Бог тела
В даосизме телесные боги ( шэнсэн , 身神), а также внутренние боги или внутренние боги ( нэйшен , 内神) — это божества, находящиеся внутри человеческого тела. Описано около 36 000 внутренних богов, «которые поднимают все тело и позволяют ему вознестись на Небеса». [ 1 ] Часто они предстают как «бюрократы, подчиняющиеся звездам». [ 2 ] [ 3 ]
Описание
[ редактировать ]Даосская концепция тела включает в себя ряд «обитателей тела», включая богов, души хун и по , а также духов, вызывающих болезни, таких как Три трупа ( санчонг , 三蟲). Медитация может позволить адепту контролировать или управлять этими сущностями. [ 4 ] II века Тайпинцзин описывает один такой метод:
Есть десять духов весны, похожих на мальчиков, одетых в синее; десять духов лета, похожих на мальчиков, одетых в красное; десять духов осени, похожих на мальчиков, одетых в белое; десять духов зимы, похожих на мальчиков, одетых в черное; двенадцать духов четырех времен года, которые кажутся мальчиками, одетыми в желтое. Это боги, обитающие во внутренних органах адептов-мужчин. Такое же количество богов [в женской форме] обитает в женской форме. Мужчинам лучше всего медитировать на [богов] в мужском облике, а женщинам представлять их в женском облике. Каждый должен быть [нарисован] высотой примерно в один ци [примерно один фут]. [Если] изображения красиво нарисованы и привлекательны, адепты будут чувствовать себя счастливыми, и их духовные души быстро вернутся в тело. [ 5 ]
Источник
[ редактировать ]Внутренние боги являются одними из самых ранних изображений в даосизме, но литературные источники предшествуют любой визуальной иконографии. [ 6 ] [ 7 ] Появление телесных богов можно проследить до социальных и политических потрясений приходящей в упадок династии Хань , когда «процесс обожествления» на микрокосмическом уровне вытеснил представление об органах как о безличных хранилищах ци . Таким образом, тело превратилось в «место обитания могущественных внутренних духов или богов». [ 8 ] «Безличные сущности», замеченные в более ранних текстах, таких как Хуайнаньцзы или Гуаньцзы, превратились в антропоморфных богов тела. [ 9 ] Антропоморфизм облегчил визуализацию космических принципов и подчеркнул их «живые» или порождающие функции. [ 10 ] Отождествление тела с небесным царством берет свое начало в космологии инь-ян и усин . Медитация «соответственно способствовала превращению тела адепта в космическое тело, «театр движущихся богов»». [ 11 ] Первое систематическое описание внутренних богов можно найти в « Классике Желтого двора» , где каждый орган обозначен как министерство и управляется богом, проживающим во дворце. [ 12 ]
Орган | Сердце | Легкие | Печень | Почки | Селезенка | Желчный пузырь |
---|---|---|---|---|---|---|
Имя | Происхождение киновари | Блестящий цветок | Драконий Дым | Темная Бездна | Постоянное существование | Великолепие Дракона |
Стиль | Сохранение богинь | Достижение Пустоты | Держа Свет | Воспитание детей | Место отдыха духа | Впечатляющая яркость |
Комментарий конца II века к Даодэцзину , Хозяину берега реки , содержит описание пяти духов, населяющих печень, легкие, сердце, почки и селезенку. Эти органы можно освободить от «чрезмерных эмоций и желаний», чтобы освободить место для нисхождения космических божеств. [ 8 ] Раннесредневековый Лаоцзы Чжунцзин описывает пантеон внутренних богов в иерархической структуре, подобной двору Восточной Хань , поддерживаемой восемью тысячами слуг. [ 13 ] Центральное Писание описывает легкие как секретаря, печень как библиотекаря, сердце как министра военного дела, левую почку как министра образования и правую почку как министра общественных работ. [ 8 ]
Тайи
[ редактировать ]Тайпинцзин астральное описывает Тайи (太一 «единственный»), первоначально персонифицированного как божество в центре вселенной, как внутреннего бога:
На голове Единый — верх;
Среди семи отверстий оно находится в глазах;
В центре тела это пупок;
Среди пяти сфер это сердце;
Среди членов тела это руки;
Среди костей это позвоночник;
В плоти тела он находится в пяти шарах и желудке. [ 14 ]
Санхуансаньицзин начинается с метода перемещения Тайи из верхнего поля киновари в среднее поле киновари, расположенное в сердце, затем в верхушку селезенки и, наконец, между почками и ниже пупка. [ 15 ] Интеграция Тайи как внутреннего бога привела к состоянию космического единства внутри тела. [ 16 ]
Гэ Хуна возвышает Баопузи Тайи над всеми остальными, предписывая практику, известную как «охрана Единого» ( shouyi , 守一). [ 17 ] Оно описывает Единого как
0,9 дюйма в длину у самца и 0,6 дюйма у самки. Иногда он находится в нижнем поле киновари, на 1,4 дюйма ниже пупка. В других случаях оно находится в центральном поле киновари, т. е. в золотых воротах или пурпурном дворце, в сердце. [ 18 ]
Галерея
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Прегадио 2011 , с. 58: «В другой формулировке главные внутренние боги управляют более чем 18 000 другими внутренними божествами; когда адепт медитирует на этих божествах, Небеса «заставляют еще 18 000 божеств спуститься, чтобы завершить внутреннее тело. Всего получается 36 000 богов, которые поднимают все тело». и пусть оно вознесется на Небеса».
