Адриан Фрутигер
Адриан Фрутигер | |
---|---|
![]() Фрутигер в 2002 году | |
Рожденный | Унтерзеен , Швейцария | 24 мая 1928 г.
Умер | 10 сентября 2015 г. Бремгартен недалеко от Берна , Швейцария. | (87 лет)
Альма-матер | Цюрихская школа прикладного искусства |
Занятие | Типограф и дизайнер |
Заметная работа | Универс , Фрутигер и Авенир |
Супруги | Полетт Флюкигер
Симона Бикель |
Дети | 3 |
Адриан Йоханн Фрутигер [ 1 ] ( Швейцарский стандартный немецкий: [ˈaːdriaːn ˈjoːhan ˈfruːtɪɡər] ; 24 мая 1928 — 10 сентября 2015) — швейцарский дизайнер шрифтов, оказавший влияние на направление шрифтового дизайна во второй половине 20 века. Его карьера охватывала эпохи горячего металла , фотонабора и цифрового набора . До своей смерти он жил в Бремгартене под Берном . [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]
Самые известные дизайны Frutiger, Univers , Frutiger и Avenir , представляют собой знаковые семейства шрифтов без засечек, охватывающие три основных жанра шрифтов без засечек: неогротескный , гуманистический и геометрический . [ 5 ] Univers был известен тем, что был одним из первых шрифтов без засечек, которые сформировали единое, но обширное семейство шрифтов различной ширины и веса. [ 6 ] Фрутигер назвал создание шрифтов без засечек «главным делом своей жизни». [ 7 ] частично из-за сложности их проектирования по сравнению со шрифтами с засечками . [ 7 ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Адриан Фрутигер родился в Унтерзеене , кантон Берн , в семье ткача. [ 8 ] В детстве он экспериментировал с придуманными шрифтами и стилизованным почерком, что было негативной реакцией на формальный рукописный почерк, который тогда требовался в швейцарских школах. Его отец и учителя средней школы поощряли его заниматься ученичеством, а не чистым искусством. Первоначально планируя выучиться на кондитера, Фрутигер устроился учеником в типографию Отто Шлаефли в Интерлакене . [ 9 ]
Годы становления и личная жизнь
[ редактировать ]В возрасте шестнадцати лет он в течение четырех лет отдавался в ученики наборщику у печатника Отто Шлаеффли в Интерлакене , а также посещал уроки гравюры на дереве и рисования в Gewerbeschule в Берне под руководством Вальтера Цербе, после чего поступил на работу наборщиком в Gebr. Фретц в Цюрихе, Швейцария. В 1949 году он перешёл в Kunstgewerbeschule Zürich , где до 1951 года учился у Вальтера Кеха, Карла Шмида и Альфреда Виллиманна. [ 10 ] Студенты там изучали монументальные надписи с оттисков римского форума. В Kunstgewerbeschule Zürich Фрутигер сосредоточился на каллиграфии — ремесле, предпочитающем перо и кисть вместо инструментов для рисования, но также начал наброски для того, что впоследствии стало Univers, под влиянием шрифтов без засечек, популярных в современном графическом дизайне. [ 7 ]
Фрутигер женился на Полетт Флюкигер в 1952 году, которая умерла в 1954 году после рождения сына Стефана. [ 11 ] [ 12 ] В 1955 году он женился на богослове Симоне Бикель. [ 13 ] [ 14 ] У них было две дочери, обе из которых имели проблемы с психическим здоровьем и покончили жизнь самоубийством в подростковом возрасте. Разочарованный стандартами психиатрической помощи в то время, Фрутигер и его жена основали Фонд Адриана и Симоны Фрутигер (по-французски: Fondation Adrian et Simone Frutiger ) для финансирования исследований в области психологии и нейробиологии, а также разработок в области поддержки психического здоровья. [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ]
В интервью Фрутигер назвал себя кальвинистом . [ 7 ]
Фрутигер провел большую часть своей профессиональной карьеры, работая в Париже и живя во Франции, а позже вернулся в Швейцарию. [ 17 ] [ 18 ]
Карьера
[ редактировать ]
