Женщина на Луне

«Женщина на луне» — пьеса елизаветинской эпохи, комедия, написанная Джоном Лили . Ее уникальный статус в драматическом каноне драматурга (это единственная пьеса, написанная Лили белым стихом , а не прозой ) поставил перед учеными и критиками целый ряд вопросов и проблем.
Публикация и производительность
[ редактировать ]«Женщина на луне» была внесена в реестр канцелярских товаров 22 сентября 1595 года и впервые опубликована в ин-кварто в 1597 году книготорговцем Уильямом Джонсом. На титульном листе ин-кварто указано, что пьеса была представлена перед королевой Елизаветой I , хотя конкретное исполнение не упоминается.
Хотя большинство пьес Лили ставила детская труппа Paul's Boys, [ 1 ] актерская труппа , ставившая это конкретное произведение, остается загадкой. Однако считается, что впервые «Женщина на луне» была создана между 1590 и 1595 годами, скорее всего, в 1593 году. [ 2 ]
В прологе пьесы утверждается, что это произведение «всего лишь мечта поэта, / Первое, что он имел в святой беседке Феба , / Но не последнее...» Критики девятнадцатого века приняли это утверждение за чистую монету и считали «Женщину » «На Луне» — первая из пьес Лили, написанная где-то в начале 1580-х годов. Таким образом, это было бы важным ранним развитием английского драматического белого стиха. Более поздние критики, однако, оспорили этот вывод, утверждая, что Пролог может означать только то, что это была первая пьеса Лили в стихах, и что по стилю «Белый стих - это пьеса девяностых, а не начала восьмидесятых». [ 3 ] Современный критический консенсус склоняется к мнению, что «Женщина на луне» была далеко не первой пьесой Лили, а, скорее всего, его последней пьесой, написанной в период 1590–1595 годов. [ 4 ]
Список персонажей
[ редактировать ]В порядке появления:
- Природа
- Конкорд – Дева природы
- Дискорд – Дева природы
- Пандора
- Стесий – пастух
- Ификл – пастух
- Леарх – пастух
- Мелос – пастух
- Сатурн
- Марс
- Юпитер
- Солнце
- Венера
- Меркурий
- Офицер
- Гунофил – слуга Пандоры
- Ганимед – спутник Юпитера
- Юнона – жена Юпитера
- Йокулус – сын Венеры
- Амур – сын Венеры
Краткое содержание
[ редактировать ]Действие пьесы разворачивается в мире греческой мифологии , во времена самого зарождения человеческого рода, когда еще не была создана первая женщина. Персонифицированная богиня Природы в сопровождении Согласия и Раздора («Ибо Природа творит свою волю из противоположностей») спускается на пасторальную Землю, населенную четырьмя пастухами. По их просьбе Природа вдохнула жизнь в одетую статую первой женщины. Конкорд запечатывает свою душу в объятиях своего тела, и новая женщина получает лучшие дары семи планет традиционной астрономии и астрологии . Ее зовут Пандора .
Однако семь планет недовольны тем, что Пандоре наделены их лучшие качества, и решают назло Природе злонамеренной демонстрацией своей силы. Сатурн , старший, идет первым: восседая на троне, он огорчает Пандору свойственной ему меланхолией . Пастухи встречают Пандору, когда она страдает от этого пагубного влияния; когда кто-то пытается поцеловать ее руку, она бьет его по губам. Она так же плохо относится к остальным, а затем убегает. Сатурн покидает свой трон в конце первого акта, довольный устроенным им беспорядком.
Юпитер занимает трон в начале второго акта. Он внушает Пандоре амбиции, тщеславие и высокомерие — настолько, что она достает его скипетр и бросает его Юноне, когда царица богов приходит на поиски своего мужа (он прячется в облаке). Пандора обрушивает свою гордость на незадачливых пастухов: она приказывает им обезглавить дикого кабана, обещая свою перчатку человеку, который принесет ей трофей. Марс сменяет Юпитер, превращая Пандору в «лисицу-воителя». Пастухи дерутся за мертвого кабана и право на перчатку Пандоры, но она хватает копье и побеждает их всех.
