Золотой бюст Маркуса Аурелия
Золотой бюст Маркуса Аурелия | |
---|---|
![]() | |
Материал | Золото |
Высота | 33,5 сантиметра (13,2 дюйма) |
Ширина | 29,46 сантиметров (11,60 дюйма) |
Масса | 1,589 килограмма (3,50 фунта) |
Созданный | 176-180 г. н.э. |
Обнаруженный | 1939 Avenches / Aventicum , Швейцария |
НАСТОЯЩЕЕ МЕСТО | Банк хранилище кантонального банка Vaud |
Золотой бюст Маркуса Аурелия был обнаружен 19 апреля 1939 года в Авенчесе , в Западной Швейцарии . Измерение 33,5 сантиметров (13,2 дюйма) высотой и весом 1,59 килограмма (3,5 фунта), это самый большой известный металлический бюст римского императора и считается одной из наиболее важных археологических находок в Швейцарии. Это среди шести известных золотых бюстов, сделанных в римский имперский период. [ 1 ]
Случайно обнаруженная во время раскопок канализации силового заповедника в Aventicum , бюст хранится для обеспечения безопасности в Banque Cantonale Vaudoise в Лозанне ; Копия выставлена на постоянном выставке в римском музее в Авенчесе. Оригинал был выставлен лишь дюжину раз, в том числе две выставки в Avenches, в 1996 и 2006 годах. Бюст приписывается голдсмиту из области Aventicum, хотя редкость древних бюстов в драгоценных металлах предотвращает четкий анализ его стиля.
Первоначально идентифицированный как император Антонинус Пий , бюст чаще считается, что представляет своего преемника Маркуса Аурелия в его старости . Идентификация бюста, поддерживаемое изучением портретов римских императоров из периодических нумизматиков и бюстов императоров, не поддерживается повсеместно: археолог Жан-Шарль Балти считает, что бюст представляет императора Джулиана .
История
[ редактировать ]
Золотой бюст был обнаружен 19 апреля 1939 года в Avenches безработными работниками из Лозанны , участвующей в профессиональной программе [ N 1 ] Организованный Ассоциацией Pro Aventico, который управляет древним наследием города. Они находились под руководством кантонального археолога Луи Босстета, куратора римского музея Авенчеса Жюля Буркина и научного директора сайта Андре Раис с 21 октября 1938 года; Их миссия состояла в основном в раскрытии контура здания, прикрепленного к сихонскому колонне. [ 2 ] Именно во время раскопок канализации номер 1 сайта работник ударил по металлическому объекту своей кирпичкой; Бюст был в трубе, похоронен в иле и черной земле, и был почти полностью покрыт известняком . При весом около 1,6 килограмма (3,5 фунта) во время его открытия, бюст - это самая большая золотая находка в Швейцарии, и он был немедленно зарегистрирован нотариусом. [ 3 ] [ 4 ]
Бюст был выставлен на сайте Cigognier в течение нескольких дней после открытия. Эта новость очень быстро распространилась по всей Швейцарии, и бюст каждый вечер был перемещен в банк, чтобы предотвратить кражу. Посетители приехали со всей страны, чтобы восхищаться ею, и газеты со всего мира, такие как The New York Times или The Illustrated London , писали об этом. В период с 21 по 26 августа 1939 года бюст был выставлен в Берлине в рамках шестом Международного конгресса классической археологии. [ 5 ] Летом 1939 года он был одолжен Кунстхаусу в Цюрихе, а затем был отправлен в Швейцарский национальный музей для восстановления. Там были выставлены три гипсовые копии для выставок в Швейцарском национальном музее, Кантональном валютном музее в Лозанне и римском музее в Авенчес. [ 6 ]
Прежде чем вернуть бюст в Avenches, организации безопасности в римском музее в Авенчесах были оценены по просьбе Министерства образования и религиозных дел. Поскольку они считались неудовлетворительными, копия была помещена в музей. Оригинал был помещен в Banque Cantonale Vaudoise в Лозанне. Это решение оказалось правильным, так как в ноябре 1940 года и июле 1957 года было украдено две копии бюста. [ 7 ]
