Названия человеческого рода
Человек | |
---|---|
Взрослый . мужчина ( справа (слева) и женщина ) из племени акха в Северном Таиланде | |
Научная классификация | |
Домен: | Эукариоты |
Королевство: | животное |
Тип: | Хордовые |
Сорт: | Млекопитающие |
Заказ: | Приматы |
Подотряд: | Хаплорини |
Инфрапорядок: | Симииформы |
Семья: | Гоминиды |
Подсемейство: | Люди |
Племя: | Люди |
Род: | гомо |
Разновидность: | Х. сапиенс |
Биномиальное имя | |
Мудрый человек Линней , 1758 г. | |
Подвиды | |
| |
Синонимы | |
Синонимия видов [1] |
В дополнение к общепринятому таксономическому названию Homo sapiens ( лат . «мудрец», Линней другие латинские названия человеческого вида 1758 г.), были созданы и для обозначения различных аспектов человеческого характера.
Общее название человеческого вида на английском языке исторически — man (от германского mann ), часто заменяемое латинским human (с 16 века).
На языках мира
[ редактировать ]Индоевропейские языки имеют ряд унаследованных от человечества терминов. Этимон человека встречается в германских языках и родственен Ману , имени человеческого прародителя в индуистской мифологии, а также встречается в индийских терминах, обозначающих человека (включая манушья , мануш и манава ).
Латинский homo происходит от индоевропейского корня dʰٵʰm- ' земля ' , как бы ' землянин ' . Он имеет родственники в балтийском (старопрусском zmūi ), германском (готическая гума ) и кельтском (староирландская дуина ). Это сравнимо с объяснением, данным в повествовании Бытия еврейскому Адаму ( אָדָם ) « человек » , происходящему от слова « красный, красновато-коричневый » . Этимологически это может быть этническая или расовая классификация (после «красноватого» цвета кожи, контрастирующего как с «белым», так и с «черным»), но в книге Бытия это относится к красноватому цвету земли, поскольку в повествовании первый человек образовался из земли. [2]
В других индоевропейских языках человек назван по причине его смертности, * mr̥tós означает « смертный » , так же в армянском «мард» , персидском «мард» , санскритском « марта» и греческом βροτός означает « смертный, человек » . Это сравнимо с семитским словом « человек » , представленным арабским инсан إنسان (родственным еврейскому ʼenōš אֱנוֹשׁ ), от корня « больной, смертный » . [3] Арабское слово оказало влияние в исламском мире и было принято во многих тюркских языках . Родное тюркское слово — киши . [4]
Греческое ἄνθρωπος ( антропос ) имеет неопределенное, возможно, догреческое происхождение. [5] Славянский человекъ также имеет неясную этимологию. [6]
Китайский иероглиф , используемый в восточноазиатских языках, — 人 , возникший как пиктограмма человеческого существа. Реконструированное древнекитайское произношение китайского слова — /ni[ŋ]/ . [7] Прото-сино-тибетское r-mi(j)-n дает начало древнекитайскому /*miŋ/ , современному китайскому 民 mín « народ » и тибетскому མི mi « человек, человеческое существо » .
В некоторых племенных или групповых обществах местный эндоним неотличим от слова « мужчины, человеческие существа » . Примеры: айны айну , инуктитут : инук , банту : банту , хоехое : хое-кхое , возможно, на уральском : венгерский мадьяр , манси mäńćī, maśi , от протоугорского * mańć- ' человек, человек ' . [ нужна ссылка ]
В философии
[ редактировать ]Смесь серьезного и ироничного самоназвания берет начало у Платона , который, с одной стороны, таксономически определял человека как «двуногое существо без перьев», [8] [9] а с другой — как ζῷον πολιτικόν ( zōon politikon ), как «политическое» или «государственностроительное животное» ( « термин Аристотеля, основанный на Государственном деятеле» Платона ).