Солнце , Солнце, вступает во владение в начале Акта III; Для разнообразия его влияние во многом полезно. Пандора становится «нежной и доброй» и выбирает себе в мужья Стесия, одного из пастухов. Но затем приходит очередь Венеры : Джокул вдохновляет на танцы, Купидон пускает свои стрелы, и следуют романтические разрывы. Меркурий сменяет Венеру в акте IV; он делает Пандору «фальшивой и полной хитростей, / Воровской и лживой, тонкой, красноречивой...» К пятому акту, под влиянием Луны , Пандора просто сходит с ума. Стесий уже сыт по горло, а другие пастухи не хотят иметь ничего общего с Пандорой, даже когда семь планетарных божеств вернули ей рассудок. Не имея для нее места на Земле, планеты соперничают за право поднять Пандору в свои индивидуальные сферы; Пандора выбирает Луну, поскольку они обе по своей сути изменчивы. [ 5 ]
В конце пьесы Природа решает наказать Стесия, мужа Пандоры, за то, что он так легко поддается мнению других. Он приговорен «быть... ее рабом и следовать за ней на Луне». Его наказание - всегда следовать за Пандорой, но никогда не действовать под влиянием своего гнева по отношению к ней и не причинять ей боль. [ 6 ]
Интерпретации
[ редактировать ]Большинство критиков сочли пьесу «сатирой на женщин», выражением традиционного мужского шовинизма и сексизма , хотя в критической литературе можно найти и несогласие с этой точкой зрения. [ 7 ] Использование Лили астрологии рассматривалось в контексте увлечения составлением гороскопов , которое было характерно для елизаветинской эпохи. [ 8 ]
Другие выступления
[ редактировать ]Спектакль был поставлен Брин-Мор-колледжем в 1928 году. будущая актриса Кэтрин Хепберн , которая в то время училась в университете. Роль Пандоры исполнила [ 9 ] Постановку спектакля поставила труппа Edward's Boys в марте 2018 года. [ 10 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Гордон, Ян А. «Джон Лили: Обзор». Справочник по английской литературе. Эд. Д.Л. Киркпатрик. 2-е изд. Чикаго: St. James Press, 1991. Литературный ресурсный центр. Веб. 3 ноября 2013 г.
- ^ DEEP: База данных ранних английских сборников пьес. Эд. Алан Б. Фармер и Закари Лессер. 2007. Интернет. 3 ноября 2013 г. < http://deep.sas.upenn.edu/advancedsearch.php >.
- ^ EK Чемберс , Елизаветинская сцена, 4 тома, Оксфорд, Clarendon Press, 1923; Том. 3, с. 416-17.
- ^ Теренс П. Логан и Дензелл С. Смит, редакторы, «Предшественники Шекспира: обзор и библиография последних исследований английской драмы эпохи Возрождения», Линкольн, штат Небраска, University of Nebraska Press, 1973; стр. 135, 137.
- ^ Генри Морли и Уильям Холл Гриффин, Английские писатели: попытка истории английской литературы, Vol. 11., Лондон, Касселл и Ко, 1892 г.; стр. 197–200.
- ^ Лили, Джон. «Женщина на Луне». Пьесы Джона Лили. Эд. Картер А. Дэниел. Льюисбург: Бакнелл, UP, 1988. 317–58. Распечатать.
- ^ Джордж Киркпатрик Хантер, Джон Лили: Гуманист как придворный, Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета, 1962; п. 219.
- ^ Джонстон Парр, «Болезнь Тамерлена и другие очерки по астрологии в елизаветинской драме», Таскалуса, Алабама, University of Alabama Press, 1953; стр. 38–49.
- ^ Фридленд, Майкл. Кэтрин Хепберн. Полумесяц, 1986 год.
- ^ До Шекспира. «Женщина на Луне: разговор с мальчиками Эдварда». До Шекспира, 20 марта 2018 г., https://beforeshakespeare.com/2018/03/13/the- Woman-in-the-moon-in-conversation-with-edwards-boys /.