Петр Римша

Пятрас Римша ( польский : Петр Рымша , 3 ноября 1881 года в Науджиай, Вилкавишкисский район — 2 октября 1961 года в Каунасе ) был одним из первых профессиональных литовских скульпторов и медалистов.
Биография
[ редактировать ]Римша родился в семье фермеров в Сувалкии , которая тогда входила в состав Конгресса Польши . Он получил частное образование в Варшаве у Пия Велоньского (1900–1903), в Высшей национальной школе изящных искусств в Париже у Антонена Мерсье (1903–1904) и в Краковской Академии изящных искусств у Константина Лашки (1904–1905). [ 1 ] Однако он так и не окончил учебу и не получил никаких ученых степеней. [ 2 ] После возвращения в Литву в 1905 году он погрузился в разнообразную литовскую культурную деятельность. Римша участвовал в основании Литовского художественного общества и организации первой национальной художественной выставки в 1907 году. [ 3 ] Он выставил свои первые реалистические и патриотические произведения, которые принесли ему признание в Литве. Вернулся к образованию, обучаясь в Рисовальной школе Императорского общества поощрения художеств в Санкт-Петербурге с 1909 по 1911 год. После учебы остался в России, участвуя в литовской деятельности и выставках русских импрессионистов . [ 4 ] Он экспериментировал с металлическими инкрустациями и графическими работами, находившимися под влиянием японизма и модерна . [ 5 ] В 1919 году он вернулся в Вильнюс , Литва. Однако после захвата Виленщины Польшей он переехал в Каунас . Этот опыт вызвал у Римши сильные антипольские чувства, которые часто отражались на его медалях. [ 6 ] В 1920–1924 жил в Берлине , посетил Италию, Великобританию, Францию, в 1935–1938 совершил поездку по США. После Второй мировой войны Литва была превращена в Литовскую ССР , одну из республик Советского Союза . Римша был принят советскими властями, и он продолжал творить, хотя его работы часто должны были отражать советскую символику и идеологию. В 1954 году ему было присвоено звание Народного артиста . Он умер в 1961 году и был похоронен на Петрашюнском кладбище . [ 7 ]
Работает
[ редактировать ]Скульптура
[ редактировать ]Ранние произведения Римши отличаются высоким патриотизмом и реалистичностью . Его ранняя работа «Литовская школа» ( Lietuvos mokykla также Vargo mokykla (« Школа лишений ») изображает мать, которая учит своего ребенка читать на родном литовском языке в перерывах между прядением пряжи . [ 8 ] Он стал символом сопротивления Литвы запрету литовской прессы (1864–1904) и был изображен на банкноте номиналом 5 литов . [ 3 ] Большая бронзовая копия была изготовлена в 1957 году и установлена возле военного музея Витаутаса Великого . Он был вдохновлен его личным детским образованием и опытом его брата, контрабандиста книг . [ 4 ] «Пахарь» ( Артояс ) демонстрирует нищету и угнетение литовских земледельцев во времена Российской империи . [ 3 ] На нем изображен фермер с изголодавшейся лошадью, которая из последних сил тянет плуг. Существует несколько копий; один из них хранится в Музее изящных искусств Бостона . [ 9 ] Скульптура получила премию Павла Строганова в 1910 году. [ 10 ] Позже она была расширена в скульптурную трилогию с «Хватит этого ига» ( «От Ганы до джунго» , 1909), на которой изображена поднимающаяся на дыбы лошадь в акте сопротивления, и «Финал» ( Финал , 1910), на котором изображена упавшая лошадь. Обе работы не были приняты хорошо, и, похоже, сам Римша ими не доволен. [ 11 ]
Находясь в Смоленске , Римша в 1916 году создал «В муках» ( «Скаусмас» ). Эта работа, вдохновленная тяготами Первой мировой войны, изображает страдающую женщину, одетую в сложную орнаментированную одежду. [ 4 ] Это резкий отход от его более ранних реалистических работ, поскольку они символичны, стилизованы и богато украшены мелкими деталями. В нем представлены черты декоративного оформления, заимствованные из графики, и орнаменты из традиционного литовского искусства. Чрезмерно сложный и декорированный стиль отвлекает зрителя от предполагаемого послания боли и горя. [ 2 ] Этот новый стиль позже был использован в «Мыслителе» ( Satyras или Mąstytojas , 1921), «Ночи и дня» ( Diena ir naktis , 1922), «Сказке о весне и осени» ( Pavasario ir rudens pasaka , 1922), «Рыцаре» ( Riteris или Karžygys , 1931). ). [ 1 ] Эти произведения отошли от строго патриотической темы и стали более романтическими . [ 12 ]
