Моральный интеллект
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( ноябрь 2020 г. ) |
Моральный интеллект — это способность отличать хорошее от неправильного и вести себя, основываясь на ценностях, которые считаются правильными (аналогично понятию моральной компетентности). [1] ). Моральный интеллект был впервые разработан как концепция в 2005 году Дугом Ленником и Фредом Килом. Большинство исследований, посвященных моральному интеллекту, сходятся во мнении, что эта характеристика основана на способностях, а не на чертах характера . Таким образом, моральный интеллект рассматривается как навык , который можно развивать в дальнейшем с практикой. Бехештифар, Эсмаэли и Могадам (2011) утверждают, что моральный интеллект является «центральным интеллектом» для всех людей . [2] Он считается отдельной формой интеллекта , независимой как от эмоционального , так и от когнитивного интеллекта . [2]
Модели
[ редактировать ]В литературе часто встречаются две общие «модели» морального интеллекта.
Дуг Ленник и Фред Кил, авторы книги «Моральный интеллект» и создатели этого термина, определили четыре компетенции морального интеллекта: честность, ответственность, прощение и сострадание. [2]
Компетенции Lennick & Kiel | Описание |
---|---|
Честность | Создавать гармонию между тем, во что мы верим, и тем, как мы действуем, делать то, что мы считаем правильным, всегда говорить правду. |
Ответственность | Принятие личной ответственности, признание ошибок и неудач, принятие на себя ответственности за служение другим. |
Прощение | Отпустить свои ошибки, отпустить чужие ошибки |
Сострадание | Активная забота о других |
Лидерство
[ редактировать ]Моральный интеллект, как предполагается, является важной характеристикой лидера. Бехештифар, Эсмаэли и Могадам (2011) изучали влияние морального интеллекта на лидерство и определили, что моральный интеллект влияет на общую производительность организации, поскольку морально разумные лидеры более преданы своему делу, постоянно учатся у окружающих, более скромны, и более готовы рисковать своими собственными интересами ради большего блага моральных целей. [2]
Бехештифар и его коллеги утверждают, что моральный интеллект обеспечивает «большой потенциал для улучшения нашего понимания обучения и поведения », особенно на руководящих должностях. [2] Согласно их исследованиям, моральный интеллект является движущей силой других форм нашего интеллекта. Рахими (2011) утверждает, что люди рождаются с естественным моральным инстинктом и что моральные решения принимаются быстро и подсознательно. Бехештифар и его коллеги считают, что внутри этого морального инстинкта лежит «недоступное моральное знание».
Бехештифар, Эсмаэли и Могадам (2011) сообщили, что существует значительное количество исследований, подтверждающих, что эффективность лидерства положительно коррелирует с интеллектом. [2] Это означает, что более умные люди, вероятно, будут хорошими лидерами. Однако исследователи предполагают, что более умные люди не всегда являются лучшими и наиболее эффективными лидерами. Они даже заходят так далеко, что утверждают, что другие исследования показали, что «быть намного умнее своих подчиненных может фактически препятствовать эффективному лидерству» из-за уровня общения между лидерами и последователями. [2]
Хотя моральный интеллект часто тесно связан с миром бизнеса , Бехештифар и его коллеги согласны с тем, что эта форма интеллекта не лежит исключительно в области бизнес-психологии . [2]
Образование
[ редактировать ]Образование называют «моральным стремлением». [3] Ассоциация по надзору и развитию учебных программ (ASCD) заявила во время дискуссии по моральному воспитанию , что школы должны определять и преподавать универсальные моральные ценности как часть учебной программы. [3]
Родни Х. Кларкен из Педагогической школы Университета Северного Мичигана утверждал, что моральному интеллекту необходимо обучать детей, разбивая его на три разные области: когнитивную , аффективную и волевое . [3] Когнитивная область используется для понимания и развития чувства морального интеллекта путем обучения детей правильному и неправильному , практическому применению добродетелей и обучению решению моральных проблем . Аффективная сфера — это подход к развитию морального интеллекта через понимание того, когда ситуация представляет собой моральную дилемму , знание того, как правильно реагировать на проблему, и обучение тому, как выработать набор ценностей. Наконец, волевая область включает в себя постановку целей, принятие мер и настойчивость.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Таннер К. и Кристен М. (2014). Моральный интеллект – основа понимания моральных компетенций. В M. Christen et al. (ред.), Эмпирически обоснованная этика: мораль между фактами и нормами (119–136). Цюрих, Швейцария: Международное издательство Springer.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Линд, Георг (2008). «Значение и измерение компетентности морального суждения: двухаспектная модель». В Фаско, Дэниел-младший; Уиллис, Уэйн (ред.). Современные философские и психологические перспективы нравственного развития и образования . Хэмптон Пресс. стр. 185–220.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Бехештифар М., Эсмаэли З. и Могадам Миннесота (2011). Влияние морального интеллекта на лидерство. Европейский журнал экономики, финансов и административных наук, 43, 6-11.
- ^ Jump up to: а б с Кларкен, Р.Х., 2009. «Моральный интеллект в школах». Школа образования Университета Северного Мичигана. ПП. 1-7.