С момента своего кредита на Кунстхаус в Цюрихском , первоначальный золотой бюст Маркуса Аурелия был выставлен только в редких случаях: 1985 год в музее Шмутгена в Кельне, 1991 год в Швейцарском национальном музее в Цюрихе, 1991-1992 в Музее истории в Берне в Берне. , 1992 и 1996 год в Musée d'Art et d'Istoire в Женеве, 1993-1997 гг. Музей Кантональный д'Археологий и д'Ийстюар в Лозанне, 1995 в Венгерском национальном музее в Будапеште, 2003-2004 гг. В Национальном музее Дании в Копенгагене, 2018 год, в Палах-де-У Пойне в Лозанне и 2023 года в Гетти Вилле в Малибу. [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] Впервые он был показан в римском музее в Авенчесе в 1996 году для выставки под названием «Бронза и золото», и стал центральным элементом временной выставки 2006 года. [ 8 ] [ 11 ] Копия бюста является частью постоянной выставки музея на втором этаже. [ 12 ]
Место открытия
[ редактировать ]
Бюст был обнаружен на территории Aventicum в коммуне Avenches. Расположен в районе Брой-Виллли в кантоне Воуд , Avenches находится на высоте 478 метров (1568 футов) на изолированном холме к югу от равнины Брой, в 51 километрах (32 миль) к северо-востоку от Лозанны и 29 километров (18 миль. ) к юго -западу от Берна . [ 13 ] Aventicum является предком Avenches и расположен на склонах холма Avenches. [ 13 ] В течение своего расцвета, в первом веке нашей эры, в этой римской колонии население около 20 000 человек и была административной и политической столицей Helvetii . [ 14 ] Aventicum считается одним из самых богатых археологических мест в Швейцарии и является предметом систематических раскопок с момента создания Ассоциации Pro Aventico в 1885 году. [ 15 ] [ 14 ]
Это было темное время, когда наша сельская местность испытала угрозу и реальность вторжения. Первые два десятилетия (260-280) были самыми трагическими: первая волна инвазии Аламанни, жестоко прорвавшейся по швейцарскому плато. Aventicum был разграблен. Многочисленные сокровища, похороненные почти везде, когда варвары приближались к Медвежьим, но выразительно свидетельствуют о этих диких рейдах.
Луи Мейлан, наша римская земля , 1929. [ 16 ]
Территория Aventicum, которая охватывает 228 гектаров , включает в себя театр , ванны , амфитеатр и храм . [ 14 ] [ 17 ] Бюст был найден на месте раскопок храма, называемого «сиденом святилищем». Дендрохронологический . анализ фундаментальных грудов святилища датировался его строительством до 98 нашей эры В то время как император Веспасиан поднял Aventicum в звание колонии 20 лет назад, храм, вероятно, был построен во время правления Траяна . [ 18 ] [ 14 ]
Место Aventicum выделяется среди других подобных археологических мест для наличия большого количества бронзовых артефактов. Это было связано с разграблением города во время вторжения в Алеманни в третьем веке: многие жители, займиеся врасплох, не успели обеспечить свои вещи и спрятали их под землей. Пожары, возможно, также способствовали погребению драгоценных предметов. [ 19 ]
Название «Святилище сигонае» происходит из гнезда аиста на единственной колонке, все еще стоящей в здании. Название появилось впервые в 1642 году на гравировке Маттхауса Мериана , и гнездо было перемещено в 1978 году во время восстановления колонны. [ 18 ] Aventicum и Avenches берут свое имя от кельтской богини Aventia (или Avencia). [ 20 ]
Техника производства
[ редактировать ]Оригинал
[ редактировать ]Бюст был изготовлен из одного диска в форме листа золотого цвета с использованием техники Recoussé , хотя его размер предполагает, что он мог быть сделан из нескольких листьев. [ 21 ] [ 22 ] В 1940 году швейцарский археолог Пол Шазманн заявил, что «[...] почти невероятно, что работа такого размера должна состоять из одного листа [...]». [ 21 ] Эта теория часто подвергалась сомнению, но все проведенные анализы приводят к тому же выводу. [ 23 ] Он также не был растоплен, как доказано его худостью; Бюст был сформирован путем удара, и его толщина варьируется в зависимости от работы в разных точках на ее поверхности. [ 21 ] [ 24 ] Томографический анализ , проведенный в 2016 году, показывает, что ремесленник начал свою работу с самой узкой части бюста, шеи, и закончился туловищем. [ 24 ] Бюст изготовлен из 92% 22- каратного золота , а также содержит 2-3% серебра и 2-3% меди . [ 23 ] [ 25 ] Бюст имеет общий вес 1 589,07 грамма (56,053 унции) и объем 82,25 кубических сантиметров (5,019 куб. [ 24 ]
