Эффект серийного положения
Эффект серийной позиции — это тенденция человека лучше всего запоминать первый и последний элементы серии, а худшие — средние элементы. [1] Этот термин был придуман Германом Эббингаузом в ходе исследований, которые он проводил на себе, и относится к выводу, что точность запоминания варьируется в зависимости от положения элемента в списке исследований. [2] Когда людей просят вспомнить список элементов в любом порядке ( свободное припоминание ), люди склонны начинать вспоминать с конца списка, запоминая эти элементы лучше всего ( эффект новизны ). Среди более ранних элементов списка первые несколько элементов вспоминаются чаще, чем средние ( эффект первичности ). [3] [4]
Одна из предполагаемых причин эффекта первичности заключается в том, что представленные исходные элементы наиболее эффективно сохраняются в долговременной памяти из-за большего объема обработки, затрачиваемой на них. (Первый пункт списка можно репетировать сам по себе; второй необходимо репетировать вместе с первым, третий — вместе с первым и вторым и т. д.) Эффект первичности снижается, когда элементы предъявляются быстро, и усиливается, когда предъявляются. медленно (факторы, которые уменьшают и усиливают обработку каждого предмета и, следовательно, постоянное хранение). Было обнаружено, что более длинные списки презентаций уменьшают эффект первенства. [4]
Одна из теоретических причин эффекта новизны заключается в том, что эти элементы все еще присутствуют в рабочей памяти, когда требуется их вспомнить. Предметы, которые не выигрывают ни от одного из них (средние предметы), запоминаются хуже всего. Дополнительное объяснение эффекта новизны связано с временным контекстом: при тестировании сразу после репетиции текущий временной контекст может служить сигналом для поиска, что позволяет предсказать, что более поздние элементы будут иметь более высокую вероятность запоминания, чем элементы, которые были изучены в ходе повторения. другой временной контекст (ранее в списке). [5] Эффект новизны снижается, когда дается мешающая задача. Промежуточные задачи задействуют рабочую память, поскольку отвлекающая деятельность, если ее продолжительность превышает 15–30 секунд, может свести на нет эффект недавности. [6] Кроме того, если припоминание происходит сразу после теста, эффект новизны остается постоянным независимо от длины изученного списка. [4] или скорость представления. [7]
Пациенты с амнезией и плохой способностью формировать постоянные долговременные воспоминания не проявляют эффекта первичности, но демонстрируют эффект новизны, если воспоминание происходит сразу после исследования. [8] Люди с болезнью Альцгеймера демонстрируют сниженный эффект первичности, но не вызывают эффекта новизны при воспоминании. [9]
Эффект первичности
[ редактировать ]В психологии и социологии эффект первичности (также известный как предвзятость первичности) — это когнитивное искажение , в результате которого субъект запоминает первичную информацию, представленную лучше, чем информацию, представленную позже. Например, испытуемый, читающий достаточно длинный список слов, с большей вероятностью запомнит слова в начале, чем слова в середине.
Многие исследователи пытались объяснить этот феномен с помощью свободного припоминания [нулевых тестов]. Колучча, Гамбоз и Брандимонте (2011) объясняют свободное припоминание тем, что участники пытаются запомнить информацию без каких-либо подсказок. В некоторых экспериментах конца 20-го века было отмечено, что участники, которые знали, что их будут проверять по представленному им списку, репетировали задания: по мере предъявления заданий участники повторяли эти предметы про себя, а в качестве новых предметов. были представлены, участники продолжали репетировать предыдущие произведения вместе с новыми. Было продемонстрировано, что эффект первичности оказал большее влияние на запоминание, когда между предъявлением предметов было больше времени, так что у участников было больше шансов отрепетировать предыдущие (основные) предметы. [10] [11] [12]
Открытая репетиция представляла собой метод, предназначенный для проверки моделей репетиций участников. В эксперименте с использованием этой техники участников просили процитировать вслух то, что приходит на ум. Таким образом, экспериментатор мог видеть, что участники повторяли более ранние элементы чаще, чем элементы в середине списка, тем самым повторяя их чаще и лучше запоминая основные элементы, чем средние элементы позже. [13]
В другом эксперименте Броди и Мердока было обнаружено , что эффект новизны частично ответственен за эффект первичности. [14] В своем эксперименте они также использовали технику открытой репетиции и обнаружили, что помимо повторения более ранних элементов чаще, чем более поздних, участники репетировали более ранние элементы, расположенные позже в списке. Таким образом, более ранние задания были ближе к тестовому периоду посредством репетиции и могли быть частично объяснены эффектом новизны.
