Бразильская литература
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2017 г. ) |
Часть серии о |
Культура Бразилии |
---|
![]() |
Общество |
Темы |
Символы |
Бразильская литература — это литература, написанная на португальском языке бразильцами или в Бразилии , включая произведения, написанные до обретения страной независимости в 1822 году . На протяжении первых лет своего существования литература Бразилии следовала литературным тенденциям Португалии , постепенно переходя к другому, аутентичному стилю письма в течение 19 и 20 веков в поисках истинно бразильских тем и использовании бразильских форм.

Португальский — романский язык и единственный официальный язык Бразилии. В лирическом плане поэт Олаво Билак назвал его « (...) неизведанным и неясным./ Туба громкого звона, простая лира,/ В ней есть гром и шипение бури,/ И звон тоски и нежности! » , [ 1 ] что примерно переводится как «(...) неизведанная и неясная, / Туба с высоким звуком, нежная лира, / Это держит оборку и шипение бури / И пение сауда и нежности!»
Самая значительная литературная награда Бразилии — Премия Камоэнса , которую она разделяет с остальным португалоязычным миром. По состоянию на 2016 год в Бразилии одиннадцать лауреатов премии. [ 2 ] В Бразилии также есть собственная литературная академия, Бразильская академия литературы , некоммерческая культурная организация, призванная увековечить заботу о национальном языке и литературе. [ 3 ]
Бразильская литература была очень плодовитой. Имея в виду письмо Перо Вас де Каминья , документ, знаменующий открытие Бразилии , литература страны включала в себя несколько выдающихся писателей. Основные фигуры включают писателей Машадо де Ассис , Гимарайнша Розу , Хорхе Амадо , Кларису Лиспектора и Грасилиано Рамоса ; такие поэты, как Жоао Кабрал де Мелу Нето , Марио де Андраде , Карлуш Драммонд де Андраде , Винисиус де Мораеш , Феррейра Гуллар и Мануэль Бандейра ; драматурги, такие как Нельсон Родригес и Аугусто Боаль , а также литературные критики и теоретики, такие как Антонио Кандидо и Отто Мария Карпо , среди других.
Колониальный период
[ редактировать ]
Одним из первых сохранившихся документов, которые можно считать бразильской литературой, является Хартия де Перо Вас де Каминья (письмо Перо Вас де Каминья). Оно написано Перо Вас де Каминья Мануэлю I Португальскому и содержит описание того, как выглядела Бразилия в 1500 году. Журналы путешественников и описательные трактаты о «португальской Америке» доминировали в литературной продукции в течение следующих двух столетий, в том числе и в литературе. известные отчеты Жана де Лери и Ганса Стадена , чья история о его встрече с индейцами тупи на побережье Сан-Паулу оказала чрезвычайное влияние на европейцев. представления о Новом Свете.
Из этого периода сохранилось еще несколько явно литературных примеров, таких как эпическая поэма Базилио да Гамы , прославляющая завоевание португальцами миссий Гуарани, и работа Грегорио де Матоса 17-го века , юриста из Сальвадора , который создал значительную количество сатирической , религиозной и светской поэзии . Матос в значительной степени опирался на влияние барокко , таких как испанские поэты Луис де Гонгора и Франсиско де Кеведо .
Неоклассицизм был широко распространен в Бразилии в середине 18 века, следуя итальянскому стилю. Литература часто создавалась членами временных или полупостоянных академий, и большая часть ее содержания была в пасторальном жанре. Важнейшим литературным центром колониальной Бразилии был процветающий регион Минас-Жерайс , известный своими золотыми приисками процветающее протонационалистическое , где зародилось движение. Самыми важными поэтами были Клаудио Мануэль да Коста , Томас Антониу Гонзага , Альваренга Пейшото и Мануэль Инасио да Силва Альваренга , все они участвовали в восстании против колониальной власти. В результате Гонзага и Коста были сосланы в Африку.
