Франц Брентано
Франц Клеменс Хонорат Герман Йозеф Брентано ( / b r ɛ n ˈ t ɑː no oʊ / ; Немецкий: [bʁɛntaːno] ; 16 января 1838 — 17 марта 1917) — немецкий философ и психолог . Его «Психология с эмпирической точки зрения» 1874 года , считающаяся его выдающимся произведением , приписывают повторное введение средневековой схоластической концепции интенциональности в современную философию.
Первоначально католический священник , Брентано отказался от священства в 1873 году из-за догматического определения папской непогрешимости в Pastor aeternus . Впоследствии, работая внеконфессиональным профессором, его преподавание стимулировало исследования в широком спектре областей, таких как лингвистика, логика, математика и экспериментальная психология, через молодое поколение философов, которые были собраны в Школу Брентано .
Жизнь
[ редактировать ]Брентано родился в Мариенберге-на-Рейне , недалеко от Боппарда . Он был сыном Кристиана Брентано , брата Лухо Брентано и племянником по отцовской линии Клеменса Брентано и Беттины фон Арним , а также Гунды (урожденной Брентано) и Фридриха фон Савиньи . Его дед по отцовской линии был итальянского происхождения, а некоторые из его предков — Софи фон Ла Рош и Иоганн Филипп Стадион, граф фон Вартхаузен .
Изучал философию в университетах Мюнхена , Вюрцбурга , Берлина (у Адольфа Тренделенбурга ) и Мюнстера . У него был особый интерес к Аристотелю и схоластической философии . он написал диссертацию В 1862 году в Тюбингене под названием « Von der mannigfachen Bedeutung des Seienden nach Aristoteles» ( «О нескольких смыслах бытия у Аристотеля» ). Руководителем его диссертации был Франц Якоб Клеменс . [14] Впоследствии он начал изучать богословие и поступил в семинарию в Мюнхене, а затем в Вюрцбурге. Он был рукоположен в католический священник 6 августа 1864 года.
В 1866 году он защитил докторскую диссертацию « Die Psychologie des Aristoteles, insbesondere seine Lehre vom Nous Poietikos» ( «Психология Аристотеля, в частности его учение об активном интеллекте» , опубликованная в 1867 году) и начал читать лекции в Вюрцбургском университете . Среди его учеников в этот период были, среди прочих, Карл Штумпф и Антон Марти . Между 1870 и 1873 годами Брентано активно участвовал в дебатах о непогрешимости папы в вопросах веры. Являясь ярым противником такой догмы , он в конце концов отказался от своего священства и пребывания в должности в 1873 году. Однако он оставался глубоко религиозным человеком. [15] и рассматривал тему существования Бога в лекциях, читавшихся в университетах Вюрцбурга и Вены. [16]
В 1874 году Брентано опубликовал свой главный труд «Психология с эмпирической точки зрения» . С 1874 по 1895 преподавал в Венском университете , Австро-Венгрия . Среди его учеников были Эдмунд Гуссерль , Зигмунд Фрейд , Томаш Масарик , Рудольф Штайнер , Алексиус Мейнонг , Карл Штумпф , Антон Марти , Казимеж Твардовский , Кристиан фон Эренфельс и многие другие ( см. Школу Брентано подробнее ). Начав свою карьеру в качестве рядового профессора, в 1880 году он был вынужден отказаться как от австрийского гражданства, так и от профессорской должности, чтобы жениться на Иде Либен (австро-венгерские законы запрещали вступать в брак лицам, которые были рукоположены в священники, даже если они позже были рукоположены в священники). отошел от сана), но ему разрешили остаться в университете только в качестве приват-доцента . После отъезда Твардовского обратно во Львов и смерти его жены в 1894 году Брентано вышел в отставку и переехал во Флоренцию в 1896 году, где в 1897 году женился на своей второй жене, Эмили Рупрехт. Он переехал в Цюрих с началом войны. Первая мировая война , где он погиб в 1917 году.