В 2013 году исследование показало, что эффект первенства также заметен при принятии решений на основе опыта в парадигме повторного выбора, процессе обучения, также известном как оперантное обусловливание . Авторы показали, что значение первой награды придаёт большое значение последующему поведению — явление, которое они назвали « приоритетом результата» . [15]
В другом исследовании участники получали одно из двух предложений. Например, можно сказать: «Стив умен, старателен, критичен, импульсивен и ревнив». а другой: «Стив ревнив, импульсивен, критичен, старателен и умен». Эти два предложения содержат одну и ту же информацию. Первый предполагает вначале положительные черты, а второй имеет отрицательные черты. Исследователи обнаружили, что испытуемые оценивали Стива более позитивно, когда им давали первое предложение, по сравнению со вторым. [16]
Эффект недавности
[ редактировать ]Два традиционных класса теорий объясняют эффект новизны.
Модели с двумя магазинами
[ редактировать ]Эти модели постулируют, что элементы исследования, перечисленные последними, извлекаются из легкодоступного кратковременного буфера, то есть кратковременного хранилища (STS) в человеческой памяти . Это позволяет недавно изученным элементам иметь преимущество перед теми, которые были изучены ранее, поскольку более ранние изученные элементы приходится извлекать с большими усилиями из хранилища долговременной памяти (LTS).
Важным предсказанием таких моделей является то, что отвлечение, например решение арифметических задач в течение 10–30 секунд, в течение периода хранения (времени между представлением списка и тестом) ослабляет эффект новизны. Поскольку STS имеет ограниченную емкость, отвлечение вытесняет более поздние элементы списка исследований из STS, так что во время тестирования эти элементы можно получить только из LTS, и они теряют свое прежнее преимущество, заключающееся в более легком извлечении из краткосрочного буфера. Таким образом, модели с двумя хранилищами успешно учитывают как эффект новизны в задачах немедленного отзыва, так и ослабление такого эффекта в задаче отложенного свободного отзыва.
Однако основная проблема этой модели заключается в том, что она не может предсказать долгосрочный эффект новизны, наблюдаемый при отсроченном воспоминании, когда между каждым элементом исследования в течение межстимульного интервала вмешивается отвлечение (непрерывная задача с отвлекающим фактором). [17] Поскольку отвлечение все еще присутствует после последнего изучаемого элемента, оно должно вытеснить изучаемый предмет из STS так, чтобы эффект новизны был ослаблен. Таким образом, существование этого долгосрочного эффекта новизны повышает вероятность того, что непосредственные и долгосрочные эффекты новизны имеют общий механизм. [18]
Одномагазинные модели
[ редактировать ]Согласно теориям одного магазина, за эффекты последовательного положения отвечает один механизм. Первый тип модели основан на относительной временной различимости, в которой временной интервал между изучением каждого элемента списка и тестом определяет относительную конкурентоспособность следа памяти элемента при извлечении. [17] [19] В этой модели элементы конца списка считаются более четкими и, следовательно, их легче найти.
Другой тип модели основан на контекстуальной изменчивости, которая постулирует, что извлечение элементов из памяти происходит не только на основе мысленного представления самого изучаемого элемента, но также и контекста исследования. [20] [21] Поскольку контекст меняется и все больше меняется со временем, при немедленном тесте на свободное воспроизведение, когда элементы памяти конкурируют за извлечение, более недавно изученные элементы будут иметь более похожие контексты кодирования с тестовым контекстом и с большей вероятностью будут вызваны.
Помимо немедленного свободного воспоминания, эти модели также могут предсказать наличие или отсутствие эффекта новизны в условиях отсроченного свободного воспоминания и свободного воспоминания с постоянным отвлекающим фактором. В условиях отложенного вспоминания контекст теста отодвинулся бы с увеличением интервала удержания, что привело бы к ослаблению эффекта новизны. В условиях постоянного вспоминания отвлекающего фактора, хотя увеличенные интервалы между презентациями уменьшают сходство между контекстом исследования и контекстом теста, относительное сходство между элементами остается неизменным. Пока процесс отзыва является конкурентным, последние элементы будут побеждать, поэтому наблюдается эффект новизны.
