Богородица с Младенцем и четырьмя ангелами
«Мадонна с младенцем и четырьмя ангелами» (или «Мадонна с младенцем и ангелами» ) — небольшая написанная маслом на панели картина, раннего нидерландского художника Джерарда Давида . Вероятно, завершенный между 1510 и 1515 годами, на нем изображена Дева Мария , держащая младенца Иисуса , в то время как два ангела над ней коронуют ее Царицей Небесной в сопровождении музыки, которую исполняют еще два ангела, расположенные по обе стороны от нее. По своим мелким деталям и богатому использованию цвета работа типична как для Давида, так и для фламандского искусства позднего периода.
Картина находится под сильным влиянием « Яна ван Эйка Мадонны с Младенцем у фонтана» , особенно в моделировании Мадонны с младенцем. Однако Дэвид внес много существенных модификаций, [ 1 ] включая расширение живописного пространства, размещение двух дополнительных ангелов и оформление сцены в современной обстановке с видом на Брюгге вдалеке. Панно Ван Эйка находилось под сильным влиянием традиций византийского искусства и, вероятно, само по себе представляло собой смесь конкретных произведений. И все же картина середины Возрождения в ее очеловечивании Богородицы и ребенка; в более ранних работах фигуры матери и ребенка были представлены как далекие и далекие божества. На панели Дэвида они полностью человеческие и узнаваемы как любящие и связанные мать и сын.
«Мадонна с младенцем и четырьмя ангелами» находится в Метрополитен-музее в Нью-Йорке с момента передачи ее в дар из частной коллекции в 1977 году. [ 2 ] надпись «IHESVS [RE]DEMPT[OR]» («Иисус Искупитель») Дэвид написал на колоннах . [ 3 ] [ 4 ]
Обзор
[ редактировать ]Написанная для личного поклонения, она изображает Марию в полный рост, держащую Иисуса. Мать и сын окружены четырьмя ангелами; двое над Марией украшены большими яркими крыльями и держат золотую корону, символизирующую ее роль Царицы Небесной. [ 4 ] в то время как еще двое, каждый с большими крыльями, сидят по обе стороны от нее и играют на арфе и лютне соответственно. Сцена происходит под готической аркой в обнесенном стеной саду , призванном олицетворять чистоту и девственность Марии. [ 3 ] и перед видом современного Брюгге .
Написанная по дереву узкой тонкой кистью, работа необычайно живая и детальная. [ 5 ] У Мэри длинные вьющиеся светлые волосы, пряди которых тщательно детализированы очень тонкими мазками. На ней тяжело сложенное красное платье, украшенное подробно описанными золотыми стежками, которые так тонко вплетены в края платья, что их обычно не видно на репродукции. Иисус завернут в белые пелены , часть которых свисает под ним вертикальными складками. [ 6 ] линии которого продолжаются в складках платья Марии. Ангелы справа и слева от них носят темно-зеленые и светло-голубые одежды соответственно.
Все фигуры сильно идеализированы, что типично для искусства того периода; от натурализма отказываются в пользу вытянутых фигур, которые в этом произведении непропорциональны друг другу. Мария намного больше ангелов, [ 7 ] что усиливает ее неестественное, неземное, небесное присутствие. Глаза всех фигур отведены от зрителя; только ребенок Иисус смотрит прямо из полотна. Работа очень симметрична; две центральные фигуры уравновешиваются двумя парами ангелов, расположенных по обе стороны; Иисус занимает мертвую точку холста; а сад уравновешивается линиями тропы, видимой по обе стороны от Марии. Церковь вдалеке справа уравновешивается холмом в крайнем левом углу. [ 6 ]
Церкви Синт-Якобс и Онзе-Ливе-Вроу можно узнать на городском пейзаже за садом. [ 8 ] Размещение картезианского монаха, прогуливающегося под деревом в саду позади главных фигур, позволяет предположить, что работа была заказана членом их монастыря Генадедал в Синт-Крюисе недалеко от Брюгге. [ 8 ] [ 9 ] Вероятно, картина представляла собой центральную панель триптиха или небольшого крылатого алтаря , который был разбит в каком-то неизвестном месте. Было высказано предположение, что арка над Марией простиралась до двух боковых панелей, что указывает на Троицу . [ 5 ]