Работа
[ редактировать ]Интенциональность
[ редактировать ]Брентано наиболее известен своим повторным введением концепции интенциональности — концепции, заимствованной из схоластической философии — в современную философию в своих лекциях и в работе Psychologie vom empirischen Standpunkt ( «Психология с эмпирической точки зрения »). Хотя Брентано часто упрощенно обобщают это как «о предмете» или взаимосвязь между психическими действиями и внешним миром, он определял ее как основную характеристику психических явлений , по которой их можно отличить от физических явлений . Каждое психическое явление, каждый психологический акт имеет содержание, направлен на объект ( интенциональный объект ). Каждое убеждение, желание и т. д. имеет объект, которому они посвящены: то, во что верят, желаемое. Брентано использовал выражение «намеренное несуществование», чтобы указать на статус объектов мысли в уме. Свойство быть интенциональным, иметь интенциональный объект было ключевым признаком, позволяющим различать психологические явления и физические явления, поскольку, по определению Брентано, физические явления не обладали способностью порождать изначальная интенциональность и могла способствовать интенциональным отношениям только вторичным образом, который он назвал производной интенциональностью .
Каждое психическое явление характеризуется тем, что схоласты средневековья называли намеренным (или мысленным) несуществованием объекта, и тем, что мы могли бы назвать, хотя и не совсем однозначно, отсылкой к содержанию, направлением к объекту (которое не является понимать здесь как означающее вещь), или имманентную объективность. Каждое психическое явление включает в себя что-то в качестве объекта, хотя не все они делают это одинаково. В представлении что-то представляется, в суждении что-то утверждается или отрицается, в любви любимо, в ненависти ненавидимо, в желании желаемо и так далее. Это намеренное несуществование характерно исключительно для психических явлений. Ни одно физическое явление не демонстрирует ничего подобного. Поэтому мы могли бы определить ментальные явления, сказав, что это те явления, которые намеренно содержат в себе объект. - Франц Брентано, Психология с эмпирической точки зрения , под редакцией Линды Л. Макалистер (Лондон: Routledge, 1995 [1874]), стр. 88–89.
Брентано ввел различие между генетической психологией ( генетическая психология ) и описательной психологией ( дескриптивная или описательная психология ): [17] в его терминологии генетическая психология — это изучение психологических явлений с точки зрения третьего лица, которое предполагает использование эмпирических экспериментов (удовлетворяя, таким образом, научным стандартам, которые мы сегодня ожидаем от эмпирической науки). [6] (Эта концепция примерно эквивалентна тому, что сейчас называют эмпирической психологией , [18] когнитивная наука , [18] или « гетерофеноменология », явно научный подход к изучению сознания от третьего лица .) Цель описательной психологии, с другой стороны, состоит в том, чтобы описать сознание с точки зрения первого лица. [6] Последний подход получил дальнейшее развитие Гуссерля и феноменологической традиции. [19]
Теория восприятия
[ редактировать ]Он также хорошо известен тем, что утверждал, что Wahrnehmung ist Falschnehmung («восприятие — это заблуждение»), то есть восприятие ошибочно. Фактически он утверждал, что внешнее, чувственное восприятие ничего не может сказать нам о фактическом существовании воспринимаемого мира, который может быть просто иллюзией. Однако мы можем быть абсолютно уверены в своем внутреннем восприятии. Когда я слышу тон, я не могу быть полностью уверен, что он есть в реальном мире, но я абсолютно уверен, что слышу. Это осознание того, что я слышу, называется внутренним восприятием. Внешнее восприятие, чувственное восприятие может дать лишь гипотезы о воспринимаемом мире, но не истину. Поэтому он и многие из его учеников (в частности, Карл Штумпф и Эдмунд Гуссерль ) думали, что естественные науки могут давать только гипотезы, а не универсальные, абсолютные истины, как в чистой логике или математике .
