Бразильская пресса
Часть серии о |
Культура Бразилии |
---|
![]() |
Общество |
Темы |
Символы |
История прессы в Бразилии начинается в 1808 году с приездом португальской королевской семьи в колониальную Бразилию , когда были запрещены все формы деятельности прессы, включая публикацию газет, книг и брошюр. Это было особенностью Португальской Америки, поскольку пресса присутствовала в других европейских колониях на континенте с 16 века.
С приездом королевской семьи была основана Королевская пресса (ныне Imprensa Nacional первая бразильская газета Gazeta do Rio de Janeiro . ), где печаталась [1] ( Correio Braziliense старше, но она была напечатана в Лондоне. [2] ) Даже несмотря на то, что пресса уже сложилась в стране, она не развивалась бурно и ограничивалась преимущественно государственными учреждениями и газетами. Бразильских газет было мало, и многие из них выходили нерегулярно. Большинство газет и журналов, выходивших в обращение, были иностранными. [3]
Даже позже, во времена Империи (1822–1889 гг.), публичные библиотеки были редкостью, за исключением крупных городов, таких как Рио, где Национальная библиотека выделялась . В стране было мало книжных магазинов, а книги печатались в Европе, что делало их очень дорогими. [3]
Региональный контекст и предыстория
[ редактировать ]Пресса в Бразилии развилась гораздо позже по сравнению с соседними странами Испанской Америки . Историк и социолог Сержиу Буарк де Оланда в своей книге Raízes do Brasil рассказывает, что уже в 1535 году в Мехико печатались книги . В 1539 году Хуан Паблос основал в городе свою мастерскую, став первым документальным печатником в Новом Свете . Из Новой Испании (королевства, где располагался Мехико) искусство книгопечатания было перенесено в Лиму , столицу Перу. Разрешение на открытие типографской мастерской в Лиме было получено в 1584 году. По подсчетам, с начала 1500-х годов по 1821 год только в Мехико было опубликовано 11 625 произведений, а в Лиме с 1584 по 1824 год — 2 948 произведений. [4]
Лишь в 1747 году, когда книгопечатание уже было налажено во всех крупных городах Испанской Америки, Антониу Исидоро да Фонсека открыл в городе Рио-де-Жанейро , пожалуй, первую типографскую мастерскую в Бразилии , которая вскоре была закрыта по королевскому указу. В королевском письме, изданном в том же году, владельцу предписывалось конфисковать и вернуть «печатные письма» в Португалию, в котором говорилось:
[неудобно, что в штате Бразилия] в настоящее время печатают бумаги, а типографам бесполезно работать в своей профессии, где расходы выше, чем в Королевстве, где книги и бумаги можно печатать за одновременно с лицензиями Инквизиции и моего Заморского совета , без которых произведения не могут быть напечатаны или распространены.
- Королевское письмо от 5 июля 1747 г. [4]
Помимо усилий Антониу Исидоро да Фонсека, предысторию бразильской прессы можно назвать и другими неудачными попытками:
Есть вероятность, что типографика была введена в Бразилии, в Пернамбуку, графом Морисом Нассау в середине 17 века, во время голландской оккупации северо-востока Бразилии. Известно, что печатные станки и подвижный шрифт были присланы из Голландии, а типограф Питер Янсзон умер по дороге в Бразилию или вскоре после прибытия в страну.
Еще одна попытка была предпринята в начале 18 века в Ресифи , также безуспешно. Во время правления Франсиско де Кастро Мораиса неизвестный купец открыл небольшую типографию и напечатал несколько проповедей и векселей. От производства этой типографии ничего не осталось. Информацию об этой инициативе мы имеем благодаря королевской грамоте от 8 июня 1706 г., которая запрещает и конфискует печатные материалы.- Университет Брауна, Бразильский кодекс в библиотеке Джона Картера Брауна: Printing Régia
История
[ редактировать ]Бразильская пресса официально началась в Рио-де-Жанейро 13 мая 1808 года с создания королевской прессы, ныне Imprensa Nacional , принцем-регентом Домом Жуаном . Печатные машины, импортированные из Англии, были привезены во время побега королевской семьи из Лиссабона в 1807 году Антониу де Араужу и Азеведо , графом Барки. [2]
Однако пресса развивалась медленно и ограничивалась в основном государственными учреждениями (такими как вышеупомянутая Национальная пресса) и газетами. Газетами, которые просуществовали долгое время, были Diário de Pernambuco (1825 г.) и в Рио-де-Жанейро Jornal do Commercio (1827 г.). [3]
Более того, в течение первых 13 лет существования в стране пресса подвергалась жесткой цензуре. «любому, кто хотел что-то опубликовать в Бразилии, приходилось пройти долгий процесс» Цензура существовала на трех уровнях, поэтому, по словам историка Изабель Лустосы, . Указом от 2 марта 1821 г. эта предварительная цензура была отменена. [5] [6]
газеты
[ редактировать ]Gazeta do Rio de Janeiro , первая газета, издаваемая на территории страны. [7] начал обращаться 10 сентября 1808 г. [8] напечатаны на машинах, привезенных из Англии. [9] Будучи официальным органом португальского правительства, укрывшегося в американской колонии, газета публиковала только благоприятные для правительства новости.
