Забель Есаян
Забель Есаян Запел Есаян | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Скутари , Константинополь , Османская империя | 4 февраля 1878 г.
Умер | 1943 Сибирь , РСФСР , Советский Союз | (65 лет)
Занятие | Писатель, поэт, писатель и педагог. |
Национальность | Армянский |
Альма-матер | Университет Сорбонны |
Супруг | Дикран Есаян |
Дети |
|
Подпись | |
![]() |
Забель Есаян ( армянский : Զաֺել Եսայան ( реформированный ), Զապէլ Եսայեան ( классический ) ; 4 февраля 1878 — 1943) — армянский писатель и видный деятель армянского академического и политического сообщества в конце девятнадцатого — начале двадцатого веков. Книги, статьи и выступления Забель Есаян охватывают широкий спектр тем, таких как резня в Адане , геноцид армян и комментарии к положению армянских женщин. Есаян также работала переводчиком во Франции, а также профессором в последние годы своей научной деятельности. Ее романы и статьи способствовали пониманию преследований турецких армян, последствий Первой мировой войны, а также роли и прав женщин в османской и армянской общинах.
Биография
[ редактировать ]Забель Ованнесян, дочь Мкртича Ованнесяна, родилась в ночь на 4 февраля 1878 года в районе Силахдар города Скутари , в Стамбуле в разгар русско-турецкой войны . [ 1 ] Она училась в начальной школе Святого Креста (Ս. Խաչ) и окончила ее в 1892 году. [ 2 ]
Студент в Париже
[ редактировать ]В 1895 году она была одной из первых женщин из Стамбула, получивших образование за границей, переехав в Париж, где изучала литературу и философию в университете Сорбонны в Париже, Франция . [ 3 ] Вдохновленная французским романтическим движением и возрождением армянской литературы девятнадцатого века на западноармянском диалекте, она начала плодотворную писательскую карьеру. Ее работы также внесли свой вклад в армянское интеллектуальное движение под названием Зартонк (Пробуждение), наряду с другими авторами-женщинами, такими как Српуи Дуссап и Забель Асатур (Сивилла) . [ 3 ]

Находясь в Париже, она вышла замуж за художника Дикрана Есаяна (1874–1921). [ 4 ] У них было двое детей, Софи и Грант. [ 5 ] После младотурецкой революции 1908 года Есаян вернулся в Стамбул. В 1909 году Есаян был назначен в комиссию Армянского Константинопольского Патриархата и отправлен в Киликию для изучения ситуации. [ 6 ] Есаян опубликовал серию статей в связи с резней в Адане . [ 7 ] Трагической судьбе армян Киликии посвящена также ее книга «Среди руин» (Աւերակներու մէջ, Стамбул, 1911), повесть «Проклятие » (1911), рассказы «Сафие» (1911), «Новая невеста». (1911).
Беженец Первой мировой войны
[ редактировать ]Нападения на армян в Османской Турции во время Первой мировой войны поставили жизнь Есаяна под угрозу. Она была единственной женщиной в списке армянских интеллектуалов, арестованных и депортированных османским младотурецким правительством 24 апреля 1915 года. [ 8 ]
Есаян избежала ареста и сбежала в Болгарию, а затем в Баку и на Кавказ, где работала с армянскими беженцами, документируя их рассказы очевидцев о зверствах, произошедших во время геноцида армян . [ 6 ] Сын Есаян остался с матерью в Константинополе, пока ее муж и дочь были во Франции. [ 3 ] Есаян воссоединится со своей семьей во Франции в 1919 году после войны. [ 3 ] После Первой мировой войны она вернулась в Киликию со своими детьми, чтобы помогать армянским беженцам и сиротам. [ 3 ]
Переехать в Советскую Армению.
[ редактировать ]Есаян посетила Советскую Армению в 1926 году и вскоре после этого опубликовала свои впечатления в «Прометее освобождённом» (Պրոմէթէոս ազատագրուած, Марсель, 1928). В 1933 году она вместе с детьми решила поселиться на постоянной основе в Советской Армении, а в 1934 году приняла участие в первом съезде Союза советских писателей в Москве . [ 9 ] Она преподавала французскую и армянскую литературу в Ереванском государственном университете и продолжала много писать. Во время Великой чистки , устроенной Сталиным, Есаян был обвинен в «национализме», внезапно арестован в 1937 году и сослан в тюрьмы от Еревана до Баку. [ 9 ] [ 10 ] Она умерла при неизвестных обстоятельствах. Есть предположение, что она утонула и умерла в ссылке, возможно, в Сибири, где-то в 1943 году. [ 7 ] И в Советской Краткой литературной энциклопедии (1964 г.), и в Большой Советской энциклопедии (1972 г.) указан Ереван местом ее смерти , а в 1943 г. - дата ее смерти.
