Хасинто Канек

Хасинто Канек или Хасинто Ук де лос Сантос (ок. 1731 в Баррио-де-Сан-Роман, город Кампече , Новая Испания — 14 декабря 1761 в Мериде , Новая Испания), был мексиканским революционером майя 18-го века , который боролся против испанцев в Полуостров Юкатан в Новой Испании . [ 1 ]
Обстановка
[ редактировать ]Испанское завоевание Юкатана закончилось в конце 17 века падением народа Ица , последней группы майя, способной противостоять конкистадорам . Однако майя продолжали вооруженное восстание против испанцев в 18 веке, а после перерыва - в начале 20 века под мексиканской юрисдикцией и продолжились на рубеже 21 века как Сапатистская армия национального освобождения в Чьяпасе.
Земли, принадлежавшие майя в общей собственности, были отобраны и переданы в виде земельных грантов в виде гасиенд либо католической церкви , либо испанским дворянам , что мешало майя существовать. Население майя было вынуждено работать в качестве рабов для испанцев-завоевателей, в то время как все следы их культурного мира, особенно храмы и письмена, систематически уничтожались испанцами. Королевство Ица было последним независимым государством майя, подчинившимся испанцам в Гватемале лишь в 1697 году.
Хасинто Канек родился в 18 веке, чуть более тридцати лет после того, как полуостров Юкатан перешел под полный политический контроль Испании после завоевания Ицаса. Канек родился Хасинто Ук , но, по-видимому, усыновил Канека, чтобы показать родство с прошлыми королями Ица с таким именем. Он изучал латынь и историю во францисканском монастыре Convento Grande в Мериде , но был исключен за свой мятежный дух. Несколько лет работал пекарем. Историки полагают, что его воспитание, образование и последующее изгнание францисканцами способствовали ожесточению Канека по отношению к колониальному правлению и Римско-католической церкви, а также его идентификации с майя. [ 2 ]
Восстание
[ редактировать ]Канек прибыл в Систей, деревню недалеко от Сотуты и в 24 лигах от Мериды, 3 или 4 ноября 1761 года. 8 ноября у него произошел спор с приходским священником из Тикскакальтюба , который был в Систейле, чтобы отслужить мессу. Чанек угрожал убить священника, и священник пожаловался властям. На следующий день, когда священник служил мессу, Канек поднял ложную тревогу о пожаре, очевидно, чтобы опустошить церковь и убить священника. Однако священник не был убит.
К 12 ноября Канек был признан лидером почти всем населением Систейля. Согласно последующему заявлению Луиса Кауиша, одного из жителей города, который не принял Канека и который позже помогал испанским властям, население целовало руки и ноги Канека в знак послушания.
19 или 20 ноября 1761 года, после религиозной церемонии в церкви, Чанек обратился к собравшимся на языке майя :
Мои возлюбленные дети, я не знаю, чего вы ждете, чтобы сбросить с себя тяжелое иго и тяжелое рабство, в которое вас поставило покорение испанцев. Я объездил всю провинцию, осмотрел все деревни и, внимательно принимая во внимание ту пользу, которую принесло нам испанское подчинение, не нашел ничего, кроме мучительного и неумолимого рабства... Требование дани является не умиротворяется бедностью, которая запирает наших товарищей, как в тюрьме, и жажда нашей крови не удовлетворяется непрерывными порками, которые кусают и разрывают наши тела на куски.
19 ноября Диего Пачеко, испанский купец, прибыл в Систейл с намерением взыскать долги. Он ничего не знал об изменившейся там ситуации. Когда Чанек узнал о прибытии Пачеко, он собрал вождей деревни, и они пошли в таверну, где остановился Пачеко. Они были вооружены тремя винтовками и копьями . После короткого диалога Чанека и Пачеко торговец был убит.
В тот же день его последователи короновали Чанека королем. Его последователи пошли в церковь и снесли статуи Девы Гваделупской вместе с другими священными предметами. Богородицы Эти предметы были привезены Чанеку, и он был увенчан короной , получил мантию и скипетр . Чтобы вызвать лояльность среди своих последователей, Канек рассказал им, что ему были даны магические силы и помощь пяти брухо (знахарей). Эта церемония достигла своей цели — наделить недавно коронованного короля как королевским, так и сверхъестественным статусом среди своего народа, привлекая еще больше последователей.
Подавление
[ редактировать ]20 ноября 1761 года капитан Тибурсио Косгайя прибыл в Систей, намереваясь подавить восстание. Индейцы ждали его. В последовавшей за этим стычке были убиты капитан Косгайя, пятеро его солдат и восемь индейцев. Чанек сказал своим последователям, что окончательная победа майя уже записана в рукописях Чилам Балам .