Шарль Пеньо из парижского литейного завода Deberny & Peignot нанял Фрутигера на основании качества иллюстрированного эссе Schrift / Écriture / Lettering: развитие европейских шрифтов букв, вырезанных по дереву , последнего проекта Фрутигера в Kunstgewerbeschule Zürich . Иллюстрации эссе, выгравированные на дереве Фрутигером, продемонстрировали его мастерство, дотошность и знание форм букв. [ 19 ] В литейной мастерской Deberny & Peignot Фрутигер разработал шрифты Président, Méridien и Ondine. Кроме того, Шарль Пеньо поручил Фрутигеру работать над преобразованием существующих шрифтов для нового фотонаборного оборудования Linotype. [ 6 ] [ 20 ]
Первым коммерческим шрифтом Адриана Фрутигера был Président — набор заглавных букв с маленькими засечками в квадратных скобках, выпущенный в 1954 году. Каллиграфический, неформальный шрифт Ondine ( « волна » по-французски) также был выпущен в 1954 году. В 1955 году Méridien, был выпущен глифический шрифт с засечками в старом стиле. Шрифт демонстрирует вдохновение Николаса Дженсона , а в шрифте Méridien идеи Фрутигера о построении букв, единстве и органической форме впервые выражены вместе. Раф Левиен назвал «торговой маркой Frutiger» обычное использование буквы «а», когда петля образует горизонтальную линию вверху при пересечении с вертикалью. [ 21 ] В нем используются узкие клиновидные засечки — стиль, иногда известный как латынь, который Фрутигер часто будет использовать в своих будущих дизайнах с засечками. В 1956 году он разработал свой первый из трёх шрифтов с плоскими засечками — Egyptienne , по модели Clarendon; после «Универса» это был второй новый текстовый шрифт, заказанный для фотокомпозиции.
Вселенная
[ редактировать ]Шарль Пеньо представил большое, унифицированное семейство шрифтов, которое можно было бы использовать как в металлической, так и в фотокомпозиционной системе. Впечатленный успехом шрифта Futura , разработанного литейным заводом Bauer , Пеньо призвал к участию в конкурсе новый геометрический шрифт без засечек. Фрутигеру не нравилась регламентация Futura, и он убедил Пеньо, что новый шрифт без засечек должен быть основан на реалистической (неогротескной) модели. [ 7 ] Лицо 1898 года, Акзиденц-Гротеск , считается основной моделью. Чтобы сохранить единство 21 варианта, каждый вес и ширина, в прямом (вертикальном) и наклонном (наклонном) вариантах, были нарисованы и утверждены до того, как были вырезаны какие-либо матрицы. В шрифте Univers Фрутигер ввёл свою двузначную нумерацию; первая цифра (от 3 до 8) указывает вес, «3» — самый легкий, «8» — самый тяжелый. Вторая цифра указывает ширину лица и либо римскую, либо наклонную. Он продавался с дизайном, вдохновленным таблицей Менделеева . [ 22 ] Реакция на Univers была немедленной и положительной; он утверждал, что он стал моделью для его будущих шрифтов. Его с плоскими засечками дизайны Serifa (1967) и Glypha (1977) непосредственно основаны на нем. [ 23 ] [ 24 ]
поручила ему Univers привлек внимание к работам Фрутигера за пределами континентальной Европы, и Monotype создать Apollo, их первый шрифт, специально созданный для фотонабора , который был выпущен в 1964 году. [ 6 ] [ 25 ]
Фрутигер
[ редактировать ]
В 1961–64 годах Фрутигер вместе с Андре Гюртлером создал шрифт без засечек под названием Concorde для использования в новостях в обычном и жирном стилях для парижской полиграфической компании Sofratype. Требуется для создания дизайна, явно отличающегося от Univers, дизайна, основанного на классических прописных буквах с большим классическим влиянием, чем Univers, частично под влиянием дизайна с засечками Opéra, над которым он тем временем работал. Дизайн не привлек внимания и через несколько лет был снят с продажи.