В начале 1500-х годов влияние Яна ван Эйка было на пике, и Давид в значительной степени основывал свою картину на поздней работе ван Эйка «Мадонна с младенцем у фонтана» . [ 10 ] Из-за популярности и спроса на религиозные изображения для использования в частном богослужении формат многих библейских сцен или стандартной иконографии стал стандартизированным, часто копируемым у более ранних художников, особенно если само исходное изображение имело коммерческий успех - панно такого типа могло бы были введены в эксплуатацию на самом высоком уровне рынка. [ 11 ] Его картина «Мадонна с младенцем» , также датированная примерно 1510–1515 гг. и сегодня являющаяся частью частной коллекции в Бельгии, основана на картине Адриана Изенбрандта и является одним из трех почти идентичных вариантов сцены, написанных Давидом в этом формате и позе. [ 12 ]
Дэвид добавил к сцене Ван Эйка еще двух ангелов и разместил фигуры в узнаваемом современном месте. Фигуры Марии и Иисуса почти идентичны в обеих работах: от вертикальных складок платья Марии до поднятого колена и рук Иисуса, одна рука которого тянется через плечо матери, а другая - к ее шее. [ 6 ] На творчество ван Эйка повлияли иконы византийского искусства , и это влияние перешло и в произведение Жерара. [ 13 ]
Историк искусства Мэриан Эйнсворт описывает картину как «предмет поклонения уважаемой иконе» и считает, что византийское влияние «просочилось» от Ван Эйка. Однако доподлинно неизвестно, какие именно иконы могли лечь в основу « Мадонны с Младенцем у фонтана» . [ 13 ] хотя были сделаны предложения, основанные на сходстве позы и формы, в том числе фрески в Нотр-Дам-де-Грас в Монреале и Санта-Мария-дель-Кармине в Неаполе . [ 6 ] Герард представляет Богородицу совсем иначе, чем в византийских изображениях. Она не столько отдаленное знаковое божество, сколько более узнаваемый человек. [ 14 ]
Галерея
[ редактировать ]-
Эта работа, изображающая Богородицу с Младенцем, рассматривалась как возможный источник для «Мадонны с Младенцем у фонтана» Ван Эйка . [ 6 ]
-
Salus Populi Romani — византийская икона Мадонны с Младенцем. До 1240 г.
-
Коронование Богородицы , Аньоло Гадди , 14 век.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Харбисон, 161
- ^ Пожертвовано г-ном и г-жой Чарльзом Райтсманами . Смайерс 15
- ^ Jump up to: а б Бэтьер и др., 48 лет.
- ^ Jump up to: а б Эйнсворт; Кристиансен, 306
- ^ Jump up to: а б Харрис, Бет; Цукер, Стивен. « Мадонна с Младенцем и ангелами ». Smarthistory.org. Проверено 2 июля 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Харбисон, 160
- ^ хотя и меньше, чем у Ван Эйка
- ^ Jump up to: а б « Мадонна с младенцем и четырьмя ангелами», ок. 1510–15 '. Метрополитен-музей. Проверено 2 июля 2011 г.
- ^ Коллекция Райтсмана: картины, рисунки, скульптура , с. 60, в Google Книгах
- ^ Эйнсворт; Кристиансен, 222
- ^ на нижнем уровне подмастерья или ученики гильдии делали несколько версий почти копии и хранили их в инвентаре для продажи на арт-рынках.
- ^ Борхерт, 144
- ^ Jump up to: а б Пауэлл, Эми. «Точка, «беспрестанно отодвигаемая назад»: происхождение ранней нидерландской живописи». Художественный бюллетень 88.4, 2006.
- ^ " Джерард Дэвид (родился около 1455 г., умер в 1523 г.) . Метрополитен-музей . Проверено 8 июля 2011 г.
Источники
[ редактировать ]- Эйнсворт, Мэриан Винн; Кристиансен, Кейт . От Ван Эйка до Брейгеля . Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 1998. ISBN 0-87099-870-6
- Бэтьер, Кэтрин; Моффетт, Чарльз; Уокер, Дин; Кристиансен, Кейт; Спринсон, Мэри. «Выдающиеся приобретения». Метрополитен-музей , № 1975/1979.
- Борхерт, Тилль-Хольгер. Ван Эйк — Дюреру: влияние ранней нидерландской живописи на европейское искусство, 1430–1530 гг . Лондон: Темза и Гудзон, 2011. ISBN 0-500-23883-9
- Харбисон, Крейг . Ян ван Эйк: игра реализма . Книги реакции, 1995. ISBN 0-948462-79-5
- Сэлинджер, Маргаретта. «Благовещение Джерарда Дэвида». Бюллетень Метрополитен-музея , том 9, вып. 9 мая 1951 года.
- Смейерс, Мауриц; Кардон, Берт; Смейерс, Катарина. Если я смогу . Питерс, 2002. ISBN 90-429-1233-2
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Эйнсворт, Мэриан В. (1998). Жерар Дэвид: чистота видения в переходный период . Нью-Йорк: Метрополитен-музей. ISBN 0870998773 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Мадонна с Младенцем и четырьмя ангелами в Метрополитен-музее.
- Культ Девы Марии в средние века , ММОА.