Роберт Гранжон
Робер Гранжон ( Париж , ок. 1513 — Рим , 1590) — французский перфоратор , дизайнер и создатель металлических шрифтов , печатник. [1] [2] [3] Он работал в Париже , Лионе , Антверпене и Риме . [1] Он наиболее известен тем, что представил стиль шрифта Civilité , его многочисленные курсивные шрифты и дизайн флейронов, хотя на протяжении своей долгой карьеры он работал со всеми жанрами шрифтов и алфавитов. [1] [4] [5] [6] [7]
Карьера
[ редактировать ]Сын парижского книготорговца и печатника Жана Гранжона . [3] он женился на дочери гравера по дереву Бернара Саломона . [8] [9]
В 1557 году он представил свой шрифт «lettre francoise», теперь обычно называемый « Civilité » . Он был основан на современном французском почерке. Первой книгой, которую он опубликовал с его использованием, был «Диалог жизни и смерти» в Рингьери 1557 году. [10] В предисловии он написал, что надеется, что это будет национальный стиль письма для французского языка, сравнимый со стилем «евреев, греков [и] римлян». [11] Он получил от Генриха II исключительную привилегию использовать этот шрифт в течение десяти лет. [12] хотя, очевидно, это не соблюдалось, поскольку Филипп Данфри и Ричард Бретон быстро создали имитацию. [13] [14]
Влиятельные курсивные шрифты Гранжона имели наклонные римские заглавные буквы и больший угол наклона, чем некоторые более ранние курсивы альдинского стиля . [15] [16]
В Париже и Лионе он напечатал несколько музыкальных книг. [17] Виды Гранжона были широко распространены по всей Европе. Его греческие шрифты в стиле Клода Гарамонда » «Grecs du roi также очень широко использовались. [18]
К 1579 году он переехал в Рим. [19] Там он работал над типами восточных символов, необходимых католическим миссионерам: армянским (1579 г.), [20] Сирийский (1580 г.), кириллица (1582 г.) и арабский (1580–1586 гг.). Он сотрудничал с Джамбаттистой Раймонди , научным руководителем Stamperia Medicea Orientale , [21] и Доменико Баса , технический директор Stamperia Vaticana , и внес свой вклад в создание первых печатных изданий на некоторых восточных языках. [22] [21] Он умер в 1590 году и был похоронен в церкви Тринита-деи-Монти . [23]
Его имя продолжало быть известным в полиграфии в течение столетия после его смерти: в 1667 году амстердамский купец Поль ле Конте утверждал (сомнительно, по мнению Джона А. Лейна ), что все его матрицы были изготовлены в Гранжоне. [24]
- Римский шрифт на экземпляре Плантена ок. 1585 г. [25]
- Курсив и греческий шрифт
- Заглавные курсив от Granjon с альтернативными символами. [26]
- Курсив Гранджона Ascendonica в книге.
- Титульный лист « Диалога жизни и смерти» , напечатанный и опубликованный Гранжоном шрифтом «lettre francoise» ( Civité ), 1558 год.
- Текстовая страница Диалога жизни и смерти , объявляющая о королевской привилегии
- Типовой образец Плантена 1567 года с флеронами Гранжона в качестве границы.