В 1970 году Фрутигера попросили спроектировать вывески для нового аэропорта Шарль де Голль в Руасси пригороде Парижа . В задании комиссии по «ориентирующим указателям» требовался шрифт, читаемый как издалека, так и под углом. Фрутигер решил адаптировать Concorde, используя в качестве руководства исследование разборчивости, и назвал новый дизайн Roissy. [ 26 ] [ 27 ]
В 1974 году компания Mergenthaler Linotype поручила Frutiger разработать печатную версию Руасси с такими улучшениями, как улучшенный интервал, которая была выпущена для публичного использования под названием Frutiger в 1976 году. Чрезвычайно читаемый на расстоянии или в небольшом размере, Frutiger стал чрезвычайно популярным. оказал влияние на развитие будущих гуманистических шрифтов без засечек; Дизайнер шрифтов Эрик Шпикерманн назвал его «лучшим из когда-либо существовавших универсальных шрифтов», а Стив Маттесон назвал его «лучшим выбором для разборчивости практически в любой ситуации» при небольших размерах текста. [ 28 ] [ 29 ]
Frutiger — это объединение Univers, смягченное органическим влиянием Gill Sans , гуманистического шрифта без засечек Эрика Гилла , шрифта Эдварда Джонстона для London Transport и Antique Olive Роджера Экскоффона: как и Univers, он использует одноэтажную букву «g». , в отличие от двойника Gill Sans, имеет квадратные точки на буквах, но имеет в целом гуманистический дизайн с широкими отверстиями для повышения разборчивости. Решение было принято после исследования разборчивости. [ 30 ] [ 31 ]
В 1970-х годах Фрутигер разработал Icone, дизайн с клиновидными засечками и мягкой модуляцией штрихов, который имеет много общего по базовой структуре букв с Frutiger и по общему эффекту с Albertus . [ 32 ] [ 33 ] Намерение Фрутигера было более необычным: создать дизайн, который можно было бы модифицировать с помощью компьютера путем сильного наклона, морфинга или изменения ширины штриха, не создавая при этом ощущения, будто он был искажен. [ 34 ]
В 1970-х годах Фрутигер разработал ряд других проектов вывесок. В их число входила адаптация Univers для парижского метро после того, как RATP , управление общественного транспорта Парижа, попросило Фрутигера изучить вывески парижского метро . [ 35 ] Он создал вариант шрифта Univers — набор заглавных букв и цифр специально для белого на темно-синем фоне при плохом освещении. [ 36 ] Он также разработал шрифт с засечками для Центра Помпиду . [ 37 ]
Шрифт Frutiger Versailles 1984 года представляет собой текст с засечками в старом стиле с заглавными буквами, как в более раннем Président. Versailles — это латинский дизайн с острыми клиновидными засечками, основанный на популярном жанре печати XIX века. [ 38 ]
Будущее
[ редактировать ]
В 1988 году Фрутигер завершил семейство Avenir . Фрутигер задумал дизайн как более человечную версию геометрических шрифтов без засечек, популярных в 1930-х годах, таких как Erbar и Futura , и он назван Avenir ( « будущее » по-французски) как отсылка к последнему. [ 39 ]
В полной противоположности его следующий дизайн Westside представлял собой плиточную засечку на тему Дикого Запада , вдохновленную французскими Clarendon с обратным контрастом конца 19 века.
Поздние разработки
[ редактировать ]В 1991 году Фрутигер закончил Vectora, дизайн, вдохновленный Морриса Фуллера Бентона шрифтами Franklin Gothic и News Gothic . Полученное лицо имеет большую высоту по оси X и разборчиво в мелких кеглях. [ 40 ] Выпуск Frutiger в 1991 году Linotype Didot представлял собой элегантное возрождение шрифта Didot, адаптированного для отображения, который остается популярным; это версия Didot, поставляемая в комплекте с OS X. например, [ 41 ] Хотя Фрутигер продолжал участвовать в адаптации и расширении уже существовавших семейств и небольших проектов, в 1998 году он описал Дидо как свой «последний дизайн шрифта». [ 7 ]
Корни букв
[ редактировать ]
Linotype запустила серию шрифтов под названием «Тип до Гутенберга» в 1989 году, а в 1990-х годах Frutiger выпустил в рамках этой серии серию дизайнов, вдохновленных предпечатными алфавитами, такими как Herculanum и Pompeijana, вдохновленными римскими буквами кисти, Rusticana, вдохновленными автор: Capitalis Rusica, римская резьба. Позже он также создал Frutiger Stones (никакой связи с Frutiger ), игривый дизайн, вдохновленный формами гальки. Части этого дизайна были доработаны командой Linotype; он был основан на алфавите, нарисованном Фрутигером на рождественской открытке 1992 года. [ 42 ] [ 43 ] [ 44 ] Он также создал Capitalis, вдохновленный кистью, но без конкретного исторического источника. [ 45 ] Нами, унциальный дизайн, который Фрутигер рассматривал с 1992 года, а затем последовал в 2007 году.