Коррейо Бразильенсе
[ редактировать ]
Однако в том же году, несколькими месяцами ранее, изгнанный Иполиту Хосе да Коста запустил Correio Braziliense , первую бразильскую газету, хотя и за пределами Бразилии. Первый номер газеты от 1 июня 1808 года. [10] но в Рио-де-Жанейро он прибыл только в октябре, где оказал большое влияние на более просвещенные слои общества, хотя был запрещен и конфискован правительством. [10] До 1820 года только «Газета» (и журналы, печатавшиеся в «Роял Пресс») имела лицензию на распространение. [11] В 1821 году, после отмены сухого закона, была запущена газета «Диариу-ду-Рио-де-Жанейро» . [11]
В то время как официальная газета сообщала о «состоянии здоровья всех принцев Европы, (...) днях рождения, одах и панегириках царствующей семьи», [12] газета в изгнании занималась политикой. Хотя (вопреки распространенному мнению) она не выступала за независимость Бразилии и иногда занимала консервативную политическую позицию, Correio Braziliense была создана для критики «недостатков администрации Бразилии», по словам ее создателя, и признания ее «недостатков администрации Бразилии». доктринальный характер, а не информативный».
Цензура
[ редактировать ]Все, что было опубликовано в Королевской прессе (в Рио-де-Жанейро не было другой типографии до 1821 года). [11] ) подчинялся комитету из трех человек, которому было поручено «следить за тем, чтобы не было напечатано ничего, противоречащего религии, правительству и добрым нравам». [13] Запрет печати (в том числе уничтожение типографий) и предварительная цензура (установленная еще до первого выпуска «Газеты » ) оправдывались тем, что общее правило печати в то время не было тем, что известно сегодня как новости. репортажи, а скорее доктринальные, способные «влиять на общественное мнение», как намеревалась Correio Braziliense , и распространять свои идеи среди лиц, формирующих общественное мнение – по сути, идеологическая пропаганда.
Предыдущая цензура была отменена 28 августа 1821 года в результате решения Конституционного суда Лиссабона в защиту общественных свобод (положившего конец трем столетиям цензуры в Португалии). [14] Личность Д. Педро II , который был не склонен к преследованиям, гарантировала атмосферу широкой свободы выражения мнений – уровня, невиданного ни в одной латиноамериканской республике, благодаря авторитарным каудильо, которые сменяли там власть. Свобода печати уже была гарантирована даже дарованной Конституцией 1824 года . Бернардо Жоффили пишет: «Каждое течение имеет своего представителя», но все же «существуют аполитичные органы: Diário do Rio de Janeiro (первая ежедневная газета в стране, 1821–1878 гг.) даже не сообщает о « Крике Ипиранги». .Но правило занято, доктринальная пресса». [15]
Француз Макс Леклер , поехавший в Бразилию в качестве корреспондента, чтобы освещать начало республиканского режима, так описал журналистский ландшафт 1889 года:
Пресса в Бразилии является точным отражением социального государства, рожденного отцовским и анархическим правительством Д. Педро II: с одной стороны, несколько очень процветающих газет с мощной и сложной материальной организацией, живущих в основном за счет рекламы, организованных прежде всего как коммерческое предприятие, стремящееся проникнуть во все сегменты и расширить круг своих читателей, повысить ценность своей рекламы и оказать свое влияние на формирование общественного мнения. ... Вокруг них разноцветное множество партийных газет, которые не только не являются прибыльным бизнесом, но и выживают за счет субсидий этих партий, групп или политиков, и их читают только в том случае, если человек, который их поддерживает, известен или боится.
Действительно, партийным газетам или газетам, стихийно созданным и поддерживаемым активистами, не хватает институциональной организации и журналистского профессионализма. В самые горячие моменты республиканской кампании (1870–1878 и 1886–1889) появлялись десятки однодневных газет (каждая объемом не более 4 страниц), но просуществовали не более нескольких месяцев.
Газеты Империи
[ редактировать ]Среди газет Рио-де-Жанейро в имперскую эпоху первостепенное значение имели Gazeta de Noticias и O Paiz , крупнейшие в то время и те, которые просуществовали дольше всех, вплоть до эпохи Варгаса . Другие включали Diario de Noticias , Correio do Povo , Cidade do Rio , Diario do Commercio , Tribuna Liberal , некоторые газеты до 1889 года, но с сильной республиканской кампанией, такие как A Republica , а также карикатурные и сатирические журналы: Revista Illustrada , O Мекетрефе , О Москито и О Безуро . Среди других были Jornal do Commercio и Gazeta da Tarde .
