Галка

Мариано ди Якопо (1382 – ок. 1453), по прозвищу Таккола (« галка »), был итальянским эрудитом , администратором, художником и инженером раннего Возрождения . Таккола известен своими технологическими трактатами De ingeneis и De machinis , в которых представлены аннотированные чертежи широкого спектра инновационных машин и устройств. Работы Такколы широко изучались и копировались инженерами и художниками более позднего Возрождения, в том числе Франческо ди Джорджио и Леонардо да Винчи . [2]
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Мариано Таккола родился в Сиене в 1382 году. О первых годах его обучения и ученичества практически ничего не известно. [3] Став взрослым, он сделал разнообразную карьеру в Сиене, работая на таких разных должностях, как нотариус, секретарь университета, скульптор, начальник дорог и инженер-гидротехник. [4] Примечательно, что он создал серию резьбы по дереву для Дуомо, собора во Флоренции, 26 июня 1408 года. [5] Таккола женился на женщине по имени Мадонна Нанна, вероятно, около 1420 года, и в 1426 или 1428 году у него родилась дочь по имени Альба. [6] [7] В 1440-х годах Таккола ушел со своих официальных должностей, получив пенсию от государства. Известно, что он присоединился к братскому ордену Сан-Хакомо к 1453 году и предположительно умер примерно в эту же дату. [8]
Работа и стиль
[ редактировать ]Таккола оставил после себя два трактата, первый из которых — De ingeneis («О двигателях»), работа над четырьмя книгами которого началась еще в 1419 году. [9] В 1432 году Таккола встретился с Сигизмундом Венгерским в Сиене, а затем отправился с ним в Рим на коронацию Сигизмунда, чтобы тот стал императором Священной Римской империи . [10] Во время коронации Сигизмунда Таккола посвятил Книги 3 и 4 «De ingeneis» Сигизмунду, тогдашнему защитнику родной Сиены Такколы, возможно, как средство получения статуса и известности как дизайнер. [11] Завершив работу в 1433 году, Таккола продолжал вносить поправки в рисунки и аннотации к « ingeneis» примерно до 1449 года De . процесс написания его первого трактата. Таккола также занимался обслуживанием и усовершенствованием системы водоснабжения Сиенны , которая была одной из самых передовых в то время. [3] [12] В целом, цель Такколы в его трактатах заключалась в том, чтобы пролить свет на старые греко-римские машины, а не писать о своих собственных разработках. [13] В каждом конкретном случае Таккола цитировал более ранние проекты, придуманные Вегетиусом и Кайзером . [10]
Нарисованные черными чернилами на бумаге и сопровождаемые рукописными аннотациями, Таккола изображает в своих работах множество «гениальных устройств» в гидротехнике , фрезеровании, строительстве и военной технике. Приписанные ему проекты Такколы включают подземную взрывную мину, присоску, устройство для подводного дыхания и различные конструкции кранов, а также множество других новых устройств. [14] [15] В одном примере Таккола подробно описал проект системы защиты фортов, в которой использовались ватерлиния и всасывающая линия. [16] Оба конца водопровода и всасывающей линии будут открыты, что позволит воде из нижнего резервуара течь вверх по водопроводу и заполнять верхний резервуар в форте. [16] Затем, в случае нападения, форт может выпустить воду через сливное отверстие в боковой стене форта, предположительно для того, чтобы сила воды могла оттолкнуть атакующие силы от стены. [16] Однако историки поставили под сомнение серьезность некоторых его проектов, например одного из его проектов, требующего, чтобы плавучую тележку тянули быки, которые ходили под водой, не дыша. [17] В его трудах записано только одно упоминание о том, как Таккола действительно создавал и тестировал свои конструкции, поэтому его творения, вероятно, были в основном теоретическими. [17] Рисунки Такколы показывают, что он человек переходного периода: хотя его тематика уже принадлежит художникам-инженерам позднего Возрождения, его метод изображения все еще во многом обязан иллюстрациям средневековых рукописей. [18] Из-за политического соперничества между Сиеной и Флоренцией Таккола никогда не сталкивался с линейной перспективой , растущим графическим стилем во Флоренции. [19] Более того, Таккола рисовал свои машины исходя из того, что ему казалось подходящим, а не из геометрических соображений. [20] Несмотря на эти графические несоответствия, стиль Такколы описывается как сильный, аутентичный, на который обычно можно положиться, чтобы уловить самое главное. [21]
Интервью с Брунеллески
[ редактировать ]Содержание интервью касалось вопроса защиты интеллектуальной собственности от воров в то время, когда лишь немногие правительства в Европе имели какие-либо законы о патентовании . [22] Первоначально Таккола был открыт для идеи поделиться своими идеями с другими, но интервью с Брунеллески повлияло на него, и он стал более загадочным, привлекая больше символических образов в De ingeneis и объясняя читателю: «Моя речь была завуалирована... Я говорю то, что говорю, из-за неблагодарности некоторых людей, а не всех людей». [23] Таккола и Брунеллески также обсудили установку фундаментов мостов и пирсов , для которых Таккола ранее сделал два изобретения. [24] Однако Брунеллески был более скромен в отношении изобретений Такколы, говоря ему, что ему также необходимо учитывать наличие ресурсов вблизи водоема, подчеркивая опыт Брунеллески в применении изобретений в реальном мире, подобно современным инженерам , тогда как Таккола в основном имел дело с придумывание новых изобретений, больше похоже на дизайнера . [25]