Романтизм
[ редактировать ]
Неоклассицизм просуществовал неестественно долго, подавляя инновации и ограничивая литературное творчество. Лишь в 1836 году романтизм начал оказывать широкое влияние на бразильскую поэзию, главным образом благодаря усилиям поэта-эмигранта Гонсалвеша де Магальяйнса . Вскоре после этого ряд молодых поэтов, таких как Казимиро де Абреу , начали экспериментировать с новым стилем. В этот период появились одни из первых стандартных произведений бразильской литературы.
Ключевые черты литературы новорожденной страны — преувеличенный аффект, национализм, восхваление природы и первоначальное введение разговорной речи. Романтическая литература вскоре стала очень популярной. Такие писатели, как Хоаким Мануэль де Маседо , Мануэль Антониу де Алмейда и Хосе де Аленкар, публиковали свои произведения серийно в газетах и стали национальными знаменитостями.
Примерно в 1850 году начался переход, центром которого стал Альварес де Азеведо . Сборник рассказов Азеведо Noite na Taverna (английский: Ночь в таверне ) и его стихи, собранные посмертно в Lira dos Vinte Anos (английский: Двадцатилетняя лира ), стали влиятельными. Азеведо находился под сильным влиянием поэзии лорда Байрона и Альфреда де Мюссе . Это второе поколение романтиков было одержимо болезнью и смертью.
В то же время такие поэты, как Кастро Алвес , писавший об ужасах рабства ( Навио Негрейро ), начали писать произведения с конкретной прогрессивной социальной программой. Эти две тенденции совпали в одном из самых важных достижений эпохи романтизма: установлении бразильской национальной идентичности, основанной на индийском происхождении и богатой природе страны. Эти черты впервые проявились в Гонсалвеша Диаша повествовательной поэме «I-Juca-Pirama» , но вскоре получили широкое распространение. Консолидация этого поджанра ( индианизм ) встречается в двух знаменитых романах Хосе де Аленкара : «Гуарани» о семье португальских колонистов, которые взяли индейцев в качестве слуг, но позже были убиты вражеским племенем, и «Ирасема» о португальце, потерпевшем кораблекрушение. который живет среди индейцев и женится на красивой индианке. «Ирасема» особенно лирична: она начинается пятью абзацами чистой прозы в стиле свободной прозы, описывающими главного героя.
Реализм
[ редактировать ]


Упадок романтизма, наряду с рядом социальных преобразований, произошел в середине 19 века. Появилась новая форма прозы , включающая анализ коренных народов и описание окружающей среды, у авторов -регионалистов (таких как Франклин Тавора и Жоау Симойнс Лопес Нето ). Под влиянием натурализма и таких писателей, как Эмиль Золя , Алуизио Азеведо написал «О Кортико» с персонажами, которые представляли все социальные классы и категории того времени. Бразильский реализм поначалу не был очень оригинален, но приобрел необычайное значение благодаря Мачадо де Ассис и Евклиду да Кунья .
Мачадо де Ассис
[ редактировать ](1839–1908) , которого обычно называют величайшим бразильским писателем всех времен, Хоаким Мария Мачадо де Ассис также является самым важным писателем бразильского реализма. Он родился в городе Рио-де-Жанейро (к тому времени имперской столице Бразилии) и был естественным сыном получерного маляра и португальки, чьим единственным образованием, помимо уроков грамотности, было обширное чтение взятых напрокат книг.
Работая наборщиком в издательстве, он вскоре познакомился с большей частью мировой литературы и свободно говорил на английском и французском языках . В начале своей карьеры он написал несколько романов-бестселлеров (в том числе «Ману и Лува» и «Возрождение» ), которые, несмотря на их чрезмерный романтизм, уже демонстрируют его жизнерадостный юмор и некоторый пессимизм по отношению к условностям общества.