В 1831 году, в год отречения дона Педро I , в Рио-де-Жанейро появилось 48 различных газет, большинство из которых были любительскими и имели малый тираж и создавались с целью пропаганды идеалов небольших групп или даже одного человека. [16]
Иконография
[ редактировать ]Карикатурист, иллюстратор, журналист Анжело Агостини входит в число наиболее ярких личностей бразильской прессы. Во времена, когда фотография была еще редкостью и дорогой, иллюстратор обладал неоспоримой властью создавать визуальные образы общества. Таким образом, «Император Кабеса-де-Каджу» или пухлый премьер-министр с высокомерным видом — это то, что население — а сюда входят даже неграмотные массы — будет потреблять и чем руководствоваться. Была создана символическая иконография политики поздней Империи.
Revista Illustrada была поистине инновационной. Литографированные иллюстрации стремились к совершенству и выразительности. В журнале также появилась «интерактивная» верстка с иллюстрациями в шапке, рамке и т. д. Он выходил еженедельно и имел распространение по всей стране.
За время непрерывной 22-летней публикации Revista Illustrada прочно вошла в повседневную жизнь страны (ср. Вернек Содре ) и вдохновила целое поколение сатирических журналов. Хотя и несколько раньше, они относятся к одному и тому же периоду: O Mosquito , O Besouro (оба работы Бордало Пиньейру , португальского иммигранта и друга Агостини) и O Mequetrefe .
Газеты
[ редактировать ]
Журналы
[ редактировать ]
Доверьтесь бразильской прессе
[ редактировать ]Редакции модернизировались: отказались от пишущих машинок и начали использовать компьютеры. Более того, новые технологии предоставили новостям новую платформу: Интернет . С этого момента возникли сомнения, продолжат ли печатные газеты существовать или постепенно исчезнут. Однако, по данным бразильского исследования СМИ за 2016 год, самым надежным средством массовой информации среди населения по-прежнему остаются печатные газеты. Более половины респондентов опроса, заявивших, что читают газеты (59% из 4665 человек), часто или всегда доверяют новостям, поступающим из этого средства массовой информации. Радио занимает второе место, а телевидение – третье по доверию. 57% респондентов опроса, заявивших, что слушают радио, всегда или часто доверяют новостям, транслируемым через этот канал. Аналогичным образом, 54% респондентов, заявивших, что смотрят телевизор, всегда или часто доверяют просматриваемой информации.
Четвертый по надежности источник — журналы; пятое — веб-сайты ; шестое — социальные сети ; и, наконец, блоги . [17]
Исследование показывает, что веб-сайты, социальные сети и блоги еще не зарекомендовали себя как надежные источники информации, несмотря на рост потребления Интернета в стране. В то время как более половины бразильцев, которые часто читают газеты (59%), заявили в опросе, что они всегда или часто доверяют новостям, публикуемым в этом средстве массовой информации, только 20% опрошенных интернет-пользователей заявили, что они всегда или часто доверяют новостям, опубликованным на веб-сайтах. , 14% в социальных сетях и только 11% в блогах. [17]
Черная пресса
[ редактировать ]Черная пресса возникла в 19 веке, когда в Рио-де-Жанейро были основаны несколько газет, все в 1833 году, специально направленные на осуждение расизма и социального неравенства. Все они имели недолгий срок существования, и новые периодические издания начали создаваться лишь в конце века. В начале 20-го века произошел взрыв журналов, буклетов и газет, выпускаемых чернокожими людьми и адресованных им, стремящихся восстановить свое достоинство, идентичность, историю и культуру, подчеркивающих роль чернокожих личностей в бразильском обществе. предлагая деконструкцию идеологии расовой демократии и стремясь сформировать новое коллективное сознание и новую социальную парадигму. Черная пресса с момента своего создания была одним из наиболее важных и воинственных выражений бразильского движения чернокожих. [18] [19] [20]
Несмотря на свою важность для большого населения и социальное влияние, по мнению Изабель Кристины да Роса, черная пресса по-прежнему остается на полях общих исследований по истории бразильской прессы и среди теоретиков национальной коммуникации. Она добавляет: «Необходимо критически осмыслить масштабы этого подавления – за исключением редких исключений и кратких упоминаний, таких как Баия (1972), Мело (1972) и Вернек (1994), – которое способствовало увековечению расизма и преобладание превосходства белых в мышлении и исследованиях коммуникации, прессы и журналистики в Бразилии Или об эпистемициде как инструменте расового доминирования, как это обсуждал черный философ Суэли Карнейро (2005)». [20]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Бразилия теперь королевство». Дельта-энциклопедия истории Бразилии . Редактор Дельта С/А. 1969. с. 1596.
