Абул Калам Азад (фотограф)
Абул Калам Азад | |
---|---|
Азад в Каса, Гималаи, 2012 | |
Рожденный | Керала , Индия | 24 сентября 1964 г.
Национальность | Индийский |
Занятие | Фотограф |
Абул Калам Азад (родился 24 сентября 1964 года) - известный современный индийский фотограф. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] Фотографические работы Абула являются преимущественно автобиографическими и разоблачают области политики, культуры, современной истории , пола и эротики . Его работы пытаются перечитать современную индийскую историю-историю, в которой обычные люди отсутствуют и в основном предоставляются красивыми изображениями и иконками. Работы Абула делают активное вмешательство в общий иллюстративный дискурс этой истории. Используя тот же инструмент, фотографию, которая вытаскивает историю из блока «реальных» человеческих переживаний, Абул делает это пародией. В целом, можно увидеть, что корпус работы Азада имеет стремление к архиву местной микроэлементы на уровне личной памяти, и в этом смысле его работы составляют своего рода социальную антропологию его земли и ее народа , хотя и не обязательно в линии традиции объективного документального фильма ». [ 6 ] Абул Калам Азад является провидцем ETP Ekalokam Trust for Photography , доверием, посвященным сохранению и продвижению современной фотографии. Он также является директором Project 365 , [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] Общедоступный проект Photo Art, который в совокупности создает и сохраняет фотографические визуальные эффекты быстро меняющейся культуры и образа жизни древнего тамилакам . Он главный редактор фотомазычки Photo Mail [ 10 ] онлайн -журнал.
Биография
[ редактировать ]Абул родился в Керале (24 сентября 1964 года) в семье мигрантов из Тамилнада и был воспитан в Маттанчерри , историческом сердце Кочи . Таланты Абула как фотографа были очевидны из детства, и он присоединился к ученику в студии родного города, чтобы развить свои навыки. В 1980 -х годах он создал «Zen Studio» в Mattancherry и начал работать со многими выдающимися новостными агентствами, газетами и периодическими изданиями в Индии и за рубежом. Он переехал в Дели в 1990 году и работал фото-Джурналистом с Press Trust of India (1990–1996), Нью-Дели Бюро. За это время он отправился на дальнейшие исследования в Европу. Он был поддержан различными стипендиями, одна из которых была предоставлена ему французским правительством. Он также получил премию Чарльза Уоллеса (Fellowship 1995), Великобритания. Он оставил многообещающую карьеру фотоанналистской карьеры, чтобы следовать своей страсти « художественная фотография ». Его первая выставка «Пограничные люди» состоялись в Керале Каладепам в 1994 году. Его первая выставка на национальном уровне «Насилие» была проведена в Максе Мюллере Бхаване, Нью -Дели, в 1996 году. С тех пор работа Абула широко выставлена в Индия и за рубежом.
Возвращаясь к своей родной Маттанчерри в 2000 году, он установил свою студию Маттанчерри «Mayalokam» в вдохновляющем лабиринте древних складов, между Базарской дорогой и фронтом гавани. Вскоре Mayalokam Studio стала культурным центром для местных жителей, национальных и международных художников / энтузиастов из различных дисциплины. В конце концов, Mayalokam стал Mayalokam Art Collective, чтобы включить других артистов-Эмма Берк-Гаффни, Гаятри Гамуз и Ананд Феликс Скаррия. Коллективное пространство состояла из студии Mayalokam, галереи Lila, дизайнерской компании Masala и Badal, альтернативный магазин. Искусственные выставки и бесплатная музыка (интерактивная музыкальная концерт между местными жителями и профессиональными музыкантами) регулярно проводились. [ 11 ] [ 12 ]
В 2001 году «Встреча», первый фестиваль современного искусства Кочи, своего рода предшественник биеннале Kochi-Muziris , был инициирован Mayalokam Art Collective и Kashi Art Cafe. [ 7 ] [ 13 ] [ 14 ] Фестиваль состоялся в Mayalokam Art Collective и Kashi Art Cafe. Видимые художники и академики, такие как Аджаян Намбуотри, Хосе Мануэль Вэл, Бава Челладурай, Суреш Джаярам, Вивек Виласини, доктор Раджан Гурукал , приняли участие в двухнедельном художественном фестивале, который включал в себя фильмы, сеансы чтения книг, пьесы, художественные выставки и семинары. [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] Mayalokam Art Collective был официально распущен в 2005 году, и студия Mayalokam от Абула продолжалась в том же здании до 2010 года. [ 19 ]
Абул Калам Азад переехал в Тируваннамалай , штат Тамил Наду, в 2010 году. Здесь Абул Калам Азад инициировал образование фонда Экалокама для фотографии , которая была зарегистрирована как некоммерческий фонд в 2013 году, соучредил Кулантивевель и Тулси Сварна Лакшми.
