Jump to content

Вильгельм Дилтей

Вильгельм Дилтей
Дилтей, гр. 1855 г.
Рожденный ( 1833-11-19 ) 19 ноября 1833 г.
Умер 1 октября 1911 г. ( 1911-10-01 ) (77 лет)
Образование Гейдельбергский университет
Берлинский университет
( Доктор философии , январь 1864 г.; доктор философии , июнь 1864 г.)
Эра Философия XIX века
Область Западная философия
Школа Континентальная философия
Герменевтика
Эпистемологическая герменевтика [ 1 ]
Историзм [ 2 ]
философия жизни [ 3 ]
Учреждения Берлинский университет (1865–66; 1882–1911)
Базельский университет (1867 г.)
Кильский университет (1868–1870)
Университет Бреслау (1870–1882)
Тезисы
Научные консультанты Франц Бопп [ 4 ]
Огастес Бек [ 4 ]
Джейкоб Гримм [ 4 ]
Теодор Моммзен [ 4 ]
Леопольд фон Ранке [ 4 ]
Фридрих Адольф Тренделенбург [ 4 ]
Докторанты Макс Дессуар , Лео Бек , Георг Миш , Эдуард Шпрангер
Основные интересы
Верстехен , теория литературы , литературная критика , интеллектуальная история , гуманитарные науки , герменевтический круг , Geistesgeschichte , фактичность
Известные идеи
Общая герменевтика ,
различие между объяснительными и описательными науками,
Различие между объяснительной и описательной психологией . [ 5 ]
типология трех основных Weltanschauungen

Вильгельм Дилтей ( / ˈ d ɪ l t / ; Немецкий: [ˈvɪlhɛlm ˈdɪltaɪ] ; [ 6 ] 19 ноября 1833 — 1 октября 1911) — немецкий историк, психолог, социолог и философ-герменевтик , возглавлявший Георга Вильгельма Фридриха Гегеля кафедру философии в Берлинском университете . Как полиматический философ, работавший в современном исследовательском университете, исследовательские интересы Дильтея вращались вокруг вопросов научной методологии , исторических свидетельств и статуса истории как науки.

Дильтея часто считали эмпириком . [ 7 ] В отличие от идеализма, преобладавшего в Германии того времени, но его понимание того, что составляет эмпирическое и эмпирическое, отличается от британского эмпиризма и позитивизма своими центральными эпистемологическими и онтологическими предположениями, которые заимствованы из немецких литературных и философских традиций.

Дильтей родился в 1833 году в семье реформатского пастора в деревне Бибрих в герцогстве Нассау , ныне в Гессене , Германия. В молодости он следовал семейным традициям, изучая богословие в Гейдельбергском университете , где его преподавателями был молодой Куно Фишер . Затем он перешел в Берлинский университет , где его преподавали, среди прочих, Фридрих Адольф Тренделенбург и Август Бёк , оба бывшие ученики Фридриха Шлейермахера . В январе 1864 г. [ 8 ] докторскую степень он получил в Берлине, защитив диссертацию на латыни по этике Шлейермахера, а в июне того же года [ 8 ] он также получил докторскую степень, защитив диссертацию по моральному сознанию . В 1865 году он стал приват-доцентом в Берлине.

В 1859 году он редактировал письма Шлейермахера, а вскоре после этого ему было поручено написать биографию, первый том которой был опубликован в 1870 году. В 1867 году он занял должность профессора в Базельском университете , но позже — в 1882 году — он вернулся в Берлин, где занял престижную кафедру философии в университете.

В 1874 году он женился на Кэтрин Путтманн, и у пары родились сын и две дочери.

Он умер в 1911 году. [ 5 ]

Герменевтика

[ редактировать ]

Дильтей черпал вдохновение из работ Фридриха Шлейермахера по герменевтике , которые он помог возродить. Обе фигуры связаны с немецким романтизмом . [ 9 ] Шлейермахер находился под сильным влиянием немецкого романтизма, который побудил его уделять больше внимания человеческим эмоциям и воображению. Дильтей, в свою очередь, как автор обширной монографии о Шлейермахере, отвечает на вопросы, поставленные Дройзеном и Ранке о философской легитимации гуманитарных наук. Он утверждает, что «научное объяснение природы» ( erklären ) должно быть дополнено теорией того, как мир дан людям посредством символически опосредованных практик. Предоставить такую ​​теорию — цель философии гуманитарных наук — области исследований, которой Дильтей посвятил всю свою академическую карьеру.