Копии
[ редактировать ]Первые копии бюста были произведены в штукатурке в ноябре 1939 года. Стены этих бюстов составляли 3 миллиметра (0,12 дюйма) толщиной, а позолота была выполнена с листом. Гипсовая копия, датируемая 1941 год, все еще демонстрирующаяся на кантонале Musée Monétaire в Лозанне в 2006 году, находилась в плохом состоянии сохранения, а красный покрытие применяется к бюсту до того, как показала позолота. [ 26 ]
Вторая серия копий была сделана в 1970 -х годах в бетакрилской смоле. Долговечность этих копий была поставлена под сомнение Энн де Пури-Гизель, директор работы на месте Aventicum, потому что разложение бюстов со временем создало небольшие черные пятна на поверхности. [ 27 ] В 1992 году были сделаны новые копии для выставки «Золото гельветиан» в Цюрихе. Три модели были созданы с помощью гальванизации , используя силиконовую плесень. [ 28 ] Десять лет спустя правительство Vaud поняло, что плесень уже находилась в состоянии распада. Поэтому казалось, что для производства прочной формы, так что если оригинал был потерян, можно было бы сделать копии. Уолтер Фрей, куратор Национального музея в Цюрихе, является автором этого силикона «печати», сделанного в 2003 году. [ 29 ]
Описание
[ редактировать ]Бюст составляет 33,5 сантиметра (13,2 дюйма) высокой и 29,46 сантиметров (11,60 дюйма) в ширину. Толщина его стенки варьируется от 0,24 до 1,4 миллиметра (0,0094 и 0,0551 дюйма), в то время как ее пропорции составляют около трех четвертей от взрослого мужчины. [ 30 ] [ 31 ]
Голова бюста прямой и, таким образом, представляет симметричный и жесткий аспект, не общий для древних бюстов, поскольку мраморные бюсты обычно немного поворачиваются в одну сторону. Сравнение с бюстом Маркуса Аурелиуса, содержащегося в музее Лувра , особенно в бровях, показывает, что золотой бюст был сделан на зеркальном изображении; Его пропорции обращены слева направо. [ 32 ] Различные части бюста вдохновлены моделями из разных периодов, как показано, например, ее узостью, которая напоминает более ранние работы. Волосы короткие и волнистые, стиль, датируемый первым веком нашей эры, и противоречат тому, что обычно известно о Маркусе Аурелиусе. Подбородок слегка треугольный, с очень круглым черепом и большим лобом, тогда как другие статуи Маркуса Аурелия представляют более вертикальное и прямоугольное лицо. [ 33 ]
Бюст представляет собой пожилого и бородатого человека, с двумя горизонтальными морщинами на лбу и темными кругами под глазами. [ 34 ] Мрачный взгляд на бюст проецирует торжественное выражение, которое чаще всего встречается в посмертных работах. Левый глаз немного выше, чем правый, нос имеет большие ноздри, а рот узкий. Шея гладкая и не показывает мускулатуру или морщины. Тело носит три слоя одежды, в том числе римский курас с горгоном в центре, и, на левом плече, палудаментум, изначально удерживаемой брошью , которая исчезла и, должно быть, был сделан из драгоценного камня. [ 35 ] [ 34 ] [ 36 ]
- Подробности бюста [ N 2 ]
-
Лицо
-
Горгон и центр Куираса
-
Брошь отсутствует с левого плеча
-
Профиль вид
-
Затылок
Во время его открытия бюст подал несколько вмятин. Рана его правой щеки и вмятина в затылке, исправленная во время восстановления бюста, вероятно, были нанесены во время его раскопок. Трещины в затылке и в волосах, отверстие в верхней части и разорванная часть под левым плечом имеют неизвестное происхождение. [ 34 ] [ 37 ] [ 38 ]
- Предварительный ущерб [ N 2 ]
-
Трещины в волосах.
