Jump to content

Захария Палиашвили

(Перенаправлено с Захарии Палиашвили )
Захария Палиашвили
Рожденный
Захария Петрес дзе Палиашвили

( 1871-08-16 ) 16 августа 1871 г.
Умер 6 октября 1933 г. ) ( 1933-10-06 ) ( 62 года
Супруг Юлия Михайловна Уткина

Захария Петрес дзе Палиашвили [ 1 ] [ 2 ] ( грузинский : ზაქა ფრია ფალიაშ , Закария Палиашвили ), также известный как Захарий Петрович Палиашвили ( русский : Захарий Петрович Палиашви́ли , Захарий Петрович Палиашвили , 16 августа 1871 — 6 октября 1933) — грузинский композитор . Его творчество считается одним из основоположников грузинской классической музыки и известно своим эклектичным сочетанием народных песен XIX века и рассказов с романтическими классическими темами . Он был основателем Грузинской филармонии, а затем руководителем Тбилисской государственной консерватории . В 1937 году в его честь был назван Грузинский национальный театр оперы и балета в Тбилиси. Примечательно, что музыка Палиашвили легла в основу Государственного гимна Грузии.

Хотя Палиашвили сочинял произведения для симфонического оркестра (например, «Грузинскую сюиту на народные темы »), он, вероятно, наиболее известен своей вокальной музыкой, в том числе операми «Абесалом да Этери». [ 3 ] (по мотивам народной сказки « Этериани »), Даиси ( «Сумерки ») и Латавра . [ 4 ]

Биография

[ редактировать ]

Семья и молодость

[ редактировать ]

Палиашвили родился 16 августа 1871 года в Кутаиси в семье Петре Иванеса дзе Палиашвили (1838–1913), старейшины Кутаисской Грузинской католической церкви , который считался образцовым отцом и мужем. Матерью Захарии была Мария Павлес асули Месаркишвили (1851–1916). Захария был третьим ребенком в семье из восемнадцати детей (тринадцать сыновей и пять дочерей). Семь детей умерли в младенчестве. Хотя родители Захарии не были профессиональными музыкантами, их дети помнили пение матери. [ 5 ]

В своих автобиографических заметках Захария Палиашвили пишет: «...в нашей большой семье мои любимые братья и сестры уже в раннем возрасте проявили природный музыкальный дар. На мой взгляд, объяснение этому следует искать в том, что мы, будучи католиками, посещали церковь, где приятные звуки органной музыки не только доставляют удовольствие, но и помогают развивать хороший слух... мы проводим много времени в церкви и постепенно развили хороший слух..."

Захария (крайний справа) со своими братьями Иваном (в центре) и Поликарпом (крайний слева)

Первым значительные музыкальные способности проявил старший сын Иване (Вано) Палиашвили (1868–1934), ставший впоследствии выдающимся дирижером. Когда Вано исполнилось одиннадцать лет, его сделали помощником церковного органиста, а восьмилетнего Захарию приняли певчим в церковный хор. С помощью декана отца И. Антонишвили маленький Захария разучил «Колыбельную Иисусу» и с большим успехом спел ее в рождественскую ночь. [ 6 ]

Однако кутаисский период оставил глубокий след в жизни будущего композитора. Это было место его первого соприкосновения с музыкой, там же зародилась основа его профессионального отношения к делу своей жизни – музыке. На всю жизнь Захария сохранил юношескую любовь к святыням великолепия Грузии, руинам церкви Баграта (построенной грузинским царем Багратом III в 1003 г., разрушенной и разграбленной турками в 1631 г.), Гелати (1106–1125 гг.), один из важнейших центров образования, философии и литературы в средневековой Грузии и необыкновенной красоты его родной город. Впоследствии Палиашвили неоднократно вспоминал Кутаиси, пронизанный, по его словам, "истинно грузинским духом".