Школа романтической герменевтики подчеркивала, что исторически встроенные интерпретаторы — «живой», а не картезианский дуализм или «теоретический» субъект — используют «понимание» и «интерпретацию» ( Verstehen ), которые сочетают в себе индивидуально-психологическое и социально-историческое описание и анализ. , чтобы лучше узнать тексты и авторов в их контексте. Однако Дильтей по-прежнему отличается от других немецких романтиков и философов жизни своим акцентом на «историчность». Дильтей понимал человека как историческое существо. Однако история описывается не как объект прошлого, а как «серия мировоззрений». [ 10 ] Человек не может понять себя посредством размышления или самоанализа, а только посредством того, что «история может сказать ему… никогда в объективных понятиях, но всегда только в живом опыте, который возникает из глубин его собственного существа». [ 10 ] Дильтей хочет подчеркнуть «внутреннюю временность всякого понимания», что понимание человека зависит от прошлых мировоззрений, интерпретаций и общего мира. [ 11 ]

Процесс интерпретативного исследования, установленный Шлейермахером, включал в себя то, что Дильтей называл герменевтическим кругом , — повторяющееся движение между имплицитным и явным, частным и целым. Шлейермахер рассматривал подходы к интерпретации священных писаний (например, посланий Павла) и классических текстов (например, философии Платона ) как более конкретные формы того, что он предлагал как «общую герменевтику» ( allgemeine Hermeneutik ). Шлейермахер подходил к герменевтике как к «искусству понимания» и признавал важность языка и мыслей автора для интерпретации текста. [ 12 ]

Дильтей рассматривал понимание как ключ к наукам о человеке ( Geisteswissenschaften ) в отличие от естественных наук. Естественные науки наблюдают и объясняют природу, а гуманитарные науки понимают человеческие проявления жизни. [ 13 ] Пока наука «доступна нам посредством процедуры, основанной на систематическом отношении между жизнью, выражением и пониманием», Дильтей считал ее частью гуманитарных наук. [ 14 ] [ 15 ]

Наряду с Фридрихом Ницше , Георгом Зиммелем и Анри Бергсоном , творчество Дильтея оказало влияние на Lebensphilosophie и Existenzphilosophie начала двадцатого века . Среди учеников Дильтея были Бернхард Гротхейзен , Ганс Липпс , Герман Ноль , Теодор Литт , Эдуард Шпрангер , Георг Миш и Эрих Ротакер . Философия Дильтея также оказала влияние на религиозного философа Мартина Бубера . [ 16 ] [ 17 ]

Работы Дильтея сформировали подход раннего Мартина Хайдеггера к герменевтике в его первых курсах лекций, в которых он разработал «герменевтику фактической жизни», а также в книге « Бытие и время » (1927). [ 18 ] Но Хайдеггер стал все более критически относиться к Дильтею, выступая за более радикальную «темпорализацию» возможностей интерпретации и человеческого существования.

В книге «Wahrheit und Methode» ( «Правда и метод» , 1960) Ганс-Георг Гадамер под влиянием Хайдеггера критиковал подход Дильтея к герменевтике как чрезмерно эстетический и субъективный, а также методоориентированный и «позитивистский». По мнению Гадамера, герменевтика Дильтея недостаточно озабочена онтологическим событием истины и неадекватно учитывает последствия того, что интерпретатор и интерпретации интерпретатора не находятся вне традиции, а занимают особое положение внутри нее, т. е. имеют временной горизонт.

Психология

[ редактировать ]

Дильтей интересовался психологией. В работе «Идеи об описательной и аналитической психологии» ( Идеи об описательной и аналитической психологии , 1894) [ 19 ] он ввёл различие между объяснительной психологией ( erklärende Psychologie ; также объяснительная психология ) и описательной психологией ( beschreibende Psychologie ; также аналитической психологией , zergliedernde Psychologie ): в его терминологии объяснительная психология — это исследование психологических явлений с точки зрения третьего лица , что предполагает их подчинение системе причинности, в то время как описательная психология — это дисциплина, которая пытается объяснить, как различные психические процессы сходятся в «структурной связи сознания ». [ 5 ]

Различие основано на более общем различии между объяснительными/объясняющими науками ( объясняющими науками ), с одной стороны, и интерпретативными науками ( описательными науками или понимающими науками , то есть науками, основанными на методе понимания ), с другое — см. ниже .

