Елена (роман Мачадо де Ассис)
«Хелена» — роман бразильского писателя Мачадо де Ассис . Впервые оно было опубликовано в 1876 году.
Краткое содержание сюжета
[ редактировать ]Роман начинается с семьи Эстасио, чей отец, Консельхейру Вале, только что умер. В своем завещании Консельейру признал внебрачную дочь, ранее неизвестную как Эстасиу, так и его тете донье Урсуле, с которой он делит семейный дом. Дочь Хелена приходит на смешанный прием. Эстасио тепло приветствует ее, в то время как его тетя выказывает явное колебание по поводу этого неизвестного человека. В то время как Эстасио все больше любит свою сводную сестру, Хелене в ряде событий удается также завоевать расположение суровой доньи Урсулы.
Жизнь в их семье протекает гармонично. Тем временем Эстасио, косвенно из-за привязанности к Елене, откладывает помолвку с красивой, но менее ловкой Евгенией. В самом начале романа выясняется, что Хелена хранила секрет, который, по-видимому, связан с домом неподалеку, мимо которого Эстасио и Хелена часто проезжают во время верховой езды. Позже выясняется, что биологический отец Хелены, которым не является Консельхейру Вейл, живет в доме, но страдает.
В этот момент за Хеленой ухаживает друг Эстасио, Мендонса, хотя влечение, которое Эстасио испытывает к Хелене, очень очевидно для читателя. Эстасио так и не осознал эту привязанность по-настоящему, пока проповедник Мельхиор не предупредил Эстасио, что он испытывает романтическую любовь к своей новой сестре. Когда это раскрывается, читатель узнает, что Хелена действительно не дочь Консельхейру Вейл и, следовательно, не является кровной родственницей Эстасио.
Однако нежелание Хелены признать, что она на самом деле не связана с семьей и, следовательно, ее никогда не следовало признавать, оказывает слишком сильное воздействие на ее совесть, и она заболевает. Хелена не выздоравливает, и у ее смертного одра Эстасио приходит в ужас и обезумел.
Основные темы
[ редактировать ]В более ранних романтических произведениях Мачадо де Ассиса роль женской фигуры является важной и постоянной темой. [ 1 ] Когда приезжает Хелена, возникает атмосфера подозрений относительно ее происхождения, особенно со стороны доньи Урсулы. Хелена во многих отношениях является переходным персонажем между увядающими аристократическими ценностями земельной олигархии и зарождающимся городским средним классом. [ 2 ] Важность касты очевидна у представителей романа старшего поколения: доньи Урсулы и Камарго. До социальных перемен того периода женский отбор на брак был источником поддержания социальной иерархии.
Тем не менее, для Эстасио вопрос о поступлении Хелены в класс не имеет большого значения, и вместо этого он передается Хелене за ее добродетели и навыки, которыми она обладает. Это новая женская ловкость, которую растущий средний класс хвалит в женщинах. В отличие от аристократических ценностей, тяготевших к праздной красоте и украшениям, новая этика ценила трудолюбие и домашнюю полезность в женской фигуре. [ 3 ] Хелена была этой моделью.
Хелена рассматривается как свет будущего; однако давление существующей социальной структуры не оставляет ей места в обществе. В ловушке отчаяния Хелена заболевает и умирает, воспользовавшись таким образом единственным возможным спасением в то время. Она представлена как образец и мученица для будущего поколения женщин.
Литературные школы Бразилии XIX века
[ редактировать ]В Бразилии XIX века основы национальной литературы были основаны на включении романа как подходящего жанра. [ 4 ] Отечественные романы подвергались пристальному вниманию с точки зрения их влияния на общество и, в частности, на молодежь страны. До последней четверти XIX века преобладающей литературной школой в Бразилии был романтизм которого был Хосе де Аленкар . , выдающимся писателем [ 5 ] В своих первых романах, отличавшихся в некоторой степени сентиментальностью, Мачадо де Ассис сохранял близость к романтической школе. Однако к 1880-м годам он был сторонником бразильского реализма. [ 6 ] Реализм , наряду с натурализмом , который Мачадо де Ассис презирал, вытеснил романтизм как выдающуюся романную форму последних двух десятилетий XIX века.
За Хеленой (1876 г.) последовала Иайя Гарсия (1878 г.). Эти две работы представляют собой конец того, что обычно называют первой, романтической фазой Мачадо де Ассиса. В «Посмертных воспоминаниях Бра Кубаса» (1881) его реалистический стиль прочно утвердился. Обычно это считается началом его зрелого творчества. [ 7 ] Его романтические романы: Ressurreição , A Mão e Luva , Helena и Iaiá Garcia вызвали некоторый рост критического интереса, но обычно считаются второстепенными. [ 8 ]
Адаптации
[ редактировать ]Произведение было адаптировано как комикс 2014 года «Хелена» .
Примечания
[ редактировать ]Библиография
[ редактировать ]- Чемберлен, Бобби Дж. Португальский язык и португальско-бразильская литература: аннотированный справочник по избранным справочным работам (Избранные библиографии по языку и литературе. 6-е издание. Нью-Йорк: Ассоциация современного языка, 1989).
- Эчеваррия, Роберто Гонсалес и Энрике Пупо-Уокер, редакторы. Кембриджский справочник по латиноамериканской литературе. Том. 3. Библиографии бразильской литературы . Издательство Кембриджского университета, 1996. Google Книги.
- Да Силва, Хебе Кристина. «Хосе де Аленкар, литературная национальность и романская форма». Траектории романа: обращение, чтение и письмо в XVIII и XIX веках. Марсия Абреу, орг. Меркадо де Летрас: Сан-Паулу, 2008 г.
- ГИМАРИЭШ, Элио де Сейшас. Читатели Мачадо де Ассис: роман Мачадо и литературная публика XIX века . Сан-Паулу: редакция Nankin, EdUSP, 2004.
- Ханер, Джун Э. Эмансипация женского пола: борьба за права женщин в Бразилии, 1850–1940 гг . Издательство Университета Дьюка: Дарем, Северная Каролина, 1990.
- Пескателло, Энн. «Бразилейра: образы и реальность в произведениях Мачадо де Ассис и Хорхе Амадо». Женщины и мужчины в Латинской Америке . Эд. Энн Пескателло. Издательство Питтсбургского университета: Питтсбург, Пенсильвания, 1973.
- ШВАРЦ, Роберто. Победителю картошка: литературная форма и социальный процесс в начале бразильского романа . 2 изд. Сан-Паулу: Два города, 1981.
- Зильберман, Регина. "Бразилия". Энциклопедия латиноамериканской литературы Под ред. Смит, Верити. Фицрой Дирборн: Чикаго, 1997.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- MachadodeAssis.org
- Бразильская академия литературы (португальский
- Портал Библиотеки Конгресса по бразильской литературе
- (на португальском языке)
Аудиокнига Хелены , являющаяся общественным достоянием, на LibriVox
- Литература Бразилии на wikipedia.org