Ахмед Суди
Ахмед Суди | |
---|---|
![]() Рукопись комментария Суди к Дивану Хафеза . Датировано 1821–2 гг. | |
Рожденный | Дата рождения неизвестна Судичи , Османская империя |
Умер | См. Личная жизнь Османская империя |
Занятие | Комментатор |
Язык | Османский турецкий |
Ахмед Суди , [а] также известный как Суди-йи (или Ахмед-и) Боснави , был боснийским комментатором 16-го века во времена Османской империи . Он был автором нескольких османских турецких комментариев к персидской классике, таких как «Маснави» , Руми « Гулистан» и «Бостан» Саади Ширази и «Диван Хафеза» . По словам профессора персидских и исламских исследований Хамида Алгара , Суди «возможно, самый выдающийся из всех османских персов». [2]
Биография
[ редактировать ]Суди родился в неизвестную дату в Судичи недалеко от Фочы в восточной Боснии (современная Босния и Герцеговина ). Местом его рождения стала его нисба Суди. Имена его родителей и данные о его родственниках в целом неизвестны. Суди, вероятно, получил раннее образование в Фоче, но затем он, очевидно, переехал в Сараево , о чем свидетельствует ссылка в его Шерх-и Гулистан , комментарии к Гулистану Саади Ширази . Как и другие выходцы из Боснии, Суди затем переехал в Константинополь (современный Стамбул ), чтобы продолжить образование. На момент его прибытия боснийский соотечественник Соколлу Мехмед-паша был великим визирем Османской империи . Затем Суди двинулся на восток, посетив Эрзурум , а затем направился в Амед (современный Диярбакыр ) в Диярбекир Эялет суннита , где он встретил иранского эмигранта- Мослех ад-Дина Лари (умер в 1571 году). Впоследствии Суди изучал персидский язык у Лари. [2] [1]
В то время как Лари в основном интересовался религиозными науками, Суди хотел посвятить свое время персидской литературе . [2] Затем он отправился в Дамаск в Османской Сирии (где он прочитал Гулистан вместе с Халим-э Ширвани), а затем в города Багдад , Наджаф и Куфа в османских провинциях, составляющих современный Ирак . [1] Суди также совершил хадж . Суди прокомментировал места, которые он посетил, и пожаловался «на незнание персидского языка и хорошего арабского языка среди жителей Багдада». [1] Он также сообщил о состоянии мечетей и гробниц Куфы, которые, по словам Суди, находятся в руинах. Сам Иран он не посещал, но во время всех своих путешествий старался «расширить свои знания персидского языка» не только посредством общения с учеными, но и, по собственным словам, обсуждая трудные отрывки из произведений вышеупомянутых персидских поэтов Хафеза. и Саади с иранскими купцами (последние были «людьми торговли и образования»). [1]
Вернувшись в Константинополь, он продолжил обучение, прежде чем был назначен преподавателем медресе Ибрагим-паши. Один из его учеников, Мостарли Дервиш-паша (умер в 1603 г.), позже упомянет Суди в предисловии к своему собственному имени Мурад . [1]
Работает
[ редактировать ]В Константинополе, вернувшись из путешествия на восток, Суди начал писать серию комментариев на османском турецком языке такой как « Маснави » Руми к персидской классике , , «Гулистан» ( Шерх-и Гулистан ) и «Бостан» Саади Ширази и «Диван». Хафеза . Сообщается, что комментарий Суди к дивану Хафеза был написан по предложению Мухаммада ибн Бадр ад-Дина Мухьил-Дина аль-Мунши из Ахисара . Работа была настолько качественной, что остается актуальной и по сей день. [2] Его комментарий к Гулистану Саади остается стандартным турецким комментарием. [3] Беррилл объясняет, что комментарий Суди к дивану Хафеза превосходит комментарии Шеми и Сюрури и использовался в изданиях персидскими учеными и западными востоковедами . [1]
Суди в своем «Шерх-и Гулистане» во многих местах критикует предшествующих толкователей; одна из главных мишеней его критиков — Шеми. [4] Комментарий к Хафезу был завершен в Константинополе в 1594 году. [5]
Личная жизнь
[ редактировать ]Суди осталась незамужней. [1] Дата его смерти варьируется в зависимости от источника. Профессор персидских и исламских исследований Хамид Алгар указал дату смерти Суди как 1591 год в Энциклопедии Ираника . [2] Профессор тюркологии Кэтлин Берилл заявила во втором издании Энциклопедии ислама , что дата смерти Суди варьируется от 1592–1593 годов до 8 мая 1598 года. Что касается его убеждений, она объяснила:
Предполагается, что он придерживался ханафитской юридической школы, но обвинение в том, что он исключил из хафитского корпуса некоторые стихи, вызывающие симпатию сухи, похоже, было опровергнуто отсутствием таких стихов в самых ранних рукописях .
Известно, что Суди похоронен в мечети Юсуф-паши в Аксарае, но точное место его надгробия не установлено. [1]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ пишется «Ахмет» На современном турецком языке и иногда, по-видимому, неправильно, упоминается как «Мехмет». [1]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Беррилл 1997 .
- ^ Jump up to: а б с д и Алгар 2003 .
- ^ Льюис 2001 , стр. 79–86.
- ^ Кая, Ибрагим. «Критика значения шеми в комментарии Суди к Гулистану». Турецкие исследования (Университет Йылдырым Беязит) 7, выпуск 1 (зима 2012 г.): 1461-1488. doi : 10.7827/TurkishStudies.2918
- ^ Инан (2018), с. 275.
Источники
[ редактировать ]- Алгар, Хамид (2003). «БОСНИЯ И ГЕРЦЕГОВИНА» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника, онлайн- издание Фонд Энциклопедии Ираника.
- Беррилл, Кэтлин (1997). «Суди» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э .; Генрихс В.П. и Лекомт Г. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том IX: Сан – Сзе . Лейден: Э. Дж. Брилл. ISBN 978-90-04-10422-8 .
- Льюис, Франклин (2001). «ГОЛЕСТАН-Е САДИ» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Иранская энциклопедия, том XI/1: Гиони – Гольшани . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. стр. 79–86. ISBN 978-0-933273-60-3 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]
- Инан, Мурат Умут (2018). «Пересечение границ интерпретации в Стамбуле шестнадцатого века: Ахмед Суди на диване Хафиза Шираза» . Филологические встречи 3, (2018), 275–309.
- Инан, Мурат Умут (2012). «Написание грамматического комментария к Хафизу Ширазу: османский ученый шестнадцатого века о диване Хафиза» . Кандидатская диссертация.
- Куру, Селим С.; Инан, Мурат У. (2011). «Повторное представление Хафеза читателям в роме: введение Суди к его комментариям к сборнику стихов Хафеза». Журнал тюркских исследований 35.1.