о примере Мандере, агломераций и святилищ . п. 296 {{cite book}}: |work= игнорируется ( помощь )
  43. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Fuchs 2007 , p. 313
  44. ^ de Pury-Gysel & Brodard 2006 , p. 73.
  45. ^ Jucker, Hans (1981). Марк Аурел Марк Аурел (у брата). стр. 12–15. {{cite book}}: |work= игнорируется ( помощь )
  46. ^ Fuchs 2007 , p. 311
  47. ^ Jump up to: а беременный De Pury-Gysel & Brodard 2006 , p. 51-53.
  48. ^ de Pury-Gysel & Brodard 2006 , p. 93.
  49. ^ de Pury-Gysel & Brodard 2006 , p. 91
  50. ^ Сатер, Питер (2004). «Мейкирх, Вилла Романа, Грабер и церковь [Фотографии De la Pe Pain Fural]» . Археологическая служба АДБ Кантона Берна (на немецком языке): 100-101 . Получено 2021-04-10 .
  51. ^ Jump up to: а беременный в De Pury-Gysel & Brodard 2006 , p. 77
  52. ^ de Pury-Gysel, Lehmann & Giumlia-Mayir 2016 , с. 485.
  53. ^ Jump up to: а беременный De Pury-Gysel 2017 , p. 11
  54. ^ Jump up to: а беременный De Pury-Gysel, Lehmann & Giumlia-Mayir 2016 , с. 477-478.
  55. ^ "Четыре головы" . 24 часа (по -французски). 1992-08-07. п. 11
  56. ^ de Pury-Gysel 2017 , с. 101.
  57. ^ «Золотой бюст Марка Аурела, открытие исключительного интереса» (PDF) . Swissmint.ch (по -французски). Архивировано из оригинала (PDF) 2018-04-05 . Получено 2021-03-14 .
  58. ^ «50 франков, Швейцария» . en.numista.com . Получено 2023-06-05 .

Работы цитируются

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 851d1880f8ea5974c6d3a0064e892562__1717100160
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/85/62/851d1880f8ea5974c6d3a0064e892562.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Golden Bust of Marcus Aurelius - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)