Гражданское пространство
Гражданское пространство создается набором общепризнанных правил, которые позволяют людям свободно и беспрепятственно организовываться, участвовать и общаться друг с другом и при этом влиять на политические и социальные структуры вокруг них. [1] [2] Это концепция, центральная для любого открытого и демократического общества, и она означает, что государства обязаны защищать людей, уважая и содействуя [3] основные права объединяться и , собираться мирно выражать взгляды и мнения.
История
[ редактировать ]Хотя термин «гражданское пространство» стал широко использоваться только с начала этого тысячелетия, права, на которых основана эта концепция, являются необходимой чертой каждого демократического общества. Глобальный альянс гражданского общества CIVICUS начал регулярно использовать этот термин после создания Инициативы «Гражданское пространство» в 2011 году, определяя его как «место физическое, виртуальное и юридическое, где люди реализуют свои права на свободу объединений, выражения мнений и мирных собраний». . Создавая ассоциации, высказываясь по вопросам, волнующим общественность, собираясь вместе на онлайн- и офлайн-форумах и участвуя в принятии общественных решений, люди используют гражданское пространство для решения проблем и улучшения жизни. Формируется надежное и защищенное гражданское пространство. краеугольный камень подотчетного, оперативного демократического управления и стабильного общества». Гражданское пространство также тесно связано с развитием норм прав человека после Второй мировой войны, в частности Всеобщей декларации прав человека. в 1948 году, который установил четкую защиту прав на свободу ассоциаций, мирных собраний и выражения мнений. [4]
Как концепция гражданское пространство также тесно связано с эволюцией концепции гражданского общества . Хотя идеи, воплощенные в гражданском обществе, можно проследить во многих различных цивилизациях, термин «гражданское общество» имеет множество различных определений, но его корни уходят в древнюю Грецию и ранние работы Аристотеля по концепциям « сообщества » или « политии », характеризующимся общий набор норм или этоса . [Примечание 1] Некоторые теоретики интерпретируют гражданское общество очень близко к современному пониманию гражданского пространства, полагая, что оно означает «такие элементы, как свобода слова, независимая судебная система и т. д., составляющие демократическое общество». [5] Особенно в дискуссиях мыслителей Восточной и Центральной Европы гражданское общество рассматривается также как концепция гражданских ценностей . [Примечание 2] Однако большинство современных определений гражданского общества рассматривают его скорее как «арену за пределами семьи, государства и рынка, где люди объединяются для продвижения общих интересов». [6]
Защита прав
[ редактировать ]Основные права гражданского пространства – права на свободу объединений, свободу мирных собраний и свободу выражения мнений – гарантируются законом. Государства, подписавшие международные конвенции (такие как Международный пакт ООН о гражданских и политических правах ) и другие региональные договоры, содержащие аналогичные положения, обязаны уважать и защищать эти права. Эти государства также обязаны защищать эти права во внутреннем законодательстве, и многие из ратифицировавших Конвенцию государств включили защиту этих прав в свои конституции в качестве основных свобод. Государства обязаны не только уважать и продвигать эти права, но и защищать их от посягательств как со стороны государственных, так и негосударственных субъектов . [7] Таким образом, прогрессивная конституция , подкрепленная прочной законодательной базой и поддерживаемой отзывчивым и независимым правоохранительным механизмом, является ключом к обеспечению и сохранению гражданского пространства. Примечательно, что Цель 16 программы Целей устойчивого развития , согласованной всеми государствами-членами ООН, обещает «содействовать справедливому, мирному и инклюзивному обществу». [8]
Отправной точкой является то, что, несмотря на то, что в последние годы был выдвинут ряд международных инициатив по защите гражданского пространства, у субъектов гражданского общества не было четкого общего определения терминов и формы гражданского пространства, которое необходимо защищать. Чтобы восполнить этот пробел, неформальная встреча ОГО, состоявшаяся в Бангкоке в ноябре 2015 года, обратилась к Международному центру гражданского общества с просьбой содействовать разработке Гражданской хартии. [9] Гражданская Хартия обеспечивает глобальную основу для участия людей в формировании своего общества. Двухстраничный документ, под которым люди и организации могут подписаться и использовать его в качестве основы для совместных действий, формулирует общий набор гражданских и политических прав. Направленная на активистов гражданского общества и их организации, Гражданская Хартия объединяет тех, кто ежедневно борется за гражданское пространство – на местном, национальном, региональном или международном уровне. Во-первых, он в доступной для понимания форме объединяет наиболее важные термины гражданского участия. Во-вторых, он служит глобальной справочной базой для представителей гражданского общества в отношении их прав, закрепленных в международном праве. В-третьих, он подтверждает права людей на участие в формировании своего общества. Гражданская Хартия может обеспечить более эффективную основу для проведения кампаний и пропаганды гражданского участия, а также для продвижения международной солидарности с ОГО и активистами в конкретной стране или регионе. [10]