Возвращаясь к zōon politikon Платона , можно привести ряд более поздних описаний человека как животного с определенными характеристиками. В частности, « животное, способное к рациональности», термин, используемый в средневековой схоластике (со ссылкой на Аристотеля), а также используемый Карлом Линнеем (1760). [ нужна ссылка ] и Иммануил Кант (1798 г.). [ нужна ссылка ] По той же схеме основаны животные социальные или « социальные животные » . [ по мнению кого? ] [ нужен год ] Animal Laborans ' работающее животное ' ( Ханна Арендт , 1958 г.) [10] ) и животное символикум , « символизирующее животное » ( Эрнст Кассирер, 1944).
Таксономия
[ редактировать ]Биномиальное название Homo sapiens было придумано Карлом Линнеем (1758 г.). [11] Названия других видов человека были введены начиная со второй половины XIX века ( Homo neanderthalensis 1864, Homo erectus 1892).
Не существует единого мнения относительно таксономического разграничения человеческих видов , человеческих подвидов и человеческих рас . С одной стороны, существует предположение, что H. sapiens idaltu (2003) недостаточно самобытен, чтобы его можно было отнести к подвиду. [12] С другой стороны, существует мнение, что генетическая изменчивость современной человеческой популяции достаточно велика, чтобы оправдать ее разделение на несколько подвидов. [ нужна ссылка ] Линней (1758) предложил разделить на пять подвидов: H. sapiens europaeus и H. s. афер , Х.с. americanus и H.s. asiaticus для европейцев, африканцев, американцев и азиатов. Это соглашение обычно соблюдалось до середины 20 века, иногда с вариациями или дополнениями, такими как H. s. tasmanianus для австралийцев. [13] Начиная с 1970-х годов от традиционного разделения современных человеческих популяций на таксономические подвиды постепенно отказались. [14] Аналогично есть предложения классифицировать неандертальцев. [15] и Homo rhodesiensis как подвиды H. sapiens , хотя последние два по-прежнему более распространены как отдельные виды внутри рода Homo, а не как подвиды внутри H. sapiens . [16]
Список биномиальных имен
[ редактировать ]Следующие имена имитируют биномиальную номенклатуру , в основном состоящую из Homo, за которой следует латинское прилагательное, характеризующее человеческую природу. Большинство из них были придуманы с середины 20-го века в подражание Homo sapiens , чтобы высказать какую-то философскую мысль (серьезную или ироничную), но некоторые восходят к 18-19 векам, как в Homostheticus против Homo o Economicus ; Homo loquens — это серьезное предположение Гердера, рассматривающее человеческий вид как определяемый использованием языка ; [17] Создатель Homo — средневековый термин, придуманный Николаем Кузанским по отношению к человеку как imago Dei .
Имя | Перевод | Примечания |
---|---|---|
Скрытый человек | "человек непостижимый" | Соловейчик, 1965 Одинокий человек веры |
Абсурдный человек | "абсурдный человек" | Джованни Патриарка Экономический человек, абсурд или путешественник? 2014 год |
Адаптивный человек | «адаптируемый человек» | Джованни Патриарка Экономический человек, абсурд или путешественник? 2014 год |
Поклоняющийся человек | "поклоняющийся человек" | Человек как агент поклонения, слуга Бога или богов. [18] |
Человек эстетический | «эстетический мужчина» | » Гете В «Вильгельме Мейстерсе Лерьяре — главный антагонист Homo o Economicus во внутреннем конфликте, терзающем философа. Homostheticus – это «человек-аристократ» в чувствах и эмоциях. [19] Диссанаяке (1992) использует этот термин, чтобы предположить, что появление искусства сыграло центральную роль в формировании человеческого вида. |
Любящий мужчина | "любящий мужчина" | Человек как любящий агент; Умберто Матурана 2008 г. [20] |