Однако в переиздании своей работы Psychologie vom Empirischen Standpunkte ( «Психология с эмпирической точки зрения ») он отказался от этой предыдущей точки зрения. Он попытался сделать это, не перерабатывая предыдущие аргументы в этой работе, но, как говорят, ему это совершенно не удалось. Новая точка зрения утверждает, что когда мы слышим звук, мы слышим что-то из внешнего мира; нет никаких физических явлений внутреннего восприятия. [20]
Теория суждения
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Март 2010 г. ) |
У Брентано есть теория суждения, которая отличается от преобладающей в настоящее время ( фрегеанской ) точки зрения. В центре теории суждения Брентано лежит идея о том, что суждение зависит от наличия представления , но это представление не обязательно должно быть предикатом. Еще сильнее: Брентано считал, что для суждения даже не нужна предикация , потому что существуют суждения без предикативного содержания. Другой фундаментальный аспект его теории заключается в том, что суждения всегда экзистенциальны . Это так называемое экзистенциальное утверждение подразумевает, что когда кто-то судит, что S есть P, он/она судит о том, что некоторое S, которое есть P, существует. (Обратите внимание, что Брентано отрицал идею о том, что все суждения имеют форму: S есть P [и все другие виды суждений, которые объединяют представления]. Брентано утверждал, что существуют также суждения, возникающие из одного представления, например: «Планета Марс существует». имеет только одно представление.) В собственных символах Брентано суждение всегда имеет форму: «+А» (А существует) или «–А» (А не существует).
В сочетании с третьим фундаментальным утверждением Брентано, идеей о том, что все суждения либо положительные (суждение о существовании А), либо отрицательное (суждение о том, что А не существует), мы получаем полную картину теории суждения Брентано. Итак, представьте, что вы сомневаетесь в существовании лилипутов. В этот момент у вас в голове возникает представление о карликах. Когда вы считаете, что карликов не существует, вы полагаете, что ваша презентация не представляет того, что существует. Вам не обязательно произносить это словами или иным образом формулировать такое суждение. Все суждение происходит в отрицании (или одобрении) существования имеющегося у вас представления.
Проблема теории суждения Брентано не в том, что все суждения являются экзистенциальными суждениями (хотя иногда бывает очень сложно превратить обычное суждение в экзистенциальное), настоящая проблема в том, что Брентано не делал различия между объектом и представлением. . Презентация существует как объект в вашем уме. Таким образом, вы не можете на самом деле судить о том, что А не существует, потому что, если вы это делаете, вы также судите, что представления не существует (что невозможно, согласно идее Брентано, что все суждения имеют объект, который оценивается как представление). Казимеж Твардовский признал эту проблему и решил ее, отрицая, что объект равен представлению. На самом деле это всего лишь изменение в теории восприятия Брентано, но оно имеет долгожданные последствия для теории суждения, а именно. что вы можете иметь презентацию (которая существует), но в то же время судить, что объект не существует.
Наследие
[ редактировать ]Молодого Мартина Хайдеггера очень вдохновила ранняя работа Брентано «О нескольких чувствах бытия у Аристотеля» .Внимание Брентано к сознательной (или феноменальной) интенциональности было унаследовано Берлинской школой экспериментальной психологии Антона Марти Карла Штумпфа, Пражской школой лингвистики , Грацской школой экспериментальной психологии Алексиуса Мейнонга, Львовской школой философии Казимежа Твардовского и Эдмунда Гуссерля феноменологией . [21] Работы Брентано также повлияли на Джорджа Стаута . [13] преподаватель Дж. Э. Мура и Бертрана Рассела в Кембриджском университете . [22]
Библиография
[ редактировать ]- Основные произведения Брентано на немецком языке
- (1862) О нескольких смыслах бытия у Аристотеля ( о многообразном значении бытия по Аристотелю ( докторская диссертация )) ( онлайн )
- (1867) Психология Аристотеля ( Психология Аристотеля, особенно его учение о Nous Poietikos ( докторская диссертация, написанная в 1865/66)) ( онлайн )
- (1874) с Психология эмпирической точки зрения ( онлайн )
- (1924–25) Психология с эмпирической точки зрения. Эд. Оскар Краус, 2 тт. Лейпциг: Мой. ISBN 3-7873-0014-7 [23]
- (1876) Что философ иногда делает эпохой (работа против Плотина ) ( Онлайн )
- (1889) Происхождение наших знаний о добре и зле ( из истоков моральных знаний ) ( английское онлайн-издание 1902 года )
- (1911) мировоззрение и его Аристотель
- ) Классификация явлений психических ( 1911
- (1930 и очевидное Правда )
- (1976) исследования пространства, времени Философские и явлений
- (1982) Описательная психология ( Deskriptive Psychologie )
- Собрание сочинений
- Все опубликованные сочинения в десяти томах ( Собрание сочинений в десяти томах под редакцией Аркадиуша Хрудзимского и Томаса Биндера), Франкфурт: Ontos Verlag (ныне Вальтер де Грюйтер).
