Мэйбл Пин-Хуа Ли
Мэйбл Пин-Хуа Ли | |||
---|---|---|---|
Ли Биньхуа | |||
![]() Ли с. 1923–1925 гг. | |||
Рожденный | |||
Умер | 1966 (69–70 лет) Нью-Йорк , США | ||
Образование | Барнард-колледж ( бакалавр ; мед ) Колумбийский университет ( доктор философии ) | ||
Китайское имя | |||
китайский | Ли Биньхуа [ 1 ] | ||
|
Мэйбл Пин-Хуа Ли [ 2 ] ( китайский : 李彬华 ; 7 октября 1896–1966) была китайско-американской активисткой и министром за права женщин, которая выступала за избирательное право женщин в Соединенных Штатах. Позже Ли стал баптистским священником, работая с Первой китайской баптистской церковью в китайском квартале . [ 3 ] [ 4 ]
Ли родилась в Китае и выросла в Нью-Йорке , получила степень бакалавра и магистра в Барнард-колледже Колумбийского университета , а затем степень доктора экономики в Колумбийском университете в 1921 году, став первой китаянкой в Соединенных Штатах, получившей докторскую степень. в экономике. [ 5 ] В 1910-х годах Ли стала активисткой избирательного права женщин и участвовала в параде избирательного права женщин в Нью-Йорке 1912 года, где она ехала верхом. После принятия Девятнадцатой поправки в 1920 году Ли все еще не могла голосовать из-за своего статуса китайской иммигрантки в соответствии с Законом об исключении китайцев . Она не получит права голоса, по крайней мере, до принятия Закона Магнусона в 1943 году. [ 3 ] [ 6 ] [ 7 ]
Ли стала баптистским священником в 1924 году, возглавив церковь своего отца после его смерти. В течение сорока лет она руководила Первой китайской баптистской церковью, а также стала лидером Американского баптистского общества домашней миссии . Ли также стал защитником интересов китайской общины в Нью-Йорке и жителей Чайнатауна , работая с Китайским общественным центром . В знак признания ее жизни и защиты прав женщин и китайских иммигрантов в Соединенных Штатах в 2017 году почтовое отделение Чайнатауна США на Дойерс-стрит было переименовано в ее честь.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Мэйбл Пин-Хуа Ли родилась 7 октября 1896 года. [ 8 ] в Гуанчжоу во времена династии Цин . китайской [ 9 ] [ 10 ] [ 6 ] Ее отцом был Ли То или Ли Тоу, священник, иммигрировавший в Соединенные Штаты и работавший в Американском баптистском обществе домашней миссии. [ 11 ] Сначала он служил миссионером в китайской общине в штате Вашингтон в 1898 году, а затем был назначен служителем в миссии «Утренняя звезда» в Нью-Йорке, где он стал ведущим членом китайского квартала Нью-Йорка . [ 12 ] [ 13 ] Имя ее матери записано в документах переписи населения США попеременно как Ленник или Либрек Ли. [ 14 ]

Раннее детство Ли провела в Китае, посещая миссионерскую школу, где выучила английский язык. Ее воспитывали мать и бабушка, пока отец был в Америке. [ 15 ] Сообщается, что летом 1900 года, когда ей было четыре года, она поехала с матерью в Америку, чтобы воссоединиться со своим отцом. [ 13 ] Однако в большинстве статей, в том числе в статье New York Tribune 1912 года , упоминалось, что к 1905 году она поселилась со своей семьей в Нью-Йорке. Она также была единственным ребенком, но в той же статье New York Tribune говорится о младшей сестре. [ 12 ] [ 11 ] Ее семья жила в многоквартирном доме на Баярд-стрит, 53 в китайском квартале. Она посещала государственные школы Нью-Йорка, в частности среднюю школу Эразмус-Холл в Бруклине , которая была школой, предназначенной для размещения растущего числа детей-иммигрантов. [ 14 ] [ 12 ] [ 16 ]
Образование
[ редактировать ]
В 1913 году Ли начала посещать Барнард-колледж , где специализировалась на истории и философии. [ 12 ] Она присоединилась к Дебатному клубу и Ассоциации китайских студентов. В 1916 году она баллотировалась на пост президента этой студенческой ассоциации против Цзе-вена Сунга, который позже стал министром финансов национального правительства Китая. Она писала статьи для «Ежемесячника китайских студентов» , в которых выступала за избирательное право женщин и приводила доводы в пользу равенства, необходимого в условиях демократии. Во время учебы в Барнард-колледже она также получила степень магистра в области управления образованием. [ 13 ] [ 12 ] [ 10 ]
