Jump to content

Эдвард Майши Патоне

Эдвард Майши Патоне
Портрет Эруэры Майхи Патуоне работы Готфрида Линдауэра
Рожденный ~1764
Умер ( 1872-09-19 ) 19 сентября 1872 г.
Национальность Маори

Эруэра Майхи Патуоне (ок. 1764 - 19 сентября 1872) был (вождем) маори лидером , сыном вождя Нгати Хао Тапуа и его жены Те Кавехау. Точный год его рождения неизвестен, но предполагается, что на момент смерти ему было не менее 108 лет. [ 1 ]

Его младшим братом был Тамати Вака Нене . Вместе со своим отцом и братом он был одним из первых маори, вступивших в контакт с европейцами, когда Джеймса Кука . в 1769 году их посетил корабль [ 1 ] [ 2 ]

При рождении его звали Патуоне, но более полное имя он получил, когда был крещен архидиаконом Генри Уильямсом в Пайхии в воскресенье, 26 января 1840 года, незадолго до первого подписания Договора Вайтанги 6 февраля. Эруэра Майхи (Эдвард Марш) было именем духовного наставника Уильямса в Англии, и это имя также было дано старшему сыну Уильямса. Третьей женой Патуоне была Такаранги, сестра вождя Те Купенги, вождя Нгати Паоа . В то же время крестился Такаранги, приняв имя Ририя (Лидия). [ 3 ] До этого, в стиле маори, имя было просто Патуоне, в память о смерти двух старших братьев, Те Анги и Те Руануи , убитых, сражавшихся вместе со своим отцом Тапуа во время войн против племени Вангароа Нгати Поу, которое ранее было изгнано. территории Хокианги путем расширения хапу (субплеменных) группировок того, что позже стало называться Нгапухи .

Портрет Эруэры Майхи Патуоне, ок. 1837 г. , автор Г. К. Манн

Оба старших брата Патуоне, Те Анга и Те Руануи, были убиты в бою на пляже ( один ), получив удары дубинками ( пату ) в ожесточенном рукопашном бою. Таким образом, имя Патуоне ознаменовывает важное семейное событие, и это типичное соглашение об именах маори.

Патуоне родился третьим сыном и четвертым ребенком, помимо Те Анги и Те Руануи, у него была старшая сестра Тари, которая позже вышла замуж за вождя залива Островов Те Варерахи , старшего брата Ревы и Моки «Каинга-матаа» и их сестра Те Кареху. Младший брат Патуоне Нене (позже ставший Тамати Вака (Томас Уокер) Нене после его крещения, которое произошло до крещения Патуоне) также был весьма выдающимся вождем и сотрудничал со своим туаканой (старшим братом) во многих военных и коммерческих кампаниях. Оба были ярыми пропагандистами европейского образа жизни. По их мнению, как только маори начали принимать европейские товары в торговле и перенимать европейские методы продажи земли, пути назад уже не было. Пакеха (европейцы) остались там.

Семья Тапуа/Те Кавехау произошла напрямую через несколько старших вождей по линиям одноименного предка Нгапухи , Рахири , его первенца Уэнуку (чьей матерью была Ауаити) и второго сына Кахарау (чьей матерью была Вакаруру). Помимо того, что Тапуа был арики Нгати Хао, он также был тохунгой (первосвященником). Это были роли и статус ( мана ), которые Патуоне должен был унаследовать от Тапуа. Бабушка Патуоне, Рипия, тоже была тохунга . Патуоне должен был упомянуть ее имя в знаменитой пепехе (реторте) своему родственнику Хоне Хеке в Охаэвай: «Ko te whaiti a Ripia!» («Мы небольшая группа Рипии!»), Это означает, что нас мало, но мы доблестны в бою. Это было ответом на замечание Хеке о том, что Патуоне и Нене, прибывшие в качестве тауа, чтобы противостоять своим родственникам, занявшим антибританскую позицию, с отрядом численностью около сотни, лучше бы вернулись домой, тогда как войскам Хеке и Кавити насчитывало около восьмисот человек. Таким образом, Патуоне был одновременно наследником крови знаменитого воина и власти жреца - два качества, которые частично объясняют его способности и долголетие в ходе бесконечных племенных войн и изменений, таких как прибытие пакеха.

