Jump to content

Сулхан Цинцадзе

Сулхан Цинцадзе
Сулхан Цинцадзе
Рожденный ( 1925-08-23 ) 23 августа 1925 г.
Умер 15 сентября 1991 г. (15 сентября 1991 г.) (66 лет)
Род занятий Музыкальный руководитель , Композитор
Организации Тбилисский театр оперы и балета , Государственный симфонический оркестр Грузии , Тбилисский центр музыки и культуры, Тбилисский симфонический оркестр

Сулхан Фёдорович Цинцадзе ( грузинский : სულხან ცინცაძე, русский : Сулхан Фёдорович Цинцадзе; 23 августа 1925, Гори , Закавказский Союз , Советский Союз — сентябрь 1915 — Тбилиси , Грузия ) — грузинский композитор , известный своей камерной музыкой и музыкой к фильмам .

Ранняя жизнь и образование

[ редактировать ]

Цинцадзе родился в Гори , Грузия , в 1925 году. Когда ему было семь лет, семья переехала в Тбилиси , где его отец Федор был назначен главным инспектором Закавказья по овцеводству. Там Цинцадзе начал брать уроки игры на виолончели у профессора Первой музыкальной гимназии Е. Н. Капельницкого, однако на основании таланта вскоре был переведен в Тбилисской государственной консерватории для продолжения занятий у Капельницкого. новое отделение для одаренных детей [ 1 ] В 1937 году Федор Цинцадзе был арестован в рамках Большой чистки .

В 1942 году Цинцадзе начал формальное обучение на оркестровом отделении Тбилисской государственной консерватории у виолончелиста Константина Миньяра-Белоручева, который умер в январе 1944 года. [ 2 ] Поступив в консерваторию, Цинцадзе также играл в Государственном симфоническом оркестре ГССР. Он также был виолончелистом-основателем первоначального Государственного струнного квартета Джорджии, участником которого он был с 1944 по 1946 год.

С 1945 по 1953 год Цинцадзе посещал Московскую государственную консерваторию имени Чайковского . [ 3 ] где он учился игре на виолончели у Семена Матвеевича Козолупова до 1950 года и композиции у Семена Богатырёва до 1953 года. 

Молодого Цинцадзе заметил грузинский композитор Николай Нариманидзе, который видел в нем будущее грузинской национальной музыки в то время, когда Советский Союз подчеркивал вклад композиторов национальных меньшинств. [ 4 ] В 1949 году Цинцадзе подарил Союзу русских композиторов свой второй струнный квартет , две пьесы для альта (в том числе одну на основе хоруми , юго-западного грузинского военного танца) и романтические постановки на стихи Александра Пушкина . Предпочтение комитета первым двум произведениям, включавшим в себя элементы грузинской народной музыки, было подтверждено похвалами, оказанными ему Генриком Литинским и Владимиром Фере , которые считали его талант намного выше таланта других грузинских композиторов, чью музыку они слышали. [ 4 ]

Его музыка, особенно его второй струнный квартет, была воспринята в основном положительно. Благодаря своей приверженности советским идеалам социалистического реализма благодаря яркому письму и явному фольклорному стилю Цинцадзе пользовался положительной репутацией среди связанной с Советским Союзом элиты. Его третий струнный квартет, прошедший прослушивание в Союз композиторов в 1951 году, включил в себя элементы русской композиторской практики XIX века, как ему советовали несколько наставников по композиции. [ 4 ] Такое сочетание грузинских национальных идиом и российской истории благоприятно сказалось на идеалах «Дружбы народов», советского общественного движения, призванного прославлять многообразие в рамках государства. В произведении не используются специфические грузинские народные мелодии , хотя его четвертая часть включает в себя лезгинку , кавказский танец, популярный в еврейских общинах Дагестана . [ 5 ]

Музыковед Тамара Ливанова и композиторы Вано Мурадели , Мечислав Вайнберг и Арам Хачатурян считали, что третий струнный квартет ознаменовал важный прогресс как в личном стиле Цинцадзе, так и в создании отчетливо грузинской идентичности в советской классической музыке. Нариманидзе, однако, чувствовал, что музыка слишком далеко отошла от грузинской идиомы, которая изначально привлекла его к звучанию Цинцадзе. [ 4 ]

В своих более поздних струнных квартетах Цинцадзе экспериментировал с полифонией и диссонансом — важными компонентами грузинской народной музыки, а также с формой. Его шестой струнный квартет, написанный в 1967 году, представляет собой одну часть, разделенную на пять частей, а его десятый струнный квартет, написанный в 1984 году, имеет подзаголовок «Полифонический», чтобы отразить его обширный контрапункт . [ 6 ] Среди других композиционных влияний Цинцадзе были Виссарион Шебалин и Дмитрий Шостакович .