Медали и прочее
[ редактировать ]С 1923 года Римша создавал различные медали. Большинство из них патриотические, созданы к юбилеям. В 1920-е годы было отчеканено не менее пяти медалей в поддержку Литвы в ее конфликте со Второй Польской республикой из-за Виленского края . [ 6 ] Особенно гротескная медаль «Союз желанных» ( Unijos nori ) была отчеканена в 1925 году. На ней Польша была изображена в виде невменяемой женщины, пожирающей литовских детей перед Вильнюсским собором . Другие медали посвящены Великому Вильнюсскому сейму 1905 года, Клайпедскому восстанию 1923 года, созданию церковной провинции Литвы в 1926 году, 500-летию со дня смерти великого князя Витаутаса в 1930 году. [ 6 ] После Второй мировой войны Римша создал медали с обязательными атрибутами советской пропаганды . Однако медаль 1947 года Мартинасу Мажвидасу и первая печатная литовская книга отображают тексты запрещенного государственного гимна Tautiška giesmė . Его последней медалью, созданной в 1959 году, был автопортрет (аверс) с выставкой его работ, в том числе «Литовская школа» и «Пахарь» (реверс). [ 6 ] Римша также создал портреты ( бюсты и рельефы ) Мотеюса Валанчюса (1904 г.), Йонаса Басанавичюса (1906 г.), его матери (1910 г.), дипломата Томаса Нарушявичюса (1924 г.), Жемайте (1926 г.) и многих других. Он иллюстрировал книги Видунаса (1912–1913) и Пранаса Машиотаса (1920 и 1922). [ 1 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Зинкус, Джон; и др., ред. (1985–1988). «Римша, Петр». Энциклопедия Советской Литвы (на литовском языке). Том 3. Вильнюс, Литва: Главная редакция энциклопедии. стр. 551–552. LCCN 86232954 .
- ^ Jump up to: а б Юргинис, Юозас (1960). Особенности истории литовского искусства (на литовском языке). Вильнюс: Государственное издательство художественной литературы. стр. 317–320. ОСЛК 7819428 .
- ^ Jump up to: а б с Симас Сузиеделис, изд. (1970-1978). «Римша, Петр». Литовская энциклопедия . Том. IV. Бостон, Массачусетс: Юозас Капочюс. стр. 497–498. LCCN 74-114275 .
- ^ Jump up to: а б с Стасюлис, Арнольдас (10.11.2010). «Петрас Римша» . Мецкайтлиус (на литовском языке). Архивировано из оригинала 8 июля 2011 г.
- ^ Андрияускас, Антанас (2007). «В поисках литовской идентичности между Востоком и Западом». В Аиде Савицкой (ред.). Литовская идентичность и ценности . Литовские философские исследования. Том. 5. Совет по исследованию ценностей и философии. п. 63. ИСБН 978-1-56518-236-3 .
- ^ Jump up to: а б с д Пассик, Фрэнк (май 1983 г.). «Медали Пятраса Римсы» . Нумизмат . 96 : 910–928. ISSN 0029-6090 . Архивировано из оригинала 19 ноября 2010 г.
- ^ «Петрас Римша» . Известные люди Каунаса: память (на литовском языке). Публичная библиотека Каунасского округа. 2004 . Проверено 13 февраля 2011 г.
- ^ Саулюс А. Сузиеделис, Исторический словарь Литвы, Scarecrow Press, 2011, с. 326
- ^ «Плагман» . Музей изящных искусств, Бостон . Проверено 13 февраля 2011 г.
- ^ Юргинис, Юозас (1960). Особенности истории литовского искусства (на литовском языке). Вильнюс: Государственное издательство художественной литературы. Мистер. 240. OCLC 7819428 .
- ^ Юргинис, Юозас (1960). Особенности истории литовского искусства (на литовском языке). Вильнюс: Государственное издательство художественной литературы. стр. 231–232. ОСЛК 7819428 .
- ^ Умбрас, Джон; Эгле Кунчювене (1980). Организации литовских художников, 1900-1940 (на литовском языке). Борозда. Мистер. 84. ОСЛК 13600356 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]