гомо фабер
![]() | Эта статья может быть недостаточно сфокусированной или может быть посвящена более чем одной теме . ( сентябрь 2022 г. ) |
Homo faber ( на латыни « Человек -Создатель») — это концепция, согласно которой люди способны контролировать свою судьбу и окружающую среду в результате использования инструментов.
Оригинальная фраза
[ редактировать ]В латинской литературе Аппий Клавдий Цек использует этот термин в своих Sententiæ , имея в виду способность человека управлять своей судьбой и тем, что его окружает: Homo faber suae quisque fortunae («Каждый человек — артефакт своей судьбы»).
В старых антропологических дискуссиях Homo faber как «работающий человек» противостоит Homo ludens , «играющему человеку», которого интересуют развлечения, юмор и досуг. Оно также используется в Джорджа Кублера книге «Форма времени» как ссылка на людей, создающих произведения искусства. [1]
Современное использование
[ редактировать ]Классический homo faber suae quisque fortunae был «заново открыт» гуманистами в 14 веке и занял центральное место в итальянском Возрождении .
В XX веке Макс Шелер и Ханна Арендт снова сделали философскую концепцию центральной.
Анри Бергсон также ссылался на эту концепцию в «Творческой эволюции» (1907), определяя интеллект в его первоначальном смысле как «способность создавать искусственные объекты, в частности инструменты для изготовления инструментов, и бесконечно изменять свои конструкции».
Homo Faber — название влиятельного романа швейцарского писателя Макса Фриша , опубликованного в 1957 году.
См. также
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ ( Кублер 1962 , стр. 10)
Ссылки
[ редактировать ]- Кублер, Джордж (1962). Форма времени: Заметки по истории вещей . Нью-Хейвен и Лондон: Издательство Йельского университета.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Арендт, Ханна , Состояние человека , Чикаго: Издательство Чикагского университета, 1958. ОСЛК 933453416 , ISBN 0226025926 .
- Шелер, Макс , Место человека в природе , Нью-Йорк: Noonday Press, 1961. ОСЛК 5262548 , ISBN 0374502528 .