Плантен (шрифт)
![]() | |
Категория | с засечками |
---|---|
Классификация | Старинный шрифт с засечками |
Дизайнер(ы) | Роберт Гранжон Фрэнк Хинман Пирпонт Фриц Штельцер |
Литейный завод | Монотипия |
Дата создания | 1913 |
Plantin — старинный шрифт с засечками . Он был создан в 1913 году британской корпорацией Monotype для их системы набора текста горячим металлом и назван в честь печатника шестнадцатого века Кристофа Плантена . [1] Он во многом основан на римском шрифте вырезанном в 16 веке Робертом Гранжоном и хранящемся в коллекции Музея Плантена-Моретуса . в Антверпене Гроса Цицерона , [2]
Целью дизайна Плантена было создание шрифта с более толстыми буквами, чем это часто использовалось в то время: ранняя печать на впитывающей книжной бумаге приводила к растеканию чернил, но к 1913 году инновации в разглаживании и мелованной бумаге привели к уменьшению растекания чернил и уменьшению их растекания. старые шрифты часто выглядят на бумаге скелетными. [3] Менеджер по разработке монотипий Фрэнк Хинман Пьерпон посетил музей Плантена-Моретуса, где приобрел печатные образцы исторических типов. [4]
Плантен был одним из первых возрождений Monotype Corporation, которое не было просто копией шрифта, уже популярного в британской полиграфии; он оказался популярным с момента его выпуска и был оцифрован. За ним последовала монотипия с возрождением многих других классических шрифтов в 1920-х и 30-х годах. [1] Позже Плантен также использовался в качестве одной из основных моделей для создания Times New Roman в 1930-х годах. [5] Семейство Плантенов включает обычный, легкий и жирный шрифт, а также соответствующий курсив.
Вдохновение
[ редактировать ]

На момент выпуска Plantin система набора текста Monotype горячим металлом , которая отливала новый шрифт для каждого печатного задания, приобрела репутацию практичной системы в торговой и массовой печати, но дизайны, предлагаемые Monotype, были относительно простым выбором, например, «современное» лицо , «старый стиль» и Кларендон . [1]
Джеймс Моран и Джон Дрейфус предположили, что источником вдохновения для дизайна мог быть ок. Семья 1910 года из литейного завода Шанкса, известная как «Старый стиль Плантина», рекламируется как хорошо читаемая. [6] На самом деле это был смелый дизайн, основанный на Каслоне , не имеющий никакой связи с Кристофом Плантеном или Гранжоном, но Дрейфус предполагает, что это, возможно, побудило Monotype исследовать Кристофа Плантена и коллекцию музея Плантена-Моретуса. [7]
Музей Плантена-Моретуса был создан в 1876 году на основе коллекции Плантена, которую сохранили и пополнили его преемники в бизнесе. Он известен как крупнейшая в мире коллекция шрифтов шестнадцатого века. [8] Хотя Плантен заказывал шрифты в Гранжоне, по словам Хендрика Вервлита, конкретный тип, на котором был основан дизайн Пьерпонта, начал использоваться издательством Плантен-Моретус только в 18 веке, после смерти Плантена и его пресс был унаследован семьей Моретус . [9] (Сообщалось, что Плантен действительно использовал длинные буквы шрифта в качестве заменяющих букв для создания шрифта Гарамонда меньшей высоты, но Вервлиет предполагает, что это мог быть набор немного разных символов, вырезанных Гранжоном отдельно. [9] [3] [4] [10] )
Плантен был спроектирован и выгравирован на металле на фабрике Monotype в Солфордсе , графство Суррей , которой руководили Пьерпон и рисовальщик Фриц Стельцер. Оба были сотрудниками Monotype из немецкой полиграфической промышленности.
Решение возродить дизайн французского Возрождения было необычным для того времени, поскольку большинство британских типографов того периода предпочитали либо Каслона , либо возрождение стиля Николаса Дженсона пятнадцатого века (узнаваемого по наклонной букве «е»), следуя примеру Уильяма Морриса , Золотой шрифт обе монотипии также будут возрождены. [1] Однако в последующие десятилетия несколько компаний, занимающихся набором горячего металла, в том числе собственные компании Monotype Poliphilus , Bembo и Garamond , Linotypes Granjon и Estienne и другие, стали очень популярными в книжной печати для основного текста.
