Этьен-Гаспар Робер
Этьен-Гаспар Робер | |
---|---|
Рожденный | 15 июня 1763 г. |
Умер | 2 июля 1837 г. | (74 года)
Другие имена | Робертсон |
Род занятий | Фокусник , физик и воздухоплаватель. |
Этьен-Гаспар Робер (15 июня 1763 – 2 июля 1837), часто известный под сценическим псевдонимом « Робертсон », был выдающимся физиком, фокусником и влиятельным разработчиком фантасмагории из княжеского епископства Льежа . описал его Чарльз Диккенс как «благородного и хорошо образованного шоумена». [ 1 ] Помимо своей новаторской работы над проекционными технологиями для своих шоу, Роберт также преподавал физику и увлекался воздухоплаванием во времена большого развития авиации.
Ранние работы
[ редактировать ]Робер родился в Льеже , князь-епископство Льежское , учился в Левене и стал профессором физики со специализацией в оптике . Он был заядлым художником и намеревался переехать во Францию, чтобы продолжить карьеру в искусстве. Он переехал в Париж в 1791 году и зарабатывал на жизнь художником и рисовальщиком. Там он посещал лекции по естествознанию в Коллеж де Франс, а также лекции Жака Шарля , коллеги-ученого и важной фигуры в истории воздухоплавания. [ 1 ] Чарльз впоследствии стал наставником Роберта.
В 1796 году, во время Французской революции и через три года после объявления войны между Францией и Великобританией , Роберт встретился с французским правительством и предложил метод сожжения кораблей британского королевского флота . Основываясь на мифе о зеркалах Архимеда , он хотел использовать огромные зеркала , чтобы направлять интенсивное количество солнечного света на британские суда. Правительство отклонило его предложение. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ]
Роберт экспериментировал в различных областях физики, публично демонстрируя свои исследования в области гальванизма и оптики в 1790-х и начале 19 века. [ 3 ]
Фантасмагория
[ редактировать ]Вдохновение из шоу Филидора
[ редактировать ]Роберт, вероятно, присутствовал на одном из представлений Поля Филидора « Фантасмагория » в Париже в 1792 или 1793 году. В 1790 году в Вене Филидор превратил фальшивые сеансовые проекции призраков шарлатанов в свой новаторский спектакль -фантасмагорию , который позволял более широкой аудитории смотреть безопасное, но пугающее представление. Вероятно, он извлек выгоду из сильного источника света, но особенно произвел революцию в концепции воскрешения призраков, заявив, что использовал научное и оптическое искусство, чтобы показать, как шарлатаны обманывают доверчивую аудиторию. Проработав около полугода в Париже, Филидор уехал, и во Франции о нем больше не слышали (хотя он вывез свое шоу в другие города Европы).
С его пониманием оптики Роберту не составило бы труда выяснить, как призраки Филидора были созданы с помощью волшебного фонаря . Спустя годы его дальнейшее технологическое мастерство объединилось с его навыками в живописи и зрелищности, в разработке собственного перед выходом в кинотеатр . шоу ужасов [ 1 ] Он, очевидно, чувствовал себя в безопасности от любых возможных претензий со стороны Филидора и лишь немного изменил написание титула, который Филидор ввел в Париже.
Фантоскоп
[ редактировать ]Роберт читал труды ученого 17 века Афанасия Кирхера и особенно интересовался волшебным фонарем. Он создал свою собственную версию устройства с несколькими улучшениями, добавив регулируемые линзы и систему подвижной каретки, которая позволяла оператору изменять размер проецируемого изображения. Он также позволил проецировать несколько разных изображений одновременно, используя более одного слайдера из окрашенного стекла. Полученное изображение имело очень призрачный эффект, особенно в задымленной атмосфере. Благодаря этому оператор имел возможность манипулировать изображениями, проецируемыми из невидимого места. [ 4 ] В 1799 году, после дальнейшего усовершенствования системы, он получил патент на свой «волшебный фонарь на колесах», назвав его Фантоскоп.
Шоу
[ редактировать ]Я довольствуюсь лишь тем, что мои зрители, дрожа и содрогаясь, поднимают руки или закрывают глаза из страха перед мчащимися к ним призраками и чертями.
— Этьен-Гаспар Робер [ 3 ]
Роберт разработал шоу-фантасмагорию, основанное на его проекционной системе и использовании других эффектов и техник. Роберт писал сценарии с участием актеров и чревовещания наряду со своими проекциями, создавая убедительное впечатление от появления призраков. [ 5 ] Роберт использовал несколько проекционных устройств различными способами, включая обратную проекцию и проекцию на большие куски покрытой воском марли (придавая изображению более полупрозрачный вид). [ 2 ] Он также использовал дым и зеркала, чтобы еще больше замаскировать механизмы своего шоу. Его навыки живописи позволили ему создать точные изображения знаменитых французских героев, таких как Жан-Поль Марат , Вольтер и Жан-Жак Руссо . [ 1 ] [ 3 ]
Робер появился в Павильоне де л'Эчикье 23 января 1798 года и дал свой первый концерт. [ 1 ] Его харизма и невиданные ранее визуальные эффекты убедили зрителей в том, что они видели настоящих призраков, и многие были в ужасе от представления.
