Мадемуазель Бомениль

известная как мадемуазель Бомениль
Генриетта Аделаида Виллар или Генриетта-Аделаида де Виллар , известная под сценическим псевдонимом мадемуазель Бомениль (30 августа 1748 — 5 октября 1813), была французской оперной певицей и композитором .
Биография
[ редактировать ]Мадемуазель Бомениль начала работать в второстепенных комедийных ролях с семи лет и дебютировала как солистка Парижской оперы в 1766 году. [ 1 ] заменяя примадонну Софи Арну в главной роли Бертона и Триала из Сильвии . [ 2 ] Позже она пела во многих премьерах и возрождениях, терпеливо надеясь, что наконец заменит Арну после выхода на пенсию.
Однако, когда последний покинул компанию в 1778 году, предпочтение было отдано Розали Левассер , и Бомениль публично протестовал в письме в Journal de Paris от 27 декабря. [ 3 ] о том, что она пострадала от акта несправедливости. Она вызвала ожесточенную ссору, сумела также получить своего рода компенсацию, доверив ей главную женскую роль в неудачной последней опере Глюка «Эхо и Нарцисс» в сентябре 1779 года, и не выполняла свою угрозу уйти в отставку до 1781 года, когда наконец ушла. сцена. [ 4 ]
Примерно в тот же период она вышла замуж за тенора «Филиппа» (Philippe Cauvy, 1754-ок. 1820), знаменитого участника Комической оперы (или, точнее, Итальянской комедии ). [ 5 ] Что касается сильного темперамента мадемуазель Бомениль, Эмиль Кампардон также рассказывает историю (возможно, легенду) о ее участии в «дуэли на пистолете» с танцовщицей мадемуазель Теодор (урожденной Мари-Мадлен Крепе, 1760–1796). [ 6 ] Обе женщины категорически отказались от посреднических усилий дирижера оркестра Парижской оперы Жана-Батиста Рея, появившегося на месте дуэли. В конце концов они вернули пистолеты, которые он взял, положили на траву и начали бой. Однако пистолеты намокли от росы и дали осечку, после чего обе дамы решили похоронить свои разногласия, обняв друг друга руками. [ 7 ]
Мадемуазель Бомениль время от времени писала музыку и была третьей женщиной, чье сочинение исполнялось в Парижской опере. [ 8 ] «Анакреон» , ее первая опера, не была принята и только что была представлена в частном порядке в резиденции Брунуа графа Прованса в 1781 году. Однако в 1784 году она снова положила на музыку либретто. [ 9 ] третьего вступления из Колена де Бламона оперы «Греческие и романские праздники » под названием «Тибулль и Делия» , а ее композиция была успешно представлена в Парижской опере в качестве сопутствующего произведения к опере Глюка « Ифигения в Авлиде» 15 марта. 1784. [ 10 ] Это единственное ее произведение, музыка которого сохранилась. [ 11 ]
Позже в том же году, 8 декабря, «её оратория Les Israélites poursuivis par Pharaon — единственная известная оратория века француженки — была исполнена на Concert Spirituel ». [ 12 ]
В 1792 году ее двухактная комическая опера « Плер, c'est командир» была установлена в Театре Монтансье в Париже после того, как ранее была отклонена Театром Фейдо вместе с еще одной оперой, также поставленной Бомеснилем. Тем не менее, он имел довольно хороший успех: был представлен 21 спектакль и стал пятым по популярности произведением года в Театре Монтансье. [ 11 ]
Немного больше известно о том, что позже случилось с мадемуазель Бомениль во время Французской революции . [ 11 ] Она умерла в Париже в 1813 году.
Работает
[ редактировать ]Избранные работы включают:
- Анакреон , одноактная опера, 1781 г.
- Tibulle et Délie или Les Saturnales , балетный акт , 1784 (либретто Луи Фюзелье ) [ 13 ]
- Израильтяне, преследуемые фараоном , оратория , 1784 г.
- Угождать — значит приказывать в двух действиях , комическая опера , 1792 (либретто маркиза де ла Саль) [ 1 ]
Ссылки
[ редактировать ]- Примечания
- ^ Jump up to: а б Сэди/Райан
- ^ Кук.
- ↑ Письмо цитируется в Campardon, стр. 51–52 .
- ^ Особенно.
- ^ Кампардон, с. 57 . В то время Комическая опера была объединена с Итальянской комедией.
- ↑ Мадемуазель Теодор была женой балетмейстера Жана Доберваля .
- ^ Кампардон, стр. 54–55 .
- ↑ Согласно сайту Dolmetsch online, Бомениль была «второй женщиной, чьи сочинения исполнялись в Парижской опере» ( «Биография композиторов: В – Вз» . Проверено 13 октября 2010 г. ). Действительно, Королевская академия музыки ранее ставила произведения как минимум двух других женщин-композиторов: трагедию-лирику «Цефал и Прокрис» Элизабет Жаке де ла Герр в 1694 году и оперу-балет «Жении» мадемуазель Дюваль в 1736 году (Letzer&Adelson). , стр. 34).
- ^ Слова Луи Фюзелье .
- ^ Кук; Питу. Премьера балета уже состоялась при дворе в феврале 1784 года (Кампардон, стр. 53 ).
- ^ Jump up to: а б с Летцер и Адельсон, с. 34.
- ^ Сэди, Джули Энн , Музыканты старого режима , в Бауэрс, Джейн М. и Тик, Джудит (редакторы), Женщины, создающие музыку. Западная художественная традиция, 1150–1950 , Урбана и Чикаго, University of Illinois Press, 1987 (издание в мягкой обложке), стр. 213, ISBN 0-252-01470-7 .
- ^ Цезарь
- Источники
- (на французском языке) Кампардон, Эмиль (редактор), Королевская музыкальная академия в 18 веке. Неопубликованные документы, обнаруженные в Национальном архиве , Париж, Берже-Левро, 1880, I, стр. 51–52 (доступно бесплатно онлайн на сайте Gallica - BNF )
- Кук, Элизабет Боменил, Генриетта Аделаида Виллар де , в Сэди, Стэнли (редактор), Оперный словарь Нью-Гроув , Гроув (издательство Оксфордского университета), Нью-Йорк, 1997, I, стр. 366. ISBN 978-0-19-522186-2
- Летцтер, Жаклин и Адельсон, Роберт, Женщины, пишущие оперу. Творчество и противоречия в эпоху Французской революции , Беркли/Лос-Анджелес/Лондон, University of California Press, 2001, ISBN 0-520-22653-4
- Питу, Шпиль, Парижская опера. Энциклопедия опер, балетов, композиторов и исполнителей – рококо и романтики, 1715–1815 , Greenwood Press, Вестпорт/Лондон, 1985, статья: Бомениль, Генриетта-Аделаида Виллар DITE , стр. 66–67. ISBN 0-313-24394-8
- Сэди, Джули Энн; Сэмюэл, Риан (1994). Словарь женщин-композиторов Нортона/Гроува . WW Нортон и компания. ISBN 9780393034875 . Проверено 13 октября 2010 г.