Дизайн
[ редактировать ]
В дизайне Плантена сохранилась большая высота по оси X, как в дизайне Гранжона, но были сокращены верхние и нижние элементы и увеличены счетчики строчных букв «а» и «е». [4] Не все буквы принадлежали Гранжону: буквы «J», «U» и «W», не использовавшиеся во французском языке в шестнадцатом веке, не принадлежали ему, а другая буква «а» в стиле восемнадцатого века была заменена на другую. шрифт к моменту печати образца листа. [9] [11] [12] [13]
Образец Клода Ламеля 1742 года (известный качеством печати) представляет собой образец типа Гранжон в его первоначальном состоянии. [14] [9] У Мосли есть изображения лиц некоторых персонажей крупным планом. [12] [а]
Прием и использование
[ редактировать ]
Благодаря своей относительно прочной и прочной конструкции по сравнению с Didone и « модернизированным старым стилем », популярными в начале двадцатого века (которые Monotype уже делала версии), Plantin оказался популярным и часто особенно использовался торговыми и газетными типографиями, использующими плохую печать. качественная бумага в период металлического типа и за его пределами. Реклама Monotype подчеркнула ее популярность среди рекламодателей, подчеркнув ее использование в серии рекламы стирального крахмала «Миссис Роулинз». [16] [17] [18] [19] Поскольку основной шрифт на странице относительно темный, Monotype предлагала как «легкую», так и жирную версию, которую Хью Уильямсон описывает как «особенно подходящую для книжной работы». [20]
В межвоенный период лицо было принято и популяризировано издательством Pelican Press Фрэнсиса Мейнелла и издательством Cloister Press К. В. Хобсона, а также иногда использовалось издательством Cambridge University Press . [4] Специальная версия «Nonesuch Plantin» также была создана для компании Meynell's Nonesuch Press , одной из первых принтеров тонкой печати , использующих монотипные машины, с расширенными верхними и нижними узлами в нижнем регистре. [21] Дизайнер шрифтов Уолтер Трейси отметил, что это удивительно изменило внешний вид шрифта: «он выглядит не только более изысканным, но и так, как будто он произошел из другого периода: скажем, Фурнье [в восемнадцатом веке], а не Гранжона». [22] Bodley Head использовал его для печати автобиографии Мейнелла. [23] Monotype также создала сокращенную версию News Plantin для The Observer в конце 1970-х годов. [24] [1] Также существует детская разновидность шрифта под названием Plantin Infant. [25] с одноэтажными вариантами букв «а» и «г» и «у» с двумя прямыми сторонами.
Этот шрифт использовался в качестве фирменного шрифта для ABC News с 1978 по 1999 год. В последнее время журнал Monocle полностью написан на Plantin и Helvetica . [26] Основной текст всех карт Magic: The Gathering также создан в Plantin.
Дизайн, вдохновленный Плантеном
[ редактировать ]
Плантен лег в основу общего макета самого успешного шрифта Monotype — Times New Roman. [27] [28] Times похож на Плантена, но «оточен» или «модернизирован», с повышенным контрастом (особенно напоминающим дизайн восемнадцатого и девятнадцатого веков) и большим «блеском». [29] [30] [31] Аллан Хейли отметил, что Times New Roman «выглядит как Плантен на диете». [32]
Поскольку дизайн Плантена находится в свободном доступе, были выпущены его адаптации и неофициальные оцифровки (включая простые подделки). «Галактика Коперник» Честера Дженкинса и Криса Соуерсби — это новая интерпретация Плантена. [33] [34] Соуерсби последовал за ним, выпустив газетный шрифт Tiempos, созданный под влиянием Times New Roman. [35] [36] а позже, в середине 2023 года, выпустила цифровое возрождение металлической огранки Plantin 110, а не ее реинтерпретацию, под названием Martina Plantijn. [37] Ткань с засечками от Синдре Бремнеса и Фроде Хелланда из Monokrom Type Foundry — еще одна новая интерпретация. [38] [39] Другие подобные проекты включают Musee от DSType. [40] и Эрато от Hoftype. [41] В 2024 году The Economist принял новый шрифт Economist Serif, разработанный Хенриком Кубелем на основе Плантена. [42]
Aldine 721 — это версия Plantin от Bitstream. [43] [44] и Francisco Serial — версия Softmaker. [45]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и Слинн, Джуди; Картер, Себастьян ; Саутхолл, Ричард. История корпорации Monotype . стр. 202–3 и т. д.
