Jump to content

Жан Франсэ

(Перенаправлено с Жана Франсе )

Жан Рене Дезире Франсэ (англ. Французский: [fʁɑ̃sɛ] ; 23 мая 1912, Ле-Ман — 25 сентября 1997, Париж) — французский -неоклассик композитор , пианист и оркестратор , известный своим плодовитым творчеством и ярким стилем.

Природные способности Франсе с раннего возраста поощрялись его семьей. Его отец, директор консерватории Ле-Мана, был музыковедом , композитором и пианистом, а мать — преподавателем пения . Жан Франсэ учился в консерватории Ле-Мана, а затем в Парижской консерватории , и ему было всего шесть лет, когда он начал сочинять музыку, стиль которой находился под сильным влиянием Равеля. [ 1 ] Первая публикация Франсе, вышедшая в 1922 году, привлекла внимание композитора, работавшего в издательстве, который направил одаренного мальчика к талантливой учительнице Наде Буланже (которая после смерти сестры в 1918 году бросила сочинение и посвятила себя жизнь преподаванию, дирижированию и игре на органе). [ 2 ] Буланже поощряла карьеру Франсе, считая молодого композитора одним из лучших, если не лучшим, из своих учеников. известный пианист и педагог Исидор Филипп Его обучал также . Сам Франсе часто исполнял свои собственные произведения, вызывая одобрение публики; в частности, на премьере его Концертино для фортепиано с оркестром на фестивале в Баден-Бадене в 1932 году.

К 1932 году Франсэ исполнил свои «Huit Bagatelles» на Венском фестивале в исполнении квартета Колиш и он сам за фортепиано, а в Париже в 1933 году прозвучало его Концертино для фортепиано с оркестром. [ 3 ] Композиции Франсе продолжали звучать в Париже в 1930-е годы. Струнное трио (1933), фантазия для виолончели с оркестром, три дуэта для двух сопрано, сонатина для скрипки и фортепиано, квинтет и серенада для малого оркестра (1934). В 1935 году состоялась премьера его Четверного концерта для флейты, гобоя, кларнета, фагота и оркестра, а в 1936 году — фортепианного концерта. [ 3 ]

Музыка Франсе также использовалась в балетах: Le Roi nu , Les Malheurs de Sophie (оба для Парижа) и Jeu Sentimental (для Брюсселя). [ 3 ]

Франсэ был опытным пианистом с раннего возраста, получил первую премию по фортепиано в Парижской консерватории и гастролировал по Европе и США. [ 1 ] В частности, он выступал в дуэте с французским виолончелистом Морисом Жандроном , а также исполнил Концерт для двух фортепиано Пуленка с Фрэнсисом Пуленком на нескольких выступлениях, когда Жак Февье был недоступен. В 1964 году Франс даже представил премьеру своего концерта для двух фортепиано вместе со своей дочерью, пианисткой Клод Франсэ. [ 1 ]

Основным занятием Жана Франсе была его чрезвычайно активная композиторская карьера. Он оставался плодовитым на протяжении всей своей жизни; даже в 1981 году Франсэ называл себя «постоянно сочиняющим», едва заканчивая одно произведение, прежде чем начать другое, и продолжал так до своей смерти в 1997 году. В 1991 году Франсе был удостоен звания офицера Почётного легиона .

Морис Равель сказал о юном Франсе родителям мальчика: «Среди детских дарований я отмечаю прежде всего самое плодотворное, которым может обладать художник, — любопытство: вы не должны подавлять эти драгоценные дары ни сейчас, ни когда-либо, иначе вы рискуете позволить этой юной чувствительности засыхать». [ 4 ] Этого не произошло, и он процветал: Франсэ был плодовитым композитором, написавшим более 200 произведений в самых разных стилях.

Поскольку он был пианистом-виртуозом, во многих его произведениях используется фортепиано, особенно в многочисленных камерных произведениях, которые он написал почти для всех оркестровых инструментов и стандартных ансамблей. Он был опытным оркестратором, что отражалось в использовании им тональных цветов. Франсэ написал большинство своих ранних произведений для саксофона в период с середины 1930-х до начала 1960-х годов. [ 5 ] Франсэ писал произведения во многих крупных музыкальных формах, включая концерты , симфонии , оперу , театр , балет , [ 1 ] и произведения, основанные на традициях, вышедших из моды в 20 веке, такие как кантата . Одна из его ораторий, озаглавленная « L'apocalypse selon St. Jean» , написанная в 1939 году, «использует хоровые псалмы и полный оркестр со второй инструментальной группой, включающей саксофоны, аккордеон, мандолину и гитару (изображающие ад); произведение было исполнено на ISCM в Вене (1932 г.) и Палермо (1949 г.)». [ 6 ] Хотя он часто придавал современный смысл старым способам выражения, он был признанным неоклассиком, отвергавшим атональность и бесформенные блуждания, и для своих вокальных установок он черпал из великой литературы прошлого. Он также написал музыку к десяти фильмам для режиссера Саши Гитри .

Стиль Франсе отличается легкостью и остроумием, а также разговорным стилем взаимодействия музыкальных линий. На протяжении всей его карьеры это мало что меняло; хотя на него повлияли композиторы, которыми он восхищался (такие как Эммануэль Шабрие , Игорь Стравинский , Морис Равель и Франсис Пуленк), он интегрировал то, что почерпнул, в свою собственную особую эстетику, которая уже была очевидна в его ранних работах.

