Элизабет Уолдо
Элизабет Уолдо | |
---|---|
![]() | |
Справочная информация | |
Имя при рождении | Элизабет Энн Уолдо |
Рожденный | Такома, Вашингтон , США | 18 июня 1918 г.
Занятия |
|
Инструменты | Скрипка |
Годы активности | 1940–2008 |
Супруг |
Карл Денцель
|
Веб-сайт | Элизабет Уолдом |
Элизабет Энн Уолдо (родилась 18 июня 1918) — бывшая американская скрипачка, композитор, дирижёр и этномузыковед . [ 1 ]
Биография
[ редактировать ]Семья
[ редактировать ]Элизабет Энн Уолдо родилась 18 июня 1918 года в Такоме, штат Вашингтон . [ 2 ] [ 3 ] Джейн Алтее Блоджетт, певице, обучавшейся в Бостонской консерватории , и Бенджамину Франклину Уолдо, потомку Ральфа Уолдо Эмерсона . Она и ее младшая сестра, актриса Джанет Уолдо , выросли в Якиме . [ 4 ]
Уолдо женился на Карле Шефере Денцеле в 1948 году, сыне Эдварда П. Денцеля, члена совета и мэра Беверли-Хиллз, и миссис Уолдо. Эмма П. Дентзел, соучредитель парковой системы Беверли-Хиллз. [ 5 ] Уолдо и ее муж разделяли любовь к культуре и артефактам Азии и коренных американцев, и он работал директором Юго-Западного музея в Лос-Анджелесе. [ 6 ] [ 7 ] У пары родилось двое сыновей, Дана и Пол. [ нужна ссылка ]
Ранняя жизнь и карьера
[ редактировать ]Уолдо выросла на семейном ранчо на окраине индейской резервации Якама в штате Вашингтон . Она начала петь в три года, а к пяти годам занялась игрой на скрипке. Скрипач российского происхождения Яша Хейфец услышал ее игру и помог ей получить стипендию в Музыкальном институте Кертиса в Филадельфии , где она получила музыкальное образование. [ 1 ]
В 1940 году дирижер Леопольд Стоковский пригласил Уолдо присоединиться к недавно сформированному Всеамериканскому молодежному оркестру. [ 6 ] Они гастролировали по Южной Америке в 1940 году, а затем по Северной Америке в 1941 году, а затем распались, когда США вступили во Вторую мировую войну . Именно во время этих туров интерес Уолдо к музыкальной археологии вырос, и она начала коллекционировать доколумбовые инструменты. [ 8 ]
После Всеамериканского молодежного оркестра Уолдо обосновалась в Южной Калифорнии, где в течение одного сезона играла в качестве первой скрипки в филармонии Лос-Анджелеса . Она вернулась в Латинскую Америку в качестве гастролирующей сольной исполнительницы, играя в Панаме , Коста-Рике , Колумбии , Перу , Чили , Кубе и Мексике, прежде чем поселиться в Мехико , где она была постоянным гостем на новом национальном радио . [ 1 ]
Живя там, она часто сотрудничала с певцом Агустином Ларой и появилась в фильме 1945 года «Песня Мексики» в роли скрипачки; Это появление в фильме отмечает Уолдо как одного из последних выживших актеров Золотого века Голливуда . Она также подружилась с художником-монументалистом Диего Риверой , с которым она разделяла интерес к доколумбовой музыке и музыке майя . Ривера предложила ей разработать собственную систему иероглифической нотной записи для работы с доколумбовыми инструментами, чтобы научить других играть на них. [ 1 ]
С 1954 по 1955 год она играла на скрипке у перуано-американского сопрано Имы Сумак . Музыка Сумак сочетала в себе андские народные песни с карибскими ритмами, джазом биг-бэндов и оперным пением , а ее тщательно продуманное сценическое шоу соответствовало «экзотическим» вкусам посетителей заведений в Голливуде и Лас-Вегасе , а также отвечало стандартам качества, чтобы выглядеть в самых ярких образах. престижные концертные залы Северной Америки и Европы. Демонстрируя свои таланты солистки в оркестре, Уолдо рассматривала свою работу с гастрольным шоу Сумака как часть своего исследования латиноамериканской музыки. [ 9 ]
Работая с такими аранжировщиками, как Лес Бакстер и Билли Мэй , Сумак помог определить музыку, которая впоследствии стала известна как экзотика. Вдохновленная временем, проведенным с Сумаком, Уолдо вернулась в Лос-Анджелес и сформировала ансамбль, который использовал инструменты коренных жителей Северной, Южной и Мезо-Америки для исполнения ее собственных оригинальных композиций. [ 10 ]
Запись и более поздняя карьера
[ редактировать ]Уолдо была одной из первых, кто принес в студию звукозаписи множество инструментов доколумбовой эпохи для своих альбомов Maracatu (1959), Rites of the Pagan (1960) и Realm of the Incas (1961). Хотя эти альбомы основаны на ее исследованиях в области музыки коренных народов, они не отличались от полевых записей индейской музыки, сделанных этномузыковедами того времени: они были сделаны в студии с использованием самых передовых высоким качеством воспроизведения с методов стереозаписи , и все композиции были созданы Уолдо. По этим причинам ее записи позже будут рассматриваться не как « мировая музыка », а как « музыка нью-эйдж ». [ 6 ] а потом " экзотика ". [ 9 ]