Гранты и стипендии
[ редактировать ]2017 и 2018 г. Индийский фонд для грантополучателя по искусству 2012 - 2014 год старшего стипендии, Министерство культуры, правительство Индии 1995 Награда Чарльза Уоллеса за мастера в Великобритании 1994 г. Стипендия правительства Франции для высшего образования по фотографии
Ранние работы (1980–1999)
[ редактировать ]Используя среду аналоговой фотографии , Азад документирует свою личную и социальную жизнь. Его работы в значительной степени могут быть связаны с местом, которое он живет, социальной политической динамикой того периода, технологическим прогрессом и т. Д., И во многом относится к местной культуре и историческому контексту. Абул работал в качестве фото-Джурналиста и редактора в нескольких журналах и газетах, которые отражаются в работах, выполненных в течение этого периода. Он отправился в высшее образование в Европу и Лондон, что сильно повлияло на его работы. [ 20 ] [ 21 ]
Окрашенные фотографии (1992–2013)
[ редактировать ]Окрашенная фотография также называется ручной красовой фотографиями, называет вручную добавление цвета черно-белую фотографию, как правило, либо для усиления реализма фотографии, либо для художественных целей. Азад начал экспериментировать с различными видами окрашенных фотографий, начиная с начала 1990 -х годов. [ 22 ]
«Ранние исследования Азада включали в себя различные смеси негативных манипуляций и красота рук, а затем в цифровом изменении уже измененных ручных отпечатков. Руки Азада на экспериментах были (и являются) без перерыва. Результатом стало несколько серий с собственным конкретным подходом и внешним видом. [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ]
Живопись и мультимедийные работы на печатных фотографиях преобладают в его ранних работах. Рисовать, царапать негативы и печатные фотографии, печать сериграфа , швы, бисера и секвенирование на фотографиях - другие стили. Исследование Абула также включало разоблачение двух или трех негативов одновременно, сокращение и вставка различных негативов для создания нового изображения и т. Д.,
Абул опирается на фотографии. Акт царапин и рисования определенных изображений, в основном изображений нарушения, таких как меч, факел и т. Д. На фотографиях выдвигает своего рода колдовство. Нарушение энергично, и результатом может быть воскресение. Следовательно, двумерные произведения Абула попадают непосредственно в дискурс современной социальной жизни. Он отрицает отрицание и нарушает нарушение. Таким образом, результирующие работы колеблются между социальной диалектикой; Создание и разрушение, спиритизм и фундаментализм, пацифизм и фашизм ». [ 26 ]
Популярные работы
[ редактировать ]БОЖЕСТВЕННЫЙ
[ редактировать ]Серия Абула Калама Азада «Божественный фасад» (1990–1995) широко обсуждался и выставлен на международном уровне. История человеческой цивилизации можно рассматривать как сдвиг людей от их кочевой неопределенности к устойчивой фиксированности. Но это был не конец. Для них, вторжение в других территорий и создание архитектурных сооружений, жить и править, были столь же важны, как и поселения на их собственной территории. В этом смысле архитектуры по всему миру дают доказательства роста цивилизации, являются символами вторжения, места власти и точками переговоров в обмене властью. То, что становится минимальным в сравнении с подавляющими архитектурами, - это масса людей, которые всегда остаются бессильными. Обычные люди, очевидно, отсутствуют в этой истории. Работы Абула пытаются перечитать эту историю. [ 27 ]
