Вильгельм Дилтей
Вильгельм Дилтей ( / ˈ d ɪ l t aɪ / ; Немецкий: [ˈvɪlhɛlm ˈdɪltaɪ] ; [ 6 ] 19 ноября 1833 — 1 октября 1911) — немецкий историк, психолог, социолог и философ-герменевтик , возглавлявший Георга Вильгельма Фридриха Гегеля кафедру философии в Берлинском университете . Как полиматический философ, работавший в современном исследовательском университете, исследовательские интересы Дильтея вращались вокруг вопросов научной методологии , исторических свидетельств и статуса истории как науки.
Дильтея часто считали эмпириком . [ 7 ] В отличие от идеализма, преобладавшего в Германии того времени, но его понимание того, что составляет эмпирическое и эмпирическое, отличается от британского эмпиризма и позитивизма своими центральными эпистемологическими и онтологическими предположениями, которые заимствованы из немецких литературных и философских традиций.
Жизнь
[ редактировать ]Дильтей родился в 1833 году в семье реформатского пастора в деревне Бибрих в герцогстве Нассау , ныне в Гессене , Германия. В молодости он следовал семейным традициям, изучая богословие в Гейдельбергском университете , где его преподавателями был молодой Куно Фишер . Затем он перешел в Берлинский университет , где его преподавали, среди прочих, Фридрих Адольф Тренделенбург и Август Бёк , оба бывшие ученики Фридриха Шлейермахера . В январе 1864 г. [ 8 ] докторскую степень он получил в Берлине, защитив диссертацию на латыни по этике Шлейермахера, а в июне того же года [ 8 ] он также получил докторскую степень, защитив диссертацию по моральному сознанию . В 1865 году он стал приват-доцентом в Берлине.
В 1859 году он редактировал письма Шлейермахера, а вскоре после этого ему было поручено написать биографию, первый том которой был опубликован в 1870 году. В 1867 году он занял должность профессора в Базельском университете , но позже — в 1882 году — он вернулся в Берлин, где занял престижную кафедру философии в университете.
В 1874 году он женился на Кэтрин Путтманн, и у пары родились сын и две дочери.
Он умер в 1911 году. [ 5 ]
Работа
[ редактировать ]Герменевтика
[ редактировать ]Дильтей черпал вдохновение из работ Фридриха Шлейермахера по герменевтике , которые он помог возродить. Обе фигуры связаны с немецким романтизмом . [ 9 ] Шлейермахер находился под сильным влиянием немецкого романтизма, который побудил его уделять больше внимания человеческим эмоциям и воображению. Дильтей, в свою очередь, как автор обширной монографии о Шлейермахере, отвечает на вопросы, поставленные Дройзеном и Ранке о философской легитимации гуманитарных наук. Он утверждает, что «научное объяснение природы» ( erklären ) должно быть дополнено теорией того, как мир дан людям посредством символически опосредованных практик. Предоставить такую теорию — цель философии гуманитарных наук — области исследований, которой Дильтей посвятил всю свою академическую карьеру.
