Пятый бизнес
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( март 2010 г. ) |
Автор | Робертсон Дэвис |
---|---|
Язык | Английский |
Ряд | Дептфордская трилогия |
Жанр | Спекулятивная фантастика |
Издатель | Макмиллан Канада |
Дата публикации | 1970 |
Место публикации | Канада |
Тип носителя | Распечатать |
Страницы | 273 |
ОКЛК | 36190121 |
С последующим | Мантикора |
Пятое дело (1970) — роман канадского писателя Робертсона Дэвиса . Впервые опубликованная канадским издательством «Макмиллан» в 1970 году, это первая часть самой известной работы Дэвиса — «Дептфордской трилогии» . [1] и исследует жизнь рассказчика Данстана Рамзи. Именно роман привлек к Дэвису международное внимание. [2]
Краткое содержание сюжета
[ редактировать ]Данстан Рамзи, стареющий преподаватель истории в Колборн-колледже, приходит в ярость из-за покровительственного тона газетной статьи, объявляющей о его недавнем выходе на пенсию, которая, похоже, изображает его ничем не примечательным стариком, не имеющим никаких заметных достижений на своем счету. Надеясь доказать, что он прожил достойную и полноценную жизнь, Рамзи пишет возмущенное письмо директору школы, рассказывая историю своей жизни, начиная с детских воспоминаний об инциденте, произошедшем в его родном городе Дептфорд, Онтарио, в декабре 1908 года.
Во время ссоры с десятилетним Рамзи (тогда известным как «Данстейбл Рамзи») богатый друг Рамзи Перси Бойд Стонтон сердито швыряет в него снежок (внутри которого спрятан камень), но случайно попадает в свою беременную соседку. Мэри Демпстер, в результате чего она преждевременно родила болезненного ребенка по имени «Пол». Очевидно, получившая серьезную психическую травму в результате инцидента, поведение миссис Демпстер становится все более хаотичным, пока она не подвергается остракизму со стороны приличного общества после того, как ее обнаружили занимающейся сексом с бездомным бродягой в гравийной яме, в результате чего Пол Демпстер стал изгоем в деревне. В то время как Рамзи жалеет Пола и часто составляет ему компанию, Стонтон отказывается брать на себя ответственность за бросок снежка. Разрыв между ними углубляется после того, как Стонтон начинает романтические отношения с возлюбленной Рамзи Леолой Крукшанк.
Когда тяжело раненый брат Рамзи Уилли, по-видимому, чудесным образом выздоравливает после того, как миссис Демпстер молится у его постели, Рамзи начинает подозревать, что миссис Демпстер способна творить чудеса, что, по-видимому, подтверждается после того, как сам Рамзи увидел ее незадолго до того, как она чудесным образом выжила. артиллерийский взрыв в битве при Ипре во время Первой мировой войны , в результате чего он потерял левую ногу. Проснувшись в военном госпитале после шестимесячной комы, он узнает, что первоначально считался мертвым и посмертно получил Крест Виктории , и что его родители умерли от испанского гриппа, прежде чем узнали, что он все еще жив. Выздоравливая в больнице, Рамзи заводит роман с медсестрой Дианой Марфлит, но расстается с ней после отклонения ее предложения руки и сердца, что побудило Диану игриво прозвать его « Данстан » в честь английского святого 10-го века, который предположительно сопротивлялся искушениям Дьявола . ; этот разговор позже вдохновляет Рамзи официально изменить свое имя на «Данстан». Вернувшись в Дептфорд, он узнает, что Стонтон обручился с Леолой, в то время как миссис Демпстер была принята родственником после того, как она, очевидно, сошла с ума, а Пол Демпстер сбежал из дома, чтобы присоединиться к цирку.
Став школьным учителем, Рамзи зарабатывает репутацию эксцентрика из-за своего интереса к агиологии (изучению святых). Тем временем Стонтон, ныне известный как «Бой», сокращенное от его второго имени, становится сказочно богатым бизнесменом. Несмотря на молчаливую обиду на Боя за его деньги и статус, Рамзи поддерживает непростую дружбу с ним и Леолой, часто принимая его финансовую помощь. Позже Рамзи убеждается, что миссис Демпстер - святая , после случайной встречи с Джоэлом Хирунером - мужчиной, который занимался с ней сексом в гравийном карьере - который чудесным образом изменил его жизнь после сексуального контакта с ней. После успешного отслеживания миссис Демпстер в Торонто, Рамзи предлагает стать ее смотрителем.