В 1917 году Ли был принят в университет на степень доктора экономики Колумбийский . Китайское правительство было впечатлено ее исследованиями в области сельскохозяйственной экономики и предоставило ей боксерскую стипендию , которая позволила ей продолжить учебу. Она стала первой женщиной, получившей эту стипендию. Она была вице-президентом Китайского клуба Колумбии и заместителем редактора « Ежемесячника китайских студентов» . Ли окончил университет в 1921 или 1922 году и получил степень доктора экономики в Колумбийском университете в 1921 году. [ 17 ] [ 12 ] [ 13 ] Совет Колумбийского университета выбрал ее университетским стипендиатом экономики за исследовательскую работу в области экономики сельского хозяйства. Это был первый раз, когда китайский студент был удостоен этой награды. Ее последняя диссертация называлась «Экономическая история Китая: с особым упором на сельское хозяйство» и позже была опубликована. [ 14 ] [ 16 ] Ее диссертация стала первым текстом по экономике сельского хозяйства, написанным иностранным китайским студентом и содержала сбалансированный взгляд на западную экономическую идеологию и традиционную китайскую экономическую мысль в контексте современной сельскохозяйственной реформы. [ 13 ]
Пост-образование
[ редактировать ]После учебы Ли в 1923 году отправилась в Европу, чтобы изучать послевоенную экономику. Местная баптистская газета сообщила: «28 марта 1923 года мисс Ли отплыла во Францию, где сейчас занимается изучением европейской экономики, более полной подготовкой к делу своей жизни, на своей родине, в Китае. Позиция, вызывающая большое доверие. и великая честь ожидает ее прибытия в Китай». [ 12 ] У Ли было множество возможностей трудоустройства, включая предложение от китайской фирмы, заинтересованной в торговле из США в Китай. [ 15 ] Она также была принята на должность декана по женской подготовке в Университете Сямэнь , ныне Университете Сямэнь . [ 12 ] Однако после внезапной смерти отца в 1924 году она вернулась в Нью-Йорк, чтобы заботиться о своей матери. Американское общество домашней баптистской миссии назначило ее взять на себя обязанности своего отца и стала председателем миссии «Утренняя звезда». Ли продолжала путешествовать на родину, стремясь присоединиться к новому поколению рабочих и помочь народу Китая, но во время своей третьей поездки в Китай в 1937 году она решила иначе. жить в Китае стало небезопасно Расовая и сексистская дискриминация, вероятно, снизила ее шансы на достижение своих целей, и после японского вторжения и начала Второй китайско-японской войны . Эти факторы в сочетании с ее семейными и религиозными обязанностями в конечном итоге помогли ей принять решение остаться в Нью-Йорке. [ 12 ] [ 14 ] [ 18 ] [ 15 ]
Избирательное право женщин
[ редактировать ]
Раннее суфражистское и националистическое сознание Мэйбл Ли находилось под влиянием религиозных и националистических взглядов ее отца на Китай, а также либеральной среды Нью-Йорка. [ 13 ] [ 15 ] До того, как она начала писать эссе в защиту равенства в « Ежемесячнике китайских студентов», подростком она участвовала в кампании за избирательное право женщин в штате Нью-Йорк . 4 мая 1912 года пятнадцатилетняя Ли возглавила парад в поддержку избирательных прав женщин вместе с такими людьми, как Энни Ренсселер Тинкер , Женский политический союз и Анна Ховард Шоу в Нью-Йорке. Парад собрал большое количество людей, на нем присутствовало до десяти тысяч человек. Шоу нес плакат Национальной американской ассоциации избирательного права женщин , на котором было написано: «NAWSA догоняет Китай», пока Ли ехал верхом на лошади. [ 11 ] [ 19 ] [ 20 ] [ 6 ] Она также возглавила парад китайских и китайско-американских женщин на Пятой авеню в 1917 году в качестве члена Лиги политического равенства женщин. [ 3 ]
В выпуске «Ежемесячника китайских студентов» за 1914 год Ли написала, что феминизм – это «распространение демократии или социальной справедливости и равенства возможностей для женщин». [ 16 ] На протяжении всего колледжа она продолжала писать статьи, призывая к гендерному равенству, но также начала выступать с речами. На семинаре по избирательному праву в 1915 году Ли произнес речь, которая была освещена в New York Times. Речь называлась «Затопленная половина Китая» и гласила:
Благосостояние Китая и, возможно, само его существование как независимой нации зависят от запоздалого правосудия в отношении женщин. Ни одна нация никогда не сможет добиться реального и устойчивого прогресса в цивилизации, если ее женщины не будут следовать за мужчинами, если не идти в ногу с ними.