Школа романтической герменевтики подчеркивала, что исторически встроенные интерпретаторы — «живой», а не картезианский дуализм или «теоретический» субъект — используют «понимание» и «интерпретацию» ( Verstehen ), которые сочетают в себе индивидуально-психологическое и социально-историческое описание и анализ. , чтобы лучше узнать тексты и авторов в их контексте. Однако Дильтей по-прежнему отличается от других немецких романтиков и философов жизни своим акцентом на «историчность». Дильтей понимал человека как историческое существо. Однако история описывается не как объект прошлого, а как «серия мировоззрений». [ 10 ] Человек не может понять себя посредством размышления или самоанализа, а только посредством того, что «история может сказать ему… никогда в объективных понятиях, но всегда только в живом опыте, который возникает из глубин его собственного существа». [ 10 ] Дильтей хочет подчеркнуть «внутреннюю временность всякого понимания», что понимание человека зависит от прошлых мировоззрений, интерпретаций и общего мира. [ 11 ]
Процесс интерпретативного исследования, установленный Шлейермахером, включал в себя то, что Дильтей называл герменевтическим кругом , — повторяющееся движение между имплицитным и явным, частным и целым. Шлейермахер рассматривал подходы к интерпретации священных писаний (например, посланий Павла) и классических текстов (например, философии Платона ) как более конкретные формы того, что он предлагал как «общую герменевтику» ( allgemeine Hermeneutik ). Шлейермахер подходил к герменевтике как к «искусству понимания» и признавал важность языка и мыслей автора для интерпретации текста. [ 12 ]
Дильтей рассматривал понимание как ключ к наукам о человеке ( Geisteswissenschaften ) в отличие от естественных наук. Естественные науки наблюдают и объясняют природу, а гуманитарные науки понимают человеческие проявления жизни. [ 13 ] Пока наука «доступна нам посредством процедуры, основанной на систематическом отношении между жизнью, выражением и пониманием», Дильтей считал ее частью гуманитарных наук. [ 14 ] [ 15 ]
Наряду с Фридрихом Ницше , Георгом Зиммелем и Анри Бергсоном , творчество Дильтея оказало влияние на Lebensphilosophie и Existenzphilosophie начала двадцатого века . Среди учеников Дильтея были Бернхард Гротхейзен , Ганс Липпс , Герман Ноль , Теодор Литт , Эдуард Шпрангер , Георг Миш и Эрих Ротакер . Философия Дильтея также оказала влияние на религиозного философа Мартина Бубера . [ 16 ] [ 17 ]
Работы Дильтея сформировали подход раннего Мартина Хайдеггера к герменевтике в его первых курсах лекций, в которых он разработал «герменевтику фактической жизни», а также в книге « Бытие и время » (1927). [ 18 ] Но Хайдеггер стал все более критически относиться к Дильтею, выступая за более радикальную «темпорализацию» возможностей интерпретации и человеческого существования.
В книге «Wahrheit und Methode» ( «Правда и метод» , 1960) Ганс-Георг Гадамер под влиянием Хайдеггера критиковал подход Дильтея к герменевтике как чрезмерно эстетический и субъективный, а также методоориентированный и «позитивистский». По мнению Гадамера, герменевтика Дильтея недостаточно озабочена онтологическим событием истины и неадекватно учитывает последствия того, что интерпретатор и интерпретации интерпретатора не находятся вне традиции, а занимают особое положение внутри нее, т. е. имеют временной горизонт.
Психология
[ редактировать ]Дильтей интересовался психологией. В работе «Идеи об описательной и аналитической психологии» ( Идеи об описательной и аналитической психологии , 1894) [ 19 ] он ввёл различие между объяснительной психологией ( erklärende Psychologie ; также объяснительная психология ) и описательной психологией ( beschreibende Psychologie ; также аналитической психологией , zergliedernde Psychologie ): в его терминологии объяснительная психология — это исследование психологических явлений с точки зрения третьего лица , что предполагает их подчинение системе причинности, в то время как описательная психология — это дисциплина, которая пытается объяснить, как различные психические процессы сходятся в «структурной связи сознания ». [ 5 ]
Различие основано на более общем различии между объяснительными/объясняющими науками ( объясняющими науками ), с одной стороны, и интерпретативными науками ( описательными науками или понимающими науками , то есть науками, основанными на методе понимания ), с другое — см. ниже .