- ^ Шустер, Бриджит (2010). «Монотипия Плантена: цифровое возрождение Бриджит Шустер» (PDF) . Королевская академия искусств, Гаага (магистерская диссертация) . Проверено 23 мая 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б Картер, Себастьян (1995), Шрифтовые дизайнеры двадцатого века , WW Norton & Company, стр. 28–29 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Морисон, Стэнли (7 июня 1973 г.). Счет типов . Архив Кубка. стр. 22–24 . ISBN 978-0-521-09786-4 .
- ^ Меггс, Филип Б.; Картер, Роб (1993), «29. Плантен», Типографские образцы: Великие шрифты , Джон Уайли и сыновья, стр. 302–311, ISBN 978-0-471-28429-1 .
- ^ «Plantin Old Style: краткий обзор шрифтов, выпущенный PM Shanks & Co Ltd., создателями шрифтов, Лондон, около 1910 года (изображение: Майк Эшворт)» . 16 апреля 2019 года . Проверено 2 декабря 2022 г.
- ^ Дрейфус, Джон (1995). В печать: Избранные сочинения по истории книгопечатания, типографики и книжного производства (1-е изд. в твердом переплете). Бостон: Дэвид Р. Годин. стр. 116–124. ISBN 9781567920451 .
- ^ Мосли, Джеймс (6 января 2006 г.). «Материалы шрифтоделия» . Тип Литейный цех . Архивировано из оригинала 30 июля 2024 г. Проверено 14 августа 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Хендрик Д.Л. Вервлит (2008). Палеотипография французского Возрождения: Избранные статьи о шрифтах шестнадцатого века . БРИЛЛ. стр. 226–7. ISBN 978-90-04-16982-1 .
- ^ Манн, Мередит. «Откуда взялся Times New Roman?» . Публичная библиотека Нью-Йорка . Проверено 2 февраля 2016 г.
- ^ Мосли, Джеймс (2003). «Возрождение классики: Мэтью Картер и интерпретация исторических моделей» . В Мосли, Джеймс; Ре, Маргарет; Друкер, Джоанна; Картер, Мэтью (ред.). Типографически говоря: искусство Мэтью Картера . Принстонская архитектурная пресса. стр. 31–34. ISBN 9781568984278 .
Плантен представлял собой воссоздание одного из старых типов, хранящихся в музее Плантена-Моретуса в Антверпене, экземпляр которого, напечатанный в 1905 году, был приобретен Пьерпоном во время посещения. Шрифт, с которого был напечатан образец, не только устарел несколько столетий и практически вышел из строя, но и был загрязнен буквами неправильного шрифта (особенно буквой «а»), а курсив даже не принадлежал к римскому. Возрождение, полученное Монотипией на основе непрямого и запутанного оригинала, представляет собой столь же надежный образец шрифтоделия, какой когда-либо был создан в 20 веке… за туманным образом римского шрифта скрывается… «Gros Cicero», римский Роберт Гранжон , приобретенный типографией Плантена после смерти ее основателя.
- ^ Перейти обратно: а б Мосли, Джеймс. «Комментарии к теме Typophile» . Типофил (в архиве) . Архивировано из оригинала 13 октября 2011 г. Проверено 16 декабря 2016 г. .
Похоже, что все согласны с тем, что не только неправильный шрифт a в делах в Антверпене, но и курсив, который Monotype адаптировал для своего Плантена (который можно увидеть на первой странице экземпляра 1905 года), может быть работой Иоганна Михаэля Шмидта. (умер в 1750 г.), также известный как Дж. М. Смит или Смид.
- ^ Лейн, Джон А. (1995). «Арент Корс Хогенакер (ок. 1579–1636): отчет о его литейном производстве и заметки о его типах. Часть вторая: типы». Кваэрендо . 25 (3): 163. дои : 10.1163/157006995X00017 .
Большинство этих шрифтов шестнадцатого века изначально были вырезаны без букв J, U и W, которые были добавлены в семнадцатом веке.
- ^ Ламель, Клод (1742). Общие тесты персонажей . п. 55.
- ^ Ламель, Клод (1742). Общие тесты персонажей .