По окончании двухклассной приходской школы братья Иван и Захария начали играть на фортепиано под руководством Феликса Мизандари , органиста и пианиста. Мизандари не брал с семьи плату за уроки, так как знал, что семья Палиашвили имеет очень скромный достаток. Вскоре после этого жители города узнали о двух талантливых и исключительно настойчивых молодых музыкантах. [ 7 ]

Новость дошла до отца Альфонсо Хитаришвили, настоятеля Тбилисской Грузинской католической церкви Успения. С согласия родителей Хитаришвили отвезла Ивана и Захарию Палиашвили в Тбилиси. Это было весной 1887 года. Старшего брата назначили на должность органиста, а Захарию сделали помощником брата и певчим. Вскоре вся семья Петре Палиашвили переехала в Тбилиси .

Переезд в Тифлис и период в Москве.

[ редактировать ]

Работа в католической церкви в Тбилиси, помимо небольшой, но крайне необходимой зарплаты, также дала Захарии Палиашвили возможность расширить свои музыкальные познания, знакомясь с композиторами Палестрины , Лассуса , Баха , Генделя , Моцарта и других великих композиторов эпохи. прошлое. [ 8 ]

Первое выступление грузинского этнографического хора, созданного по инициативе и при материальной поддержке Ладо Агниашвили , состоялось в Тбилиси в 1886 году. известного общественного деятеля [ 9 ]

Позже концертами этого хора дирижировал Йозеф Ратиль (Навратил), который, хотя и был чехом по происхождению, навсегда связал свою жизнь с Грузией. Концерты хора Агниашвили вызвали положительные отзывы патриотически настроенной грузинской публики. Вано и Палиашвили пели в этом хоре в 1887–1889 годах, и этот факт имел значение для будущего композитора. [ 9 ]

В 1889 году Вано уехал в Россию , где работал оперным дирижером. Его пост церковного органиста занял Захария, которому теперь приходилось содержать всю семью; в результате у него не было возможности продолжить музыкальное образование. [ 10 ]

В 1874 году по инициативе певца Харламфии Саванели , пианистов Алоизы Мизандари и Константина Алиханова в Тбилиси была основана первая в Грузии музыкальная школа. Тбилисское музыкальное училище было реорганизовано в Тбилисское отделение Российского королевского музыкального общества со статусом музыкального училища. Это осуществлялось при активном содействии Михаила Михайловича Ипполитова-Иванова , известного русского композитора, дирижера и педагога, работавшего в Тбилиси в (1882–1893).

Заветная мечта Палиашвили сбылась лишь в 1891 году, когда он был принят в класс валторны у Ф. Ф. Паризека. Год спустя, когда Паризек покинул школу, Палиашвили продолжил обучение у А.И. Моско. В 1895 году он окончил класс валторны и в том же году был принят в класс теории музыки, которым руководил Николай Семенович Кленовский , русский дирижёр, композитор и педагог. Палиашвили также учился у Ипполитова-Иванова и музыкального критика Василия Давидовича Корганова . [ 11 ] Учась в классе Кленовского, Палиашвили написал несколько пьес и это пробудило в нем стремление к дальнейшему сочинительству.

Палиашвили окончил школу с отличием весной 1899 года. В школьные годы он организовал смешанный хор фабричных и служащих, исполнявший для рабочих грузинские и русские народные песни. В 1898 году Палиашвили дирижировал своим хором в Гяндже и имел огромный успех.

После переписки с Сергеем Ивановичем Танеевым русским композитором и педагогом (1856–1915) Палиашвили в конце августа 1900 года уехал в Москву. После сдачи вступительных экзаменов он стал учеником по классу контрапункта Московской консерватории. . Три года обучения у профессора Танеева, знатока полифонии, обогатили Палиашвили фундаментальными знаниями и способствовали его становлению профессионального композитора. [ 12 ]

Вернуться в Грузию

[ редактировать ]