Правило соотношения
[ редактировать ]В целом, важное эмпирическое наблюдение относительно эффекта новизны заключается в том, что это не абсолютная продолжительность интервалов хранения (RI, время между окончанием исследования и периодом тестирования) или интервалов между презентациями (IPI, время между различными элементами исследования). это имеет значение. Скорее, степень новизны определяется соотношением RI и IPI (правило соотношения). В результате, пока это соотношение фиксировано, новизна будет наблюдаться независимо от абсолютных значений интервалов, так что новизна может наблюдаться во всех временных масштабах - явление, известное как инвариантность шкалы времени . Это противоречит моделям двойного хранилища, которые предполагают, что новизна зависит от размера STS и правила, регулирующего перемещение элементов в STS. [ нужна ссылка ]
Потенциальные объяснения либо затем объясняют эффект новизны как происходящий посредством одного и того же механизма, либо повторно объясняют его с помощью модели другого типа, которая постулирует два разных механизма для немедленных и долгосрочных эффектов новизны. Одно из таких объяснений предоставлено Davelaar et al. (2005), [22] которые утверждают, что существует диссоциация между явлениями немедленного и долговременного новизны, которые не могут быть объяснены однокомпонентной моделью памяти, и которые приводят доводы в пользу существования STS, объясняющего немедленную новизну, и второго механизма, основанного на контекстуальном дрейфе, который объясняет долгосрочная новизна. Эффект новизны, а также изменения соотношения при болезни Альцгеймера и, следовательно, могут использоваться в качестве индикатора этого болезненного состояния, начиная с самых ранних стадий нейродегенерации. [23]
Связанные эффекты
[ редактировать ]В 1977 году Уильям Крано решил провести исследование, дополняющее предыдущие выводы о природе эффектов порядка, в частности эффектов первичности и новизны, которые, как говорили, были однозначными и противоположными в своих предсказаниях. Особенности, протестированные Крано, заключались в следующем:
- Гипотеза изменения значения
- Пункты в начале списка определяют тему, которой, по мнению участников, соответствует остальная часть списка. Участник изменил значение некоторых слов в списке, чтобы оно соответствовало установленным им ожиданиям. Уоткинс и Пейничиоглу (1984) объясняют это тем, что участники меняют значение слов, отклоняясь от установленной темы, чтобы уменьшить количество отклонений в представленной информации.
- Дисконтирование несоответствия
- Участники игнорировали информацию, которая не соответствовала ранее представленным им пунктам. Другими словами, дисконтирование предполагает представление о противоречивой информации как о имеющей меньшую ценность, чем информация, согласующаяся с другой представленной информацией (Devine & Ostrom, 1985).
- Гипотеза снижения внимания
- Информация, представленная первой, оказывает большее влияние на участников, чем информация, представленная позже, вызывая эффект первичности, даже если информация непротиворечива. Штайнер и Рейн (1989) объясняют, что люди уделяют больше внимания информации, представленной вначале, но постепенно обращают меньше внимания на представленную им информацию. Эффект первичности возникает потому, что участники обращают внимание на начальную информацию и игнорируют информацию, представленную позже. С другой стороны, если участники находятся в ситуации, когда им приходится постоянно обращать внимание на информацию, может возникнуть эффект новизны.
Эффект непрерывности , или эффект запаздывания, предсказывает, что после успешного отзыва следующий вызванный элемент с меньшей вероятностью будет исходить из удаленной последовательной позиции, а не из соседней последовательной позиции (Kahana, Howard, Zaromb & Wingfiend, 2002). Разница между серийными позициями двух элементов называется задержкой серийной позиции. Другой фактор, называемый вероятностью условного ответа, — это вероятность вспомнить определенную задержку последовательной позиции. График зависимости задержки последовательной позиции от вероятности условного ответа показывает, что следующий вызванный элемент минимизирует абсолютную задержку, с более высокой вероятностью для соседнего, чем предыдущий.
См. также
[ редактировать ]- Привязка (когнитивная предвзятость)
- Клайв Уиринг
- Генри Молейсон
- Закон первенства в убеждении
- Кривая обучения
- Список искажений памяти
- Список когнитивных предубеждений
- Принципы обучения
- Правило пика-конца
- Воспоминание
Примечания
[ редактировать ]- ^ Коулман, Эндрю (2006). Словарь психологии (второе изд.). Издательство Оксфордского университета. п. 688.
