Руки Кавити
Те Руки Кавити (1770-е - 5 мая 1854) был видным (вождем) маори лидером . Он и Джон Хеке успешно сражались с британцами во Флагстаффской войне в 1845–1846 годах. [ 1 ]
Он проследил происхождение от Рахри и Нукутваити каноэ Нгатокиматаваоруа , предков нгапухи . Он родился на севере Новой Зеландии в Нгати Хине хапу , одном из подплемен Нгапухи. С юности его обучал лидерству и военному делу Хонги Хика . [ 2 ] Он присутствовал в битве при Мормонуи в 1807 или 1808 году, когда многие Нгапухи были убиты Нгати Ватуа . Почти двадцать лет спустя, в 1825 году, он участвовал в битве при Те Ика-а-ранга-нуи, когда настала очередь Нгапухи убить Нгати Ватуа в акте уту , или мести. Он взял в плен несколько Нгати Вхатуа и отказался передать их Хонги Хике, предпочитая вместо этого вернуть их их собственному народу, которому он был родственником. [ 3 ]
Договор Вайтанги
[ редактировать ]Кавити первоначально отказался подписать Договор Вайтанги 6 февраля 1840 года, полагая, что это неизбежно приведет к дальнейшему европейскому вторжению и потере земель маори. Однако в конце концов он уступил давлению со стороны своего народа и подписал договор в мае 1840 года, прямо наверху, над теми вождями, которые подписали его ранее. [ 4 ]
Однако вскоре он разочаровался в британских законах и поддержал Хоне Хеке в его протестах против британского правления. [ 4 ] Хон Хеке искал поддержки у Кавити и других лидеров Нгапухи иви , передавая «сердце»: [ 5 ] обычай, соблюдаемый теми, кто искал помощи в разрешении племенного конфликта. [ 2 ]
Битва при Корорареке
[ редактировать ]Хонэ Хеке и Те Руки Кавити разработали план по вовлечению колониальных сил в бой, причем первые провокации были сосредоточены на флагштоке на холме Майки в северной части Корорареки . [ 2 ] Когда в марте 1845 года Хеке в четвертый раз срубил флагшток в Корорареке , положив тем самым начало Флагштоковой войне, Кавити, которому сейчас за семьдесят, устроил диверсию, напав на город. [ 6 ]
Воины маори следовали за своим вождем и сражались отдельными группами; [ 7 ] однако Кавити и Хеке согласовывали свою тактику в каждом сражении. Ведение войны во Флагстаффе, по-видимому, следует стратегии привлечения колониальных сил к атаке укрепленного па, из которого воины могли сражаться с сильной оборонительной позиции, защищенной от артиллерийского огня. Кавити был старшим рангатирой и, судя по всему, сыграл ключевую роль в стратегических решениях, касающихся проектирования усиленной обороны па Пене Тауи в Охаавай , а также проектирования и строительства новой па, построенной в Руапекапека для сражения с британскими войсками. . [ 2 ]
Битва на палках
[ редактировать ]После битвы при Корорареке Хеке, Кавити и воины отправились вглубь страны, к озеру Омапере недалеко от Кайкохе, примерно в 20 милях (32 км), или в двух днях пути, от Залива островов . [ 2 ] Тамати Вака Нене построил па недалеко от озера Омапере. Па Хеке по имени Пукетуту находился в 2 милях (3,2 км) от него, хотя его иногда называют «Те Маухе», однако холм с таким названием находится на некотором расстоянии к северо-востоку. [ 8 ] В апреле 1845 года, когда колониальные войска собирались в заливе Островов, воины Хеке и Нене участвовали во многих стычках на небольшом холме Таумата-Караму, который находился между двумя па, и на открытой местности между Окайхау и Те. Ахуаху . [ 9 ] Войска Хеке насчитывали около трехсот человек; Кавити присоединился к Хеке в конце апреля вместе с еще сотней пятьдесят воинов. Среди сторонников Кавити был его племянник Ревети Майка. [ 10 ] Противником Хеке и Кавити было около четырехсот воинов, которые поддерживали Тамати Вака Нене, включая вождей Макоаре Те Таонуи и его сына Аперахама Таонуи , Мохи Таухаи, Арама Карака Пи и Нопера Панакареао . [ 11 ]
Нападение на Па Хеке в Пукетуту
[ редактировать ]Первым крупным сражением Флагстаффской войны стало нападение на Па Хеке в Пукетуту в мае 1845 года колониальных войск во главе с подполковником Уильямом Хьюмом . [ 12 ] Пока Хеке занимал сам па , Кавити и его воины прибыли на битву и вступили в бой с колониальными силами в кустарниках и оврагах вокруг па. Они успешно помешали колониальным силам начать скоординированную атаку на па, но ценой больших потерь. Колониальные силы не смогли преодолеть оборону па и отступили обратно в залив островов .