Обновленные релизы
[ редактировать ]
В конце 1990-х годов Фрутигер начал работать над совершенствованием и расширением своих самых известных семейств Univers, Frutiger и Avenir. В новых проектах использовались усовершенствованные методы цифрового производства для создания более широкого спектра стилей и улучшенных подсказок для отображения на экране. Univers был переиздан как Linotype Univers с шестьюдесятью тремя вариантами; Frutiger был переиздан как Frutiger Next с дополнительными весами. Сотрудничая с дизайнером линотипов Акирой Кобаяши, Frutiger расширил семейство шрифтов Avenir легкими, тяжелыми и сокращенными версиями, которые были выпущены как шрифт Avenir Next. [ 46 ] [ 47 ] Фрутигер назвал процесс восстановления Univers «личным подарком». [ 48 ]
Эти модификации не всегда считались улучшениями: Фрутигер сожалел, что позволил Linotype заменить модный настоящий курсив 1990-х годов (не нарисованный Фрутигером) на Frutiger Next вместо более резкого наклонного шрифта, который Фрутигер предпочитал на протяжении всей своей карьеры. В своей автобиографии Фрутигер отметил, что, смирившись с этим, «Может быть, я был слишком мягок, чтобы сказать то, что я действительно чувствовал… У меня больше не было сил и терпения». [ 49 ] С другой точки зрения, шрифтовой дизайнер Мартин Майор заметил, что он предпочитает курсив, но назвал Linotype Univers «ошеломляющим» и «не улучшением» из-за его возвращения к очень агрессивному наклонному курсиву оригинальных рисунков Фрутигера: «Редизайн старого успешного шрифта — это то, о чем шрифтовому дизайнеру, возможно, никогда не следует думать». [ 50 ] Фрутигер прокомментировал курсив тем, что, по его мнению, Univers должен быть «быстрым» и что это добавляет характера. [ 27 ]
В 2009 году Фрутигер сотрудничал с Акирой Кобаяши над вторым переизданием Frutiger, Frutiger Neue, которое вернулось к оригинальному выпуску 1970-х годов. [ 51 ]
В последние годы своей жизни Фрутигер сотрудничал с соавторами Хайдрун Остерер и Филиппом Штаммом над обширной автобиографией « Шрифты: полное собрание сочинений» (2008). В этой книге Фрутигер рассказал всю свою карьеру, а также завершенные и заброшенные проекты.
Смерть
[ редактировать ]Фрутигер умер 10 сентября 2015 года в Бремгартене недалеко от Берна в возрасте 87 лет. [ 52 ] [ 53 ]
Гарнитуры
[ редактировать ]Шрифты Frutiger включают: [ 54 ]
- Ундина (1954 г.): дизайн экспозиции, вдохновленный арабской каллиграфией. [ 55 ]
- Президент (1954 г.): шрифт с клиновидными засечками, написанный заглавными и строчными буквами; чем-то похож на Copperplate Gothic . [ 56 ]
- Méridien (1955): текстовый шрифт, опять же с четким рисунком клиновидных засечек и постепенным расширением на подъемниках. [ 57 ] Frutiger Serif (внизу) — это обновление и расширение. [ 58 ]
- Египетский (1956 г.): гуманистический дизайн с плоскими засечками. [ 59 ]
- Вселенная (1957)
- Аполлон (1962): создан для Monotype, чем-то похож на Меридиен . [ 25 ] [ 57 ]
- Serifa (1967): пластинчатая засечка, основанная на семействе Univers.
- ОКР-Б (1968)
- Iridium (1975): Didone текст с засечками . Его расклешенный стиль предполагает неравномерность металлического шрифта - подход, который стал очень популярным в 1990-х годах. [ 60 ] [ 61 ]
- Фрутигер (1976)
- Глифа (1977): похожа на Серифу. [ 24 ]
- Icone (1980): дизайн с клиновидными засечками. Почти монолиния, но с нежной бликовостью мазков. [ 32 ] [ 33 ]
- Брейгель (1982): старинная засечка, вдохновленная эпохой Возрождения. [ 62 ]
- Версаль (1982)
- Столетие линотипа (1986)
- Будущее (1988)
- Westside (1989): полный отход от плит с засечками на тему Дикого Запада по французской модели Clarendon. Фрутигер обдумывал создание такого дизайна за много лет до его выпуска. [ 63 ]
- Геркуланум (1990)
- Вектора (1990) [ 40 ]
- Линотип Дидо (1991)
- Помпейана (1992)
- Рустикана (1993)

- Фрутигер Стоунз (1998)
- Символы Фрутигера (1998)
- Линотип Универс (1999) [ 48 ]
- Фрутигер Далее (2000)
- Нами (2006): игривый униказ без. Основан на эскизах 1980-х годов и разработан в сотрудничестве с Акирой Кобаяши. [ 64 ]
- Frutiger Arab (2007 г.): разработан ливанским дизайнером Надин Шахин по согласованию с Frutiger. В его основе лежит стиль Куфи.