Познакомившись с реализмом , Мачадо де Ассис изменил свой стиль и темы, создав одни из самых замечательных проз, когда-либо написанных на португальском языке. Этот стиль служил средой для его едкого юмора и его сильного пессимизма, который был очень далек от простых представлений его современников.
К наиболее важным работам Мачадо относятся:
- мемуары Браса Кубаса Memórias Póshumas de Brás Cubas ( «Посмертные »), вымышленная автобиография недавно умершего человека, написанная им самим «извне». Это полностью антиромантично и высмеивает общество Рио-де-Жанейро того времени. В этой книге содержится одно из самых безжалостных предложений о любви, когда-либо написанных: «Марсела любила меня пятнадцать месяцев и одиннадцать contos de réis, не меньше». (Марсела любила меня пятнадцать месяцев и одиннадцать тысяч реалов , не меньше.)
- Дом Касмурро претендует на роль автобиографии одинокого мужчины, который оставил жену и единственного сына после многих лет счастливой супружеской жизни. Роман известен в португалоязычном мире своим анализом (возможного, но никогда не доказанного и не признанного) случая супружеской измены .
- Кинкас Борба
- «О Алиениста» , рассказ о психиатре , который основывает больницу для душевнобольных в маленьком городке, а затем занимается глубокими исследованиями природы и лечения психических заболеваний, сильно меняя образ жизни города.
Мачадо был также второстепенным поэтом, писавшим в основном случайные стихи необычайной правильности и красоты. Его репутация романиста позволила его стихам печататься, и недавняя критика оценила их лучше, чем у многих его современников.
Премодернизм
[ редактировать ]История современная литература | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
По десятилетию | |||||||||
Ранний модерн по векам | |||||||||
Среднесовременный по векам | |||||||||
20–21 век | |||||||||
По регионам | |||||||||
|
|||||||||
Связанные темы | |||||||||
![]() | |||||||||
Период между 1895 и 1922 годами бразильские ученые называют премодернизмом, потому что, хотя явного преобладания какого-либо стиля нет, существуют некоторые ранние проявления модернизма. Эпоха Домодернизма любопытна, поскольку французская школа символизма не прижилась, и большинство авторов реализма все еще сохраняли свои прежние стили и свою репутацию (включая Мачадо де Ассис и поэта Олаво Билака ). Некоторыми авторами этого времени были Монтейру Лобату , Лима Баррето , Симойнс Лопес Нето и Аугусту душ Аньос .
Евклид да Кунья
[ редактировать ]Известный писатель, находящийся под сильным влиянием детерминизма , Кунья всегда мучился семейными проблемами (его убил любовник жены) и вынужден был сталкиваться с политической оппозицией из-за своих взглядов. В качестве журналиста-фрилансера, работающего в штате Сан-Паулу, он освещал войну Канудоса — народное восстание с некоторыми эгалитарными и христианско-фундаменталистскими чертами, которое произошло в Баии в 1895–1897 годах. Его рассказы вместе с некоторыми эссе, написанными им о людях и географии северо-востока Бразилии, были опубликованы в толстом томе под названием Os Sertões ( «Восстание в глубинке »).
В своей работе Кунья выдвинул революционный тезис о том, что бразильское государство представляет собой жестокое и чужеродное образование, отвергаемое (но часто терпимое) подавляющим большинством неграмотного и обездоленного населения, некоторые из которых сохранили убеждения и модели поведения, которые не изменились за время своего существования. тысячу лет и более. Он обнаружил, например, что себастьянство тогда присутствовало на северо-востоке Бразилии и что многие средневековые португальские рифмы, народные сказки и традиции все еще сохранялись грубыми людьми «сертойнс». Это население не приняло секуляризм , республиканское правительство и, особенно, справедливость и мир.
Его трилогия « Ос Сертойнс» состоит из трех частей: «Земля», «Человек» и «Борьба». Такая организация книги укрепляет идею о том, что среда, в которой родился человек, социальные аспекты его проживания и культура человека могут определить, кем он станет. Этот принцип известен как детерминизм — образ мышления, который глубоко повлиял на бразильскую литературу середины и конца 19-го века и начала 20-го века.