—Мейбл Пин-Хуа Ли [ 15 ]

В 1917 году женщины получили право голоса в штате Нью-Йорк, внеся поправки в конституцию штата. Однако сама Ли не смогла реализовать это конституционное право из-за дискриминационных федеральных законов о натурализации того времени. Закон об исключении китайцев , который не был отменен до 1943 года, запретил китайским иммигрантам процесс натурализации. Хотя Ли боролась за равенство и право голоса, она и другие женщины-иммигрантки смогли воспользоваться плодами лишь спустя годы. [ 3 ] [ 6 ] Ее мать поддерживала избирательное движение, но также не имела права голосовать. [ 14 ] Неясно, голосовала ли Ли когда-либо и стала ли она гражданкой США. [ 21 ]
Согласно единственной прямо приписываемой цитате Ли в статье о ней в New York Tribune 1912 года, озаглавленной « Китайская девушка хочет голосовать» , определение избирательного права Ли было сформулировано в контексте его пользы для семьи, особенно для мужа.
«Как брак может быть счастливым?» - спросила она, - разве жена достаточно образована, чтобы понимать и сочувствовать своему мужу в его деловых и интеллектуальных интересах? Кажется, в этом заключается большая разница между американскими и китайскими идеалами образования. Китайский идеал состоит в том, чтобы сделать девушку утешение и радость ее родителям, а затем и ее мужу. Американский идеал состоит в том, чтобы помочь девушке улучшить ее жизнь ради ее собственного удовольствия. Мне кажется, что каждой нации есть чему поучиться у другой». [ 11 ]
В более позднем эссе « Значение избирательного права для женщин» Ли написала и опубликовала его в ежемесячном журнале «Китайские студенты» , приводя аргументы в пользу избирательного права в «интересах» расы, сообщества, самой женщины, мужа и ребенка. определение феминистского движения следующее.
«Мы верим в идею демократии; избирательное право женщин или феминистское движение (четвертой частью которого является избирательное право женщин) — это применение демократии к женщинам... Фундаментальным принципом демократии является равенство возможностей... Это означает равный шанс для каждого мужчины показать, каковы его заслуги... феминистки не хотят ничего, кроме равенства возможностей для женщин, чтобы доказать свои достоинства и то, для чего они лучше всего подходят». [ 22 ]
Министерство
[ редактировать ]
Когда отец Мейбл Ли умер от сердечного приступа в 1924 году, она взяла на себя его роль главы баптистской миссии в китайском квартале в возрасте 28 лет. [ 23 ] Хотя это должна была быть временная должность, она стала делом ее жизни. Ли трижды ездила в Китай в 1920-х и 1930-х годах, и там ее даже ждали предложения о работе, но в конце концов она решила поселиться на постоянной основе в Нью-Йорке и сосредоточиться на церкви своего отца. [ 12 ]
Ли начала собирать средства от Американского общества домашней баптистской миссии и местных китайско-американских организаций, чтобы помочь финансировать Китайский христианский центр в память о ее отце. В 1926 году она купила здание для этого общественного центра на Пелл-стрит, 21 в китайском квартале. В центре были курсы английского языка, медицинская клиника и детский сад . Ли считал, что независимая китайская церковь имеет решающее значение для обеспечения поддержки и ощущения свободы членам своей общины, которые в противном случае были бы маргинализированы и угнетены в американском обществе. [ 15 ]
Мнение Ли о том, что должно быть китайское христианство, а не европейско-американский протестантизм, иногда приводило ее к конфликту с более крупной баптистской миссией под руководством белых в Нью-Йорке. В 1954 году Ли смог закрепить за собой право собственности на дом на Пелл-стрит, 21 исключительно под Первой китайской баптистской церковью, которая с тех пор стала полностью независимой. Парадоксально, но эта независимость совпала с растущей секуляризацией молодого поколения американцев китайского происхождения и привела к сокращению числа членов церкви. [ 4 ] [ 14 ] [ 15 ] Однако под ее руководством церковь стала первой «самостоятельной китайской церковью в Америке». [ 12 ] Будучи двуязычным американцем китайского происхождения, Ли смог оказать значительную помощь рабочему классу китайских иммигрантов , проводя занятия по английскому языку , машинописному делу , радиовещанию и столярному делу, а также другим полезным навыкам. Ли даже участвовал в проповедях и преподавал в детском саду и воскресной школе. Во многих отношениях церковь функционировала как подпольный центр социального обслуживания китайской общины. [ 12 ] [ 24 ]
