Миджиддорджин Кханддорж
Чин Ван Принц Крови Миджиддорджин Кханддорж | |
---|---|
Ханддорж из Миджиддоржа | |
![]() | |
Министр иностранных дел | |
В офисе 1911–1913 | |
Монарх | 8-й бодж против Джебцундамба Хутукту |
Преемник | Балингийн Церендорж |
Принц Эрдэнэ Дайчин | |
В офисе 1892–1915 | |
Предшественник | Ринчиндорджин Церендорж |
Преемник | Джамбалдорж Ханддора |
Личные данные | |
Рожденный | 1869 Тюшит Хан Аймаг , Внешняя Монголия , Цин Китай |
Умер | 1915 Хурээ , Богдийское ханство Монголии. |

Миджиддорджин Ханддорж ( монгольский : Миджиддорджин Ханддорж , тибетский : མི་ བསྐྱོད་ རྡོ་ རྗེ་ ཡི། མཁའ་འགྲོ་རྡོ་རྗེ། , Уайли : mi bskyod rdo rje yi mkha' 'gro rdo rje ; 1869–1915), также известный под титулом Чин Ван, или Чин Ван (親王; принц) Ханддорж, был аристократом и выдающимся лидером независимости Монголии в начале 20 века. Он занимал пост первого министра иностранных дел Богдийского ханства Монголии в правительстве Богд-хана с 1911 по 1913 год и основал дипломатическую службу страны. Он умер, предположительно отравленный, в 1915 году.
Ханддорж родился в 1869 году в современной провинции Булган , в семье Церендоржа, военного губернатора провинции Тюшит-хан . [ 1 ] Ханддорж стал помощником военного губернатора провинции в возрасте 21 года в 1892 году, а затем полноправным командующим с 1897 по 1900 год. Выросший в просвещенной аристократической семье, он изучал старомонгольский , маньчжурский и китайский языки. [ 2 ] а позже освоил немного русский язык .
В 1904 году Ханддорж пригласил 13-го Далай-ламу остановиться в своей резиденции, монастыре Ван (современный город Булган ), когда тибетский духовный лидер пересек Монголию в поисках поддержки России против британцев после британской экспедиции Фрэнсиса Янгхасбэнда в Тибет . [ 3 ] Позже Далай-ламу в его поездке в Пекин сопровождал сын Ханддоржа Данзанджамц (Данзанжамц), который впоследствии был казнен цинскими властями за нарушение протокола. Недовольство Ханддоржа правлением Цин во Внешней Монголии усилилось.
В 1910 году Ханддорж был приглашен в Их Хурээ, чтобы стать советником духовного лидера халха-монгольского буддизма 8- го Бодг-гегена Джебцундамба Хутукту. Недовольный «новой административной политикой» Пекина по управлению Монголией, духовный лидер Монголии Джебцундамба Хутукту и несколько благородных князей, в том числе Ханддорж, Тёгс-Очирын Намнансюрен , Да Лам Цэренчимед и другие, всерьез обсудили возможность независимости и летом 1911 года встретились в секретный конгресс для разработки дальнейшей стратегии. [ 4 ] Хутукту убедили отправить в Россию делегацию во главе с Ханддорджем за помощью. В Санкт-Петербурге Ханддорж попросил Россию о помощи, включая предоставление оружия, в защите молодой независимости Монголии от китайских вторжений, и намекнул, что российские войска потребуются против китайского подразделения, которое, по мнению монголов, в тот момент продвигалось в Монголию. Русское правительство решило поддерживать дипломатическими, а не военными средствами не полную независимость Монголии, а автономию в рамках династии Цин. В 1911 году он был китайским депутатом Консультативного совета , однако оставил свой пост.
Когда осенью 1911 года после восстания в Учане династия Цин начала распадаться , монгольские чиновники попытались заполнить образовавшийся вакуум. 1 декабря Временное правительство Халхи издало общую прокламацию, объявляющую об окончании правления Цин и установлении теократии под руководством Джебцундамба Хутукту. В новом независимом правительстве Ханддорж был назначен министром иностранных дел. [ 4 ] но почти сразу же между Кханддорджем и министром внутренних дел Да Ламом Церенхимедом вспыхнула внутренняя борьба за власть по поводу того, чье министерство будет иметь больший престиж. В конце 1912 года Ханддорж возглавил еще одну делегацию в Санкт-Петербург, на этот раз для обеспечения дипломатических отношений между новой независимой Монголией и Российской империей, результатом которых стал российско-монгольский договор 1912 года. [ 2 ]
Ханддорж был ярым русофилом, и по его инициативе в Урге в 1912 году была открыта Школа русских переводчиков. Однако ему не доверяли ряд высоких чиновников в правительстве Богд-хана , особенно Гончигжалзангийн Бадамдорж , министр религии и государства, который жаловался Богд-хану на предполагаемые предательские наклонности Ханддоржа. В результате в 1913 году Ханддорж был отстранен от должности главы министерства иностранных дел и не был членом правительственной делегации на конференции по Кяхтинскому договору в 1915 году. Вскоре после этого Ханддорж предположительно был убит, скончавшись от отравления после посещения приема в Резиденция Богд-хана. [ 1 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Сандерс, Алан Дж. К. (20 мая 2010 г.). Исторический словарь Монголии . Пугало Пресс. п. 382. ИСБН 9780810874527 .
- ^ Перейти обратно: а б Онон, Ургунге; Притчатт, Деррик (1 января 1989 г.). Первая современная революция в Азии: Монголия провозглашает свою независимость в 1911 году . БРИЛЛ. п. 119. ИСБН 9004083901 .
- ^ Чулун, Сампилдондов; Слепой, Урадын Э. (28 июня 2013 г.). Тринадцатый Далай-лама в бегах (1904-1906): Архивные документы из Монголии . Блестящий. п. 7. ISBN 9789004254558 .
- ^ Перейти обратно: а б Этвуд, Кристофер (2004). Энциклопедия Монголии и Монгольской империи . Блумингтон: Издательство Университета Индианы. стр. 303 . ISBN 0816046719 .