- Деталь конструкции флейрона Гранжона
Многие пуансоны и матрицы Гранжона сохранились. [27]
- Курсивные штампы в музее Плантена-Моретуса
- Ascendonica Курсивные матрицы, прописные
- Ascendonica Курсивные матрицы, строчные буквы
- Старые сирийские символы
- Пуансоны для печати на арабском языке, Imprimerie Nationale коллекция
Гарнитуры, вдохновленные работами Гранжона
[ редактировать ]Многие современные шрифты созданы под влиянием дизайна Роберта Гранжона. Одним из первых преднамеренных возрождений типа Гранжона был «Плантен» Фрэнка Хинмана Пирпонта . [28] [29] Несмотря на то, что он назван в честь печатника эпохи Возрождения Кристофа Плантена , он основан на шрифте Gros Cicero, разработанном Робертом Гранжоном. [30] [31] [32] [33] [34]
ITC Galliard от Мэтью Картера , Allrounder Antiqua от Морица Кляйнзорге и Romaine от Аада ван Доммелена основаны на Ascendonica Romaine от Granjon. [35] [36] [37] [38]
Lyon Text Кая Бернау и Graveur Хуанхо Лопеса также находятся под влиянием работ Гранхона. [39] [40] Graveur основан не на одном единственном экземпляре, а на комбинации нескольких типов Granjon, включая Parangonne Romaine и Ascendonica Romaine из-за их римских символов. [41]
Римские символы MVB Verdigris Марка ван Бронхорста основаны на рисунках Гранжона, а курсив вдохновлен работами Пьера Отэна . [42]
Возрождение Гарамонда
[ редактировать ]Поскольку курсив Гранжона использовался очень широко, во многих шрифтах под торговой маркой « Garamond » используется курсив, основанный на работах Гранжона. Конкретные примеры включают Adobe Garamond , Garamond Premier , Sabon , Sabon Next , Granjon и EB Garamond . [43] [44] [45] [46] [47]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Вервлиет 2008 , с. 322.
- ^ Вервлиет 2008 , стр. 430–434.
- ^ Jump up to: а б Лейн 2004 , с. 39.
- ^ Янссен, Франс А. (8 ноября 2019 г.). «Роберт Гранжон, резчик писем; 1513–1590: каталог произведений, написанный Хендриком Д.Л. Вервлитом». Падение . 49 (3): 275–276. дои : 10.1163/15700690-12341446 .
- ^ Шоу, Дэвид (июнь 2018 г.). «Цветы Гранжона: исследование орнаментов Гранжона, Джолито и де Турна, 1542–1586. Хендрик Д. Л. Вервлит». Библиотека . 19 (2): 238–239. дои : 10.1093/библиотека/19.2.238 .
- ^ Бордли, Джон (6 июня 2020 г.). «Смерть шрифта» . я люблю типографику . Проверено 4 июля 2020 г.
- ^ Голтни, 2021 , с. 63.
- ^ Вервлиет 2008 , с. 431.
- ^ Картер и Вервлит 1966 , стр. 8–9.
- ^ Вервлиет 2008 , стр. 390, 431.
- ^ Картер и Вервлит 1966 , с. 11.
- ^ Картер и Вервлит 1966 , с. 19.
- ^ Картер и Вервлит 1966 , с. 24.
- ^ Вервлит, Хендрик Д.Л. (март 2020 г.). «Переосмысление Дэнфри. Гражданские типы Филиппа Данфри (ум. 1606)». Библиотека . 21 (1): 3–45. дои : 10.1093/библиотека/21.1.3 .
- ^ Голтни, 2021 , с. 151.
- ^ Вервлиет 2008 , стр. 322–323.
- ^ Пог, Сэмюэл Ф. и Доббинс, Фрэнк (2001). «Роберт Гранжон». В Сэди, Стэнли и Тиррелл, Джон (ред.). Словарь музыки и музыкантов New Grove (2-е изд.). Лондон: Издательство Macmillan . ISBN 978-1-56159-239-5 .
- ^ Лейн 1996 , с. 111.
- ^ Вервлиет 2008 , с. 436.
- ^ Папассисса 2019 , стр. 57–69.
- ^ Jump up to: а б Вервлиет 2008 , с. 433.
- ^ Возрождение Рима: Библиотека Ватикана и культура Возрождения / Восток Рима
- ^ Вервлиет 2008 , с. 432.
- ^ Лейн 2013 , с. 367.
- ^ Вервлит и Картер 1972 .
- ^ Вервлиет 2008 , с. 350.
- ^ Вервлиет 2008 , стр. 230, 354 и т. д.