Битва при Те Ахуаху
[ редактировать ]Следующим крупным сражением стала битва при Те-Ауаху . [ 12 ] В современных европейских отчетах о битве описывается, что она произошла 12 июня 1845 года недалеко от Те-Ауаху , и что в ней участвуют только воины Хоне Хеке, сражающиеся с воинами Тамати Вака Нене . Однако подробного описания акции нет; Хью Карлтон (1874) упоминает
Хеке совершил ошибку (вопреки совету Пене Тауи), напав на Уокера [Тамати Вака Нене], который продвинулся к Пукенуи. С четырьмястами человек он атаковал около ста пятидесяти человек из отряда Уокера, застигнув их врасплох; но был отброшен с поражением. Кахакаха был убит, Харатуа получил ранение в легкие. [ 13 ]
Томас Уокер — это имя, принятое Тамати Вака Нене. В этой битве воины Нене одержали победу. Хеке был тяжело ранен и вновь присоединился к конфликту лишь несколько месяцев спустя, на заключительном этапе битвы при Руапекапеке . В связи с ранними сражениями Флагстаффской войны Кавити, похоже, принял лучшие стратегические решения относительно того, в каких сражениях сражаться, а в каких нет.
Битва при Охаавай
[ редактировать ]Между Кавити и вождем Нгатиранги Пене Тауи произошел спор относительно места следующей битвы; Кавити в конце концов согласился на просьбу укрепить па Пене Тауи в Охаэавай . [ 2 ]
Колониальные силы прибыли к Охаэвай Па 23 июня и разбили лагерь примерно в 500 метрах (1600 футов) от него. На вершине близлежащего холма (Пукетапу) построили четырехорудийную батарею. На следующий день они открыли огонь и продолжали стрелять до темноты, но частоколу нанесен очень незначительный ущерб. На следующий день орудия были доставлены на расстояние 200 метров (660 футов) от па. Бомбардировка продолжалась еще два дня, но ущерба все равно было очень мало. Частично это произошло из-за эластичности льна, покрывающего частокол, но главной ошибкой была неспособность сконцентрировать артиллерийский огонь на одном участке обороны.
После двухдневной бомбардировки, которая не привела к прорыву, подполковник Деспард приказал атаковать в лоб. Его с трудом удалось убедить отложить это до прибытия 32-фунтовой морской пушки , которая прибыла на следующий день, 1 июля. Однако неожиданная вылазка па привела к временному занятию холма, на котором стоял лагерь Тамати Вака Нене , и захвату знамени Нене — Флага Союза . Флаг Союза был внесен в Па. Там его подняли в перевернутом виде и на полумачте под флагом маори, который представлял собой какаху (плащ маори). [ 14 ] Эта оскорбительная демонстрация Юнион Джека стала причиной последовавшей катастрофы. [ 2 ] Разъяренный оскорблением Юнион Джека , Деспард в тот же день приказал напасть на па. Атака была направлена на участок па, где угол частокола позволял создать двойной фланг, с которого защитники па могли стрелять по нападающим; нападение было безрассудной попыткой. [ 15 ] Британцы настойчиво пытались штурмовать уцелевшие частоколы, и через пять-семь минут 33 человека были убиты и 66 ранены. [ 16 ]
Битва при Руапекапеке
[ редактировать ]К концу 1845 года британцы начали крупную экспедицию против нового па Кавити в Руапекапека . Потребовалось две недели, чтобы подвести тяжелые орудия в зону досягаемости па. Они начали артиллерийский обстрел 27 декабря 1845 года. Осада продолжалась около двух недель с достаточным количеством патрулей и зондов со стороны па, чтобы держать всех начеку. Затем, рано утром в воскресенье, 11 января 1846 года, Уильям Уокер Турау, брат Эруэры Майхи Патуоне , обнаружил, что па, похоже, был заброшен; [ 17 ] хотя Те Руки Кавити и несколько его воинов остались и, похоже, были застигнуты врасплох британским нападением. [ 18 ] Бои происходили за па, и большинство жертв произошло на этом этапе битвы.
