Жан Франсэ
Жан Рене Дезире Франсэ (англ. Французский: [fʁɑ̃sɛ] ; 23 мая 1912, Ле-Ман — 25 сентября 1997, Париж) — французский -неоклассик композитор , пианист и оркестратор , известный своим плодовитым творчеством и ярким стилем.
Жизнь
[ редактировать ]Природные способности Франсе с раннего возраста поощрялись его семьей. Его отец, директор консерватории Ле-Мана, был музыковедом , композитором и пианистом, а мать — преподавателем пения . Жан Франсэ учился в консерватории Ле-Мана, а затем в Парижской консерватории , и ему было всего шесть лет, когда он начал сочинять музыку, стиль которой находился под сильным влиянием Равеля. [ 1 ] Первая публикация Франсе, вышедшая в 1922 году, привлекла внимание композитора, работавшего в издательстве, который направил одаренного мальчика к талантливой учительнице Наде Буланже (которая после смерти сестры в 1918 году бросила сочинение и посвятила себя жизнь преподаванию, дирижированию и игре на органе). [ 2 ] Буланже поощряла карьеру Франсе, считая молодого композитора одним из лучших, если не лучшим, из своих учеников. известный пианист и педагог Исидор Филипп Его обучал также . Сам Франсе часто исполнял свои собственные произведения, вызывая одобрение публики; в частности, на премьере его Концертино для фортепиано с оркестром на фестивале в Баден-Бадене в 1932 году.
К 1932 году Франсэ исполнил свои «Huit Bagatelles» на Венском фестивале в исполнении квартета Колиш и он сам за фортепиано, а в Париже в 1933 году прозвучало его Концертино для фортепиано с оркестром. [ 3 ] Композиции Франсе продолжали звучать в Париже в 1930-е годы. Струнное трио (1933), фантазия для виолончели с оркестром, три дуэта для двух сопрано, сонатина для скрипки и фортепиано, квинтет и серенада для малого оркестра (1934). В 1935 году состоялась премьера его Четверного концерта для флейты, гобоя, кларнета, фагота и оркестра, а в 1936 году — фортепианного концерта. [ 3 ]
Музыка Франсе также использовалась в балетах: Le Roi nu , Les Malheurs de Sophie (оба для Парижа) и Jeu Sentimental (для Брюсселя). [ 3 ]
Франсэ был опытным пианистом с раннего возраста, получил первую премию по фортепиано в Парижской консерватории и гастролировал по Европе и США. [ 1 ] В частности, он выступал в дуэте с французским виолончелистом Морисом Жандроном , а также исполнил Концерт для двух фортепиано Пуленка с Фрэнсисом Пуленком на нескольких выступлениях, когда Жак Февье был недоступен. В 1964 году Франс даже представил премьеру своего концерта для двух фортепиано вместе со своей дочерью, пианисткой Клод Франсэ. [ 1 ]
Основным занятием Жана Франсе была его чрезвычайно активная композиторская карьера. Он оставался плодовитым на протяжении всей своей жизни; даже в 1981 году Франсэ называл себя «постоянно сочиняющим», едва заканчивая одно произведение, прежде чем начать другое, и продолжал так до своей смерти в 1997 году. В 1991 году Франсе был удостоен звания офицера Почётного легиона .
Музыка
[ редактировать ]Морис Равель сказал о юном Франсе родителям мальчика: «Среди детских дарований я отмечаю прежде всего самое плодотворное, которым может обладать художник, — любопытство: вы не должны подавлять эти драгоценные дары ни сейчас, ни когда-либо, иначе вы рискуете позволить этой юной чувствительности засыхать». [ 4 ] Этого не произошло, и он процветал: Франсэ был плодовитым композитором, написавшим более 200 произведений в самых разных стилях.