В своей более поздней работе ( «Структура исторического мира в гуманитарных науках» , 1910) он использовал альтернативный термин психология» для «структурная описания описательной психологии. [ 20 ]
Социология
[ редактировать ]Дильтей также интересовался тем, что некоторые назвали бы социологией XXI века, хотя он категорически возражал против того, чтобы его называли таковым, поскольку социология его времени в основном принадлежала Огюсту Конту и Герберту Спенсеру . Он возражал против их диалектических / эволюционистских предположений о необходимых изменениях, через которые должны пройти все общественные формации, а также против их узко-естественно-научной методологии. Конта Идея позитивизма была, по мнению Дильтея, односторонней и вводящей в заблуждение. Однако Дильтей мог сказать хорошие слова о неокантианской социологии Георга Зиммеля , с которым он был коллегой в Берлинском университете. [ 21 ] Сам Зиммель позже был соратником Макса Вебера , главного основателя социологического антипозитивизма . JI Ханс Баккер утверждал, что Дильтея следует считать одним из классических социологических теоретиков из-за его собственного влияния на создание непозитивистской verstehende социологии и Верстехена . метода [ нужна ссылка ] .
Различие между естественными науками и гуманитарными науками
[ редактировать ]Заботой всей жизни было создание надлежащей теоретической и методологической основы для «гуманитарных наук» (например, истории, права, литературной критики), отличных от «естественных наук» (например, физики, химии), но столь же «научных», как и «естественные науки». Он предположил, что весь человеческий опыт естественным образом разделяется на две части: часть окружающего природного мира, в котором господствует «объективная необходимость», и часть внутреннего опыта, характеризующегося «суверенитетом воли, ответственностью за действия, способностью подчинять все думать и сопротивляться всему в крепости свободы своей личности». [ 22 ]
Дильтей категорически отвергал использование модели, сформированной исключительно из естественных наук ( Naturwissenschaften ), и вместо этого предлагал разработать отдельную модель для гуманитарных наук ( Geisteswissenschaften ). Его аргумент был сосредоточен на идее, что в естественных науках мы стремимся объяснить явления с точки зрения причины и следствия или общего и частного; напротив, в гуманитарных науках мы стремимся понять ( verstehen ) с точки зрения отношений части и целого. В социальных науках мы также можем объединить два подхода, и это подчеркнул немецкий социолог Макс Вебер . Его принципы, общая теория понимания или постижения ( Verstehen ), утверждал он, могут быть применены ко всем видам интерпретации, начиная от древних текстов и заканчивая произведениями искусства, религиозными произведениями и даже правом. Его интерпретация различных теорий эстетики в семнадцатом, восемнадцатом и девятнадцатом веках была предварительной для его размышлений о форме, которую эстетическая теория примет в двадцатом веке.
И естественные, и гуманитарные науки берут начало в контексте или «связи» жизни ( Lebenszusammenhang ), концепции, которая повлияла на феноменологическое описание жизненного мира ( Lebenswelt ), но различаются по тому, как они соотносятся со своим жизненным контекстом. В то время как естественные науки абстрагируются от него, он становится основным объектом исследования в гуманитарных науках. [ 23 ]
Дильтей защищал свое использование термина Geisteswissenschaft (буквально «наука о разуме» или «духовное знание»), указывая, что другие термины, такие как «общественная наука» и «науки о культуре», в равной степени односторонние и что человеческий разум или дух — это центральный феномен, из которого вытекают и поддаются анализу все остальные. [ 22 ] Для Дильтея, как и для Гегеля, Geist («разум» или «дух») имеет скорее культурное, чем социальное значение. Это не абстрактный интеллектуальный принцип или бестелесный поведенческий опыт, а относится к жизни человека в его конкретном культурно-историческом контексте. [ нужна ссылка ]
мировоззрения
[ редактировать ]В 1911 году Дильтей разработал типологию трех основных Weltanschauungen , или мировоззрений, которые он считал «типичными» (сопоставимыми с понятием «идеальных типов» Макса Вебера) и противоречивыми способами понимания отношения человечества к Природе . [ 24 ]
- В натурализме , представленном эпикурейцами всех времен и народов, люди считают себя определяемыми природой.
- в идеализме свободы (или субъективном идеализме ), представленном Фридрихом Шиллером и Иммануилом Кантом , люди осознают свое отделение от природы по своей свободной воле.
- в «Объективном идеализме» , представленном Георгом Вильгельмом Фридрихом Гегелем , Барухом Спинозой и Джордано Бруно , люди осознают свою гармонию с природой.