«В 1990-х годах Абул много путешествовал по длине и ширине Северной Индии и задокументировал безошибочный рубец времени, дилемму пост-взволнованного Индии-извергающегося поиска призрачного сфинкса истории на переднем плане дегенерирующей архитектуры веры Полем Это очевидно в этом наборе работы, которая касается насильственного послания бесконечного поиска личности. В контексте сноса Бабри Масджид эти образы стоят на исторической границе человеческого сопротивления. Азад развертывает мощный язык человеческого присутствия, присутствие человека перед историей ... самых скромных людей, не имеющих вращения власти вокруг них. Портреты «разрезанные и закрытые текстуры жизни становятся биографическими с ручным писанием, что делает заявление об индивидуальной истории« муравьевого холма » -« народа нации ». [ 28 ] [ 29 ]
Черная мать - «героиня Силапатикарам»
[ редактировать ]Черная мать - «Героиня Силаппатикарама », сделанную в период с 2000 по 2003 год, по возвращении в Кералу после пребывания на улице, изображает женские оракулы во время фестиваля в храме Деви в Кодунгаллоре , что связано с местными легендами к мифу о Каннаки . Silappatikaram - один из пяти великих эпосов. Джайнскому поэту принцу Иланго Адигал из 2 -го века н.э./CE приписывают эту работу. Каннаки, легендарная тамильская женщина, является центральным персонажем этого эпического. История рассказывает о том, как Каннаки отомстил раннему королю Пандян Мадурай за ошибочную смертную казнь, навязанную ее мужу Коваллу, проклиная город с катастрофой. Серия «Черная мать» раскрывает врожденную драму этого замороженного движения - Верховную Богиню и ее поклонники в трансе. Биологическая древность превращается в черноту фотографий, исследуя максимальную человеческую возможность медиа -фотографии. [ 30 ]
Иглька говорит, что известный художественный историк профессор Р. Нандакумар, визуальное искусство Хода, «эти оракулы на различных стадиях транса можно увидеть, топающие вокруг, меч в руке, судорожные движения безумия. Странно выглядящие в своих истерических вспышках, женщины-оракулы являются частью функционеров храма, которые посвящают себя служение этих уникальных обычавых и ритуалов, наблюдаемых в храме, которые связаны с древними и, возможно, до-брахменными культами богини-матери. Хотя атмосфера заряжается и перегружена своего рода высоким атавистическим пылом, образы этих женщин в их искупительных телесных движениях самоокрестности вряд ли имеют религиозное страх перед ними ».
Неприкасаемые
[ редактировать ]NOUTEUSBATES - это еще одна популярная серия Абула Калама Азада, сделанного в период 2000–2006 годов. Образы основаны на автобиографической реальности и понимании повседневной жизни. Язык поп -арт используется для создания ретро -эффекта. Все символы собраны из воспоминаний и социального опыта-это повторно выглядеть и переделать легко существующие изображения. Некоторые из них являются местными воображением, а другие получены из семейных альбомов Азада, состоящих из фотографий, опечатанных сепией, и переработаны в цифровом виде. Говоря о своей серии «неприкасаемых», Абул говорит: «Все изображения неприкасаемых сериалов основаны на поэтах, засоветах, политиках и объектах. Это ода для выдающихся людей, таких как Ганди , Натараджа Гуру , М.Г. Рамачандран , Кумаран Асан , П. Кришна Пиллай , моя мать ... которые оставили неизгладимый штамп на социальной, культурной и политической сфере. Они «неприкасаемые» в контексте своего роста, их достижений, и поэтому в этих документах содержатся неподвластные образы, одетые в современную метафору ».
'Тщательно выбрал рассказ о проведенных изображениях времен, о воспоминаниях, которые Рэкл и Рант, исчез, любви, домов, которые когда-то держались, мужчин, которые имели значение, женщин, которые правили, очага и сердца, идеологии, из Кровь, пот и слезы и эмоции, которые никогда не отпускали художника «неприкасаемых», - это истинное эмоциональное путешествие. Путешествие, которое беспокоит так же, как говорит о жизни и времени Индии, Кералы и в ближайшем доме, Мэттанчерри, говорит Приядаршини Шарма в индусе. [ 31 ]
Недавние работы (2010–2013)
[ редактировать ]Abul now uses minimal equipments including film cameras, lomography, and a plastic pin hole camera.