-
Отверстие на макушке головы.
-
Часть разорвана под левым плечом.
Интерпретации
[ редактировать ]Идентификация
[ редактировать ]Вскоре после его открытия бюст был идентифицирован как представляющий Антонинуса Пия . Пол Шазманн, в 1940 году, отметил поразительное сходство с Маркусом Аурелием , приемным сыном и наследником Антонина. [ 39 ]

В поддержку своего вывода Шазманн сосредоточил свое исследование на нескольких римских императорах, поскольку в то время золото можно было использовать только для имперских представлений. [ нужно разъяснения ] Затем он изучал римскую монету и древние статуи императоров, хотя он знал, что в первом веке у них еще не было бороды. Адриан , Антонинус, благочестивый и Маркус Аурелиус, были наиболее вероятными кандидатами, хотя Адриана быстро отбрасывались из -за его физиогномических различий с двумя другими. Монеты оказали большую помощь в определении бюста; Римский император был одной из немногих древних фигур, которые очень часто появлялись на имперских монетах. [ 40 ]
Выражение лицевого бюста аналогично тому, которое обнаружено в рельефах арки Маркуса Аурелия в Риме (построено в 176 году), а также в серии монет, выпущенных между 170 и 180 годами. [ 41 ] Сегодня общепринято, что бюст представляет Маркуса Аурелия в последние годы своей жизни. Однако существуют некоторые различия с другими известными представлениями о Маркусе Аурелия: кроме различной прически, верхняя часть головы шире и ниже, чем в других бюстах и в монетах императора. Предполагается, что дата производства упадет между 176 и 180 годами, но она не может исключить, что бюст является посмертной работой; Производство после смерти Маркуса Аурелия объяснила бы прическу бюста. [ 42 ] [ 41 ] [ 43 ]
Эта интерпретация не является единодушной. [ 42 ] В 1980 году французский бельгийский археолог Жан-Чарльз Балти предложил переосмысление бюста, утверждая, что он представляет собой римский император 4-го века Джулиан . На вывод Балти влияет фронтальный взгляд статуи и его прическа. [ 44 ] Ганс Джукер, швейцарский классический археолог , ответил на Балти год спустя, указав, что «фронтальность» статуи объясняется ее использованием как конец персонала и что прическа бюста в конечном итоге не похожа на любое известное Римский император -портрет, демонстрирующий местное производство, а не другую идентификацию. Джукер также отметил, что Джулиан никогда не изображался с морщинами и что то, как воспроизведенные глаза не соответствовали типичному стилю 4 -го века. [ 45 ]
По словам Энн де Пури-Гизель, некоторые комментаторы считают, что бюст был ложно связан с античности; Альтернативная гипотеза датирует бюст как средневековую работу. [ 46 ] [ 47 ] Эта идея, вероятно, возникла из -за того, что до 1939 года все головки драгоценных металлов обнаружили, датированные средневековьями. Определенное сходство, особенно с выражением лица, с реликварийным бюстом Святого Кандида в аббатстве Сен-Маурис в Вале придает этой теории, но их очень разные стили устраняют любые возможные сомнения; Древние художники известны своими натуралистическими портретами, с более реалистичными морщинами и волосами, в то время как средневековые портреты, как правило, проще и больше озабочены символизмом. [ 47 ]
Функция и происхождение
[ редактировать ]