- 1. Психология с эмпирической точки зрения - О классификации психологических явлений (2008)
- 2. Исследования по сенсорной психологии (2009)
- 3. Сочинения по этике и эстетике (2010).
- 4. О многообразии смысла сущего по Аристотелю (2014)
См. также
[ редактировать ]- Аналитическая психология (Дильтей)
- Аналитическая психология (Стаут)
- Аксиологическая этика
- Анна фон Либен (его невестка)
- Роберт фон Либен (его племянник)
- Список австрийских ученых
- Список австрийцев
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Франц Брентано - Britannica.com
- ^ Э. Б. Титченер , «Брентано и Вундт: эмпирическая и экспериментальная психология» , Американский журнал психологии , 32 (1) (январь 1921 г.), стр. 108–120.
- ^ Робин Д. Роллингер, Австрийская феноменология: Брентано, Гуссерль, Мейнонг и другие о разуме и объекте , Вальтер де Грюйтер, 2008, с. 7.
- ^ Теория гештальта: Официальный журнал Общества гештальт-теории и ее приложений (GTA) , 22 , Steinkopff, 2000, с. 94: «Внимание варьировалось между континентальной феноменологией (поздний Гуссерль, Мерло-Понти) и австрийским реализмом (Брентано, Мейнонг, Бенусси, ранний Гуссерль)».
- ^ Робин Д. Роллингер, Австрийская феноменология: Брентано, Гуссерль, Мейнонг и другие о разуме и объекте , Вальтер де Грюйтер, 2008, с. 114: «Тот факт, что Брентано [в «Психологии с эмпирической точки зрения »] говорит об отношении аналогии между физическими явлениями и реальными вещами, существующими вне разума, очевидно, указывает на то, что он реалист, а не идеалист или солипсист, как бы он ни думал. Скорее, его позиция представляет собой крайне крайний репрезентативный реализм, утверждает он, на самом деле следует отождествлять с теми, которые мы находим постулируемыми в гипотезах естественных наук. "
- ^ Jump up to: а б с д Хюмер, Вольфганг. «Франц Брентано» . В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии .
- ^ Брентано, Ф., Сенсорное и ноэтическое сознание: психология с эмпирической точки зрения III , Международная библиотека философии и научного метода, Routledge & Kegan Paul, 1981.
- ^ Бьяджо Г. Тассоне, От психологии к феноменологии: «Психология с эмпирической точки зрения» Франца Брентано и современная философия разума , Пэлгрейв Макмиллан, 2012, с. 307.
- ^ Франц Брентано: Психология с эмпирической точки зрения . Эд. Оскар Краус, 2 тт. Лейпциг: Майн, 1924–25; изд. Мауро Антонелли. Хойзенштамм: Онтос, 2008 г.
- ^ Робин Д. Роллингер, Позиция Гуссерля в школе Брентано , Phaenomenologica 150, Дордрехт: Kluwer, 1999, гл. 2: «Гуссерль и Больцано», с. 70.
- ^ Эдоардо Фугали, К возрождению аристотелевской психологии: Тренделенбург и Брентано (2008).