Человек-животное | «человек с душой» | Человек как обладатель animus sive mens (души или разума), Хайдеггер (1975). [19] |
Гомо апатикос | «апатичный человек» | Используется Авраамом Джошуа Хешелем в его книге «Пророки» для обозначения стоического представления об идеальном человеке, достигшем апатии . |
Жадный человек | "человек жадный" | Используется Барнеттом (1977) для человека, «активируемого жадностью». [21] |
Хомо комбинанс | «объединяющий человек» | Человек как единственный вид, который выполняет неограниченные комбинаторные операции, лежащие в основе синтаксиса и, возможно, других когнитивных способностей; Седрик Бёкс 2009. [22] |
Человеческий обмен | «общительный человек» | [ нужна ссылка ] |
Зараженный человек | «зараженный человек» | Предложено Ромео (1979) наряду с Homo inquinatus («загрязненный человек») «для обозначения современного человека, загрязненного собственными технологическими достижениями». [23] |
Создатель гомосексуалистов | «человек-творец» | Из-за Николая Кузанского в отношении человека как imago Dei ; расширен до Homo alter deus К.-О. Апель (1955). [24] |
Дегенерат | «дегенеративный человек» | Человек или человечество в целом, если они подвергаются регрессивному развитию ( деволюции ); Андрей Полеев 2013 [25] |
Гей-деменция | "сумасшедший" | Человек как единственное существо с иррациональными заблуждениями. Эдгар Морен , 1973. Утраченная парадигма: человеческая природа |
гомо бог | «человеческий бог» | Человек как бог, наделенный сверхъестественными способностями, такими как вечная жизнь, как описано в книге Юваля Ноя Харари 2015 года « Homo Deus: Краткая история завтрашнего дня». |
Homo dictyous | «сетевой человек» | Человечество как мозг, развившийся для социальных связей |
Человек учится | «ученый человек» | Способность человека учиться и адаптироваться, Генрих Рот , Теодор Вильгельм [ нужен год ] [ нужна ссылка ] |
Гомодокументатор | "документирующий человек" | Человеческая потребность и склонность документировать и систематизировать знания, Сюзанна Бриет в книге «Что такое документация?» , 1951 г. |
Домашний мужчина | «домашний мужчина» | Человек, обусловленный искусственной средой; Оскар Карвахаль, 2005 г. [26] Деррик Дженсен , 2006 г. [27] |
Человек, дающий и получающий | «отдавать и получать (ху) человека» | Человек, обусловленный свободным дарением и получением; Женевьева Вон, 2021 г. [28] |
Гомо дуплекс | «двойной человек» | Жорж-Луи Леклерк, граф Бюффон , 1754 год. [ нужна ссылка ] Оноре де Бальзак , 1846. Джозеф Конрад , 1903. Идея двойного или разделенного человека развита Эмилем Дюркгеймом (1912) для изображения взаимодействия животных и социальных тенденций человека. |
Экономический человек | «экономный человек» | Человек как рациональный и корыстный агент (19 век) |
Человек, который должен получить образование | "быть образованным" | Потребность человека в образовании до достижения зрелости, Генрих Рот, 1966 г. [ нужна ссылка ] |
Этический человек | «этичный человек» | Человек как этический агент. |
Эксцентричный человек | "не эгоцентричный" | Способность человека к объективности , человеческая саморефлексия , теория разума , Хельмут Плесснер , 1928 г. [ нужна ссылка ] |
гомо фабер | «человек-инструментальщик» «человек-изготовитель» "рабочий человек" | Карл Маркс , Кеннет Окли 1949, Макс Фриш 1957, Ханна Арендт . [10] |
Жестокий человек | "свирепый человек" | ТД Белый 1958 г. |
Благородный человек | "щедрый человек" | Тор Нёрретрандерс , Щедрый человек (2005) |
Человек географический | «человек на месте» | Роберт Д. Сак, Homo Geographicus (1997) |
Человек грамматики | «грамматический человек» | Использование человеком грамматики и языка , Фрэнк Палмер, 1971 г. |