Этот подход повлиял на Карла Ясперса » «Психологию мировоззрений , а также на » Рудольфа Штайнера «Философию свободы .
Сравнение с неокантианцами
[ редактировать ]Идеи Дильтея следует рассматривать с точки зрения его сходства и различия с Виндельбандом и Генрихом Риккертом , членами баденской школы неокантианства Вильгельмом . Дильтей не был неокантианцем, но обладал глубокими знаниями философии Иммануила Канта, что глубоко повлияло на его мышление. Но в то время как неокантианство в первую очередь интересовалось эпистемологией на основе «Критики чистого разума» Канта «Критику суждения» Канта, Дильтей взял за отправную точку . Важные дебаты между Дильтеем и неокантианцами касались «человеческих», а не «культурных» наук: неокантианцы выступали за исключение психологии из наук о культуре, а Дильтей за ее включение в качестве науки о человеке.
Редакционная работа
[ редактировать ]В 1859 году Дилььтею было поручено завершить редактирование писем Шлейермахера. [ 5 ]
Дильтей также открыл академическое издание ( издание Академии , сокращенно АА или Ак ) сочинений Канта ( Собрание сочинений , Королевская прусская академия наук , Берлин, 1902–38) в 1895 году. [ 25 ] и был его первым редактором.
В 1906 году он опубликовал Die Jugendgeschichte Hegels, посвященный ранней политической и теологической мысли Гегеля. [ 26 ] Впоследствии ученик Дильтея Герман Ноль проанализировал связанные с ним фрагменты и опубликовал том по дильтеевской истории немецкого идеализма . [ 27 ] [ 28 ]
Библиография
[ редактировать ]- Сущность философии (1907 г., первоначально опубликовано на немецком языке как «Сущность философии»)
Вильгельм Дильтей: Избранные произведения публикуются издательством Princeton University Press под редакцией известных исследователей Дильтея Рудольфа А. Маккреля и Фритьофа Роди. Опубликованные тома включают:
- Том I: Введение в гуманитарные науки (1989)
- Том II: Понимание человеческого мира: избранные произведения Вильгельма Дильтея (2010)
- Том III: Формирование исторического мира в гуманитарных науках (2002 г.)
- Том IV: Герменевтика и изучение истории (1996)
- Том V: Поэзия и опыт (1986)
- Том VI: Этическая и мировоззренческая философия (2019)
Вильгельм Дильтей, Собрание сочинений в настоящее время издается издательством Vandenhoeck & Ruprecht:
- Том 1: Введение в гуманитарные науки
- Том 2: Мировоззрение и анализ людей со времен Возрождения и Реформации.
- Том 3: Исследования по истории немецкого духа
- Том 4: История юности Гегеля и другие трактаты по истории немецкого идеализма.
- Том 5: Духовный мир
- Том 6: Духовный мир
- Том 7: Построение исторического мира в гуманитарных науках
- Том 8: Мировоззрение
- Том 9: Педагогика
- Том 10: Система этики
- Том 11: На подъеме исторического сознания
- Том 12: Об истории Пруссии
- Том 13: Жизнь Шлейермахера . Первый том
- Том 14: Жизнь Шлейермахера . Второй том
- Том 15: Об интеллектуальной истории XIX века.
- Том 16: Об интеллектуальной истории XIX века.
- Том 17: Об интеллектуальной истории XIX века.
- Том 18: Науки о человеке, обществе и истории
- Том 19: Основы наук о человеке, обществе и истории
- Том 20: Логика и система философских наук
- Том 21: Психология как эмпирическая наука
- Том 22: Психология как эмпирическая наука
- Том 23: Всеобщая история философии
- Том 24: Логика и ценность
- Том 25: Поэты как провидцы человечества
- Том 26: Опыт и поэзия
См. также
[ редактировать ]- Карл Дилтей , младший брат Вильгельма Дильтея
- Пауль Йорк фон Вартенбург
- Спор о позитивизме
- Теория социального зеркала
Примечания
[ редактировать ]- ^ Джек Мартин, Джефф Шугарман, Кэтлин Л. Слейни (ред.), Справочник Уайли по теоретической и философской психологии: методы, подходы и новые направления социальных наук , Уайли Блэквелл, стр. 56.