К концу июня 1903 года Палиашвили завершил обучение у Танеева. Со своей молодой женой Юлией Михайловной Уткиной он вернулся в Грузию, чтобы применить на практике знания, полученные в России. Осенью 1903 года Палиашвили начал преподавать в Тбилисской дворянской гимназии, где вел класс пения, а также руководил основанными им хором и оркестром. Палиашвили был строгим и бескомпромиссным учителем. Он требовал полной точности интонации и точности ритма от каждого ученика-участника своего хора или оркестра. Он добился таких больших успехов в этой области, что вскоре школьный хор и оркестр начали давать публичные концерты. Пресса назвала это «триумфом талантливого маэстро» и заявила, что «хор и оркестр были доведены до уровня, отвратительного даже для музыкальной школы». Ряд личностей, впоследствии отличившихся в грузинской советской музыкальной культуре (Композиторы: И. Тускиа, Г. Киладзе, С. Тактакишвили, В. Гокиели, А. Андриашвили; музыкальные критики: С. Асланишвили, Г. Чхиквадзе; скрипач Л. Яшвили и другие) впервые воодушевляюще соприкоснулись с музыкой именно в этой школе, посещая класс З. Палиашвили. Скрипач Андрей Карашвили и композитор Захария Чхиквадзе работали в одной средней школе, где вели музыкальные занятия. [ 13 ]

В 1904 году Палиашвили пригласили возглавить преподавание теоретических предметов в Тбилисском музыкальном училище. Помимо преподавания сольфеджио , гармонии и оркестровки, он руководил ученическим хором и оркестром, публичные выступления которых имели неизменный успех. В 1906 году, взяв за отправную точку фортепианное произведение А. Карашвили («Сазандари»), Палиашвили сочинил глубоко патриотическую песню «Самшобло», ставшую популярной во всей Грузии. [ 14 ]

Захария с женой и детьми, ок. начало 1900-х годов

Прогрессивные грузины до революции считали сбор, запись и обработку фольклорного материала важнейшим элементом, способствующим духовной жизни нации. Помимо практического применения — использования фольклорного материала в основе литературно-музыкального творчества — важнейшим инструментом стимулирования патриотических чувств грузинского народа стала широкомасштабная пропаганда замечательных народных стихов и песен. Фольклористской деятельностью занимались многие современники Палиашвили, в том числе Мелитон Баланчивадзе (отец известного советского композитора Андриа Баланчивадзе и американского хореографа Джорджа Баланчина ), Дмитрий Аракишвили , Филимон Коридзе , Захария Чхиквадзе, Котэ Поцхверашвили . [ 15 ]

Летом 1903 года Палиашвили и А.С. Хахашвили (Хаханов), профессор Московского университета, специалист по истории грузинской литературы, совершили поездку по Сванетии (высокогорная местность в западной Грузии), где зафиксировали некоторые редкие старые грузинские народные песни. Палиашвили описал поездку своему любимому учителю С.И. Танееву. В 1903–1908 годах с той же целью Палиашвили совершил поездку по таким районам, как Рача, где записывал местных народных певцов, в частности мествире (волынщика); Гурия ( Озургети ), Имеретия , Картли и Кахетия . Некоторые песни, записанные Палиашвили, были изданы в Москве сборником в 1910 году на средства Грузинской филармонии. Это сорок грузинских народных песен, записанных З. Палиашвили, и восемь народных песен, исполненных для хора и оркестра. Палиашвили, однако, не успокоился. При малейшей возможности он включал в концертную программу своих хоров разработанные им народные песни. Климент Квитка В одном из таких хоров пел украинский музыковед и этнограф, муж Леси Украинки , выдающейся украинской поэтессы. Палиашвили был хорошим другом этой талантливой дочери украинского народа и ее мужа до самой смерти Леси Украининки.