Историки и критики
[ редактировать ]Работа Абула широко обсуждалась и критикована. «У Азада есть несколько первых в его честь. Из сообщества меньшинств он сформулировал вопросы, связанные с сообществами меньшинств, а также «мидовтизм» как идеологическая позиция. Но он никогда не попадал в ловушки культуры меньшинства », Джонни М.Л. , художественный историк и критик. [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ]
Рамман [ 35 ] [ 36 ] Хорошо известный фотограф, дизайнер и куратор говорит: «Азад стреляет как маньяк - его безумная камера - это расширение глаз, которым движится лихорадочный ум. Этот лихорадочный ум - идеальное отражение нашей сумасшедшей культуры - все достоин того, чтобы их видели. Личная политическая - политическая личная - эта поговорка применима только к части его работы. Левая политика, которую можно увидеть изнутри, религиозной ритуал, как происходит уличная сторона, вопиющая сексуальность и маргинализованное сексуальное желание, наркотики и пьяный избыток, славу классической музыки и танца, котидные маленькие детали-его образы изобилуют жизнью, которая не может быть сдержана » Полем [ 37 ]
Выставки
[ редактировать ]Первая выставка Абула была в Калапидоме, Кочи, и с тех пор выставил свои работы в Индии и за границей.
- 1994 Frontier People - Керала Кейлиедом, Эрнакакам
- 1995 Cine Cést - Галерея Niceephore, Франция
- 1995 г. Обращаясь к Ганди - Нью -Дели, Бомбей, Мадрас, Калькутта
- 1996 г. Насилие отключено - Макс Мюллер Бхаван, Нью -Дели
- Подарок для Индии 1997 года [ 38 ] [ 39 ] - Нью -Дели, Бомбей, Мадрас, Калькутта
- 1997 Индия - Аспекты современного искусства, GTZ Gallery, Frankfurt
- Божественные фасады 1997 года - Галерея фотографов, Эдинбург
- 1997 Божественные мики [ 40 ] - Музей Питшангера, Лондон
- 1997 Божественные мики [ 27 ] - Галерея впечатлений, Йорк
- 1998 Edge of the Century - Макс Мюллер Бхаван, Нью -Дели
- 2001 Выставка фотографии - художественная галерея Каши
- 2002 Современный дизайн и фотография - Westferry Studio, Лондон
- 2003 Богинь - Галерея Лила, Mayalokam, Cochin
- 2003 Черная мать [ 41 ] [ 42 ] - Художественная галерея Каши, Кочин
- 2003 Вспоминая Бхупен - Каши Художественная галерея, [ 43 ] Кочин
- 2003 Хит - Bose Pacia Modern, Нью -Йорк
- Double Enders 2005 года - Бомбей, Дели, Бангалор, Кочин
- 2006 Неприкасаемые [ 44 ] - RL Fine Art, Нью -Йорк
- 2006 Untoughables - Applao Galleries, Мадрас, Дели (Предварительный просмотр в Кочи [ 45 ]
- 2007 Сделать историю нашей собственной - Aifacs, Дели
- 2007 Whirlpool of Fate - Галерея визуального искусства, Центр среды обитания, Дели
- 2008 Crossovers & Oplaps - Apprao Galleries, [ 46 ] Triveni Garden Theatre, Нью -Дели
- 2008 Животные [ 47 ] - Художественная галерея Ишки, Кочин
- 2009 Индийский художественный саммит - Нью -Дели
- 2009 Фестиваль Арка [ 48 ] - Мадрид, Испания
- 2010, где пересекаются три мечты [ 49 ] [ 50 ] [ 51 ] - Белая галерея часовни Лондон
- 2010, где три мечты - это Fotomuseum Winterthur , Швейцария
- 2011 Red Room - Art Gallery Ragini, [ 52 ] Дели
- 2011 " [ 53 ] - Галерея Эшны, Дели
- 2011 'Фотографии жизни богов в искусстве, Switcherland
- 2012 Mind the Gap, United Art Fair, [ 54 ] Нью -Дели
- 2013 Focus Photography, [ 55 ] [ 56 ] Визуальные доказательства
- 2013 Hil Show, [ 57 ] [ 58 ] Музей МНФ, Кочин
- 2013 «Битлз в Ришикеш» Аппейо Галереи, Нью -Дели
Документальный фильм
[ редактировать ]Документальный фильм о работах Абула Калама Азада под названием «Экскаватор изображений [ 59 ] был выпущен в 2018 году.
Миниатюрные художественные записные книжки
[ редактировать ]150 изображений из различных серий Abul Kalam Azad были показаны в десяти различных ноутбуках, опубликованных Ekalokam Collective, в 2013 году. [ 60 ] [ 61 ] [ 62 ] [ 63 ] Ekalokam Collective - это фирма, расположенная в южно -индийском языке (год регистрации - 2012), работая с видением обращения к любителям искусства с их повседневным использованием художественных продуктов. Их девиз - «искусство в повседневной жизни».