В своей более поздней работе ( «Структура исторического мира в гуманитарных науках» , 1910) он использовал альтернативный термин психология» для «структурная описания описательной психологии. [ 20 ]

Социология

[ редактировать ]

Дильтей также интересовался тем, что некоторые назвали бы социологией XXI века, хотя он категорически возражал против того, чтобы его называли таковым, поскольку социология его времени в основном принадлежала Огюсту Конту и Герберту Спенсеру . Он возражал против их диалектических / эволюционистских предположений о необходимых изменениях, через которые должны пройти все общественные формации, а также против их узко-естественно-научной методологии. Конта Идея позитивизма была, по мнению Дильтея, односторонней и вводящей в заблуждение. Однако Дильтей мог сказать хорошие слова о неокантианской социологии Георга Зиммеля , с которым он был коллегой в Берлинском университете. [ 21 ] Сам Зиммель позже был соратником Макса Вебера , главного основателя социологического антипозитивизма . JI Ханс Баккер утверждал, что Дильтея следует считать одним из классических социологических теоретиков из-за его собственного влияния на создание непозитивистской verstehende социологии и Верстехена . метода [ нужна ссылка ] .

Различие между естественными науками и гуманитарными науками

[ редактировать ]

Заботой всей жизни было создание надлежащей теоретической и методологической основы для «гуманитарных наук» (например, истории, права, литературной критики), отличных от «естественных наук» (например, физики, химии), но столь же «научных», как и «естественные науки». Он предположил, что весь человеческий опыт естественным образом разделяется на две части: часть окружающего природного мира, в котором господствует «объективная необходимость», и часть внутреннего опыта, характеризующегося «суверенитетом воли, ответственностью за действия, способностью подчинять все думать и сопротивляться всему в крепости свободы своей личности». [ 22 ]

Дильтей категорически отвергал использование модели, сформированной исключительно из естественных наук ( Naturwissenschaften ), и вместо этого предлагал разработать отдельную модель для гуманитарных наук ( Geisteswissenschaften ). Его аргумент был сосредоточен на идее, что в естественных науках мы стремимся объяснить явления с точки зрения причины и следствия или общего и частного; напротив, в гуманитарных науках мы стремимся понять ( verstehen ) с точки зрения отношений части и целого. В социальных науках мы также можем объединить два подхода, и это подчеркнул немецкий социолог Макс Вебер . Его принципы, общая теория понимания или постижения ( Verstehen ), утверждал он, могут быть применены ко всем видам интерпретации, начиная от древних текстов и заканчивая произведениями искусства, религиозными произведениями и даже правом. Его интерпретация различных теорий эстетики в семнадцатом, восемнадцатом и девятнадцатом веках была предварительной для его размышлений о форме, которую эстетическая теория примет в двадцатом веке.

И естественные, и гуманитарные науки берут начало в контексте или «связи» жизни ( Lebenszusammenhang ), концепции, которая повлияла на феноменологическое описание жизненного мира ( Lebenswelt ), но различаются по тому, как они соотносятся со своим жизненным контекстом. В то время как естественные науки абстрагируются от него, он становится основным объектом исследования в гуманитарных науках. [ 23 ]

Дильтей защищал свое использование термина Geisteswissenschaft (буквально «наука о разуме» или «духовное знание»), указывая, что другие термины, такие как «общественная наука» и «науки о культуре», в равной степени односторонние и что человеческий разум или дух — это центральный феномен, из которого вытекают и поддаются анализу все остальные. [ 22 ] Для Дильтея, как и для Гегеля, Geist («разум» или «дух») имеет скорее культурное, чем социальное значение. Это не абстрактный интеллектуальный принцип или бестелесный поведенческий опыт, а относится к жизни человека в его конкретном культурно-историческом контексте. [ нужна ссылка ]

мировоззрения

[ редактировать ]

В 1911 году Дильтей разработал типологию трех основных Weltanschauungen , или мировоззрений, которые он считал «типичными» (сопоставимыми с понятием «идеальных типов» Макса Вебера) и противоречивыми способами понимания отношения человечества к Природе . [ 24 ]

Этот подход повлиял на Карла Ясперса » «Психологию мировоззрений , а также на » Рудольфа Штайнера «Философию свободы .

Сравнение с неокантианцами

[ редактировать ]

Идеи Дильтея следует рассматривать с точки зрения его сходства и различия с Виндельбандом и Генрихом Риккертом , членами баденской школы неокантианства Вильгельмом . Дильтей не был неокантианцем, но обладал глубокими знаниями философии Иммануила Канта, что глубоко повлияло на его мышление. Но в то время как неокантианство в первую очередь интересовалось эпистемологией на основе «Критики чистого разума» Канта «Критику суждения» Канта, Дильтей взял за отправную точку . Важные дебаты между Дильтеем и неокантианцами касались «человеческих», а не «культурных» наук: неокантианцы выступали за исключение психологии из наук о культуре, а Дильтей за ее включение в качестве науки о человеке.

