Икелан
Икелан . ( Эклан / Икелан или Ибенхерен в Тамашеке ; Бузу в Хауса ; Белла в Сонхае ; единственное число Акли ) — каста в обществе туарегов , которые когда-то были рабами или рабскими общинами на своих родных землях, таких как Мавритания, Мали и Нигер
Ситуация икелан в чем-то аналогична ситуации харатин в обществе в Море Мавритании . Как и Харатин, имя «Икелан» и, в гораздо большей степени, Бузу и Белла , являются экзонимами (имя, которое сами эти люди не используют) с негативным подтекстом. Исторически термин «Икелан» использовался для обозначения рабов туарегов. [ 1 ]
Кастовая система
[ редактировать ]В прошлом туареги жили в высокосоциально стратифицированном обществе, где определенные социальные роли (воины, религиозные лидеры) или профессии (кузнецы, фермеры, торговцы) были закреплены за определенными кастами. Крошечная аристократическая каста воинской элиты, которая когда-то сидела на вершине пирамиды общества туарегов, была уничтожена во время войн колониального периода, и это, наряду с экономической необходимостью, постколониальными пограничными ограничениями и современным образованием, разрушило многие традиционные касты. барьеры. Традиции высших каст туарегов ценят кочевой образ жизни, войну, учебу, животноводство и торговлю. Следовательно, представители высших каст путешествуют, по крайней мере, сезонно, если есть такая возможность. Группы низших каст, не ограничиваясь икеланами, с большей вероятностью будут жить в оседлых общинах, либо в городах-оазисах Сахары , либо в деревнях, разбросанных среди других этнических групп в регионе Сахеля на юге. [ 2 ] [ 3 ]
Формирование и роль
[ редактировать ]
Когда туареги двинулись на юг континента в 11 веке нашей эры, они брали рабов в качестве военнопленных. Большинство рабов было взято из соседних популяций, а также из конкурирующих туарегов- келей (племенных конфедераций). Эти экланы когда-то составляли отдельный социальный класс в обществе туарегов. [ 4 ]
Рабские группы существовали в двух формах: домашние рабы жили рядом со своими владельцами в качестве домашней прислуги и пастухов и функционировали как часть семьи, находясь в тесном социальном взаимодействии. Кроме того, целые общины стали подчиняться аристократическим племенам, завоеванным на месте , сформированным в результате миграции семей икелан или даже других этнических групп, переселившихся в контролируемые туарегами общины в поисках защиты. Иногда члены конкурирующих келсов, потерпевших поражение в войне, относились к низшим кастам, но обычно более высокого уровня, чем икеланцы. [ 4 ]
Сообщества рабского земледелия или добычи соли, в некоторой степени аналогичные европейским крепостным , постепенно ассимилировались с культурой туарегов, содержали пастухов-туарегов во время их ежегодного цикла отгонного животноводства или служили торговыми или сельскохозяйственными центрами для кланов туарегов. До 20-го века туареги захватывали большинство отдельных рабов во время набегов на другие общины и во время войны. Война была тогда основным источником поставок рабов, хотя многие из них покупались на невольничьих рынках, которыми управляли в основном коренные народы. [ 4 ]
Некоторые знатные и вассальные туареги женились на рабах, а их дети становились свободными людьми. В этом смысле эклан образовывал отдельные подразделения семьи: «вымышленные дети». С другой стороны, целые икеланские общины представляли собой класс, находившийся в унаследованном крепостном состоянии, что было обычным явлением среди некоторых обществ в доколониальной Западной Африке и часто мало взаимодействовали со «своей» знатью, хотя большую часть года. [ 5 ]
Когда были созданы французские колониальные правительства, они приняли закон об отмене рабства, но не обеспечили его соблюдение. Некоторые комментаторы полагают, что интересы французов были направлены больше на демонтаж традиционной политической экономии туарегов, которая зависела от рабского труда для выпаса скота, чем на освобождение рабов. [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] Историк Мартин Кляйн предприняли крупномасштабную попытку сообщает, что французские власти Западной Африки освободить рабов и другие связанные касты в районах туарегов после восстания Фируа в 1914–1916 годах. [ 10 ]
Несмотря на это, французские официальные лица после Второй мировой войны сообщили, что около 50 000 « белл » находились под прямым контролем хозяев туарегов только в районах Гао-Тимбукту во Французском Судане . [ 11 ] Это произошло как минимум через четыре десятилетия после того, как французы провозгласили массовую свободу в других районах колонии. началась серия массовых дезертирств рабов-туарегов и подневольных общин В 1946 году в Ниоро , а затем в Менаке , быстро распространившихся по долине реки Нигер. [ 12 ]
В первом десятилетии 20-го века французские администраторы в южных туарегских районах Французского Судана оценивали количество «свободных» и «рабских» туарегов в рационах от 1 до 8 или 9. [ 13 ] В то же время рабское население « римайбе » Масина Фульбе , примерно эквивалентное Белле , составляло от 70% до 80% населения Фульбе , в то время как рабские сонгайские группы вокруг Гао составляли от 2/3 до 3/4. всего населения Сонхая. [ 13 ] Кляйн заключает, что примерно 50% населения Французского Судана в начале 20 века находились в рабских или рабских отношениях. [ 13 ]