Свобода объединений
[ редактировать ]Право на свободу объединений включает в себя право каждого человека без каких-либо различий, таких как раса, цвет кожи, пол, язык, религия, политические или иные убеждения, национальное или социальное происхождение, имущественное положение, рождение, сексуальная ориентация или иной статус. [11] «создать организацию гражданского общества, а также свободно присоединиться к ней или отказаться от участия. Отдельные лица могут управлять организациями гражданского общества и участвовать в их деятельности, не опасаясь или необоснованного вмешательства. Свобода объединений также включает в себя право создавать филиалы, нанимать персонал, свободно собирать средства, устанавливать справедливый уровень налогообложения, а также вступать в союзы и сотрудничать с другими организациями на местном, национальном или международном уровне». [7] Оно также включает право создавать профсоюзы и вступать в них для защиты своих интересов. [12]
Международное право защищает свободу объединений и обязывает государства не вмешиваться в это право и только в тех случаях, когда вмешательство государства необходимо в интересах национальной безопасности, общественной безопасности или общественного порядка; защита общественного здоровья или нравственности; или защита прав и свобод других лиц. [12] Как и в случае со свободой выражения мнений, возможности ограничения этого права весьма ограничены. Действия государства должны быть направлены на разрешение деятельности гражданского общества и создание благоприятной среды для функционирования и процветания гражданского общества.
Свобода выражения мнений
[ редактировать ]Право на свободу выражения мнения, согласно Всеобщей декларации прав человека, предполагает «свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ». [13]
Это право имеет основополагающее значение для существования гражданского общества. Оно включает «право на доступ к информации, критическую оценку и высказывание против политики и действий государственных и негосударственных субъектов, а также публично привлекать внимание и осуществлять пропагандистские действия для продвижения общих проблем, не опасаясь возмездия со стороны каких-либо В рамках этого права организациям гражданского общества также гарантирована свобода проводить расследования и документировать свои выводы». [7]
Согласно международному праву (например, см. статью 20 МПГПП), свобода выражения мнений может быть ограничена только в определенных ограниченных обстоятельствах, предусмотренных законом, и когда это необходимо для защиты прав и репутации других лиц, а также для обеспечения национальной безопасности, общественной безопасности. порядок, общественное здоровье и нравственность. [14] [15]
Свобода собраний
[ редактировать ]Право свободно собираться «гарантирует гражданскому обществу свободу выражать законное инакомыслие посредством мирных форм протеста , а также организовывать собрания и проводить демонстрации для продвижения вопросов, представляющих общий интерес». [7] Международное право налагает те же ограничения на ограничение этого права, что и в случае со свободой объединений. [16] Более того, международные стандарты ограничивают применение силы властями при управлении публичными собраниями.
Нарушения
[ редактировать ]На международном уровне нарушения гражданского пространства регулярно документируются и сообщаются. [17] международными правозащитными организациями, такими как CIVICUS , Human Rights Watch , Amnesty International , Международный центр некоммерческого права (ICNL), «Статья 19» , «Репортеры без границ» , Frontline Defenders, Международная служба по правам человека , Международная федерация Права человека (FIDH) и другие. На региональном, национальном и субнациональном уровнях существует бесчисленное множество правозащитных организаций , организаций развития , аналитических центров и академических учреждений, занимающихся исследованиями и проведением кампаний по вопросам гражданского пространства.
Нарушения гражданского пространства принимают различные формы и могут совершаться государством – либо непосредственно через должностных лиц, полицейских или сотрудников службы безопасности, либо на расстоянии вытянутой руки через агентов или третьи стороны – или негосударственными субъектами, включая преступные группировки, террористические организации , частные корпорации. , политические партии и религиозные организации сами группы гражданского общества .