- ^ «Монотипия (реклама)» . Современная реклама : 187. 1930 . Проверено 15 марта 2017 г.
- ^ Вард, Беатрис (1932). «Двадцать лет рекламной типографики» . Еженедельник рекламодателя : 130 . Проверено 15 марта 2017 г.
- ^ Хакни, Фиона Энн Ситон. « Они открыли совершенно новый мир»: женская современность и женское воображение в женских журналах, 1919–1939» (PDF) . Голдсмит-колледж (докторская диссертация) . Проверено 15 марта 2017 г.
- ^ Люси Летбридж (14 марта 2013 г.). Слуги: вид на Британию двадцатого века снизу . А&С Черный. стр. 187–8. ISBN 978-1-4088-3407-7 .
- ^ Уильямсон, Хью (1956). Методы оформления книги . Издательство Оксфордского университета. п. 81.
- ^ Стивс, Эндрю (14 апреля 2011 г.). «Книги стихов для Тралы» . Гасперо Пресс . Проверено 12 марта 2017 г.
- ^ Трейси, Уолтер. Аккредитивы . стр. 50–1.
- ^ Джозеф Розенблюм (1995). Библиографическая история книги: Аннотированный путеводитель по литературе . Пугало Пресс. стр. 407–8. ISBN 978-0-8108-3009-7 .
- ^ Луна, Пол (1986). «Мелкий шрифт». Дизайнер .
Будучи первой страной, установившей Lasercomp, она преодолела нехватку подходящих текстовых шрифтов, запустив собственную, слегка сокращенную версию Plantin.
- ^ «Младенческий шрифт Плантена» . Проверено 14 января 2022 г.
- ^ Коулз, Стивен (13 февраля 2009 г.). «Используется: Плантен для монокля» . Шрифтфид . ФСИ FontShop International . Проверено 23 декабря 2009 г.
- ^ Рэтиган, Дэн. «Время и еще раз времена» . Монотипия . Проверено 28 июля 2015 г.
- ^ Хатт, Аллен (1970). «Таймс Роман: переоценка» . Журнал типографских исследований . 4 (3): 259–270 . Проверено 5 марта 2017 г.
- ^ Лоусон, Александр (1990). Анатомия шрифта . Нью-Йорк: Дэвид Р. Годин. стр. 270–294. ISBN 9780879233334 . Проверено 6 марта 2016 г.
- ^ Морисон, Стэнли. «Изменение времени» . Глаз . Проверено 28 июля 2015 г.
- ^ Аллан Хейли (15 сентября 1992 г.). Типографские вехи . Джон Уайли и сыновья. п. 106. ИСБН 978-0-471-28894-7 .
- ^ Хейли, Аллен (1990). ABC типа . Публикации Уотсона-Гуптилла. п. 86 . ISBN 9780823000531 .
- ^ Черт возьми, Бетани (11 августа 2017 г.). «Обзор Галактики Коперника» . Журнал обзора шрифтов . Проверено 13 сентября 2019 г.
- ^ «Деревня: Галактика Коперника о» . Проверено 14 января 2022 г.
- ^ Соерсби, Крис. «Информация о дизайне Tiempos» . Климовский типолитейный завод . Проверено 21 января 2019 г.
- ^ Томсон, Марк; Соерсби, Крис. «Репутация: Крис Сауэрсби» . Глаз . Проверено 12 сентября 2019 г.
- ^ Соерсби, Крис. «Информация о дизайне Мартины Плантейн» . Климовский типолитейный завод . Проверено 29 декабря 2023 г.
- ^ «Используется ткань с засечками — используются шрифты» . Проверено 14 января 2022 г.
- ^ «Издательство «Монохромное письмо» . Проверено 14 января 2022 г.
- ^ «Музей» . Проверено 14 января 2022 г.
- ^ «Шрифт Эрато» . Проверено 14 января 2022 г.
- ^ «Почему The Economist изменил шрифт?» . Экономист . 07.02.2024. ISSN 0013-0613 . Архивировано из оригинала 25 июля 2024 г. Проверено 24 марта 2024 г.
- ^ «Aldine 721 в использовании» . Проверено 14 января 2022 г.
- ^ «Шрифт Aldine 721» . Проверено 14 января 2022 г.
- ^ «Серийный шрифт Франсиско» . Проверено 14 января 2022 г.