Важа-Пшавела
Важа | |
---|---|
![]() Важа в единственном числе | |
Родное имя | Важа |
Рожденный | Лука Разикашвили 14 июля 1861 г. Чаргали, Тифлисская губерния , Российская империя , ныне Грузия. |
Умер | 10 июля 1915 г. Тбилиси , Грузия | (53 года)
Место отдыха | Мтацминда Пантеон |
Занятие | Поэт, новеллист, философ |
Жанр | эпопея , драма, поэзия |
Литературное движение | Модернизм |
Известные работы | « Хозяин и гость » « Пожиратель змей » « Алуда Кетелаури » |
Супруг | Тамар Дидебашвили |
Дети | Они берут Тамар Гульхан Вахтанг |
Подпись | |
![]() |
Важа-Пшавела ( груз .: Важа-пшавела ), просто называемый Важа ( груз .: Важа ) (14 июля 1861 — 10 июля 1915), — псевдоним грузинского поэта и писателя Луки Разикашвили ( груз .: Лука разикашвили ).
буквально означает «сын пшавян » «Важа-Пшавела» по- грузински .
Жизнь
[ редактировать ]Важа-Пшавела родился в семье священнослужителей в небольшом селе Чаргали, расположенном в горной Пшавской провинции Восточной Грузии. На его понимание природы и охоты повлиял его дядя Бойгар Разикашвили , намеки на которого появлялись в его литературном творчестве. [1] Окончил Педагогическую семинарию в Гори году, где тесно общался с грузинскими народниками в 1882 . Затем он поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета (Россия) в 1883 году как некредитный студент, но вернулся в Грузию в 1884 году из-за финансовых ограничений. Здесь он нашел работу учителем грузинского языка . Он также получил известность как известный представитель Национально-освободительного движения Грузии.
Важа-Пшавела начал свою литературную деятельность в середине 1880-х годов. В своих произведениях он изображал быт и психологию современных ему пшавов. Важа-Пшавела является автором многих литературных произведений мирового уровня – 36 эпосов, около 400 стихотворений («Алуда Кетелаури», «Бахтриони», «Гоготур и Апшина», « Хозяин и гость », « Змееяд », «Этери»). , «Миндия» и др.), пьесы и рассказы, а также литературно-критические, публицистические и научные статьи, представляющие этнографический интерес. Даже в своих произведениях он с почти этнографической точностью воссоздает жизнь грузинского горца и изображает целый мир мифологических концепций. В своих стихах поэт обращается к героическому прошлому своего народа, восхваляет борьбу с врагами как внешними, так и внутренними. (стихи «Раненый снежный барс» (1890), «Письмо пшавского солдата матери» (1915) и др.).
В лучших своих эпических произведениях Важа-Пшавела мощно затрагивает проблемы взаимодействия личности с обществом, человечества с миром природы и человеческой любви с любовью к Родине. Конфликт между личностью и теми (сообществом) изображен в эпосе Алуда Кетелаури (1888, русский перевод 1935) и «Гость и хозяин» (1893, русский перевод 1935). Главные герои обоих произведений ставят под сомнение и, в конечном итоге, игнорируют устаревшие законы, поддерживаемые их соответствующими сообществами, на своем личном пути к большему человечеству, которое выходит за рамки просто ограниченности. [2]
Основная тема поэта — волевой народ, его достоинство и стремление к свободе. Те же темы затронуты в пьесе «Отверженный» (1894). Важа-Пшавела идеализирует древние обряды пшавов, их чистоту и «невырожденность», сравнивая и противопоставляя их ценностям того, что он считает «ложной цивилизацией». Он утверждает, что «каждый истинный патриот – космополит, и каждый настоящий космополит – патриот». [3]
Мудрец Миндия в эпопее «Змееед» (1901, русский перевод 1934) умирает, потому что не может согласовать свои идеалы с потребностями своей семьи и общества. Каталитический сюжетный прием, в котором Миндия поедает змеиную плоть в попытке самоубийства, что вместо этого приводит к получению им оккультных знаний, представляет собой литературное использование центрального мотива народной сказки, присутствующего в «Белой змее » ( Братья Гримм ), который олицетворяет тип сказки. 673 в системе классификации Аарне-Томпсона .