После рождения сына Дэвида Леола становится все более недовольной своим браком с Боем, обнаруживая, что не может приспособиться к светской жизни из-за своего провинциального воспитания. Семейные трудности Стонтонов достигают кульминации в том, что Леола безуспешно пытается покончить жизнь самоубийством в канун Рождества в 1936 году после ссоры с Боем. Когда несколько лет спустя Леола умирает от пневмонии, Рамзи подозревает, что она намеренно стала причиной своей смерти, оставив окно открытым.
Растущая одержимость Рамзи агиологией заставляет его отправиться в Европу, чтобы встретиться с болландистами (обществом ученых- иезуитов , ведущих хронику жизни святых) после того, как они согласились опубликовать одну из его статей. Во время своего путешествия он устанавливает близкие отношения с пожилым священником-иезуитом Падре Блазоном, который специализируется на ведении хроник земной стороны жизни святых, полагая, что большинство святых гораздо более ошибочны и человечны, чем история могла бы их запомнить.
Находясь в Мехико во время шестимесячного творческого отпуска в колледже Колборн, Рамзи посещает магическое шоу, устроенное таинственным иллюзионистом Магнусом Эйзенгримом, которым оказывается взрослый Пол Демпстер. Заинтригованный эффектными иллюзиями Эйзенгрима, Рамзи присоединяется к его свите, путешествуя по миру со своим магическим номером, и постепенно сближается с богатой покровительницей Эйзенгрима Лизл, эксцентричной женщиной с причудливой андрогинной внешностью. Лизл, которая становится любовницей Рамзи, чувствует, что он никогда не был по-настоящему счастлив, проведя большую часть своей жизни в тени других людей, чьи жизни пересекались с его собственной. Чтобы помочь ему разобраться в своей роли в мире, Лизл предполагает, что Рамзи суждено сыграть роль «пятого дела» — термин, обозначающий второстепенного игрока в сценическом представлении, роль которого нелегко классифицировать, но, тем не менее, он играет роль. жизненно важную роль в разрешении сюжета.
Воспоминания Рамзи в конечном итоге достигают своего апогея в 1968 году, после того как Рамзи и Эйзенгрим пересеклись с Боем после выступления в Торонто . В напряженном разговоре Эйзенгрим раскрывает Бою свою истинную личность, а Рамзи рассказывает Эйзенгриму о событиях декабря 1908 года, которые привели к его преждевременным родам. Вспоминая об инциденте, Рамзи заявляет, что в снежке, который Бой бросил в миссис Демпстер, был спрятан камень, и утверждает, что этот камень все еще у него. Бой, однако, по-прежнему отказывается признаться в том, что бросил снежок, отрицая какую-либо ответственность за несчастья миссис Демпстер. После того, как Бой и Эйзенгрим выбегают из комнаты, Рамзи обнаруживает, что камень пропал.
Несколько часов спустя Боя находят мертвым в своей машине после того, как он, по-видимому, въехал в реку, в результате чего полиция не уверена, была ли его смерть убийством или самоубийством . Любопытно, что у него во рту обнаружен камень, который, по мнению Рамзи, является тем камнем, который Бой бросил в миссис Демпстер в детстве. Позже, наблюдая за гаданием на магическом шоу Эйзенгрима, Рамзи падает в обморок от внезапного сердечного приступа после того, как кто-то из зрителей кричит: «Кто убил Боя Стонтона?» На сцене гадающий « Медная голова » загадочно отвечает, что его убили пять человек: он сам, женщина, которую он знал, женщина, которую он не знал, мужчина, исполнивший его сокровенное желание, и « неизбежный пятый, который был хранителем своей совести и хранителем камня».
На этом Рамзи завершает историю своей жизни, говоря только: «И это, директор, все, что я могу вам сказать».
Темы
[ редактировать ]Возможно, этот раздел содержит оригинальные исследования . ( Октябрь 2016 г. ) |
Дэвис обсуждает в романе несколько тем, возможно, самой важной из которых является разница между материализмом и духовностью . Дэвис утверждает, что религия не обязательно является неотъемлемой частью этой идеи, что продемонстрировал коррумпированный преподобный Ледбитер, который сводит Библию к простым экономическим терминам.
Дэвис, в то время страстно изучавший идеи Карла Юнга , применяет их в «Пятом бизнесе» . Персонажи являются яркими примерами юнгианских архетипов , а события демонстрируют идею Юнга о синхронности . Камень, предположительно брошенный в Рамзи, когда он был ребенком, снова появляется десятилетия спустя в результате скандального самоубийства или убийства. Персонаж Рамзи — классическая интровертная личность, которая на протяжении всей книги контрастирует с экстравертной чувственностью Боя Стонтона. Рамзи посвящает свою жизнь подлинному религиозному чувству, каким он видел его в своей «святой-дурачке» Мэри Демпстер, чей сын вырастает и становится архетипом Волшебника.