Будучи одним из старших вождей конфедерации Нгапухи, Патуоне вместе со своим младшим братом Нене участвовал во многих военных кампаниях по всему Северному острову. Кроме того, благодаря происхождению от Рахри, Патуоне был тесно связан со всеми главными вождями Нгапухи, включая Хонги Хика , Моэтара , Хон Хеке , Те Руки Кавити , Вайкато Помаре , , Титоре , Муриваи, Пангари, Таонуи , Те Вареуму и Тайванга .

Таким образом, Патуоне родился в семье боевой аристократии Нгапухи и с раннего возраста обучался как военному искусству, так и священнодействию. Он прославился своими навыками и знаниями в обеих областях, став доверенным лицом многих как в мире маори, так и в мире пакеха. Во исполнение предсказаний провидцев, предсказавших приход Пакеха, Патуоне стал свидетелем их прибытия. Его отец Тапуа был принят на борту « Индевора» капитаном Джеймсом Куком во время его визита в залив Островов в 1770 году. [ 4 ] Потенциальные враги знали о воинской репутации семьи Тапуа.

Европейские отношения

[ редактировать ]

И Патуоне, и Нене имели большое влияние в делах развивающейся страны Новой Зеландии, и Патуоне, в частности, несмотря на его военное мастерство, вместе со своим зятем Те Варерахи стал известен как Миротворец. Пакеха также называл его отцом пакеха, поскольку его защита дала им возможность закрепиться на этой дикой и сложной земле, полной опасностей для людей и имущества.

На переговорах в Вайтанги 5 февраля 1840 года вождь Нгапухи Те Варерахи выступал за мир и признание европейца, и его должным образом поддержали Патуоне и его брат Нене. Влияние Патуоне было особенно сильным на этом собрании северных вождей для подписания Договора Вайтанги ; убедив ряд вождей подписать этот документ 6 февраля 1840 года. Таким образом, хотя Патуоне никогда не уклонялся от битвы в качестве крайней меры, его усилия по предотвращению конфликтов и разрешению споров путем переговоров всегда предшествовали военным конфликтам.

Во время Флагстаффской войны (1845-46) он поддерживал своего брата Тамати Вака Нене в противостоянии Хоне Хеке и Те Руки Кавити . [ 5 ] Патуоне участвовал в битве при Руапекапека вместе с Тамати Вака Нене, Нопера Пана-кареао , Эруэра Майхи Тавай, Репа и около 450 воинов. [ 6 ]

Коммерческие интересы

[ редактировать ]