Иерархический человек | «иерархический человек» | Луи Дюмон, 1966 год. |
Гуманный человек | «человеческий мужчина» | Используется как термин для человечества, рассматриваемого как человек в культурном смысле, в отличие от homo biologicus , человека, рассматриваемого как биологический вид (и, таким образом, синоним Homo sapiens ); в этих терминах различие было проведено Джоном Н. Дили (1973). [29] |
Лицемерный человек | «лицемерный человек» | Робин Хэнсон (2010); [30] также называется «человек, хитрый нарушитель правил» |
Подражание мужчине | «подражающий человеку» | Способность человека учиться и адаптироваться посредством подражания, Эндрю Н. Мельцов , 1988 г., Юрген Летмейт, 1992 г. [ нужна ссылка ] |
Безоружный человек | «беспомощный человек» | Человек как беззащитный, незащищенный, лишенный животных инстинктов. И. Ф. Блюменбах 1779 г., И. Г. Гердер 1784–1791 гг., Арнольд Гелен 1940 г. [ нужна ссылка ] |
Допрашивающий человек | "допрашивающий человек" | Человек — это вопрошающее или вопрошающее существо, существо, которое не только задает вопросы, но и способно задавать вопросы или исследовать, не имея при этом объекта, референтного для самого исследования, и способного постоянно задавать вопросы. Авраам Джошуа Хешель обсудил эту идею в своей книге 1965 года « Кто есть человек?» но Джон Брюин ввёл этот термин в своей книге 2001 года « Homo Interrogans: Вопросы и интенциональная структура познания». |
Невежественный человек | "невежественный человек" | Антоним к слову «знание» (Базан 1972, Ромео 1979:64) |
Перепончатый человек | «Человек, спрятанный внутри прямоугольника» | Используется философом Дэвидом Бентли Хартом для описания человечества, затерянного на экранах компьютеров и других устройств. [31] |
Мужчина, расследующий | "расследующий человек" | Человеческое любопытство и способность учиться методом дедукции, Вернер Лак, 1976 г. [ нужна ссылка ] |
Юридический человек | «юридический человек» | Homo juridicus определяет нормативный примат права, Ален Супио , 2007. [32] |
Рабочий человек | "рабочий человек" | Человеческие способности к разделению труда , специализации и знаниям в области мастерства , Теодор Литт, 1948 г. [ нужна ссылка ] |
Литургический человек | «человек, который вместе с другими участвует в ритуалах, распознающих и реализующих смысл» | Философ Джеймс К.А. Смит использует эти термины для описания основного образа жизни людей вместе с привычными практиками, которые одновременно воплощают и переориентируют нас на общие высшие блага. [33] |
Логичный человек | «человек, который хочет понять» | Homo Logicus движимы непреодолимым желанием понять, как все работает. Напротив, Homo Sapiens обладает сильным стремлением к успеху. Алан Купер , 1999 год. |
Мужчина говорит | «говорящий человек» | Человек как единственное животное, способное говорить, И. Г. Гердер, 1772 г., Дж. Ф. Блюменбах, 1779 г. [ нужна ссылка ] |
Разговорчивый мужчина | "болтущий человек" | пародийная вариация Homo loquens , использованная Анри Бергсоном (1943), Томом Вулфом (2006), [34] также в «Песне Лейбовицу» (1960). |
Мужчина играет | "играющий человек" | Фридрих Шиллер (1795 г.); Йохан Хейзинга , Homo Ludens (1938); Хидео Кодзима (2016). Характеристика человеческой культуры как по существу носящей характер игры. |
Лживый человек | "лживый человек" | Человек, способный лгать. Фернандо Вальехо [ нужна ссылка ] |
Человек метафизик | «метафизический человек» | Артур Шопенгауэр , 1819 г. [ нужна ссылка ] |