- ^ Слинн, Джуди; Картер, Себастьян ; Саутхолл, Ричард. История корпорации Monotype . стр. 202–3 и т. д.
- ^ «Идентифонт — Роберт Гранжон» . Проверено 16 февраля 2022 г.
- ^ «Монотипия Плантена: цифровое возрождение Бриджит Шустер» (PDF) . Проверено 16 февраля 2022 г.
- ^ Морисон, Стэнли (7 июня 1973 г.). Счет типов . Архив Кубка. стр. 22–24 . ISBN 978-0-521-09786-4 .
- ^ Дрейфус, Джон (1995). В печать: Избранные сочинения по истории книгопечатания, типографики и книжного производства (1-е изд. в твердом переплете). Бостон: Дэвид Р. Годин. стр. 116–124. ISBN 9781567920451 .
- ^ Вервлиет 2008 , стр. 226–7.
- ^ Мосли, Джеймс. «Комментарии к теме Typophile» . Типофил (в архиве) . Архивировано из оригинала 13 октября 2011 г. Проверено 16 декабря 2016 г. .
- ^ Мосли, Джеймс (2003). «Возрождение классики: Мэтью Картер и интерпретация исторических моделей» . В Мосли, Джеймс; Ре, Маргарет; Друкер, Джоанна; Картер, Мэтью (ред.). Типографически говоря: искусство Мэтью Картера . Принстонская архитектурная пресса. стр. 31–34. ISBN 9781568984278 .
- ^ «Шрифт ITC Galliard» . Проверено 18 февраля 2022 г.
- ^ «Шрифт Allrounder Antiqua» . Проверено 16 февраля 2022 г.
- ^ «Ромэн – Фонтверк» . Проверено 16 февраля 2022 г.
- ^ «Коммерческий тип » Каталог » Lyon Text Family» . Коммерческий тип . Проверено 16 февраля 2022 г.
- ^ «Гравер» . Проверено 16 февраля 2022 г.
- ^ «Проектирование возрождения: Гравер» .
- ^ «Шрифт MVB Verdigris Pro» .
- ^ «Что делает Гарамонд Гарамондом?» . Проверено 16 февраля 2022 г.
- ^ «Гранжон» . Проверено 16 февраля 2022 г.
- ^ «GitHub — октавиопардо/EBGaramond12» . Гитхаб . Проверено 26 февраля 2022 г.
- ^ Книга образцов Adobe Garamond Pro (PDF) . Сан-Хосе: Adobe Systems. 1989. Архивировано из оригинала (PDF) 23 февраля 2015 года . Проверено 9 марта 2014 г.
- ^ Брэди, Фред; Блумберг, Гейл; Хаггинс, Клео; Штауффахер, Джек; Стоун, Самнер; Шуевска, Лори; Ван, Мин (2000). Adobe Гарамонд . Сан-Хосе: Adobe Systems.
Источники
[ редактировать ]- Картер, Гарри; Вервлит, ЛПВП (1966). Типы цивилитета . Оксфордское библиографическое общество/Издательство Оксфордского университета.
- Картер, Гарри; Морисон, Стэнли (1967). Французские шрифтовики шестнадцатого века: меморандум Ле Бе . Частная типография А. Жаммеса.
- Картер, Гарри , изд. (1969). Типовой экземпляр Делаколонга. Персонажи и виньетки литейного завода сьера Делаколонга, Лион, 1773 год. Введение и примечания Гарри Картера. (Факсимиле... сделанное с копии, принадлежащей издателям.) .
- Картер, Гарри (2002). Мосли, Джеймс (ред.). Взгляд на раннюю типографику примерно до 1600 г. (перепечатано под ред.). Лондон: Hyphen Press . ISBN 978-0-907259-21-3 .
- Дрейфус, Джон , изд. (1963). Тип Образец Факсимиле . Лондон: Боуз и Боуз, Патнэм.
- Голтни, Виктор (2021). Проектирование курсива: подходы к проектированию современных шрифтов вторичного текста (кандидатская диссертация) . Университет Рединга . Проверено 30 сентября 2021 г.