На коммерческом фронте Патуоне, будучи главным вождем Хокианги, контролировал многие ресурсы, в том числе обширные каури ( Agathis australis леса ). Помимо того, что Каури ценился Королевским флотом за рангоут, он стал ценным предметом экспорта в Новый Южный Уэльс, а в рамках коммерческой сделки Патуоне стал партнером « Сэра Джорджа Мюррея» , первого корабля европейского типа, построенного в Новом Южном Уэльсе. Зеландия на верфях в Хореке. Таонуи был еще одним партнером. Во время своего первого рейса с Патуоне на борту корабль оказался втянутым в юридическую проблему и подлежал конфискации в Сиднее, где морские законы того времени требовали, чтобы все иностранные суда имели регистрацию и плавали под флагом. Поскольку Новая Зеландия как национальное образование и нация не существовала, это дело грозило спровоцировать серьезную «дипломатическую» проблему, учитывая присутствие на борту Патуоне и Таонуи, двух самых высокопоставленных северных вождей. Торговля между Новым Южным Уэльсом и Новой Зеландией уже стала значительной, и мысль о том, чтобы спровоцировать резкую реакцию маори, совсем не привлекала колониальные власти Нового Южного Уэльса. В конце концов был достигнут компромисс, включающий разработку и принятие официального флага Объединенных племен Новой Зеландии. В 1835 году это соглашение было расширено и включило в себя Декларацию независимости объединенных племен Новой Зеландии, подписанную в основном северными вождями в рамках попытки утвердить власть на своей земле перед лицом растущего числа торговцев, китобоев, охотников на тюленей, поселенцы и миссионеры. Хотя король Вильгельм IV одобрил флаг, Декларация была другим вопросом, создав серьезную проблему внутри британского правительства и колонии Новый Южный Уэльс. Если не считать запутанных структур, убеждений и процессов Управления по делам колоний в Лондоне, губернатора Нового Южного Уэльса это не впечатлило. Была выражена обеспокоенность тем, что Декларация была «создана» группой влиятельных пакеха со скрытыми мотивами, и фактически он так и не был ратифицирован. Это была серьезная ошибка в оценке способности маори управлять своими делами и создавать действительные, функционирующие политические структуры.

Губернаторы

[ редактировать ]

Патуоне знал всех губернаторов Новой Зеландии до своей смерти, и они консультировались с ним. У него сложилась особая дружба с сэром Джорджем Греем , которому предстояло два срока занимать пост губернатора. Хотя суждения Грея и растущая эксцентричность создали множество проблем, а маори становились все более недовольными и отчужденными перед лицом закона пакеха , дружба сохранилась. Патуоне также был важным источником информации для Грея о многих его работах, посвященных маори. Дружба также пережила решение Грея вторгнуться в Вайкато, совершенно вопреки совету Патуоне и Таувиту, еще одного влиятельного вождя, чьей базой была Матакана, недалеко от острова Кавау, где Грей содержал резиденцию, Мэншн-Хаус, превратив остров в ботанический и витрина с животными.

Племенные войны

[ редактировать ]

Известно, что в рукопашном бою в 1806 году в битве при Вайтуне Патуоне убил вождя Те Ророа/Нгати Ватуа Татакахуануи.

После этого, в немалой степени, и Патуоне, и Нене должны были внести свой вклад в славу Нгапухи как боевой силы, даже несмотря на крупные поражения, такие как битва при Моремони Нгапухи в 1807 году, когда тауа (военный отряд) были удивлены завтрак объединенных сил Нгати Ватуа и Те Ророа. Хотя Патуоне и Нене не присутствовали в этой битве, это было крупное разгром, и многие из присутствовавших главных вождей Нгапухи были убиты, в том числе дядя Хеке Покайя и Те Хоуаве, старший брат Хонги Хика . Сестра Хонги Вайтапу также была убита, а ее тело осквернено, и все это говорится как часть помощи Хонги в побеге, чтобы именем и делом продолжить семейную честь, которую теперь передал ему смерть его туаканы . Хонги назвал один из своих мушкетов Те Теке Танумия в память об ужасной смерти своей сестры: ей разрезали половые органы и засыпали песком.

Учитывая тесные родственные связи между Нгапухи, Нгати Ватуа и Те Ророа, эта битва, как правило, была результатом множества решений (проблем), превосходящих родственные связи. Это также было характерной чертой группировок на севере: война не ограничивалась теми, кто не был связан с ними. Резня Нгапухи в Моремони была настолько велика, что это событие стало известно как Те-Кай-а-Те-Кароро (Пир чайки). Однако именно родственные связи привели к тому, что Те Теке по указанию вождя Таохо провел на песке линию, за пределами которой дальнейшие убийства не должны были происходить. Таким образом, некоторые ключевые представители Нгапухи сбежали из-за родства и рыцарского поступка, что типично для маори. Лишь в 1825 году и в битве при Те-Ика-а-Рангануи возле Кайваки Нгапухи добился ужасного уту (расправы; расплаты) за свою военную катастрофу при Моремони. Частично проблема Нгапухи заключалась в их уверенности в том, что у них больше мушкетов, но также в неудачном выборе лагеря, уязвимого для внезапного нападения с укрытых позиций.