- ^ Перейти обратно: а б Гомес, Лаурентино (2007). 1808: Как безумная королева, пугливый принц и коррумпированный двор перехитрили Наполеона и изменили историю Португалии и Бразилии . Редакция Planeta do Brasil. ISBN 9788576653202 .
- ^ Перейти обратно: а б с «Культурная эволюция империи». Дельта-энциклопедия истории Бразилии . Редактор Дельта С/А. 1969. с. 1737.
- ^ Перейти обратно: а б Оланда, Сержио Буарк де (2016). «Интеллектуальная жизнь в Испанской Америке и Бразилии». Корни Бразилии . Компания писем. ISBN 9788535927610 .
- ^ Гомес, Лаурентино (26 августа 2015 г.). 1822: Как мудрый человек, грустная принцесса и помешанный на деньгах шотландец помогли Дому Педро создать Бразилию – страну, в которой все пошло не так . Сан-Паулу: Глобо Ливрос. стр. 74–75. ISBN 9788525061607 .
- ^ Изабель Лустоса, Печатные оскорбления: война журналистов за независимость (1821-1823) , стр. 105-6
- ^ Первая страница первого выпуска Gazeta do Rio de Janeiro.
- ^ Баия, 5-е издание, с. 20
- ^ Журнал National Geographic Brazil - "O rei do Rio" [ мертвая ссылка ]
- ^ Перейти обратно: а б Баия, 5-е издание, с. 31
- ^ Перейти обратно: а б с Баия, 5-е издание, с. 25
- ^ АРМИТАЖ, Дж. – «История Бразилии», в СОДРЕ, Северо-Запад – op.cit., стр. 23
- ^ Баия, 5-е издание, с. 22-3
- ^ Баия, 5-е издание, с. 26-7
- ^ ЖОФЛИ, Бернардо. – указ. соч., с. 54
- ^ МЕДЕЙРОС 2009 , с. 37.
- ^ Перейти обратно: а б Бразилия. Президентство Республики. Секретариат социальных коммуникаций. (2016). Исследование бразильских СМИ, 2016 г.: Привычки потребления средств массовой информации бразильским населением. Бразилиа: Secom.
- ^ «Память черной прессы в Бразилии». Пресс-обсерватория, 4 февраля 2020 г.
- ^ Сантос, Леандро Хосе дос. «Черные писания: заметка об образовании и политическом участии в черной прессе вчера и сегодня». В: Cadernos de Campo: Revista de Ciências Sociais , 2010/2011; (14–15)
- ^ Перейти обратно: а б Роза, Изабель Кристина Клавелин да. «Черная пресса: открытия для бразильской журналистики». В: Исследования в области журналистики и СМИ , 2014; 11 (1)
Библиография
[ редактировать ]- БАИЯ, Хуарес. Журнал «История и техника», вып. I - История бразильской прессы [Газета, история и техника, том. I – История бразильской прессы]. Сан-Паулу: Атика, 1990, 4-е издание.
- БАРБОЗА, Мариальва. Владельцы Рио – пресса, власть и общественность (1880–1920) Рио-де-Жанейро: Пристрастие к чтению, 2000.
- КАПЭЛАТО, Мария Хелена Р.. Пресса и история в Бразилии . Сан-Паулу: Contexto/EdUSP, 1988.
- ИПАНЕМА, Марсело де и ИПАНЕМА, Сибель де. «Создание типографии и истоки журналистики в Бразилии». в: Revista Brasileira de Comunicação [Бразильский журнал коммуникации]. Бразилиа: март и июнь 1968 г.
- МЕДЕИРОС, Бенисио (2009). Ротор остановился! Последние дни Последнего часа Сэмюэля Вайнера (на португальском языке). Рио-де-Жанейро: бразильская цивилизация . ISBN 978-85-200-0940-6 .
- МЕЛЛО Э СУЗА, Клаудио. Впечатления от Бразилии . Сан-Паулу: Grupo Machline, 1986.
- МЕЛО, Хосе Маркес де (орг.). Imprensa Brasileira – персонажи, вошедшие в историю [Бразильская пресса – Персонажи, вошедшие в историю]. Сан-Паулу: Официальная пресса штата Сан-Паулу и методистского университета Сан-Паулу, 2005.
- РИБЕЙРО, Ана Паула Гуларт. Пресса и история в Рио-де-Жанейро в 1950-е годы . Кандидатская диссертация. Рио-де-Жанейро: ОЭС-UFRJ, 2000.
- РИЗЦИНИ, Карлос. Книга, газета и книгопечатание в Бразилии . Рио-де-Жанейро: Космос, 1945.
- ВЕРНЕК СОДРЕ, Нельсон. История прессы в Бразилии. Рио-де-Жанейро: бразильская цивилизация, 1966.