- ^ Питер Козловски (ред.), Открытие историчности в немецком идеализме и историзме , Springer, 2006, стр. 4.
- ^ Скотт Кэмпбелл, Пол В. Бруно (ред.), Наука, политика и онтология жизненной философии , Bloomsbury, 2013, стр. 8.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Вильгельм Дилтей, Избранные произведения, Том IV: Герменевтика и изучение истории , Princeton University Press, 2010, с. 28.
- ^ Jump up to: а б с д Маккрил, Рудольф, «Вильгельм Дилтей» , Стэнфордская энциклопедия философии (выпуск весной 2011 г.), Эдвард Н. Залта (ред.).
- ^ Креч, Ева-Мария; Сток, Эберхард; Хиршфельд, Урсула; Андерс, Лутц Кристиан (2009). Словарь немецкого произношения [ Словарь немецкого произношения ] (на немецком языке). Берлин: Вальтер де Грюйтер. стр. 446, 1055. ISBN. 978-3-11-018202-6 .
- ^ Ганс Питер Рикман, Вильгельм Дилтей, пионер гуманитарных исследований , Калифорнийский университет Press, 1979, стр. 53.
- ^ Jump up to: а б Ирис Дерманн, Странные луны разума: этнологическая провокация философии , Вильгельм Финк Верлаг, 2005, с. 285.
- ^ Рамберг, Бьёрн и Гьесдал, Кристин, «Герменевтика», Стэнфордская энциклопедия философии , Эдвард Н. Залта (ред.)
- ^ Jump up to: а б Палмер, Ричард (1969). Герменевтика . Эванстон, Иллинойс: Издательство Северо-Западного университета. п. 117.
- ^ Палмер, Ричард (1969). Герменевтика . Эванстон, Иллинойс: Издательство Северо-Западного университета. стр. 117–118.
- ^ Шлейермахер, Фридрих Д.Е. «Герменевтика: очерк лекций 1819 года», Новая история литературы , Vol. 10, № 1, Литературная герменевтика (осень 1978), 1–2.
- ^ Палмер, Ричард (1969). Герменевтика . Эванстон, Иллинойс: Издательство Северо-Западного университета. п. 105.
- ^ Палмер, Ричард (1969). Герменевтика . Эванстон, Иллинойс: Издательство Северо-Западного университета. п. 107.
- ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 24 сентября 2020 года . Проверено 29 января 2020 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ Мартин Бубер на http://dibb.de .
- ^ « Мартин Бубер (1878—1965) ». Интернет-энциклопедия философии . Проверено 20 октября 2015 г.
- ^ Шарфф, Роберт К. (январь 1997 г.). «Присвоение» Хайдеггером Дильтея до бытия и времени» . Журнал истории философии . 35 (1). Издательство Университета Джонса Хопкинса: 105–128. дои : 10.1353/hph.1997.0021 . S2CID 96473379 . Проверено 19 сентября 2020 г.
Короче говоря, я думаю, что записи показывают, что присвоение Дильтеем научило молодого Хайдеггера философствовать . [127]
- ^ Полный текст онлайн на gleichsatz.de .
- ^ В. Дилтей, Формирование исторического мира в гуманитарных науках , Princeton University Press, 2002, стр. 16–7 и 38–9; Рудольф А. Маккрил, Дилтей: философ гуманитарных исследований , Princeton University Press, 1992, стр. 290.
- ^ См. дополнения к Vol. Я из Gesammelte Schriften в Дильтее, Введение в гуманитарные науки, пер. Рамон Дж. Бетаноз, «Приложение: дополнительный материал из рукописей», 1988, стр. 3314–.
- ^ Jump up to: а б В. Дилтей, Введение в гуманитарные науки , 1972, с. 6.