Мужчина рассказывает | «человек-рассказчик» | человек не только как разумный вид, но и как единственный, кто рассказывает истории, использованный Уолтером Фишером в 1984 году. [35] Также Пан рассказывает об «обезьяне-рассказчике» в «Наука о Плоском мире II: Земной шар». книге Терри Пратчетта , Яна Стюарта и Джека Коэна |
Убийство человека | "убийство человека" | Уолтер Буркерт , 1972 год. |
Homo neophilus и Homo neophobus. | «Человек, любящий новизну» и «Мужчина, боящийся новинок» соответственно. | придумано персонажами Иллюминатов ! Трилогия Роберта Ши и Роберта Антона Уилсона описывает два различных типа людей: один ищет и принимает новые идеи и ситуации ( неофилус ), а другой цепляется за привычки и боится нового ( неофоб ). |
Праздный человек | "бездельник" | В 11-м издании Британской энциклопедии человек определяется как «искатель наибольшей степени комфорта при минимально необходимых затратах энергии». В «Компендиуме беспокойных людей» Майкл Грини приписывает социологу Роберту Стеббинсу создание термина «homo otiosus» для обозначения привилегированного экономического класса «людей досуга», утверждая, что особенностью людей является то, что они (в отличие от других животных и машин) способны намеренной лени. [36] |
Страдающий человек | «страдающий человек» | Способность человека переносить страдания , Виктор Франкл , 1988 г. [ нужна ссылка ] |
Человек-путешественник | "человек-паломник" | Человек на пути к поиску Бога, Габриэль Марсель , 1945 год. [ нужна ссылка ] |
Мужчина - художник | «изображающий человека», «человек-художник» | Человеческое чувство эстетики, Ганс Йонас , 1961 год. |
Поэтический человек | «человек-поэт», «человек-творец смысла» | Эрнест Беккер, в книге «Структура зла: эссе об объединении науки о человеке» (1968). |
Религиозный человек | «религиозный человек» | Алистер Харди [ нужен год ] [ нужна ссылка ] |
Смеющийся человек | "смеющийся человек" | ГБ Милнер, 1969 г. [37] |
Мужчина, отвечающий взаимностью | «взаимный мужчина» | человек как кооперативный субъект, мотивированный улучшением окружающей среды и благосостояния; Сэмюэл Боулз и Герберт Гинтис , 1997 год. [38] |
Священный человек | «священный человек» или «проклятый человек» | в римском праве — человек, который запрещен и может быть убит кем угодно, но не может быть принесен в жертву во время религиозного ритуала. Итальянский философ Джорджио Агамбен берет эту концепцию за отправную точку своей основной работы Homo Sacer: Sovereign Power and Bare Life (1998). |
Человек крови | "кровавый человек" | Комментарий анатома У. Кобба о международных отношениях и возрастающей способности человека вести войну в Журнале Национальной медицинской ассоциации в 1969 и 1975 годах. [39] [40] |
Знающий человек | "знающий человек" | Используется Сигером Брабантским как прецедент Homo sapiens , отмечен Базаном (1972) (Ромео 1979:128). |
Сентиментальный человек | «сентиментальный мужчина» | человек, рожденный в цивилизации чувств, возвысивший чувства до категории ценности; человеческая способность сопереживать, но также идеализировать эмоции и делать их слугами идей. Милан Кундера в «Бессмертии» (1990), Юджин Хэлтон в «Лишенных разума: об упадке общественной мысли и перспективах ее обновления» (1995). |
Человек-человек | «социальный человек» | Человек как социальное существо. Присущ людям до тех пор, пока они не жили в полной изоляции. Питер Бергер и Томас Лукманн в «Социальном конструировании реальности» (1966). |
Социологический человек | «социологический человек» | пародийный термин; человеческий вид как склонный к социологии , Ральф Дарендорф . [ нужен год ] |
Гомо советикус | ( Собачья латынь означает «советский человек») | Саркастическое и критическое обращение к среднестатистическому конформисту в СССР и других странах Восточного блока . Этот термин был популяризирован советским писателем и социологом Александром Зиновьевым , написавшим книгу « Homo советикус» . |