Первая китайская баптистская церковь все еще существует и продолжает предлагать социальные услуги, начатые Ли, и стремится поддерживать гражданские права сообщества, за которые она боролась. [ 6 ]
Личная жизнь и смерть
[ редактировать ]Мэйбл Ли так и не вышла замуж и сумела сохранить экономическую независимость. При жизни Ли такой образ жизни могли вести только женщины с высшим образованием. [ 13 ] Она так и не вернулась к академической учебе, даже после того, как друг Ху Ши предложил ей продолжить свои «ученые и интеллектуальные интересы». [ 15 ] Ли решила посвятить свою жизнь Христу и сообществу Чайнатауна до своей смерти в 1966 году. Ей было 70 лет. [ 16 ] [ 14 ]
Наследие
[ редактировать ]внесла в Конгресс В ноябре 2017 года член палаты представителей Нидия Веласкес предложение переименовать почтовое отделение США на станции Чайнатаун на Дойерс-стрит , 6 в честь Мэйбл Ли. [ 25 ] Законопроект в был принят Палатой представителей США марте 2018 года. [ 26 ] 3 декабря 2018 года в 11 часов утра в Первой китайской баптистской церкви на улице Пелл, 21 состоялась церемония открытия. [ 27 ]
В марте 2018 года Ли была удостоена чести стать одной из наиболее известных активисток избирательного права женщин, выставленных в киосках LinkNYC в Нью-Йорке в рамках партнерства с Музеем города Нью-Йорка . [ 28 ]
Ли была названа лауреатом премии Национального женского исторического альянса в 2020 году. [ 29 ] Мэйбл Пин-Хуа Ли была упомянута в серии некрологов New York Times «Пропущенные» о выдающихся людях, о смерти которых первоначально не сообщалось в газетах в сентябре 2020 года. [ 30 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Святой в сердце Ху Ши» (на китайском языке). Дата обращения: 1 августа 2020 г.
- ^ «Биография: Мэйбл Пин-Хуа Ли» . Биография: Мэйбл Пин-Хуа Ли . Проверено 11 августа 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д «За пределами избирательного права: «Работать вместе, работать отдельно». Как идентичность сформировала политику суфражисток» . Музей города Нью-Йорка . Проверено 31 октября 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Ценг, Тимоти (2002). «Развязывание их душ: китайские протестантские женщины в Америке двадцатого века». В Бендроте — Маргарет Ламбертс; Бреретон, Вирджиния Лисон (ред.). Женщины и протестантизм двадцатого века . Издательство Университета Иллинойса. стр. 136–163. ISBN 9780252069987 .
- ^ «Как суфражистки Колумбии боролись за право женщин голосовать» . Журнал Колумбия . Проверено 21 августа 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и «Почтовое отделение Чайнатауна Нью-Йорка, названное в честь доктора Мейбл Ли '1916 | Барнард-Колледж» . barnard.edu . Проверено 6 февраля 2019 г.
- ^ «Закон Магнусона» . www.fgcu.edu .
- ^ Хан, Брук (5 ноября 2019 г.). Дом храбрых: Книга американской истории для детей: 15 иммигрантов, которые сформировали историю США . Лопес де Мунаин, Ираче, 1985–. Эмеривилл, Калифорния. ISBN 978-1-64152-780-4 . OCLC 1128884800 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Кто есть кто из китайских студентов в Америке . Ледерер, компания Street & Zeus. 1921. с. 52 .
Китайский кантон Пин-Хуа Ли.
- ^ Jump up to: а б Ли, Мейбл Пин-хуа (1921). Экономическая история Китая: с особым упором на сельское хозяйство . Колумбийский университет.
- ^ Jump up to: а б с д «Китаянка хочет проголосовать» . Нью-Йорк Трибьюн . 13 апреля 1912 г. ISSN 1941-0646 . Проверено 18 февраля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Ценг, Тимоти (1 июня 2017 г.). «Суфражистка, пастор и общественный организатор Чайнатауна» . Христианство сегодня . Проверено 9 марта 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Сяо, Юэ (28 сентября 2018 г.). Экономическое развитие Китая и китайские женщины-экономисты из «Справочника по истории женской экономической мысли Рутледж» . Рутледж. дои : 10.4324/9781315723570-16 . ISBN 9781138852341 . S2CID 159105581 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Брукс, Шарлотта. «# 20: Достопримечательность суфражисток »Азиатско-американская история в Нью-Йорке» . blogs.baruch.cuny.edu . Проверено 9 марта 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Ценг, Тимоти (1996). «Доктор Мейбл Ли: Промежуточная карьера протестантской американки китайского происхождения, 1924–1950» (PDF) . Представлено на встрече Организации американских историков в 1996 году .