Ранняя литературная карьера
[ редактировать ]В Константинополе конца девятнадцатого века женщины, в том числе Српуи Дуссап и Гаяне Матакян, организовали армянские интеллектуальные салоны, чтобы предоставить людям пространство для обсуждения идей, литературы и политики. [ 5 ] Салоны также позволяли женщинам общаться с мужчинами, не называя их неподобающими женщинами. [ 5 ] Есаян ни на кого не подписан. [ 5 ] Там Есаян познакомилась с другими писателями и активистами, такими как Сивилла и Аршак Чобанян , ее первый издатель. Есаян опубликовала свое первое стихотворение в прозе («Ода ночи»). [1] который появился в периодическом журнале Чобаняна «Цагик » («Цветок») в 1895 году. Первый роман Есаяна «Сбасман Срахин меч» ( «В зале ожидания» , 1903) также появился в серийной форме в «Цагике». [ 10 ] В книге обсуждалась женская иммиграция и бедность во Франции. [ 5 ] В 1903 году слово «феминизм» впервые появилось на армянском языке в публикации Есаяна о женском отделе « Цахика». [ 11 ] Она продолжала публиковать рассказы, литературные эссе, статьи и переводы на французском и армянском языках в таких периодических изданиях, как Mercure de France , L'Humanité , Massis , Anait и Arevelian Mamoul (Восточная пресса), Ecrit pour l'Art , La Grande France и в армянских журналах «Цольк» («Свет»), «Мер Угин» («Наш путь») и «Аршав» («Раса»). [ 12 ]

Политическая активность
[ редактировать ]Есаян использовала свои письма и голос, чтобы разоблачать зверства военного времени и защищать суверенитет Армении и права женщин. Одна из ее менее известных работ, «Кракеди Ме Хишадагнер» ( «Воспоминания о писателе» , 1915), написанная в Болгарии, изображает казни выдающихся армян османскими турками 24 апреля 1915 года. [ 13 ] Из-за опасности, связанной с публикацией статьи, Есаян использовала мужской псевдоним Викен, чтобы скрыть свою личность. [ 13 ]
В 1918 году Есаян находился на Ближнем Востоке, организовывая переселение беженцев и сирот. К этому периоду ее жизни привели романы «Последняя чаша» и «Моя душа в изгнании» (1919; перевод на английский Г. М. Гошгаряна в 2014 г.). [ 14 ] где она разоблачает множество несправедливостей, свидетелем которых она стала.
После Геноцида армян армянская национальная делегация отправилась на Парижскую мирную конференцию, чтобы обосновать суверенитет Армении. Есаян был избран в состав армянской национальной делегации. [ 15 ] В 1919 году Есаян выступил с докладом на французском языке «Роль армянской женщины во время войны», чтобы показать делегатам мира опустошительные последствия геноцида, а также то, как армянские женщины взяли в руки оружие, чтобы защитить себя. [ 15 ] Во время Парижской мирной конференции Есаян также встретилась с представителями Межсоюзной женской конференции, чтобы поговорить о зверствах, с которыми столкнулись армянские женщины в результате геноцида. [ 16 ] Межсоюзная женская конференция представила делегации показания Есаян как еще одно свидетельство необходимости международных прав женщин. [ 16 ]
Есаян также выступила в защиту армянских женщин, бросив вызов традиционным гендерным ролям и социальным ожиданиям, таким как образование и труд. В публикациях « Когда они уже не влюблены» и «Последняя чаша » (1917) Есаян использует свои художественные произведения для обсуждения угнетения женщин. [ 17 ] Есаян, как и другие женщины-активистки, выступала за то, чтобы армянские женщины были частью общественной сферы. [ 18 ]
Более поздние работы
[ редактировать ]Во время посещения Советской Армении Есаян изобразил общественно-политическую обстановку в романе «Отступающие силы» (Retreating Forces, 1923). Вскоре после этого Есаян опубликовала свои впечатления в «Прометее освобожденном» («Прометей освобожденный», Марсель, 1928). Поселившись с детьми на армянском языке, она опубликовала повесть « Огненная рубашка» («Краке шапик», Ереван, 1934; переведена на русский язык в 1936 году) и автобиографическую книгу «Сады Силихдара» (Силихтар партезнер, Ереван, 1935; переведена на английский Дженнифер). Манукян в 2014 году). [ 19 ]
Признание
[ редактировать ]Лара Агаронян , основательница Женского ресурсного центра Армении, и Талин Сучиян, ереванский корреспондент турецко -армянской газеты «Акос», сняли о ней документальный фильм « В поисках Забель Есаян» . Он был выпущен в сотрудничестве с Utopiana, а премьера состоялась 7 марта 2009 года. [ 20 ]
В своей магистерской диссертации на тему «Цензура, инаковость и феминизм: замолчавшая фигура Забель Есаян» (2013) Вардуш Овсепян Варданян стремится возродить фигуру Есаяна, одного из армянских писателей и активистов, имя которого было забыто.