Функция бюста не может быть определена с уверенностью. Поскольку он не может стоять сам по себе, он, вероятно, использовался на шесте. [ 43 ] Три заклепки, сделанные после создания статуи - одна спереди, два других на каждом плече - предполагают, что полюс был спрятан тканью. [ 48 ] Однако контекст остается неясным; Американский археолог Ли Энн Рикарди предполагает, что он использовался в качестве военного знака, но Aventicum не известен как военный город. [ 43 ] [ 49 ] Другое возможное объяснение состоит в том, что бюст использовался на праздниках, несущий на шесте в качестве парада, как изображено на фреске из римской виллы в Мейкирхе , в кантоне Берна . [ 43 ] [ 50 ]
Происхождение бюста часто считается « провинциальным », то есть, вероятно, из Avenches или окружающей среды. [ 51 ] Аргументы в пользу этой теории включают его головной убор кельтского стиля, тот факт, что источники золота были известны в Helvetia в первом веке нашей эры, и существование двух ювелиров - отец и сын - в Aventicum в том же периоде, что свидетельствует Погребальная стела с сайта. [ 51 ] [ 52 ] В результате, бюст иногда стигматизируется за его происхождение, часто синонимизируемое с низким качеством, в отличие от работ самого Рима. Тем не менее, отсутствие современных металлоконструкций делает невозможным определять происхождение бюста с какой -либо уверенностью. [ 51 ]
Прием и наследие
[ редактировать ]
Копия бюста была представлена Бенито Муссолини главой Департамента государственного образования в 1941 году, чтобы поблагодарить его за пожертвования в Кантональную библиотеку Воуд. Подарок также был сделан от имени Государственного Совета Воад и Федерального совета , призная «экономические услуги, которые Муссолини [только] оказался в Швейцарии». [ 26 ]
В 1944 году бывший владелец заговора «Сигогень» получил компенсацию за золотой бюст от Ассоциации Pro Aventico. Он основал свое требование на сервитуте, который оставался на его имени во время продажи, и предложил дело в административный суд штата Воуд. Применяя Швейцарский гражданский кодекс, суд объявил, что бюст является «объектом общественного интереса», что позволило ему стать частью коллекций государства. [ 4 ]
Археологические находки драгоценных металлов из древности редки, потому что большинство таких артефактов были переработаны в более поздние работы. Золотой бюст Маркуса Аурелия был первым древним золотым объектом, когда -либо найденным. По этой причине местная пресса назвала ее «самым важным римским объектом, когда -либо найденным в Швейцарии». [ 53 ] [ 54 ] [ 55 ] В 1965 году за ним последовали открытие в Греции, из 23-каратного золотого бюста септимиуса Северуса и различными другими артефактами, такими как глава римской статуи в золоте, используемой в реликварийной статуи Сэйнте Фой в Конки . [ 53 ] [ 54 ] На 33,5 сантиметра (13,2 дюйма), бюст Маркуса Аурелия также является крупнейшим из всех римских золотых бюстов, больше, чем у Септимиуса Северуса на 5 сантиметра (2,0 дюйма) и из лициния и (2,0 дюйма) и Лициния II (2,0 дюйма) и Лициния II ( Лициния II более чем на 20 сантиметров (2,0 дюйма) и личиния II более чем на 20 сантиметров 2,0 дюйма) и личиния II. 7,9 дюйма). [ 56 ]
В 2015 году Swissmint выпустила памятные монеты, чтобы отметить 2000 -летие Aventicum. Золотой бюст Маркуса Аурелия был выбран для лица этих монет. С номинальным значением 50 CHF монеты изготовлены из золота (90%) и меди (10%) и веса 11,29 грамма (0,398 унции). [ 57 ] [ 58 ]
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ В Швейцарии программы оккупации реинтегрируют безработных в активную жизнь.