Современные условия
[ редактировать ]Хотя государства после обретения независимости пытались объявить рабство вне закона, результаты оказались неоднозначными. Традиционные кастовые отношения сохранились во многих местах, включая институт рабства. [ 4 ] [ 5 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] В некоторых регионах потомки рабов, известных как Белла, до сих пор остаются рабами во всем, кроме названия. В Нигере , где практика рабства была объявлена вне закона в 2003 году, исследование показало, что два года спустя почти 8% населения все еще находились в рабстве. [ 16 ]
У них было
[ редактировать ]В Мали члены потомственных рабских общин туарегов сообщили, что они не получили равных возможностей в области образования и были лишены гражданских свобод со стороны других групп и каст. Общины икелан в Гао и Менаке также сообщали о систематической дискриминации со стороны местных чиновников и других лиц, которая мешала им получить документы, удостоверяющие личность или регистрационные карточки избирателя, найти подходящее жилье, защитить своих животных от кражи, обратиться за правовой защитой или получить доступ к помощи в целях развития. [ 18 ]
В 2008 году базирующаяся на туарегах правозащитная группа Темедт вместе с Anti-Slavery International сообщила, что «несколько тысяч» членов касты туарегов Белла остаются в рабстве в регионе Гао и особенно вокруг городов Менака и Ансонго . Они жалуются, что, хотя законы и предусматривают возмещение ущерба, малийские суды редко разрешают дела. [ 19 ]
Нигер
[ редактировать ]В Нигере, где практика рабства была объявлена вне закона в 2003 году, исследование показало, что более 800 000 человек до сих пор являются рабами, то есть почти 8% населения. [ 14 ] [ 16 ] Рабство в Нигере зародилось на протяжении веков и было окончательно криминализировано в 2003 году, после пяти лет лоббирования со стороны Anti-Slavery International и нигерийской правозащитной группы Timidria . [ 17 ]
Рабство по происхождению, когда несколько поколений членов одной семьи рождаются в рабстве , традиционно практикуется как минимум четырьмя из восьми этнических групп Нигера. Рабовладельцы в основном принадлежат к кочевым этническим группам — туарегам , фула , тубу и арабам . [ 20 ] По оценкам, в районе Сая на правом берегу реки Нигер около 1904–1905 годов три четверти населения составляли рабы. [ 21 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Сайн Илахиане (17 июля 2006 г.). Исторический словарь берберов (Имазиген) . Пугало Пресс . п. 61. ИСБН 9780810864900 .
- ^ Сэмюэл Декало. Исторический словарь Нигера . Scarecrow Press, Лондон и Нью-Джерси (1979). ISBN 0-8108-1229-0
- ^ Джолин Джилс. Нигер . Брэдт Лондон и Globe Pequot Нью-Йорк (2006). ISBN 1-84162-152-8
- ^ Jump up to: а б с д «Нигер: Рабство – неразрывная цепь» . ИРИН. 21 марта 2005 года . Проверено 3 апреля 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Международная ассоциация по борьбе с рабством Тимидира, Гали Кадир Абделькадер, изд. Нигер: Рабство в исторической, правовой и современной перспективе. Архивировано 6 марта 2009 г. в Wayback Machine . март 2004 г.
- ^ Мартин А. Кляйн. Рабство и колониальное правление во Французской Западной Африке . (Африканские исследования, номер 94.) Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. (1998) ISBN 978-0-521-59678-7
- ^ Эдвард Бернус. «Воздушные пальмы» , 11, (1972), стр. 37–50. Журнал мусульманского Запада и Средиземноморья
- ^ Фредерик Брусберг. «Производство и обмен в воздухе Сахары», Современная антропология , Том. 26, № 3. (июнь 1985 г.), стр. 394–395. Полевые исследования экономики долины Аудерас, 1984 г.
- ^ Майкл Дж. Мортимор. «Изменение ресурсов малоподвижных сообществ в воздухе, Южная Сахара», Geographical Review , Vol. 62, № 1. (январь 1972 г.), стр. 71–91.
- ^ Кляйн (1998), стр. 111–140.
- ^ Кляйн (1998) стр.234
- ^ Кляйн (1998), стр. 234-251.
- ^ Jump up to: а б с Кляйн (1998) «Приложение I: Сколько рабов?» стр. 252–263
- ^ Jump up to: а б Хилари Андерссон (11 февраля 2005 г.). «Рожденный быть рабом в Нигере» . Новости Би-би-си . Проверено 3 апреля 2012 г.
- ^ Брайан Хандверк (5 декабря 2002 г.). «На каяках в Тимбукту, писатель видит работорговлю и многое другое» . Нэшнл Географик . Архивировано из оригинала 8 февраля 2003 года . Проверено 3 апреля 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с «Оковы рабства в Нигере» . Новости АВС . 3 июня 2005 г. Проверено 3 апреля 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Майк Пфланц и Джорджина Крэнстон (10 марта 2005 г.). «На пути к свободе рабы Нигера застряли в подвешенном состоянии» . Христианский научный монитор . Проверено 3 апреля 2012 г.
- ^ Отчет о практике прав человека за 2006 год: Мали . США Бюро демократии, прав человека и труда (6 марта 2007 г.). В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ «Мали: тысячи людей все еще живут в рабстве на севере» . ИРИН. 14 июля 2008 года . Проверено 3 апреля 2012 г.
- ^ Пол Раффаэле (сентябрь 2005 г.). «Рожденный в рабстве» . Смитсоновский журнал . Проверено 29 апреля 2021 г.
- ^ Гали Кадир Абделькадер (март 2004 г.). «Рабство в Нигере» (PDF) . Интернационал против рабства. Архивировано из оригинала (PDF) 29 мая 2014 года . Проверено 3 апреля 2012 г.