Улица в Париже была переименована в честь Есаяна 8 марта 2018 года, во время Международного женского дня . [ 21 ]
В интервью 2019 года турецкая писательница Элиф Шафак Забель Есаян назвала «В руинах» своей «любимой книгой, о которой больше никто не слышал». Шафак охарактеризовал это как «истошный крик, важную хронику. Очень важное чтение». [ 22 ]
«Запель Есаян», был открыт памятник в натуральную величину, посвященный Забел Есаян . В 2022 году в селе Прошян Котайкской области Республики Армения, на территории агробизнес- центра [ 23 ] [ 24 ]
Посмертные публикации
[ редактировать ]
По данным Армянской международной женской ассоциации (AIWA), несколько произведений Есаян были опубликованы в литературном журнале «Пангарюс» в рамках серии AIWA «Сокровищница армянской женской литературы» . Материалы были отобраны из трех томов труда Есаяна, переведенных на английский язык. Среди опубликованных работ были «Мой дом» , отрывок из мемуаров Есаяна под названием «Сады Силихдара» ; Рассказ очевидца резни в Адане 1909 года под названием « В руинах» Есаяна ; и детективный рассказ под названием «Человек» , который ранее был опубликован в сборнике « Моя душа в изгнании и другие произведения» . [ 26 ] В 2023 году Институт Гомидас опубликовал книгу Забела Есаяна «О Порог. Ключевые тексты об армянах и турках как османских подданных». [ 27 ]
Список работ
[ редактировать ]- Зал ожидания (1903)
- Послушники и мятежники (1906)
- Фальшивые гении (1909)
- В руинах: резня армян в Адане, Турция, 1909 г. (1911 г.)
- Достаточно! (1912-1913)
- Воспоминания писателя (1915)
- Агония народа (1917)
- Последний кубок (1917)
- Путешествие Мурада из Сиваса в Батум (1920) [ 28 ]
- Роль армянских женщин во время войны (1922 г.)
- Моя душа в изгнании (1922)
- Отступающие силы (1923)
- Прометей освобожденный (1928)
- Мелиха Нури Ханым (1928)
- Рубашка пламени (1934)
- Сады Силихдара (1935)
- Дядя Хачик (1936) [ 12 ]
Членство [ 12 ]
[ редактировать ]- Член Союза женщин, поддерживающих образование
- Член Союза армянских женщин-националистов.
- Президент Üsküdari hay Dignants Ingerutün (Женское общество Ускюдара)
- Член Всемирного альянса женщин за мир через образование , Франция (Международный женский альянс за мир через образование), Франция
- Член Союза советских писателей, Армения.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Срок действия 1982 г. , с. 53.
- ^ Роу 2008 , стр. 51.
- ^ Jump up to: а б с д и Роу 2000 , стр. 12.
- ^ «Проект Забель Есаян» . Армянская международная женская ассоциация . Архивировано из оригинала 24 июня 2017 года.
- ^ Jump up to: а б с д и Роу 2008 , стр. 53.
- ^ Jump up to: а б Роу 2000 , стр. 11.
- ^ Jump up to: а б Бедевиан, Рут. «Забель Есаян - Биография» . Сайт Армянского Дома .
- ^ Атамян, Кристофер (28 октября 2011 г.), «В поисках Забель Есаян, в поисках себя» , журнал «Арарат» , заархивировано из оригинала 4 ноября 2011 г. , получено 30 марта 2014 г.