Неисчерпывающий перечень примеров нарушений гражданского пространства
[ редактировать ]Государства могут нарушать свободу объединений, устанавливая ограничительные законы [18] которые ограничивают способность людей свободно формировать и управлять группами для продвижения своих интересов или даже препятствовать им в этом. Например, в некоторых странах законодательство запрещает легальное создание организаций, занимающихся определенными темами, например, правами человека. Более того, эти ограничительные законы наделяют государственные учреждения широкими надзорными полномочиями, в которых организации гражданского общества должны регистрироваться и которым они должны регулярно отчитываться или отчитываться. В некоторых случаях эти государственные надзорные органы имеют дискреционные полномочия приостанавливать или прекращать регистрацию организации. В самых крайних случаях наказания за несоблюдение законов об НПО могут включать штрафы и тюремное заключение. В последние годы, в связи с ростом обеспокоенности по поводу международного терроризма, все больше и больше государств начали принимать антитеррористические законы, которые негативно влияют на гражданское пространство и, в частности, на способность организаций действовать без государственного вмешательства. [19] Государства могут ограничивать свободу объединений, преследуя членов организаций, правозащитников и активистов, используя, среди прочего, тактику запугивания, преследования , запреты на поездки , задержания и т. д.
Ограничение возможности протеста может быть сделано в законодательных рамках, когда действующие нормы неоправданно ограничивают право на собрания, устанавливая, среди прочего, требования предварительного разрешения, ограничения по времени и месту. На практике это право может быть ограничено, когда силы безопасности применяют чрезмерную силу для разгона протестующих, произвольно арестовывают их и даже предъявляют протестующим обвинения в соответствии с положениями уголовного кодекса и даже антитеррористического законодательства.
Нацеливание на свободу слова может принимать различные формы. Поскольку средства массовой информации играют решающую роль в распространении информации, государства часто чрезмерно регулируют средства массовой информации, чтобы ограничить, контролировать или не допустить выражения критических и несогласных голосов. В некоторых случаях плюралистические взгляды также подрываются концентрацией средств массовой информации всего в нескольких частных корпорациях. Криминализация инакомыслия положений о посредством использования диффамации также широко используется для ограничения свободы выражения мнений. Акты насилия в отношении журналистов и работников средств массовой информации по причинам, связанным с их профессиональной деятельностью, часто происходят и ограничивают право на свободу выражения мнений и доступ к информации, а также препятствуют доступу общественности к этой информации.
Интернет — это уникальный инструмент, который позволяет людям мгновенно общаться, что положительно влияет на то, как мы в настоящее время обмениваемся информацией и получаем к ней доступ. [20] По этой причине власти особенно нацелены на подавление инакомыслия. Некоторые правительства ограничивают распространение контента по определенным деликатным вопросам, блокируя доступ к платформам социальных сетей, удаляя определенные страницы или контент и даже арестовывая людей за распространение конфиденциальной информации.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Язык здесь адаптирован из статьи Википедии о гражданском обществе.
- ^ Взято непосредственно из гражданском обществе . статьи о
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Монитор СИВИКУС
- ^ «Инициатива прозрачности и подотчетности, улучшение измерения гражданского пространства» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 1 мая 2016 г. Проверено 3 февраля 2017 г.
- ^ Государственную обязанность уважать, защищать и выполнять
- ^ «Всеобщая декларация прав человека – Организация Объединенных Наций» .
- ^ Словарь английского языка Коллинза
- ^ Это определение CIVICUS, используемое в CSI.
- ^ Jump up to: а б с д CIVICUS, Сборник международно-правовых документов и других межправительственных обязательств, касающихся основных прав гражданского общества , январь 2014 г.
- ^ «Цели устойчивого развития: 17 целей, которые изменят наш мир» .
- ^ «Гражданское общество – давайте объединим усилия для защиты наших прав – разрушим и внедрим инновации» . Разрыв и инновации . 22 марта 2016 г. Проверено 31 июля 2017 г.
- ^ «О Гражданской Хартии – Гражданская Хартия» .
- ^ Статья 2, Всеобщая декларация прав человека.
- ^ Jump up to: а б Статья 22 Международного пакта о гражданских и политических правах
- ^ Статья 19, Всеобщая декларация прав человека.
- ^ Статья 19 Международного пакта о гражданских и политических правах.
- ^ «Ограничения · Что мы делаем · Статья 19» . Архивировано из оригинала 4 февраля 2017 г. Проверено 3 февраля 2017 г.
- ^ Статья 21 Международного пакта о гражданских и политических правах.
- ^ Подробную информацию о последних нарушениях можно найти на сайте CIVICUS Monitor.
- ^ ICNL Civic Freedoms Monitor отслеживает предложение, принятие и реализацию таких законов.
- ^ Платформа гражданского общества ФАТФ в последние годы активно выступала против таких шагов, и их веб-сайт содержит множество информации по этой теме.
- ^ Организация Объединенных Наций. Генеральная Ассамблея. Доклад Специального докладчика по вопросу о поощрении и защите права на свободу мнений и их свободное выражение . А/66/290. 10 августа 2011 г.