Духовный человек | «Духовный человек» | По словам историка европейской религиозной истории Стивена Озмента . [41] |
Превосходный человек | "высший человек" | Придуман главным персонажем Олафа Стэплдона романа «Странный Джон» (1935) для обозначения таких мутантов, обладающих сверхспособностями , как он сам. Также встречается в комиксах Marvel « Люди Икс» (1963 – настоящее время), сериале BBC «Люди завтрашнего дня» (1973–1979) и Дэвида Боуи песне «Oh! You Pretty Things» 1971 года. |
Человек символический | «человек символической культуры» | Возникновение символической культуры. 2011 [Редакторы Кристофер С. Хеншилвуд и Франческо д'Эррико, Homo Symbolicus: Рассвет языка, воображения и духовности. [42] [43] |
Гомо симпатикос | «сочувствующий человек» | Термин, использованный Авраамом Джошуа Хешелем в его книге «Пророки» Бога для обозначения пророческого идеала для людей: сочувственное чувство или участие в заботах других, высшим выражением которого является участие в заботах, чувствах или пафосе . |
Человек технологический | «технологический человек» | Ив Гинграс 2005 похож на homo faber , в том смысле, что человек создает технологии как антитезу природе . [44] [45] |
Джоко Гомо | "человек-обезьяна" | Придуманная и определенная Бертрамом Генри Шеддаком в его трактате «Jocko-Homo Heavenbound» в 1924 году , эта фраза получила известность благодаря выпуску песни DEVO 1977 года « Jocko Homo ». |
В художественной литературе
[ редактировать ]В художественной литературе, особенно в научной фантастике и фэнтези , иногда вводятся названия человеческих видов, отражающие вымышленную ситуацию, в которой люди существуют рядом с другими, нечеловеческими цивилизациями. В научной фантастике слово «Землянин» (также Терран , Землянин и Гайанец ) часто используется, как бы называя человечество по планете его происхождения. Между прочим, эта ситуация параллельна мотиву наименования древних терминов, обозначающих человечество, включая самого человека ( homo , humanus ), происходящего от слова « земля » , чтобы противопоставить привязанных к земле людей небесным существам (т.е. божествам ) в мифологии .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Гроувс, CP (2005). Уилсон, Делавэр ; Ридер, Д.М. (ред.). Виды млекопитающих мира: таксономический и географический справочник (3-е изд.). Балтимор: Издательство Университета Джонса Хопкинса. ISBN 0-801-88221-4 . OCLC 62265494 .
- ^ Согласие Стронга
- ^ Согласие Стронга H852 , H605 .
- ^ Старостин, Сергей; Дыбо, Анна; Мудрак, Олег (2003), *k`i̯uĺe в: Этимологический словарь алтайских языков (Handbuch der Orientalistik; VIII.8), Лейден, Нью-Йорк, Кёльн: EJ Brill (starling.rinet.ru) .
- ^ Ромен Гарнье предложил другую этимологию в своей статье 2007 года «Nouvelles réflexions étymologiques autour du grec ἄνθρωπος», производя ее от протоиндоевропейского *n̥dʰreh₃kʷó- («то, что внизу»), следовательно, «земной, человеческий».
- ^ его первый элемент chelo- может быть родственным санскритскому kula- «семья, септ; стадо»; второй элемент -věkъ может быть родственным латышскому vaiks , литовскому vaĩkas "мальчик, ребенок". Макс Фасмер , Russisches Etymologisches Wörterbuch (1950–58).
- ↑ Реконструкция древнекитайского языка Бакстера-Сагарта (версия 1.1, 20 сентября 2014 г.)
- ^ Платон (1975) [1925]. « Государственный деятель ». Платон в двенадцати томах с английским переводом . Том. VIII (Государственный деятель, Филеб, Ион). Перевод Гарольда Н[орта] Фаулера . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета ; Лондон: Уильям Хайнеманн . стр. 40–41. ISBN 978-0-674-99182-8 .