Интерес Робертсона Дэвиса к психологии оказал огромное влияние на действия в книге. Выдающееся положение матриархов в жизни Данстана можно связать с Зигмунда Фрейда ( Эдиповым комплексом Данстан любит Диану и миссис Демпстер, несмотря на их материнское положение в его жизни). Концепция индивидуализации Карла Юнга играет роль, когда Лизл обсуждает еще непрожитую жизнь Данстана и идею о том, что в его жизни должен быть баланс. Стадии психосоциального развития Эрика Эриксона также можно увидеть в выборе, который делает Бой, по сравнению с выбором, который делает Данстан (например, Бой выбирает близость, а Данстан выбирает изоляцию).
По-настоящему образованный человек, Дэвис написал прозу, которая одновременно высмеивала претенциозную ученость и содержала шутливые намеки, например, в именах подруг Рамзи, Агнес Дэй, Глории Манди и Либби Доу. Позже он объяснил их как «Агнес, Страдалец - тип, хорошо известный всем мужчинам; Глория, Девушка, хорошо проводящая время, и Либби, энергичная предприимчивая». [3] День Агнес — это игра латинской религиозной фразы agnus Dei , «агнец Божий». Либби Доу — это игра слова «либидо», заимствованного Фрейдом из латыни для обозначения внутренней импульсивной части психики. «Глория Манди» — это игра на латинской религиозной фразе Sic Transit Gloria mundi , или «Так проходит слава мира».
Религия и мораль
[ редактировать ]В Дептфорде существует сектантство, разделяющее приграничных горожан между пятью христианскими церквями, которые при обычных обстоятельствах не общаются друг с другом. Чтобы оказать друг другу помощь, нужны чрезвычайные ситуации, но это условная помощь, основанная на предположении, что определенные моральные кодексы будут сохранены независимо от веры. Например, Мэри Демпстер - глупая девушка, которая обычно пренебрегает нормами общества, и поэтому она подвергается остракизму и насмешкам со стороны общества, о чем свидетельствует тот факт, что никто не приходит ей на помощь, когда ее сын убегает. Однако она — единственный член дептфордского общества, которого Данстан считает по-настоящему «религиозным» в своем отношении, поскольку она живет в соответствии со светом, исходящим изнутри (который он противопоставляет «глубоко религиозному» поведению ее мужа, которое «означало, что он навязывал религию, как он ее понимал, всему, что знал или с чем сталкивался» (46)).
В детстве Данстейбл воспитывался как пресвитерианин, но он также проявляет живой интерес к католическим святым. Он вырастает и развивает более духовный образ жизни, не зависящий от внешних структур. Для Данстана Рамзи религия и мораль являются непосредственными вещами в жизни, и события романа показывают, как моральные упущения имеют свойство «нарастать как снежный ком» и возвращаться, чтобы преследовать человека.
Миф и история
[ редактировать ]Дэвис и Данстан изо всех сил стараются проиллюстрировать, насколько изменчиво на самом деле понятие исторического факта и что оно не так уж отличается от предположений мифического мышления. Данстан сомневается в том, что он может дать точный отчет о событиях своего детства или своем участии в кампаниях Первой мировой войны, поскольку то, что он вспоминает, несомненно, отличается от «согласно принятой реальности».
Одним из аспектов этого размытого различия между мифом и историей является пожизненная озабоченность Рамзи жизнью Святых. Фантастическая природа их историй всегда была основана на реальных событиях, но их чудесам уделялось внимание и фокус, основанный на психосоциальных установках и потребностях того времени, так что то, чего хотела публика, имело большое влияние на то, что стало общепринятым каноном. .