- Неприкасаемые
- ПЕРИЯ КОВИЛ
- Битлз в Ришикеше
- Этимология Ришикеша
- Южная соль
- Мой гнев и другие истории
- Корал -холмы
- Самадхи
- The Dockland
- Чай, Чарас и Чаппати
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Азад, Абул Калам. "Дом" . Абул Калам Азад . Получено 4 января 2021 года .
- ^ «Военные свадебные вдовы You Tube - YouTube» . www.youtube.com . Получено 4 января 2021 года .
- ^ Изучение каждого угла, Приядаршини Шарма, индус, 16 июня 2006 г.
- ^ Обращение к Ганди, Сахмат, Нью -Дели, 1995, стр. 109
- ^ Подарок для Индии, Сахмат, Нью -Дели, 1997
- ^ Абул Калам Азад Фотография, проф. R. Nandakumar, Hod Visual Arts, Ignca
- ^ Jump up to: а беременный Прадип, К. (7 января 2015 г.). «365 дней визуальной истории» . Индус .
- ^ «360-градусный вид на Тируваннамалай» . Бангалор зеркало . Получено 4 января 2021 года .
- ^ "Snapshots of a sepia tinted past and a glistening present" . Новый индийский экспресс . Получено 4 января 2021 года .
- ^ http://www.photomail.org>
- ^ «Изучение каждого угла» . Индус . 16 июня 2006 года. Архивировано с оригинала 3 июля 2013 года . Получено 11 октября 2014 года .
- ^ «Культуры сливаются по заворам» . Индус . 25 декабря 2003 года. Архивировано с оригинала 10 ноября 2004 года . Получено 11 октября 2014 года .
- ^ Бюро зеркала Бангалора (10 января 2015 г.). «То, что вы видите, когда видите: значительная экспозиция визуальных искусств» . Бангалор зеркало .
- ^ Джаярам, Суреш (10 января 2015 г.). "What you see when you see: A significant exposition of visual arts" . Бангалор зеркало . The Times of India . Получено 3 июля 2019 года .
- ^ Первая «встреча», Ананд Харидас, Индус, 16 августа 2001 г.
- ^ 'Встреча с реалиями, Ананд Харидас, индус
- ^ Ананд Харидас, остальная часть встречи, индус
- ^ Оттенки тишины, Ананд Харидас, индус
- ^ «Во всяком случае необходимо» . Johnyml.blogspot.in . Получено 11 октября 2014 года .
- ^ Столкнувшись с миром, профиль фотографа, журнал India, 1989
- ^ Power Points, офисы политических партий, Design Digest, 1996
- ^ Окрашенные вручную фотографии, ничто не отмечает, Ksshekhawat, Design Digest, сентябрь 1996 г.
- ^ Фотографии богов, Кристофер Пинни, Оксфорд, 2004
- ^ Инклюзивное вскрытие несуществующего трупа, Waswo v Waswo, Cover Story, Art & Deal, выпуск 61/Vol.8 № июль 2013
- ^ «Добро пожаловать в журнал Art and Deal» . Artanddealmagazine.com . Получено 11 октября 2014 года .
- ^ Насилие - Химические стратегии нарушения, Джонни М.Л. и Мринал М.Кулькарни, художественные критики, Нью -Дели, 1996
- ^ Jump up to: а беременный «Вариант - выпуск 4 - Божественные фасады, Мишель МакГуайр» . Variant.org.uk . Получено 11 октября 2014 года .
- ^ О фотографии Абула Калама Азада, Кабита Мукхопадхьяй, Кочин 2003
- ^ «На фотографии: мои любимые портреты» . Архивировано из оригинала 4 августа 2013 года . Получено 4 августа 2013 года .
- ^ «Неужелитые, суровые кадры» . Индус . 27 марта 2003 года. Архивировано из оригинала 2 июля 2003 года . Получено 11 октября 2014 года .
- ^ «Пиксилированные изображения, личные мысли» . Индус . 12 октября 2006 года. Архивировано с оригинала 3 июля 2013 года . Получено 11 октября 2014 года .
- ^ «Во всяком случае необходимо» . Johnyml.blogspot.in. 5 июля 2010 г. Получено 11 октября 2014 года .
- ^ "Джонни М.Л." . Телегация искусства . Получено 11 октября 2014 года .
- ^ «Искусство во времена холеры от Джонни М.Л.» . Artindia.net . Получено 11 октября 2014 года .