Поскольку он был пианистом-виртуозом, во многих его произведениях используется фортепиано, особенно в многочисленных камерных произведениях, которые он написал почти для всех оркестровых инструментов и стандартных ансамблей. Он был опытным оркестратором, что отражалось в использовании им тональных цветов. Франсэ написал большинство своих ранних произведений для саксофона в период с середины 1930-х до начала 1960-х годов. [ 5 ] Франсэ писал произведения во многих крупных музыкальных формах, включая концерты , симфонии , оперу , театр , балет , [ 1 ] и произведения, основанные на традициях, вышедших из моды в 20 веке, такие как кантата . Одна из его ораторий, озаглавленная « L'apocalypse selon St. Jean» , написанная в 1939 году, «использует хоровые псалмы и полный оркестр со второй инструментальной группой, включающей саксофоны, аккордеон, мандолину и гитару (изображающие ад); произведение было исполнено на ISCM в Вене (1932 г.) и Палермо (1949 г.)». [ 6 ] Хотя он часто придавал современный смысл старым способам выражения, он был признанным неоклассиком, отвергавшим атональность и бесформенные блуждания, и для своих вокальных установок он черпал из великой литературы прошлого. Он также написал музыку к десяти фильмам для режиссера Саши Гитри .
Стиль Франсе отличается легкостью и остроумием, а также разговорным стилем взаимодействия музыкальных линий. На протяжении всей его карьеры это мало что меняло; хотя на него повлияли композиторы, которыми он восхищался (такие как Эммануэль Шабрие , Игорь Стравинский , Морис Равель и Франсис Пуленк), он интегрировал то, что почерпнул, в свою собственную особую эстетику, которая уже была очевидна в его ранних работах.
Избранные работы
[ редактировать ]- Полный список см. в разделе «Список произведений Жана Франсе» .
- Скерцо (1932), его первое зрелое произведение для фортепиано соло.
- Уит Багатели , для фортепиано и струнного квартета (1932)
- Концертино для фортепиано с оркестром (1932)
- Струнное трио (1933)
- Квартет для духовых инструментов (1933)
- Пляж , балет (1933)
- Сонатина, для скрипки и фортепиано (1934)
- Квинтет, для флейты, арфы и струнного трио (1934)
- Серенада, для небольшого оркестра (1934)
- Серенада (Андантино из «Серенады для малого оркестра», 1934) – (аранж. Мориса Жандрона , 1953)
- Petit Four , квартет саксофонов (1935)
- «Несчастья Софи» , балет (1935)
- Концертное фортепиано (1936)
- Пять портретов молодых девушек , фортепиано (1936)
- Хромой дьявол , Опера (1937)
- Рондино стаккато (из оперы «Дьявол Ламе» , 1937) – (аранжировка Мориса Жандрона , 1953)
- Апокалипсис по словам святого Иоанна , Оратория (1939)
- Апостроф , музыкальная комедия (1940).
- Берсез (из «Апострофа», 1940) – (аранжировка Мориса Жандрона , 1953)
- Дивертисмент для фагота и струнного квинтета или оркестра (1942) - посвящен Уильяму Уотерхаусу.
- Белый Арлекин , балет (1944)
- Вечный механизм (из «Белого Арлекина», 1944) – (аранжировка Мориса Жандрона , 1953)
- L'Heure du Berger , секстет для фортепиано и духового квинтета (1947)
- Духовой квинтет №1 (1948) [1]
- Девы ночи , балет (1948)
- Ноктюрн (из «Ночных девиц» , 1948) — (аранжировка Мориса Жандрона , 1951)
- Симфония соль мажор (1953)
- Дивертисмент, для валторны и фортепиано (1953)
- Дивертисмент, для флейты и фортепиано (1953; оркестровка 1974 г.)
