Церковь Святой Марии на Скале
Церковь Святой Марии на Скале или Соборная церковь Святой Марии была светской коллегией священников, располагавшейся со стороны моря от собора Святого Андрея в Сент-Эндрюсе , сразу за стенами участка. Он известен под множеством других названий, таких как Святая Мария Калдийская , Киркхью и Церковь Святой Марии Килримонтской . [1]
Хотя она не была основана как коллегиальная церковь до 1240-х годов, первой в Шотландии, она представляла собой корпоративное продолжение ассоциации духовенства, известной как Калди или Сели Де , «вассалы Бога». Церковь просуществовала несколько столетий, но ненадолго пережила Шотландскую Реформацию , и сегодня от первоначальной структуры мало что сохранилось.
Сели Де из Кеннригмони [ править ]
Соборная церковь Святой Марии берет свое начало в монастыре Килримонт и его группе каноников, называемых «Калдис» или Сели Де («Вассалы Бога»). Эти священники служили приделом собора на протяжении двенадцатого и тринадцатого веков. Сели Де возглавлял аббат. Единственный аббат, чье имя записано, - это Гилле Крист , «аббат Сели Де », зарегистрированный в 1172 x 1178 раз, передающий земли управляющему епископа Сент -Эндрюса , хотя неназванный аббат снова упоминается в 1180-х годах. [2]
До основания монастыря августинцев в 1140 году Сели Де и семь священнослужителей, известных как персоны (парсоны), были единственными известными священнослужителями собора. [3] Новые монашеские каноники-августинцы должны были стать главными священнослужителями собора, обслуживающими его главный алтарь, а папа Евгений III в 1147 году подтвердил права каноников-августинцев и их настоятеля избирать епископа Святого Андрея . [4]
Вероятно, по ряду причин епископ Роберт , сам августинец из Ностелла , намеревался, чтобы Сели Де стали августинцами, перенеся свою собственность в новый Соборный Приорат . Этого не произошло, и хотя другая папская булла 1147 года предписывала, чтобы после смерти каждого Селе Де его место занимал августинец, они все еще существовали там в 1199 году, когда монастырь признал их владения постоянными. [2]
Вторая глава собора [ править ]
Профессор Г.В.С. Барроу утверждал, что из епископатов Роже де Бомона и Уильяма де Мальвейзена епископы Сент-Эндрюса продвигали Сели Де как второй капитул собора. Бэрроу сравнил это с попытками двух архиепископов Кентерберийских , Болдуина и Хьюберта Уолтера , основать светский колледж, посвященный Святому Фоме , который действовал бы в противовес власти монахов и приора; но Барроу считал, что более подходящую параллель следует провести с архиепископством Дублина . [5]
В 1163 году архиепископ Лоркан Уа Туатаил преобразовал свои епархиальные каноны в августинский собор Святой Троицы . Джон Комин , первый англо-нормандский архиепископ Дублина , создал новую коллегиальную церковь в приходской церкви Святого Патрика , коллегиальную церковь, которую его преемник Генри де Лаундрес превратил во второй собор . И в Дублине, и в Кентербери епископу приходилось иметь дело с заранее установленным капитулом монашеского собора под руководством настоятеля, и в обоих случаях епископ стремился подорвать власть настоятеля и капитула в своих собственных интересах. [6]
Сели Де находятся в тесной связи с епископом, фактически в союзе с ним, начиная с епископата Бомонта, и эти двое часто встречаются вместе в спорах с настоятелем Сент-Эндрюса . Например, где-то между 1202 и 1216 годами епископ Гильом де Мальвейзен отменил приговор об отлучении от церкви, вынесенный настоятелем (очевидно, в рамках спора), и снова, в 1220 году, папский легат «магистр Джеймс» был уполномочен Папа Гонорий III разрешил спор между августинианцами и их настоятелем с епископом Вильгельмом и «некоторым духовенством Сент-Эндрюса, обычно называемым Сели Де » ( quosdam clericos de S. Andrea, qui Keledei vugariter appellantur ). [7]