Причина, по которой защитники, похоже, покинули па, но затем снова вошли в нее, является предметом продолжающихся споров. Позже было высказано предположение, что большинство маори ходили в церковь, многие из них были набожными христианами. [ 19 ] Зная, что их противники, британцы, тоже были христианами, они не ожидали нападения в воскресенье. [ 2 ] [ 20 ] [ 21 ]
По обычаю маори место битвы, где пролилась кровь, становилось священным , и нгапухи покинули Руапекапека Па. [ 2 ] [ 13 ] После битвы Кавити и его воины, неся своих мертвецов, отправились примерно в четырех милях на северо-запад к Вайомио , прародине Нгати Хайн . [ 7 ] После битвы при Руапекапека Кавити выразил желание продолжать борьбу. [ 20 ] однако Кавити и Хеке дали понять, что они прекратят восстание, если колониальные силы покинут землю Нгапухи. Тамати Вака Нене выступал в качестве посредника в переговорах, а Нене убедила губернатора принять условия Кавити и Хеке - что они должны быть безоговорочно помилованы за свое восстание. [ 4 ]
Последствия Флагстаффской войны
[ редактировать ]После завершения Флагстаффской войны Кавити переехал жить недалеко от Генри Уильямса в Пакараке и был крещен Уильямсом в 1853 году. [ 22 ] [ 23 ] Он скончался от кори 5 мая 1854 года в Отайкумикуми, недалеко от Вайомио, что к югу от Кавакавы . [ 24 ] Дом собраний и комплекс мараэ в пещерах Вайомио являются его памятником.
Наследие Кавити и пятый флагшток в Корорареке
[ редактировать ]По завершении Флагстаффской войны и регион Хокианга залива Островов номинально находился под британским влиянием; Тот факт, что правительственный флаг не был восстановлен, имел символическое значение. Такое значение не ускользнуло от внимания Генри Уильямса , который в письме Э. Г. Маршу от 28 мая 1846 г. заявил, что «флагшток в заливе все еще повержен, и здесь правят туземцы. Это унизительные факты для гордого англичанина, многие из которых думали, что смогут управлять одним лишь именем». [ 25 ] [ 26 ]
Некоторые утверждают, что войну во Флагстаффе можно считать безрезультатной тупиковой ситуацией, поскольку обе стороны желали, чтобы война закончилась, обе получили определенную выгоду от боевых действий, и ситуация более или менее осталась такой же, как и до начала боевых действий. [ 27 ] Мнение Генри Уильямса, который советовал Кавити отказаться от восстания, заключалось в том, что Нгапухи и колониальное правительство согласились, что каждый должен оставить другого в покое, чтобы Кавити достиг мира на своих условиях. Генри Уильямс написал своему зятю Хью Карлтону 13 марта 1854 года в ответ на более ранний комментарий Карлтона о последствиях заключения мира Кавити с губернатором Греем :
Но вы говорите: «Грей пойдет на покорность Кавити как доказательство победы». Я вас спрашиваю, в какой форме было представление Кавити? и в чем и когда это произошло? Это ново для меня, как и для Кавити. Сравните письмо Кавити губернатору Фитцрою с заявлением Грея, сделанным сразу по возвращении Грея в Окленд, после того, как Те Руапекапека был расстроен, или до заключения мира, о том, что все стороны должны вернуться на свои места, помня, что яблоко раздора был флагштоком. От начальников вооруженных сил ничего не требовалось; ничего не было дано; но Кавити в своем письме потребовал, чтобы, если мир будет заключен, он должен быть заключен в отношении земли. Грей согласился с этим, и флагшток по сей день остается распростертым, хотя было предпринято несколько попыток восстановить его. Капитана Стэнли попросили заменить его; он согласился сделать это немедленно, но спросил, - кто позаботится об этом. Майор Бридж заявил, что потребуется тысяча человек, чтобы удержать его на месте. Почему? туземцы добились своего и по сей день смеются над мыслью о подчинении. Мир был заключен с туземцами при том понимании, что каждый должен оставить другого в покое, и поскольку требования Кавити были выполнены Греем, где доказательства подчинения Кавити? Скорее, разве доказательства не свидетельствуют о подчинении Грея Кавити? Война была настоящим фарсом, как на Севере, так и на Юге. [ 28 ] [ 29 ]