- Наполеон , музыка к фильму (1954)
- Если бы нам сказали о Париже, музыка к фильму (1956)
- Часы «Флора » для гобоя и оркестра (1959)
- Концерт для клавесина (1959)
- Сюита для флейты соло (1962)
- Шесть прелюдий для струнного оркестра (1963)
- Двойной фортепианный концерт (1965)
- Принцесса Клевская , Опера (1965)
- Концерт для флейты (1966)
- Концерт для кларнета (1967)
- Концерт для скрипки №1 (1968)
- Квартет, для английского рожка и струнного трио (1970)
- Концерт для контрабаса с оркестром (1974)
- Le gai Paris , для трубы и духовых инструментов (1974)
- Кассация , для трех оркестров (1975)
- Пять маленьких дуэтов , для флейты и арфы (1975)
- Вариации на приятную тему для фортепиано и духовых инструментов (1976)
- Квинтет для кларнета и струнного квартета (1977)
- Серенада, для гитары (1978)
- Концерт для фагота и 11 струн (1979)
- Экспромт, для флейты и 11 струн (1983)
- Концерт для тромбона и 10 духовых инструментов (1983)
- Соната для блокфлейты и гитары (1984)
- Двойной концерт для флейты, кларнета и оркестра (1991)
- Концерт для аккордеона (1993)
- Трио для гобоя, фагота и фортепиано (1994) – посвящено Уильяму Уотерхаусу.
- Соната для флейты и фортепиано (1996)
- Девять рассказов Таллемана де Рео для баритона, тенор-саксофона и фортепиано (1997) - последнее завершенное произведение Франсе.
- Триумфальный марш для 4-х труб и органа.
Ссылки
[ редактировать ]- Беллиер, Мюриэль. «Франсэ, Жан (Рене Дезире)», Grove Music Online . (доступ по подписке). Архивировано 16 мая 2008 г. на Wayback Machine.
- ^ Jump up to: а б с д «Франсэ, Жан Рене (23 мая 1912, Ле-Ман)». Гарвардский биографический словарь музыки . Кембридж: Издательство Гарвардского университета, 2003. Справочник кредо. Веб. 1 октября 2012 г.
- ^ «Буланже, Надя». Британская краткая энциклопедия . Чикаго: Британская энциклопедия, 2009. Справочник кредо. Веб. 1 октября 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с Ландорми П. Французская музыка по Дебюсси. Галлимар, Париж, 1943, стр. 368–69.
- ^ "Франсэ, Жан (Рене Дезире)". Словарь музыки и музыкантов New Grove. Лондон/Нью-Йорк: Macmillan Publishers Limited, 2001, стр. 138.
- ^ Гордон, Дэниел. «Музыкальные обзоры — инструментальная сольная и ансамблевая музыка: Жан Франсэ, «Сюита для четырех саксофонов»; М. Уильям Карлинс, «Night Light: Quartet no. 3 для саксофонов"." Примечания: Ежеквартальный журнал Ассоциации музыкальных библиотек 51.3 (1995): 1146–48. Полный текст Международного указателя музыкальных периодических изданий . Веб. 3 октября 2012 г.
- ^ "Франсэ, Жан Рене (23 мая 1912, Ле-Ман)". Гарвардский биографический словарь музыки. Кембридж: Издательство Гарвардского университета, 2003. Справочник кредо. Веб. 1 октября 2012 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Литература Жана Франсе и о нем в Немецкой национальной библиотеки каталоге
- Официальный сайт Жана Франсе. Архивировано 12 мая 2008 г. в Wayback Machine (на французском языке).
- Жан Франсэ Шотт
- Жан Франсе на IMDb
- Столетие со дня рождения Жана Франсе jeanfrancaix-centenaire2012.org (на французском языке)
- Познакомьтесь с композитором Жаном Франсе – 100-летие Жана Франсе – 2012 г.
- 1912 рождений
- 1997 смертей
- Неоклассические композиторы
- Французские оперные композиторы
- Французские оперные композиторы-мужчины
- Французские композиторы балета
- Французские классические пианисты XX века
- Похороны на кладбище Пер-Лашез
- Люди из Ле-Мана
- Выпускники Парижской консерватории
- Французские композиторы музыки к фильмам
- Французские композиторы-мужчины для фильмов
- Дети-классические музыканты
- Ученики Исидора Филиппа