- ^ Jump up to: а б «Наши Великие-Забель Есаян: Королева сумерек Скайутара» . Хайерн Айсор . 6 февраля 2018 года . Проверено 2 мая 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Роу 2008 , стр. 52.
- ^ Роу 2008 .
- ^ Jump up to: а б с «Забель Есаян» . Стамбульский женский музей .
- ^ Jump up to: а б Леонасланов (30 августа 2016 г.). «Армянские писатели: к сочинениям Медзя Егерна (1917-1922)» . Программа арменоведения . Проверено 2 мая 2022 г.
- ^ Забель, Есаян (2014). Моя душа в изгнании и другие сочинения . Перевод Г.М. Гошгаряна. Армянская Международная Женская Ассоциация (AIWA) Пресс. ISBN 978-0964878778 . [ нужен неосновной источник ]
- ^ Jump up to: а б «Лерна Экмекчиоглу: Армянская национальная делегация на Парижской мирной конференции и «Роль армянской женщины во время войны» » . Первая мировая война на Ближнем Востоке и в Северной Африке . [ самостоятельно опубликованный источник? ]
- ^ Jump up to: а б Сигел 2020 , с. 49.
- ^ Роу 2000 , стр. 27.
- ^ Роу 2008 , стр. 59.
- ^ Есаян, Забель (2014). Сады Силихдара: Мемуары . Перевод Дженнифер Манукян. Армянская Международная Женская Ассоциация (AIWA) Пресс. ISBN 978-0964878785 . [ нужен неосновной источник ]
- ^ « В поисках Забель Есаян », фильм . Армянский репортер . Архивировано из оригинала 11 февраля 2013 года.
- ^ «Улица Парижа переименована в честь Забель Есаян» . Хетк. 9 марта 2018 года . Проверено 9 марта 2018 г.
- ^ Тамаки, Джиллиан (26 декабря 2019 г.). «Турецкая писательница Элиф Шафак хочет, чтобы вы больше читали о женщинах» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Виктор Заругян и Джуди Сарьян интегрируют искусство и сельское хозяйство на родине.
- ^ "В Армении установлена статуя Запела Есаяна - газета "АЛИК" . Архивировано из оригинала 5 апреля 2023 года . Проверено 20 ноября 2022 г.
- ^ «Аллея Забель Эссаян открыта в Париже, Франция» . Арменпресс.am . Проверено 5 мая 2021 г.
- ^ «ПИСАНИЯ ЗАБЕЛА ЕСАЯНА ПОЯВЛЯЮТСЯ В НОВОМ КЕМБРИДЖСКОМ ЛИТЕРАТУРНОМ ЖУРНАЛЕ» . Архивировано из оригинала 23 ноября 2018 года.
- ^ Новый том сочинений Запела Есаяна с английским переводом.
- ^ «Английский перевод, опубликованный Союзом соотечественников Себастии в Нью-Йорке в 1961 году» (PDF) . Национальная библиотека Армении .
Источники
[ редактировать ]- Балиозян, Ара, изд. (1982). Сады Силихдара и другие сочинения Ашод Пресс. ISBN 978-0-935102-07-9 .
- Роу, Виктория (2000). «Новая армянская женщина»: писательство армянских женщин в Османской империи, 1880–1915 (Диссертация). OCLC 1335714456 . ПроКвест 304657881 .
- Роу, Виктория (2008). «Армянские писатели и дискурс о правах женщин в Константинополе начала двадцатого века». Аспазия . 2 (1). дои : 10.3167/asp.2008.020104 .
- Сигел, Мона Л. (2020). Мир на наших условиях: глобальная битва за права женщин после Первой мировой войны . Издательство Колумбийского университета. ISBN 978-0-231-55118-2 . OCLC 1124788151 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]

Для дальнейшего чтения и интервью с профессорами о Забел Есаян:
- 1878 рождений
- 1943 смертей
- Армянские писатели
- Армянские писательницы
- Армянские женщины-поэтессы
- Армяноязычные женщины-поэты
- Армяноязычные поэты
- Армянские писатели ХХ века
- Армянские поэты XIX века.
- Армянские поэты ХХ века
- Армянские писательницы XIX века.
- Армянские писатели XIX века.
- Армянские писательницы XX века
- Выпускники Парижского университета
- Писатели из Стамбула
- Армяне из Османской империи
- Эмигранты из Османской империи в Российскую империю
- Жертвы Великой чистки из Армении
- Армяне, пережившие геноцид