Артемий Радосавлевич
Артемий Радосавлевич | |
---|---|
Епископ | |
![]() Епископ Артемий в Сремских Карловцах в 2009 году. | |
Церковь | Сербская Православная Церковь |
епархия | Епархия Рашки и Призрена |
Установлено | 1991 |
Ушедший на пенсию | 2010 |
Предшественник | Павел (Стойчевич) |
Преемник | Теодосие (Шибалич) |
Личные данные | |
Рожденный | Марко Радосавлевич 15 января 1935 г. |
Умер | 21 ноября 2020 г. Валево , Сербия | ( 85 лет
Национальность | сербский |
Номинал | Восточное православие |
Альма-матер | Белградский университет |
Артемий Радосавлевич ( сербская кириллица : Артемий Радосавлевич ; 15 января 1935 - 21 ноября 2020) был сербским православным епископом, который занимал пост главы Рашко-Призренской епархии с 1991 года до своего смещения в 2010 году.
Его отстранили от должности из-за предполагаемой растраты средств.
Биография
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]Епископ Артемий родился под именем Марко Радосавлевич в деревне Лелич (той самой деревне, святой Николай Велимирович в которой родился ). В юности он познакомился с архимандритом святым Иустином Поповичем, жил в монастыре Челие который в то время . После окончания теологической школы Попович принял его в качестве монаха в монастыре Челие 20 ноября 1960 года. [ 1 ] Как и его наставник Попович, Артемий на протяжении своей церковной карьеры был категорически против экуменизма и считал его опасным для чистоты православной религии. [ 1 ]
Окончив факультет православного богословия Белградского университета , он поступил в аспирантуру в Афинах , где успешно защитил докторскую диссертацию на тему « Тайна спасения по словам святителя Максима Исповедника» . Затем он удалился в монастырь Црна Река , где провел следующие тринадцать лет.
В период коммунистического югославского государства Артемий был преподавателем в православных семинариях, а к концу 1970-х годов он руководил монастырем Црна Река, расположенным в Рашке . [ 1 ] Благодаря своей харизме со временем он расширил общину монахов, многие из которых были высокообразованными, и достижения Артемия были редкостью для православия при коммунизме. [ 1 ] В 1980-х годах ситуация в Социалистической автономной области Косово ухудшилась, и многие священнослужители, которые были его учениками, отправились в этот регион и возродили православные сербские монастыри. [ 1 ]
Как епископ
[ редактировать ]Он был избран епископом Рашко-Призренской епархии в мае 1991 года вместо Павла , который был епископом этой епархии до интронизации на пост Патриарха .
Артемий удивил некоторых наблюдателей в 1997 году, когда он порвал с президентом Сербии Слободаном Милошевичем и поддержал демократические идеи. [ 1 ] Помимо своей бескомпромиссной теологической позиции, Артемий придерживался мнения, что Косово может быть сохранено за Сербией только в том случае, если его будущее будет мультикультурным и демократическим, которое сможет привлечь албанцев , а не быть в основном православным и сербским. [ 1 ] [ 2 ] Артемий, зная о военных преступлениях сербов в регионе, заявил, что Сербии необходим положительный имидж, чтобы сохранить Косово. [ 2 ] Он выступил с речами перед сербской оппозицией и перед международной аудиторией, в которых предупредил о репрессиях правительства Милошевича в отношении албанцев, разрушающих сербско-албанские межэтнические отношения. [ 1 ] Артемий добавил, что только демократия в Сербии может контролировать попытки албанского отделения и положить конец таким проблемам, как несправедливость и манипуляции. [ 1 ]
