Феноменологическое описание
Феноменологическое описание — это метод феноменологии , который пытается изобразить структуру жизненного опыта первого человека, а не теоретически объяснить его. [1] Этот метод был впервые предложен Эдмундом Гуссерлем . [2] [3] Оно было развито благодаря последним работам Мартина Хайдеггера , Жана-Поля Сартра , Эммануэля Левинаса , Мориса Мерло-Понти и других. Он также был разработан с учетом последних направлений современной психологии и когнитивной науки.
Ранние сторонники
[ редактировать ]Эдмунд Гуссерль
[ редактировать ]Эдмунд Гуссерль первоначально задумал и разработал метод феноменологического описания. [2] [3] Его оригинальный метод, названный гуссерлианским описанием, раскрывает или раскрывает структуры и формы сознательного опыта. Гуссерлианское описание обычно начинается с описания реального опыта от первого лица. [4] Например, в «Феноменологии сознания внутреннего времени» Гуссерль описывает феномен осознания индивидуального актуального тона. [5] Это описание представляет собой «типичный пример описательного… метода Гуссерля». [6] Еще одним хорошим примером описания Гуссерлем структуры сознательного опыта является его описание акта присвоения имени чернильнице, представленное в « Логических исследованиях» . [7]
Однако, хотя описания Гуссерля могут начинаться с этого базового уровня, они зачастую значительно более пространны, запутаны и сложны. Например, они часто варьируются от описаний единичного и эмпирического до описаний существенного и универсального. Гуссерлианские описания часто изображают существенные или инвариантные структуры сознательного опыта. Например, сразу после того, как он описывает в «Логических исследованиях» уникальный пример наименования своей чернильницы , он переходит к описанию феномена наименования на более общем, инвариантном и сущностном уровне. [8]
Мартин Хайдеггер
[ редактировать ]Объяснение феноменологического описания Мартином Хайдеггером изложено во введении к его книге «Бытие и время» . [9] где он утверждает, что лучший способ подойти к вопросу о смысле бытия — это изучить конкретные способы, которыми явления проявляют себя сами по себе — такими, какими они кажутся в сознании. Исследуя, как явления проявляют себя непосредственно, мы можем понять, как происходит раскрытие как таковое. Для Хайдеггера истина всегда откровенна — алетейя . Важно отметить, что метод феноменологии Хайдеггера представляет собой новую традицию «герменевтической феноменологии», а не просто описательную, как в традиции Гуссерля. [10]
Жан-Поль Сартр
[ редактировать ]» Сартра «Тошнота дает непосредственный отчет от первого лица о жизненном опыте главного героя Антуана Рокантена. Он описывает, как предметы теряют свой смысл и неожиданно на него накатывает тревожная тошнота. Его худшая встреча происходит в парке с корнем дерева, где он осознает дар (и бремя) человеческой свободы по сравнению с другими бессознательными существами. Сартр ярко характеризует то, что выступает на переднем плане сознания Антуана, включая всю ту двусмысленность и путаницу, которая обычно абстрагируется в традиционных или реалистических романах.
Более поздние исследования
[ редактировать ]Феноменологическое описание нашло широкое применение в психологии и когнитивных науках. Например, Морис Мерло-Понти — первый известный феноменолог, открыто смешавший результаты эмпирических исследований с феноменологически описательными исследованиями. В настоящее время различные теоретики, такие как Шон Галлахер , Дитер Ломар, Натали Депраз и Франсиско Варела, подпадают под широкий круг так называемых «гибридных» теоретиков, опирающихся как на феноменологические описания, так и на исследования современной когнитивной науки.
По словам Л. Финли (2009),
Феноменологическое исследование обычно начинается с конкретных описаний жизненных ситуаций, часто рассказов от первого лица, изложенных на повседневном языке и избегающих абстрактных интеллектуальных обобщений. Исследователь приступает к рефлексивному анализу этих описаний, возможно, сначала с идиографической точки зрения, а затем предлагает синтезированное изложение, например, выявляя общие темы, касающиеся сущности явления. Важно отметить, что исследователь-феноменолог стремится выйти за рамки поверхностных выражений или явных значений, чтобы читать между строк, чтобы получить доступ к неявным измерениям и интуициям. [11]
Шмикинг (2010) перечисляет аспекты, связанные с подходом к любому конкретному явлению:
- Обнаружение захват и
- Анализируем.
- Описывание (в том числе на бытовом, техническом и символическом языках). [12]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Скаламбрино, Фрэнк. «Феноменологическая психология» . Интернет-энциклопедия философии . Проверено 15 ноября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б «Гуссерль, Эдмунд: Феноменология воплощения | Интернет-энциклопедия философии» . Проверено 16 ноября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Дэвидсен, Аннет Софи (15 марта 2013 г.). «Феноменологические подходы в психологии и науках о здоровье» . Качественные исследования в психологии . 10 (3): 318–339. дои : 10.1080/14780887.2011.608466 . ISSN 1478-0887 . ПМК 3627202 . ПМИД 23606810 .
- ^ Бейер, Кристиан (2020), «Эдмунд Гуссерль» , в Залте, Эдвард Н. (ред.), Стэнфордская энциклопедия философии (изд. зимой 2020 г.), Лаборатория метафизических исследований, Стэнфордский университет , получено 16 ноября 2021 г.
- ^ Гуссерль, Э. К феноменологии сознания внутреннего времени. Издательство Klumer Academic: Дордрехт. Перевод Джона Барнетта Бро . стр. 25–26.
- ^ Фарбер, М. (1943) Фонд феноменологии. Издательство Государственного университета Нью-Йорка: Олбани. п. 516.
- ^ Гуссерль, Э. Краткие логические исследования , Тейлор и Фрэнсис. Перевод Дж. Н. Финдли , 2001. с. 291
- ^ Гуссерль (2001), стр. 291–3.
- ^ Хайдеггер, Мартин. Бытие и время . Пер. Джон Маккуорри и Эдвард Робинсон. Нью-Йорк: Harper Press, 1962 [1927].
- ^ Л. Финли. «Обсуждение феноменологических методов исследования». Феноменология и практика. Том. 3, № 1, 2009, с. 10.
- ^ Л. Финли, 2009, с. 10
- ^ Шмикинг, Дэниел. «Набор инструментов феноменологических методов». Справочник по феноменологии и когнитивной науке. Ред. С. Галлахер и Дэниел Шмикинг. Нью-Йорк: Спрингер, стр. 50.