- ^ Эббингауз, Герман (1913). О памяти: Вклад в экспериментальную психологию . Нью-Йорк: Педагогический колледж.
- ^ Диз и Кауфман (1957) Серийные эффекты при воспроизведении неорганизованного и последовательно организованного вербального материала , J Exp Psychol. 1957 сентябрь;54(3):180-7
- ^ Jump up to: а б с Мердок, Беннет (1962). «Эффект свободного отзыва на серийную позицию» (PDF) . Журнал экспериментальной психологии . 64 (5): 482–488. дои : 10.1037/h0045106 . S2CID 6752448 . Архивировано из оригинала (PDF) 21 декабря 2016 г.
- ^ Ховард, Марк В.; Майкл Дж. Кахана (2002). «Распределенное представление временного контекста». Журнал математической психологии . 46 (3): 269–299. дои : 10.1006/jmps.2001.1388 .
- ^ Бьорк, Роберт А.; Уильям Б. Уиттен (1974). «Процессы извлечения, чувствительные к обновлению, при долгосрочном свободном отзыве» (PDF) . Когнитивная психология . 6 (2): 173–189. дои : 10.1016/0010-0285(74)90009-7 . hdl : 2027.42/22374 .
- ^ Мердок, Беннет; Джанет Меткалф (1978). «Контролируемая репетиция при бесплатном отзыве одной попытки». Журнал вербального обучения и вербального поведения . 17 (3): 309–324. дои : 10.1016/s0022-5371(78)90201-3 .
- ^ Карлезимо, Джованни; Г.А. Марфия; А. Лоасс; К. Кальтаджироне (1996). «Эффект новизны при антероградной амнезии: доказательства наличия различных хранилищ памяти, лежащих в основе улучшенного извлечения конечных элементов в парадигмах немедленного и отсроченного вспоминания». Нейропсихология . 34 (3): 177–184. дои : 10.1016/0028-3932(95)00100-х . ПМИД 8868275 . S2CID 21283911 .
- ^ Бэйли, Питер Дж.; Дэвид П. Салмон; Марк В. Бонди; Барбара К. Буи; Джон Олични; Дин К. Делис; Рональд Г. Томас; Леон Дж. Тай (март 2000 г.). «Сравнение эффекта серийного положения при очень легкой болезни Альцгеймера, легкой болезни Альцгеймера и амнезии, связанной с электросудорожной терапией». Журнал Международного нейропсихологического общества . 6 (3): 290–298. дои : 10.1017/S1355617700633040 . ПМИД 10824501 . S2CID 20066815 .
- ^ Гленберг, AM; ММ Брэдли; Дж. А. Стивенсон; Т.А. Краус; М.Ю. Ткачук; А. Л. Гретц (1980). «Двухпроцессный учет долгосрочных последовательных эффектов положения». Журнал экспериментальной психологии: человеческое обучение и память . 6 (4): 355–369. дои : 10.1037/0278-7393.6.4.355 .
- ^ Маршалл, штат Пенсильвания; ПР Вердер (1972). «Влияние исключения репетиций на первенство и новизну». Журнал вербального обучения и вербального поведения . 11 (5): 649–653. дои : 10.1016/s0022-5371(72)80049-5 .
- ^ Рундус, Д. (1980). «Репетиция технического обслуживания и долгосрочная актуальность» . Память и познание . 8 (3): 226–230. дои : 10.3758/BF03197610 . ПМИД 7392949 .
- ^ Рундус, Д. (1971). «Анализ репетиционных процессов при свободном вспоминании». Журнал экспериментальной психологии . 89 : 63–77. дои : 10.1037/h0031185 .
- ^ Броди, округ Колумбия; Б. Б. Мердок (1977). «Влияние времени представления на номинальные и функциональные кривые серийных позиций при свободном отзыве». Журнал вербального обучения и вербального поведения . 16 (2): 185–200. дои : 10.1016/s0022-5371(77)80046-7 .
- ^ Штейнгарт, Ханан; Таль Нейман; Йонатан Левенштейн (2013). «Роль первого впечатления в оперантном обучении» (PDF) . Журнал экспериментальной психологии: Общие сведения . 142 (2): 476–488. дои : 10.1037/a0029550 . ПМИД 22924882 . Архивировано из оригинала (PDF) 6 октября 2013 г. Проверено 14 сентября 2013 г.