{{cite book}}
:|website=
игнорируется ( помогите ) - Лейн, Джон А. (1996). «От Grecs du Roi до греческого Гомера: два столетия греческих печатных шрифтов после Гарамонда». В Макракисе, Майкл С. (ред.). Греческие буквы: от таблеток к пикселям . Дубовый холм Пресс. ISBN 9781884718274 .
- Лейн, Джон А. (2004). Образцы раннего типа в музее Плантена-Моретуса: аннотированные описания образцов до ок. 1850 г. (в основном из Нидерландов и Франции) с предварительными заметками о типолитейных мастерских и типографиях (1-е изд.). Нью-Касл, Делавэр: Oak Knoll Press. ISBN 9781584561392 .
- Лейн, Джон А. (2005). «Клод Гарамон и его римские типы». Garamond Premier Pro: современная адаптация; по образцу римских шрифтов Клода Гарамонда и курсивных шрифтов Роберта Гранжона . Сан-Хосе: Adobe Systems. стр. 5–13.
- Лейн, Джон А. (2012). Диаспора армянской печати, 1512-2012 гг . Амстердам: Специальные коллекции Амстердамского университета. стр. 70–86, 211–213. ISBN 9789081926409 .
- Лейн, Джон А. (27 июня 2013 г.). «Типография Геррита Харманса ван Римсдейка, Исраэля Абрахамса де Пауля, Авраама Олофша, Андриеса Питерса, Яна Класа Грёневудта и Элизабет Абрахамс Виер около 1660–1709». Кваэрендо . 43 (4): 311–439. дои : 10.1163/15700690-12341283 .
- Папассисса, Елена (2019). Условности, традиционализм, латинизация и современность в армянских шрифтах в различных технологиях изготовления шрифтов с 1512 по 1977 год (PDF) . Университет Рединга (докторская диссертация) . Проверено 7 января 2023 г.
- Шоу, Пол (18 апреля 2017 г.). Тип возрождения: цифровые шрифты, вдохновленные прошлым . Издательство Йельского университета. стр. 48, 61. ISBN. 978-0-300-21929-6 .
- Слимбах, Роберт (2005). «Создание Гарамонда Премьер». Garamond Premier Pro: современная адаптация; по образцу римских шрифтов Клода Гарамонда и курсивных шрифтов Роберта Гранжона . Сан-Хосе: Adobe Systems. стр. 15–21.
- Вервлит, Хендрик Д.Л .; Картер, Гарри , ред. (1972). Тип Образца Факсимиле II . Университет Торонто Пресс . стр. 7–11.
- Вервлит, Хендрик Д.Л. (2008). «Виды печати Пьера Отена, ок. 1510-1587» . Палеотипография французского Возрождения: Избранные статьи о шрифтах шестнадцатого века . БРИЛЛ. стр. 243–286. ISBN 978-90-04-16982-1 .
- Вервлит, Хендрик Д.Л. (2010). Типы печати французского Возрождения: обзор . Нью-Касл, Делавэр: Oak Knoll Press. ISBN 978-1-58456-271-9 .
- Вервлит, Хендрик Д.Л. (2016). Цветы Гранжона: исследование орнаментов Гранжона, Джолито и Де Турна, 1542–1586 гг. (Первое изд.). Новый замок: Oak Knoll Press. ISBN 9781584563556 . Проверено 2 июля 2020 г.
- Вервлит, Хендрик Д.Л. (2018). Роберт Гранжон, резчик писем (1513-1590): каталог творчества (первое изд.). Новый замок: Oak Knoll Press. ISBN 9781584563761 . Проверено 2 июля 2020 г.
- Мауриц Саббе , Мариус Ауден. Гражданские сочинения Роберта Гранжона в Лионе: и фламандские печатники XVI века . Том 3 Bibliotheca typographica , Bibliotheca Typographica, 1929.