- ^ Jump up to: а б с д Мэй, Грейс (2016). «Журнал международного развития Уильяма Кэри: 3a. Ведущее развитие дома: доктор Мейбл Пин Хуа Ли (1896–1966)» . www.wciujournal.org . Проверено 17 февраля 2019 г.
- ^ Линдли, Сьюзан Хилл (2008). Вестминстерский справочник для женщин в истории религии Америки . Вестминстер Джон Нокс Пресс. п. 130.
- ^ «Азиатско-американское наследие: доктор Мэйбл Ли» . Тим Ценг . 13 декабря 2013 года . Проверено 6 марта 2019 г.
- ^ Тинкер, Кэтрин (2017). «Энни Ренсселер Тинкер (1884–1924) из Восточного Сетокета и Нью-Йорка: филантроп, суфражистка, волонтер Первой мировой войны в Европе» . Журнал истории Лонг-Айленда . 26 (1). ISSN 0898-7084 . Проверено 6 марта 2019 г.
- ^ Чепмен, Мэри; Миллс, Анджела (2011). Предательские тексты: литература об избирательном праве США, 1846–1946 гг . Издательство Университета Рутгерса. ISBN 9780813549590 .
- ^ «Мэйбл Пин-Хуа Ли (Служба национальных парков США)» . www.nps.gov . Проверено 18 февраля 2019 г.
- ^ Ли, Мейбл (май 1914 г.). «Значение избирательного права женщины» . Ежемесячник китайских студентов. Т.9:6–8 . 9 (7): 526–531 . Проверено 21 августа 2020 г.
- ^ Холл, Брюс (15 января 2002 г.). Чай, который горит: семейные воспоминания о китайском квартале . Саймон и Шустер. ISBN 9780743236591 .
- ^ Чау, Лотос. «Почтовое отделение Чайнатауна названо в честь Мэйбл Ли» . Голоса Нью-Йорка . Проверено 6 марта 2019 г.
- ^ «Веласкес предлагает переименовать почтовое отделение на Дойерс-стрит в честь суфражистки Мэйбл Ли | The Lo-Down: Новости из Нижнего Ист-Сайда» . Ло-Даун: Новости из Нижнего Ист-Сайда . 29 ноября 2017 года . Проверено 9 марта 2018 г.
- ^ Перлер, Эли (26 марта 2018 г.). «Почтовое отделение на Дойерс-стрит приближается к чествованию китайско-американских суфражисток» . Бауэри Буги . Архивировано из оригинала 17 мая 2022 года . Проверено 12 апреля 2018 г.
- ^ «Сегодня утром состоится посвящение почтового отделения Мэйбл Ли в китайском квартале» . Ло-Даун: Новости из Нижнего Ист-Сайда . 3 декабря 2018 года . Проверено 18 февраля 2019 г.
- ^ Вареркар, Танай. «LinkNYC и Музей города Нью-Йорка объединяются, чтобы почтить память женщин-активисток» . Обузданный Нью-Йорк . Проверено 9 марта 2018 г.
- ^ «Лауреаты 2020 года» . Национальный женский исторический альянс . Проверено 8 января 2020 г.
- ^ Ян, Цзя Линн (19 сентября 2020 г.). «Больше ничего не упускают из виду: Мэйбл Пин-Хуа Ли, выдающаяся суфражистка» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 23 июля 2023 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1896 рождений
- 1966 смертей
- Суфражистки из Нью-Йорка (штат)
- Китайские баптисты
- Американские христианские миссионеры
- Активисты из Нью-Йорка
- Выпускники Барнард-колледжа
- Выпускники Колумбийской высшей школы искусств и наук
- Эмигранты династии Цин в США
- Люди из Гуанчжоу
- Американские борцы за гражданские права
- Женщины-борцы за гражданские права
- Люди из Чайнатауна, Манхэттен
- Выпускники средней школы Эразмус Холл
- Китайские эмигранты в США
- Баптисты из Нью-Йорка (штат)
- Баптистские служители XX века из США
- Женщины христианского духовенства