Влияние и повторное открытие
[ редактировать ]Работа Такколы, названная «Сиенским Архимедом », стоит в начале традиции итальянских художников-инженеров эпохи Возрождения с растущим интересом к различным технологическим вопросам. Таккола общался со многими известными людьми своего времени, в том числе с Брунеллески, известным художником, и королем Сигизмундом, который дал ему звание Умилата, или фамильяра. [26] Его также дважды номинировали в сиенскую «Гильдию судей и нотариусов», хотя оба раза он не смог вступить в нее из-за того, что не явился на окончательное одобрение. [7] Рисунки Такколы копировались и служили источником вдохновения таким людям, как Буонакорсо Гиберти, Франческо ди Джорджио и, возможно, даже Леонардо да Винчи . [8] Особое историческое значение имеют его рисунки изобретательных подъемных устройств и систем реверсивных передач , которые Брунеллески разработал для строительства купола Флорентийского собора . [27] в то время второй по величине в мире. Его работы неоднократно копировались в виде рукописей на протяжении 15 века. [28]
Однако интерес к работам Такколы практически прекратился через некоторое время после его смерти вплоть до конца 20 века. [3] Одна из причин, возможно, заключалась в том, что его трактаты распространялись только в виде книг, переписанных вручную, и по крайней мере три из них сохранились до наших дней. [29] Оригинальные рукописи Такколы, стиль которых оказался более сложным, чем у их копий, были заново открыты и идентифицированы в государственных библиотеках Мюнхена и Флоренции в 1960-х годах, что дало толчок к появлению первых печатных изданий как De ingeneis , так и De machinis в последующих годы, [29] начиная с публикации части De ingeneis в 1969 году Дж. Х. Беком. [30]
Галерея
[ редактировать ]- Перебалансированное колесо и военные машины, работа Такколы.
- Машины Taccola, De ingeneis
- Система байдарок работы Такколы, De machinis (1449 г.)
- Таккола « Витрувианский человек ».
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хилл, Дональд Рутледж (1996). История техники в классические и средневековые времена . Рутледж. п. 143. ИСБН 0-415-15291-7 .
- ^ ван ден Брук, Марк (2019). Леонардо да Винчи: Духи изобретения. Поиск следов . Гамбург: А.ТЕ.М. ISBN 978-3-00-063700-1 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Фейн, стр.136
- ^ Шелби, стр.466
- ^ Бек, стр.10
- ^ Бек стр.10
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Прагер и др. стр. 5-9
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Фейн, стр.137
- ^ Шелби, стр.467
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кноблох, стр.13
- ^ Галлуцци, стр.18
- ^ Прагер, Фрэнк Д.; Скалья, Густина, ред. (1971). Мариано Таккола и его книга «De ingeneis» . Кембридж, Массачусетс: MIT Press. п. 3.
- ^ Галлуцци, стр.22
- ^ Бек, Джеймс Х. (1968). «Исторический «Таккола» и император Сигизмунд в Сиене» . Художественный вестник . 50 (4): 309–320. дои : 10.2307/3048568 . ISSN 0004-3079 .
- ^ Шелби, стр.468
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Кноблох, стр.16
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Шелби, с. 469-70
- ^ Фейн, стр.138
- ^ Галлужи, стр.46
- ^ Галлужи, стр.47
- ^ Фейн, с. 137 и далее.
- ^ Галлуцци, стр.28
- ^ Галлуцци, с. 29-32
- ^ Галлуцци, стр.32
- ^ Галлуцци, стр.33
- ^ Прагер и др. стр. 11-15.
- ^ Фейн, стр.140
- ^ Шелби, стр.471
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Фейн, стр.143
- ^ Шелби, стр.472
Источники
[ редактировать ]- Бек, Дж. Х., изд. (1969). Мариано Якопо назвал Такколу «свободной терцией изобретательности и неиспользуемых зданий ». Милан: зови его Полифил. п. 156.
96 пл.
(В этом издании воспроизводятся книги III и IV книги Инженейса) - Прагер, Фрэнк Д.; Скалья, Густина, ред. (1971). Мариано Таккола и его книга «De ingeneis» . Кембридж, Массачусетс: MIT Press. стр. 230 стр.
129 пожалуйста.
(В этом издании также воспроизводятся книги III и IV де Инженейса) - Скалья, Густина, изд. (1971). Мариано Таккола, De machinis: Инженерный трактат 1449 года (2 тома) . Висбаден: доктор Людвиг Райхерт Верлаг. стр. 181 и 210.
200 пл.
- Фейн, Лоуренс (2003). Изобретенный мир Мариано Такколы», Леонардо . Том 36. С. 135–143.
Рисунки Такколы с точки зрения художника .
- Шелби, Лон (1975). «Мариано Таккола и его книги о двигателях и машинах». Технологии и культура . 16 (3): 466–475. дои : 10.2307/3103042 . JSTOR 3103042 .
Обзор трактатов Такколы и трех его современных изданий (см. факсимильные издания выше)
- Кноблох, Эберхард (1981). Мариано ди Якопо Детто Такколас Де машинис: Произведение итальянского раннего Возрождения . История техники. Том 48. стр. 1–27.
- Галлуцци, Паоло (2020). Итальянский ренессанс машин . Издательство Гарвардского университета . стр. 1-101
Внешние ссылки
[ редактировать ]медиафайлы по теме: Таккола Викискладе есть
- Институт и музей истории науки - онлайн-экспозиция рисунков Такколы.