Сели Де претендовали на право участвовать в епископских выборах с 1239 года, когда они участвовали (по настоянию короля) в выборах Давида де Бернама . [8]
В 1253 году, после смерти епископа Давида и после того, как капитул августинцев уже избрал Роберта де Стютвиля новым епископом, Сели Де и археакон Абель де Гюллан заявили папству протест, что выборы были недействительными из-за исключения Сели Де с процесса. [9] Галлейн был папским капелланом, а Папа Иннокентий IV отменил избрание Роберта де Стютвилля, назначив Галлейна новым законным епископом. Однако, судя по всему, не было вынесено никакого решения относительно права Сели Де голосовать на выборах в капитуляцию. [10]
Соборная церковь [ править ]
По некоторым из вышеперечисленных причин GWS Барроу утверждал, что говорящие на гэльском языке Сели Де постепенно были заменены клерками и личными иждивенцами епископов начала тринадцатого века, большинство из которых были выходцами из Франции или Англии. [11] К 1250 году эти франко- или англоговорящие Сели Де переехали в церковь Святой Марии и получили статус и права светского колледжа, то есть коллегиальной церкви . [12] Вероятно, это произошло либо в 1248, либо в 1249 году, когда впервые упоминается церковь Святой Марии как отдельное от собора учреждение. [13] Это преобразование дало церкви Святой Марии честь стать первой коллегиальной церковью в Королевстве Шотландия и единственным светским колледжем в королевстве до четырнадцатого века. [14]
Первым известным настоятелем церкви был магистр Адам де Малкарвистон, засвидетельствованный 7 ноября 1250 года. [15] Кроме обер-прево, было шесть каноников. [16] Новый статус, похоже, не сразу повлиял на использование названия Сели Де , поскольку в 1344 году церковь все еще называлась «Святой Марией Сели Де ». [16] Церковь Святой Марии стала официальной королевской часовней еще в 1286 x 1296 году и оставалась таковой до возведения Королевской часовни в Стерлинге в 1501 году. [17] Вполне вероятно, что благочиние Королевской капеллы с 1429 по 1501 год образовывало пребенд внутри церкви Святой Марии. [18]
Папская привилегия от 26 января 1386 года позволила ректору церкви Святой Марии стать капитулом церкви Святого Андрея; он стал одним из трех светских сановников капитула вместе с двумя археадиконами епархии:
Вечная память. По ходатайству короля Роберта Папа настоящим учреждает светский сан с лечением собора Святого Андрея, сан Королевской капеллы Святого Андрея, непосредственно подчиняющийся Апостольскому Престолу, который широко известен как проректорство Святого Андрея. Эндрюс, предоставив ректору и его преемникам место в хоре и место в капитуле с правом голоса при выборах епископа или на любую другую должность, а также во всех капитулярных актах и переговорах, и тем не менее упомянутый ректор оставаясь подчиненным епископу, который имеет право исправить его, а при необходимости даже лишить должности. Хотя в соборе нет санов, но есть два архидиаконства, которые считаются санами, и держащие их светские лица имеют места в хорах и места в капитуле, имеющие право голоса во всех капитулярных делах. Авиньон, 9 Кал. 9 февраля. [19]
В 1440-х годах к капитулу собора был добавлен канцлер церкви Святой Марии (1447 х 1449), но это продлилось менее двух десятилетий, и она была распущена между 1461 и 1462 годами. [20]