Роман и жизнь Дэвиса
[ редактировать ]Некоторые читатели думали, что «Пятое дело» должно было быть полуавтобиографическим. Дэвис спроецировал часть своего жизненного опыта (детство в небольшом городке Онтарио, семейные связи с социальной и финансовой элитой) во многих своих работах. Он думал об этом романе как о «автобиографическом, но не так, как это делают молодые люди; он будет скорее таким, каким Диккенс написал Дэвида Копперфильда , вымышленной переработкой некоторых вещей, пережитых и во многом переработанных». [4]
Дэвис позволяет нам заглянуть через окно в его детство в Темсвилле , Онтарио, а также в его молодую жизнь, в высшее образование и за его пределы через характер Рамзи и романы дептфордской трилогии. В «Пятом деле» Дэвис рассказывает о своем духе, своих воспоминаниях и более глубоком жизненном опыте. Или, как написала Дайан Коул в «Нью-Йорк Таймс» вскоре после смерти Дэвиса, «Дэвис использовал свои личные мифы и архетипы, чтобы исследовать возможности человеческого добра и зла, но всегда с злобным юмором». [4]
Некоторые элементы характера жизни Перси Бойда Стонтона напоминают жизнь друга Дэвиса Винсента Мэсси . Оба мужчины разбогатели благодаря сельскохозяйственному бизнесу своего отца. Оба мужчины вступили в Первую мировую войну, впоследствии занялись политикой, занимали посты в кабинете министров и укрепили связи Канады с метрополией . Мэсси был назначен первым генерал-губернатором канадского происхождения, Бой также назначен вице-губернатором Онтарио. Наиболее убедительной параллелью является то, что Бой становится председателем совета управляющих школы, в которой преподает Рамзи, подобно тому, как Робертсон Дэвис провел свою карьеру в Университете Торонто в качестве магистра колледжа Мэсси . Но персонаж Стонтона сильно выдуман. Дэвис сказал, что аспекты характера больше отражают его отца.
Заголовок
[ редактировать ]Те роли, которые, не будучи ни героем, ни героиней, ни наперсницей, ни злодеем, но которые были тем не менее существенны для достижения Признания или развязки, назывались Пятым Делом в драматических и оперных труппах, организованных по старому стилю; игрока, исполнявшего эти роли, часто называли Пятым Бизнесом.
— якобы Тхо. Оверскоу , Датский театр
Под давлением своего издателя Дэвис добавил определение «пятого бизнеса». На вопрос позже норвежского переводчика книги Зигмунда Хофтуна, который не смог найти цитату в (подлинной) датской книге, Дэвис написал ему 13 августа 1979 года: «Она не из Оверскоу, потому что я ее придумал». [5]
Главные персонажи
[ редактировать ]- Данстан (Данстейбл) Рамзи – главный герой и рассказчик. Рамзи был оскорблен уведомлением о его выходе на пенсию в College Chronicle и намерен доказать, что у него была интересная жизнь. Он участвовал в Первой мировой войне и получил Крест Виктории . Он становится исследователем святых и мифов и проводит время с учеными- болландистами .
- «Мальчик» (Перси Бойд) Стонтон - «друг и враг на всю жизнь» Рамзи, который бросает в него снежок, который вместо этого попадает в Мэри Демпстер, тем самым ускоряя преждевременное рождение Пола Демпстера и ее последующее скатывание в безумие. Стонтон меняет свое имя с Перси на Бой. Талантливый бизнесмен и инвестор, он сказочно разбогател на сахарном бизнесе в Канаде, в конечном итоге владея конгломератом, работающим во многих различных отраслях (Альфа Корпорация). Очаровательный мужчина, он испытывает огромную потребность в сексе.
- Мэри Демпстер – на десять лет старше Рамзи, она играет ключевую роль в его жизни. Она обладает некоторыми качествами святой и содержится в психиатрической больнице.
- Пол Демпстер – сын Мэри Демпстер. На десять лет моложе Данстана Рамзи, он превосходит Рамзи в фокусстве. Он уезжает из города с бродячим цирком. Он становится волшебником, известным как «Магнус Эйзенгрим», и является главным героем « Мира чудес» в этой трилогии.
- Диана Марфлит - медсестра, которая ухаживает за Рамзи после того, как он был ранен во время Первой мировой войны. Она его первый сексуальный партнер. Диана знакомит его с мюзиклами в Англии. Он отказывается жениться на ней, считая, что она играет в его жизни слишком материнскую роль.
- Леола Стонтон (урожденная Крукшанк) - первая любовь Рамзи, она выходит замуж за Боя Стонтона. Красивая, но непостоянная, она не может оправдать ожиданий своего амбициозного мужа.
- Лизелотта (Лизль) Вицлипюцли - дочь швейцарского часовщика-миллионера, она помогает Магнусу Эйзенгриму в его передвижном магическом шоу. Она бисексуальна, необычно высокая и с крупными чертами лица. Она становится духовником, любовницей и критиком Рамзи.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Писатели». Архивировано 24 марта 2010 г. в Wayback Machine , Университет Атабаски.
- ^ «Пятый бизнес» Канадская энциклопедия
- ^ Робертсон Дэвис, письмо от 11 марта 1982 г., в For Your Eyes Alone: Letters 1976–1995, изд. Джудит Скелтон Грант, 1999 год.
- ^ Jump up to: а б Дайан Коул, «Великий иллюзионист» , New York Times, 18 февраля 1996 г.
- ^ Только для твоих глаз: Письма 1976–1995 , изд. Джудит Скелтон Грант, Макклелланд и Стюарт, 1999, с. 43.