Распятие Брунеллески
— Распятие Брунеллески полихромная окрашенная деревянная скульптура работы итальянского художника Филиппо Брунеллески , выполненная из грушевого дерева около 1410—1415 годов и выставленная с 1572 года в капелле Гонди церкви Санта-Мария-Новелла во Флоренции . Размеры этого идеализированного изображения распятия Иисуса составляют около 170 × 170 см (67 × 67 дюймов). Это единственная сохранившаяся деревянная скульптура Брунеллески: единственный другой известный пример, деревянная скульптура Марии Магдалины в церкви Санто-Спирито , была уничтожена во время пожара в 1471 году. В его книге 2002 года « Мазаччо и происхождение дель Ринасименто » историк искусства Лучиано Беллози описал распятие Брунеллески как «вероятно, первое произведение эпохи Возрождения в истории искусства» (« вероятность, la prima Opera Rinascimentale della Storia dell'Arte »), представляющее собой окончательный отход от стилизованных поз готической скульптуры и возвращение к натурализму классической скульптуры .
По мнению Джорджо Вазари , скульптура была ответом Брунеллески на аналогичное полихромное деревянное распятие, сделанное Донателло для церкви Санта-Кроче , также во Флоренции, около 1406-1408 годов. Брунеллески раскритиковал распятие Донателло за его тяжелую мускулатуру и грубые пропорции, заявив, что Донателло поместил на крест « un contadino in croce » (крестьянина или фермера). Брунеллески сделал свое распятие после того, как принял вызов Донателло добиться большего.
Внешне похожий на изображение Христа на кресте Донателло, сюжет Брунеллески более идеализирован, легче и лучше пропорционален. Как и Донателло, Брунеллески заимствует позу Христа у расписного распятия Джотто высотой 5 м (16 футов) , подвешенного в нефе церкви Санта-Мария-Новелла, но Брунеллески придает фигуре динамичный поворот влево. Центральная фигура Иисуса также создана на основе исследований жизни , но тщательно измерена, чтобы создать идеальную анатомию. Повторяя пропорции идеального витрувианского человека , размах рук Христа точно соответствует его росту, а пупок находится в центре тела.
Более ранние скульптуры распятия, в том числе скульптура Донателло, обычно включали резную набедренную повязку. Грушевое дерево скульптуры Брунеллески страдало в этой области радиальными трещинами, которые он скрывал жесткой льняной набедренной повязкой, но гениталии Христа под ним не лепил. Практика изображения обнаженного Иисуса без гениталий стала распространенной в 15 веке, хотя распятие Микеланджело в Санто-Спирито 1492 года является исключением.
Независимо от того, была ли она создана для того, чтобы ответить на вызов Донателло, похоже, скульптура не была создана для выполнения какого-либо конкретного заказа, поскольку завершенное произведение искусства оставалось в мастерской Брунеллески до 1445 года, за год до его смерти, когда художник подарил его монахам -доминиканцам. Санта-Мария-Новелла. Первоначально он был установлен на пилястре между капеллой Филиппо Строцци и капеллой Барди , но в 1572 году его перенесли в капеллу Гонди .
Его несколько раз реставрировали, и в 2012 году он был выставлен рядом с более ранним деревянным распятием Донателло и более поздним распятием Микеланджело .
- Распятие Брунеллески в 1975 году.
- Выставлено в 2012 году (справа) рядом с распятием Микеланджело (в центре) и распятием Донателло (слева).
- Вид сзади с выставки 2012 года.
- Выставлен в часовне слева от главного алтаря Санта-Мария-Новелла.
- Распятие Джотто с Мадонной и Иоанном Богословом висит в нефе церкви Санта-Мария-Новелла.
Ссылки
[ редактировать ]- Распятие Брунеллески , Опера для Санта-Мария-Новелла
- Распятие Донателло в Санта-Кроче и Брунеллески в Санта-Мария-Новелла: диалог иезуита Вирджилио Фантуцци и режиссера Паоло Бенвенути
- Маршрут осмотра деревянной скульптуры 15-го века во Флоренции , visitflorence.com
- Филиппо Брунеллески, Распятие , Колыбель Возрождения Муджелло, Ente Cassa di Risparmio di Firenze, 2008 г.
- «Практика и теория в мастерской итальянского Возрождения: Верроккьо и эпистемология создания искусства» , Кристина Нейлсон, Cambridge University Press, 2019, ISBN 1107172853, стр.60-63