- ^ «Новая книга хронирует историю Сахмата» . Времена Hindustan . Архивировано из оригинала 11 апреля 2013 года . Получено 11 октября 2014 года .
- ^ "Рам Рахман" . Saffronart . Получено 11 октября 2014 года .
- ^ «Фотографии Абула Азада» . UnitedArtfair.in. Архивировано из оригинала 16 октября 2014 года . Получено 11 октября 2014 года .
- ^ «Sahmat: участники проекта» (PDF) . SmartMuseum.uchicago.edu. Архивировано из оригинала (PDF) 20 февраля 2013 года . Получено 11 октября 2014 года .
- ^ «Подарок для Индии - Азиатский художественный архив» . Aaa.org.hk. Архивировано из оригинала 17 октября 2014 года . Получено 11 октября 2014 года .
- ^ «Божественные фасады: виды индийской архитектуры» (PDF) . Variant.org.uk . Получено 11 октября 2014 года .
- ^ «Неужелитые, суровые кадры» . Индус . 27 марта 2003 года. Архивировано из оригинала 2 июля 2003 года . Получено 11 октября 2014 года .
- ^ «Изображения женской силы» . Индус . 26 марта 2003 года. Архивировано с оригинала 3 июля 2013 года . Получено 11 октября 2014 года .
- ^ «Художественная галерея Каши» . Kashiartgallery.com. Архивировано из оригинала 2 августа 2009 года . Получено 11 октября 2014 года .
- ^ «Абул Калам Азад, неприкасаемые - RL Fine Arts» . Artcat.com . Получено 11 октября 2014 года .
- ^ «Современная фотография» . Индус . 5 октября 2006 года. Архивировано с оригинала 3 июля 2013 года . Получено 11 октября 2014 года .
- ^ «Новости архивы:» . Индус . 14 сентября 2010 года. Архивировано с оригинала 22 сентября 2010 года . Получено 11 октября 2014 года .
- ^ "Югаад" . Jugaadoo.blogspot.in . Получено 11 октября 2014 года .
- ^ "Абул Калам Азад" (PDF) . Galleryespace.com . Получено 11 октября 2014 года . [ Постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Где пересекаются три мечты: 150 лет фотографии из Индии, Пакистана и Бангладеш» (PDF) . Whitechapelgallery.org. Архивировано из оригинала (PDF) 4 марта 2016 года . Получено 11 октября 2014 года .
- ^ «Где пересекаются три мечты: 150 лет фотографии из Индии, Пакистана и Бангладеш» (PDF) . Whitechapelgallery.org. Архивировано из оригинала (PDF) 30 октября 2013 года . Получено 11 октября 2014 года .
- ^ "Блог" . Таллис Фотография . Получено 11 октября 2014 года .
- ^ "Красная комната" . Aaa.org.hk. Архивировано из оригинала 17 октября 2014 года . Получено 11 октября 2014 года .
- ^ «Art Expo India:« Объект It »: Абул Калам Азад и серия фотографий Вивека Виласини» . Artexpoindia.blogspot.in . Получено 11 октября 2014 года .
- ^ «Репортаж на United Art Fair, Нью -Дели» . Архивировано из оригинала 21 марта 2017 года . Получено 5 июня 2013 года .
- ^ «- Фестиваль фокусировки Фотографии Мумбаи» . Получено 11 октября 2014 года .
- ^ «Визуальные доказательства - художественные галереи Мумбаи» . Archive.ph . 3 июля 2013 года. Архивировано с оригинала 3 июля 2013 года.
- ^ «Приветствую сорок» . Индус . Получено 11 октября 2014 года .
- ^ "Выставки" . Индус . Архивировано с оригинала 19 октября 2014 года . Получено 11 октября 2014 года .
- ^ «Индийский фотограф Абул Калам Азад | Экскаватор изображений | Документальный фильм - YouTube» . www.youtube.com . Получено 4 января 2021 года .
- ^ «Видео: выпуск книги Ekalokam» . Frequency . Архивировано с оригинала 15 октября 2014 года . Получено 11 октября 2014 года .
- ^ «Принимая искусство в простых людей» . Индус . Получено 11 октября 2014 года .
- ^ «Во всяком случае необходимо» . Johnyml.blogpot.in . Получено 11 октября 2014 года .
- ^ "MattersOfart: выпуск ноутбуков Абула Калама Азада!" Полем MattersOfart.blogspot.in . Получено 11 октября 2014 года .