- ^ Аш, С (1946). «Формирование впечатлений о личности». Журнал аномальной и социальной психологии . 41 (3): 258–290. CiteSeerX 10.1.1.463.2813 . дои : 10.1037/h0055756 . ПМИД 20995551 .
- ^ Jump up to: а б Бьорк и Уиттен (1974). Чувствительные к недавнему воспроизведению процессы при долговременном свободном воспоминании , Когнитивная психология, 6, 173–189.
- ^ Грин, Р.Л. (1986). «Источники эффектов новизны при свободном воспоминании». Психологический вестник . 99 (12): 221–228. дои : 10.1037/0033-2909.99.2.221 .
- ^ Нит, И.; Кнодлер, Эй Джей (1994). «Эффекты различимости и серийного положения при распознавании и обработке предложений». Журнал памяти и языка . 33 (6): 776–795. дои : 10.1006/jmla.1994.1037 .
- ^ Ховард, штат Вашингтон; Кахана, М. (1999). «Контекстная изменчивость и эффекты серийного положения при свободном воспоминании». Журнал экспериментальной психологии: обучение, память и познание . 24 (4): 923–941. CiteSeerX 10.1.1.360.18 . дои : 10.1037/0278-7393.25.4.923 . ПМИД 10439501 .
- ^ Ховард, штат Вашингтон; Кахана, MJ (2002). «Распределенное представление временного контекста». Журнал математической психологии . 46 (3): 269–299. дои : 10.1006/jmps.2001.1388 .
- ^ Давелаар, ЕК; Гошен-Готштейн, Ю.; Ашкенази, А.; Хаарманн, HJ; Ашер, М. (2005). «Возвращение к гибели кратковременной памяти: эмпирические и вычислительные исследования эффектов новизны». Психологический обзор . 112 (1): 3–42. дои : 10.1037/0033-295x.112.1.3 . ПМИД 15631586 . S2CID 16327806 .
- ^ Ковач К.А. (декабрь 2021 г.). «Значение новой модели эпизодических воспоминаний на уровне цепей для болезни Альцгеймера» . Международный журнал молекулярных наук . 23 (1): 462. doi : 10.3390/ijms23010462 . ПМЦ 8745479 . PMID 35008886 .
Ссылки
[ редактировать ]- Колучча, Э.; Гамбоз, Н.; Брандимонте, Массачусетс (2011). «Нормативные данные для набора тестов на свободное припоминание, припоминание по подсказкам и узнавание среди пожилого итальянского населения». Нейрол Науч . 32 (6): 1103–1114. дои : 10.1007/s10072-011-0747-5 . ПМИД 21918879 . S2CID 22451152 .
- Френч, Пенсильвания (1994). «Композиция во время последовательного обучения: эффект последовательного положения». Журнал экспериментальной психологии: обучение, память и познание . 20 (2): 423–443. дои : 10.1037/0278-7393.20.2.423 . ПМИД 8151278 .
- Хили, AF; Хавас, Д.А.; Паркур, Джей Ти (2000). «Сравнение эффектов серийной позиции в семантической и эпизодической памяти с использованием задач реконструкции порядка». Журнал памяти и языка . 42 (2): 147–167. дои : 10.1006/jmla.1999.2671 .
- Ховард, штат Вашингтон; Кахана, М. (1999). «Контекстная изменчивость и эффекты последовательного положения в свободном воспоминании». Журнал экспериментальной психологии: обучение, память и познание . 25 (4): 923–941. CiteSeerX 10.1.1.360.18 . дои : 10.1037/0278-7393.25.4.923 . ПМИД 10439501 .
- Кахана, MJ; Ховард, штат Вашингтон; Заромб, Ф.; Вингфилд, А. (2002). «Возраст диссоциирует эффекты новизны и задержки новизны в свободном воспоминании». Журнал экспериментальной психологии . 28 (3): 530–540. дои : 10.1037/0278-7393.28.3.530 . ПМИД 12018505 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Либерманн, Дэвид А. Обучение и память: интегративный подход. Бельмонт, Калифорния: Томсон/Уодсворт , 2004 г., ISBN 978-0-534-61974-9 .