- ^ Хуан 2015 , с. 29: «Одна из самых популярных визуальных условностей в изображении даосских телесных богов — подчеркнуть их внешний вид как бюрократов, отчитывающихся перед звездами. Хорошим примером является документ Высшей Ясности по визуализации, Совершенное Писание Великой Пещеры ( Дадун чжэньцзин 大洞).真經, DZ 6), собранный патриархом Южной Сун Цзян Цзунъином 蔣宗瑛 (ум. 1281) на горе Мао (Маошань茅山), это Священное Писание, состоящее из строф, предназначено для декламации, в то время как адепт визуализирует телесных богов и космических божеств. Он подчеркивает связь между божествами, обитающими в теле, и божествами небесной сферы, побуждая адепта отправиться в экстатические путешествия, воспарить в небо, впитывать космические энергии и слиться с Дао».
- ^ Прегадио 2011 , с. 79.
- ^ Хуан 2011 , стр. 32–33.
- ^ Хуан 2015 , стр. 27–28.
- ^ Хуан 2015 , с. 27: «Одним из самых ранних типов образов, зафиксированных в истории даосизма, являются образы телесных богов ( шеньшэнь 身神), божественных сущностей, которые, как полагают, обитают в различных частях тела, начиная от основных центров, таких как голова, глаза и пупок к пяти внутренним органам ( уцзан 五臟) — сердцу, печени, легким, почкам и селезенке [...] Литературные источники о визуализации бога тела появились раньше визуальной документации».
- ^ Pregadio 2016 : «Согласно даосским традициям, задокументированным примерно с 200 г. н. э., у человека есть настоящий пантеон богов».
- ^ Перейти обратно: а б с Тавор 2022 , стр. 24–44.
- ^ Андреева и Стеаву 2016 , с. 115.
- ^ Перейти обратно: а б Андреева и Стеаву 2016 , с. 116.
- ^ Хуан 2017 , с. 60.
- ^ Прегадио 2011 , с. 81.
- ^ Хуан 2015 , с. 28: «Текст, датируемый периодом раннего средневековья, переносит сакральную географию и божества в человеческое тело [...] [т] телесные боги здесь воспринимаются не только как космические божества, но и как офицеры небесной администрации, отражающие восточные Администрация Хань [...] Этот телесный пантеон поддерживается восемнадцатью тысячами обслуживающего персонала.
- ^ Кон и Сакаде 1989 , стр. 134–135.
- ^ Андреева и Стеаву 2016 , стр. 120–121.
- ^ Андреева и Стеаву 2016 , с. 125.
- ^ Литтлджон 2019 , с. 24.
- ^ Кон и Сакаде 1989 , с. 135.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Андреева, Анна; Стеаву, Доминик (2016). Преобразование пустоты: эмбриологический дискурс и репродуктивные образы в религиях Восточной Азии . Лейден Бостон: Брилл. ISBN 978-90-04-30652-3 .
- Хуан, Ши-Шань Сьюзен (2011). «Даосские образы тела и космоса, Часть 2: Телесные черви и внутренняя алхимия». Журнал даосских исследований . 4 (1): 32–62. дои : 10.1353/дао.2011.0001 . ISSN 1941-5524 .
- Хуан, Ши-шань Сьюзен (2015). Изображение истинной формы . Кембридж: Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-50428-8 .
- Хуан, Ши-Шань Сьюзен (2017). «Даосские образы тела и космоса, Часть 1: Боги тела и звездные путешествия» . Журнал даосских исследований . 3 (3). Издательство Гавайского университета: 57–90. дои : 10.1353/дао.2009.0019 . ISSN 1941-5524 . Проверено 27 декабря 2023 г.
- Кон, Ливия; Сакаде, Ёсинобу (1989). Даосские техники медитации и долголетия . Анн-Арбор, Мичиган: Центр китайских исследований Мичиганского университета. ISBN 978-0-89264-085-0 .
- Литтлджон, Ронни Л. (2019). Исторический словарь даосизма . Издательство Rowman & Littlefield. ISBN 978-1-5381-2273-0 .
- Прегадио, Фабрицио (2011). Энциклопедия даосизма Рутледж . Лондон Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 978-0-415-67858-2 .
- Прегадио, Фабрицио (2016). «Религиозный даосизм (Стэнфордская энциклопедия философии)» . plato.stanford.edu . Проверено 22 декабря 2023 г.
- Тавор, Ори (2022). «Наблюдение, гармонизация, очищение: тело в китайской религиозной культуре». Тело и религия . 5 (1): 24–44. дои : 10,1558/бар.17840 . ISSN 2057-5831 .