Уолдо был нанят для написания оригинальной музыки для театрализованного представления Святых последних дней « , Люди Книги» вдохновленного Книгой Мормона . Театрализованное представление отыграло четыре концерта в Starlight Bowl в октябре 1967 года и было возобновлено для проведения трех концертов в Солт-Лейк-Сити , Огдене и Прово , штат Юта, где музыка Уолдо получила наибольшую похвалу, о чем говорится в статье в Daily Universe : звуковой опыт сделал посещение этой постановки стоящим». [ 11 ]
Уолдо начал писать саундтреки к фильмам в начале 1970-х годов. В 1980-е годы она заинтересовалась музыкой Китая и сформировала ансамбль, который помог представить китайскую музыку и танцы в Объединенном школьном округе Лос-Анджелеса . Группа несколько раз гастролировала в Китае в рамках культурного обмена с несколькими китайскими консерваториями. Там Уолдо исполнила свой «Индо-американский концерт» с Сианьским симфоническим оркестром. [ 6 ] В 1987 году она основала New Mission Theater, площадку на 150 мест, предназначенную для использования Мультикультурным фондом музыки и искусства Нортриджа ( район в районе долины Сан-Фернандо в городе Лос-Анджелес). [ 12 ]
Дискография
[ редактировать ]Альбом
[ редактировать ]- Маракату (Barbary Coast Records # 33022, 1959)
- Языческие обряды ( GNP Crescendo #601, 1960)
- Царство инков (GNP Crescendo # 603, 1961)
- Люди книги (Artisan Sound Recordings, 1967)
- Вива Калифорния с хором Св. Чарльза (Peer Southern Organization № 002, 1969)
- Sacred Rites (компакт-диск, на котором собраны треки из ее пластинок 1960 и 1961 годов, GNP Crescendo # 2225, 1994)
- Земля золотых мечтаний (Southwinds Records # 059, 2004)
- Heartstrings Soul of the Americas (CD Baby, 2008) [ 13 ]
Одиночные игры
[ редактировать ]- «Изготовление чи-ча» / «Лодка из бальсы» (GNP Crescendo, 1962)
Саундтреки
[ редактировать ]- Чак: Бог дождя (1975)
- Затерянный на райском острове (1975)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д «Познакомьтесь с Элизабет Уолдо и ее музыкой Southwinds, третье тысячелетие» . Элизабетвальдомюзик.com . Проверено 29 ноября 2015 г.
- ^ Некоторые источники, в том числе записи переписи 1920 и 1930 годов, называют 1917 год годом рождения Элизабет Уолдо. Более ранний год более вероятен, учитывая дату рождения младшей сестры Уолдо, Джанет: 4 февраля 1920 года.
- ^ «Музыка, видео, статистика и фотографии Элизабет Уолдо» . Ласт.фм. Проверено 18 июня 2018 г.
- ^ Хокенберри, Джон (28 сентября 2012 г.). «Как будущее Джетсонов вдохновило наше настоящее» (Радио) . Еда на вынос . Нью-Йорк: WNYC. ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР . Проверено 30 ноября 2015 г.
- ^ «Дентцель, Карл С. (1913–1980) - Специальные коллекции и архивы» . Findingaids.csun.edu . Проверено 18 декабря 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д Вайма, Майк (8 октября 1987 г.). «Древняя музыка для нового времени» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 30 ноября 2015 г.
- ^ «Коллекция фотографий американского Запада Карла С. Денцеля: в поисках помощи» . Интернет-архив Калифорнии . Калифорнийская цифровая библиотека . Проверено 30 ноября 2015 г.
- ^ «Леопольд Стоковский | Британский дирижер | Британника» . www.britanica.com . Проверено 2 февраля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Лиманский, Николай Э. (2008). Има Сумак: Искусство, стоящее за легендой . Нью-Йорк: YBK Publishers, Inc., стр. 91–95.
- ^ Уолдо, Элизабет (1960). Элизабет Уолдо и ее концертный оркестр: Rites of the Pagan (виниловая пластинка). Лос-Анджелес: ВНП Крещендо.
- ^ «Люди [Другой] Книги» Майкла Хикса . Коллекция пластинок Спенсера Кимбалла: Очерки мормонской музыки . Подписные книги. 2020. 9781560852865.
- ^ «Театр» . Фонд Ранчо де ла Кордильера . Проверено 21 декабря 2016 г.
- ^ «Элизабет Уолдо | Дискография альбома» . Вся музыка . Проверено 16 декабря 2017 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1918 рождений
- Американские композиторы 20-го века
- Американские дирижеры ХХ века (музыка)
- Американские скрипачи 20-го века
- Американские женщины 20-го века
- Американские композиторы XXI века
- Американские дирижеры XXI века (музыка)
- Американские скрипачи XXI века
- Американские женщины 21 века
- Живые люди
- Музыканты из Лос-Анджелеса
- Музыканты из Вашингтона (штат)
- Люди из Якимы, Вашингтон
- Выпускники Музыкального института Кертиса
- Американские этномузыкологи
- Американские женщины-антропологи
- Американские женщины-скрипачки
- Американские женщины-долгожители
- Американские женщины-дирижеры (музыка)
- Женщины-этномузыкологи