Редакционная работа

[ редактировать ]

В 1859 году Дилььтею было поручено завершить редактирование писем Шлейермахера. [ 5 ]

Дильтей также открыл академическое издание ( издание Академии , сокращенно АА или Ак ) сочинений Канта ( Собрание сочинений , Королевская прусская академия наук , Берлин, 1902–38) в 1895 году. [ 25 ] и был его первым редактором.

В 1906 году он опубликовал Die Jugendgeschichte Hegels, посвященный ранней политической и теологической мысли Гегеля. [ 26 ] Впоследствии ученик Дильтея Герман Ноль проанализировал связанные с ним фрагменты и опубликовал том по дильтеевской истории немецкого идеализма . [ 27 ] [ 28 ]

Библиография

[ редактировать ]
  • Сущность философии (1907 г., первоначально опубликовано на немецком языке как «Сущность философии»)

Вильгельм Дильтей: Избранные произведения публикуются издательством Princeton University Press под редакцией известных исследователей Дильтея Рудольфа А. Маккреля и Фритьофа Роди. Опубликованные тома включают:

  • Том I: Введение в гуманитарные науки (1989)
  • Том II: Понимание человеческого мира: избранные произведения Вильгельма Дильтея (2010)
  • Том III: Формирование исторического мира в гуманитарных науках (2002 г.)
  • Том IV: Герменевтика и изучение истории (1996)
  • Том V: Поэзия и опыт (1986)
  • Том VI: Этическая и мировоззренческая философия (2019)

Вильгельм Дильтей, Собрание сочинений в настоящее время издается издательством Vandenhoeck & Ruprecht:

  • Том 1: Введение в гуманитарные науки
  • Том 2: Мировоззрение и анализ людей со времен Возрождения и Реформации.
  • Том 3: Исследования по истории немецкого духа
  • Том 4: История юности Гегеля и другие трактаты по истории немецкого идеализма.
  • Том 5: Духовный мир
  • Том 6: Духовный мир
  • Том 7: Построение исторического мира в гуманитарных науках
  • Том 8: Мировоззрение
  • Том 9: Педагогика
  • Том 10: Система этики
  • Том 11: На подъеме исторического сознания
  • Том 12: Об истории Пруссии
  • Том 13: Жизнь Шлейермахера . Первый том
  • Том 14: Жизнь Шлейермахера . Второй том
  • Том 15: Об интеллектуальной истории XIX века.
  • Том 16: Об интеллектуальной истории XIX века.
  • Том 17: Об интеллектуальной истории XIX века.
  • Том 18: Науки о человеке, обществе и истории
  • Том 19: Основы наук о человеке, обществе и истории
  • Том 20: Логика и система философских наук
  • Том 21: Психология как эмпирическая наука
  • Том 22: Психология как эмпирическая наука
  • Том 23: Всеобщая история философии
  • Том 24: Логика и ценность
  • Том 25: Поэты как провидцы человечества
  • Том 26: Опыт и поэзия