В 1908 году по его инициативе была открыта музыкальная школа при филармонии. Поскольку Обществу не хватало средств, Палиашвили несколько лет возглавлял школу, не получая никакой оплаты. Теоретические предметы вел Георгий Натадзе, один из ближайших друзей Палиашвили, выпускник Московской консерватории. Илья (Я) Каргаретели , выдающийся музыкант, певец и композитор, инициировал объединение постановщиков опер на грузинском языке, которое вскоре начало работать под патронажем Грузинской филармонии. Усилия Каргаретели, Палиашвили и Нико Картвелишвили привели к первым в истории грузиноязычным исполнениям » Гуно «Фауста , Антона Рубинштейна » «Демона , Россини » «Севильского цирюльника , Верди » «Аиды и Бизе » « Кармен в Тбилисском оперном театре. . Дирижерами были З. Палиашвили и Н. Картвелишвили. [ 16 ]

В мае 1917 года Тбилисское музыкальное училище было реорганизовано в Тбилисскую консерваторию. Должность директора была предложена пианисту и педагогу Н. Николаеву, должность инспектора – З. Палиашвили. В 1918 году, когда Николаев покинул Грузию, Палиашвили стал директором консерватории. в 1919 г. ему была присвоена степень профессора. Палиашвили продолжал вести занятия по теоретическим предметам в консерватории.

На рубеже веков Палиашвили приступил к работе над своей первой оперой «Абесалом да Этери». На это его вдохновила народная легенда «Этерианы», опубликованная в журнале «Паскунджи» («Жар-птица», 1908 г.) и переработанная в виде оперного либретто Петре Мирианашвили , педагога, писателя и общественного деятеля время. В основе сюжета оперы лежит история о принце, который влюбляется в красивую деревенскую девушку. Поверив в искренность чувств Авессалома, Этери выходит за него замуж. В это же время в Этери влюбляется и Мурман, ближайший друг принца и его визирь. Злобными происками Мурман разрушает счастье молодой пары. В разлуке с Этери Авессалом заболевает и умирает. Этери не желает жить без Авессалома и закалывает себя. Премьера этой оперы состоялась 21 февраля 1919 года. Ее поставил А. Цуцунава, дирижировал автор. Главные партии исполнял Б. Заплиский (Авессалом), которого вскоре заменил Vano Sarajishvili ; O. Bakutashvili-Shulgina (Etery) and Sandro Inashvili (Murman). [ 17 ]

Оглушительный успех первой оперы вдохновил Палиашвили на создание другой – лирико-драмы «Даиси» («Сумерки» или «Закат»), основанной на либретто Валериана Гуния , деятеля театра, актера и драматурга. Драма любви и ревности в «Даиси» показана на фоне национальных жанровых сцен. Маро, красивая молодая девушка, по воле родителей обручена с храбрым и амбициозным Киазо. Девушка, однако, любит своего друга детства Малхаза, юного воина. Цангал, деревенский шут, рассказывает об этом Киазо, и тот бросает вызов Малхазу. В это время на страну нападают враги. Народ встревожен, но противники, забыв о своем долге перед Родиной, продолжают дуэль, и Малхаз смертельно ранен. Народ сурово порицает человека, не сумевшего сдержать свои страсти в день суда над страной. Маро скорбит о смерти возлюбленного. Таким образом, в жизни троих молодых людей преждевременно наступают сумерки. Палиашвили посвятил это произведение своему единственному сыну Ираклию, безвременную кончину которого он тяжело переживал. [ 18 ]

Первый показ « Даиси» состоялся 19 декабря 1923 года. Продюсировал и режиссировал Котэ Марджанишвили , декорации оформлял Валериан Сидамон-Эристави , дирижер — Иване Палиашвили. Главные партии исполнили В. Сараджишвили (Малхаз), Э. Попова (Маро) и Кржижановский (Киазко). Когда в ноябре 1924 года умер Сараджишвили, партию Малхаза исполняли ряд замечательных певцов: Н. Кумсиашвили, Д. Андгуладзе, Д. Бадридзе и М. Кварелашвили. [ 19 ]