После расследования власти шоу Роберта в Париже было закрыто. Он переехал в Бордо и продолжил выступать, а через несколько недель вернулся в Париж. Именно во время этой поездки в Бордо Роберт впервые испытал полет на воздушном шаре в качестве пассажира – опыт, который оказал огромное влияние на его жизнь. По возвращении в Париж Робер обнаружил, что двое его бывших помощников продолжили выступления без него. Он усовершенствовал свое шоу, сделав его более сложным и изобретательным, и с 3 января 1799 года начал выступать на более постоянном месте. [ 1 ] Готическая обстановка разрушающегося монастыря Капуцинов недалеко от Вандомской площади стала для Роберта идеальным жутковатым домом для его шоу. [ 5 ]
Шоу началось с того, что публике показали оптические иллюзии и эффекты обманки по пути в выставочный зал . Внутри освещенной свечами комнаты зрители будут сидеть, а звуковые эффекты имитируют шум ветра и грома, а невидимая стеклянная гармошка играет тревожную музыку. Затем Роберт входил в комнату и начинал монолог о смерти и загробной жизни. Затем он начал шоу всерьез, создавая дымную смесь серной кислоты и фортисовой воды, прежде чем проецировать свои призрачные видения . [ 3 ] [ 4 ]
Шоу проводились в Монастыре Капуцинок в течение четырех лет. [ 1 ] и Роберт отправился с шоу по всему миру, посетив, среди прочего, Россию, Испанию и США. [ 5 ] Во время своих путешествий он много времени уделял воздухоплаванию. [ 1 ]
Полеты на воздушном шаре
[ редактировать ]Роберт был заядлым воздухоплавателем, который проектировал воздушные шары и запускал их в разных странах мира. 18 июля 1803 года в Гамбурге он установил рекорд высоты на монгольфьере . [ 1 ] Он провел множество полетов, исследуя метеорологическую активность . [ 6 ]
Два полета Роберта на водородных шарах в Гамбурге, третий в Санкт-Петербурге и четвертый в Риге [ 7 ] [ 8 ] сам считал себя «научным». Фактически, он сделал множество наблюдений: наблюдения с помощью барометра и термометра, за формой и высотой облачных образований, поведением парашютов на разных высотах, испарением эфира , электрическими свойствами различных материалов и воздуха, поведением магнитной стрелки. , температура кипения воды на больших высотах, распространение звука, влияние больших высот на животных ( голубей и бабочек ), силу солнечной радиации, солнечный спектр, гравитационные свойства, химический состав воздуха и давление воздуха.
Тем не менее, внимательное изучение результатов показывает, что многие из них противоречат законам физики, которые были уже известны во время полетов. Проф. Л. В. Гилберт обсудил результаты, опубликованные Робертом в его «Анналах физики» . [ 9 ] и показал, почему Роберт был не прав. Например, Роберт утверждал, что пружинные весы с прикрепленными к ним гирями показывают меньший вес на высоте по сравнению с землей. Такой эффект существует, но становится очевидным только на высоте более 70 000 футов (20 000 метров).
В 1806 году 50-тысячная публика, включая королевскую семью, собралась в замке Розенборг в Копенгагене, чтобы увидеть Роберта и его воздушный шар. Роберт долетел до Роскилле – выдающийся подвиг для того времени. Это событие произвело неизгладимое впечатление на Ганса Кристиана Эрстеда , влиятельного датского физика, который впоследствии написал серию стихов о полете. [ 6 ]
Другие детали
[ редактировать ]Роберт официально открыл третий Сад Тиволи в Париже 14 мая 1826 года.
Он умер в Париже в 1837 году и похоронен на кладбище Пер-Лашез . Огромный памятник украшен барельефами, изображающими зрителей, потрясенных отвратительными представлениями.
-
Могила Робертсона, Париж, Франция
-
Деталь могилы Робертсона
-
Деталь могилы Робертсона
-
Деталь могилы Робертсона
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Цейтлер, Уильям. « Э.Г. Робертсон. Архивировано 12 июня 2008 г. в Wayback Machine ». По состоянию на 29 июля 2007 г.
- ^ Перейти обратно: а б Бернс, Пол. « История открытия кинематографии: глава шестая 1750–1799 ». По состоянию на 29 июля 2007 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Приключения в Киберзвуке . « Фантасмагория Робертсона ». По состоянию на 29 июля 2007 г.
- ^ Перейти обратно: а б Печатает Джорджа . « Фантасмагория ». Архивировано 20 декабря 2005 г. в Wayback Machine . По состоянию на 29 июля 2007 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Слышно, Мервин. « Фонарь страха. Архивировано 29 мая 2013 года в Wayback Machine ». По состоянию на 11 сентября 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б Национальный музей Дании. « Душа в природе: 1802 год. Архивировано 27 сентября 2007 года в Wayback Machine ». По состоянию на 30 июля 2007 г.
- ↑ Заметки г-на Робертсона о его авиации в Риге, 18 августа 1804 года. Северные архивы. Том 3. 1804. С. 232–235.
- ^ Совместные объяснения профессора Робертсона по наполнению воздушного шара (аэростата) по случаю авиации. Объявления Риги. 35. Застрял - 29 августа 1804 г. Некоммерческое приложение.
- ^ Гилберт, Л.В. «Анналы физики, том 16, 1804 г., стр.257-290». [ постоянная мертвая ссылка ] "
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дикая, Эммануэль. « Фантасмагории Робертсона: между «поучительным зрелищем» и мистификацией » (франц.).
- Леви, Франсуаза: Этьен-Гаспар Робертсон. Жизнь фантасмагора , 355 стр., Преамбула (Сборник Контрешампа), 1990. ISBN 2-89133-117-6
- Мемуары из коллекции Гарри Гудини в Отделе редких книг и специальных коллекций Библиотеки Конгресса.
- Дэвид Дж. Джонс (2011). «Готическая машина: текстуальность, докинематографические медиа и кино в популярной визуальной культуре», 1670–1910, Кардифф: University of Wales Press. ISBN 978-0708324073