Эпос «Бахтриони» 1892, русский перевод 1943) повествует о роли племен Грузинского нагорья в восстании Кахетии ( (Восточная Грузия) против иранских угнетателей в 1659 году.
Важа-Пшавела также не имеет себе равных в области грузинской поэзии в своих своеобразных и запоминающихся изображениях природы, к которой он испытывал глубокую любовь. Его пейзажи полны движения и внутренних конфликтов. Его поэтическая дикция насыщена всем богатством родного языка, и вместе с тем это безупречно точный литературный язык. Благодаря прекрасным переводам на русский язык ( Николай Заболоцкий , В. Державин, Осип Мандельштам , Борис Пастернак , С. Спасский, Марина Цветаева и др.), на английский ( Дональд Рэйфилд , Венера Урушадзе, Лела Джгереная, Нино Рамишвили и др.) ), на французский ( Гастон Буатчидзе ) и на немецкий ( Иоланда Марчев , Штеффи Чотивари-Юнгер ), творчество поэта нашло более широкую аудиторию, которой оно, несомненно, заслуживает.Кроме того, композиции Важа-Пшавелы стали доступны и представителям других национальностей бывшего СССР. На сегодняшний день его стихи и повествовательные сочинения изданы более чем на 20 языках.
Важа-Пшавела умер в Тифлисе 10 июля 1915 года и был похоронен там, в древней столице своей родины, удостоенный высокой чести устроить гробницу в престижном Пантеоне горы Мтацминда в знак признания его литературных достижений и его роль как представителя Национально-освободительного движения Грузии.
Поэт-горец Важа-Пшавела действительно, как пишет Дональд Рэйфилд, «качественно более велик, чем любой другой грузинский писатель». [4]
Пять эпических поэм Важа-Пшавела (« Алуда Кетелаури » (1888), « Бахтриони » (1892), « Хозяин и гость » (1893), «Мститель за Кровь» (1897) и « Пожиратель змей » (1901) составлены по принципу золотого сечения и, таким образом, вызывают сравнение с произведениями авторов античности и эпохи Возрождения, вдохновленными аналогичным образом. [5]
В 1961 году в Чаргали был построен музей и мемориал в честь Важа-Пшавелы, его самого знаменитого сына. [6]
Работает
[ редактировать ]

Эпические стихи
[ редактировать ]- Алуда Кетелаури , 1888 г.
- ( ,
- Хозяин и гость , 1893 год.
- Мститель за кровь , 1897.
- Змееед , 1901 год.
Другая поэзия
[ редактировать ]- Праздник , 1886
- Свадьба огра , 1886 год.
- Орел , 1887 год.
- Я был в горах , 1890.
- Скала и река , 1899 год.
- Я смотрю на горы , 1899.
- Птенцы-сироты , 1899 г.
- Завещание Голдфингера , 1891 год.
- Ночь в Хайленде , 1890 год.
- В горы , 1920 год.
Короткие рассказы
[ редактировать ]- История Робака , 1883 год.
- Старый бук , 1889 год.
- «Высота горы» , 1895 год.
- Сатагури (en: Мышеловка), 1908 год.
Пьесы (театр)
[ редактировать ]- Сцена в горе , 1889 год.
- Загнанные на Родину (драма), 1894
- Лесная комедия , 1925 год.
Фильмы
[ редактировать ]- София [7] (Встреча), романтическая драма по мотивам стихотворений Важа-Пшавела «Алуда Кетелаури» и «Хозяин и гость», (этот фильм получил Гран-при на 17-м международном фестивале авторских фильмов в Сан-Ремо, 1974), фильм режиссёр Тенгиз Абуладзе – 1967 г.