- ^ Барри Смит , «Аристотель, Менгер, Мизес: Очерк метафизики экономики» , История политической экономии, Ежегодное приложение к тому. 22 (1990), 263–288.
- ^ Jump up to: а б Лилиана Альбертацци, Имманентный реализм: введение в Брентано , Springer, 2006, стр. 321.
- ^ Франц Брентано в проекте «Математическая генеалогия»
- ^ Больцманн, Людвиг. 1995. Людвиг Больцман: Его дальнейшая жизнь и философия, 1900–1906: Книга вторая: Философ . Springer Science & Business Media, с. 3
- ^ Брентано, ФК 1987. О существовании Бога: лекции, прочитанные в университетах Вюрцбурга и Вены (1868-1891) . Springer Science & Business Media,
- ↑ Первое опубликованное появление этого термина встречается в книге Брентано «Vom Ursprung sittlicher Erkenntnis» («Происхождение наших знаний о добре и зле»), опубликованной в 1889 году (см. Франц Брентано, Описательная психология , Routledge, 2012, «Введение»).
- ^ Jump up to: а б Дейл Жакетт (редактор), Кембриджский компаньон Брентано , Cambridge University Press, 2004, стр. 67.
- ^ Анна-Тереза Тименецка , Мировая феноменология: основы — расширяющаяся динамика — жизненные обязательства. Руководство для исследований и изучения , Springer, 2014, стр. 18: «[Гуссерль] поручает этот анализ чистой или феноменологической психологии, связи которой с описательной психологией Брентано все еще ясно видны».
- ^ См. Postfix в издании 1923 года (на немецком языке) или английской версии 1973 года ( ISBN 0710074255 под редакцией Оскара Крауса; перевод [с немецкого] Антоса К. Ранкурелло, Д.Б. Террелла и Линды Лопес Макалистер ; Английское издание под редакцией Линды Лопес Макалистер).
- ^ Урия Кригель, «Феноменальная интенциональность в прошлом и настоящем: введение , Феноменология и когнитивные науки 12 (3): 437–444 (2013).
- ^ Мария ван дер Шаар, Г.Ф. Стаут и психологические истоки аналитической философии , Springer, 2013, стр. viii.
- ^ Архив Франца Брентано Грац
Внешние ссылки
[ редактировать ]- https://www.brentanoandthearistoteliantradition.org/
- https://www.facebook.com/groups/5864284163632311
- Сайт Франца Брентано
- «Франц Брентано и Корнелио Фабро. Забытая глава брентанского приема». Архивировано 24 марта 2016 г. в Wayback Machine.
- Хюмер, Вольфганг. «Франц Брентано» . В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии .
- Брандл, Йоханнес. «Теория суждения Брентано» . В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии .
- «Онтология Франца Брентано и его имманентный реализм» - содержит список английских переводов произведений Брентано и аннотированную библиографию.
- Новая международная энциклопедия . 1905. .
- Работы Франца Брентано или о нем в Internet Archive
- «Происхождение знаний о добре и зле», Франц Брентано , Project Gutenberg
- «Архив Франца Брентано» (Документы Франца Брентано) в Университете Граца
- 1853 рождения
- 1917 смертей
- Философы из Королевства Пруссия
- Немецкие философы XIX века
- Немецкие философы XX века
- Аристотелевские философы
- Австрийские философы
- Католические философы
- Эмпирики
- Эпистемологи
- немцы итальянского происхождения
- Немецкие психологи
- Немецкие католики
- Выпускники Берлинского университета Гумбольдта
- Выпускники Мюнхенского университета Людвига-Максимилиана
- Онтологи
- Жители района Рейн-Хунсрюк
- Люди из Рейнской провинции
- Феноменологи
- Философы разума
- Философы психологии
- Философы религии
- Философы науки
- Ученые философии
- Выпускники Мюнстерского университета
- Академический состав Венского университета
- Выпускники Вюрцбургского университета
- Академический состав Вюрцбургского университета