После смерти Кавити его сын Майхи Параоне Кавити , который был учителем-миссионером в Мангакахии , сменил Кавити на посту лидера Нгати Хине хапу . [ 29 ] Майхи Праоне Кавити была сторонницей закона и Евангелия. [ 29 ] В Майхи Параоне Кавити прибыли депутации от Таранаки и Вайкато иви с просьбой Нгапухи присоединиться к Движению королей маори ; Ответ Майхи Параоне Кавити заключался в том, что Нгапухи не желали иметь «короля маори», поскольку «королева Виктория» была их «королем». [ 28 ] [ 29 ]
Майхи Параоне Кавити, как сигнал губернатору Томасу Гору Брауну о том, что он не пошел по пути своего отца, организовал установку пятого флагштока в Корорареке; это произошло в январе 1858 года, когда флаг получил название Вакакотахитанга, «единое целое с королевой». [ 28 ] В качестве дальнейшего символического акта 400 воинов-нгапухи, участвовавших в подготовке и установке флагштока, были выбраны из «повстанческих» сил Кавити и Хеке, то есть Нгапухи из хапу Тамати Вака Нене (которые сражались в качестве союзников британских войск). силы во время Флагстаффской войны), наблюдал, но не участвовал в возведении пятого флагштока. Восстановление флагштока было представлено Майхи Параоне Кавити как добровольный акт со стороны нгапухи, срубивших его в 1845 году, и они не позволили никому другому оказать какую-либо помощь в этой работе. [ 28 ]
Наследием восстания Кавити во время Флагстаффской войны было то, что во времена губернатора Грея и губернатора Томаса Гора Брауна колониальные администраторы были обязаны принимать во внимание мнение Нгапухи, прежде чем предпринимать действия в Хокианге и Заливе Островов. Неизменный символизм пятого флагштока в Корорареке заключается в том, что он существует благодаря доброй воле Нгапухи.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Белич, Джеймс . Новозеландские войны . (Книги Пингвина, 1986)
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Кавити, Таваи (октябрь 1956 г.). «Хекесская война на Севере» . Нет. 16 Ао Хоу, Те / Новый Свет, Национальная библиотека Новой Зеландии. стр. 38–43 . Проверено 10 октября 2012 г.
- ^ Мартин, Кене Хайн Те Уира. «Кавити, Те Руки? – 1854» . Биографический словарь Новой Зеландии . Министерство культуры и наследия . Проверено 4 апреля 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Кинг, Майкл (2003). История пингвинов Новой Зеландии . Книги о пингвинах. стр. 161, 164, 184–186. ISBN 0-14-301867-1 .
- ^ «Онлайн-словарь маори» . Джон С. Мурфилд. 2005. Архивировано из оригинала 12 января 2013 года . Проверено 19 октября 2012 г.
- ^ Карлтон, Хью (1877). «Том II» . Жизнь Генри Уильямса . Ранние новозеландские книги (ENZB), Библиотека Оклендского университета. стр. 76–135.
- ^ Перейти обратно: а б Кавити, Таваи (октябрь 1956 г.). «Хекесская война на Севере» . Нет. 16 Ао Хоу, Те / Новый Свет, Национальная библиотека Новой Зеландии. п. 43 . Проверено 10 октября 2012 г.
- ^ Коуэн, Джеймс (1922). «Глава 5: Первый британский марш вглубь страны». Новозеландские войны: история кампаний маори и новаторского периода, Том I: 1845–1864 гг . Веллингтон: Р.Э. Оуэн. п. 42.
- ^ Коуэн, Джеймс (1922). «Глава 5: Первый британский марш вглубь страны». Новозеландские войны: история кампаний маори и новаторского периода, Том I: 1845–1864 гг . Веллингтон: Р.Э. Оуэн. п. 38.