Цинцадзе также написал музыку к ряду фильмов в 1950-х и 1960-х годах, в том числе к фильмам «Стрекоза» (1954), «Баши-Ачуки» (1956), «Женское бремя» (1958), Майя Цкнетели (1959) и «Отец солдата» (1964). . После его смерти его музыка также звучала в телесериале «Окрос обоба» .

Самым известным сольным фортепианным произведением Цинцадзе являются его «24 прелюдии для фортепиано» , написанные в 1971 году для грузинского пианиста Романа Горелашвили, который отредактировал набор и записал его в 1972 году. [ 1 ] [ 7 ] В 1980 году он написал отдельный сборник из 24 прелюдий для виолончели и фортепиано. [ 8 ]

Цинцадзе преподавал класс оркестровки в Тбилисской государственной консерватории с 1963 года и стал профессором оркестровки с 1973 года; с 1965 по 1984 год он был ректором консерватории. Среди его учеников по оркестровке и композиции была Нино Джанджгава , грузинский композитор, завоевавшая третью премию на конкурсе молодых композиторов 1986 года в Москве . [ 9 ]

После ухода с поста ректора Цинцадзе с 1984 по 1991 год был председателем Союза композиторов Грузии, а также был членом Союза кинематографистов Грузинской ССР.

Цинцадзе был удостоен званий Народного артиста Грузии (1961) и Народного артиста СССР (1988), Сталинской премии СССР (1950) за «Квартет № 2» и «3 миниатюры», а также премий Захарии Палиашвили (1974) и «Шота» . Премия Руставели (1981) правительства Грузии.

Личная жизнь

[ редактировать ]

Цинцадзе умер в Тбилиси 15 сентября 1991 года — в год, когда он завершил свой 12-й струнный квартет. Похоронен в Дидубском пантеоне в Тбилиси.

Сын Цинцадзе Ираклий, 1964 года рождения , сам по себе композитор, учился в Тбилисской государственной консерватории с 1976 по 1986 год, когда его отец был ректором, а затем у Тео Брандмюллера . Сейчас он преподает анализ и полифонию в Тбилисской государственной академии художеств .

Композиции

[ редактировать ]

Концерты

Концерт для виолончели № 1 (1947)

Концерт для скрипки № 1 (1947)

Фортепианный концерт № 1 на грузинские темы (1949)

Фантазия для фортепиано с оркестром (переработка Фортепианного концерта № 1) (1949)

Фантазия для фортепиано с оркестром (1954)

Концерт для виолончели № 2 (1964)

Концерт для скрипки № 2 (1967)

Фортепианный концерт № 2 (1968)

Концерт для виолончели № 3 (1973)

Концертино для виолончели с оркестром (1976)

Фантазия для струнного квартета и оркестра (1977)


Оркестровая музыка

Симфония № 1 (1952)

Симфония № 2 (1963)

Симфония № 3 (1969)

Двадцать четыре прелюдии для скрипки, челесты, фортепиано, колоколов и камерного оркестра (1978)

Симфония № 4 (1979)


Камерная музыка

Три миниатюры для струнного квартета (1945)

1. тюльпан

2. Время от времени

3. Сачидао

Струнный квартет № 1 (1947)

Две пьесы для альта и фортепиано (1948)

Хоруми , грузинский танец

Романтика

Струнный квартет № 2 (1948)

Пять пьес на народные темы для виолончели и фортепиано (1950) Продолжительность: 10 минут

1. Песня злодея в карете

2. Чонгури (Чонгури)

3. Сачидао

4. Нана

5. Танцевальная мелодия

Струнный квартет № 3 (1951)

Сюита для струнного квартета (1951)

Струнный квартет № 4 (1955)

Сюита № 3 для струнного квартета (1955)

Семнадцать миниатюр для струнного квартета (1961)

Струнный квартет № 5 (1962)

Грузинские мелодии для виолончели и фортепиано (1967)

Струнный квартет № 6 (1967)

Струнный квартет №7 «Памяти Белы Бартока» (1970)

Пять романсов Петра Грузинского для высокого голоса и фортепиано (1974)

Струнный квартет № 8 (1974)

Струнный квартет № 9 (1978); посвящён памяти Дмитрия Шостаковича

Двенадцать миниатюр для струнного квартета (1978)

