Пизанский романский стиль
Годы активности | 11-13 века |
---|---|
Расположение | Италия |
Пизанский романский стиль — вариант романского архитектурного стиля , сложившегося в Пизе в конце X века и оказавшего влияние на обширную географическую территорию в то время, когда город был мощной морской республикой (со второй половины XI века по первый из 13 века).
Пизанская романская культура развивалась прежде всего на строительных площадках Пьяцца деи Мираколи (некоторые стилистические элементы можно заметить и в более ранних постройках), а оттуда распространилась на другие пизанские проекты, на территории, контролируемые Пизанской Республикой (в том числе Корсика и Сардиния и вплоть до Эльбы. [1] ) и в Тоскану , особенно северную полосу от Лукки до Пистойи .
Архитектура
[ редактировать ]История
[ редактировать ]Пизанский романский стиль обрел популярность «как по волшебству» в месте в Пизе, которое позже стало известно как Пьяцца деи Мираколи. Здесь последовательно Пизанский собор (Дуомо), Пизанский баптистерий , колокольня (ныне известная как Пизанская башня ), Кампосанто Монументале ди Пиза . были возведены [1] Можно указать на несколько структур-предшественников, которые демонстрировали некоторые элементы стиля (Колларета перечисляет базилику Сан-Дзено, Верону , Сан-Пьеро-а-Градо , апсиду церкви Санта-Кристина). [ который? ] на левом берегу Арно ). Хотя эти здания имели некоторые черты, похожие на пизанский романский стиль, определенный Дуомо (длинные ряды глухих арок под карнизами , керамические бачини внутри арок, настенные украшения из круглых или ромбовидных сундуков ), их связь с Дуомо, грандиозная « увертюра » этого стиля относительно слаба. [2] Этот стиль в первую очередь возник при строительстве Пизанского собора и приписывается его архитекторам Бушето и его преемнику Райнальдо . [3]
Четко определенный стиль был популярен с 11 по начало 13 века. в то время как Пизанская республика находилась на пике своего развития. [1] Пизанский романский стиль продемонстрировал необычайную долговечность; некоторые его элементы были видны в новом строительстве в Пизе даже после перехода к готической архитектуре позже, в 13 веке. [4]
Функции
[ редактировать ]Стиль успешно объединил элементы, полученные из разных источников: [1] [5]
- наложение лоджий , опор и аркад пришло из ломбардско-романского стиля ;
- общие планы были заимствованы из римско-христианской архитектуры ;
- купол собора был перенесен из византийской архитектуры ;
- некоторые другие особенности (угловые ниши с овальным куполом , вставки из цветного мрамора и темные полосы на внешних стенах) пришли из византийской или исламской архитектуры.
Влияние
[ редактировать ]Исследователи называют некоторые примечательные сооружения, на которые непосредственно повлияли оригинальные здания на площади: [1] [6]
- Сан-Паоло-а-Рипа-д'Арно , также в Пизе (уменьшенная версия Дуомо);
- Санто-Сеполькро, Пиза , уменьшенная версия Дуомо; [6]
- Сан-Фредиано, Пиза , заимствованный из Баптистерия (и Купола Скалы );
- поблизости несколько церквей: часовня Сант-Агата , Сан-Пьерино , Сан-Фредиано , Сант-Андреа , Сан-Паоло-аль-Орто и Сан-Микеле-ин-Борго .
Влияние пизанского романского стиля распространилось далеко за пределы Пизы: [6]
- поскольку Пиза была в то время важной морской державой, ее архитектура была экспортирована в районы, контролируемые тогда Пизой: Сардиния и Корсика , Лигурия , Апулия и даже на берега Адриатического моря ( Марке и Хорватия );
- На суше стиль затронул несколько мест, имевших деловые связи с Пизой, в частности Лукку и Пистойю .
Известные и географически распространенные примеры включают части Генуэзского собора , Сан-Джованни-Фуорицивитас , Санта-Гиста-ин-Баццано , собора Масса-Мариттима , собора Трои . [7]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и Вальдес, Пистолези и Паули 1994 , с. 7.
- ^ Колларета 2022 , с. 439
- ^ Барсали 1972 .
- ^ Колларета 2022 , с. 443.
- ^ Колларета 2022 , стр. 439–440.
- ^ Перейти обратно: а б с Колларета 2022 , с. 442.
- ^ Конант 1993 , с. 383.
Источники
[ редактировать ]- Вальдес, Г.; Пистолези, А.; Паули, Э. (1994). «Пизанский романский стиль» . Искусство и история Пизы . Серия «Искусство и история». Куклы. п. 7. ISBN 978-88-8029-024-7 . Проверено 2 декабря 2023 г.
- Колларета, Марко (15 апреля 2022 г.). «Искусство в Пизе в средние века». Спутник средневековой Пизы . БРИЛЛ. стр. 435–455. дои : 10.1163/9789004512719_020 . ISBN 978-90-04-51271-9 .
- Барсали, Иса Белли (1972). «Бускето (Бускетус, Бускетто, Боскетто)» . Биографический словарь итальянцев , том 15: Буффоли – Каччианемичи (на итальянском языке). Рим: Институт итальянской энциклопедии . ISBN 978-8-81200032-6 .
- Конант, К.Дж. (1993). Каролингская и романская архитектура, 800–1200 гг . Серия «История искусства Пеликана» издательства Йельского университета. Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-05298-5 . Проверено 9 декабря 2023 г.