- Фрутигер Сериф (2008) [ 58 ]
- Новый Фрутигер (2009)
- Универс Далее (2010)
Призы и награды
[ редактировать ]
- 1950 — Премия Федерального департамента внутренних дел, Берн, Швейцария. [ 10 ]
- 1960 — Премия за рекламную кампанию, De Arbeiderspers , Амстердам, Нидерланды. [ 10 ]
- 1970 — Кавалер Ордена искусств и литературы, Министерство культуры и коммуникаций , Париж, Франция. [ 10 ]
- 1971 — Серебряная медаль на конкурсе «Самые красивые швейцарские книги» с Бруно Пфеффли за «Das Hohe Lied Salomos» , Международная выставка книжного искусства, Лейпциг, Германия. [ 10 ]
- 1974 — Награжден гербом города Интерлакен, Швейцария. [ 10 ]
- 1984 — Премия Поля-Хаопта от города Берн, Швейцария. [ 10 ]
- 1986 — Премия Гутенберга Международного общества Гутенберга и города Майнц (Германия). [ 65 ]
- 1987 — Золотая медаль Клуба шрифтовых директоров Нью-Йорка. [ 66 ]
- 1990 — Кавалер Ордена искусств и литературы Министерства культуры и коммуникаций , Париж, Франция. [ 10 ]
- 1993 — Национальный Гран-при графики (Франция). [ 10 ]
- 2006 — Премия в области типографии от Общества любителей типографики (SOTA). [ 67 ]
- 2006 — награда TDC2 в номинации «Типовая система/Суперсемейство». [ 68 ]
- 2007 — Приз дизайнера 2007 , Федеральное управление культуры, Берн, Швейцария. [ 10 ]
- 2009 — Зал славы европейского дизайна. [ 69 ]
- 2013 — Премия в области культуры Бернского Оберланда 2013. [ 70 ]
Другая работа
[ редактировать ]В 2003 году швейцарская часовая компания Ventura поручила ему разработать новый циферблат для лимитированной линии наручных часов. [ 71 ]
В честь швейцарского графического дизайна он разработал три марки для швейцарского почтового отделения. [ 72 ]
Он также разработал текстовый знак для Национального института дизайна в Ахмедабаде , Индия. Первоначально институт назывался Национальным институтом дизайна, однако институт переименовал себя, чтобы соответствовать стилизованному логотипу NID Адриана Фрутигера рядом с названием «Национальный институт дизайна».
Для Фонда Фрутигер он создал набор символов как абстрактное представление работы Фонда. [ 73 ]
Адриан Фрутигер также разработал небольшие виньетки для молитвенника Христианско -Католической Церкви Швейцарии . [ 74 ] выполнение работы на общественных началах. [ 75 ]
Выберите библиографию
[ редактировать ]- Эрих Альб (ред.): Адриан Фрутигер — Формы и контрформы , Syndor Press, 1998; Ниггли: ISBN 3-7212-0440-9
- Адриан Фрутигер: Жизнь для письма , Schlaefli & Maurer, 2003, ISBN 3-85884-015-7
- Адриан Фрутигер, Хорст Хайдерхофф: Человек и его знаки , Marixverlag 2004, ISBN 3-937715-63-0
- Адриан Фрутигер: Размышляя о знаках и письме , Haupt 2005, ISBN 3-258-06811-9
- Энн Кунео: Адриан Фрутигер — дизайнер шрифтов , DVD 2005, ЕАН 7611372200269 , ОКЛК 862899462 , ИСАН 0000-0000-Д4ФБ-0000-Ф
- Адриан Фрутигер: Символы. Таинственные образы-надписи, знаки, сигналы, лабиринты, геральдика , Haupt 2008, ISBN 3-258-07323-6
- Швейцария. Фонд шрифтов и типографии, Хайдрун Остерер, Филипп Штамм (ред.): Адриан Фрутигер — Гарнитуры. Полное собрание сочинений , Биркхойзер, 2009 г., ISBN 978-3-7643-8581-1
- Адриан Фрутигер — Человек чёрного и белого , DVD Artfilm 2005, ISBN 3-7225-0049-4 , ISBN 9783722500492 , ISAN 0000-0001-83B9-0000-W
- Аня Бодмер и Юрг Брюльман : Прочтите меня — с Адрианом Фрутигером через мир персонажей и букв , Hochparterre Bücher AG , 2008, ISBN 978-3-909928-09-5
- Хайдрун Остерер, Филипп, Стамм (редакторы), Адриан Фрутигер — Гарнитуры. Полное собрание сочинений , третье издание, Birkhäuser 2021, ISBN 978-3-0356-2362-8
См. также
[ редактировать ]- Frutiger Aero — эстетика дизайна, названная в честь Адриана Фрутигера и его шрифтов.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Фокс, Маргалит (18 сентября 2015 г.). «Адриан Фрутигер умер в возрасте 87 лет; его шрифты укажут вам путь» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 9 марта 2019 г.