Модернизм
[ редактировать ]Модернизм начался в Бразилии с Недели современного искусства в 1922 году. « Поколение 1922 года» — прозвище писателей Марио де Андраде ( Паулисея Девайрада , Макунаима ), Освальда де Андраде ( Memórias Sentimentais de João Miramar ), Мануэля Бандейры , Кассиано Рикардо и другие, все из которых сочетали националистические тенденции с интересом к европейским модернизм. Некоторые новые движения, такие как сюрреализм , уже были важны в Европе и в этот период начали распространяться в Бразилии.
Марио де Андраде
[ редактировать ]Марио де Андраде родился в Сан-Паулу . Он работал профессором и был одним из организаторов Недели современного искусства. Он исследовал бразильский фольклор и народную музыку и использовал их в своих книгах, избегая европейского стиля. Его бразильский антигерой — Макунаима , продукт этнической и культурной смеси. Интерес Андраде к фольклору и использование им разговорного языка оказали огромное влияние.
Освальд де Андраде
[ редактировать ]Освальд де Андраде , еще один участник Недели современного искусства 1922 года, работал журналистом в Сан-Паулу . Родившись в богатой семье, он путешествовал по Европе несколько раз . Из поколения 1922 года Освальд де Андраде лучше всего представляет мятежные характеристики модернистского движения. Он является автором Манифеста Антропофаго ( Cannibal Manifesto ) (1927), в котором говорит, что необходимо, чтобы Бразилия, подобно каннибалу , питалась чужой культурой и, переваривая , создавала свою собственную культуру.
поколение 30-х годов
[ редактировать ]После модернистской критики появилось поколение писателей, которые фактически «регрессировали» с точки зрения «модернистских» идей экспериментирования и вместо этого сосредоточились на социальной критике. Однако в литературной критике они в основном рассматриваются как развитие модернизма и группируются под термином «Geração de 30» (поколение 30-х годов).
Хорхе Амадо , один из самых известных современных бразильских писателей, пытался своими романами приблизить свои произведения к пролетарской литературе . Он сам был членом коммунистической партии, защищавшей социалистический реализм в то время .
Рашель де Кейруш и Хосе Линс ду Рего были другими важными писателями этого поколения.
Постмодернизм
[ редактировать ]Бразильский модернизм определяли две основные черты: эксперименты с языком и расширенное общественное сознание или смесь этих двух вещей, как это было в случае с Освальдом де Андраде, которого на короткое время увлекло коммунистическое движение. Таким образом, реакция на модернизм приняла форму сочетания его наиболее характерной черты — использования более формального литературного языка (как это было в случае с так называемым «поколением 1945 года», чьими отличительными чертами были, во-первых, высокофизическая поэзия Жоау Кабрала де Мелу Нето , который выступал против Карлоса Драммонда де Андраде поэтического модернизма , и, во-вторых, сонеты - как по итальянской, так и по английской модели - раннего Винисиуса де Андраде. Мораес ), за которым следовали различные дозы, по мнению автора, субъективизма, политического консерватизма и воинствующего католицизма.
Два писателя этой «школы», написавшие после 1950-х годов, без сомнения, уже входят в канон бразильской литературы: Кларис Лиспектор , чьи экзистенциалистские романы и рассказы наполнены потоком сознания и прозрениями, и Жоау Гимарайнш Роза , чей экспериментальный язык навсегда изменил облик бразильской литературы. Его роман Grande Sertão: Veredas сравнивают с Джеймса Джойса или «Улиссом» « Альфреда Дёблина » Берлинской Александерплац и вносят в Всемирной библиотеки Бокклуббена список 100 лучших романов всех времен . Жоау Гимарайнш Роса многими считается величайшим бразильским писателем.