- ^ Jump up to: а беременный в Бюст на этих фотографиях - это копия, выставленная в римском музее Авенчес.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ de Pury-Gysel, Lehmann & Giumlia-Mayir 2016 , с. 477–493.
- ^ de Pury-Gysel & Brodard 2006 , p. 20
- ^ de Pury-Gysel & Brodard 2006 , p. 21-22.
- ^ Jump up to: а беременный De Pury-Gysel & Brodard 2006 , p. 37
- ^ de Pury-Gysel & Brodard 2006 , p. 25-26.
- ^ de Pury-Gysel & Brodard 2006 , p. 28
- ^ de Pury-Gysel & Brodard 2006 , p. 29
- ^ Jump up to: а беременный De Pury-Gysel & Brodard 2006 , p. 13
- ^ «Марк-Аурер играет« гостевые звезды »во Пале-де-Румане» . 24 часа (по -французски). 9 мая 2018 года. ISSN 1424-4039 . Получено 2021-03-14 .
- ^ «Найден в Avenches, драгоценный древний бюст Марка Ауреля, выставленного в Лос -Анджелесе» . rts.ch (по -французски). 2023-06-02 . Получено 2023-06-06 . Полем
- ^ "Aventicum - 2006 - Marc Aurèle" . aventicum.org (по -французски) . Получено 2021-03-08 .
- ^ "Aventicum - второй этаж" . Aventicum.org (по -французски) . Получено 2021-03-08 .
- ^ Jump up to: а беременный "Avenches (Commune)" . HLS-DHS-DSS.CH (по-французски) . Получено 2021-03-07 .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый "Aventicum - Histoire" . aventicum.org (по -французски) . Получено 2021-03-07 .
- ^ «Видимые и невидимые археологические места» . Vd.ch (по -французски) . Получено 2021-03-07 .
- ^ Schazmann 1940 , p. 70
- ^ «Святилище сиденье» . Фрибургский регион (по -французски) . Получено 2021-03-07 .
- ^ Jump up to: а беременный "Aventicum - Sanctuaire du Cigognier" . aventicum.org (по -французски) . Получено 2021-03-07 .
- ^ Schazmann 1940 , p. 69-70.
- ^ Иоланд Готтрокс (декабрь 1988 г.). «Исторические факты Avenchois» (PDF) . Муниципалитет-avenches.ch (по-французски) . Получено 2021-03-07 .
- ^ Jump up to: а беременный в Schazmann 1940 , p. 86
- ^ de Pury-Gysel, Lehmann & Giumlia-Mayir 2016 , с. 490-491.
- ^ Jump up to: а беременный De Pury-Gysel, Lehmann & Giumlia-Mayir 2016 , с. 489.
- ^ Jump up to: а беременный в De Pury-Gysel, Lehmann & Giumlia-Mayir 2016 , с. 490.
- ^ de Pury-Gysel 2017 , с. 36
- ^ Jump up to: а беременный De Pury-Gysel & Brodard 2006 , p. 41-42.
- ^ de Pury-Gysel & Brodard 2006 , p. 43
- ^ de Pury-Gysel & Brodard 2006 , p. 44
- ^ de Pury-Gysel & Brodard 2006 , p. 45-47.
- ^ de Pury-Gysel 2017 , с. 104
- ^ de Pury-Gysel, Lehmann & Giumlia-Mayir 2016 , с. 478.
- ^ de Pury-Gysel, Lehmann & Giumlia-Mayir 2016 , с. 479.
- ^ de Pury-Gysel, Lehmann & Giumlia-Mayir 2016 , с. 480.
- ^ Jump up to: а беременный в De Pury-Gysel & Brodard 2006 , p. 35
- ^ Schazmann 1940 , p. 72
- ^ de Pury-Gysel & Brodard 2006 , p. 62
- ^ de Pury-Gysel & Brodard 2006 , p. 40
- ^ de Pury-Gysel & Brodard 2006 , p. 61.