В период с 1815 по 1840 год было отмечено множество войн между Нгапухи и южными племенными группировками, особенно Нгати Ватуа, Нгати Паоа, Нгати Мару и Вайкато в целом. После особенно ожесточенного периода крупных сражений, в частности, с Нгати Паоа, в рамках мирного соглашения между Нгапухи и Нгати Паоа, Патуоне женился на Такаранги, сестре вождя Нгати Паоа Те Купенги. Это было примерно в 1828 году. После этого Патуоне перенес свою базу в район Хаураки в Южном Окленде, сохранив па (оборонительные, укрепленные деревни) в Вакативаи в заливе Хаураки к югу от современного Окленда и в Путики на острове Вайхеке. Позже, после дарения 115 акров (0,47 км²) 2 ) в Такапуне Патуоне основал там свое поместье. Нене оставалось контролировать и защищать интересы Хокианги.

Спустя годы

[ редактировать ]

Более поздние годы Патуоне в Окленде не помешали ему выполнять определенные обязанности, в том числе участвовать в приеме принца и принцессы Уэльских. А также продолжающийся бизнес в сфере лесоматериалов, картофеля и льна ( Phormium tenax ). Патуоне также разводил лошадей. Грей подарил ему лошадь по кличке Новозеландец , которая пользовалась некоторым успехом на скачках в Окленде. Патуоне также был источником первой лошади, когда-либо принадлежавшей Те Араве, пегой лошади по имени Тайка. В системе ценностей маори лошади имели большую ценность и считались высшим имуществом.

Патуоне и Нене должны были пережить всех старых вождей Нгапухи, смерть которых началась в 1828 году с Хонги, Те Вареуму и Муриваи. Патуоне руководил ритуалами, предшествовавшими и последовавшими за смертью Хонги, своего родственника и товарища-воина. Это было время великих потрясений, и смерть Хонги, примерно через два года после того, как он получил пулевое ранение в бою с Нгати Поу, вызвала большие опасения по поводу нападений мести с юга. Благодаря Хонги южные племена понесли много страданий. Но Новая Зеландия развивалась в новую нацию, созданную, как и многие другие, в конфликтах и ​​разногласиях. 1828 год также стал годом смерти семьи Патуоне: его первой жены Те Веке, его первенца Тоа, еще одного сына Маты и дочери. Скорее всего, эти смерти произошли из-за какого-то занесенного инфекционного агента, такого как туберкулез. Как и многие коренные народы, маори не имели сопротивления завезенным болезням и сильно пострадали в результате них. Даже такие заболевания, как грипп, оказались смертельными, не говоря уже о более серьезных инфекционных агентах и ​​венерических заболеваниях, занесенных моряками и поселенцами.

Пережив всех своих собратьев-вождей, и Патуоне, и Нене подверглись серьезному негодованию со стороны сына Кавити, Майхи Параоне Кавити, у которого были личные претензии и сторонники, стремившиеся сделать его арикинуи или верховным вождем Нгапухи. Если не считать вопросов происхождения, происхождения, старшинства и маны , этот план провалился. Нгапухи всегда представлял собой коалицию тесно связанных между собой вождей, каждый из которых имел собственное «стоящее положение», и поэтому любое представление о верховном вожде было чревато проблемами. Патуоне и Нене, конечно, не вступали в дебаты: у них не было для этого причин, поскольку их старший статус и огромная личная мана были очевидны всем. Нене, конечно, предлагал построить мельницу за свой счет для народа Кавити и Хеке в рамках мирного предложения, но в равной степени добивался повторного возведения флагштока на холме Майки - обязательства, данного старшим Кавити перед его смертью. Таким образом, раздражительность Майхи П. Кавити была многослойной и сложной.