Пожертвования [ править ]
Точное количество пребендов церкви на протяжении истории неясно, но во времена епископа Генри Уордлоу их было восемь. Вероятно, это были «Кэрнс и Кэмерон », « Кингласси и Кингаск », Ламбьелетам , « Дьюри и Рамгалли », Кинкелл , Киналди , Феттерессо и Стратброк . [20] Сели Де владели Ламбьелетамом с двенадцатого века, когда они получили его в обмен на Страткиннес ; шестнадцатого века, Согласно Книге предположений проректор церкви Святой Марии владел землями Кинкелл, землями, находившимися под контролем Сели Де в 1170-х годах. [21]
Большинство остальных, вероятно, тоже были древними Сели Де , хотя Феттерессо и Стратброк ими не были, поскольку были переданы колледжу епископом Генри Уордлоу в 1425 и 1435 x 1436 годах соответственно. [20] Арбутнотт (до 1447 г.), Баллингри (до 1461 г.), Бенхольм (до 1477 г.) и Дайсарт (1477 г.) были добавлены позже, в пятнадцатом веке, а Идвис (до 1547 г.) был добавлен в шестнадцатом. [20] Другой, возможно, был создан во времена архиепископа Эндрю Формана (ок. 1514–1521). [20] Во времена Реформации якобы существовало тринадцать пребендов. [20]
Местоположение и здание [ править ]
Церковь расположена в Киркхью или Киркхилле. Это место, где сходятся современные Норт-стрит и Саут-стрит, возможно, было первоначальным местом нахождения религиозного объекта до строительства нового здания собора немного западнее (остатки которого составляют башню Святого Рула) Робертом, епископом Сент-Эндрюс. [22] В окрестностях Киркхью есть захоронения, которые датируются предполагаемым основанием монастыря в восьмом веке и указывают на небольшую религиозную общину шестого века. [23] На территории также было найдено несколько крестовых плит десятого века. [24] церковь была По словам Джона Лесли, снесена протестантами- реформаторами в июне 1559 года. [20]
Сохранившийся фундамент церкви показывает, что она имела крестообразную форму и не имела придела . [24] Длину трансептов определить невозможно, но хор был длиннее нефа . [24] Неф, похоже, представляет собой самый ранний из трех обнаруженных этапов строительства. [24] Алтарь . находился в восточном конце хора [24] Седилия и на южной стене утрачена, как и ризница помещения для каноников и ректора . [24]
Руководители религиозного дома [ править ]
Список известных ректоров [ править ]
- Адам де Макерстоун, х 1250–1280 х 1287
- Уильям Комин, 1287–1329 гг. [25]
- Джон де Роксбург, 1329 х 1342–1342 х 1363.
- Гилберт Армстронг, 1362 х 1363–1373 х 1376.
- Уильям де Дальгарнох, 1376-1376 х 1377.
- Дункан Пети, 1376 х 1381–1397 х 1398.
- Робер де Лани, 1397 х 1405–1432 х 1437.
- Хью Кеннеди, 1437–1454 гг.
- Джон Кеннеди, 1454 х 1456–1472 х 1477.
- Уильям Шерер, 1472 х 1477-1477 х 1480
- Джеймс Аллардис, 1477 х 1480–1506 х 1507.
- Джеймс Кинкраги, 1506 х 1508–1539 х 1540.
- Джеймс Лермонт, 1540–1578 гг.
- Патрик Белленден, 1554 г. [28]
- Томас Бьюкенен, 1578–1599 гг.
- Роберт Бьюкенен, 1599–1618 гг.
- Владение архиепископа Сент-Эндрюса в 1625 году.
См. также [ править ]
Примечания [ править ]
- ^ Барроу, «Духовенство в Сент-Эндрюсе», с. 191;
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Барроу, «Духовенство Сент-Эндрюса», стр. 196.
- ↑ Традиционная дата — 1144 год, но Дункан, «Основание», стр. 1–37, пересмотрел ее обратно на 1140 год.
- ^ Коуэн и Иссон, Средневековые религиозные дома , стр. 96.
- ^ Барроу, «Духовенство Сент-Эндрюса», стр. 200–201.
- ^ Барроу, «Духовенство Сент-Эндрюса», стр. 201.
- ^ Барроу, «Духовенство Сент-Эндрюса», стр. 190.
- ^ Барроу, «Духовенство Сент-Эндрюса», стр. 197–198.