Говорю: да не увидят двуногой ноги расе четвероногих, но, дав человека птице одной, пусть снова истребится стадо двуногих до малых и крылатых, [... ]
[Я говорю тогда, что нам следовало бы в то время разделить ходячих животных сразу на двуногих и четвероногих, а затем, видя, что человеческий род попадает в одно и то же деление с пернатыми существами и никакими другими, мы должны снова разделить класс двуногих на бесперых и пернатых, [...]] - ^ Платон определил человека как двуногое животное без перьев и получил аплодисменты. Диоген Синопский ощипал курицу и принес ее в лекционный зал, сказав: «Вот человек Платона!», Диоген Лаэртский , Жития философов 6.40
- ^ Jump up to: а б Ханна Арендт. Состояние человека . Чикаго: Издательство Чикагского университета, 1958 г.
- ^ Линне, Карл фон (1758). Система природы. Regnum Animale (10-е изд.). стр. 18, 20 . Проверено 19 ноября 2012 г. . Примечание. В 1959 году Линней был признан лектотипом Homo sapiens ( Stearn, WT 1959. «История вклада Линнея в номенклатуру и методы систематической биологии», Systematic Zoology 8 (1): 4-22, стр. 4). ), что означает, что, следуя номенклатурным правилам , Homo sapiens был обоснованно определен как вид животных, к которому принадлежал Линней.
- ^ «Эволюция человека: Из Эфиопии» . Макмиллан Паблишерс Лимитед. 12 июня 2003 года . Проверено 7 июня 2016 г. «Черепа Герто (Homo sapiens idaltu)» . Talkorigins орг . Проверено 7 июня 2016 г.
- ^ См., например, Джон Венделл Бэйли, Млекопитающие Вирджинии (1946), с. 356.; Журнал маммологии 26-27 (1945), с. 359.;Дж. Десмонд Кларк (редактор), Кембриджская история Африки , издательство Кембриджского университета (1982), стр. 141 (со ссылками).
- ^ например , Энциклопедия жизни животных Гржимека , том 11, стр. 55.
- ^ Хаблин, Джей-Джей (2009). «Происхождение неандертальцев» . Труды Национальной академии наук . 106 (38): 16022–7. Бибкод : 2009PNAS..10616022H . дои : 10.1073/pnas.0904119106 . JSTOR 40485013 . ПМЦ 2752594 . ПМИД 19805257 . Харвати, К.; Фрост, СР; МакНалти, КП (2004). «Пересмотр таксономии неандертальцев: значение трехмерных моделей приматов внутри- и межвидовых различий» . Учеб. Натл. акад. наук. США . 101 (5): 1147–52. Бибкод : 2004PNAS..101.1147H . дои : 10.1073/pnas.0308085100 . ПМК 337021 . ПМИД 14745010 .
- ^ « Король неандертальцев , 1864 год». Энциклопедия эволюции человека Уайли-Блэквелла . Чичестер, Западный Суссекс: Уайли-Блэквелл. 2013. С. 328–331.
- ^ Сравните alalus «неспособный к речи» как видовое название, данное окаменелостям яванского человека , которое в то время (1895 г.) считалось отражающим дочеловеческую стадию «обезьяно-человека» ( питекантропа ). Гердера Homo loquens был пародирован Анри Бергсоном (1943) как Homo loquax , т. е. человек болтливый или чрезмерно разговорчивый.
- ^ Александр Шмеман в 1973 году в своей книге «За жизнь мира». Эту тему подхватили доктор Джеймс Джордан из Института библейского горизонта и доктор Питер Лейтхарт из колледжа Нью-Сент-Эндрюс.
- ^ Jump up to: а б Ромео (1979), с. 4.
- ^ «Умберто Матурана, Метадизайн , часть III, 1 августа 1997 г.» . Архивировано из оригинала 11 мая 2015 года . Проверено 21 января 2016 г.
- ^ в то время как на классической латыни homo avarus означает просто «кто-то жадный» Ромео (1979), с. 15.
- ^ Язык в познании: раскрытие ментальных структур и стоящих за ними правил, Уайли Блэквелл ( ISBN 978-1-4051-5882-4 )
- ^ Ромео (1979), с. 29; и homo contaminatus , и homo inquinatus встречаются у Цицерона как описания людей.
- ^ Ромео (1979), с. 8.
- ^ Мудрый человек против дегенерата.