- ^ Джейкоб Оуэнсби, «Концепция Дильтея о связи жизни», Журнал истории философии , 25 (4) (1987), стр. 557-572.
- ^ В. Дильтей, Типы мировоззрения и их формирование в метафизических системах , Берлин: Райхл, 1911.
- ^ Иммануил Кант, Примечания и фрагменты , Издательство Кембриджского университета, 2005, стр. xvi.
- ^ Дильтеи, Вильгельм (1963). Молодежная история Гегеля и другие трактаты по истории немецкого идеализма (на немецком языке). Штутгарт; Геттинген: BG Teubner Verlaggeweselschaf; Ванденек и Рупрехт. п. 600 . Получено 18 июня 2021 г. - через digital-sammlungen.de .
{{cite book}}
:|website=
игнорируется ( помощь ) ; Внешняя ссылка в
( помощь )|via=
- ^ «Вильгельм Дильтей» . Стэнфордская энциклопедия философии . 2008.
- ^ Гегель, Георг Вильгельм Фридрих; Нол, доктор. Герман (1907). Теологический Jugendschriften Гегеля (на немецком языке). Тюбинген: Verlag SCB Mor (Поль Гибед). стр. 426. Архивировано из оригинала 18 июня 2021 года – через Интернет-архив .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ходжес, Х.А. , Уильям Дилти (Лондон: Routledge, 2013).
- Лессинг, Ганс-Ульрих, Рудольф А. Маккреель и Риккардо Поццо, ред., «Недавний вклад в философию гуманитарных наук Дильтея» (Штутгарт: Фромманн-Хольцбуг, 2011).
- Маккрил, Рудольф А., Дилтей: философ гуманитарных исследований (Принстон: Princeton University Press, 1993).
- де Мюль, Жос, Трагедия конечности: герменевтика жизни Дильтея (Нью-Хейвен: издательство Йельского университета, 2004).
- Нельсон, Эрик С. (редактор), Интерпретация Дильтея: критические эссе (Кембридж: Cambridge University Press, 2019).
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Исследовательский центр Дильтея Рурского университета в Бохуме
- Маккрил, Рудольф, «Вильгельм Дилтей» , Стэнфордская энциклопедия философии (выпуск весной 2011 г.), Эдвард Н. Залта (ред.).
- Вильгельм Дилтей
- 1833 рождения
- 1911 смертей
- Немецкие эссеисты XIX века.
- Немецкие эссеисты-мужчины
- Немецкие философы XIX века
- Немецкие протестантские богословы XIX века
- Немецкие писатели-мужчины XIX века
- Немецкие писатели-публицисты XIX века.
- Немецкие историки XIX века
- Немецкие эссеисты XX века
- Немецкие философы XX века
- Немецкие протестантские богословы ХХ века
- Немецкие писатели-мужчины XX века
- Немецкие писатели-публицисты XX века.
- Немецкие историки ХХ века
- Теоретики действия
- Эмпирики
- Немецкие эпистемологи
- Немецкие кальвинисты и реформатские христиане
- Немецкие специалисты по этике
- Немецкие литературные критики
- немецкие логики
- Немецкие писатели-мужчины научно-популярной литературы
- Немецкие социологи
- Герменевтики
- Выпускники Гейдельбергского университета
- Выпускники Берлинского университета Гумбольдта
- Академический состав Берлинского университета имени Гумбольдта
- Теоретики грамотности и общества
- Литературные теоретики
- Метафилософы
- Онтологи
- Люди из герцогства Нассау
- Люди из Висбадена
- Немецкие философы культуры
- Немецкие философы образования
- Философы литературы
- Философы логики
- Немецкие философы разума
- Философы психологии
- Немецкие философы религии
- Немецкие философы науки
- Философы социальных наук
- Немецкие политические философы
- Лауреаты Pour le Mérite (гражданский класс)
- Теоретики западной цивилизации
- Академический состав Базельского университета
- Академический состав Университета Бреслау
- Академический состав Кильского университета
- Писатели о религии и науке