- ^ Барроу, «Духовенство Сент-Эндрюса», стр. 198–199.
- ^ Барроу, «Духовенство Сент-Эндрюса», стр. 199.
- ^ Барроу, «Духовенство Сент-Эндрюса», с. 200 и др.
- ^ Барроу, «Духовенство Сент-Эндрюса», стр. 199–200; Коуэн и Иссон, Средневековые религиозные дома , с. 225; Уотт и Мюррей, Fasti Ecclesiae , стр. 484.
- ^ Барроу, «Духовенство Сент-Эндрюса», стр. 199–200.
- ^ Коуэн и Иссон, Средневековые религиозные дома , стр. 213–4.
- ^ Коуэн и Иссон, Средневековые религиозные дома , с. 225; Уотт и Мюррей, Fasti Ecclesiae , стр. 484.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Коуэн и Иссон, Средневековые религиозные дома , с. 225
- ^ Уотт и Мюррей, Пост Экклезиаста , стр. 431–4.
- ^ Уотт и Мюррей, Пост Экклезиаста , стр. 431.
- ^ Бернс (ред.), Папские письма , с. 114; см. также Коуэн и Иссон, Средневековые религиозные дома , с. 212.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г Коуэн и Иссон, Средневековые религиозные дома , с. 226.
- ^ Барроу, «Духовенство Сент-Эндрюса», с. 194.
- ^ Эш, «Сент-Эндрюс под руководством «нормандских» епископов», с. 106.
- ^ Андерсон, «Кельтская церковь», с. 68.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Фосетт, Фостер и Табрахам, Собор Святого Андрея , с. 20.
- ^ Стал архидиаконом Сент-Эндрюса .
- ↑ Представлен на эту должность королем Англии Эдуардом I 15 июля 1298 года.
- ↑ Представлен на эту должность королем Англии Эдуардом II 2 августа 1309 года.
- ↑ Получено коронное представление об ошибочном сообщении о смерти Лермонта.
Ссылки [ править ]
- Андерсон, Марджори О. , «Кельтская церковь в Кинримунде», в Innes Review , том. 25 (1974), стр. 67–76.
- Андерсон, Марджори О., «», в GWS Барроу (редактор), «Шотландская традиция: очерки в честь Рональда Гордона Канта», (Scottish Academic Press, Эдинбург, 1974), стр. 1–13.
- Эш, Маринелл, «Епархия Сент-Эндрюс под руководством «нормандских» епископов», в Scottish Historical Review , vol. 55 (1976), стр. 105–26.
- Барроу, GWS, «Духовенство в Сент-Эндрюсе», в GWS Барроу (ред.), Королевство Шотландии: правительство, церковь и общество с одиннадцатого по четырнадцатый век , 2-е изд. (Издательство Эдинбургского университета, Эдинбург, 2003 г.), ISBN 0-7486-1802-3
- Коуэн, Ян Б., и Иссон, Дэвид Э., Средневековые религиозные дома: Шотландия, с приложением о домах на острове Мэн , 2-е изд. (Лонгман, Лондон и Нью-Йорк, 1976 г.), ISBN 0-582-12069-1
- Фосетт, Ричард, Фостер, Салли и Табрахам, Крис, Собор Святого Андрея (Историческая Шотландия, Эдинбург, 2003 г.), ISBN 1-903570-91-3
- Ватт, Д.Э. , и Мюррей, А.Л. (ред.), Fasti Ecclesiae Scoticanae Medieval Ad Annum 1638 , Rev. 1638 . Эд. (Шотландское общество звукозаписи, новая серия, том 25, Эдинбург, 2003 г.), ISBN 0-902054-19-8
Внешние ссылки [ править ]
- Историческая среда Шотландии . «Собор и монастырь Святого Андрея и прилегающие к ним церковные руины (SM13322)» .
56 ° 20'23 "N 2 ° 47'06" W / 56,3398 ° N 2,7851 ° W