- ^ «Швейцарский типограф Адриан Фрутигер умер» . Новая Люцернер Цайтунг . 12 сентября 2015 года . Проверено 12 сентября 2015 г.
- ^ Твардок, Адам. «Адриан Фрутигер (24 мая 1928 – 12 сентября 2015)» . ТипЯщики . Проверено 12 сентября 2015 г.
- ^ Шпикерманн, Эрик (13 сентября 2015 г.). «Некролог: эпоха в письмах» . Süddeutsche Zeitung (на немецком языке). ISSN 0174-4917 . Проверено 13 сентября 2015 г.
- ^ Фокс, Маргалит (20 сентября 2015 г.). «Адриан Фрутигер умер в возрасте 87 лет; его шрифты укажут вам путь» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 20 сентября 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с Моран, Джеймс (1968). «Стэнли Морисон» (PDF) . Блокфлейта монотипия . 43 (3): 28 . Проверено 13 сентября 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Швемер-Шеддин, Ивонн. «Репутация: Адриан Фрутигер» . Глаза . Проверено 12 сентября 2015 г.
- ^ «Биография Адриана Фрутигера» . Линотипия . Проверено 12 сентября 2015 г.
- ^ Фрутигер, Адриан (8 мая 2014 г.). Гарнитуры — полное собрание сочинений . п. 12. ISBN 9783038212607 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Фрутигер, Адриан (2008). Гарнитуры. Полное собрание сочинений . Базель: Birkhäuser Verlag. п. 442.
- ^ Саймон, Софи. «Король ресторана» (PDF) . Женева Трибьюн . Проверено 19 сентября 2015 г.
- ^ «Объявление о свадьбе (список предметов коллекционирования)» . Бух-Антиквариат . Архивировано из оригинала 26 декабря 2015 года . Проверено 12 сентября 2015 г.
- ^ Фрутигер, Адриан (8 мая 2014 г.). Сочинения: Полное собрание сочинений . п. 450. ИСБН 978-3038212638 .
- ^ «Фонд Фрутигер – Симона Фрутигер» . Фонд Фрутигера . Проверено 18 сентября 2015 г.
- ^ «Приз Адриана и Симоны Фрутигеров» . Институт биомедицинских исследований Фридриха Мишера . Проверено 12 сентября 2015 г.
- ^ «Фонд Фрутигер» . Fondationfrutiger.ch/ . Проверено 12 сентября 2015 г.
- ^ Jump up to: а б «Исторический (французский)» . Фонд Фрутигер. Архивировано из оригинала 5 августа 2020 года . Проверено 12 сентября 2015 г.
- ^ «Фрутигер в 80 лет» . Линотипия . Проверено 13 сентября 2015 г.
- ^ Фрутигер, Адриан (8 мая 2014 г.). Гарнитуры — полное собрание сочинений . п. 22. ISBN 978-3038212607 .
- ^ «Дизайнер шрифтов Адриан Фрутигер» . Линотипия . Проверено 13 сентября 2015 г.
- ^ Левиен, Раф. «Коллекция шрифтов Microsoft ClearType: честный и сбалансированный обзор» . Типографика . Проверено 24 ноября 2014 г.