Избранные работы

[ редактировать ]
Полный список см. в разделе «Список произведений Жана Франсе» .
  • Скерцо (1932), его первое зрелое произведение для фортепиано соло.
  • Уит Багатели , для фортепиано и струнного квартета (1932)
  • Концертино для фортепиано с оркестром (1932)
  • Струнное трио (1933)
  • Квартет для духовых инструментов (1933)
  • Пляж , балет (1933)
  • Сонатина, для скрипки и фортепиано (1934)
  • Квинтет, для флейты, арфы и струнного трио (1934)
  • Серенада, для небольшого оркестра (1934)
  • Серенада (Андантино из «Серенады для малого оркестра», 1934) – (аранж. Мориса Жандрона , 1953)
  • Petit Four , квартет саксофонов (1935)
  • «Несчастья Софи» , балет (1935)
  • Концертное фортепиано (1936)
  • Пять портретов молодых девушек , фортепиано (1936)
  • Хромой дьявол , Опера (1937)
  • Рондино стаккато (из оперы «Дьявол Ламе» , 1937) – (аранжировка Мориса Жандрона , 1953)
  • Апокалипсис по словам святого Иоанна , Оратория (1939)
  • Апостроф , музыкальная комедия (1940).
  • Берсез (из «Апострофа», 1940) – (аранжировка Мориса Жандрона , 1953)
  • Дивертисмент для фагота и струнного квинтета или оркестра (1942) - посвящен Уильяму Уотерхаусу.
  • Белый Арлекин , балет (1944)
  • Вечный механизм (из «Белого Арлекина», 1944) – (аранжировка Мориса Жандрона , 1953)
  • L'Heure du Berger , секстет для фортепиано и духового квинтета (1947)
  • Духовой квинтет №1 (1948) [1]
  • Девы ночи , балет (1948)
  • Ноктюрн (из «Ночных девиц» , 1948) — (аранжировка Мориса Жандрона , 1951)
  • Симфония соль мажор (1953)
  • Дивертисмент, для валторны и фортепиано (1953)
  • Дивертисмент, для флейты и фортепиано (1953; оркестровка 1974 г.)
  • Наполеон , музыка к фильму (1954)
  • Если бы нам сказали о Париже, музыка к фильму (1956)
  • Часы «Флора » для гобоя и оркестра (1959)
  • Концерт для клавесина (1959)
  • Сюита для флейты соло (1962)
  • Шесть прелюдий для струнного оркестра (1963)
  • Двойной фортепианный концерт (1965)
  • Принцесса Клевская , Опера (1965)
  • Концерт для флейты (1966)
  • Концерт для кларнета (1967)
  • Концерт для скрипки №1 (1968)
  • Квартет, для английского рожка и струнного трио (1970)
  • Концерт для контрабаса с оркестром (1974)
  • Le gai Paris , для трубы и духовых инструментов (1974)
  • Кассация , для трех оркестров (1975)
  • Пять маленьких дуэтов , для флейты и арфы (1975)
  • Вариации на приятную тему для фортепиано и духовых инструментов (1976)
  • Квинтет для кларнета и струнного квартета (1977)
  • Серенада, для гитары (1978)
  • Концерт для фагота и 11 струн (1979)
  • Экспромт, для флейты и 11 струн (1983)
  • Концерт для тромбона и 10 духовых инструментов (1983)
  • Соната для блокфлейты и гитары (1984)
  • Двойной концерт для флейты, кларнета и оркестра (1991)
  • Концерт для аккордеона (1993)
  • Трио для гобоя, фагота и фортепиано (1994) – посвящено Уильяму Уотерхаусу.
  • Соната для флейты и фортепиано (1996)
  • Девять рассказов Таллемана де Рео для баритона, тенор-саксофона и фортепиано (1997) - последнее завершенное произведение Франсе.
  • Триумфальный марш для 4-х труб и органа.
  1. ^ Jump up to: а б с д «Франсэ, Жан Рене (23 мая 1912, Ле-Ман)». Гарвардский биографический словарь музыки . Кембридж: Издательство Гарвардского университета, 2003. Справочник кредо. Веб. 1 октября 2012 г.
  2. ^ «Буланже, Надя». Британская краткая энциклопедия . Чикаго: Британская энциклопедия, 2009. Справочник кредо. Веб. 1 октября 2012 г.
  3. ^ Jump up to: а б с Ландорми П. Французская музыка по Дебюсси. Галлимар, Париж, 1943, стр. 368–69.
  4. ^ "Франсэ, Жан (Рене Дезире)". Словарь музыки и музыкантов New Grove. Лондон/Нью-Йорк: Macmillan Publishers Limited, 2001, стр. 138.
  5. ^ Гордон, Дэниел. «Музыкальные обзоры — инструментальная сольная и ансамблевая музыка: Жан Франсэ, «Сюита для четырех саксофонов»; М. Уильям Карлинс, «Night Light: Quartet no. 3 для саксофонов"." Примечания: Ежеквартальный журнал Ассоциации музыкальных библиотек 51.3 (1995): 1146–48. Полный текст Международного указателя музыкальных периодических изданий . Веб. 3 октября 2012 г.
  6. ^ "Франсэ, Жан Рене (23 мая 1912, Ле-Ман)". Гарвардский биографический словарь музыки. Кембридж: Издательство Гарвардского университета, 2003. Справочник кредо. Веб. 1 октября 2012 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 948fe924affa64c20fba5668a638b746__1724226420
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/94/46/948fe924affa64c20fba5668a638b746.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Jean Françaix - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)