Двенадцать детских песен по Чуте Берулаву для голоса и фортепиано (1979)

Двадцать четыре прелюдии для виолончели и фортепиано (1980)

Струнный квартет № 10 «Полифонический» (1984)

Струнный квартет № 11 (1986)

Восемь миниатюр на грузинские народные мелодии для струнного квартета (1988)

Фантазия на темы из оперы Долидзе «Кето и Котэ» для скрипки и струнных (1989)

Пять миниатюр на еврейские народные мелодии для струнного квартета (1990)

Фантазия на темы из оперы Гершвина «Порги и Бесс» для скрипки и камерного оркестра (1991)

Струнный квартет № 12 (1991)


Оперы и оперетты

«Золотое руно» , опера (1953); либретто Иры Геловани

Паутина , оперетта (1963)

«Поющие в лесу» , оперетта (1967); либретто Левана Цубабрии

Бессмертие , оратория (1969)

«Отшельник» , опера (1972); либретто Петра Грузинского

Швейк против Франца Иосифа , оперетта (1974)


Балеты

«Сокровище Голубой горы» (1954); либретто Иры Геловани

Сюита из оперы «Сокровища Голубой горы» (1954)

Demon (1958) libretto by V. Tsabukiani;

Сюита из «Демона» (1958)

Антикварные зарисовки (1973)

Сюита из античных зарисовок (1975)

Дали и охотники (1975); либретто Георгия Алексидзе

Соперники (1982)


Масштабные хоровые произведения

Прощальная песня , кантата (1956)

Милочная улица , кантата (1975)

Баллада о солдате , реквием (1988)


Сольные работы

Двадцать четыре прелюдии для фортепиано (1971)

Соната для виолончели соло (1975)

Двенадцать детских пьес для фортепиано (1979)


Оценка фильмов

Патара Тахви чука (1953, короткометражный фильм)

Нико да Никора (1954, короткометражный фильм)

Стрекоза (1954)

Сюита из оперы «Стрекоза» (1954)

Чрдили Гзазе (1956)

Баши-Ачуки (1956)

Скребок (1956)

Женское бремя (1958)

Отараант Квриви (1958, в роли самого себя)

Майя Цкнетели (1959)

Гантиади (1961, короткометражный фильм)

Сокровище (1961)

Тхунела (1962)

Згвис билики (1962)

Хелмаржве остати – Спортсмены (1962, короткометражный фильм)

Тоджинеби исиниан (1963)

Отец солдата (1964)

Посмотрите на этих молодых людей! (1969)

Леван Хидашели (1973)

Читис рдзе (1975, телефильм)

Игра Джадоснури (1983)

Окрос обоба (телесериал, 1992)

  1. ^ Jump up to: а б «ЦИНЦАДЗЕ, С.: 24 прелюдии для фортепиано (Фиолия) - GP783 | Узнайте больше релизов от Grand Piano» . www.naxos.com . Проверено 20 мая 2023 г.
  2. ^ "Minyar-Beloruchev, Konstantin V." npsyj.ru . Retrieved 2023-05-20 .
  3. ^ Элиза (26 февраля 2020 г.). «Как 24 прелюдии Сулхана Цинцадзе к фортепианным миксам жанров» . Проверено 20 мая 2023 г.
  4. ^ Jump up to: а б с д Гольдман, Лия (2019). «Национально информированный: политика музыки национальных меньшинств во время позднего сталинизма» . Ежегодники по истории Восточной Европы . 67 (3): 372–400. дои : 10.25162/jgo-2019-0011 . ISSN   0021-4019 . JSTOR   26903864 . S2CID   216456241 .
  5. ^ «Лезгинка | Центр еврейской музыки» . еврейская-музыка.huji.ac.il . Проверено 20 мая 2023 г.
  6. ^ Квартет № 10 (полифонический): И. Аллегро с огнем , получено 20 мая 2023 г.
  7. ^ S. Tsintsadze - 24 Preludes for piano (Roman Gorelashvili, piano) , retrieved 2023-05-20
  8. ^ Сулхан Цинцадзе - 24 прелюдии для виолончели и фортепиано , получено 20 мая 2023 г.
  9. ^ "Нино Джанджгава | Издание·S | музыкальное искусство" . издание -s.dk . Проверено 20 мая 2023 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 888e060e097456e4fd66f06d5794d694__1720599060
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/88/94/888e060e097456e4fd66f06d5794d694.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sulkhan Tsintsadze - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)