- Mokvetili , [8] романтическая драма по пьесе Важа-Пшавела « Охота на родину» , режиссёр Георгий (Гия) Матарадзе — 1992 г.
- «Хозяин и гость» Драматическая экранизация одноименной эпической поэмы Важа-Пшавелы по мотивам Synetic Theater (Арлингтон, Вирджиния) – США – режиссёр Паата Цикуришвили – 2002 г. – https://www.youtube.com/watch?v =ZEuJCVC4jt0
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Лука и братья // Грузинские тетради: картины XIX века / он же Мжиладзе. – Тбилиси, 2013. – ISBN 978-9941-15-790-5. - с. 103-129
- ^ Туите, К. (2008). «Знамя Хахматис-Джвари: Кевсурети Важа-Пшавелы». В Гамкрелидзе, Екатерина (ред.). Дер Дихтер Важа-Пшавела. Пять эссе (PDF) . Вюрцбург: Кенигсхаузен и Нойманн. стр. 11–38.
- ^ Важа Пшавела в переводе Ребекки Рут Гулд. « Космополитизм и патриотизм (2016)» . Асимптота .
- ^ Дональд Рэйфилд (1994). Литература Грузии: История . Оксфорд: Кларендон Пресс. п. 207.
- ^ Миксо Мосулишвили. «Важа-Пшавела» . Открытая библиотека . Проверено 26 ноября 2011 г.
- ^ Дом-музей Важа-Пшавела . georgianmuseums.ge
- ^ Ведреба (1967) . IMDB
- ^ Алико Аскилашвили. «Мокветили, Национальная фильмография Грузии» . Geocinema.ge . Проверено 26 ноября 2011 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Представление Важи Пшавелы: дюжина стихотворений Важи с рассказами и произведениями искусства, вдохновленными им , в переводе Дональда Рэйфилда, ОБЕ, под редакцией Андро Семейко (Garnett Press, Лондон, 2019). ISBN 978-0956468345 .
- Ребекка Рут Гулд, «Смерть Баграта Захарыча и другие рассказы» Важа-Пшавелы (Лондон: Paper & Ink, 2019). ISBN 978-1911475392 .
- Grigol Robakidze , "Georgian Poet Vazha-Pshavela".- J. "Russkaya Mysl", August 1911 (in Russian)
- Исидор Манцкава, «Важа-Пшавела».- Ж. «Дамукидебели Сакартвело», Париж, №: 119, 1935, стр. 9-11 (на грузинском языке)
- Михо Мосулишвили , « Важа-Пшавела », Научная литература, серия «Иллюстративные биографии» издательства «Пегаси», 2011, ISBN 9789941917967 (на грузинском языке)
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- «Грузинская литература». Британская энциклопедия.
- Юбилеи, с которыми связана ЮНЕСКО в 2010–2011 гг., (24) 150-летие со дня рождения Важи Пшавелы, писателя (1861–1915) (Грузия)
- Празднование юбилеев, с которыми связана ЮНЕСКО в 2010–2011 гг., (Брошюра (pdf), стр. 68)
- Важа Пшавела
- Хозяин и гость
- Важа-Пшавела — Allgeo.org
- 1861 рождений
- 1915 смертей
- Захоронения в пантеоне Мтацминда.
- Писатели из Грузии (страна)
- Поэты XIX века из Грузии (страна)
- Драматурги и драматурги Грузии (страна)
- Дворянство Грузии (страна)
- Поэты ХХ века из Грузии (страна)
- Поэты-мужчины из Грузии (страна)
- Писатели-мужчины XIX века
- Писатели-мужчины 20-го века
- Драматурги и драматурги ХХ века из Грузии (страны)
- Драматурги и драматурги XIX века из Грузии (страны)
- Выпускники Закавказской учительской семинарии
- Писатели Российской Империи.