Следуя за консервативным субъективизмом, начатым воинственно-католическими романистами-полемистами Октавио де Фариа , Лусио Кардосо , Корнелио Пенной и Густаво Корсао , Нельсон Родригес сделал свою карьеру драматурга и спортивного журналиста. Его пьесы и рассказы (последние в основном первоначально публиковались в виде газетных фельетонов ) отражали социальные нравы 1950-х и 1960-х годов; прелюбодеяние и сексуальные патологии в целом являются его основной фиксацией. Его спортивные статьи описывают эволюцию футбола в национальную страсть Бразилии. Он резко критиковал молодых левых, выступавших против военной диктатуры после переворота 1964 года ; за это его записали как правого и консерватора. Какое-то время он был сильно сторонником диктатуры, и ему пришлось пережить трагическую судьбу, когда один из его сыновей подвергся пыткам и был заключен в тюрьму за принадлежность к подпольной партизанской организации.
Современный
[ редактировать ]Современная бразильская литература в целом сосредоточена на городской жизни и всех ее аспектах: одиночестве, насилии, политических проблемах и контроле над СМИ. Такие писатели, как Рубем Фонсека и Сержио Сант'Анна, написали важные книги на эти темы в 1970-х годах, открыв новые горизонты в бразильской литературе, до сих пор в основном занимаясь сельской жизнью.
Новые тенденции с 1980-х годов включают работы таких авторов, как Кайо Фернанду Абреу, Жоао Жилберту Нолл , Милтон Хатум , Бернарду Карвальо , Жоао Альмино , Адриана Лисбоа , Кристовао Тецца и Пауло Коэльо .
Такие поэты, как Феррейра Гуллар и Маноэль де Баррос, являются одними из самых известных в литературных кругах Бразилии; первый был номинирован на Нобелевскую премию .
В последние годы «маргинальная литература» приобрела известность: такие авторы и поэты, как Сержиу Вас и Феррес, появлялись на важных мероприятиях, таких как Festa Literária Internacional de Paraty , Flipside и Bienal do Livro de São Paulo . [ 4 ] Другие поэты, такие как Аделиа Прадо , Элиза Люсинда , Луис Александр Рибейру Бранко , входят в число современных поэтов.
См. также
[ редактировать ]- Список бразильских писателей
- Латиноамериканская литература
- Ангольская литература
- Португальская литература
- Бразильское искусство
- Бразильская научная фантастика
- Модернизм в Бразилии
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Арнальдо Ногейра мл. «Олаво Билак — португальский язык» . Releituras.com . Архивировано из оригинала 12 июля 2018 г. Проверено 26 января 2017 г.
- ^ «Литературная премия Камоэнса | Национальная библиотека» . Bn.br (на португальском языке). Архивировано из оригинала 16 марта 2016 г. Проверено 26 января 2017 г.
- ^ «Кто мы | Бразильская академия литературы» . Academia.org.br (на португальском языке). 3 августа 2014 года . Проверено 26 января 2017 г.
- ^ Блит, Джоанна (3 сентября 2014 г.). «Новые литературные встречи Бразилии | Звуки и цвета» . Soundsandcolours.com . Архивировано из оригинала 02 апреля 2015 г. Проверено 26 января 2017 г.
Библиография
[ редактировать ]- Гальван, Валнице Ногейра (2005). Музы под притеснением: литература и культурная индустрия в Бразилии (на португальском языке).
- Коутиньо, Афраниу (2004). Литература в Бразилии (на португальском языке).
- Лопес, Денилсон (2007). Деликатес: эстетика, опыт и пейзажи (на португальском языке).
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- (на испанском языке) Арсе, Эмилия Изабель. « Институционализация материнской роли во время авторитарных правительств: реакция аргентинских и бразильских писателей на патриархальное построение пола и нации ». ( Архив ) (Кандидатская диссертация). Техасский университет в Остине , май 2009 г. (аннотация на английском языке включена).
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Португальцы де Папель База данных португальских персонажей бразильских романов.