Третья опера Палиашвили, «Латавра» , по либретто Сандро Шаншиашвили, появилась пять лет спустя (первый показ состоялся 16 марта 1928 года). Последующие редакции (особенно в 1950 году) заметно исправили недостатки этой оперы, носившие преимущественно идеологический характер. «Даиси» и Латавра», романс «Кого я люблю?» на слова Ильи Чавчавадзе и «Колыбельная» на слова Михаила Лермонтова , а также несколько камерных пьес были посвящены Надежде Ивановне Бузоглы (Абашидзе), близкой подруге композитор, заслуженный деятель искусств Грузинской Республики, профессор кафедры сольного пения Тбилисской консерватории, кандидат наук (искусств). «Сборник десяти грузинских и русских народных песен» Палиашвили посвятил сыновьям Бузоглы Михаилу и Алексию Палиашвили всегда пользовался настоящей дружбой и уважением к его таланту в семье известного инженера-строителя Михаила Бузоглы и его жены. [ 20 ]

Советский период

[ редактировать ]

В начале 1929 года Палиашвили был приглашен на Украину для проведения двух концертов грузинской музыки в Харькове, тогдашней столице Украинской Советской Республики. Концерты прошли 28 и 29 января и прошли с большим успехом. Украинский музыкальный мир тепло встретил великого грузинского композитора. На приеме в честь Палиашвили присутствовали выдающиеся представители украинской культуры, а также французский писатель Анри Барбюс , находившийся в то время с визитом в Советском Союзе. Он тепло поблагодарил Захарию Палиашвили за эстетическое удовольствие и за открытие "нового мира музыкальной Грузии". Именно там возникла идея поставить в Харькове «Авессалома и Этери» и в Тбилиси «Тараса Бульбу » украинскую классическую оперу Николая Лысенко . Оба были поставлены, как предполагалось: первый в Харькове 18 октября 1931 года (режиссёр – А. Пагава, декор – С. Надареишвили), второй – в Тбилиси зимой 1933 года. «Авессалом и Этери» на украинском языке были поставлены Константин Цагарели , талантливый юрист и близкий друг композитора, совместно с О. Варавой. [ 21 ]

Летом 1929 года Палиашвили совершил второй визит в Азербайджан . состоялись два симфонических концерта. Программа была составлена ​​из произведений Палиашвили, автор дирижировал оркестром. 23 и 24 июля в Баку , столице республики, [ 22 ]

Болезнь и смерть

[ редактировать ]

С начала 1930-х годов Палиашвили часто болел. него диагностировали саркому надпочечников После того как у , композитора отвезли в Ленинград к своему другу Юстину Джанелидзе, известному советско-грузинскому хирургу. Джанелидзе прооперировал Палиашвили, но, увидев, что хирургическое вмешательство бесполезно, прекратил операцию и зашил рану. По его оценкам, Палиашвили осталось жить всего несколько месяцев. Летние месяцы 1933 года Палиашвили был прикован к постели, и его состояние постоянно ухудшалось, а между тем в Тбилисском оперном театре начался новый сезон. Сообщается, что за несколько дней до смерти Палиашвили пожелал в последний раз услышать свою оперу «Абесалом да Этери». Радио было включено, и Палиашвили напрягся, прислушиваясь, поначалу довольный, но вскоре скрюченный от сильной боли. В 17 часов 6 октября 1933 года он скончался.

Палиашвили был похоронен 10 октября в саду оперного театра рядом с могилой своего друга Иване «Вано» Сараджишвили, известного как «Грузинский соловей». Постановлением правительства Советской Грузии именем покойного композитора названы Тбилисская вторая музыкальная школа, Тбилисское десятилетнее музыкальное училище, Батумское музыкальное училище и улица в Тбилиси. Позже его именем была названа улица в Москве.