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Джек Мартин, Джефф Шугарман, Кэтлин Л. Слейни (ред.), Справочник Уайли по теоретической и философской психологии: методы, подходы и новые направления социальных наук , Уайли Блэквелл, стр. 56.
  2. ^ Питер Козловски (ред.), Открытие историчности в немецком идеализме и историзме , Springer, 2006, стр. 4.
  3. ^ Скотт Кэмпбелл, Пол В. Бруно (ред.), Наука, политика и онтология жизненной философии , Bloomsbury, 2013, стр. 8.
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж Вильгельм Дилтей, Избранные произведения, Том IV: Герменевтика и изучение истории , Princeton University Press, 2010, с. 28.
  5. ^ Jump up to: а б с д Маккрил, Рудольф, «Вильгельм Дилтей» , Стэнфордская энциклопедия философии (выпуск весной 2011 г.), Эдвард Н. Залта (ред.).
  6. ^ Креч, Ева-Мария; Сток, Эберхард; Хиршфельд, Урсула; Андерс, Лутц Кристиан (2009). Словарь немецкого произношения [ Словарь немецкого произношения ] (на немецком языке). Берлин: Вальтер де Грюйтер. стр. 446, 1055. ISBN.  978-3-11-018202-6 .
  7. ^ Ганс Питер Рикман, Вильгельм Дилтей, пионер гуманитарных исследований , Калифорнийский университет Press, 1979, стр. 53.
  8. ^ Jump up to: а б Ирис Дерманн, Странные луны разума: этнологическая провокация философии , Вильгельм Финк Верлаг, 2005, с. 285.
  9. ^ Рамберг, Бьёрн и Гьесдал, Кристин, «Герменевтика», Стэнфордская энциклопедия философии , Эдвард Н. Залта (ред.)
  10. ^ Jump up to: а б Палмер, Ричард (1969). Герменевтика . Эванстон, Иллинойс: Издательство Северо-Западного университета. п. 117.
  11. ^ Палмер, Ричард (1969). Герменевтика . Эванстон, Иллинойс: Издательство Северо-Западного университета. стр. 117–118.
  12. ^ Шлейермахер, Фридрих Д.Е. «Герменевтика: очерк лекций 1819 года», Новая история литературы , Vol. 10, № 1, Литературная герменевтика (осень 1978), 1–2.
  13. ^ Палмер, Ричард (1969). Герменевтика . Эванстон, Иллинойс: Издательство Северо-Западного университета. п. 105.
  14. ^ Палмер, Ричард (1969). Герменевтика . Эванстон, Иллинойс: Издательство Северо-Западного университета. п. 107.
  15. ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 24 сентября 2020 года . Проверено 29 января 2020 г. {{cite web}}: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка )
  16. ^ Мартин Бубер на http://dibb.de .
  17. ^ « Мартин Бубер (1878—1965) ». Интернет-энциклопедия философии . Проверено 20 октября 2015 г.
  18. ^ Шарфф, Роберт К. (январь 1997 г.). «Присвоение» Хайдеггером Дильтея до бытия и времени» . Журнал истории философии . 35 (1). Издательство Университета Джонса Хопкинса: 105–128. дои : 10.1353/hph.1997.0021 . S2CID   96473379 . Проверено 19 сентября 2020 г. Короче говоря, я думаю, что записи показывают, что присвоение Дильтеем научило молодого Хайдеггера философствовать . [127]
  19. ^ Полный текст онлайн на gleichsatz.de .
  20. ^ В. Дилтей, Формирование исторического мира в гуманитарных науках , Princeton University Press, 2002, стр. 16–7 и 38–9; Рудольф А. Маккрил, Дилтей: философ гуманитарных исследований , Princeton University Press, 1992, стр. 290.
  21. ^ См. дополнения к Vol. Я из Gesammelte Schriften в Дильтее, Введение в гуманитарные науки, пер. Рамон Дж. Бетаноз, «Приложение: дополнительный материал из рукописей», 1988, стр. 3314–.
  22. ^ Jump up to: а б В. Дилтей, Введение в гуманитарные науки , 1972, с. 6.
  23. ^ Джейкоб Оуэнсби, «Концепция Дильтея о связи жизни», Журнал истории философии , 25 (4) (1987), стр. 557-572.
  24. ^ В. Дильтей, Типы мировоззрения и их формирование в метафизических системах , Берлин: Райхл, 1911.
  25. ^ Иммануил Кант, Примечания и фрагменты , Издательство Кембриджского университета, 2005, стр. xvi.
  26. ^ Дильтеи, Вильгельм (1963). Молодежная история Гегеля и другие трактаты по истории немецкого идеализма (на немецком языке). Штутгарт; Геттинген: BG Teubner Verlaggeweselschaf; Ванденек и Рупрехт. п. 600 . Получено 18 июня 2021 г. - через digital-sammlungen.de . {{cite book}}: |website= игнорируется ( помощь ) ; Внешняя ссылка в |via= ( помощь )
  27. ^ «Вильгельм Дильтей» . Стэнфордская энциклопедия философии . 2008.
  28. ^ Гегель, Георг Вильгельм Фридрих; Нол, доктор. Герман (1907). Теологический Jugendschriften Гегеля (на немецком языке). Тюбинген: Verlag SCB Mor (Поль Гибед). стр. 426. Архивировано из оригинала 18 июня 2021 года – через Интернет-архив .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Ходжес, Х.А. , Уильям Дилти (Лондон: Routledge, 2013).
  • Лессинг, Ганс-Ульрих, Рудольф А. Маккреель и Риккардо Поццо, ред., «Недавний вклад в философию гуманитарных наук Дильтея» (Штутгарт: Фромманн-Хольцбуг, 2011).
  • Маккрил, Рудольф А., Дилтей: философ гуманитарных исследований (Принстон: Princeton University Press, 1993).
  • де Мюль, Жос, Трагедия конечности: герменевтика жизни Дильтея (Нью-Хейвен: издательство Йельского университета, 2004).
  • Нельсон, Эрик С. (редактор), Интерпретация Дильтея: критические эссе (Кембридж: Cambridge University Press, 2019).
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d8132d2c04cecb246982e27634ae99f2__1721582160
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d8/f2/d8132d2c04cecb246982e27634ae99f2.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Wilhelm Dilthey - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)