- ^ de Pury-Gysel & Brodard 2006 , p. 57
- ^ de Pury-Gysel & Brodard 2006 , p. 65-66.
- ^ Jump up to: а беременный De Pury-Gysel & Brodard 2006 , p. 73-75.
- ^ Jump up to: а беременный Марк, Жан-Ив (2015). Театры и убежища в новом мире: размышления о примере Мандере, агломераций и святилищ . п. 296
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помощь ) - ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Fuchs 2007 , p. 313
- ^ de Pury-Gysel & Brodard 2006 , p. 73.
- ^ Jucker, Hans (1981). Марк Аурел Марк Аурел (у брата). стр. 12–15.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помощь ) - ^ Fuchs 2007 , p. 311
- ^ Jump up to: а беременный De Pury-Gysel & Brodard 2006 , p. 51-53.
- ^ de Pury-Gysel & Brodard 2006 , p. 93.
- ^ de Pury-Gysel & Brodard 2006 , p. 91
- ^ Сатер, Питер (2004). «Мейкирх, Вилла Романа, Грабер и церковь [Фотографии De la Pe Pain Fural]» . Археологическая служба АДБ Кантона Берна (на немецком языке): 100-101 . Получено 2021-04-10 .
- ^ Jump up to: а беременный в De Pury-Gysel & Brodard 2006 , p. 77
- ^ de Pury-Gysel, Lehmann & Giumlia-Mayir 2016 , с. 485.
- ^ Jump up to: а беременный De Pury-Gysel 2017 , p. 11
- ^ Jump up to: а беременный De Pury-Gysel, Lehmann & Giumlia-Mayir 2016 , с. 477-478.
- ^ "Четыре головы" . 24 часа (по -французски). 1992-08-07. п. 11
- ^ de Pury-Gysel 2017 , с. 101.
- ^ «Золотой бюст Марка Аурела, открытие исключительного интереса» (PDF) . Swissmint.ch (по -французски). Архивировано из оригинала (PDF) 2018-04-05 . Получено 2021-03-14 .
- ^ «50 франков, Швейцария» . en.numista.com . Получено 2023-06-05 .
Работы цитируются
[ редактировать ]- Балти, Жан-Чарльз (1980). «Предполагаемый Марк-Аурш из Avenches» . Антике Кунст (на французском языке) (12): 57–63.
- Fuchs, Michel (2007). «Обзор: Энн Хочули-Гизель, Вирджини Бродард, Марк Аурел. Невероятное открытие золотого бюста в Avenches» . Vaud Historical Review (по -французски). 115 : 311–314.
- de pury-gisel, Энн; Бродард, Вирджиния (2006). Марк Аурель: Невероятное открытие золотого бюста на Avenches (на французском языке). Avenches: Association Pro Aventico.
- de pury-gisel, Энн; Lehmann, Eberhard H.; Giumlia-mair, Alessandra (2016). «Производственный процесс золотого бюста Маркуса Аурелиуса: доказательства от нейтронной визуализации» . Журнал римской археологии . 29 (29): 477–493. doi : 10.1017/s1047759400072275 . S2CID 113760503 .
- Purery Gysel, Anne (2017). Эти Goldbüsts The Casers Severus Severus (на немецком языке). Bâle: Librum Publicers & Editors. ISBN 978-3-9524542-6-8 .
- Риккарди, Ли Энн (2002). «Военные стандарты, воображение и золотые и серебряные имперские портреты от Aventicum, Plotinoupolis и The Marengo Treasure» . Антике Кунст . 45 : 86–100. ISSN 0003-5688 . JSTOR 41321181 . Получено 2021-04-11 .
- Шазманн, Пол (1940). «Бюст в золоте, представляющий императора Марка-Аурер, найденный в Avenches в 1939 году» . Швейцарский обзор искусства и археологии (на французском языке) (2): 69–93.