В 1959 году весь второй этаж дома по улице Барнова, 10, где Палиашвили жил с 1915 по 1933 год, был отведен под его Дом-музей, в котором собраны ценные материалы, касающиеся жизни и творчества композитора. 8 октября 1962 года состоялась специальная церемония открытия постоянной экспозиции этого музея. Еще одна постоянная выставка, посвященная преимущественно детству и юности композитора, открылась в Кутаиси, в доме, где он родился. Во Всесоюзном музее музыкальной культуры имени М.И. Глинки в Москве есть специальные экспозиции, посвященные жизни и творчеству Палиашвили. [ 23 ]

Работает

[ редактировать ]
Палиашвили на марке Грузии 2018 года.
все премьеры в Тбилиси

Хоровые произведения

[ редактировать ]
  • «Мравалжамиери» «Много лет жизни» (П. Мирианашвили), для тенора, хора и оркестра (1908)
  • Kartuli литургия Грузинская Литургия (1911) - обработка Литургии св. Иоанна Златоуста на грузинском и русском церковнославянском языках], для a capella . хора
  • Сажеймо кантата Торжественная кантата к 10-летию Октябрьской революции, для сольных голосов, хора и оркестра (1927)
  • «Иавнана» Колыбельная (Церетели), для a capella хора
  • Тависуплеба (Государственный гимн Грузии)

Оркестровый

[ редактировать ]
  • «Картофельный дым» «Грузинская сюита», 1928 год.
(сольный голос и фортепиано, все 1908 г.)
  • «Ахаланьяго суло» Влюблённый юношеским духом (Д. Туманишвили)
  • «Микварда (Я любил)» (И. Гришашвили)
  • «Нана швило» (Колыбельная) ( Илья Чавчавадзе )
  • «Ну твалтмакцоб» (Не искушай меня) ( Гришашвили )
  • «Риствис миквархар» (За что я тебя люблю) (Чавчавадзе)

Другие работы

[ редактировать ]
  • Сборник грузинских народных песен - 40 песен из около 300 собранных (1910 г.).
  • аранжировки традиционных песен
  • музыкальное сопровождение
  • сочинения студентов консерватории (сонаты, прелюдии)

Основные издатели

[ редактировать ]
  1. ^ Дзигуа
  2. ^ Иногда транслитерируется как Закария.
  3. Записано на пластинке в 1979 году. Polydor International GmbH. Сураб Соткилава (Авессалом), Зисана Татишвили (Этери), Шота Кикнадсе (Мурман) и др. Большой хор и симфонический оркестр Радио СССР. Дидим Мирзчулава (дирижер). Клавдий Пица (хормейстер).
  4. ^ 100 опер: история создания, сюжет, музыка. [100 Operas: History of Creation, Subject, Music.] Ленинград: Издательство "Музыка," 1968, p. 448
  5. ^ Дзигуа, стр. 9.
  6. ^ Дзигуа, стр. 11.
  7. ^ Дзигуа, стр. 11-13
  8. ^ Дзигуа, стр. 14-15
  9. ^ Jump up to: а б Дзигуа, стр. 16.
  10. ^ Дзигуа, стр. 18.
  11. ^ Дзигуа, стр. 21.
  12. ^ Дзигуа, стр. 23.
  13. ^ Дзигуа, стр. 29.
  14. ^ Дзигуа, стр. 30.
  15. ^ Дзигуа, стр. 31-32
  16. ^ Дзигуа, стр. 39.
  17. ^ Дзигуа, стр. 40-41
  18. ^ Дзигуа, стр. 49.
  19. ^ Дзигуа, стр. 51.
  20. ^ Дзигуа, стр. 54.
  21. ^ Дзигуа, стр. 56.
  22. ^ Дзигуа, стр. 57.
  23. ^ Дзигуа, стр. 61.

Источники

[ редактировать ]
  • Dzigua, V. (14 October 1971) Zacharia Paliashvili – 100th Anniversary , Kutaisi
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5b5054210a61994940ef5b27c4f9568a__1702734600
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5b/8a/5b5054210a61994940ef5b27c4f9568a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Zacharia Paliashvili - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)