Патуоне также получил доспехи от Вильгельма IV короля Великобритании и ряд другой одежды. Официальные записи указывают, что подарок был выпущен из лондонского Тауэра 16 июля 1836 года и, наконец, доставлен Патуоне и подписан на него 4 ноября 1837 года кораблем Королевского флота HMS Buffalo . Доставка непосредственно Патуоне в его Па в Вакативаи в заливе Хаураки, где он в то время жил, свидетельствует о значительной эффективности со стороны Королевского флота. HMS Buffalo также доставил губернатора Хиндмарша в Южную Австралию и оставался там, пока для губернатора строился подходящий дом, чтобы губернатор мог временно жить на борту с комфортом.

Точные причины подарка неясны, но могут быть связаны либо с поставкой Патуоне лонжеронов Каури Королевскому флоту , либо с подарком в рамках укрепления коммерческих отношений. Судьба доспехов (которые были времен короля Карла II ) неизвестна, однако на нее вполне мог повлиять сырой новозеландский климат и, вероятно, хранение в далеко не идеальных условиях. Более того, поскольку его считали важным таонгой (сокровищем), маловероятно, что его разобрали и перековали в оружие. Никаких подробностей в семейных архивах не сохранилось.

26 февраля 1840 года преподобный Генри Уильямс крестил Патуоне, а также жену Патуоне, по имени Лидия. [ 7 ] Четыре жены Патуоне (Те Веке, Те Хойя, Такаранги и Руту) родили в общей сложности двенадцать детей. Хохайя (ок. 1825–1901) пережил Патуоне дольше всех. (приемный) сын Патуоне Хори Харе Патуоне (ок. 1835–1878) также пережил Патуоне, и еще один безымянный ребенок Патуоне умер в 1886 году. Вангай Тимоти (сын родственника Матетакахии, убитого при неудачных обстоятельствах Нене) умер в 1896 году. Нене часто был слишком поспешным в вершении «правосудия» и убийстве Матетакии, которого он считал себя виновным в убийстве английского торговца по имени Варанги, что было лишь одним из примеров такой поспешности. Лицом, ответственным за убийство Варанги, был Те Нгарара, который, в свою очередь, был застрелен в качестве уту (возмездия) за противоправную смерть Матетакииа от рук Нене. Высокий статус Нене препятствовал прямому уту против него.

К 1840-м годам он поселился в Баррис-Пойнт . К 1853 году прибыл Нгати Паоа и заселил этот район. В этот момент Патуоне основал поселение, известное как Вайварарики, расположенное в Такапуна, на земле, подаренной ему Джорджем Греем. В 1851 году, когда Нгати Паоа пригрозил атаковать Окленд, Патуоне встал на сторону британцев, что было положительно воспринято колониальными властями. [ 8 ]

Хотя некоторые подвергают сомнению подробности рождения Патуоне и воспоминания о визите капитана Кука в Залив Островов в 1770 году, важно признать высшие интеллектуальные способности таких великих рангатир обучались среди китов вананга, , как Патуоне, которые на протяжении многих лет чтобы учиться и сохранять обширные знания. детали широкого спектра повседневных и эзотерических/священнических знаний. Тохунга на самом деле были средством сохранения и передачи важнейших знаний; они были энциклопедией маори. Ошибка не допускалась и привела бы к немедленному изгнанию из китобойной Вананги. Умственные способности старших вождей и тохунга, таких как Патуоне, поразили бы первых исследователей Пакеха и вызвали множество комментариев. Поэтому ошибки в фактах и ​​информации были крайне маловероятны, особенно из таких авторитетных источников, как Патуоне.