С 1997 по 1999 год Артемий был свидетелем того, как силы Милошевича вступали в бой против Армии освобождения Косово (ОАК) и гражданских лиц, которые распространяли антисербские настроения среди местных албанцев. [ 3 ] В то время на его демократическую фазу повлияли два ученика Артемия: Сава Янич , его секретарь в Косово, и аббат Теодосий Шибалич . [ 4 ] Артемий стал заметной фигурой сербской оппозиции Милошевичу в 1997–2000 годах, и его взгляды на демократизацию распространились на других членов Сербской православной церкви (СПЦ). [ 4 ] [ 2 ] [ 5 ] После войны в Косово (1999 г.) Артемий призвал к экстрадиции Милошевича в Международный уголовный трибунал по бывшей Югославии (МТБЮ). [ 6 ]
Он придерживался мнения, что НАТО миротворческие силы ( КФОР ) будут защищать косовских сербов , их культурное наследие и собственность более эффективно, чем предыдущая полиция, служившая правительству Милошевича. [ 3 ] Изменение его взглядов произошло после волнений 2004 года в Косово , когда КФОР не смог предотвратить перемещение 4000 сербов, 950 раненых и 19 убитых, а также разрушение 35 православных церквей, из-за чего Артемий потерял доверие международного сообщества. [ 7 ] [ 3 ] Из-за проалбанской позиции Запада и после конфликта в Косово Артемий расширил свои богословские антизападные настроения . [ 1 ] [ 3 ] Они повлекли за собой критику других христианских конфессий как еретиков, за исключением православной веры, и включали политические аспекты антизападничества в отношении предполагаемых двойных стандартов Запада в Косово. [ 1 ] [ 3 ]
Артемий, который был важной фигурой для косовских сербов в дискуссиях с международными организациями, сократил свои контакты с представителями Запада и косовской полицией (КФОР). [ 7 ] В конце периода Милошевича эти контакты были необходимы для лоббирования за границей, однако они не были настолько эффективными, чтобы изменить поддержку западных косовских албанцев. [ 3 ] Артемий искал поддержки в Соединенных Штатах и России , у политиков-националистов, базирующихся в Белграде в качестве потенциального союзника, и в своих поездках предупреждал аудиторию, что Косово, контролируемое албанцами, станет местом преступности и мусульманского терроризма против христиан. [ 7 ] [ 3 ] Во время своих путешествий по Соединенным Штатам Артемий стремился извлечь выгоду из событий в Ираке и общественного возмущения зверствами, пытаясь изобразить ОАК как «исламских террористов» и связать их с «террористической практикой джихада» и «террористическими движениями джихада», совершающими насильственные действия. против «жертв христианских сербов». [ 5 ] Президент Сербии Борис Тадич и большинство епископов негативно отнеслись к действиям Артемия. [ 7 ] В 2005 году Архиерейский собор передал многие обязанности Артемия, связанные с связями с общественностью, игумену Теодосии. [ 7 ] [ 5 ]
К 2006 году в ходе обсуждений косовских религиозных объектов часть делегаций ШОС в частном порядке выразила представителям Запада обеспокоенность по поводу выступления Артемия на первой встрече. [ 5 ] Артемий также судился в Европейском суде по правам человека против стран НАТО, в которых были зоны, где произошли беспорядки 2004 года, в результате чего Священный Синод отказался от его поддержки, поскольку они считали действия радикальными. [ 7 ] На переговорах с коллегами из косовских албанцев Артемий делал публичные комментарии и часто называл их «террористами». [ 5 ] Во время визита Джо Байдена в Сербию епископ Артемий не дал Байдену благословения на посещение монастыря Высоки Дечани . Артемий написал и опубликовал резкое письмо под названием «Дечани и Бондстил» – сначала Тадич, теперь Байден, но Архиерейский совет осудил это решение и публично выразил сожаление по поводу того, что Артемий принял это решение.