- ^ Homo , http://www.slideshare.net/carvajaladames/homo-domesticus-theory Домашняя теория
- ^ Финал, Том 2: Сопротивление , Seven Stories Press ( ISBN 1-58322-724-5 ).
- ^ Гипотеза об односторонней экономике подарков , https://www.arpejournal.com/wp-content/uploads/sites/2/2021/01/V16n1-The-unilateral-gift-economy-conjecture.pdf .
- ^ Дили и Ногар (1973), страницы 149 и 312, цитируется по Ромео (1979), стр. 18.
- ^ «Гомо лицемер» . Преодоление предвзятости .
- ^ Харт, Дэвид Бентли. (2021). Роланд в лунном свете . Анжелико. Страница 231.
- ^ Супио, Ален. (2007). Homo Juridicus: Об антропологической функции права . Версо.
- ^ Смит, Джеймс К.А. Желая Царства: поклонение, мировоззрение и культурное формирование . 2016. Страницы 57–59 (среди других мест).
- ^ Том Вулф, «Человеческий зверь» , Архивировано 28 февраля 2012 г. в Wayback Machine, 2006 г. лекция Джефферсона для Национального фонда гуманитарных наук .
- ^ Уолтер Р. Фишер, « Повествование как парадигма человеческого общения: случай публичного морального аргумента», Communication Monographs , 51 (1984), 1-20. Архивировано 22 декабря 2018 г. в Wayback Machine. doi : 10.1080/03637758409390180 [повтор. в «Современной риторической теории: читатель» , изд. Джона Луи Лукатеса, Селесты Мишель Кондит и Салли Кодилл (Нью-Йорк: The Guilford Press, 1999), стр. 265–87 (стр. 270) ].
- ^ Грини, Майкл (2016). «Лень: литературно-исторический взгляд» . Неугомонный сборник . стр. 183–190. дои : 10.1007/978-3-319-45264-7_22 . ISBN 978-3-319-45263-0 .
- ^ Милнер, Великобритания (1972). «Homo Ridens. К семиотической теории юмора и смеха». Семиотика . 5 (1): 1–30. дои : 10.1515/semi.1972.5.1.1 . S2CID 170413096 .
- ^ http://www.umass.edu/preferen/gintis/homo.pdf Homo reciprocans: исследовательская инициатива по происхождению,Размеры и политические последствия взаимной справедливости
- ^ «Homo Sanguinis против Homo Sapiens: современная дилемма человечества» . Журнал Национальной медицинской ассоциации . 61 (5): 437–439. 1969. ЧВК 2611676 .
- ^ Кобб, WM (май 1975 г.). «Взгляд анатома на человеческие отношения. Homo sanguinis против Homo sapiens — современная дилемма человечества» . J Natl Med Assoc . 67 (3): 187–95, 232. ПМЦ 2609302 . ПМИД 1142453 .
- ^ «Homo Spiritalis: сравнительное исследование антропологии Иоганна Таулера , Жана Герсона и Мартина Лютера (1509–16) в контексте их богословской мысли» . Лейден: Э. Дж. Брилл, 1969.
- ^ Homo Symbolicus: Рассвет языка, воображения и духовности: Amazon.co.uk: Хеншилвуд, Кристофер С., д'Эррико, Франческо: 9789027211897: Книги . АСИН 9027211892 .
- ^ Хеншилвуд, Кристофер С. «Хеншилвуд, К. и д'Эррико, Ф. (редакторы). 2011. Homosymbolicus: Рассвет языка, воображения и духовности. Амстердам, Бенджаминс» .
- ^ Гинграс, Ив (2005). Похвала homo techno-logicus . Сен-Лоран, королевский адвокат : Les Editions Fides. ISBN 2-7621-2630-4 .
- ^ Уорвик, Кевин (2016). «Homo Technologicus: угроза или возможность?» . Философии . 1 (3): 199–208. doi : 10.3390/philosophies1030199 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Луиджи Ромео, Ecce Homo!: Лексикон человека , издательство John Benjamins Publishing, 1979.