Наследие Патуоне и важные политические вопросы

[ редактировать ]
Патуоне в последние годы своей жизни

Жизнь Патуоне охватывала первые годы существования поселения Пакеха в Аотеароа / Новая Зеландия. Патуоне, как и другие, в основном тохунга, знал о старых пророчествах Те Маоя и других, которые предсказывали прибытие Пакехи. Они также знали, что их будущее будет сильно отличаться от всего, что они знали раньше. Одной из причин, по которой Патуоне, Нене и другие поддержали британское дело, было то, что они знали, что пути назад нет. Пакеха не мог быть отправлен домой из-за неудачного эксперимента, и тем временем они привезли товары, животных, урожай и технологии, которые принесли бы большую пользу маори. Негативные аспекты расселения (особенно новые болезни, новое оружие, нездоровые изменения образа жизни, табак, алкоголь) определенно встревожили многих лидеров маори, включая Патуоне, однако он чувствовал, что хорошее приходит с плохим в одном пакете.

Хотя численность маори превосходила численность поселенцев и временных жителей, миссионерам различных христианских убеждений приходилось вкладывать значительные усилия в процессы «цивилизации», обращения и убеждения маори отказаться от практик, которые считались злом, особенно от таких вещей, как каннибализм, полигамия и война. Однако маори продолжали «контролировать ситуацию».

Патуоне в литературе

[ редактировать ]

Патуоне упоминается во многих публикациях и рукописях, но не всегда точно и авторитетно. Наиболее полным трудом, посвященным ему, является книга К. Дэвиса «Жизнь и времена Патуоне, знаменитого вождя нгапухи» (1876 г.). Дэвис был близким другом Патуоне в последние годы его жизни и поэтому мог многое прояснить о жизни Патуоне в той степени, в которой Патуоне сам был готов это позволить. Как знаменитому руководителю «старой школы», наделенному великой маной, Патуоне нечего было доказывать и не интересовал никакая лесть. Он позволил своим подвигам говорить сами за себя, как великие вожди древности.

  1. ^ Перейти обратно: а б Баллара, Анжела. «Патуоне, Эруэра Майхи» . Биографический словарь Новой Зеландии . Министерство культуры и наследия . Проверено 4 апреля 2011 г.
  2. Первые пакехи, посетившие залив островов , Те Ао Хоу , № 51, июнь 1965 г.
  3. ^ Карлтон, Хью (1874). «Том I» . Жизнь Генри Уильямса . Ранние новозеландские книги (ENZB), Библиотека Оклендского университета. п. 243.
  4. ^ Дэвис, Колорадо (1876 г.). «Жизнь и времена Патуоне, знаменитого вождя нгапухи» . Ранние новозеландские книги (NZETC). п. 8.
  5. ^ Коуэн, Джеймс (1922). «Глава 6: Бои при Омапере». Новозеландские войны: история кампаний маори и новаторского периода, Том I: 1845–1864 гг . Веллингтон: Р.Э. Оуэн. п. 39.
  6. ^ Коуэн, Джеймс (1922). «Глава 9: Взятие Руа-Пекапека». Новозеландские войны: история кампаний маори и новаторского периода, Том I: 1845–1864 гг . Веллингтон: Р.Э. Оуэн. стр. 73–87.
  7. ^ Карлтон, Хью (1874). «Том I» . Жизнь Генри Уильямса . Ранние новозеландские книги (ENZB), Библиотека Оклендского университета. стр. 243–244.
  8. ^ Консультативные услуги по наследию (1 июля 2011 г.). Наследие Северного берега - Отчет о тематическом обзоре, том 1 (PDF) (Отчет). Оклендский совет . ISBN  978-1-927169-21-6 . Проверено 29 июня 2023 г.

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5cd2d343fcf6d10a0d2392fd4e33caf7__1714012860
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5c/f7/5cd2d343fcf6d10a0d2392fd4e33caf7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Eruera Maihi Patuone - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)