Губернатор Юкатана разослал депеши с призывом к ополчению и приказом разоружить индейцев по всей провинции.
Крупные силы под командованием Эстанислао дель Пуэрто и Кристобаля Кальдерона были отправлены окружить деревню, чтобы не допустить подкрепления Канека и его последователей. Тем временем повстанцы готовили оборону и пытались распространить восстание на близлежащие деревни.
Испанский отряд численностью 500 солдат встретил Канека и его когорту 26 ноября 1761 года на площади Систей, где 1500 майя выстроились в две укрепленные линии. В рукопашной схватке победу одержали лучше вооруженные испанцы. Деревня была сожжена, и, как сообщается, в огне погибло 500 индейцев, в том числе восемь священников или лидеров восстания.
Сам Чанек с небольшой охраной сбежал в Хунтулчак . Там он собрал отряд численностью около 300 человек, также бежавших из Систейля. Но затем Чанек и около 125 его последователей были задержаны в Сибаке. Канек был приговорен к смертной казни, «пыткам, его тело сломано, а затем сожжено, а пепел развеян по ветру».
Последствия
[ редактировать ]Приговор был приведен в исполнение на главной площади Мериды 14 декабря 1761 года, менее чем через месяц после начала восстания. Восемь сообщников были повешены. В последующие дни приговоры к 200 ударам плетью и нанесению увечий (потере уха) были приведены в исполнение в отношении 200 других участников.
Хосе Креспо-и-Онорато, в то время губернатор Юкатана, объяснял восстание прежде всего тем, что испанцы разрешили индейцам майя этого региона владеть огнестрельным оружием для охоты. Это считалось необходимым, поскольку земли майя были бедны в сельскохозяйственном отношении, а огромные площади были конфискованы испанцами, в результате чего майя оказались на грани голодной смерти. Кроме того, вооружение населения Юкатана не считалось таким же рискованным, как разрешение на огнестрельное оружие индейцам в других частях Новой Испании, из-за недавней мирной истории майя. Губернатор также считал, что неудавшееся обращение майя в католицизм, а также снисходительное отношение к культуре майя способствовали восстанию. Креспо считал, что культурные праздники представляют опасность для будущего мира в регионе, поскольку они сохраняют память о древних обрядах религии майя. Он также считал, что восстание против «Бога и царя» не было спонтанным, а готовилось более года.
В 1847 году, когда снова вспыхнуло восстание ( Кастовая война ), имя Хасинто Канека стало объединяющим кличем. На этот раз майя были хорошо организованы и полны решимости изгнать испанцев и метисов , их смешанных потомков, в море. В течение двух лет они продвигались к Мериде, захватывая город за городом и, наконец, осадив саму столицу. Это восстание продолжалось до начала 20 века. Восстания майя на рубеже XXI века продолжаются в штате Чьяпас .
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- (на испанском языке) Анкона, Элихио, История Юкатана .
- (на испанском языке) Барраль Гомес, Анхель, Восстания коренных народов в Испанской Америке . Мадрид, МАПФР, 1992.
- (на испанском языке) Бракамоне и Соса, Педро, Воплощение пророчества Канов в Систейле . Мехико: CIESAS, 2004.
- (на испанском языке) «Канек, Хасинто», Энциклопедия Мексики , т. 3. Мехико, 1996 год, ISBN 1564090167 .
- (на испанском языке) Касаррубиас, Висенте, Восстания коренных народов в Новой Испании , 1945 год.
- (на испанском языке) Отчет губернатора Хосе Креспо вице-королю Новой Испании о восстании в Систейле и приговоре Хасинто Канеку . Мерида, 16 января 1762 г.
- (на испанском языке) Райфлер Брикер, Виктория, Коренной Христос, коренной король . Мехико, FCE, 1981.
- Эрмило Абреу Гомес : Канек . 1940 год; на английском языке: Канек. История и легенда о герое майя. ; перевод и введение. Марио Л. Давила, Картер Уилсон. Калифорнийский университет Press , Беркли, 1979 г. (см. Книги Google )
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Найт, Алан (2002) Мексика: колониальная эпоха Cambridge University Press, 2002
- ^ Уэллс, Аллен. «Канек, Хасинто». В Дэвиде Карраско (ред.). Оксфордская энциклопедия мезоамериканских культур . Том 1. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 2001. ISBN 9780195108156 , 9780195188431