- ^ Образец книги «Универс» . Американские основатели шрифтов. 1968 год . Проверено 18 сентября 2015 г.
- ^ «Серифа» . Мои шрифты . Проверено 12 сентября 2015 г.
- ^ Jump up to: а б «Глифа» . Мои шрифты . Проверено 12 сентября 2015 г.
- ^ Jump up to: а б «Аполлон МТ» . Мои шрифты . Проверено 12 сентября 2015 г.
- ^ «Вспомнился Адриан Фрутигер» . Линотипия . Проверено 18 сентября 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Фрутигер, Адриан. Гарнитуры — полное собрание сочинений . стр. 224–229.
- ^ Шпикерманн, Эрик. «Пост в Твиттере» . Твиттер . Проверено 11 июля 2015 г.
- ^ Мэттесон, Стив. «Тип вопросов и ответов: Стив Мэттисон из Monotype» . Типография . Проверено 12 сентября 2015 г.
- ^ Фрутигер, Адриан (8 мая 2014 г.). Гарнитуры — полное собрание сочинений . п. 183. ИСБН 9783038212607 .
- ^ Бигелоу, Чарльз (октябрь 1988 г.). «Философия формы в шрифтах с засечками Адриана Фрутигера» . Мелкий шрифт: Обзор искусства книги . Проверено 18 сентября 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Шоу, Пол (10 февраля 2011 г.). «Недооцененные шрифты» . Печатный журнал . Проверено 2 июля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Фрутигер, Адриан. «Икона» . Мои шрифты . Линотипия . Проверено 10 сентября 2015 г.
- ^ Фрутигер, Адриан (8 мая 2014 г.). Гарнитуры — полное собрание сочинений . стр. 276–285. ISBN 9783038212607 .
- ^ «Парижанка» . Фонд Святой Невесты . Проверено 18 сентября 2015 г.
- ^ Фрутигер, Адриан (8 мая 2014 г.). Гарнитуры — полное собрание сочинений . стр. 244–49. ISBN 9783038212607 .
- ^ Фрутигер, Адриан. Гарнитуры — полное собрание сочинений . стр. 248–9.
- ^ Фрутигер, Адриан (8 мая 2014 г.). Гарнитуры — полное собрание сочинений . стр. 308–315. ISBN 9783038212607 .
- ^ «Адобе Авенир» . Мои шрифты . Проверено 12 сентября 2015 г.
- ^ Jump up to: а б «Вектора» . Мои шрифты . Adobe . Проверено 12 сентября 2015 г.
- ^ «Дидот ЛТ» . Мои шрифты . Проверено 12 сентября 2015 г.
- ^ «Геркуланум ЛТ» . Мои шрифты . Линотипия . Проверено 12 сентября 2015 г.
- ^ «Камни Фрутигера» . Мои шрифты . Линотипия . Проверено 12 сентября 2015 г.
- ^ «Помпеяна ЛТ» . Мои шрифты . Линотипия . Проверено 12 сентября 2015 г.
- ^ «Фрутигер Капитал» . Мои шрифты . Проверено 12 сентября 2015 г.
- ^ «Пользовательские шрифты и механизм пользовательских шрифтов» . Монотипия. Архивировано из оригинала 1 марта 2012 года . Проверено 18 сентября 2015 г.
- ^ «Акира Кобаяши, шрифтовик-линотипист» . Проверено 18 сентября 2015 г.
- ^ Jump up to: а б «Следы: Адриан Фрутигер об Универсе» . Линотипия . Проверено 12 сентября 2015 г.
- ^ Фрутигер, Адриан (8 мая 2014 г.). Гарнитуры: Полное собрание сочинений (2-е изд.). Вальтер де Грюйтер. п. 260. ИСБН 978-3038212607 .
- ^ Майор, Мартин. «Моя философия шрифтового дизайна» . Проверено 12 сентября 2014 г.
- ^ «Фрутигер Нойе» . Мои шрифты . Линотипия . Проверено 12 сентября 2015 г.
- ^ Адриан Фрутигер умер в возрасте 87 лет; Его шрифтовые проекты укажут вам путь
- ^ Дизайнер шрифтов - Адриан Фрутигер - Вспомнил Адриана Фрутигера
- ^ «77 семейств шрифтов Адриана Фрутигера» . Мои шрифты . Проверено 13 сентября 2015 г.
- ^ «Ундина» . Линотип. Архивировано из оригинала 1 августа 2015 года . Проверено 12 сентября 2015 г.