- ^ «Церковный миссионер-собиратель, октябрь 1851 г.» . Вождь Майки Мангакахии Адам Мэтью Диджитал . Получено 18 октября.
- ^ Коуэн, Джеймс (1922). «Глава 6: Бои при Омапере». Новозеландские войны: история кампаний маори и новаторского периода, Том I: 1845–1864 гг . Веллингтон: Р.Э. Оуэн. п. 39.
- ^ Перейти обратно: а б «Пукетуту и Те Ахуаху – Северная война» . Министерство культуры и наследия - История Новой Зеландии онлайн. 3 апреля 2009 года . Проверено 17 сентября 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б Карлтон, Хью (1874). «Том II» . Жизнь Генри Уильямса . Ранние новозеландские книги (ENZB), Библиотека Оклендского университета. стр. 110–111.
- ^ Коуэн, Джеймс (1922). «Глава 8: Штурмовая вечеринка в Охаавай». Новозеландские войны: история кампаний маори и новаторского периода, Том I: 1845–1864 гг . Веллингтон: Р.Э. Оуэн. п. 60.
- ^ Карлтон, Хью (1874). Том II, Жизнь Генри Уильяма . Ранние новозеландские книги (ENZB), Библиотека Оклендского университета. п. 112.
- ^ Кинг, Мари (1992). «Благороднейший Анкоридж – история Рассела и залива Островов» . The Northland Publications Society, Inc., The Northlander № 14 (1974) . Проверено 9 октября 2012 года .
- ^ Карлтон, Хью (1874). «Том I» . Жизнь Генри Уильямса . Ранние новозеландские книги (ENZB), Библиотека Оклендского университета. п. 243.
- ^ Тим Райан и Билл Парэм (1986). Колониальные новозеландские войны . Грэнтэм-Хаус, Веллингтон, Новая Зеландия. стр. 27–28.
- ^ Раф, Гарольд Э. (2004). Викторианцы на войне, 1815–1914: энциклопедия британской военной истории . АВС-КЛИО. стр. 225–226. ISBN 1-57607-925-2 .
- ^ Перейти обратно: а б Кавити, Таваи (октябрь 1956 г.). «Хекесская война на Севере» . Нет. 16 Ао Хоу, Те / Новый Свет, Национальная библиотека Новой Зеландии. стр. 45–46 . Проверено 10 октября 2012 г.
- ^ Коулман, Джон Ноубл (1865). «IX» . Мемуары преподобного Ричарда Дэвиса . Ранние новозеландские книги (ENZB), Библиотека Оклендского университета. стр. 308–309.
- ^ OC Дэвис (1885) Знаменитый вождь Кавити и другие новозеландские воины
- ^ Роджерс, Лоуренс М. (1973). Те Вирему: Биография Генри Уильямса . Пегас Пресс. п. 97, сноска 13.
- ^ «ЗНАМЕНИТЫЙ ВОЖДЬ КАВИТИ И ЕГО ПОМОЩНИКИ» . Ранние новозеландские книги (ENZB), Библиотека Оклендского университета. 1855. с. 3 . Проверено 12 мая 2020 г.
- ^ Карлтон, Хью (1874). «Том II» . Жизнь Генри Уильямса . Ранние новозеландские книги (ENZB), Библиотека Оклендского университета. стр. 137–8.
- ^ Джеймс Белич, Новозеландские войны, стр. 70
- ^ Ян МакГиббон, (2001) Оксфордский справочник по военной истории Новой Зеландии, стр. 373
- ^ Перейти обратно: а б с д Карлтон, Хью (1874). «Том II» . Жизнь Генри Уильямса . Ранние новозеландские книги (ENZB), Библиотека Оклендского университета. стр. 328–331.
- ^ Перейти обратно: а б с д Роджерс, Лоуренс М., (1973) Те Вирему: Биография Генри Уильямса , Pegasus Press, стр. 296–97.
Библиография
[ редактировать ]- Кавити, Таваи (октябрь 1956 г.). Хекесская война на Севере . Нет. 16 Ао Хоу, Те / Новый Свет, Национальная библиотека Новой Зеландии. стр. 38–46.