В феврале 2010 года СПЦ отстранила Артемия от исполнения религиозных обязанностей в епархии и заставила его уйти в отставку из-за предполагаемой растраты средств. [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] Дело касалось Симеона Виловского, его секретаря и Предрага Суботички, строительного подрядчика, а также нецелевого использования пожертвований, гуманитарной помощи и субсидий от государства, а также лоббирования в США и роста личных финансов. [ 11 ] Некоторые люди в сербских СМИ заявили, что Артемий практически не участвовал в этом деле, и его отстранение было основано на политических мотивах из-за его бескомпромиссной позиции, которая сделала его проблемой для ШОС и президента Тадича. [ 8 ] [ 12 ] Тогда Артемий отказался принять решение Архиерейского Собора о понижении его в сан монаха 19 ноября 2010 года. [ 13 ] [ 8 ] [ 14 ] Артемий также отказался добровольно оставить свою церковную роль и при поддержке своей паствы и других людей продолжил выполнять церковную работу. [ 8 ] Отстранение Артемия должно было послужить примером для других епископов, которые могли вести себя проблемно, однако после отстранения церковь не преследовала других священнослужителей с более серьезными проблемами. [ 14 ] Публичные выступления Артемия сделали его проблемой для ШОС, например, в 2011 году, когда он открыто спросил, как будет решаться статус Косово. [ 8 ]
28 мая 2015 года Архиерейский Собор официально отлучил Артемия от Сербской Православной Церкви , что сделало его первым епископом, отлученным от церкви в истории Церкви. [ 15 ] [ 16 ]
Здоровье и смерть
[ редактировать ]21 ноября 2020 года Артемий умер в Валево от осложнений, вызванных COVID-19 во время пандемии COVID-19 в Сербии . Он скончался в машине скорой помощи по пути из больницы Валево в университетский больничный центр доктора Драгиши Мишовича в Белграде . [ 17 ] [ 18 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Бухенау 2014 , с. 73.
- ^ Перейти обратно: а б с Бухенау 2011 , с. 119.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Бухенау 2011 , с. 120.
- ^ Перейти обратно: а б Бухенау 2014 , с. 74.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Перритт, Генри Х. (2010). Дорога к независимости Косово: хроника плана Ахтисаари . Издательство Кембриджского университета. стр. 152–153. ISBN 9781351174961 .
- ^ Бухенау, Клаус (2011). «Православные ценности и современные потребности: сербское православное духовенство и миряне о демократии, правах человека, переходном периоде и глобализации» . В Листхауге, Ола; Рамет, Сабрина П. (ред.). Гражданские и негражданские ценности: Сербия в эпоху пост-Милошевича . Издательство Центральноевропейского университета. стр. 119–120. ISBN 9789639776982 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Бухенау 2014 , с. 78.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Корженевска-Вишневска, Мирелла (2016). «Сербская Православная Церковь перед вызовами постюгославского пространства» . В Вавжонеке, Михал; Бекус, Нелли; Корженевска-Вишневска, Мирелла (ред.). Православие против посткоммунизма?: Беларусь, Сербия, Украина и Русский мир . Издательство Кембриджских ученых. п. 200. ИСБН 9781443831550 .
- ^ Бухенау 2014 , стр. 78–79, 81.
- ^ Вечерние новости (29 мая 2015 г.). « Артемий об исключении из Церкви: Я не удивлен решением парламента » (на сербском языке) .
- ^ Бухенау 2014 , стр. 78–79.
- ^ Бухенау 2014 , с. 79.
- ↑ Внеочередной пресс-релиз Священного Архиерейского Синода (СПЦ, 19 ноября 2010 г.)
- ^ Перейти обратно: а б Бухенау, Клаус (2014). «Сербская Православная Церковь» . В Леустине, Люциан Н. (ред.). Восточное христианство и политика в XXI веке . Рутледж. п. 81. ИСБН 9781317818656 .
- ↑ Пресс-релиз (SPC, 29 мая 2015 г.)
- ^ «АНАФЕМА Артемий отлучен от Сербской Православной Церкви, первый подобный случай в истории» . БЛИК (на сербском языке). 29 мая 2015 года . Проверено 29 мая 2015 г.
- ^ «Низложенный епископ Артемий умер» . БЛИК (на сербском языке). 21 ноября 2020 г. Проверено 21 ноября 2020 г.
- ^ «ПРОИГРАЛИ БИТВУ С КОРОНОЙ: скончался отлученный от церкви епископ Артемий» . НОВОСТИ (на сербском языке) . Проверено 21 ноября 2020 г.

- 1935 рождений
- 2020 смертей
- Духовенство из Валево
- Епископы Рашка-Призрена
- Православные христиане из Сербии
- Выпускники факультета православного богословия Белградского университета
- Восточно-православные епископы 20-го века
- Восточно-православные епископы XXI века
- Скандалы в православных организациях
- Люди, отлученные от Церкви Сербской Православной Церковью
- Смертность от пандемии COVID-19 в Сербии
- Захоронения в сербских православных монастырях и церквях.