- ^ «Президент» . Линотипия . Проверено 12 сентября 2015 г.
- ^ Jump up to: а б «Адоб Меридиен» . Мои шрифты . Архивировано из оригинала 21 сентября 2015 года . Проверено 12 сентября 2015 г.
- ^ Jump up to: а б «Фрутигер Сериф» . Линотипия . Проверено 12 сентября 2015 г.
- ^ «Египтянка» . Линотипия . Проверено 12 сентября 2015 г.
- ^ «Иридиум» . Линотипия . Проверено 12 сентября 2015 г.
- ^ «Линотипия: заметки о семействе шрифтов Iridium» . Линотипия . Проверено 12 сентября 2015 г.
- ^ «Брейгель» . Линотипия . Проверено 12 сентября 2015 г.
- ^ «Вестсайд» . Линотипия . Проверено 12 сентября 2015 г.
- ^ «Нами» . Линотипия . Проверено 12 сентября 2015 г.
- ^ «Адриан Фрутигер» . Идентификатор . Проверено 18 сентября 2015 г.
- ^ «Адриан Фрутигер «MyFonts» . Проверено 18 сентября 2015 г.
- ^ «Frutiger удостоен престижной награды в области типографики» . Новости линотипии. 1 ноября 2006 года . Проверено 18 сентября 2015 г.
- ^ TDC2 2006: Страница награждения победителей TDC2. Архивировано 8 сентября 2012 г. на Wayback Machine.
- ^ «2009: Адриан Фрутигер» . Европейский дизайн . Проверено 18 сентября 2015 г.
- ^ «Церемония вручения премии в области культуры Бернского Оберланда» . Экономика Бернского Оберланда . Проверено 18 сентября 2015 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Адриан Фрутигер разрабатывает циферблаты для часов Ventura» . Часовой пояс . Архивировано из оригинала 31 мая 2013 года . Проверено 12 сентября 2015 г.
- ^ «Марки Фрутигер» . Катран Пресс . Проверено 12 сентября 2015 г.
- ^ «Символы: формы и контрформы» . Фонд Фрутигера . Проверено 12 сентября 2015 г.
- ^ «Книга молитв и гимнов с Вербного воскресенья до Пасхи (CG II) - Христианско-католическая церковь Швейцарии» (на немецком языке) . Проверено 18 августа 2023 г.
- ^ «Христианско-католический 2015–2017 гг. Христианско-католической церкви Швейцарии - Issuu» . issuu.com . 18 сентября 2015 года . Проверено 18 августа 2023 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Картер, Себсатиан. Шрифтовые дизайнеры XX века. Издательство Лунд Хамфрис: 2002. ISBN 978-0-85331-851-4 .
- Глаз , №31, Том. 8, весна 1999 г. [1]
- Фридл, Фредерик, Николас Отт и Бернард Штайн. Типографика: энциклопедический обзор шрифтового дизайна и техник в истории. Черный пес и Левенталь: 1998. ISBN 1-57912-023-7 .
- Фрутигер, Адриан. Знаки и символы: их дизайн и значение. Эбери Пресс: 1998. ISBN 978-0091864828 .
- Фрутигер, Адриан. Формы и контрформы. ISBN 978-3721204407 .
- Джасперт, Берри и Джонсон. Энциклопедия шрифтов. Касселл в мягкой обложке, Лондон; 2001. ISBN 1-84188-139-2
- Макмиллан, Нил. Шрифтовые дизайнеры от А до Я. Издательство Йельского университета: 2006. ISBN 0-300-11151-7 .
- Маклин, Руари. Типографы о шрифте. Лунд Хамфрис: 1995. ISBN 978-0-85331-657-2 .
- Овенден, Марк Парижский стиль метро в дизайне карты и станций , Capital Transport, Лондон, ноябрь 2008 г. ISBN 978-1-85414-322-8
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Публикации Адриана Фрутигера и о нем в каталоге Helveticat Швейцарской национальной библиотеки.
- Монотипия: Адриан Фрутигер
- 80 лет со дня рождения Адриана Фрутигера
- Почтовая марка, дизайн Адриана Фрутигера
- «Портрет со словом» Адриана Фрутигера работы Марка-Штеффена Гёвеке
- Фонд Фрутигера
- Философия формы в шрифтах с засечками Адриана Фрутигера - Чарльз Бигелоу